Иллюстратор Юлия Бекенская
© Юлия Бекенская, 2017
© Юлия Бекенская, иллюстрации, 2017
ISBN 978-5-4485-4044-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
У меня много друзей-авторов. Они умеют писать прекрасные тексты. Рассказы, стихи, новеллы. С помощью букв они могут слепить картинку ушедшего дня. Осмыслить свой опыт, рассмешить, вдохновить. Повести читателя за собой.
Они не делают этого.
– Почему? – спрашиваю я.
И слышу:
– Понимаешь, я отправила рассказ на литературный портал, а его там никто не читает…
– Я тут написала пост о том, как пережила расставание с любимым, а мне потом позвонила мама и устроила истерику.
– Я придумала смешную шкодную сказку, выложила ее на своей странице и мне тут же написала сотрудница: у тебя все в порядке? Что у тебя с головой?!
– Я отправила свою историю на конкурс, а там набежали голодные злые критики, и такого понаписали… я потом вообще боялась в интернет выходить.
Они не пишут.
У меня обширная лента в социальной сети. Изо дня в день я вижу в ней одно и то же: демотиваторы – недобрые фразы белым по черному, котиков, розовые закаты с цитатами Паоло Коэльо, рекламу, призывы «помогите спасти кого-нибудь прямо сейчас», рецепты, снова котиков…
Мои друзья не пишут. Они делают репосты, отдавая кому-то другому право рассказывать об их жизни. Веселят бородатыми анекдотами (перепост из сообщества «смешнючая смешнятина»), добирают загадочности притчами (перепост группы «мудрость на каждый день»).
Цитатами великих – особенно достается Ремарку и Раневской – пробуют рассказать, что у них на душе. Фотографиями тазика долматинцев чешут свое милосердие.
Они не пишут.
Почему?
Я не спрашиваю. Я и так знаю ответ. Потому что писать – это открыться перед молчащим залом. Быть собой – подставляться под удар.
Вдруг кто-то что-то подумает? Вдруг меня сочтут странным? Вдруг подруга позвонит и наговорит кучу гадостей, или посторонний мимокрокодил наплюет в душу?
Быть собой в тексте – страшно. Гораздо проще спрятать плохое настроение за фотографией с мокрым стеклом. И пусть внутри расцвели и опали, усеяв лепестками ненаписанных строчек, твои стихи. Всегда можно запостить грустную песенку – может, кто-нибудь, да и поймет, как бывает тоскливо и одиноко.
Я читаю френд-ленту, как дешифровщик – депешу от резидента.
Я понимаю, что если подруге не хватает солнца в душе, она будет добирать его позитивными цитатами («подпишись на сообщество «Счастье даром никто не уйдет обиженным»! ). А если пузатенькому лысому однокласснику хочется вдруг побыть мачо – жди суровых боксерских поединков в ленте…
Я пойму. Я умею читать между строк.
А еще я умею писать свое, не прячась за чужими картинками.
Иногда я устраиваю загул: собираю толпу писателей на творческий квест. И тогда моя лента похожа на сказку – в ней полно юмора, жизненных историй, стихов и полезных вещей. В этом квесте мои друзья пишут – потому что им есть, что сказать. У них появляется повод.
Я хочу, чтобы повод появился у вас.
Этим поводом и должна стать моя книга.
Для кого и о чем эта книга?
Слово читателям, моим творческим соучастницам, тем, кто уже опробовал материалы на практике:
«Эта книга для тех, кто думает: « О чем писать? Как часто? Да и получится ли с моим стилем стать блогером? Кому все это, вообще, нужно?» После прочтения я обнаружила в своем дорожном чемодане четкий план и расписание текстов, список вероятных рубрик блога, приоритетные формы заметок. Осознала важность общения с читателями. А главное, поняла: просто пиши. Это важнее лайков, комментариев, репостов. На буквы, как на свет слетятся твои читатели. Родное всегда притягивается».
