Вы здесь

Чем занять ребёнка: Игры без планшета и компьютера для детей от 6 до 10 лет. Глава 1. Основы (Триш Кафнер, 2013)

Глава 1

Основы

Родители часто так заняты физическим развитием ребенка, что пропускают всю красоту родительства, как не видишь всего великолепия деревьев, пока сгребаешь листья под ними.

Марселин Кокс

Мои поздравления! Вы выжили! Вы пережили период новорожденности, когда вы боялись дать своего ребенка на руки кому-либо, опасаясь, что его уронят. Время, когда поход за покупками с ребенком, детским автомобильным креслом, прогулочной коляской и сумкой с подгузниками казался невыполнимой задачей. Тот период, когда нельзя никуда пойти, потому что ребенок может проснуться и захотеть есть.

Вы пережили период младенчества, когда ждали с нетерпением, что же случится дальше. Она улыбнулась! Она смеется! Она перевернулась со спины на живот! А теперь наоборот! Она сама села! Она кушает детскую кашку! У нее прорезался зуб!

Тот период, когда крик ребенка будил вас среди ночи и ваше тело было словно камень, который невозможно сдвинуть с места и заставить еще раз подняться с кровати.

Вы пережили период младшего дошкольного возраста, когда вы поняли, что у ребенка нет никаких социальных навыков. Если мне это нравится, это мое; если это у меня в руках, то это мое! Если я могу это у тебя отобрать, то это тоже мое! Если я играл этим неделю назад, то это мое! Если это похоже на мое, то это мое! Если я думаю, что это мое, то это мое! Если это рядом со мной, то это мое! Если это брокколи, то это твое!

Вы пережили дошкольные годы вашего ребенка, когда его настойчивость, энергия и любопытство приводили к происшествиям, которые невозможно забыть: постриженные самому себе волосы, случайный звонок в службу спасения, день, когда она сама решила поменять грязный подгузник, и ее незабываемый утренний набег на холодильник.

Вы пережили все это и теперь наслаждаетесь небольшим перерывом перед подростковым возрастом.

Дети всех возрастов приносят родителям радость, и общение с детьми от 6 до 10 лет может стать истинным наслаждением.

Дети этого возраста обладают вновь обретенной способностью принимать участие в забавах и творческих занятиях, которые интересны даже взрослому. Ребенок этого возраста может легко разучить новую карточную игру, начать коллекционировать марки, прочитать роман, написать историю, играть в марблс, научиться готовить и многое-многое другое. Возможно, он умеет кататься на лыжах, велосипеде, плавать или участвует в семейных путешествиях. Ребенок может научиться вязать, строить, заниматься садоводством и разделить другие интересы взрослых.

Дети от 6 до 10 лет обычно ходят в школу. Большинство активно развиваются, когда в их жизни появляются новые взрослые, от которых можно узнать много нового. Для ребенка этого возраста важно быть принятым в компанию своих ровесников, поэтому у него может быть большой круг друзей, с которыми он любит играть. У него, несомненно, развивается чувство независимости от родителей, поскольку каждый день он самостоятельно проделывает путь от школы до дома.

С другой стороны, наступление школьных лет означает, что у ребенка остается все меньше времени на творческую и спонтанную игру. Меньше времени он проводит со своей семьей. Школа, дополнительные занятия, спорт, клубы по интересам, игры с друзьями оставляют ребенку мало времени, когда он мог бы использовать свое воображение, думать, мечтать.

Часто семье приходится прикладывать немало усилий, чтобы найти свободное время для совместной игры или прогулки, творчества, выпечки или просто чтения или разговора. Когда ребенок был дошкольником, дни казались такими долгими. Теперь же вам не хватает часов.

Но в школьной жизни есть замечательные передышки: выходные и каникулы. Благодаря им дети, родители и учителя получают необходимый отдых. Это время, когда дети могут заняться своими хобби, когда дети и родители могут пообщаться, когда все в семье могут расслабиться и поиграть в разные игры, почитать, погулять, поговорить или просто побыть вместе. Я расскажу вам, как с максимальной пользой провести свободное от школы время, будь то получасовая поездка на машине, дождливый полдень выходного дня или двухнедельные летние каникулы.

Планирование деятельности

Возможно, вы слышали поговорку, что неудачное планирование – это запланированный провал. Когда мои дети были маленькими, я поняла, что эта аксиома относится не только к глобальным делам, таким как сбережение средств на обучение ребенка, но и к маленьким, таким как совместное чтение новой книги, коллекционирование марок или игра в карты с ребенком.

