Вы здесь

Человек в мире. Часть II. ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ (Я. В. Михайлов, 2010)

Часть II

ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

Введение

Вторая часть книги вначале носит выраженный философский характер, но постепенно переходит в русло практического мировоззрения, подготавливая читателя к адекватному пониманию онтологических проблем всемирного бытия и человеческого существования.

Сперва обсуждается гносеологический вопрос познания мира. Рассматривается диалектический метод познания, вводится фундаментально-важное понятие системы представлений и устанавливаются пределы разума как инструмента познания.

Полнота мира в соответствии с принятым диалектическим методом исследования расчленяется на объективную реальность и представления.

Подробно анализируются представления людей о пространстве и времени, играющие особую роль в мироощущении человека.

Центральным местом и кульминацией второй части книги является авторская гипотетическая модель мироздания, на которую опираются все последующие рассуждения. Данная модель полезна для объяснения ряда сущностных моментов бытия, но она не претендует на бесспорность и тем более не является попыткой объяснить всё.

Предложенная гипотетическая модель мира актуализируется через понятие о планах бытия – структурных уровнях всемирной системы представлений. Планы бытия – важнейшее понятие многих религиозных и философских мировоззренческих систем, и в дальнейшем оно активно используется в книге. Автор ссылается на оккультную трактовку планов бытия, которая имеет глубокое основание в физической конституции человека, не противоречит христианскому вероучению и, будучи истолкована в свете предложенной гипотетической модели мироздания, сама способствует развенчанию оккультной иерархии невидимого мира и учения о реинкарнации душ.

Последняя глава – исследование, касающееся духа и духовности. В ней объясняется смысл духовности и начинается разговор о духовных существах и их влиянии на жизнь людей. В этой связи рассматриваются наиболее известные символы невидимого мира, которые люди используют в системах своих представлений о нем. Заключительный параграф связывает понятие планов бытия с энергетикой, предупреждает о грозных опасностях и указывает благодатный образ жизни, которому посвящена третья часть книги.

В послесловии еще раз акцентуируются важнейшие выводы, рассматриваются основные трактовки понятий «энергия», «пространство», «время» и в этой связи уточняется авторская позиция.

Глава 2.1. ПОЗНАНИЕ ПОЛНОТЫ МИРОЗДАНИЯ

2.1.1. Онтологические концепции

Люди познают мир благодаря ощущениям (зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным и вкусовым), расширяя их пределы приборами, а также с помощью разума, формирующего понятия, суждения, умозаключения.[2] Человек, одевший розовые очки, видит мир розовым, при зеленых очках мир кажется зеленым и т. д. Дальтоник вообще не различает цвета. Сова, имеющая инфракрасное зрение, воспринимает мир пятнами теплых тел, собака живет в мире запахов и каждое существо воспринимает мир так, как информируют о нем его чувства. Поэтому возникает вопрос, каков мир на самом деле, если каждый воспринимает его по-своему? Ответ понятен: для каждого существа мир таков, каким оно его воспринимает, но каков он на самом деле, не знает никто. Более того, это вообще невозможно знать, так как любая попытка узнать приведет к появлению очередных новых ощущений и созданных на их основе понятий, которые в совокупности мы будем называть представлениями человека о мире.

В древности за много лет до Рождества Христова индийскими мудрецами была сформулирована доктрина Майи (мировой иллюзии), смысл которой в том, что видимый мир есть мир кажущийся, за которым стоит некая объективная Реальность, порождающая ощущения. Немецкий философ Иммануил Кант назвал ее «Вещью в себе». Другой немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал ее «Волей», которая рождает наши представления. Согласно Шопенгауэру, Мир есть Воля и Представления.

Указанные философские воззрения отражали диалектический способ миропонимания: с одной стороны Реальность, с другой – Представления.

Полнота мироздания заключает в себе и Реальность и Представления о ней.

Фундаментально важным является вопрос о структуре самой Реальности. Здесь существуют две принципиально различные концепции. Первая утверждает, что Реальность объективна и по природе единосущна, являя собой некий монолит непостижимой природы, который в мировосприятии живых существ дробится на объекты и явления. В такой трактовке объекты и явления мира – следствие самого способа восприятия существами Реальности, единой и неделимой в своей сути. Предметы и явления рассматриваются не как объективно существующие, а только в качестве представлений существ, а объективное бытие приписывается только Реальности. Схематически это выглядит так: полнота мироздания = объективная Реальность, которая «вещь в себе», + представления.

Такая философская концепция, именуемая солипсизмом, содержит в неявном виде отрицание объективности бытия человека, ибо объективной признается только Реальность, остальное – представления. В результате становится непонятно, в чьём же сознании рождаются представления. Солипсизм не ведет к позитивному знанию: «автоматически» снимается вопрос о природе Реальности, ибо она непостижима, будучи «вещью в себе», а поскольку остальное – лишь представления, становится невозможным говорить о сущности и предназначении человека, о его целесообразном поведении и др.

Сторонники концепции солипсизма, декларируемого в явном или скрытом виде, становятся заложниками собственной мыслесхемы, которая, будучи умозрительной конструкцией, не опирается на достаточный предметный опыт. Не случайно все религиозные мировоззренческие системы отвергают такую философию. Мы подробно остановились на ней как на образце неэффективного мышления, чтобы еще раз показать, насколько важно иметь в основе рассуждений живой предметный опыт.

Иная концепция – понимание Реальности как состоящей из некого объективно существующего, единого по природе невещественного Абсолюта и одновременно присутствующего тоже объективного мира, включающего несметное количество разнообразных объектов, явлений и вещей, в том числе живых существ, которые воспринимают мир и Абсолют и формируют представления о том, каковы они. Схематически это выглядит так: полнота мироздания = объективная Реальность, которая есть Абсолют и мир, + представления.

В рамках этой концепции ставятся вопросы о природе Абсолюта, о происхождении мира, о взаимоотношении Абсолюта и мира, о перспективах мира, а также комплекс проблем, связанных с человеком, включая проблему гносеологии. Отдельные мировоззренческие системы по-разному решают указанные проблемы. Наша книга развивает авторские трактовки христианского взгляда на мироздание.

Существуют разновидность второй концепции, отрицающая бытие Абсолюта, ограничивающая Реальность миром материальных и энергетических явлений. Это позиция материалистическая, атеистическая, не согласующаяся с живым предметным опытом человечества, а потому относящаяся к области неэффективного мышления.

2.1.2. Аксиоматичность и субъективность знания

Человек получает знания от органов восприятия, возможности которых он усиливает и расширяет приборами, но в любом случае информация не есть то, что имеет место на самом деле. Объекты действительности (Реальности) все-таки остаются «вещью в себе», и в этом смысле все человеческое знание аксиоматично, потому что мы принимаем знание как достоверное, хотя таковым оно не является, ибо само зависит от способа, каковым мы его (знание) добываем, и от того, как мы его интерпретируем.[3]

Что же теперь, – отвергнем знания? Отнюдь нет! Но подойдем к знаниям критичнее. Образы и представления, способствующие получению практически приемлемых результатов деятельности, вполне можно считать достоверными и, следовательно, условно объективными. Критерием их достоверности является результат, который нас устраивает. Все мы пользуемся благами научно-технического прогресса, основанного на доверии к знаниям. Давайте уважать науку и не быть обскурантами, поскольку подлинная наука доставляет нам новый предметный опыт и помогает обустраивать жизнь.

Иное дело, если речь идет о мировоззренческих проблемах. Тут следует помнить, что объективно существуют только предметы, явления и их взаимодействия (процессы), в то время как образы и представления, порожденные нашим восприятием, не имеют собственного объективного существования, будучи зависимы от наблюдателя, от того, каким образом, где, когда и как он получает информацию, и от того, как он ее интерпретирует.

Стало быть, все характеристики, которыми люди описывают действительность, например такие, как цвет, вкус, запах, длина, объем, температура, длительность, звук и т. д. и т. п., не объективны, потому что зависят от получателя информации не в меньшей степени, чем от самой действительности. Все понятия, используемые современным человечеством, включая науку, относительны и не имеют объективного бытия. Условную объективность они приобретают благодаря тому, что люди договариваются (явно или по умолчанию) считать их таковыми, исходя из практической целесообразности.

Условная объективность знания устанавливается и проверяется только живым предметным опытом, который для человека является единственным критерием достоверности (см. 1.2.1. Предметный опыт).

2.1.3. Диалектический метод

Каждое живое существо является субъектом познания, потому что формирует свою систему представлений о мире. Человек пользуется не только чувственными, но и рассудочными (дискурсивными) представлениями, образованными на основе ментального процесса.

Система представлений любого существа отражает лишь некоторые аспекты Реальности в мере достаточной для жизнеобеспечения. Системы представлений живых существ весьма различны и в силу индивидуальных особенностей не совпадают полностью даже у представителей одного вида. Не одинаковы они и у людей. В этой связи можно утверждать, что каждое существо живет как бы в собственном мире, сотканном из ему присущих представлений.

