Вы здесь

Человек и апокалипсис. Periculum in mora. БУХТА ( Мишель)

БУХТА

Ветер был свеж и крепок, когда Палыч шел на судно, на котором работал. Наш дом находился в двух кварталах до набережной и Палыч скоро добрался до моря. У моря, порывы ветра были еще сильнее и раскачивали высокие деревья клоня их из стороны в сторону, по тротуарам вихрями поднимались столбы пыли и осенней листвы.

Палыч вышел на набережную, и его взору открылись необъятные просторы Цемесской бухты. По набережной Палыч направился к каботажному молу. Его судно стояло у одного из причалов морского вокзала.

Обычное ноябрьское утро, но ощущался неприятный холодный ветер и веяло морозом. Порывы леденящего ветра обдали лицо и холодная дрожь пробежала по телу. Это заставило Палыча пожалеть о том, что он не оделся теплее. Он взглянул на горный хребет, который вытянулся вдоль восточной стороны бухты, и увидел, как на его вершинах собираются и постепенно стекают вниз по склону рваные облака.

– Это же «борода», – подумал Палыч. – Вот откуда ветер, приближается бора…

Он, как коренной новороссиец и моряк, знал, что это означает…


***


Новороссийск – приморский портовый город с населением более 250.000 человек, расположенный на северо-восточном берегу Черного моря между курортными городами Анапа на севере и Геленджик на юге. Город разросся на берегу Цемесской бухты неспроста. По своему расположению и глубинам бухта считается одной из самых лучших бухт Черного моря. Если считать от мыса Дооб до устья реки Цемесс у вершины бухты, ее протяженность около 15 км; ширина входа в бухту более 9 км, а ширина в средней ее части более 4 км; сверху Цемесская бухта напоминает подкову. Глубины в бухте до 27 метров. Это дает возможность заходить в нее даже океанским лайнерам. Западная сторона бухты уходит в открытое море, а восточную сторону бухты подпирает горный хребет Варада. Именно здесь берут свое начало Кавказские горы.

В Цемесской бухте расположен Новороссийский морской порт – крупнейший в России. Круглосуточно порт переваливает через себя тонны различных грузов: каспийскую нефть, зерно с полей юга России, карельский и ангарский лес, металл из Липецка и Магнитогорска и многие-многие другие товары. Также через порт ввозится в Россию всё заграничное: от автомобилей до фиников и бананов. Причалы в порту никогда не пустуют, всегда забитые биг-бэгами, паллетами с мешками, ящиками. Все причалы обычно заняты судами. Одни суда на погрузке, другие на выгрузке. Разные виды товаров перемещаются в трюмы одних судов и выгружаются из трюмов других, что создает активную жизнь в порту, который общей своей массой гремит, гудит на всю акваторию этой необъятной бухты. Сотни вагонов, камазов и грузовиков постоянно движутся в сторону порта и на выезд из Новороссийска, и многие импортные товары с порта развозятся по всей России.

Порт занимает больше восточную часть бухты, там же находится промышленная зона города, с судоремонтным заводом, крупными цементными заводами, стоящие непосредственно на месторождениях своего сырья – мергеля, отчего горы у города лысые, без какой-нибудь растительности, а склоны изуродованные следами добычи.


Новороссийск


Западный берег Цемесской бухты низменный, и город в основном расположен на западном берегу. Здесь находятся все достопримечательности города и места для отдыха и досуга. Можно упомянуть планетарий, крупный стадион, театр, собор и множество красивых парков.

Пригород города изобилует живописной горной местностью, с причудливой растительностью. Новороссийск считается основным южным центром российского виноделия. Расположенный у обширного озера Абрау, винный завод «Абрау-Дюрсо» – является объектом повышенного внимания туристов. Это единственное предприятие, выпускающее в России классическое шампанское, продолжая традиции, основанные еще князем Голицыным. Первый выпуск шампанского тиражом 16 тысяч бутылок выпущен в 1896 году. Тогда эти вина предназначались исключительно для царского стола. На заводе до сих пор соблюдают технологии производства проверенные временем, но теперь знаменитое шампанское доступно для каждого гостя.


Новороссийский порт


Но самая главная достопримечательность города или как еще говорят «визитная карточка города» – это набережная Адмирала Серебрякова. Эта широкая аллея, извиваясь вдоль береговой черты, тянется от вершины бухты вплоть до ее выхода на километры. Кое-где граничит с морем парапетом, кое-где ответвляется к пляжам.

