Вы здесь

Человечество: путь прогресса. Древний мир: всё только начинается (Илья Рабинович)

Древний мир: всё только начинается

Итак, человек-кроманьонец завоевал каменным топором и кровью место под солнцем, после чего приступил к своему основному занятию – аккумуляции и консервации материальных ценностей, а также взаимовыгодному обмену оными. Сначала эти ценности добывались путём, не сильно отличавшимся от деятельности обезьян – охотой и собирательством, но затем произошла одна из первых технологических революций, названная «аграрная революция эпохи неолита», и человек осел на земле, став выращивать ценные виды растений и животных. Поскольку эти виды деятельности увеличили эффективность аккумуляции солнечной энергии и энтропии в виде еды, то и скорость аккумулирования материальных ценностей также возросла. Возникли излишки материальных ресурсов и ценностей, которые люди захотели обменять на другие материальные ресурсы и ценности, которых у них нет, но несть у других. Так возникает в человеческом обществе экономика, которая, как известно, есть товар – товар-эквивалентные отношения между людьми.


С целью обслуживания хранения материальных ресурсов и их обмена появилась письменность – гениальная революционная система хранения и передачи информации, характеризующаяся высоким уровнем абстракции. Без создания письменности стали бы невозможными ни развитие торговли, ни увеличение номенклатуры товаров, ни дальнейшие социальные надстройки над системой простого общества. Можно сказать, что это была первая информационная революция человечества.


Однако для эффективного обмена материальными ценностями нужно было выполнение двух условий: безопасности и простоты этого процесса. Простота была обеспечена путём введения товар-эквивалента в виде денег – редкого материального объекта, который было сложно добыть, так рьяно боролись с инфляцией и фальшивомонетничеством. А вот безопасность обмена можно было обеспечить только путём избрания специальных людей, которые следили за безопасностью в обмен на небольшую часть обмениваемых материальных ценностей, а также за счёт обнесения места торговли стеной с целью защиты от набегов внешних грабителей. Так появились города, а внутри городов – государство как специально выделенная из общества структура для совершения актов насилия и дискриминации по отношению к тем, кто нарушает правила торговли. Сами эти правила выделились в законодательные своды, в рамках которых их пополнили порядками общественного общежития. Вслед за государством и законами возникли законники, которые помогали гражданам использовать карающую руку государства для защиты их личных интересов.


Основные источники энергии Древнего мира – мускульная сила животных и людей. Поскольку плотность заселения земель в те времена была низкой, люди использовали принудительный труд рабов, которыми стали или пленные, или дети, проданные своими родителями-крестьянами в рабство в неурожайные годы (вы же помните про r-стратегию!), или преступники. В основном их использовали в сельском хозяйстве и при строительстве в качестве малоквалифицированной рабочей силы, однако были и высокообразованные рабы, занимавшиеся, к примеру, обучением. Массовое применение рабского труда выявило следующие основные черты данной системы:


1. Раба нужно было кормить вне зависимости от того, как он работал.

2. Рабы не имели своей собственности, поэтому рабу не было смысла работать с высокой эффективностью: всё, что он производил, присваивал рабовладелец.

3. Соответственно, раб работал только из-под палки и вечно норовил плохо работать, украсть или убежать из рабства, из-за этого приходилось иметь большой в пропорциональном соотношении к количеству рабов штат надсмотрщиков, которые никакой прибавочной стоимости в обществе не производили, но кушали изрядно.

4. Чтобы компенсировать ужасающую неэффективность рабовладельческого хозяйства, нужна высокая норма солнечного света на единицу площади в год, поэтому государства Древнего мира ютились на очень узкой полоске суши, определяемой среднегодовой температурой – севернее были слишком маленькие урожаи, южнее была пустыня или океан.