Система представлений современного человека складывается в процессе социализации. Человек усваивает рассудочные понятия, сформированные предшествующими поколениями, зачастую вне связи с личным предметным опытом. В особенности это характерно для так называемого научного знания, внедряемого в сознание через систему образования.

Знание, которым владеет человечество, в значительной степени является выводным, полученным из исходной информации по законам формальной логики. Другая часть логики – диалектическая – используется для конструирования понятий, образующих противоположности взаимоисключающие, но обязательно находящиеся в единстве.

Взаимоисключаемость и единство – две стороны диалектической логики. Взаимоисключаемость означает, что когда имеется одно, то другому в нем нет места. Например, жизнь и смерть, мужчина и женщина, здоровье и болезнь, тепло и холод и пр. В то же время каждое существует только как «противовес» второму, и если одно исчезает, то не будет и второго – таков смысл единства.

Люди более склонны рассматривать противоположности не как единство, а как самостоятельно существующие моменты, в то время как одно без другого есть бессмыслица. С другой стороны, одновременное существование двух противоречивых моментов зачастую считается абсурдом, а не нормальным явлением, хотя взаимоисключаемость означает, что одному нет места в другом, а не вообще нет места.

Следуя методу диалектической логики, мы представили мироздание состоящим из взаимоисключающих противоположностей: объективной Реальности и субъективных представлений. Реальность неотрывна от представлений в том смысле, что без представлений она никем не воспринимается и, следовательно, существует как нечто никому неведомое, кроме нее самой. Представления также неотделимы от Реальности, ибо обязаны ей своим происхождением и без нее не имеют места. Таково диалектическое единство представлений и Реальности.

Человеку свойственно игнорировать единство и рассматривать представления, как имеющие самостоятельное существование, но при таком подходе они не могут быть правильно поняты. Не может быть понят и сам человек.

2.1.4. Пределы разума

Понятия и суждения формируются разумом на основе непосредственных опытных ощущений, а также как следствие умозаключений.

Получение выводного знания идет по двум направлениям: вглубь и вширь. Движение вглубь означает образование понятий путем их дробления на основе создания новых понятий, относящихся к исходному понятию как частное к целому. Например, понятие «дерево» конкретизируется через такие понятия, как «ствол», «ветви», «листья», «крона», «кора», «корни», и т. д.

Движение вширь означает образование понятий все более и более широких, обладающих меньшей конкретностью и большей общностью. Например, понятие «лес» означает совокупность любых деревьев, кустарников и другой растительности.

Понятие считается логически осознанным, если установлено его место в иерархической системе знакомых человеку понятий,

то есть найдено, к какому общему понятию оно относится или какие конкретные понятия оно объединяет. Например, если нам сообщили, что понятие «Вигвам» относится к более общему понятию «Жилище», то, даже не зная его конкретного устройства, мы уже представляем, о чем идет речь. Аналогично этому, слова «круглое», «румяное», «сочное», «вкусное» создают в уме образ плода типа яблока.

Процесс расширения понятий развивается до тех пор, пока человек в явном или завуалированном виде не поставит вопрос о сущности ТОГО, что выражают для него понятия. Это НЕЧТО характерно тем, что его уже нельзя выразить через другие более широкие понятия, ибо все понятия, выражая ЕГО, являются более узкими.

Следовательно, ОНО не может быть логически осознано, поскольку аппарат диалектической логики не в состоянии дать ЕМУ определение. Он может лишь обозначить ЕГО. Мы назвали ЕГО объективной Реальностью.

Таким образом разум принципиально не способен постичь сущность Реальности, которая остается «вещью в себе». Впрочем, чувственный опыт тоже не может этого, но его средства богаче, поскольку включают духовную составляющую. Разум строит свои понятия на основе физического опыта и не в силах описать ими опыт духовный. Все, что возможно, – прибегать к аналогиям, чтобы на языке, доступном пониманию, показать смысл переживаний духовного опыта и того, что с ним связано. Блестящий образец таких аналогий дал Иисус Христос, когда использовал притчи для объяснения сути Царства Божия.

Глава 2.2. МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОГО БЫТИЯ

Мы приступаем к созданию аппарата (модели, схемы, теории), который поможет ответить на вопрос об устройстве мира и природе человека. Читатель должен быть готов к трудностям понимания. Надо вооружиться изрядной долей воображения и не задавать вопросов типа «зачем это надо?» и «так ли все на самом деле?» Операция, которую нам надлежит совершить, похожа на введение мнимых чисел в математике. Сначала непонятно, зачем они нужны, но когда с их помощью решаются сложные проблемы, польза уже не вызывает сомнений.

2.2.1. Время и пространство

А. Сущность времени

Психологи проводят иногда такой эксперимент: присутствующих просят субъективно оценить интервал времени, который ведущий отсчитывает по секундомеру, давая знак о его включении и выключении. Одни люди оценивают интервал короче, чем он есть, другие – завышают его. Опыт доказывает субъективность оценки временных интервалов.

Как люди определяли промежуток времени, если они не смотрели на часы?

В упомянутом эксперименте испытуемые в качестве мерки-эталона использовали неосознанно биохимичские процессы своего организма. Не удивительно, что оценки оказались разными, поскольку течение внутренних процессов человека индивидуально.

Пока человек что-то чувственно воспринимает не думая, как, например, младенец, он просто отражает в себе те или иные проявления реальности, получая чувственные представления о ней. Но когда он пытается оценить эти проявления, значит измерить, то вынужден воспользоваться эталоном, потому что любое измерение осуществляется путем сравнения с эталоном.

В качестве эталона человек естественным образом прежде всего выбирает самого себя: размеры частей тела, скорость биохимических процессов, собственные суждения и т. д. Таким образом появились старинные меры длины: голландская – дюйм, что в переводе означает «большой палец»; старорусская – вершок, изначально означавшая расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки. Отсюда пошли производные меры (вторичные эталоны): 16 вершков – аршин, 3 аршина – сажень, 500 саженей – верста и т. д. Параллельно появляются эталоны, порожденные общественной деятельностью (ведро, бутылка, шкалик, лошадиная сила и др.), а также эталоны, имеющие основание в природе (сутки, год).

Современная метрология ищет и устанавливает эталоны по возможности стабильные – такие, которые мало меняются и почти не зависят от условий измерения, а также легко воспроизводятся. Поскольку выбор эталона субъективен, а сам он всегда лишь относительно стабилен, постольку результаты измерения неизбежно не абсолютны, однако могут считаться условно правильными, потому что позволяют оценивать и сравнивать процессы с практически приемлемой точностью. В этом проявляется условная объективность знания, о чем шла речь в 2.1.2.

Сказанное в полной мере относится и к оценке длительности процессов, которую принято выражать понятием ВРЕМЯ. Исторически люди находили эталоны времени в связи с вращением Земли (сутки), в связи с движением Земли вокруг Солнца (год), в связи с процессом истечения воды или песка (водяные и песочные часы), в связи с колебаниями маятника (механические часы) и т. д.

В XX веке в качестве эталона взяли частоту пьезоэлектрических колебаний кварцевой пластины (кварцевые часы), а затем появились атомные часы, где за эталон приняли частоту колебаний молекул аммиака. Сегодня эталон времени привязан к атому цезия.

Каждая последующая разновидность часов отличалась большей стабильностью эталона, то есть меньшей подверженностью внешним влияниям. Но принципиально ничто не изменилось: измерение осуществляется всегда на основе сравнения с эталоном и никак иначе. Само понятие времени возникает в связи с появлением эталона. Если таковой отсутствует, существует только процесс, но нет и не может быть представления о его длительности. Собственно эталон рождается из попытки сравнения, сопоставления явлений и тогда возникают системы мер. Народ мудро подметил, что все познается в сравнении.

Никакие человеческие представления, включая и время, в качестве объективной Реальности не существуют. Время – понятие, возникшее вследствие сопоставления процессов, когда некоторый процесс был выбран в качестве эталона, как мера других процессов. В действительности имеют бытие только сами процессы, которые мы характеризуем на основе сравнения с эталоном понятием «время».

Время – не более чем человеческое представление о Реальности и, как всякое представление, оно завязано в систему с другими представлениями и в разных системах представлений имеет неодинаковое содержание. Наглядное подтверждение данного обстоятельства дала наука. В ньютоновской физике время трактуется как независимая координата, а в теории относительности Энштейна течение времени зависит от скорости перемещения наблюдателя. Это легко понять, если принять во внимание, что объективно существует только некая Реальность, а все прочее – наши представления о ней, которые обязаны своим происхождением нашему предметному опыту, а значит подчиняются опыту и меняются вместе с ним. Сам предметный опыт человека зависит прежде всего от его органов мировосприятия. Таким образом, наша бытийная организация предопределяет ощущения и слагаемые на их основе понятия. Иные существа, имея иные органы восприятия, формируют иные системы представлений, в том числе и в отношении длительности процессов. Бабочка-однодневка, вероятно, ощущает свою жизнь как долгую и насыщенную событиями, но в человеческой системе представлений ее жизнь – миг. Причина в том, что мы делаем себя эталоном ее жизни.