На западном берегу расположен каботажный мол с морским вокзалом в центре и западный мол, который выходит в бухту более чем на километр, перекрывая портовую часть акватории бухты. С противоположного берега навстречу идет Восточный мол длиной около 800 метров создавая узкий проход для судов, так называемые «Ворота порта». Западный мол не только защищает портовую часть бухты от штормовой волны южного ветра, мол – излюбленное место для рыбаков которые расставляют здесь свои снасти и удочки, и жителей, которые семьями гуляют по нему в хорошую погоду.

Новороссийск по климату не отличается от курортных мест южного берега Крыма. Среднегодовая температура в городе составляет 12,9 градуса по Цельсию. Это лишь на 2 градуса ниже температуры Мадрида, лежащего под знойным небом субтропиков. Вот такой Новороссийск.

Но в Новороссийске есть одна достопримечательность – печальная, известная далеко за приделами города. Многие люди, даже никогда не бывавшие в Новороссийске, знают об этом городе, как о городе сильных ветров. Ветер этот называется бора, по имени крылатого грозного бога северного ветра – Борея. С незапамятных времен бора посещает акваторию Цемесской бухты и срывает в ней свою накопившуюся ярость и мощь, наводя страх на местных жителей, а сильнее – на моряков.

Бора – жестокая буря, зимний обвал холодного и сухого воздуха с невысокого и крутого горного хребта, порывистый сток, падающий ветер, быстро достигающий силы урагана, воздухопад, усиливающийся в сужениях рельефа. Этот ветер наступает стремительно с резким похолоданием и мощными шквалами. Нигде на земле эти шквалы во время боры не встречаются сильнее, чем в Цемесской бухте. Местные называют бору также норд-остом.

Более 30 дней в году в бухте дует бора. Здесь бора послужила созданию острой северо-восточной векторной диаграммы по розе ветров. Иногда ветер мягок, но бывает, что раз в 50 лет этот ветер несет с собой настоящий апокалипсис.

Еще в 1831 году, когда императором Николаем I рассматривался вопрос об основании укреплений в бухтах Новороссийской и Геленджикской на основании доклада начальника Главного морского штаба князя А. С. Меньшикова, правнука знаменитого сподвижника Петра I, было принято предпочтение об основании укрепления в Геленджикской бухте. В своем докладе Меньшиков писал: «…Суджук-кале довольно прикрыт от морского волнения рифом, идущим от западной оконечности залива, и имеет глубину, достаточную для судов самого большого ранга; но вход тесен и не при всяком ветре войти или выйти из него можно; грунт при том дурной и береговой северо-восточный ветер свирепствует столь же сильно, как и бора у Адриатических берегов. Суда при действии сего ветра, ежели не ошвартованы вплоть к северо-восточным берегам, подвергаются обыкновенно крушению, быв выброшены на противоположную сторону залива. Расстояние между входами в Геленджик и Суджук-кале едва ли превышает 20 верст, следовательно, владея Геленджиком, мы имеем в своих руках и лежащий позади Суджук-кале…».

Жизнь опровергла утверждения князя Меньшикова. На берегах Цемесской бухты стоит благоустроенный город и находится один из крупных портов Европы, но князь был прав, в том, что Цемесская бухта очень опасна для мореплавания и поныне суда гибнут от яростных сил боры.


Антициклон с Арктики подходит к Черному морю


Арктический антициклон подошел к Черному морю


9 ноября 1993 года на Новороссийской метеостанции у дежурного синоптика Кушнир Л. был обычный рабочий день. В 12:00 из Северо-Кавказскогой Гидрометслужбы был получен аэросиноптический материал. После распечатки факсимильных карт, кольцевая карта была получена в размытом состоянии и частично плохо пропечаталась, однако по ней было видно, что на побережье с севера идет холодный фронт.

При составлении прогноза в то время использовался метод Глазовой для расчета температуры. Согласно расчетам, следовало ожидать на 10 ноября минимальную температуру +3,5 и максимальную +5 градусов. Осадки не ожидались.

По барической карте было видно как усиливающийся холодный арктический фронт перемещался с Карского моря на район Москвы. Его гребень усиливался на юг Украины и Северный Кавказ. Высотное барическое поле характеризовалось наличием циклона над Финляндией и ложбины на востоке Европейской территории России, которая была смещена к юго-востоку к Черному морю. Контрасты температур в наиболее активной части холодного фронта были около 20 градусов на 1000 км расстояния.

Для расчетов скорости ветра использовались методики Мастерских и Лыткиной. Ни один из расчетных методов не предвещал ничего катастрофического, однако по расчетам было видно что ветер усилится до 10 баллов и синоптик начала готовить штормовое предупреждение.