Вы здесь

Человек будущего. Воспитание родителей. Часть третья. Рождение цивилизации (С. Н. Лазарев)

Рождение цивилизации

О том, как погибают государства, народы и цивилизации, мы кое-что знаем. Недавно сами были свидетелями такого распада. Советский Союз, эта всем нам знакомая цивилизация, не имел будущего. Он появился на волне отрицания гибнущей западной цивилизации. Личному эгоизму коммунисты противопоставили эгоизм коллективный. Сознание, исходящее из принципа единства всех, из уважения и поддержки друг друга, имеет гораздо больше возможностей для развития, чем сознание индивидуалистическое.

Уровень развития культуры и духовности в этом случае несомненно выше, ведь человек – коллективное животное. Говорят, что «разум возвышает человека». Достаточно наивное утверждение. Разум – это всего-навсего мощь коллективного сознания. Оно может возвысить человека над животным, а может опустить его гораздо ниже животного, что и наблюдалось в фашистской Германии. Коллективное сознание в Советском Союзе многое взяло из религиозной нравственности. Ведь коммунами жили первые христиане. Поэтому успехи культуры и науки в Советском Союзе были неоспоримы. Но языческое содержание, поклонение светлому будущему обрекало цивилизацию Советского Союза на вырождение и гибель.

Лидер общества концентрирует в себе его внутреннее состояние. Если у общества есть проблемы с душой, то лидер усиливает эти тенденции и начинает поступать самоубийственно для государства и цивилизации. Уничтожавшие собственную страну Горбачев и Ельцин несли в себе коммунистическое мировоззрение. Суть его – поклонение кому-то или чему-то. Если не вождю и светлому будущему, то западной цивилизации с ее нравственными ценностями. Эта ущербность мышления привела ко второй фазе распада – уже самой России. Как государство к двухтысячному году Россия практически погибла.

Зададим себе простой вопрос: почему Путин смог приостановить распад и гибель страны? Наверное, в первую очередь потому, что долгое время жил вне России и не был отравлен языческой психологией коммунизма. Одновременно он мог критически относиться к вымирающей Европе. Получился срединный путь, соединение двух противоположностей. Новый тип политика и новый тип мышления. И вера в Бога поэтому, вероятно, у него не внешняя, показная, а внутренняя, реальная. Поэтому и многочисленные покушения на него не дали результата, и страну ему удалось поднять. Но выживет ли Россия или нет, это еще вопрос.

Пожалуй, единственный задокументированный процесс появления нового народа и государства описан в Библии. Этот народ – евреи, государство – Израиль.

В самых, казалось бы, странных и непонятных текстах Ветхого Завета зашифрованы истины, которые со временем раскрываются. Постепенно начинаешь понимать их смысл. Если нынешней цивилизации суждено погибнуть, то человечество сможет выжить, только если будет готово к созданию новой цивилизации.

Еврейский народ появился благодаря истине, открывшейся через одного человека. Родоначальник этого народа, Авраам, получил Божественную энергию, которая впоследствии была передана новым народам и создала новую цивилизацию. Вероятно, выдержать всю эту порцию Божественной энергии один человек не мог, и она должна была идти поэтапно, небольшими порциями, в течение нескольких поколений. Этот процесс описан в Ветхом Завете, так что, проанализировав жизнь Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, мы сможем понять, какой должна быть новая цивилизация, на пороге рождения которой мы стоим, и имеет ли человечество шансы выжить.

Но сначала вернемся к России. Появление Советского Союза было реакцией на распад и гибель Российской Империи. Если государство внутренне жизнеспособно и имеет высокую энергию, признаками которой являются единство, нравственность и сострадание к ближним, – такое государство погибнуть не может. В дореволюционной России этого не было. Правящая верхушка потеряла единство и связь с народом. Шло разрушение семьи, постепенно усиливалось пренебрежение к вере, воровство и казнокрадство были поголовными. Если революция в России произошла, значит, она должна была произойти.