Б. Смысл пространства

То, о чем мы здесь говорим, относится не только ко времени, но и к цвету, вкусу, звуку и т. д. и т. п., и, что особенно важно, в полной мере к пространству. Пространство, как и время, – наше представление о Реальности. Оно (это представление) объективно не существует и в качестве представления является следствием нашего способа мировосприятия. Оценка пространства субъективна и осуществима только при наличии условно выбранных эталонов.

В итоге приведенных рассуждений сформулируем главный вывод: время и пространство – представления, сконструированные разумом в процессе осмысления информации, которую органы человеческого мировосприятия получают в связи с познанием Реальности.

Понятия пространства и времени человек усваивает с детства вместе с принятыми эталонами, которые в его сознании отождествлены с самим временем и пространством. Связь времени и эталона зафиксирована в выражениях «время течет», «время бежит», «время остановилось» и других, косвенно указывающих на эталон. Но человек забывает об эталоне. В отрыве от эталона он (человек) склонен понимать время как нечто самосущее и даже фетишизирует его. Аналогичная ситуация имеет место в отношении пространства. В результате рождаются нелепые идеи и ложные теории. Укажем для примера понятие бесконечности как некой не поддающейся измерению протяженности. Однако протяженность, не поддающаяся измерению, не является протяженностью. Также абсолютно несостоятельны гипотезы рождения вселенной путем большого взрыва и ее тепловой смерти, ибо они предполагают неизменность эталонов, как в прошлом, так и в будущем. Такое предположение неправомерно. Здесь мы встречаемся с типичным примером неэффективного мышления, развивающего выводы на центробежной основе (см. 1.3.2 А). Единственно, что можно утверждать безусловно, так это то, что в современной научной системе представлений имеются конкретные эталоны времени и пространства, на основе которых нельзя делать выводы о прошлом и будущем.

Наука оперирует понятиями времени и пространства, предполагая по умолчанию, что подразумеваются вполне конкретные эталоны. Данное обстоятельство позволяет включать пространство и время в математические формулы. Пока дело касается прикладных проблем, указанные представления практически вполне пригодны. Но для философских обобщений они неприемлемы, ибо таковые обобщения не должны зависеть от эталона. Необходима принципиально иная предметная информационная база мышления, позволяющая избежать ложных суждений. К созданию такой базы мы и готовим постепенно нашего читателя.

В. Время и пространство в системе представлений человека

Простейшие представления обязаны своим происхождением органам восприятия. В силу определенного устройства органов колебания воздуха воспринимаются как звук, молекулы вещества – как запах или вкус, электромагнитные колебания – как свет и т. п. Человек, от рождения лишенный каких-либо чувств, навсегда теряет представления соответствующей категории. Например, слепому недоступны представления о свете, глухому о звуке, лишенному обоняния о запахе и т. д. Но пространство и время – это не простые представления, а понятия, сконструированные разумом на основе чувственного мировосприятия, личной и общественно-исторической деятельности людей. Такие представления несут в себе как личный, так и общественный опыт.

Пространству и времени среди прочих представлений человека принадлежит особое место. Особенность эта в том, что обычный разум не мыслит конкретный объект существующим вне времени и вне пространства. Идея о подобном существовании является, по его мнению, абсурдной. Представить объект без вкуса, без запаха или без цвета человек может, ибо жизненный опыт доставляет ему подобные факты, но когда дело касается пространства и времени, это оказывается выше его сил. Почему же так?

Во-первых, потому что грубый чувственный опыт не дает подобных прецедентов; во-вторых, поскольку понятия времени и пространства усвоены с детства и настолько «пропитали» всего человека, что отказаться от них он просто не в силах; в-третьих, так как при этом возникает противоречие с господствующим общественным мнением, с которым люди привыкли считаться.

Представить объект существующим вне пространства (без формы) и вне времени – это значит переступить через физиологически обусловленный, исторически сложившийся, впитанный в себя обществом и личностью, ставший «плотью» и «кровью» личности способ мышления. Если даже простые привычки искореняются с трудом, то не приходится удивляться, что рассматриваемая нами «привычка» представляет собой почти неодолимое препятствие.

Интересен вопрос о восприятии Реальности животными. Для них не существует понятий, поэтому пространства для животных нет. Они воспринимают объекты, а оценка расстояний осуществляется инстинктивно, то есть бессознательно. Не существует для них и времени: животные воспринимают только момент. События прошлого не запечатлеваются в памяти, оставляя лишь подсознательный след. Встречаясь с предметом ранее виденным, животное узнает его как беспричинно знакомое. Следовательно, животное мировосприятие суть чувственное знание, иногда в сочетании с зачатками дискурсивного. Последнее подтверждается опытами обучения человекообразных обезьян общению с помощью знаковых систем.

2.2.2. Гипотетические миры

Первоначально человек понимал пространство как вместилище предметов, а позже, когда наука развила учение о полях, она подошла к трактовке пространства как материального континуума. Наука декларировала взаимосвязь пространства и времени, не подозревая, однако, что эта связь заложена в человеческом мировосприятии.

Категории пространства и времени в процессе развития дискурсивного знания претерпели значительные изменения и, пожалуй, единственное, на что еще не решилась современная наука, так это на построение моделей мира без пространства и времени. Препятствием служит, на наш взгляд, догмат о наличии верхнего предела скорости распространения материи. Имеющиеся попытки преодолеть данный догмат не находят пока широкого признания. Когда будет создана теория, основанная на постулате о возможности единовременного поступления информации во все точки пространства, в науке произойдет революционный переворот.

Предположим наличие объектов и процессов существующих одновременно во всех точках пространства. Они как бы «размазаны» по пространству. Хорошей аналогией может быть растворение различных солей в воде, где каждая соль распределена наряду с другими по всему объему воды. Как же в таком случае будет сохраняться индивидуальность объектов? Будем считать, что индивидуальности (живые и неживые) существуют, например, в форме разночастотных и разноамплитудных колебаний параметров гипотетического информационного поля. Поскольку подобные колебания существуют одновременно везде, стало быть, любая индивидуальность в таком мире также вездесуща. Легко понять, что для существ этого второго гипотетического мира (первым миром мы условимся считать наш физический мир) понятие пространства теряет смысл. Понятие времени сохраняется, но не в связи с пространственными перемещениями, а в связи с изменениями (процессами), происходящими сразу во всех точках пространства. Положим, что наш физический мир связан взаимно-однозначным соответствием со вторым гипотетическим миром, так что каждому событию нашего мира можно поставить в соответствие определенное событие во втором мире. Отображение физических событий во втором гипотетическом мире назовем их астральным отражением или астральной основой.

Сформируем теперь третий гипотетический мир, развивая предыдущие рассуждения. Все явления второго мира укладываются на шкале времени от бесконечно далекого прошлого до бесконечно далекого будущего, а каждое конкретное явление отражено отрезком шкалы. Проделаем теперь с явлениями на временной шкале операцию, подобную той, что мы произвели с объектами, «размазав» их по пространству. «Размажем» теперь каждое событие по шкале времени, в результате чего события будут присутствовать всегда, а понятие времени потеряет смысл. Сохранение индивидуальности событий в третьем мире аналогично тому, как растворяющиеся соли сохраняют в растворе свои особенности. Физико-математическая модель индивидуальностей третьего мира – это суперпозиция постоянных токов, производимых разными источниками. Положим наличие взаимно-однозначного соответствия между событиями второго и третьего миров, а, следовательно, и между первым и третьим. Отражение событий физического бытия в третьем мире будем называть духовным отражением или их духовной основой.

Вообразим теперь, что некая «гипотетическая» лупа стягивает все события третьего мира в одну «точку» – «фокус». Фокус не только лишен пространственно-временных форм, но также и индивидуальностей, ибо они слились в единое бытие. Логика наших рассуждений показывает, что в фокусе собраны все объекты и события первого, второго и третьего миров, что утверждает статус фокуса как абсолютного бытия. Поэтому назовем его Абсолютом. Абсолют выражает собой идею множества как единства, идею всевременности как единовременности и идею абсолютного бытия в смысле полного слияния в нем всех прошлых, настоящих и будущих объектов и событий (рис. 2.2.1).




Описанные миры и Абсолют, с одной стороны, являются самостоятельными образованиями, с другой – их надлежит рассматривать в качестве структурной иерархии объективной Реальности. Указанные структурные уровни взаимопроникающие, наподобие того как в атмосфере одновременно присутствуют и свет, и влага, и электромагнитные волны многих радиостанций. Они находятся во взаимовлиянии. Все они здесь и тут, но не ощутимы обычным чувствованием, за исключением малой части физического мира.

Наконец, заметим, что, придерживаясь традиционной логики, мы формировали миры путем такой трансформации событий в пространственном и временном континууме, после которой отпадала надобность в пространстве и времени. Искусственность подобной операции не вызывает сомнения.

