Глава 5. Общечеловеческие ценности
Общечеловеческие ценности – это нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества и создающие условия для полноценного развития и существования каждого человека. Религиозные заповеди являются именно такими общечеловеческими ценностями как для верующих, так и для атеистов. Следовательно, их попрание нужно рассматривать как преступление против человечности.
Заповедь – это предписание, имеющее непреложную моральную силу и авторитет. Это нравственный закон, служащий руководящим указанием для человека во всех жизненных ситуациях. Заповедь – неоспоримый закон, не подлежащий изменению, сомнению. Заповеди – это нравственные максимы, к которым нужно стремиться. Десять заповедей едины и для иудаизма, и для христианства, и для ислама. Отступление от них – отход от истинной веры.
Существует множество прекрасных толкований десяти заповедей, у нас другая задача – рассмотреть их в аспекте общечеловеческих ценностей. И ничего более.
Первая заповедь: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».
Существует множество определений Бога, но есть одно, которое примиряет и верующих, и атеистов: Бог есть Любовь. Кто не любил, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. К Богу можно прийти только через любовь. К любви нельзя прийти через ненависть. Живущий любовью человек, пребывает в Боге, а Бог пребывает в человеке.
Бога никто никогда не видел, как никому не увидеть любовь, ибо любовь – это мир, в котором живёт человек. Мыслями он направлен к добру, созиданию, а не к разрушению. Чувства его позитивны. Он не приемлет ненависти. Жизнь его полна радости, а не ненависти.
Любовь – это истинное чувство, которое идёт из души и не знает границ.
Заповедь вторая: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
Вторая заповедь не о людях-кумирах, а о ложных ценностях. Провозглашение, к примеру, существования либеральных или европейских ценностей – это или невежество, в лучшем случае, или циничная ложь, с целью манипулирования людьми.
Согласно второй заповеди, есть единственная ценность – это Любовь. Любые отступление от Любви, поклонение и следование чему-нибудь – это создание ложных кумиров.
Люди, у которых есть кумиры, которым они подражают, полностью выпадают из жизни. Такие люди живут в придуманном мире, не могут принять сами решения, не видят вокруг себя близких людей, которым приносят своим поведением боль. Сами же не в состоянии изменить ситуацию без помощи специалистов. Каждый человек неповторим, как внешне, так и внутренне, соответственно и путь к совершенствованию у каждого свой. Можно брать пример с других людей, но не доводить этого до фанатизма.
Заповедь третья: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Эта заповедь означает – не пренебрегай любовью, не принижай любовь.
К любви нужно относиться с благоговением. Пустые разговоры, шутки и игры – это уже не любовь.
Заповедь четвертая: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему».
Согласно общечеловеческому определению Бога заповедь означает, что нельзя предаваться пороку. Даже в свободное от работы время, человек должен следовать Любви. Посвящать своё время тому, что порождает любовь. Не угождать своим прихотям, не предаваться чему-то низменному, порочному.
Первые четыре заповеди регулируют отношения человека и Бога. Все его время, и работа, и отдых должно быть направлено к Любви. Даже в свободное время нельзя забывать о Боге и предаваться пороку. Таким образом, первые четыре заповеди говорят, что Любовь – это Бог человека, а жизнь – это служение Любви.
Заповедь пятая: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Если человек живет любовью, то будет почитать и заботиться о своих родителях. Уважая родителей, человек уважает самого себя, на собственном примере воспитывает детей, обеспечивает преемственность поколений.
Заповедь шестая: «Не убий».
Убийство, как физическое, так и духовное – это отступление от веры. Ибо любящий человек, не может совершить убийство.
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».
Заповедь простая, ясная. Кто прелюбодействует, тот неверен Любви. Прелюбодеяние – это отступление от веры.
Восьмая заповедь: «Не укради».
Любовь – это жизненное, духовное пространство человека. Для того, чтобы не грешить против этой заповеди, необходимо не делать другим того, чего сам себе не желаешь.
Воровство – это отступление от веры, от любви, возвеличивание самого себя, переход на Каинову сторону жизни.
Девятая заповедь: «Не произноси на другого ложного свидетельства».
Заповедью осуждается всякая ложь, ибо ложь – это оружие дьявола. Живущий любовью, служащий Любви человек должен жить правдой, истиной. Ложь ведет к дьяволу, а только правда и истина к Богу.
Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Десятой заповедью осуждаются греховные помыслы и чувства, которые отвергают человека от Бога, то есть от служения Любви. Грех против этой заповеди называется завистью. Заповедь призывает к самосовершенствованию, избавлению от всяких нечистых мыслей и чувств, от всякой скверны. Заповедь призывает не завидовать, а радоваться счастью ближнего.
Десять заповедей – это нравственные максимы, к которым нужно стремиться. Конечно, человек в жизни отступает от них, совесть взывает тогда к разуму и чувству, заставляет задуматься о своих грехах.
Вывод:
Десять заповедей – это единственные общечеловеческие нравственные ценности. Других нет и быть не может. Это законы, которые регулируют все формы человеческих отношений: семейные, имущественные, социальные.