Гарантом духовности, нравственности и веры в любом обществе являются религиозные институты. Значит, именно слабость православия привела к ослаблению России и ее дальнейшему распаду. Отрицательное отношение к вере и религии, наверное, тоже было связано с состоянием православия, с его определенной деградацией – слишком богатой была Церковь и слишком много внимания уделялось ею экономике и политике.

Когда по приказу Ленина большевики устроили голод в Поволжье и ограбили Церковь, это, скорее всего, было проявлением борьбы за экономическую и политическую власть. Как известно, изъятые церковные ценности в размере ста бюджетов страны народу не достались – они были разворованы большевиками.

Что же произошло с православием? Почему русская интеллигенция уже во времена Пушкина утрачивала веру и смеялась над религией? Я помню, как в школе мы учили наизусть стихотворение Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Помните, какой смешной была фигура попа и каким героем выглядел его работник?

Состояние русского общества в середине XIX века напоминает состояние современной Европы. Вера стала формальностью. Посещение храмов – пустым обрядом. Получается, что Россия попросту обогнала Европу в деградации. Причины этой деградации достаточно просты и понятны. Я вспоминаю строки грибоедовского «Горя от ума»: Французик из Бордо, надсаживая грудь, собрал вокруг себя род веча и сказывал, как снаряжался в путь в Россию, к варварам, со страхом и слезами; приехал – и нашел, что ласкам нет конца; ни звука русского, ни русского лица не встретил…

Христианство, которое в виде православия пришло в Киевскую Русь, дало огромный духовный и нравственный толчок к развитию культуры и цивилизации. В первую очередь – культуры. И когда Божественный импульс в России начал раскрываться, в Европе он уже угасал. В то время Россия отставала от Европы во внешнем развитии, как, впрочем, и в духовной деградации.

Петр I, учившийся в Голландии, увидел, насколько Европа обгоняет Россию в техническом прогрессе, но не заметил тенденции к духовному вырождению, которое начинало там набирать обороты. Поклонение западной цивилизации превратилось в поклонение европейской культуре. Но уже в конце XVI века французское общество, на которое молилась русская аристократия, стало поклоняться разуму, а не любви. То, что торжественно называлось эпохой Просвещения, на самом деле было победой светского общества над религиозным. Богом был объявлен разум, рассудок. Классическая, описанная в Библии схема. Чем умнее ангел, тем тяжелее ему не превратиться в дьявола, если не хватает любви.

В Европе шел закономерный процесс развития, расцвета и затухания религии. В России религия, не достигнув своего расцвета, начала деградировать, и потому пропасть, в которую сейчас погружается западная цивилизация, была уготована России на сотню лет раньше. Идеи социализма были приняты в России как подсознательная попытка восстановить веру, как оппозиция слабеющей религии. Стремление создать Царство Божие на земле – вот что такое социализм.

Когда ученые пытаются представить себе, что было бы с Россией, не случись революции, они говорят только об экономике. Никто даже не предполагает, что внутренне Россия являлась вырождающимся государством. А ведь для того чтобы получить представление о будущем тогдашней России, можно проанализировать русскую литературу и поэзию.

Человек искусства видит будущее. Когда художник пишет портрет человека, он должен отразить в нем не то, каким является человек в нынешний момент, а то, каким он должен быть в соответствии с Божественным замыслом о нем. То есть художник должен соединить прошлое и будущее, а для этого – испытывать чувство любви. Без проникновения в будущее нет искусства. Почему умерло такое направление живописи, как гиперреализм? Потому что оно описывало только настоящее. В картинах не было «разности потенциалов», и возникало ощущение смерти. Портреты, которые пишут сегодня многие достаточно известные и высокооплачиваемые художники, – это не портреты, а муляжи, на них изображены манекены с тщательно выписанными мельчайшими деталями. В принципе человек, с которого написали такой портрет, должен умереть, потому что у него нет будущего. Ведь нарисованный портрет всегда сохраняет незримую связь с оригиналом. Если же художник пишет портрет, подсознательно видя в человеке Божественное, такой портрет не убивает, а лечит того, кто на нем изображен, и продлевает ему жизнь.