Поэтому в дальнейшем будем строить рассуждения на основе понятия о «системах представлений», содержащих или не содержащих пространство и время.

2.2.3. Относительность представлений

Представление является верным в рамках данной системы представлений, а значит только для тех, кто пользуется такой системой. В других системах, в которых нет места прежним представлениям, правильность их теряет смысл.

Человеку свойственно оценивать все на основе усвоенных им представлений. Может случиться, что система представлений человека не адекватна понятиям и явлениям, с которыми он сталкивается. Он пытается объяснить их на основе собственных оценок, но его мерки не годятся, и получается ложное умозаключение. В другой системе представлений те же понятия и явления оцениваются иначе и получают новый смысл. Поэтому мы провозглашаем «принцип недогматического подхода» ко всем анализируемым явлениям. Суть его такова: любое утверждение адекватно лишь той системе представлений, к которой оно относится. Следовательно, прежде чем соглашаться с утверждением или отвергать его, необходимо уяснить соответствующую систему представлений. Это устранит многие недоразумения и сделает возможным единовременную правомерность внешне взаимоисключающих положений по причине их принадлежности к разным системам представлений. Например, в геометрии Евклида параллельные линии никогда не пересекаются, а в геометрии Римана это возможно.

Таким образом, всякое представление истинно в своей системе и выглядит ошибочным в других системах. Следовательно, вопрос правильности или ошибочности представлений – вопрос относительный. Найдите систему представлений, к которой относится данное утверждение, и оно станет правильным.

Однако не безразлично, какой системы представлений придерживаться. На ее основе складывается жизнь и предопределяется результат. Поэтому наше исследование о мире и человеке не бесплодно, если, конечно, оно будет переведено в плоскость реальных дел.

В отношении предложенной модели мира (рис. 2.2.1) могут возникать сомнения и вопрос: «Так ли все на самом деле?» Мы говорили уже, что это вопрос относительный, однако поясним суть, пользуясь аналогией.

Вам, наверно, приходилось видеть схему метрополитена? Спросим себя: «Так ли все на самом деле, как показано?» С одной стороны, конечно не так. Метролинии в действительности не прямые и кольцо не круглое, поезда движутся в разных уровнях, а не в одной плоскости, как на схеме, перегонные туннели иногда одинарные, а иногда двойные, есть тупики для оборота поездов, а на схеме их нет и т. д.

С другой стороны, все так, потому что схема, выявляя существенные взаимосвязи, позволяет выбрать оптимальный маршрут. Значит, схема метрополитена правильная и неправильная одновременно. Это и есть диалектика представлений, полностью относящаяся и к нашей модели мира. Некоторые сложные вопросы она разрешает, на другие не может дать ответа.

Глава 2.3. ПЛАНЫ БЫТИЯ

2.3.1. Иерархия представлений

Иерархией объекта принято называть выделение в нем структурных уровней, взаимодействующих между собой. Количество и характер уровней зависит от метода их выделения.

Систему всех существующих в мире представлений, как человеческих, так и не человеческих, назовем всемирной системой представлений (ВСП). Понятие ВСП возникло не как плод умозрительных мудрствований, а явилось результатом опытного знания в физической, душевной и духовной сферах человеческого бытия.

Структурирование ВСП произвольно. Мы приводим два варианта структуры ВСП, один из которых предлагает оккультная метафизика, другой – христианская религия.

ВСП можно представить в виде ряда уровней представлений, простирающихся снизу вверх наподобие этажей большого дома. Структурные уровни представлений ВСП называют планами. Деление ВСП на планы бытия условно, ибо сама ВСП представляет собой континуум планов, плавно переходящих один в другой. Иное дело, что указанная непрерывность не ощущается живым существом, поскольку его органы восприятия дают информацию лишь в узкой области континуума. В результате живое существо явно ощущает себя на каком-то одном плане, реже на нескольких, а остальные оно может чувствовать или не чувствовать.

На рис. 2.3.1 показаны две модели ВСП – оккультная и христианская, которые согласуются друг с другом. Оккультная метафизика выделяет семь планов бытия согласно числу главных психоэнергетических центров человеческого тела. Христианское вероучение упоминает три плана. На рис. 2.3.1 пунктирные границы планов ориентировочно показывают соответствие христианской и оккультной моделей.




Деление ВСП на планы произвольно, поскольку сама операция условна. Существуют другие иерархические схемы и иные наименования, являющиеся видоизменением приведенных. Например, широко распространено деление ВСП на физический, ментальный и духовный планы.

Ранее мы уподобили ВСП многоэтажному дому. Но такое сравнение не корректно, поскольку в действительности планы бытия не разделены, а как бы проникают друг в друга не смешиваясь, подобно тому как в атмосфере присутствуют одновременно волны всех радиостанций.

Представления физического плана даны человеку от рождения, а представления других планов, по мнению оккультистов, могут быть развиты в земной жизни с помощью предлагаемых ими методов. Все было бы замечательно, если бы не одно пикантное обстоятельство: путь, предлагаемый оккультистами, гарантированно ведет человека к духовной погибели. Мы не имеем возможности объяснить здесь это в силу недостаточной подготовленности читателя в вопросах духовного делания. В дальнейшем мы рассчитываем дать обоснованное толкование оккультной несостоятельности.

Планы бытия характеризуются следующими качествами:

– план физический отличается наличием понятий пространства и времени. Большинство людей осознает себя[4] только на физическом плане;

– план инфраастральный весьма близок к физическому. Является чем-то вроде условной границы между физическим и астральным планами. Одна его часть смыкается с физическим, другая с астральным. По мере приближения к астральному плану ощущение пространства трансформируется и исчезает. Поэтому существо, живущее на инфраастральном плане (имеющее соответствующую систему представлений), обладает повышенной свободой перемещений. Ощущение времени сохраняется;

– план астральный характеризуется полным устранением пространства, стало быть астральные объекты лишены формы (бестелесное существование). Ощущение времени сохраняется. Поскольку обычному уму затруднительно представлять существование объекта вне пространства, советуем для начала считать, что он существует во всех точках пространства одновременно. Подобная трактовка соответствует ситуации, при которой скорость распространения объекта бесконечно велика, так что он может быть одновременно везде;

– духовные планы характеризуются отсутствием пространства и времени. Большего автор не может добавить к сказанному, поскольку в физической системе представлений, которой принадлежит настоящее рассуждение, нет понятий, адекватных сущности этих планов, что означает невозможность объяснить их. Попытки такого рода подобны попыткам учителя, обучающего плаванию в пустыне. Все, что мы можем, – привести аналогии, позволяющие представить отдельные черты планов в земных образах. Но не будем заблуждаться, наши аналогии так же далеки от истины, как барханы пустыни от волн моря, а во многих ситуациях нет и такого сходства.

2.3.2. Представления и смерть

Существование представлений относительно, ибо они существуют только для того, кто их имеет. Для тех, кто не имеет данного представления, оно не существует, как нет места свету в стране слепых, как нет звуков в стране глухих, как не существует запахов в стране лишенных обоняния.

Понятие смерти связано, с одной стороны, с понятием времени, включая такие моменты, как начало и конец, с другой – с понятием системы представлений, потому что смерть – утрата существом той системы представлений, которой оно пользовалось. Однако, как мы знаем, система представлений не произвольно выбирается существом, а зависит от конституции его мировосприятия. Последняя – первична, представления – вторичны.

Смерти противопоставляется понятие вечной жизни или бессмертия. Неправильно понимать бессмертие как никогда не кончающийся процесс жизни. Где бессмертие, там нет процессов. Бессмертие – особая форма жизни, в которой отсутствуют процессы. Обыденное человеческое сознание связало понятие «жизнь» с временем, с началом и концом, и ему очень сложно мыслить иначе. Но жизнь – это личностное бытие, а не процесс, и оно – бытие это – может разворачиваться как во времени и пространстве, так и вне их.

Абсолют (Бог) бессмертен, но Он и не рождался. Бессмертие рожденных тоже возможно, если Бог изменит конституцию их мировосприятия так, что они перестанут ощущать время. Они будут жить как бы в другом измерении, или, пользуясь вышеприведенной терминологией, будут ощущать себя на другом плане бытия. В христианской терминологии это означает приобщение к Царству Божиему и постепенное принятие системы представлений божественного духовного плана бытия. Там нет ни времени, ни пространства, и, стало быть, коль скоро телесное существо приобщено к Царству Божиему, то оно попросту не ощущает своего тела. Соответствующие свидетельства подвижников христианского молитвенного делания подтверждают сказанное.

Смерть тела влечет утрату привычной системы представлений и означает уход человека с физического плана бытия. Если бы человек принадлежал только физическому плану, смерть была бы полной и окончательной. Но человеческое существо пребывает единовременно на всех планах бытия, просто большинство людей представления других планов не осознает, а потому они для них как бы не существуют. Но смерть меняет ситуацию так, что умерший начинает воспринимать иные планы и прежде всего инфраастральный. Умерший теряет всякий контакт с нами, потому что общаться могут только те, кто пользуется если и не одинаковыми, то хотя бы близкими системами представлений. Вообразите, что в комнате, разделенной тонкой непрозрачной перегородкой, по разные стороны от нее находятся два глухих человека. Смогут ли они узнать о существовании друг друга? Так вот, смерть, образно говоря, представляет переход наших «коллег» за подобную «перегородку».

