Вы здесь

Человеческий риск (системные основы управления). Введение (В. Б. Живетин, 2012)

Введение

Цель моей жизни —

Творить духовное богатство.

Жизнь – это движение, движение – это риск

При обсуждении глобальных вопросов, касающихся военной, экономической и экологической безопасности, нельзя умалять значение фактора человеческого риска, количественные и динамические параметры которого непосредственно связаны c состоянием геосферы, биосферы, ноосферы и собственно эгосферы человека, творящей его жизнь.

Есть основание утверждать, что на протяжении миллионов лет человек в родовом смысле мало изменился, и все основное развитие и самоорганизация человечества происходят в социальной сфере. Будучи создателем и элементом таких систем, как человеко-машинные, экономические, социальные, человек принимает решения по управлению ими для достижения поставленной цели. Однако для человека характерно неадекватное отображение состояния как самих систем, так и среды жизнедеятельности. При этом разные люди на одно и то же событие реагируют по-разному, что приводит к различным решениям по управлению, в том числе и своим состоянием и поведением. Все это затрудняет прогнозирование деятельности человека (другими людьми) и обусловливает недостижение поставленной цели жизнедеятельности. Последнее приводит к потерям, которые обусловливают человеческие риски. Для понимания сущности явления «человеческого риска» рассмотрим человека как биосистему с системных позиций.

И.П. Павлов отмечал: «Человек есть, конечно, система, как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам… С этой точки зрения метод изучения системы человека такой же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и, в конце концов, понимание на основании всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека» [33].

Таким образом, качественные и количественные различия между человеком и машиной не исключают возможности рассматривать их как звенья одной системы управления.

В процессе жизнедеятельности человек направляет свои силы на достижение тех или иных целей. Для этого он выступает, в частности, в роли подсистемы систем контроля, как элемент системы управления или самостоятельно осуществляет контроль и управление. При этом человек осуществляет измерение параметров среды или состояния человеко-машинных систем, сравнивает их с допустимыми значениями и принимает решение по их ограничению с помощью соответствующих средств, имеющихся в его распоряжении. Для этого в работу включаются интеллектуальные возможности человека.

Существенную роль в процессе жизнедеятельности человека играет психическая система, анализ которой представляет самостоятельную проблему.

Однако «наше время нуждается не в психоанализе, а в психосинтезе» – считал Н.А. Бердяев. Это обусловлено социальной средой, где много борьбы и боли, где человек неудержимо стремится к непонятному ему финишу – смерти. Сознавая это, человек испытывает непомерную тяжесть. Но это служит началом, создает импульс к сознанию Я, формированию личности, к началу активной духовной жизни, когда человек формирует цель жизни. Этому периоду жизни свойственны нравственные страдания, побуждающие всю энергетику к духовному совершенствованию. При этом человек, владеющий секретами психики, аналитик в той или иной степени, способен влиять на психику с помощью ума и духа в их единстве.

Часто страдания нарушают интеллектуальную и моральную целостность человека, что изменяет баланс энергетики, и как следствие этого возникают затруднения в процессе жизнедеятельности, обусловливающие человеческие риски.

За счет ошибок, возникающих при измерении параметров в процессе анализа ситуации, принятии и реализации решения, контролируемый человеком параметр цели жизнедеятельности может выйти из области допустимых состояний. Последнее означает, что поставленная цель жизнедеятельности не достигается, и тогда имеет место человеческий риск. При этом решение проблемы оценки человеческого риска сводится к вычислению соответствующих вероятностей, численно характеризующих риск, к построению моделей погрешностей, возникающих в процессе контроля и управления.

Трудность решения проблемы человеческого риска обусловлена необходимостью проведения разносторонних исследований для описания человека как динамической биосистемы нелинейного характера. Предложенные в настоящей работе модели дают эскиз количественной теории, которая может побудить в дальнейшем как к развитию самих методов, так и к решению теоретических и практических проблем геосферы, биосферы, социосферы, что в огромной мере затрагивает, по существу, каждого из нас.

Таким образом, проблема оценки человеческого риска не простая. Нам известно в плане оценки риска, что каждая область состояния человека характеризуется своими основами, и объединить их бывает очень сложно – все это требует большого напряжения ума, сил, энергии и материальных затрат. Качественная и количественная характеристики человеческого риска напрямую связаны с состоянием геосферы, биосферы и социосферы. В частности, магнитное поле Земли очень сильно влияет на нашу жизнь. Геополе – это явление, которое регулирует нашу жизнь так же, как биополе.