С одним моим приятелем произошел мистический случай. Портрет жены, висящий на стене в его доме, вдруг ни с того ни с сего упал на пол. Знающий человек сказал ему: «Не вешайте пока портрет назад, иначе ваша жена может погибнуть». В это же время его жена, задумавшись, выехала на красный цвет, и в ее машину врезался грузовик. Она чудом осталась жива.

Но вернемся к русской литературе. Она вся насквозь трагична. В чем смысл комедии «Горе от ума»? Грибоедов показывает, как любовь и нравственность в русском обществе отходят на второй план, а на первое место выходят деньги и карьера.

Кто такой Евгений Онегин? Это человек, у которого нет будущего. Когда юная девушка признается ему в любви, он убегает от этого чувства, потому что не хочет обременять себя семьей, детьми, заботами. Но ведь именно так ведет себя сегодня молодежь в западных странах.

Кто такой Печорин? Это человек с огромной интуицией и мощным духовным потенциалом, поэтому он предсказывает смерть, причем насильственную, человеку, который вроде бы смерти совершенно не боится. Как человек интуитивный, Печорин понимает, что у него тоже нет будущего, как у поручика Вулича («Фаталист»). Но Печорин также понимает, что нет будущего у общества и государства, в котором он живет. Поэтому ему не хочется иметь семью. Он чувствует, что его дети нежизнеспособны.

Когда человек утрачивает внутреннюю связь с Богом, он начинает поклоняться одному из двух аспектов бытия – духовному или материальному. Лермонтов, как и его главный герой, поклонялся духовному аспекту и чувствовал в себе семена жестокости и дьяволизма. Утрата любви и все бOльшая концентрация на духовности должны были привести Печорина к гибели. Лермонтов разделил судьбу своего героя. Фактически он покончил жизнь самоубийством, спровоцировав Мартынова на дуэль.

Все повести Тургенева также пронизаны ощущением безысходности. Если показана любовь, то трагическая и несчастная. Возьмем, к примеру, роман «Отцы и дети». Кто такой Кирсанов? Это человек, поклоняющийся принципам, духовности, то есть будущему. Кто такой Базаров? Это врач, прагматик, человек, который поклоняется материальному. Он видит, что духовные устремления, все эти «принсипы» Кирсанова, не меняют мир к лучшему, поэтому считает, что мир нужно изменить физически. Дух бессилен, а материя энергична – вот его принцип. На самом деле оба они обречены, потому что ни у того, ни у другого нет любви и высшей энергии. Без этой энергии духовное постепенно вырождается в материальное, а затем умирает вместе с ним.

Когда между двумя противоположностями нет высшей энергии любви, что может с ними произойти? Первый вариант: они полностью разделяются и, переставая развиваться, медленно угасают. Второй вариант: агрессивное отношение друг к другу при утрате единства приводит к последующему уничтожению друг друга. Третий вариант: уничтожая разъединяющий их барьер, они срастаются и умирают. Только любовь заставляет противоположности взаимодействовать, не срастаясь.

В наше время восточная цивилизация становится все больше похожей на западную, а коллективное сознание достаточно быстро деградирует в индивидуальное.

В западном обществе в последние столетия появилась тенденция к изучению культуры Востока. Люди, интуитивно ощущая гибельность цивилизации, поклоняющейся материальному, пытались найти спасение в духовных истинах. Но и эта тенденция потерпела крах, хотя об этом не принято говорить.

Все духовные гуру, приезжавшие на Запад, сразу же пускались в зарабатывание денег, и духовные школы достаточно быстро вырождались. Факт, которого никто не хочет замечать, – духовное оказалось слабее материального. Сильнее материального оно может быть только в одном случае – когда есть вера в Бога.