«С одной стороны, это книга для тех, кто хотел бы вести блог, личный или коммерческий. Здесь много советов, инструментов, нюансов и стратегий развития. Информации много, она проработана, структурирована и подана так, что тетрисом укладывается в голове.
А с другой – это про всех нас. Тех, кто обитает в интернете, тех, кто хочет общаться и проявляться. Это книга про то, как говорить своим голосом. Как перестать прятаться за чужими мыслями и рекламой. Как открыть в себе источник идей и выпустить в свет множество важных тем, которые в тебе есть».
Книга для тех, кто думает: «Нет, это не мое, я не смогу, какой юмор? Это не про меня. Лайфхак?! Разве я могу знать что-то лучше других?! У меня и нет столько букв, как это, писать каждый день?!». Для тех, кто не знает, с чего начать, для тех, кто хочет научиться писать множество текстов по разным темам, в разных жанрах, полезных, интересных, грустных, смешных».
«У всех случается чемоданное настроение, когда привычная обстановка опостылела, а чтобы попробовать новое не хватает самой малости: денег, смелости, времени. Эта книга – как раз для таких нерешительных.
Когда меня накрывает чемоданное настроение, я сажусь и пишу о важном, о волнительном, о мечте. А набраться смелости писать, а не прятаться под диваном, мне помогла эта книга.
Рекомендую всем, кто хочет вести свою страничку в соц. сетях, тему на форуме, или сайт. Вы узнаете, как наполнить его и сделать живым. Как привлечь только тех, кому интересны именно вы, ваши мысли и буковки. Вы узнаете даже, как продавать без гнусного манипулирования.
Рекомендую всем, кто уже ведет свой блог, но думает, что ему чего-то не достает: полезно иметь под рукой справочник, в который заглядываешь при необходимости.
Рекомендую всем, кто нестерпимо хочет писать – даже большой роман начинается с маленьких зарисовок. А где найти лучшее место для зарисовок, чем на своей страничке?».
«Мне близок подход автора к ведению блога. Показывать себя через буквы, быть настоящим, быть в сети собой – автор следует принципам, описанным в книге, и невольно думаешь: а вдруг и правда? Так можно?
Для меня естественно сомневаться в себе и своих текстах; по три раза на дню желать «уйти из литературы», переживать, что это никому не нужно. Книга помогает успокоить суетливый ум, напомнить, почему я все это начала, протягивает руку помощи.
Самой важной для меня стала мысль, почему нельзя, например, спрятать себя-человека за своими картинами и надеяться, что они станут хорошо продаваться.
Мне кажется, эта книга будет полезна творцам – чтобы показать человека из-за работ, поделиться опытом, историями создания трудов, пообщаться со своими читателями; и людям, кто хочет оставлять себе воспоминания в виде букв, к которым можно вернуться; кто испытывает необходимость делиться наблюдениями, переоценивать и обрабатывать свой опыт.
Для меня книга стала настольным помощником-выручальщиком, вектором, по которому иду, частенько вопреки внутреннему сопротивлению и сомнениям в нелегком деле блогинга. Теперь я знаю, что иду верной дорожкой, и иду не одна».
«Как вести блог так, чтоб оставаться собой и расти при этом, раскрываться с новых сторон, дружить и общаться с читателями – вот о чем эта книга. Какой бы ни была цель блога – работа или разговор по душам, полезные советы вы найдете здесь. Целый чемодан знаний и опыта, которые опробованы на практике и принесли реальные результаты».
«Я счастлива, что выходит эта книга. Ведь это вещественное доказательство существования нашей команды-банды-семьи пишущих авторов и наших текстов. И у меня такое ощущение, что там есть частичка меня и каждого, кто жил в чемоданах.
Чемоданы – это истории и сказки о потерянном голосе, или даже не потерянном, а замершем, заколдованном. Я не знаю, как это объяснить, но в этих литературных играх прорезается и крепнет собственный голос».
«ЧБ – это большая книга с рецептами.