На тот период времени можно констатировать, что сложилось два варианта государственной системы: демократия как тирания социального большинства и аристократия как тирания социального меньшинства. Однако у аристократии на тот момент было значительно больше преимуществ в управлении рядовым государством, чем у демократии: аристократия была намного быстрее в принятии решений, система управления намного дешевле в реализации и функционировании, меньшая забюрократизированность. У демократии было только одно преимущество перед аристократией: она намного лучше защищала частную собственность от произвола и неправомерного захвата, а это было совершенно критично для людей, которые занимались в те времена торговлей и уникальными ремёслами, поскольку их собственность была невелика по размеру, но колоссальна по стоимости. К примеру, построить корабль для плавания в Средиземном море было недорого, но якорь для него, выполненный из бронзы, стоил очень больших денег. Потому-то демократии сложились лишь в греческих и финикийских полисах, основным занятием которых была средиземноморская торговля. Однако суммарный объём прибавочного товар-эквивалента, который создавался торговлей, был очень мал по сравнению с тем прибавочным товар-эквивалентом, что создавался сельскохозяйственными странами – межграничная торговля была делом дорогим, высокорисковым и опасным, связанным с угрозой для жизни. И потому из-за скудости человеческих ресурсов, низкого суммарного объёма прибавочной стоимости, коротких горизонтов планирования и проблем с управляемостью ни один из таких демократически управляемых полисов не смог противостоять аристократическим государствам, и все они были – кто раньше, а кто позже – завоёваны и разграблены. Так что те, кто считают демократию величайшей ценностью, очень сильно заблуждаются. Демократия хороша лишь тогда, когда перед обществом встаёт сильная экономически обусловленная необходимость в защите частной собственности от произвола и неправомерного захвата. Но это достигается ценой сильной забюрократизованности, популизма политических партий, короткого горизонта планирования, слабой управляемости и чрезвычайной дороговизны в обслуживании – одни только выборы влетают налогоплательщикам в звонкую копеечку!


Основным инструментом познания мира человеком в тот момент была религия, которая отвечала на все вопросы, не отвечая ни на один из них. У каждой из стихий, в рамках религиозных воззрений людей того времени, был «небесный управитель», которому нужно было приносить жертвы, упрашивая о благосклонности. В желании сделать мир для себя лично более упорядоченным и безопасным, люди очеловечивали стихии, наделяя их выдуманными людьми-управляющими, которых называли богами и путём управления богами пытались управлять миром. При этом люди попадали в ментальную ловушку: каждый случай, который они считали удачным случаем «управления миром», широко тиражировался как служителями культа, так и самим счастливчиком, а каждый неудачный случай подобного рода «управления миром» либо целенаправленно замалчивался, либо жертва обстоятельств банально не могла рассказать об этом по причине преждевременной гибели.


Основу производства в обществе составляли те, кто обрабатывал землю и пас скот, поскольку ремесла были в зачаточном состоянии, а уровень развития технологий, качества материалов и производственных допусков был таким, что практически любой натренированный житель села мог справиться с большинством работ по производству орудий домашней утвари и даже оружия. Однако суммарная скорость аккумулирования солнечной энергии и энтропии у тех, кто задействовал сельское хозяйство в качестве основы трудовой деятельности, была выше, чем у кочевых животноводов, поэтому основной формой аккумулирования кочевниками материальных ценностей стало военное дело. Кочевники-скотоводы или нанимались к правителям в качестве профессиональных солдат, или производили налёты и грабили тех, у кого было что брать. Неудивительно, что именно кочевники-варвары были бичом Древнего Мира, проходя огнём и мечом по землям более цивилизованным и богатым в случае, если последним не удавалось отбиться.