Через любовь к Богу духовное подпитывается и развивается, а затем порождает материальное. Духовное как самоцель вырождается и деградирует достаточно быстро. В мире есть две энергии – мужская и женская. Если люди не получают новых порций любви, тогда духовное становится более женским, а материальное – более мужским. Нормальный вариант – когда мужчина стремится к наукам, познает будущее и в любую секунду готов умереть, защищая семью и детей. Семья, родина, духовность и нравственность для него намного важнее жизни. Если же Божественный импульс исчерпан, начинает вырождаться и духовный импульс. Мужчина становится похожим на женщину, а женщина стремится превратиться в мужчину.

Когда я вижу на телевизионном экране обезображенных женщин с неестественно развитыми мускулами, участвующих в конкурсе бодибилдинга, или женщин, остервенело бьющих друг друга в боях без правил, я понимаю, что энергия любви заканчивается. Об этом свидетельствует и то, что женщины начинают занимать ключевые посты в политике и экономике. Разница между мужчиной и женщиной стремительно исчезает. Крылатое словечко «унисекс» сейчас распространяется не только на одежду и духи, оно распространяется и на физиологию.

Вспоминается интересный разговор о фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Практически все, кто участвовал в съемках этого фильма, умерли. Мне был задан вопрос: «Может ли быть смерть режиссера связана с фильмами, которые он снимал?» Я ответил, что для меня эта связь очевидна.

Фильм «Андрей Рублев» – гениальное произведение. Там идет непрерывная борьба духовного и материального. Верящий в Бога монах идет к любви и уравновешивает в себе две противоположности. Одну из них представляет тот, кого монашество без любви делает предателем, вором и жестоким человеком. Другую – властители этого мира, князья, а также их слуги, которые готовы резать и убивать, только бы отстоять свое материальное благополучие. Но, проходя через крах духовных истин, видя предательство, несправедливость, смерть, разрушение, пожары и войны, Андрей Рублев продолжает стремиться к Богу. Черно-белый фильм заканчивается показом цветных икон, написанных Андреем Рублевым, и у зрителей возникает ощущение, что найден смысл жизни.

В конце 1970-х годов я работал художником во Дворце культуры, и однажды у нас была организована встреча с Андреем Тарковским. Я много слышал о нем, но когда увидел, то был разочарован. Невзрачный, невысокий человек в каком-то потертом пиджачке. Но вот он начал рассказывать о своих фильмах, и я увидел совершенно другого человека. Властная, умная, мощная и красивая личность. Меня поразил его ответ одному из слушателей на вопрос: «Почему у вас в фильме женщина висит в воздухе?» Он пожал плечами и неожиданно ответил: «Я не знаю, просто я почувствовал, что нужна такая сцена». Потом оживился и взмахнул рукой: «Вообще-то смысл этой сцены мне через десять лет объяснила моя почитательница. Она сказала следующее: „Когда у меня в судьбе бывали резкие изменения и моя картина мира менялась, у меня как будто земля уходила из-под ног, и долгое время было ощущение, что я вишу в воздухе“».

– А почему в вашем фильме птичка садится мальчику на голову?

Тарковский улыбнулся и широко развел руками.

– Неужели непонятно – он добрый, и птичка это чувствует.

– Скажите, а сцена, где мальчик принес гранату, а инструктор бросился и закрыл ее своим телом, основана на реальных событиях? Там тоже была учебная граната?

Он задумчиво посмотрел перед собой, а потом сказал:

– Нет, реальность была другой. На самом деле мальчик принес настоящую гранату и, выдернув запал, бросил ее на землю. Понимая, что произойдет, инструктор закрыл гранату своим телом, и его разорвало на части. Я не стал это показывать в фильме. Главное – готовность человека спасти других, даже если придется погибнуть.

Тарковский умер в Париже от рака легких. Такой диагноз обычно бывает у тех, кто не принимает свою судьбу, у кого повышенная гордыня и поклонение духовности. Но ведь в фильме «Андрей Рублев» этого не было.

