Цунами и живой мир моря: катастрофа под водой
Письмо очевидца
В конце декабря 2004 г. мир был шокирован трагическими событиями в Юго-Восточной Азии. Масштабы катастрофы было невозможно ни представить, ни осознать. Кроме пострадавших очень тяжело приходилось тем, у кого в районе бедствия находились близкие или друзья. На следующий же день после цунами 2004 года я отправил записку своему хорошему знакомому и коллеге, морскому биологу Рейнхарду Кикингеру (Reinhard Kikinger), который вместе со своей женой Лилли работал на биологической станции острова-курорта Курамати на Мальдивах. Неудивительно, что то же самое сделали ещё несколько его друзей, знавших о том, что Кикингеры там находились. Слава Богу, они ответили. Причём буквально через три дня. Перед вами – письмо Рейнхарда:
“Дорогие друзья!
Огромное спасибо за ваше внимание и заботу. Я написал для вас небольшой отчёт о том, что происходило на Курамати.
Утром в воскресенье 26 декабря я после 9.00 утра пошёл на пляж с биноклем, чтобы выяснить, где находится одна из лодок нашей дайв-школы. Стою на берегу и вдруг замечаю, что уровень воды крайне низок, море уходит всё дальше и дальше, оголяются дно и рифы даже в тех местах, где я обычно плаваю с маской. Из книг я помнил, что всё это может быть предвестником цунами. А если эта волна придёт к нам, то на таких низких островах, как Мальдивы (всего 90 сантиметров над уровнем моря), сделать что-нибудь будет уже невозможно. Поэтому иду к себе в бунгало и беру фотоаппарат. Вернулся на пляж через две минуты. За это время вода сильно поднялась. Большой волны нет, просто идёт быстрый и постоянный подъём уровня моря, и первые отдыхающие удивлённо сворачивают полотенца и отползают от воды. Море вскоре достигает отметки весеннего максимума и продолжает наступать. По поверхности бегут небольшие волны. В конце концов, первые из них проникли вглубь острова, окружили ресторан, дошли до Центра подводного плавания и бунгало. Всё это как в кино, ощущение нереальности происходящего…
Так же быстро, как поднялось, море вдруг начало отступать. И снова очень далеко. Потом вода опять поднимается. Но уже не так высоко. Мне показалось, что в лагуне острова ощущались сильные колебания, однако, возможно, что это впечатление создалось из-за длинных волн, приходящих на пляж…
Через три дня после этого можно подвести итоги. Ущерб на Курамати минимален. Вода зашла в три бунгало, оттащило в сторону причал, а одного из дайверов уволокло на глубину 47 метров. Окружающим атоллам также не нанесено большого ущерба. Хуже дела обстоят на северных Мальдивах. Мы слышали о 20–40 затопленных островах, погибших и пропавших без вести людях… Посылаю вам фото, на котором видно, что у нас происходило. По сравнению со страшными картинами из других регионов здесь было по-райски мягко. Тем не менее, подъём воды был экстремальным. По таблице приливов на 26 декабря разница между отливом (7.12 ч) и приливом (12.29 ч.) должна была составить 31 см. Здесь же за десять минут уровень воды упал на 205 см, что вызвало очень быстрые уносящие течения в каналах атолла и на внешнем рифе. Однако после нескольких колебаний всё пришло в норму.
Под водой на рифе Курамати тоже не видно больших повреждений. Хрупкие столообразные и ветвистые колонии (кораллов. – А. О.) после обесцвечивания и вымирания 1998 года здесь и так очень редки, массивные же колонии пострадали меньше. Водой было перемещено, перемешано и по-новому распределено огромное количество осадков, в основном – песка. Песчаный пляж на северо-западном побережье острова исчез полностью.
В последние дни здесь плавает много “добра”: оконные рамы, деревянные лестницы, бутылки и прочие свидетельства катастрофы. Но хуже всего видеть, как страдает обслуживающий персонал курорта. Многие родом из Шри-Ланки и постоянно получают всё новые ужасные известия о мёртвых и пропавших без вести членах семьи, смытых домах, на строительство которых они копили многие годы, получая здесь свою мизерную зарплату.