В школах тщательно составляется учебный план, с тем чтобы ребенок получал разнообразный опыт, смог охватить определенный материал и овладел некоторыми навыками. Родителям можно быть менее формальными, но планирование все же необходимо. Книги, подобные этой, полезны, если вы претворяете в жизнь идеи, которые они содержат. Но если вы никогда не планируете свое время, то эта книга будет стоять у вас на полке и собирать пыль.

Здесь приведены некоторые принципы, согласно которым вы можете планировать занятия для вашего ребенка.

1. Просмотрите всю книгу и составьте список занятий, которыми вы бы хотели, чтобы ваш ребенок занимался один, с вами, со всей семьей.

2. На основе этого списка составьте недельный план занятий. Но будьте реалистами – вы вряд ли сможете делать что-то каждый день. Выберите 1 или 2 занятия на неделю. Затем выберите 1 или 2 дополнительных занятия на случай плохой погоды или на тот случай, если то, что вы запланировали на сегодня, не вызовет интереса у ребенка.

3. Если какие-либо занятия требуют дополнительных материалов, составьте их список, заранее соберите или купите их.

4. Составьте список тех материалов, которые вы должны приготовить заранее, таких как самодельные краски, глина и т. д.

5. Спланируйте занятия для няни, если она у вас есть, и сделайте так, чтобы все материалы были у нее под рукой. Это поможет вашей няне понять, что проводить целый день или вечер перед телевизором вместе с детьми в вашей семье не принято.

6. Сделайте список занятий, которые хорошо было бы внести в ваше расписание. Держите его под рукой, чтобы воспользоваться им, когда появится незапланированное свободное время.

Материалы для занятий

Для большинства занятий, описанных в этой книге, не требуется каких-либо специальных материалов. Многое, несомненно, есть у вас дома, но кое-что придется купить. Храните эти материалы в шкафу на кухне, на полке в гараже, в коробке в подвале или прямо в детской.






«Но мне нечего делать!»

Не важно, насколько ваш ребенок загружен в школе или на дополнительных занятиях вроде музыкальной школы или спортивных секций, насколько много он общается с друзьями. У него все равно остается время, когда он устал или ничем не занят. Дети, чей день жестко распланирован родителями, и те дети, которые долго сидят перед телевизором и компьютером, часто с трудом могут творчески и с воображением использовать свое свободное время.

Когда мои дети были маленькими, я старалась так организовать жизнь в доме, чтобы они не скучали. Если вы читали другие мои книги, вы можете заметить некоторые знакомые идеи, которые адаптированы для школьников.

Коробка повара для кухни

Наполните коробку или пластиковый ящик небьющимися кухонными принадлежностями. Положите туда формочки для кексов, формочки для печенья, противень, миски, мерные чашки и ложки, ложки-мешалки, резиновую лопаточку и т. д. Держите эту коробку на нижней полке шкафа, чтобы ребенок мог самостоятельно до нее добраться. Он может использовать эти предметы для игры с пластилином, глиной для лепки, макаронами или же помогать вам готовить и печь.

Коробка для занятий на каждый день

Наполните небольшой пластиковый ящик или коробку вещами, которые ребенок сам сможет использовать в любое время. Ребенку школьного возраста скорее всего понравятся такие предметы: мелки, маркеры, раскраски, бумага, лента, наклейки, ножницы, клей, штемпельная подушечка, резиновые печати, пластилин и т. д.

Сундук для забав

Сундук, полный одежды и аксессуаров для маскарада, не только поможет вашему ребенку научиться творческим играм, но будет постоянным спутником детства. Наполните сундук, коробку для игрушек, большой пластиковый контейнер, картонную коробку одеждой для взрослых, обувью, шарфами, перчатками, украшениями, чтобы ребенок мог использовать их для маскарада и переодевания. Для этого отлично подойдут старые костюмы, гавайские рубашки, жилеты, бейсболки, свадебные платья, ночные рубашки, парики, ботинки, тапочки и кошельки. Ищите вещи для вашего сундука на распродажах и в секонд-хенде, а наряды для принцесс и костюмы зверей на распродажах после праздников.