Поэтому под конец Древнего мира цивилизованные люди придумали новый способ борьбы с варварами – принудительное оцивилизовывание их с помощью религии, имеющей внутри себя цельную мораль. Единственным типом религии, который имел такой моральный кодекс внутри себя, был монотеизм; политеистические религии, практиковавшие «богов, управляющих стихиями», не подходили. Единственной монотеистической религией, которая существовала на тот момент, был иудаизм – «домашняя» религиозно-идеологическая система жизни еврейского народа (иудаизм – это не религия!), который первым в мире отделился от всех остальных народов не по географическому, антропологическому или языковому принципу, а по принципу идеологическому. Однако иудаизм уже на тот момент был достаточно сложной и запутанной системой с большим корпусом священных текстов, множеством заповедей, а также встроенным внутрь гражданским и уголовным кодексом, в которых нужно было разбираться даже рядовому иудею. Да и ограничения иудаизма, такие как ритуал инициации мальчиков, связанный с отрезанием крайней плоти пениса, исполнение заповедей, диетические ограничения делали его совершенно непригодным для массового пользователя. Также стоит отметить, что базовые элементы универсализма иудаизма – «постоянный поиск истины» и «почитание мудрости и логики» – хорошо подходили евреям, но находили небольшой отклик в среде рядового потребителя-язычника той эпохи. Поэтому, взяв за основу иудаизм, путём изъятия из него административного и уголовного кодексов, подавляющего большинства заповедей, ограничений и ритуалов, была создана новая религия, названная «христианством» и запущенная в публичное обращение. Базовыми элементами универсализма новой религии были избраны «мир», «братство» и «любовь», что сделало христианство весьма популярным в среде женщин. Христиане позиционировали себя как новую общность людей, тесно связанных друг с другом с помощью Божественной Благодати и перезаключившую договор с Богом Израиля вместо евреев. Таким образом они хотели предстать новым Народом Израиля в глазах Высшей Силы этого мира.


Многие люди принял новую религию вполне благосклонно, поскольку она позволяла сплотить социум, более эффективно избавляться от явлений социального паразитизма за счёт дискриминации нарушителей общепринятой единой системы морали (вспоминаем про стратегии перераспределения товар-эквивалента в обществе), уменьшить общую инфицируемость болезнями, передающимися половым путём, а также ограничивала всевластие единоличных правителей Древнего Мира. Христианство смогло довольно-таки быстро победить язычество благодаря тому, что язычники были очень толерантны, а христиане – нет, в результате христиане быстро стали диктовать язычникам свои правила игры, свою мораль, а язычники в ответ ничего не могли противопоставить, потому что в языческих культах мораль не прошита внутрь.


Однако для полного размежевания христиане должны были отрезать ту пуповину, что связывала их с материнской идеологией – иудаизмом. В самом начале христиане испытывали иллюзии, что раз теперь нет ни эллина, ни иудея, то иудей должен исчезнуть в среде эллина. Но евреи, даже лишившись в череде религиозных войн своей земли и вынужденно уйдя в изгнание в земли иных народов, не захотели расстаться с иудаизмом в обмен на бледную его копию. Кроме того, строя свою страну по модели «светоч для всех народов мира», иудеи были вынуждены забрать своё государство с собой, оставив его территорию завоевателям, отделив государство от территории и законсервировав идеологический фундамент Страны Израиля в священных текстах. Евреи стали объектом глумления и дискриминации со стороны христианской церкви, основным лейтмотивом которой стало «вы лишены своего дома и страдаете из-за того, что отвергли христианство». В ответ на это евреи замкнулись внутри своих общин в рамках автономного полугосударственного самоуправления под эгидой еврейского гражданско-религиозного закона, их взаимодействие с агрессивной, токсичной внешней средой стало минимальным – так создалось еврейское гетто, стены которого возводились не снаружи, но изнутри.


Родовые болезни Древнего мира в виде рабовладения не позволили эффективно развивать экономику и культуру, старая цивилизация рухнула под копытами коней очередной волны варваров-кочевников. Правда, перед тем как пасть, Римская Империя сумела-таки законсервировать свою культуру и часть знаний в своде христианства и навязать его варварам-германцам. Полагаю, что это позволило эпохе Ренессанса настать чуть ранее, чем оно могла бы случиться без опоры на старую греко-римскую культуру, интегрированную в христианство, но это уже история для следующей эпохи – Средних веков.