Новых туристов сейчас не привозят. Нынешние гости постепенно уезжают, в свой срок либо даже раньше. На острове становится спокойно. Это будет странный Новый год. Лилли и я остаёмся здесь, как и остальной персонал. Остров готов к приёму новых гостей. Главное землетрясение, по-видимому, миновало.
Мы тоже видели страшные сцены опустошения по CNN и немецкому телевидению. Чего в этих репортажах не хватает, так это избирательности – не все районы пострадали настолько ужасно. Для работы всех СМИ сейчас, к сожалению, лучше всего подходит выражение: “Хорошие новости – только плохие новости”.
Мы хотим поблагодарить всех вас за то, что вы думали и беспокоились о нас. Желаем всем вам мирного Нового года и ждём встреч,
Катастрофа под водой
Мы все знаем о жертвах и разрушениях, а также совокупности роковых обстоятельств, определивших колоссальные масштабы катастрофы 2004 года. Естественно, что в таких случаях прежде всего думают о людях и мало кто вспоминает о том ущербе, который нанесли цунами и вызвавшее его землетрясение живому миру моря. А этот ущерб поистине огромен, и никто не знает, насколько серьёзными окажутся его последствия для экономики пострадавших районов. Ведь большинство берегового населения в этих местах живёт за счёт океана: рыболовства и туризма.
Мальдивам повезло. Из 87 курортов 55 практически не пострадали. Погибли менее ста человек. Как вы поняли из письма Кикингера, удара цунами не было: в большинстве случаев дело ограничилось быстрыми и очень значительными колебаниями уровня моря. Тем не менее, и они доставили немало неприятностей…
Что же происходит с живыми обитателями моря во время цунами? Причиной гигантской волны становятся подводные землетрясения, извержения вулканов или оба этих катаклизма вместе взятые. Они сопровождаются подвижками дна океана – поднятиями, опусканиями, горизонтальным смещением и разломами его участков, выбросами горячих ядовитых газов и лавы, а также взмучиванием гигантских объёмов воды за счёт перемещения донных осадков. Дно колеблется, лопается, образуются огромные провалы, или, наоборот, огромные массы тверди встают на дыбы. Быстро растёт температура воды, а также содержание в ней различных газов и взвеси. Как вы понимаете, выжить в таких поистине адских условиях могут очень немногие. При подвижках дна колоссальное количество прикреплённых или малоподвижных организмов гибнет вследствие прямого механического воздействия или засыпается оседающими осадками. Те, что находятся непосредственно у выходов горячих газов или лавы, обречены быть сваренными или отравленными. У рыб есть возможность уплыть, однако колебания воды, возникающие в результате донной сейсмической активности, могут сильно травмировать или даже убить их. Особенно тяжёлыми баротравмы будут у костистых рыб, обладающих плавательным пузырём. Это же во многом касается глубоко ныряющих китообразных. Плавательного пузыря у них, естественно, нет, зато воздухом заполнены их лёгкие и головные пазухи. В соответствии с одной из гипотез выбросы китов на сушу – непосредственное следствие подводных землетрясений. Находясь на большой глубине во время охоты киты подвергаются воздействию мощного гидроудара. Из-за полученной баротравмы киты больше не могут нормально нырять, а значит питаться. Истощение приводит к ослаблению иммунитета, развитию инфекций. Агония стада может растянуться на недели и месяцы. А дальше своё дело делают течения, погода, береговая линия, приливы и акулы. Рано или поздно ослабленных китов вынесёт на берег… Кроме того, ошибки в эхолокации, которые считаются одной из причин гибели зубатых китов на берегу, могут быть объяснены тем, что звуки, испускаемые китообразными, гасятся или искажаются за счёт волн низкой частоты, вызываемых подводными землетрясениями.