Коробка для дождливого дня

Когда погода плохая или если ваш ребенок заболел, полная сюрпризов коробка для дождливого дня поможет прогнать скуку. Самые подходящие вещи для этой коробки:

• новые запасы материалов для творчества (пачка бумаги, маркеры, набор красок, наклейки, пластилин);

• новая игрушка (или та, с которой ребенок давно не играл);

• новая книга, CD, DVD;

• интересные вещицы для маскарада;

• формочки для печенья, новый или любимый рецепт печенья;

• материалы и правила для новой игры или ремесла (спрятанные в пакет с замочком).


Не используйте коробку для дождливого дня часто. Она будет интересна, если ее появление станет для ребенка сюрпризом. Спрячьте ее в надежное место и доставайте в те дни, когда вам будет совсем скучно.

Коробочка домашних дел для всей семьи

Можно с раннего возраста приучать ребенка быть ответственным за ведение домашнего хозяйства. Сделайте коробочку домашних дел для своей семьи, используя пустую банку, банку от кофе или небольшую коробку. Нарежьте полоски бумаги и напишите на них дела, которые необходимо выполнить. Ходунку будет интересно вытирать пол или холодильник мокрой тряпкой или губкой, складывать полотенца в шкаф, собирать игрушки и складывать их в корзину или контейнер.

Дошкольник может приводить в порядок полки, мыть раковину, убирать полотенца или мыть овощи.

Дети от 6 до 10 лет могут подметать, пылесосить, вытирать пыль, протирать столы, накрывать и убирать со стола, загружать и разгружать посудомоечную машину и т. д.

Дети постарше могут складывать белье для стирки, мыть ванную, полы и т. д. Вам лучше знать, какую работу ваш ребенок способен выполнить хорошо без особой помощи взрослых.

Когда вы заняты хозяйством, а ребенок изнывает от скуки, попросите его достать бумажку с заданием из коробочки. Если ваш ребенок неохотно помогает по дому, он с большей готовностью сделает это, если сам выберет себе задание.

Меняйте игрушки

Если ваша семья подобна нашей, то дети получают много чудесных игрушек в подарок на дни рождения и другие праздники. Все хотят порадовать ребенка, но в результате получается так много игрушек, что ему сложно с ними играть. Даже самые творческие и развивающие игрушки перестанут быть интересными вашему ребенку, если их слишком много. Если вы будете менять игрушки каждые четыре или шесть недель, то ребенку они станут казаться новыми и ему будет снова интересно в них играть.

Разложите игрушки вашего ребенка на несколько кучек. Если у него есть любимая игрушка, пусть она всегда будет рядом. Положите одну часть игрушек в комнату ребенка или место, где он обычно играет, а другие уберите в коробки, надписав на них дату, когда их следует достать. А если у ваших друзей есть дети, ровесники вашего ребенка, почему бы не устроить обмен? Составьте список того, что вы обменяли, и заранее обговорите условия обмена: на сколько вы обменялись, кто отвечает за порчу игрушек и т. д.

«Безумная коробка»

Ужин частенько совпадает со временем «вечернего гона». Возможно, вы работали целый день, возили детей на занятия танцами или хоккей, и сейчас вам предстоит накормить уставшую голодную семью. Или же вы сидели целый день дома с дошкольниками и ходунками, чей сон был слишком коротким, чтобы вы успели прийти в себя.

Как бы то ни было, ужин – это время, когда вы наиболее заняты, а дети наиболее капризны. В самый разгар хаоса вы мечтаете о чем-то, что могло бы отвлечь их внимание. Поскольку вы сейчас не в самом спокойном и вдохновленном состоянии, то это не лучшее время для обдумывания подходящего выхода. В такой ситуации вам поможет «безумная коробка», содержимое которой вы обдумаете заранее.

Сделайте список занятий, для которых не требуется каких-либо специальных материалов, подготовки и последующей уборки, а также частой помощи взрослых. Запишите эти идеи на карточках или листочках бумаги и сложите их в пустую коробочку, например, из-под кофе. Вы можете обернуть эту коробочку яркой бумагой или попросить ребенка разукрасить ее с помощью красок, маркеров или мелков. Когда вы почувствуете, что обстановка накалилась или просто очень скучно, карточка из заветной коробки будет вашим спасением. В приложении Б вы найдете список идей для такой коробки.

Коробка ожидания

Коробка ожидания поможет вам в местах, где ребенку приходится ждать: в очереди в поликлинике, у парикмахера, в ресторане, в машине, в автобусе и т. д.