Как выразить себя через буквы, как важно быть в текстах собой, как писать интересно, как притягивать близких по духу людей, упорядочить опыт, поделиться чем-то важным, найти поддержку или создать свое уютное пространство с историями, впечатлениями и мыслями, рассказать о своем деле и творчестве.
Книга расскажет, поддержит и поможет поверить, что это доступно каждому.
Что значит загадочное слово «саммари», какие они – юмор и ирония в рамках блога, о каких проблемах может поведать одна девочка, кого можно «поймать» на свои тексты, для кого стоит закрыть дверь на свою территорию, о чем писать в ближайший месяц и как не бояться это делать.
Путь от точки, когда уверен, что писать – это не про тебя, до текстов в блоге – большое путешествие, билет в которое дает эта книга».
Как устроена эта книга?
Еще одна моя соучастница писала:
«Самое главное открытие: успех записи, будут её читать и репостить или нет – закономерно. Да, материал и способности автора имеют значение, но решающей может оказаться подача. И вот за эти рецепты приготовления тем, в которых ты уже хорошо разбираешься или про которые интересно писать, я очень благодарна Юле».
Юле – это мне, автору. Рада с вами познакомиться.
В первой части книги мы поговорим о подаче материала. Я убеждена, что у каждого автора, вне зависимости от возраста и жизненного опыта, есть мысли, которыми он готов поделиться с читателем. Но не всегда он умеет облечь их в удобную для восприятия форму.
Я расскажу, как это сделать. Покажу, как писать разные виды текстов.
Дальше мы рассмотрим возможные стратегии ведения блога, обсудим технику безопасности и создадим матрицу-трансформер, которая позволит вам легко и быстро генерировать тексты.
Поговорим, из чего складывается ваш образ в сети, почему важно оставаться собой и какие четыре дороги есть у каждого блогера.
Последняя часть книги посвящена играм с читателями. Я расскажу, какие развлечения вы можете организовать для своих подписчиков.
Эта книга задумана как творческий справочник.
Участницы моих литературных квестов предложили мне собрать материалы тренингов в компактную форму. Поэтому – справочник.
Книгу можно читать с любой главы и тут же применять прочитанное на практике. Поэтому – творческий.
Вы можете использовать эти материалы для ведения собственного блога или нескучной страницы в социальной сети.
Но, возможно, у вас возникает вопрос: зачем вообще это нужно? Зачем человеку писать, если можно совсем не писать?
Сейчас расскажу.
Зачем вообще нужно писать?
У Клариссы Пинколы Эстес в книге «Бегущая с волками» есть метафора реки под рекой, Rio abajo Rio. Это творческий поток, который живет в каждом из нас, вне зависимости от того, черпаем ли мы из него или нет.
Если вы много читаете – вам нужно писать. Каждый читатель – потенциальный автор. Каждый автор – буквенный обжора. Мы читаем все подряд, и периоды информационной голодовки могут вызвать у нас настоящую ломку.
Если вы поглощаете много информации, вам необходимо ее отдавать.
Книги, фильмы, статьи, семинары – информационный поток захлестнет вас, если вы не будете обрабатывать входящую информацию. Если вместо кнопочки «on» хоть иногда не будете нажимать кнопку «off», освобождаясь от награбленного через написание полезных для читателей текстов.
А ваши рецензии, дайджесты, впечатления от путешествий обязательно окажутся нужны кому-то еще.
Но, чем дольше вы молчите, тем сложнее вам будет взяться за дело. Поэтому начинайте прямо сейчас.
Еще момент. Я точно знаю, что если прочитала книгу, она останется со мной лишь в том случае, если я найду время написать рецензию. Если я прошла тренинг, то непременно оставлю отзыв или поделюсь впечатлениями о нем для того, чтобы присвоить себе эту работу. А если я перелопатила ноосферу в поисках нужной информации, то постараюсь найти время, чтобы структурировать найденное, иначе оно меня поглотит. И после этого с чистой совестью выбрасываю конспекты – все, что могла, я забрала. А что не сумела – то и потом не стану перечитывать.