Что же далее? Образующаяся волна распространяется от эпицентра землетрясения во все стороны. В открытом океане она не так страшна, хотя, возможно, может переносить на большие расстояния таких пассивных пловцов, как планктонные рачки, медузы и гребневики, а также мелких рыб. Активные крупные пловцы в состоянии “пересечь” волну и вырваться из её объятий. Например, выжившие рыбаки рассказывают, что наблюдали, как стаи рыбы на скорости уходили в открытое море. Сделать это намного сложнее, как только падает глубина, и волна начинает приближаться к береговой линии. Именно здесь цунами набирает силу. Последствия воздействия мощнейшего удара гигантской волны на обитателей мелководных экосистем поистине чудовищны и сопоставимы с результатами ударов самых сильных тайфунов. Это воистину апокалипсис на дне морском. Вот только масштабы различны: по сравнению с ураганами, волны, вызванные сейсмической активностью, могут обходить вокруг земного шара, ударяя по береговой линии огромной протяжённости. Тайфун имеет линейную траекторию, волны-убийцы распространяются во все стороны. Цунами на огромных территориях сметают коралловые леса, круша, разбивая, ломая и опрокидывая колонии, превращая их в груды мёртвых обломков. Несущаяся с бешеной скоростью вода срывает водоросли, уничтожая подводные сады и выкашивая морские поля. Перед неистовым напором воды устоять невозможно! Подхваченных огромным водяным вихрем морских животных – дельфинов, рыб, морских ежей, звёзд, крабов, моллюсков, всех, кто живёт или оказался у побережья – со страшной силой и скоростью крутит, швыряет, бьёт об дно. В воду поднимается огромное облако мути, забивает им жабры и сифоны. В кошмарном водовороте из воды, песка, камней, обрывков водорослей и пузырьков воздуха не выжить. Кроме того, эта жуткое месиво работает как мощный абразив – всё, что не было сломано ударом воды, счищается мчащимися частичками песка. Большинство из сломанных и опрокинутых коралловых колоний погибнет. Гибнут многие морские обитатели, выжившие в водяном вихре, но перемещённые водой на берег или, наоборот, в открытый океан.
Перед ударом по берегу вода на мелководье отступает. Встающая на дыбы огромная волна как бы забирает её в себя – в 1899 году высота цунами на Аляске достигла 60 метров!!! Причём иногда это происходит так стремительно, что даже быстро плавающие морские обитатели остаются на “сухом” дне. Когда такое случалось, люди, не понимая что произойдёт в следующие несколько минут, бросались собирать бьющуюся рыбу. В следующий момент гигантский шквал огромной горой обрушивается на побережье, и все те животные (и люди), что оказались во власти стихии, уносятся за многие сотни метров, погибая в валах из мути и мусора. Схлынет вода, и те, что не были разбиты, раздавлены, завалены обломками, останутся засыхать и задыхаться в липкой грязи. Поднятые со дна и смытые с берега огромные количества песка, ила и почвы, толстым слоем оседали на кладбище из обломков былого великолепия, хороня под собой тех, кто уцелел в страшном вихре. И ещё долго после того, как цунами исчерпает свои силы, в воде будут висеть мириады мельчайших частиц ила и глины, экранируя поток света и не давая водорослям и кораллам полноценно восстанавливаться. Уже сейчас исследователи из Бангкокского университета Касетсарт говорят о том, что последствия удара цунами по коралловым рифам Андаманского моря будут необратимыми. Былое разнообразие не вернётся. Рифы уже никогда не будут такими, как до цунами. А без кораллов исчезнут и другие животные… заодно с туристами, которые приезжают на них посмотреть.
Восстановление экосистем, подвергшихся воздействию подводных землетрясений, вулканических извержений или цунами, идёт крайне медленно. Правда, известны случаи, когда опустошённые подводными катаклизмами глубоководные территории заселяются особыми организмами-хемосинтетиками, живущими в абсолютной темноте и умеющими при помощи бактерий извлекать необходимые им вещества из насыщенной газами воды. Однако таким сообществам по разнообразию входящих в их состав организмов чрезвычайно далеко до прибрежных экосистем, которые сильнее всего страдают от цунами. И нам остаётся только надеяться, что такие удары “судьбы” будут не очень частыми и не очень сильными.