Превратите мешок с завязками или рюкзак в переносную коробку ожидания, наполненную предметами, которые помогут развлечь ребенка. Школьникам понравятся куклы Барби, наборы Lego, книги, CD, маленькие машинки, пазлы, что-то необычное для перекуса, наклейки и книга с наклейками, бумага и маркеры, магниты и небольшая железная форма для выпечки и т. д. Вы можете сделать сюрприз и собрать эту сумку сами или воспользоваться помощью ребенка и собрать ее вместе с ним.

Что насчет телевизора?

Возможно, такой вопрос у вас даже и не возникал, когда ребенок был ходунком и дошкольником. Наверное, он смотрел несколько любимых передач, а может быть, вообще не интересовался телевизором. Так или иначе, но ситуация меняется, когда ребенок становится школьником. Во-первых, у него остается совсем мало свободного времени по сравнению с тем, сколько он проводит в школе. Во-вторых, под влиянием одноклассников ребенок может захотеть смотреть телевизор больше, чем обычно, или попросит разрешить ему смотреть те передачи, которые вы не считаете подходящими для его возраста.

В последние годы часто обсуждалось влияние телевизора на детей. Как я уже писала, вопрос не в том, что именно смотрят дети, поскольку родители могут контролировать этот процесс. Меня больше волнует, как родители используют телевизор, и то, чего дети не успевают сделать, пока они его смотрят. Очень выгодно назначить телевизор нянькой для ребенка, но проблема в том, что просмотр телепередач превращается в привычку и для взрослого, и для ребенка. То небольшое количество времени, которое остается у школьника, лучше потратить на игру, чтение, прогулку, разговоры, рисование или занятия каким-либо ремеслом.

Но телевизор есть. И от родителей зависит, смогут ли они использовать его для развития ребенка и своих отношений с ребенком. Как этого добиться? Во-первых, избирательно подходите к тому, что смотрит ваш ребенок.

Хорошие телепередачи могут в игровой форме обучать ребенка и развивать его кругозор. Ищите программы, которые обучают, развлекают и несут в себе те ценности, которые вы хотели бы развить в своем ребенке. Во-вторых, ограничьте время, отведенное на просмотр. Время, проведенное у телевизора, – это время, потерянное для более важных занятий, таких как игра, самостоятельное чтение и чтение со взрослыми, разнообразные творческие занятия.

Дети, которые много времени проводят перед телевизором, хуже используют воображение в самостоятельных играх. В-третьих, насколько это возможно, смотрите телевизор вместе с детьми. Во многих программах скорость изложения материала так велика, что ребенку некогда обдумать полученную информацию. Родители могут помочь ему выстроить единую картину увиденного. А если родители расскажут ребенку о случаях из своей жизни, которые подходят к данной теме, то для ребенка полученная информация обретет реальный смысл.

И наконец, подайте пример своему ребенку. Пусть он видит, что вы с бóльшим удовольствием читаете книгу, играете или общаетесь с ним, чем смотрите телевизор. Не ожидайте, что ребенок будет сокращать время просмотра и разумно подходить к выбору программ, если на вашем примере он видит противоположное. Запомните: дети лучше воспринимают наши поступки, чем слова.

Слово ободрения

Быть родителями – нелегкая работа, и часто мы не получаем одобрения или похвалы за нее. Но, как сказал доктор Спок, воспитание детей, «забота о детях, наблюдение за их развитием дают многим родителям, несмотря на тяжелый труд, самое большое удовлетворение в жизни».

Воспитание детей приносит не только удовлетворение. Когда ваш ребенок вырос, пройдя от новорожденности множество стадий развития, вы выросли вместе с ним. Вы стали так много знать и успевать, завели много новых знакомств, лучше узнали самого себя и, наверное, выработали ангельское терпение.

Смотрите на жизнь позитивно. Не сравнивайте себя с другими, делайте это только в том случае, если это сравнение послужит стимулом к самосовершенствованию. Радуйтесь вашим детям и принимайте их такими, какие они есть. Любите их безусловной любовью. Обнимайте и целуйте их как можно чаще, поскольку «последний раз» может случиться в любой день: последний раз, когда вы, уютно устроившись в постели, рассказываете ребенку сказку на ночь; последний раз, когда он позволяет держать себя за руку на прогулке; последний раз, когда он разрешает выбрать себе одежду. Не завидуйте тому, что другие считают успехом. Если ваши дети любят вас, уважают, если им нравится проводить с вами время, то вы достигли успеха в самом главном деле в жизни.