© Александров Н., тексты, 2017
© Издательский Дом «Историческое наследие Сибири», 2017
Преподавателям, учителям, воспитателям – всем специалистам по будущему – тем, кто проектирует, строит и наполняет завтрашний день здравым смыслом, а человека – достоинством.
Руководитель проекта Федорчук С.В.
Главный редактор Долгушин С.Ю.
Научно-экспертный Совет: д-р психол. наук Большунова Н.Я., канд. соц. наук Киселёв Н.Н., д-р экон. наук Кисельников А.А., канд. филос. наук Кузин В.И., член-корр. СО РАН, д-р ист. наук Ламин В.А., канд. пед. наук Шаблов О.Н., д-р пед. наук Шульга И.И.
Координатор проекта Перкова В.Г.
Автор текстов Александров Н.А.
Авторы методического раздела: Кривушева О.М. (руководитель), Косицына М.В., Макарова Т.Ф.
Консультанты: Толстова А.А. (руководитель), Вержанская В.И., Волкова Т.В., Хрущева В.В.
Проект осуществляется при содействии министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
Есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно.
От редакции
В период отсутствия чёткого и ясного понимания, что есть Добро, а что есть Зло, при разноречивом толковании основных нравственных критериев и оценок крайне осложняется процесс воспитания детей. Библиотека «Мудрые дети» предназначена для совместного чтения и совместного обсуждения вопросов, на которые можно найти ответ только в диалоге, подводя ребёнка к правильному ответу и выводу.
В основной части размещены короткие художественные рассказы, поднимающие проблемы нравственного выбора. После каждого рассказа в разделе «в помощь воспитателям и родителям» помещены вопросы, рекомендуемые для обсуждения с детьми. Но мы надеемся, что родители и воспитатели поделятся и своим личным жизненным опытом, а дети выскажут свои убеждения или сомнения, а возможно, и зададут вопросы, на которые ответить можно будет после совместного размышления.
Для того чтобы состоялся искренний и полезный разговор взрослым необходимо создать атмосферу доверия между всеми участниками диалога. Необходимо помнить, что ребёнок может быть готов к откровенному разговору при условии вашей деликатности. Дети имеют право на молчание, но если ребёнок доверился вам, то надо помнить, что его открытость и искренность нуждается в защите от насмешек или иных негативных реакций и тем более действий посторонних людей.
Библиотека «Мудрые дети» призвана побудить ребёнка к осмысленному отношению к собственной личности и, конечно, укрепить внутрисемейный мир и стать не только ориентиром и практикой для родителей и детей, но и инструментом семейного сотворчества в познании нравственного и поведенческого эталона. Мы должны помнить, что дети, научившиеся думать и мыслить, могут стать по-настоящему счастливыми людьми.
В разделе «практическое задание» предложены упражнения, способствующие закреплению у детей ранее полученных знаний. С этой целью авторы методического раздела ввели новый персонаж, которую зовут Росинка – девочка любопытная, сметливая и очень симпатичная.
Выполняя предложенные упражнения, ребёнок приобретёт не только поведенческие знания, но также сможет развить творческие способности.