Во время встречи я написал ему записку: «Вы часто цитируете Библию в ваших фильмах, почему?» Он прочитал и улыбнулся: «Я понимаю, что вопрос провокационный (это было до распада Советского Союза), но могу ответить, что истины, изложенные в Библии, до сих пор очень значимы для любого человека на земле».

А потом я увидел «Сталкера». После этого фильма возникло ощущение какой-то жесткости, внутреннего отчуждения от других людей. Что-то там было не то, я это чувствовал. Прошло время, и я понял, в чем дело. Сюжет фильма следующий. Два человека решили проникнуть в зону. Место это закрытое и охраняется войсками. Об этой зоне ходят странные слухи: будто бы любые желания попавшего в ее центр человека исполняются. Сталкер-проводник ведет туда двоих человек, которые решили рискнуть своей жизнью, но добиться желаемого.

Ощущение иного мира передано блестяще. Другое пространство, другие причинно-следственные связи. Много раз герои фильма рискуют жизнью, но в конце концов приходят в заветное место. Зона готова выполнить любое их желание, любую мечту о будущем. И вдруг выясняется, что будущего у них нет. Его нет у писателя, который вечно брюзжит и всем недоволен. Недовольство окружающим миром и презрение к несовершенному – это один из главных признаков человека, поклоняющегося духовности. У такого человека нет будущего. Вот и у писателя нет никаких планов, целей и желаний. Второй является ученым. А ученые рассматривают мир с материалистических позиций. Исчерпанность будущего этот ученый воспринимает по-своему: он хочет взорвать эту зону, чтобы никто больше не смог сюда проникнуть и навредить людям своими желаниями. То есть в фильме показано, что силы разрушения гораздо более сильны, чем силы созидания.

Зона – это олицетворение нашего подсознания. Там, где оно соприкасается с Божественными энергиями, любое желание исполняется. Для человека несовершенного полное исполнение желаний убийственно. Это чувствуют представители и духовного, и материалистического направления. В этом фильме нет выхода, а есть ощущение неотвратимо приближающейся гибели. И только в самом конце героиня Алисы Фрейндлих что-то говорит о любви к мужу. Но это мимолетное теплое чувство отходит на второй план, и явственно ощущается гибельный конец.

Наука всегда тяготела к материальному миру и превозносила его. Религия всегда тяготела к миру духовному, невидимому и непроявленному. Соединение духовного и материального, религии и науки может дать импульс устремления к любви и познанию

Творца. Ну а пока что ситуация в мире очень похожа на события в фильме «Сталкер». Люди духовные брюзжат, всех осуждают и говорят о конце цивилизации, а люди материалистичные энергично готовятся к уничтожению этой самой цивилизации.

Я вспоминаю слова из песни Владимира Высоцкого: «И ни церковь, и ни кабак – ничего не свято. Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!» И то, что в конце поэт видит плаху с топорами, предрекает не будущее Советского Союза, как ошибочно полагали многие, – это тот финал, к которому скользит все человечество.

В фильмах Тарковского сознание стало побеждать чувство. Он окончил музыкальную школу и художественное училище, поэтому вначале духовное и материальное в его душе гармонично уравновешивались, но потом сознание, логика стали побеждать. И мистичность его фильмов стала превращаться в нелогичность, в подсознательную попытку победить зависимость от сознания и духовности. Сознание победило. Но когда стала уходить любовь, начался рак легких – как спасение души.

У Высоцкого тот же процесс сначала привел к алкоголизму, гасящему сознание, а потом к наркотикам и смерти. Недавно в одной газете я прочел интервью культового кинорежиссера Кустурицы. Общее кредо его фильмов оказалось достаточно простым: мир неотвратимо погибает, этого уже нельзя изменить, к этому просто нужно научиться относиться с юмором. Судя по динамике ныне происходящих процессов, скоро всем станет не до юмора.

Так как же все-таки возникает новая цивилизация? Что нужно для того, чтобы появилась новое человечество и новое мышление? Я открываю Библию и опять погружаюсь в Ветхий Завет.