Теперь он (умерший) имеет иную систему представлений, которая и раньше была, да он ее не осознавал, а после смерти в силу изменения конституции мировосприятия она проявилась отчетливо и позволяет ему (умершему) общаться с теми существами, которые имеют схожую систему представлений. Существа, обладающие системами представлений не физического плана, совокупно именуют духовными существами или просто духами, но они качественно различны.

Исследованию проблем духа и духовности посвящена следующая глава.

Глава 2.4. ДУХ И ДУХОВНОСТЬ

2.4.1. Смысл духовности

В современном российском обществе модно говорить о духовности. Слово «духовность» истрепано от частого употребления. Ярлык «духовности» или «бездуховности» наклеивают наподобие штрих-кода. Выражения «духовное наследие», «духовное воспитание», «духовная музыка», «духовная литература» и другие стали привычными.

Спросите, однако, любого, что такое духовность, и вряд ли вы получите вразумительный ответ. Духовность не является чем-то осязаемым, зримым, в привычных ощущениях явленным, и вложить в нее конкретный смысл трудно. С другой стороны, семантика слов «дух» и «духовность» разнообразна. Спектр смысловых значений этих понятий простирается от вполне конкретных явлений до образных выражений. Сравните, например, «воздух» и «дух противоречия».

Мы не ставим задачу исследовать семантику рассматриваемых понятий во всей полноте. Нам важно то, что они возникли как антитеза материально-плотному, чувственно воспринимаемому. Они отражают невидимое, неощущаемое или трудно воспринимаемое обычным чувствованием, но такое, что невозможно игнорировать.

Духовность – качество!

Она – характеристика объекта, заключающаяся в полной или частичной несводимости его к миру плотной материи, данной нам в привычных ощущениях с помощью простой пятерицы чувств.

Духовность – качество неоднородное, имеющее степени. Подобно тому как цвет имеет спектр, а вкус разнообразие, так и духовность может быть весьма различной.

Представьте себе континуум, на котором материя расположена в порядке убывания плотности от сверхплотной до сверхтонкой. Духовность начинается там, где происходит переход от материи плотной к тонкой, трудно уловимой даже приборами, а затем к вовсе неуловимой. По мере разуплотнения материи изменяются фундаментальные свойства и пространственно-временные формы ее рефлексии вплоть до полного упразднения самой материи и пространственно-временных характеристик. За пределами этой модификации лежит область «чистого» духа, где законы материи не действительны и существуют иные законы, в принципе нам неведомые, которые и законами-то можно назвать лишь условно, ибо закон не более чем наше представление о связях между явлениями и вещами, порожденное способом нашего мировосприятия.

Читатель, вероятно, догадывается, что рассуждения ведут нас от физического плана бытия через инфраастральный и астральный к душевным и духовным планам. Область «чистого» духа тоже неоднородна: в ней имеется своя иерархия, на вершине которой находится Высший Дух – Бог, Он же – Абсолют. Понятие иерархии в модели всемирного бытия условно, ибо все уровни (планы) взаимопроникают друг в друга, как бы пронизывают друг друга, не смешиваясь, подобно тому как в атмосфере одновременно присутствуют волны всех радиостанций, но есть возможность улавливать их по отдельности, выделяя из общей массы.

Область «чистого» духа христиане именуют Царством Божиим, а мы назвали ее высшими духовными планами бытия. Эта область не пространственная и не временная, вне связи с пространством и временем существующая, и представляет собой некое сущностное состояние, нам не знакомое, пониманию не поддающееся, но жизненосное, духовными существами населенное.

Наша земная жизнь, внешне протекающая на физическом плане, внутренне с жизнью невидимых планов крепко связана по причине принадлежности человека всемирному бытию. Важнейший онтологический закон бытия состоит в том, что любое действие, произведенное на одном из планов, имеет свои отражения на других планах. Аналогичное случается и на земле. Люди живут в разных странах, не видят и не знают друг друга; их заводы и фабрики коптят небо, портят экологию, меняют климат и тем влияют друг на друга.

На духовных планах разворачивается своя жизнь, частью всемирной жизни являющаяся и на человеческую жизнь влияющая. Мы имеем в виду наличие существ с соответствующими системами представлений. В этом смысле духовность есть modus vivendi, то есть образ бытия и способ существования, прямо или косвенно связанный с духовными планами. Человек сопричастен всем планам, но большинство людей осознает себя только на физическом. Однако некоторые проявления земной жизни не укладываются в рамки представлений физического плана, и тогда говорят о духовности, спектр которой простирается от инфраастрала до Абсолюта.

2.4.2. Духовные существа

Живые существа, жизнь которых не на физическом, но на иных планах бытия протекает, называются духами. Духовное существо не имеет плотного тела, но может иметь тонкое, состоящее из материи очень малой плотности, или не иметь никакого. Его жизнь актуализирована либо на одном из планов бытия, либо одновременно на нескольких, подобно водяной лилии, корни которой в земле, стебель в воде, а цветок распускается в воздухе. В особых случаях духовное существо может материализоваться, то есть получить временное физическое тело, видимое и чувствуемое людьми.

Человек ощущает и осознает себя в основном на физическом плане бытия. Наиболее близким к физическому является план инфраастральный – пограничный между грубым физическим и очень тонким материальным планом бытия, имеющим условное наименование – астральный. Духовные существа, «населяющие» инфраастрал, – духи зла, называемые также чертями, бесами, демонами, ангелами сатаны, ракшасами, асурами, поднебесными духами злобы и т. д. Духи зла многочисленны, разнообразны и имеют иерархию. Все они – злейшие враги Бога и людей и воюют против них. Современная оккультная псевдонаука называет их полевыми структурами, дабы отвести от себя обвинения в контакте с нечистой силой. Но «черного кобеля не отмоешь добела». Волк останется волком и в овечьей шкуре. Инфраастральный план бытия – гнездилище зла, и он есть ад. Человек в своем обычном состоянии защищен от лицезрения ада своим плотным телом. Магия предлагает способы выхода души из тела без разрыва связи с ним, и тогда человек получает возможность «путешествовать» по инфраастралу и видеть его обитателей. Выход в астрал неизбежно ведет к взаимодействию с бесами, а потому губителен для человека. В древней йогической практике выход в астрал категорически запрещался. Сегодня разнообразные техники выхода в астрал описаны в книгах, доступных всем (см., например, книгу Георгия Бореева «Сознательные выходы из тела», М.: Гиперборея, 2002). Впрочем, взаимодействие с бесами вполне осуществляется и без выхода в астрал. Этим профессионально занимаются колдуны, маги, экстрасенсы, контактеры, оккультисты и другие представители магических специальностей. Все они – сотрудники сатаны и рабы его. Иногда в целях камуфляжа они называют себя белыми магами, но магия не бывает белой, она – черная по определению. Лица, вступившие в контакт с бесами, обречены на вечную жизнь в аду. Будучи на земле, они, быть может, не понимают, что ждет их в послесмертном бытии. Никаких земных аналогий не хватит, чтобы описать ужас ада. На страницах этой книги читатель найдет авторскую модель адских мук (см. 3.3.7), но модель эта – жалкая пародия на натуру.

Люди далекие от церкви, а также обманутые оккультистами или просто не верящие в наличие невидимых существ, зачастую, сами того не подозревая, притягивают к себе нечистую силу и терпят от нее бедствия. Инфраастрал близок, и бесы хорошо «слышат», когда люди зовут их. Если вы идете по улице и кто-то произносит ваше имя, вы оборачиваетесь, а если вас будут звать непрерывно, вы, скорее всего, поспешите туда, где вас зовут. Так и бес, когда слышит свое имя, спешит к зовущему. На этом основана мантра-йога – техника частого повторения имени какого-либо беса, следствием которой является его приход либо в форме навязчиво звучащего голоса, либо, например, в виде светящегося существа, чтобы человек принял его за ангела Божия. Встреча с бесом никогда не проходит даром, и человек расплачивается за это грандиозными неприятностями, зачастую уже в земной своей жизни. Поэтому не следует бездумно чертыхаться и поминать черта по поводу и без повода, чтобы не привлекать к себе силы зла.

Бесы любят производить световые эффекты, совершать необъяснимые чудеса в целях переключения на них человеческого внимания и отвлечения людей от Бога и Церкви. Такова предметно-опытная основа современных псевдонаук – уфологии и эниологии.

Иногда бесы сами вербуют себе работников, выбирая наиболее гордых, воображающих себя сильными, особо одаренными, много имеющими. Случаи подобной вербовки, когда бес являлся людям наяву, не скрывая, кто он, известны автору.