И тут работает странный парадокс: отпуская добытые знания через текст, я их усваиваю, интегрирую, и больше уже не забуду.
Если я этого не делаю, симптомы тревожны: я сажусь писать роман, а вместо этого в голове выстраиваются статьи, главы книги нон-фикшн, идеи и задания новых тренингов. Возникает каша, с которой я не могу справиться, пока не структурирую мысли на бумаге.
Если с вами происходит что-то подобное, вы легко сможете заметить это по своим снам.
Если ваш разум или душа засорены, вы будете видеть во сне мутные моря и реки, полные мусора, подтопленных бревен и тины.
Мне однажды приснилась река, полная китайцев. Тысячи плывущих в реке желтокожих людей, на плотах и лодках, брассом и в стиле баттерфляй – отборный такой кошмар, Хичкок позавидует.
Это Rio abajo Rio, река под рекой, через сны дает понять автору, что время пришло. Что из режима приемника нужно переходить в режим транслятора. Что нужно писать.
И здесь появляется новый вопрос.
Где взять время?
Тут у меня есть хорошая новость. Когда вы пишете – вы работаете в режиме транслятора. И время в этом режиме течет иначе, чем тогда, когда вы информацию поглощаете, то есть работаете, как приемник.
В режиме приемника время утекает сквозь пальцы. Вы решили проверить почту, а спустя три часа нашли себя на форуме цветоводов. Вы, буквально на минуточку, присели отдохнуть перед телевизором, взяли в руки пульт – и очнулись уже через час. Что вы смотрели, что ты читали – не вспомнить. Вы грезили с открытыми глазами.
Ваше время утекло.
Особенно это видно перед сном, когда мозг устал, и все его спам-фильтры, все защиты ослаблены. Вы забежали в сеть на минуточку, и остались там до двух часов ночи. Утром встали не выспавшись, отбыли день, вечером решили отдохнуть и опять зависли в интернете…
В режиме транслятора ваш день протекает иначе. В нем образуются карманы времени. Вы тратите время на текст, на изучение материала, на поиск фактуры, но почему-то в ваш день помещается больше.
Я вижу это по себе, когда веду тренинги: в это время мне удается писать больше всего.
Я вижу это по участницам моих квестов: они успевают работать, воспитывать детей, получать новые впечатления и писать. И время у них остается.
Режим транслятора гораздо ресурсней. Он включает вас в творческий поток, организует ваше время более удобным способом, позволяет вам лучше слышать себя и легче отфильтровывать внешний шум.
Вы приучаете себя писать на ходу, добывать нужные метафоры прямо на городских улицах, слышать подсказки в обрывках чужих разговоров.
Это очень увлекательное состояние – творческий поток. Это очень ресурсное дело – режим транслятора.
Если вы будете писать – у вас появится на это время.
Но есть еще одна проблема.
Как быть с доброжелателями, непрошеными советчиками, подругами и сослуживцами, которые случайно окажутся у вас в читателях? Где взять силы на то, чтобы противостоять их советам, переживаниям, опасениям? Об этом мы поговорим, когда будем обсуждать технику творческой безопасности.
А как оттолкнуть чужих, тех, кто читает ваши тексты холодными злыми глазами, вы узнаете в главах, посвященных играм с читателями.
Но один вопрос обсудим прямо сейчас.
Какие они, ваши читатели? И как их к себе притянуть?
Где взять читателей?
Ваш читатель чем-то похож на вас.
Возможно, он, как и вы, терпеть не может гусениц и обожает мультфильмы Тима Бертона. Он любит фантастику, а мелодрамы – не очень. У вас с ним много общего. Он понимает вас.
Но самое главное, он – человек.
Не представитель «целевой аудитории», не «аватар клиента», а живой человек. И он приходит в социальную сеть, на ваш сайт или в блог не покупать что-то у вас, а развлекаться.
Поэтому если вы пишете о вещах, близких ему – он останется и будет вас читать.
