Вы здесь

Человек, который изобрел джинсы. Биография Ливая Страусса. Урок географии (М. Г. Блау, 2018)

Урок географии


Из долины Тавазэнта,


Из долины Вайоминга,


Из лесистой Тоскалузы,


От Скалистых Гор далеких,


От озер Страны Полночной…


Г.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»


Теперь нам следует на несколько страниц отвлечься от жизни героя нашей книги, чтобы лучше узнать страну, в которой он поселился и гражданином которой стал в 1853 году. Это немаловажно. «Мир – театр, люди – актеры» сформулировал когда-то Шекспир. Он даже не представлял насколько прав. И сцена, на которой приходится нам играть, оказывает на нашу игру определяющее влияние.

Европейская сцена, которую покинул Лейб Штраусс, была тесна и слабо освещена. Мало того, на этой сцене повсюду, как назло, валялись всякие старинные обломки, затруднявшие перемещение. Выбросить бы все эти бесполезные артефакты к чертовой матери! Да вот беда – главный режиссер на это никак не решался. Память о дорогом дедушке, ничего не поделаешь!

Ливаю Страуссу довелось сыграть свою жизнь на другой сцене, очень просторной. Даже несколько пустоватой.

Соединенные Штаты Америки уже в середине девятнадцатого века стали одним из самых крупных государств в мире. Между Нью-Йорком и Сан-Франциско расстояние приблизительно такое же, как между Москвой и Иркутском. Расстояние же от северной до южной границы страны сравнимо с расстоянием от Балтийского до Черного моря. Впрочем, Америку с Евразией нужно сравнивать очень осторожно. Здесь больше различий, чем сходства.

Главное отличие Американского континента: горы здесь тянутся не в широтном направлении, с запада на восток, а в меридиональном, с юга на север.

Вдоль побережья Тихого океана идут высокие отроги Кордильер. Влажные океанские ветры выпадают здесь снегом и дождями. Как следствие, восточным склонам гор влаги достается мало. Дереву, чтобы вырасти, воды не хватает.

Поэтому к востоку от горных цепей лежит широкий пояс степей и пустынь, который называется Великими равнинами. На севере, где летом прохладнее, находятся прерии. Романтическое это слово происходит от французского слова «pré», которое означает всего-навсего «луг». Травы здесь стоят все лето. К югу же, где жара летом становится жестче, вся (или почти вся) растительность выгорает. Здесь начинается зона полупустынь и пустынь.

Кордильеры – горы молодые. Гигантской цепью они протянулись через два континента, от мыса Горн до Аляски, и на всем своем протяжении то и дело сотрясаются от землетрясений и извержений вулканов. Герою нашей книги, когда он жил уже в Сан-Франциско, пришлось испытать удар большого землетрясения (см. стр. 51). А вскоре после его смерти, в 1906 году, город был едва ли не до основания разрушен землетрясением просто катастрофическим.

Но нет худа без добра. Геологи утверждают, что именно молодые горы – настоящие кладовые, переполненные самыми разнообразными полезными ископаемыми. Золотом, в том числе. Открытие месторождений драгоценного металла в Калифорнии произошло почти сразу же после появления этого штата на карте США. В результате эти совсем не райские края очень быстро оказались заселенными и обжитыми не менее чем «старые» штаты на восточном побережье. И поныне Калифорния – самый населенный штат США.

На востоке континента, вдоль Атлантического побережья, тоже тянется горная цепь, Аппалачские горы. В отличие от Кордельер, это горы старые, по возрасту сравнимые с Уральскими. Старые, значит, спокойные. О землетрясениях здесь не слыхали. Но минеральных богатств и в Аппалачах хватает. Черный уголь и красная железная руда могут совершать чудеса не меньшие чем блестящее золото. Благодаря их чудесному содружеству покрытый лесами штат Пенсильвания (название которого в переводе с латинского, собственно, и означает «лесная страна») стал в конце девятнадцатого века одним из главных мировых центров производства и обработки стали.

Впрочем, и с лесами в Аппалачах полный порядок. В самом центре этого горного массива, на границе между штатами Теннеси и Северная Каролина находятся Большие Дымные горы (Great Smoky Mountains). Почему дымные? Не из-за пожаров конечно. Просто над этими горами постоянно клубится туман. Такая высокая влажность создается миллионами деревьев и кустарников, произрастающими здесь.

Из-за меридионального расположения горных цепей погода в Америке с точки зрения европейца своеобразная. Неустойчивая погода. Тропическим вихрям, возникающим в Мексиканском заливе, ничто не мешает двигаться на север и спокойно достигать Великих озер, например города Чикаго. А то, что смерчи и ураганы беспрепятственно перемещаются по Техасу и Канзасу знают все, кто смотрел фильм «Смерч» или же читал «Волшебника Изумрудного города» Журналисты даже окрестили те места в штатах Техас, Канзас и Оклахома, где зарождается максимальное количество смерчей, «аллеей торнадо». Да и в долине реки Миссисипи зимой может произойти все что угодно: то по-летнему сияет солнышко, то снега навалит – не разгребешь. Невысокие Аппалачи – не серьезное препятствие для снежных вихрей. Поэтому заваленные снегом Нью-Йорк или Вашингтон довольно часто можно увидеть в телевизионных новостях. А на берегах Великих озер постоянно дует сильный ветер. Известно, что официальное прозвище Чикаго – «город ветров»