Человек не может противостоять бесу, но волен отвергнуть беса и воззвать ко Христу, который, будучи победителем ада, придет на помощь и освободит человека от рабства злу. Бесы отлично знают, что Христос – Бог, что Он властелин и над ними, а потому трепещут даже перед именем Его. Боятся они также креста, но только потому, что крест отождествлен со Христом через распятие и воскресение Его. Непочтительное отношение к кресту, использование его в качестве украшения или глумление над ним угодно бесам, и люди, поступающие так, активно привлекают их к себе. Таким образом, не только в кресте сила, но и в свободной воле человека.

Инфраастральный план бытия отличается жесткой иерархией. Главарь бесов – сатана, наиболее могущественный из них, имеет в подчинении «исполнительных руководителей» и низовых рядовых бесов, которых иногда называют бесенятами, хотя они не дети. Число бесов велико и в точности никому неизвестно.

Излюбленные инструменты демонических сил – ложь под видом правды и с ней смешанная, лесть (приятный обман), клевета, посулы заманчивых благ и удовольствий, за которые потом следует жестокая расплата, запугивание, внушение людям коварных мыслей, внешне безобидных, будто бы идущих от них самих. Активно используется камуфляж: утверждается, что никаких бесов нет, есть только некие безвредные полевые структуры, мыслеформы, в крайнем случае пришельцы инопланетяне, резвящиеся на НЛО. Чего же бояться? А бес тем временем делает свое дело. Он принуждает и обманывает, сулит кажущиеся блага, строит ловушки с приманками, расставляет сладострастные сети, предлагает «выгодные» сделки, но никогда ничего не дает даром. Плата, которую он берет, всегда огромна.

Бог, в отличие от беса, не насилует, не принуждает, не обманывает, свободную волю человека уважает и впереди Своей ставит и Себя человеку не навязывает, но принимает каждого, кто проявляет настойчивое желание быть с Ним. Бог имеет своих служителей – Ангелов Света, пребывающих на духовных планах, но действующих по Божьему велению на любых планах бытия, вплоть до физического. В библии приводится иерархия и наименования ангельских чинов. Старшие ангелы имеют личные имена и выполняют особые функции. Число ангелов Божиих несметно. Человеку во Святом крещении дается от Бога ангел-хранитель, опекающий его всю жизнь и, быть может, даже по смерти.

Где-то на инфрадушевном и душевных планах, а может быть и «выше» (точное место указать невозможно), пребывают праведники и угодники Божии и, наконец, на самом «верху» Бог – Троица, единосущная и нераздельная. Мы можем предположить, что Божией Матери и в отдельных случаях Святым Угодникам Божиим дано право появляться на любом плане бытия, принимая формы, соответствующие этому плану. Тем самым создается возможность их явлений на земле.

2.4.3. Символы невидимого мира

Человеку свойственно ранжировать (сознательно или неосознанно) принципиально-основополагающие факторы и обстоятельства жизни с позиции личной значимости. Самое важное он принимает и утверждает как собственное в явном виде или с помощью образных знаков – символов. Через символы люди ощущают сопричастность явлениям, демонстрируют намерения, объединяются или разделяются друг с другом. Общеизвестны, например, гербы и флаги – символы социальных групп. Человечество использует символические знаки в виде звезд, крестов, многоугольников, чисел, а также изображений животных, птиц, рыб, цветов, деревьев и др. Есть символы, отражающие явления физического плана бытия, есть и такие, которые отождествлены с невидимым миром.

Как возникает связь знака с явлением? Она происходит от человеческой деятельности. Например, в сознании большинства современников свастика ассоциируется с фашизмом. Свастика – древнейший солярный (солнечный) символ, в изначальном смысле – условный знак четырехлепесткового магнитного поля солнца. Слово это санскритское и на санкрите звучит как «суастико», где «су» – добро, «астико» – делание. Таким образом, свастика в переводе с санскрита означает «доброделающая». Название отражает роль солнца, без которого невозможна органическая земная жизнь.

«Свастика – обозначение благоприятного, счастливого объекта… В новейшие времена свастика использовалась немецкими фашистами в качестве эмблемы „арийского начала“, что придало свастике одиозный характер в современном восприятии» [15].

Что будет, если вы выйдете на улицу с флагом, на котором изображена свастика, или будете рисовать ее на стенах зданий? Вас заберут в милицию и предупредят о недопустимости подобного поведения, и если вы будете упорствовать, вас отдадут под суд. Законодательство многих государств запрещает изображение фашисткой символики.

Возникает вопрос: кому и чем может повредить какой-то значок? Разве есть в нем сила? Понятно, что в самом знаке никакого потенциала нет, но в соединении со свободной человеческой волей некоторые символы превращаются в огромную силу. Будучи актуализированы волей людей, они вызывают к действию скрытые энергии видимого и невидимого мира.

Та же свастика еще в глубокой древности стала символом сатанинской Бон веры, адепты которой называются бонпани и имеются в современной России. Посредством многовековых магических практик свастика приобрела отождествление с миром бесов и не случайно была выбрана Гитлером и его приспешниками в качестве эмблемы своих черных замыслов. Духовной опорой германского фашизма был инфраастрал, но всякий ищущий в нем поддержку в конечном итоге находит гибель.

Таким образом, знаки становятся символами, получая отождествление с явлениями и силами в результате человеческой деятельности. Символ собственной мощи не имеет, но, будучи соединен со свободной волей человека, не только активизирует его самого, но через него вызывает к действию те силы, которые исторической практикой предшествующих поколений отождествлены с данным символом.

Это похоже на ружье, которое, пока висит, не стреляет, но попав в руки, способно ранить и убивать. Это аналогично лекарству, которое, пока лежит, не действует, но будучи принято, может исцелять.

Ключевым моментом, определяющим обстоятельством является добровольность принятия или отвержения символа, внутреннее согласие или несогласие с ним. Внутреннее отвержение символа, даже если он навязан извне, ничем не чревато для человека. Когда я иду по улице и лежит грязь, то если пройду мимо, мне ничего не будет, но если дотронусь, то испачкаюсь. И если я пройду мимо золота, то не приобрету ничего, а если возьму, то разбогатею. Также с символами, часть которых отождествлена с неблагоприятными, а часть с благоприятными для человека силами. Добровольно приобщаясь к определенным символам, люди открывают двери действию тех или иных сил.

Поэтому необходимо различение доброго и злого. Большинству людей это очень трудно, так как они не искушены в опасностях, а зло прячется под маской добродетели и соблазняет. Для различения истинно полезного и безусловно вредного человеку необходим духовный опыт, молитва и участие в таинствах христианской церкви. Церковь, накопившая 2000-летний опыт утверждения Истины, оказывает людям большую помощь.

Теперь характеризуем кратко некоторые широко известные символы.

Крест Иисуса Христа – четырех– или восьмиконечный крест, отличающийся удлиненной вертикальной стойкой и планкой перекладиной, пересекающей стойку выше середины. Восьмиконечный крест имеет еще две меньшие планки: верхнюю горизонтальную и нижнюю наклонную, пересекающую стойку слева направо, сверху вниз. Крест Христов является символом победы над смертью и вечной жизни со Христом Иисусом в Царстве Божием.

Подлинная форма креста, на котором был распят Христос, не установлена. Однако это ничего не меняет в кресте как в символе, ибо отождествление символа с явлением происходит не от фактического соответствия, а от человеческой практики использования символа.

Восьмиконечная звезда – символ звезды Вифлиемской. Такая звезда является указанием присутствия Иисуса Христа. Она изображается на куполах православных храмов и на ризах Пресвятой Богородицы в иконописи.

Икона является символом лишь в некоторой степени. В основном она – свидетельство о Боге и проводник Его благодати (подробнее см. 4.4.3). В качестве символа икона знаменует обоженного человека, либо самого Богочеловека, либо святого в Царстве Божием пребывающего, Христу предстоящего и за людей перед Ним ходатайствующего.

Треугольник равносторонний имеет символический смысл, зависящий от пространственной ориентации.

Треугольник углом вверх – символ Пресвятой, живоначальной, единосущной и нераздельной Троицы, в которой Бог един в трех лицах (см. 3.1.7). Он проявляет Себя в трех аспектах: первый аспект – Воля – Бог Отец (первая сторона треугольника), второй аспект – Любовь – Бог Сын (вторая сторона треугольника), третий аспект – Мудрость – Бог Дух Святой (основание треугольника). Такой треугольник встречается в обиходе православной религии, особенно с изображением глаза внутри – символа всевидящего Ока Господня.

Перевернутый треугольник (углом вниз) – символ дьявола. Значение сторон: своеволие, себялюбие, суемудрие (основание треугольника).

Шестиконечная звезда – она же «Щит Давида» или «Печать Соломона». Изначально шестиконечная звезда изображала гармонию мира, мудрость и познание высших тайн. В последствии она стала знаком иудаизма, не принявшего Христа и не признающего христианскую Троицу, а также символом масонства и всех сил, борющихся с христианством. В таком качестве шестиконечная звезда рассматривается в виде двух равносторонних треугольников, наложенных друг на друга. Тем самым, перевернутый треугольник перечеркивает другой расположенный углом вверх, что трактуется как отвержение троичного божества.