Таким образом, для того, чтобы проанализировать риск человека, нужно объединить очень многое. Мы не можем описать явления среды жизнедеятельности полностью, можем лишь остановиться на частичном, частном, каких-то элементах. Мы должны рассматривать человека, как элемент государственной системы, как элемент мировой цивилизации и как элемент галактики. Описать полностью эту модель, если говорить о модели физической, – непосильная задача, но описать отдельные элементы модели системы возможно. При этом элементы системы можно рассматривать только совместно, так как они постоянно взаимодействуют друг с другом. Но если не учитываются какие-либо факторы, может произойти катастрофа.

Одна из областей, которую мы будем рассматривать, это человеко-машинная система. Первые шаги в направлении анализа риска таких систем связаны с разработкой систем предупреждения критических режимов, например, полета летательного аппарата. В настоящее время на некоторых отечественных лайнерах установлены такие системы, теоретические основы которых были разработаны в Научно-исследовательском институте авиационного оборудования в г. Жуковском при участии автора. Суть их в том, что они помогают летчику обнаружить режим полета, на котором самолет может потерять устойчивость, управляемость. Эта система может быть либо тактильно-импульсной: когда параметр достигает критического значения, штурвал начинает колебаться; либо иметь голосовое предупреждение; либо световую сигнализацию.

Существуют разные мнения по поводу применения той или иной системы предупреждения и того, нужно ли ее применять вообще. У американцев система предупреждения критических режимов встроена в систему управления и широко применяется в военной авиации. Система предупреждения критических режимов начинает работать с того момента, как только летчик сел в самолет. По мере загрузки самолета вычисляется и высвечивается на индикаторе значение массы, которая не должна быть больше, чем положено самолету на взлете. Груз можно сложить по-разному, и тогда центровка у самолета будет разная: она может быть нарушена, тогда взлет самолета будет невозможен. Каждая система подлежит расчету, анализу, синтезу, потому что каждая из них обладает своими особенностями. Например, можно ли допускать, чтобы перегрузка была равна максимально допустимой? Нет, должен быть запас. В чем он проявляется и как его рассчитать, всем этим занимаются теоретики (расчетчики). Поэтому когда говорят о том, что создана теория, подразумевают, что создан математический аппарат, который позволяет просчитать основные элементы таких систем.

Теоретические расчеты не являются окончательными. Это, по существу, этап, который называется научно-исследовательской работой. Мы создаем модель, разрабатываем теоретические основы расчетов, проводим расчеты, но гарантий при этом не даем, потому что на практике может не все сойтись. Для этого существует следующий этап: полунатурные испытания. И третий этап – эксплуатационный: после того, как мы устанавливаем готовый образец системы предупреждения критических режимов на самолет, набираем статистику, корректируем окончательный вариант системы.

Погрешности, допущенные человеком на любом из указанных этапов реализации системы, обусловливают различные системные потери, риски, катастрофы человека.

В процессе жизнедеятельности возникает важная проблема для человека – достижение наилучшего или оптимального состояния жизнедеятельности при максимальной самоотдаче, и как итог – достижение духовного могущества, материальной обеспеченности. Максимальные и минимальные возможности человека определены социоприродными законами. Духовное развитие человека может быть автономно, независимо от общества, и он может подняться на ступень выше, чем общество в целом.

Основная концепция работы: человек – это феномен индивидуальности, как, несомненно, индивидуально проявление человеческого риска. Только исключительные факты и обстоятельства заставляют его поступиться своей индивидуальностью.

Главная наша цель – не только указать на важность и актуальность такого явления, как человеческий риск, а объяснить, что на него влияет, как принимать решения по предупреждению критических режимов жизнедеятельности, управлять своими рисками.

В монографии используются работы В.И. Вернадского, А. Эйнштейна, З. Фрейда. Дается авторская трактовка известных понятий: цель и смысл жизни, душа человека, психоаналитические уровни человека. Приводятся факты, которые, по мнению автора, имеющего свой жизненный опыт, помогут ответить на важный вопрос: «Что есть истина?» Приведенные «истины» будут кем-то отвергнуты, что подтвердит основную концепцию работы: человек – это индивидуальность, как и его риск.

Важность и актуальность проблемы человеческого риска объясняется влиянием атомной энергетики, химии, информационных технологий, в том числе катастрофы в этих областях, на процессы жизнедеятельности человека.

Конечно, изложенные в монографии основополагающие идеи далеки от традиционного понимания основных принципов человеческой деятельности.

Книга адресована всем тем, кто хочет познать себя, свою роль в среде жизнедеятельности, свои возможности творить свою безопасность и управлять рисками, предотвращая свои потери.

Автор выражает искреннюю признательность редактору-корректору Е.Б. Савва за проведенную работу, за подготовку материалов к печати.