Так, если продолжать сравнивать Соединенные Штаты со сценой, мы, осмотрев боковые кулисы, принялись разгуливать по сцене. А что же у нас собственно в центральной части страны? А здесь у нас протекает великая река Миссисипи. Река могучая, многоводная, то и дело меняющая русло. О капризном нраве этой реки писал человек, этот нрав хорошо изучивший, бывший лоцман на Миссисипи, писатель Марк Твен (Mark Twain) (1835 – 1910). Он же – автор, пожалуй, самого знаменитого описания путешествия по этой реке, «Приключений Гекльбери Фина»

Там, где Миссисипи впадает в Атлантический океан, сейчас находится небольшой штат, называемый Луизианой. В 17-м же и в 18-м веке так называлась вся огромная долина Миссисипи. В 1682 лихой французский предприниматель и офицер Рене-Робер Кавелье де Ла Саль (René-Robert Cavelier de La Salle) (1643 – 1687) со своим напарником Анри де Тонти (Henri de Tonti)(1649 –1704) на индейских пирогах спустился по Миссисипи сверху, от того места, где в нее впадает река Иллинойс, до самого устья. После чего назвал этот край Луизианой в честь правившего тогда во Франции монарха, Людовика (Луи) XIV. Назвал и присоединил к Новой Франции, обширным французским владениям в Америке. «Король-солнце» благосклонно принял этот подарок.

В то время Франция имела шанс стать главным хозяином североамериканского континента. Английские колонии на Атлантическом побережье были немногочисленны. Колонисты только-только начали взбираться на восточные склоны Аппалачских гор, а путь на запад им уже надежно перекрывали французские владения на Миссисипи. К тому же, поскольку точную границу между колониальными владениями в Америке никто не проводил, французские войска начали потихоньку продвигаться к востоку, расширяя, где можно свою территорию. Крепость Питтсбург (будущий центр сталелитейной промышленности) англичане построили на западной границе Пенсильвании именно для того, чтобы противостоять французским поползновениям.

В 1684 году французский король воевал с Испанией. Неутомимый Ла Саль предложил ему послать в Америку флот, чтобы закрепиться в устье Миссисипи. В случае успеха Ла Саль планировал даже отнять у испанцев северную часть Техаса. Он надеялся получить под свою команду полк – не меньше. Король, однако, выделил Ла Салю только 4 корабля, 200 солдат и офицеров да сотню колонистов.

Это, как говорится, был облом. Военная экспедиция против испанских владений в Америке начинала походить на авантюру. Но отказаться от королевского задания Ла Саль уже не мог. Он возглавил эту экспедицию, расчитывая привлечь на свою сторону карибских пиратов, многие из которых были французами. Кроме того, Ла Саль надеялся на помощь дружественных индейских племен, которые могли бы выделить 15 тысяч воинов. Ну, и еще на улыбку Фортуны.

Однако, в этот раз удача повернулась к искателю приключений спиной. Карибские пираты не помогли. Наоборот, они захватили один из кораблей Ла Саля.

Далее начались блуждания по водам. У капитанов кораблей были плохие карты, и за цель своего путешествия, устье Миссисипи, они приняли бухту Матагорда, находящуюся в Техасе, на 500 миль западнее. Здесь утонул второй корабль флотилии, а третий бездарно сел на мель.

Надежды на помощь индейцев тоже не оправдались. Ла Саль по суше отправился в сторону Луизианы с тем, чтобы привести солдат на подмогу и погиб. Скорее всего, его убили спутники, обозленные тем, что по его вине попали в такую переделку.

Граница Луизианы с испанскими владениями осталась достаточно неопределенной. Почти через полторы сотни лет эта неопределенность была разрешена в ходе войны между США и Мексикой, в результате которой северная часть полуострова Калифорния стала американским штатом.

Но пока судьба Америки решалась в Европе. В ходе Семилетней войны (1756—1763) Франции пришлось расстаться со своими владениями в Канаде. 18 сентября 1759 года Великобритания захватила Квебек. После этого слабо населенную Луизиану начали по кусочку «откусывать» испанцы и англосаксонские колонисты.

К началу 19-го века западной границей Соединенных штатов де-факто стала река Миссисипи. Правый берег с 1762 года был колонией Испании, но в 1800 году Наполеон Бонапарт вернул его под французское управление. Заметим, что для этого он не посылал экспедиционный корпус в далекую Америку, а в ходе своего испанского похода завоевал саму метрополию. То есть, опять же, судьба американских колоний решилась в Европе.

Однако, у Франции уже не было ни ресурсов, ни людей, ни желания удерживать эту заморскую территорию. Поэтому в 1803 году Луизиана была продана Соединенным Штатам Америки за 15 миллионов долларов. С процентами по кредиту эта сумма составила 23.2 миллиона долларов. Один гектар новоприобретенных земель обошелся Соединенным Штатам в 7 центов3. В результате этой сделки США практически удвоили свою территорию. Сейчас на земле бывшей французской Луизианы размещаются 15 американских штатов.