Существует еще двухцветное изображение шестиконечной звезды в виде двух переплетающихся треугольников – белого и черного. Смысл такой фигуры полярно меняется в зависимости от ее пространственной ориентации. Размещение углом вверх белого треугольника – символизирует победу Бога над Сатаной. Наоборот, когда один угол черного треугольника направлен вверх, то это символ победы зла над добром.

Пятиконечная звезда имеет символику, зависящую от пространственного расположения лучей. Обращенная одним лучом вверх, она символизирует человека плотского, обладающего простой пятерицей физических чувств. Изображение тела может быть вписано в звезду, так что голова попадает в верхний луч, расставленные руки – в боковые лучи, расставленные ноги – в нижние лучи. Такая звезда «в магии применяется для зомбирования, подчинения чужой воле» [43]. Оккультисты используют ее для собственной защиты от темных сил. При этом они соблюдают определенную последовательность начертания звезды. Откуда приходит защита? Не иначе как от самих темных сил. Такая защита может быть только отсрочкой приговора за дополнительную плату. В этой связи деление пятиконечной звезды на белую (лучом вверх) и черную (лучом вниз) ничего не меняет в принципе. Просто в белой звезде демоническая символика сильнее камуфлирована. Не даром известный чернокнижник Э. Леви, рисуя дьявола Бафомета, изобразил у него на лбу белую пятиконечную звезду. Поэтому пятиконечная звезда – всегда связана с темными силами. Перевернутая (черная) звезда означает вызов демонических сил, в нее можно вписать изображение дьявола в виде козла, рога которого попадают в верхние лучи, уши – в боковые лучи, нос и борода в нижний угол, а лоб и глаза размещаются в центре звезды.

Пятиконечные звезды использовались и используются в государственной символике некоторых стран, например Советского Союза, Китая, Кореи, Албании, Югославии (бывшей), США и некоторых других. Подобная символика – свидетельство причастности к темным силам, знак подавления, насилия, навязывания своей воли, что в полной мере подтверждает история указанных государств.

Число 666, известное также как «число зверя» и «число антихриста» (см. Апок., 13.18). Оно является символом бесовских сил и служения сатане. Как и все прочие символы, приобретает значение и силу при добровольном и умышленном использовании его в указанном смысле. В противном случае остается обычном числом и никаких негативных смыслов и влияний не имеет. Например, от Москвы до города Осташкова долгие годы благополучно курсировал пассажирский поезд № 666. Боязнь числа как такового – типичное суеверие и к истинной вере никакого отношения не имеет. В полной мере это относится и к числу 13.

В качестве символов издревле используются изображения и названия животных. Широко известны такие символы, как агнец (ягненок) и рыба, – символы Иисуса Христа, голубь – символ Духа Святого, козел – символ дьявола и др.

Мы привели здесь наиболее известные символы и их толкования, адаптированные к проблемам духа и духовности. В книгах можно встретить иные трактовки, отличающиеся от представленных.

Во всех случаях использования символических изображений, знаков, слов и выражений настоятельно рекомендуем читателю досконально разбираться в их принадлежности, чтобы не стать невольным подельником невидимых злых сил, от которых и мы, и окружающие всегда терпим бедствия.

2.4.4. Духовность и энергетика

Современная наука убедительно показала: энергия – способ существования материи. Плотная материя – вещество, тонкая материя – энергия. Некоторые энергии хорошо известны людям и используются ими, например, тепловая, электрическая, световая, механическая, атомная. Есть такие энергии, о которых мы знаем, но не можем употребить в дело (гравитационная, слабых взаимодействий). Существуют также энергии, неизвестные науке. Вокруг нас океан энергии, и наши тела тоже часть океана, отличающаяся большей плотностью. Некоторые энергии ощущаются человеческим чувствованием, иные – нет. Область энергетического океана, запредельная физическому восприятию, вполне может быть названа духовной и многим кажется, что за ее пределами более ничего нет.

Люди, ограничивающие духовность энергетикой, неизбежно сводят к ней все феномены жизни, в ней видят начало и конец бытия и таким образом утверждают материализм, камуфлированный энергетической духовностью.

Вся многовековая оккультная практика и метафизика апеллируют именно к энергетической духовности, исследуют ее, и притом небезуспешно и на ее основе объясняют бытие мира и человека. Такая концепция мирового бытия исключает Бога нематериального, внеэнергетичного, а для объяснения источника и движущей силы мирового процесса привлекает понятие мирового разума, вполне удобное для духов зла и главаря их, ибо они разворачивают свою деятельность в мировом энергетическом поле. Поскольку разум энергетичен, таким путем на место Бога ставится сатана.

Духовный опыт человечества безоговорочно свидетельствует о существовании духовных планов бытия, запредельных энергетическим. Область внеэнергетической, а стало быть, внематериальной духовности столь огромна, столь величественна и непостижима, что человеку соматическому о ней можно только догадываться. Она похожа на далекую неведомую страну, о которой известно лишь то, что она прекрасна, что прекрасны населяющие ее жители и некоторым людям дается иногда Богом видение этих райских состояний, описать которые нет возможности в земных образах.

Четкой границы между энергетическими и неэнергетическими планами бытия нет. Само понятие границы теряет смысл, если принять во внимание, что планы бытия не пространства и не конкретные места, но состояния, различающиеся течением субъективного времени и восприятием субъективного пространства, а также иными характеристиками нефизического порядка, недоступными человеческому пониманию. Планы бытия образуют континуум (непрерывную последовательность состояний), простирающийся от сверхплотной материи до плана Абсолюта. Когда на этом континууме указываются какие-то конкретные участки, как, например, сделано на нашем рисунке 2.3.1, то, стало быть, некоторое существо обладает способностью ощущать свое присутствие на данных участках. Схема планов бытия, показанная на рис. 2.3.1, привязана к древней магической практике развития семи главных центров концентрации психической энергии человека (по-санскритски – чакр), что позволяло адептам соответствующих деланий чувствовать именно семь планов.

Духовные учителя древнего востока вполне понимали грозную опасность самостоятельного развития психических энергий человека, раскрытия чакр и прежде всего нижней – Муладхары, хранящей в латентном виде родовую сексуальную энергию. Раскрепощение этой энергии, именуемой на востоке Кундалини шакти (змеиная сила), разблокирует естественную, от природы данную (значит, от Бога), защиту восприятия инфраастрала, позволяет при жизни разделять тело и душу и настежь распахивает двери человеческого существа для вхождения в него злых духов. Беда в том, что закрыть эти двери практически невозможно и человек подпадает полностью под власть демонов. Когда он осознает ужас случившегося, изменить что-либо уже нельзя; гибель неотвратима. Вот почему серьезные древние духовные наставления категорически запрещали практику высших йог без длительного физического и духовного очищения и без руководства учителя. Сошлемся, например, на широко известную восьмиступенчатую систему йоги Патанджали. Следует отметить, что в древности существовали также многочисленные магические практики сатанинского толка, которые, спекулируя на возможности достижения сверхъестественных способностей, соблазняли людей именно на путь развития психических энергий, через раскрытие чакр, для чего изобретены были сотни способов.

Современная магия и оккультизм вообще отбросили все ограничения. Об опасностях не говорят, но тщательно их скрывают. Зато умело рекламируют необыкновенные возможности, открывающиеся перед человеком. Возможности и впрямь открываются, но дело в том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Здесь же расплата заранее не объявлена, но фактически неизбежна. Цена «удовольствий» – адские муки.

Люди, не верящие в послесмертное существование, не верят и в муки, но наивность не освобождает от ответственности.

Христос назвал ад – геенной огненной, как образ смрадного, отвратительного, поганого места. Христианство не стало распространяться по поводу подробностей планов бытия, ибо есть только один план, истинно благодатный для человека, – Царство Божие. Хозяин его – Христос. У Него ключи от Царства Сего, и к Нему надлежит обращаться за пропуском. Он же дал нам надежду и уверенность, заявив: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф., 7.7–8).

Послесловие

Вторая часть нашей книги подошла к концу. А начиналась она, напомним, с рассмотрения главных онтологических концепций, одна из которых, выражая философию солипсизма, не содержит позитивного знания, другая рассматривает мироздание состоящим из невещественного Абсолюта, материального мира и представлений. Сам Абсолют трактуется по-разному. В одних системах представлений Он безличен, в других Он – Личность. Первое характерно для восточных монотеистических религий (индуизм, буддизм, даосизм и др.) и для оккультной метафизики. Второе – отличительная черта таких религий, как иудаизм, христианство, ислам. Данное обстоятельство делает указанные группы религий принципиально разными, несовместимыми в своей сути, что, однако, не мешает им иметь отдельные внешне схожие черты, положения, заповеди. Такая внешняя похожесть не должна вводить в заблуждение: у них разная основа, несовпадающие цели, иные практики, диаметрально противоположные результаты.