И вот тут случается интересная подмена понятий. Те авторы, которые видят в читателях «целевую аудиторию» пытаются им угодить, подстроиться под некий абстрактный образ, мечутся в попытках «сделать полезно и интересно для читателя» в итоге теряют и его, и себя.
Потому что у них нет точки опоры: они придумали кого-то абстрактного и под него пытаются подстроиться.
Они полны решимости писать только полезное, только нужное читателям. Но дело почему-то идет туго.
Все время появляется вопрос: а достаточно ли это полезно?
Автор добывает полезные сведения, запихивает в текст цитаты для подкрепления своей позиции, проверяет и перепроверяет материал…
Как правило, такой текст, действительно, несет добро и пользу. Только читатель не сумеет ее получить.
Почему?
Потому что текст невыразимо скучен.
В погоне за пользой, за аргументацией, за попытками написать гладко, чтобы никто не сумел обвинить автора в легковесности, теряется самое главное.
Между тем, точка опоры у автора перед носом.
Ваша точка опоры – вы.
Ваши интересы, ценности, мечты и сомнения, все то, что составляет вашу личность, непременно проявится в тексте, о чем бы вы ни писали.
Когда начинается новый писательский квест, я предлагаю авторам писать, что попало.
Они приходят с идеей наполнить статьями свой профессиональный сайт, а вместо этого пишут заметки о жизни в деревне.
Они считают, что должны выдавать статьи по психологии, но вместо них дарят читателям кулинарные лайфхаки. Они говорят: ну это же неправильно, мы же должны писать по делу!
Нет. Не должны. Ваше дело – писать о себе. О том, что волнует вас, о том, что умеете вы. О том, что близко и важно именно для вас. И тогда, на вашу волну, на ваш свет притянутся те, кому тоже это близко и важно.
Ваши читатели.
И суть вашей работы – а она не будет быстрой – честно писать, выращивая доверие между читателем и вами.
Через тексты. Через общение. Через трансляцию ваших ценностей.
В этой книжке мы будем говорить и о текстах, и о ценностях, и об играх и общении с вашими читателями.
Но здесь не будет «секретных секретов» успеха. Волшебных кнопок, после нажатия которых к вам набегут толпы людей.
Если вы ждали этого – книжку можно смело закрывать.
Но, если вы не ждете мгновенных результатов и готовы писать, то самый страшный вопрос – как начать?
Как побороть страхи?
Ловите три способа одолеть страх первого текста.
Творить и бежать
Опубликуйте текст в сети и больше к нему не возвращайтесь: не читайте комментарии, не считайте лайки, забудьте, что вообще его написали. Освободившуюся от тревоги энергию направьте на написание нового текста.
И так восемь раз.
Огонь, вода и медные трубы
Возьмите чистый лист бумаги и…
– Напишите самое худшее, что может произойти после публикации текста;
– Напишите самое лучшее, что может произойти после публикации;
– Напишите самое рутинное, что, скорее всего, и произойдет.
Например: «Текст прочтет моя лучшая подруга, смертельно обидится и разорвет со мной отношения; текст прочтет главред „Космо“ и тут же захочет взять меня в постоянный штат; текст прочтут несколько друзей и ничего не ответят».
Проживите каждый из вариантов, испугайтесь, обрадуйтесь, заскучайте по-настоящему, и убедитесь, что в любом случае небо от вашей публикации на землю не рухнет.
Утопить в ванной своих тараканов
Напишите текст. Распечатайте его. Наполните теплой водой ванну, добавьте пену, соль, зажгите свечи. Погрузитесь в ванну, захватите листок с текстом, читайте его и выразительно декламируйте – я самая тупая из всех тупиц, самая бездарная из всех бездарей, мой текст самый ужасный из всех текстов. Коллективный опыт показывает, что вас хватит максимум на пять минут драматических деклараций, после чего вы начнете либо смеяться, либо тихонько мурлыкать.
Тело расслабилось – страх отступил. Причем, насовсем.
Кстати, этот метод годится для любых страхов.