Вы здесь

Человеческие заблуждения. Философско-психологический трактат. Глава 3. Право, мораль, нравственность (Венер Мавлетов)

Глава 3. Право, мораль, нравственность

Иван Карамазов, нигилист и атеист, провозглашает бунт против Бога – он не может примириться со слезинкой невинно замученного ребёнка. Иван ставит Алёше вопрос очень остро и радикально: «Скажи мне сам прямо, я зову тебя, отвечай: представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребёночка, бившего себя кулачонком в грудь, и на неотомщенных слёзках его основать это здание; согласился бы ты быть архитектором на этих условиях?»

Однако бунтует Иван Карамазов против Бога совершенно напрасно, бунтовать нужно против власти, ибо пресечь насилие государство всегда в состоянии и для этого ничего не нужно выдумывать. Правда, ещё вопрос – есть ли у государства желание противостоять насилию и защищать людей от произвола?

Согласно диалектической логике и вообще законам развития существующее противоречие между насилием и гуманизмом должно быть снято в синтезе, то есть в некоем единстве. Такими синтезами-единствами являются право, мораль и нравственность.

Право – это совокупность законов, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе. Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. В праве объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и так далее.

Мораль – это то же, что и право, но за нарушение права следует наказание, а за моральные проступки лишь общественное осуждение.

Мораль отличается от нравственности, как внешнее от внутреннего. Созданное культурой как норма общественных отношений – это мораль. Усвоенные человеком нормы морали – это нравственность. И, согласно Канту, две вещи должны волновать человека: звездное небо и нравственный закон.

У права, морали и нравственности разные способы регулирования, то есть методы воздействия на людей.

Право находит свое выражение в законе, но для того, чтобы законы действовали, должны работать правоохранительные органы и судебная система.

Мораль находит свое выражение в осуждении, но для того, чтобы пороки осуждались, само общество должно быть нравственно здоровым, что возможно только если власть и элита, политическая, экономическая и интеллектуальная, выражают государственные и народные интересы.

Нравственность находит своё выражение в угрызениях совести, в суде над самим собой. Для воспитания нравственного человека необходимы семья, крепость которой основана на духовно-нравственных началах, образование и культура, покоящиеся на фундаменте общечеловеческих ценностей.

Эдуард Гиббон в своей книге под названием «История упадка и разрушения Римской империи» выделяет пять основных тенденций в жизни римского общества, которые и привели к разрушению столь мощного древнего государства. Вот эти причины:

1. Для жителей Римской империи было характерно растущее пристрастие к зрелищам, развлечениям, комфорту и роскоши. Благосостояние и личный покой – вот основные цели, к которым стремились римляне.

2. Римляне неумеренно увлекались сексом и вели распущенный образ жизни.

3. Римская культура характеризовалась вымороченностью в искусстве – притворством вместо оригинальности, возбуждением вместо творческого вдохновения. Искусство находилось в упадке, музыка становилась грубой и шумной.

4. Среди римлян усиливалось желание жить за счет государства. Сам по себе никто не хотел работать.

5. В Римской империи сильно увеличился разрыв между очень богатыми и очень бедными.

Гиббон подчеркивает, что Рим развалился прежде всего в результате внутреннего духовного разложения. Именно нравственный, духовный кризис общества и привел к печальному закату легендарное государство Рим.

Выводы:

1. Человечество в своем развитии выработало все необходимые правила, нормы, законы человеческого общежития. И простое их соблюдение обеспечивает стабильность в обществе и государстве. И только нарушение их ведет к деградации общества и утрате государственности.

2. В государстве возможна только диктатура права, морали и нравственности и никакая иная.

3. Диктатура, то есть принадлежность всей полноты власти одной социальной группе людей (олигархам) или одному социальному классу (буржуазия или пролетариат), ведет лишь к социальным конфликтам. Возвышение одного человека над другим по социальному, экономическому, национальному признаку – это каинова цивилизация. В авелевой цивилизации все равны перед законом, а неравенство перед законом противоречит моральным и нравственным принципам. Каинова цивилизация аморальна и безнравственна по своей сути. Каинова цивилизация создает свою собственную идеологию, в которой нет места ни морали, ни нравственности.