Во всех религиозно-философских системах, кроме атеистических, Абсолют выступает источником мира и представлений. Если Он понимается как безличное нематериальное бытие, то непостижим в принципе и может описываться только в категориях отрицания (не то, не это, не такое, не сякое и т. д.). Абсолют – Личность, хотя и не постижим в сути, но доступен в проявлениях и, следовательно, познаваем; с Ним возможно общение.

Христианское вероучение – единственная из онтологических систем, которая утверждает Абсолют трехипостасной Божественной Личностью, то есть, согласно христианству, единый Бог-Абсолют являет собой три равнозначные сущности, каждая из которых может проявляться самостоятельно. Полнота мироздания, согласно христианству, заключает в себе, помимо Абсолюта, сотворенный Им (тварный) видимый и невидимый мир, а также представления живых существ как часть тварного мира.

В связи с проблемой структуры мироздания обратимся еще раз к вопросу об энергиях. В 2.4.4 мы говорили, что современная светская наука отождествила понятия энергии и материи и данная точка зрения господствует в мире. Однако христианское православное богословие подразделяет энергии на тварные и нетварные, то есть на имеющие материальную и нематериальную природу. Учение о нетварных энергиях восходит к Святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому (XIV век). Григорий Палама доказывал нетварность Фаворского Света, но утверждал, что этот Свет не есть существо Божие (см. [2], омилии 34 и 35).

Возникает вопрос о соотношении взглядов на энергию со стороны светской науки и православного богословия. Если исходить из воззрения Григория Паламы, то Фаворский Свет, будучи нетварным, существовал всегда в качестве атрибута Бога, но не как Его Сущность. Сказанное можно отнести к любой Божественной энергии, которая не материальна по определению. Следовательно, Божественная энергия не является энергией в том смысле, как ее понимает современная светская наука. Как же толковать Божественную энергию? Она – творческая Божия сила, направляемая Божией волей, способная вызывать у человека ощущение особого (Фаворского) Света и, быть может, иные ощущения, нам неведомые.

Человеку, воспитанному на идеях современной светской науки, трудно принять внутренне противоречивое словосочетание «нетварная энергия». В этой связи, с целью исключения недоразумений семантического свойства и во избежание появления ложных представлений, автор не пользуется понятием нетварной энергии. В нашей трактовке все энергии материальны, но Бог – Дух Святой, Иже везде сый и вся исполняй,[5] – управляет энергиями, подчиняя их Своей воле. Таким образом, снимается противоречие между научным пониманием слова «энергия» как тварной субстанции и нематериальной творческой Божией силой.

Энергия – не единственное понятие, дефиниция которого требует особого внимания, когда речь идет о мировоззренческих проблемах. Не в меньшей степени это относится также к понятиям пространства и времени. От того, как человек понимает пространство и время, зависит его взгляд на духовность, и наоборот, – осмысление духовности в качестве субстанции частично нетварной заставляет пересмотреть концепцию пространства и времени. Таким образом, трактовка пространства и времени связана с глубинными пластами миропонимания.

В отношении пространства и времени имеется несколько концептуальных подходов. Широко распространена точка зрения, внедренная в сознание людей через систему светского образования. В книге [11], с. 127, данная концепция сформулирована так: «…пространство и время объективны и реальны, т. е. существуют независимо от сознания людей и познания ими этой объективной реальности». Они «являются также универсальными, всеобщими формами бытия материи».

Мы не разделяем такую точку зрения. Наша позиция иная: объективны не пространство и время, а объекты и процессы, которые человек отражает пространственными и временными характеристиками, представляющими собой не формы бытия объектов, а формы их восприятия человеком, так что сами эти характеристики (пространство и время) всецело зависят от способа и условий их восприятия, а потому относительны и субъективны. Однако, исходя из соображений прикладного свойства, мы в практической деятельности вправе считать их условно объективными.

Сказанное в полной мере относится и к другим характеристикам – цвету, вкусу, запаху и т. д. Они родились как следствие способа человеческого (и не только) мировосприятия в связи с наличием определенных органов чувств. Если бы человек не обладал зрением, понятие цвета не возникло бы никогда. Как же можно утверждать, что цвет объективен? Объективно наличие разнокачественного электромагнитного излучения; остальное – наши представления. Так же обстоит дело со временем и пространством.

Есть еще взгляд на время, восходящей к теории советского ученого Н. А. Козырева. Н. А. Козырев считал, что время может превращаться в энергию, стало быть, оно материально, что оно способно отражаться подобно световым лучам, имеет плотность и воздействует на вещество.

Нам представляется, что Н. А. Козырев пришел к выводу о существовании некой материальной субстанции, без участия которой не осуществляется ни один процесс в мире. Быть может, это действительно крупное научное открытие, но, к сожалению, Н. А. Козырев ошибочно отождествил указанную субстанцию со временем, к которому она имеет лишь косвенное отношение.

Другой аспект спекуляций, относящийся к проблеме времени и пространства, – утверждение возможности путешествий во времени, скачкообразного перехода из настоящего в прошлое или будущее и обратно. Пока подобные идеи принадлежали писателям-фантастам, к ним можно было относиться снисходительно. Однако сегодня их пропагандируют люди, называющие себя учеными, и приводят факты, которые, как им кажется, свидетельствуют, будто так оно и есть (см., например, «Феномены времени» в книге [45], с. 109–115). То, о чем пишут авторы данной книги, в действительности не феномены времени, а явления, некоторые из которых представляют собой массовидные галлюцинации, другие – реальные события, протекающие столь медленно, что создается впечатление, будто они пришли к нам из прошлого.

Когда мы произносим слова «прошлое» или «будущее», то обычно из контекста речи ясно, о каком времени идет речь: ближайшем, среднесрочном или отдаленном. Ближайшие прошлое и будущее незначительно отличаются от настоящего, и мы называем их современностью. Мгновение, как остановленное время, как кинокадр, фиксирует полную совокупность состояний объектов и процессов мира. Подобная совокупность, рассматриваемая для определенного исторического периода, называется историческим временем. Историческое время – период, характеризующийся устойчивыми существенными качествами природы или общества. Иное историческое время наступает тогда и только тогда, когда принципиальные изменения приводят к появлению новых сущностных качеств. Изменения, не ведущие к качественным сдвигам, не меняют историческое время, оставляя людей в современности.

Следовательно, скачкообразный переход в историческое прошлое или историческое будущее требует мгновенного преобразования всей совокупности объектов и процессов в существенно новое качественное состояние. Изменения одного отдельно взятого объекта, какими бы они ни были, не меняют историческое время, и, таким образом, прыжки в историческое прошлое или историческое будущее принципиально невозможны.

Нельзя также повернуть ход событий вспять, прокрутить их в обратную сторону, как это делается в кинематографе. Подобное означало бы нарушение всех законов физики, и мы понимаем, что это невозможно. Необратимость событий человеческое сознание интерпретирует как необратимость времени, утверждая, что оно течет в одну сторону.

Невозможность заглянуть в историческое будущее не исключает его прогнозирования. Во-первых, доступен прогноз, опирающийся на каузальный принцип бытия (см. главу 3.7) и реализуемый методом экстраполяции. Во-вторых, человек способен получать информацию от духовных существ, для которых время имеет иной масштаб, в силу чего наше отдаленное будущее для них близко и более предсказуемо. Наконец, в третьих, Бог, сущий вне времени и пространства, знает все события нашего прошлого, настоящего и будущего и иногда предупреждает о них человечество через Своих пророков. Впрочем, события не фатальны, они зависят от воли людей (подробнее см. 3.7.6).

Итак, время, как человеческое понятие, отличается однонаправленностью и непрерывностью. Такова природа этого представления, коренящаяся в конституции человека и других существ (кроме Бога), имеющих аналогичные представления.

Дьявол и его подельники – экстрасенсы, маги, гадалки, ясновидящие и весь оккультный персонал – в целях утверждения собственного величия и богоподобия силятся доказать свою власть над временем путем предсказания будущего и мистификаций, якобы свидетельствующих о нарушениях однонаправленности и непрерывности времени. С этой целью активно используются ошибки и заблуждения ученых, неверно трактующих опыт по причине неэффективного мышления. Конечно, духовные существа живут в ином масштабе времени, нежели люди, что облегчает им прогнозирование событий, но достоверно знать будущее не дано никому, кроме Бога, в силу того, что Он пребывает вне времени, или, что то же, во всех временах, всегда.

Мы подробно остановились на проблематике времени, ибо здесь ключевой момент в понимании картины мира, природы духовности и самого человека. Нашему современнику, воспитанному на представлениях светской атеистической науки, крайне трудно принимать иные точки зрения. Поэтому читателю была предложена процедура конструирования гипотетических миров, вполне укладывающаяся в рамки современных научных методик (в математике это называется преобразованиями), и, таким образом, показана принципиальная возможность жизни вне связи с временем и пространством, и объяснена идея Абсолюта. Таким образом, облегчилось адекватное понимание планов бытия, духовности и духовных существ.

Всякое дыхание да хвалит Господа.

Ис., 150.6