Глава 6. Человекотворческий потенциал системы образования
В современном обществе трудно найти человека, который бы не признавал высокой значимости образования в обучении и формировании личности, в ее духовно-нравственном и культурном развитии, в становлении ее гражданственности. В общественном сознании прочно утвердилось убеждение в том, что образование выполняет ведущую роль не только в личностном, но и в экономическом, социокультурном и общественно-политическом развитии. Этим как раз и объясняется заинтересованность всех социальных групп и слоев общества в развитии образования. Этим же в решающей степени предопределяется никогда и нигде не иссякающий интерес не только родителей, отправляющих своих детей в школу, но и всех других групп населения, к тому в полной ли степени существующая система образования формирует становящуюся личность, а не только наполняет ее знаниями. Поэтому ориентированность образования на обучение и воспитание человека, иначе говоря, человекомерность этого специфического способа действия и одновременно социального института приобретает важнейшее значение.
В связи с этим можно вполне согласиться с суждением широко известного российского специалиста в области педагогики А. М. Арсеньева, который утверждает: «К каждому ребенку следует применять его собственно мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой». Именно в таком индивидуализированном, ориентированном не только на овладение знаниями, но и – прежде всего – на формирование и духовно-культурное возвышение личности ученика (студента) и раскрывается сущность и значимость человекосоразмерности образовательно-воспитательного процесса в каждом звене и на каждом уровне развития системы образования.
В условиях становления и развития информационного общества резко возрастает роль информации и знаний во всех сферах жизнедеятельности человека – в производстве, потреблении, культуре, здравоохранении, досуге, управлении и т. п., а это вызывает необходимость включения проблематики образования в функционирование всех социальных институтов и структур социума, при одновременном возрастании роли человекоориентированности образовательно-воспитательной системы. А основные параметры человекоориентированности ее творческой деятельности выстраиваются в сложную и динамично развивающуюся систему и сводятся они в сжатом сконцентрированном виде к взаимодействию процессов, нескольких формирующих личность обучаемого.
Первый из них направлен на формирование у обучаемых знаний об окружающей действительности посредством передачи им накопленных и развиваемых человечеством достоверных суждений об окружающем мире, о месте и роли человека в познании и изменении этого мира, формировании и развитии интеллектуального информационного потенциала личности учащегося.
Второй процесс человекоориентированности образования в соответствии с вызовами и запросами информационного общества заключается в становлении личностного сознания каждого обучаемого, развертывающегося в синхронном и диахронном аспектах взаимодействия внешних и внутренних условий развития сознания и самосознания личности, формирования ее личностной культуры и жизненной стратегии. Возрастающая значимость данного процесса в становящемся информационном обществе хорошо раскрыта известным американским психологом и педагогом Джеромом Брунером, который утверждает: «образование – это не изолированный остров, а часть культурного континента», поэтому «невозможно исследовать умственную деятельность человека вне ее культурного пространства», «вне способов представления реальности, присущих данной культуре»[83]. А это означает необходимость внимательного отслеживания учебно-воспитательным персоналом (разумеется, с учетом особенностей функционирования образования в белорусской национальной социокультурной среде) этапов цивилизационно-культурных изменений, происходящих в сознании и поведении учащихся по мере их продвижения от одного класса к следующему, либо от одного курса к другому в колледже или вузе.
Третий процесс возрастания человековозвышающей значимости системы образования в условиях ее модернизации в информационном обществе воплощается в качественно-количественных преобразованиях личностного и группового (коллективного) сознания обучаемых применительно к различным по возрасту условиям и уровням их обучения и воспитания (школьники, студенты, постдипломное образование, повышение квалификации, переквалификация и т. п.).
Четвертый процесс упрочения челоекоориентированности совершенствования образования в условиях информационного общества включает в себя более эффективное осуществление с учетом особенностей данного общества целенаправленной социализации личности и группы обучаемых, воплощающейся в более интенсивных изменениях характера и направленности социальной мобильности и связанных с нею социально-структурных трансформациях, в дифференциациях и деконструкциях социальных статусов и ролей представителей различных поколений. Вектор происходящих социализационных и социально-структурных преобразований все более отчетливо смещается в сторону включенности выпускников школ, колледжей и вузов в деятельность в сфере нано– и биотехнологий, высокотехнологичных и информационно насыщенных пятого и шестого технологических укладов производственной и иных сфер практической профессиональной деятельности. Все эти трансформации происходят в едином русле с изменениями численности и границ территориально-поселенческих структур, социокультурного, экономического и социально-политического развития народа и страны.
Пятый процесс осуществления человекомерности обновленческой стратегии развития образования в условиях развивающегося информационного общества проявляется как многомерное преломление в содержании и формах образовательно-воспитательного процесса отложенного во времени действия критериев эффективности обучения и воспитания учащихся и студентов. Данная особенность обусловлена тем, что уровень эффективности подготовки выпускников образовательных учреждений проявляется отчетливо не столько в получаемых ими оценках, сколько в продуктивности их трудовой деятельности в различных областях самостоятельной профессиональной производственной, социально-культурной и иной деятельности. Во всем многообразии образовательной и воспитательной работы необходимо руководствоваться убеждением, что школа – это социальный организм, готовящий наше будущее.
Шестой процесс человекомерности назревших преображений системы образования и воспитания школьников и студентов в условиях информационного общества заключается в возрастании значимости в настоящее время в конструировании мировоззренческого индивидуального мира обучающегося образно насыщенного повествования, или нарратива[84] (осуществляемого преподавателем, книгой, кинофильмом, участником событий и т. п.), в котором воплощается визуально представленная единая картина, объединяющая разрозненные события в единый смыслонасыщенный поток образовательно-воспитательных трансформаций. Такого рода повествования чаще всего проявляются в истории, философии, художественной литературе, музыке, кинематографе. Они позволяют слушателю, читателю, зрителю воочию представить самобытность каждого исторического события, его процессуальность и глубинный объективный смысл. Преподаватель, докладчик на семинаре или участник студенческой дискуссии выступает в качестве конструктора определенного нарратива, представляющего изображаемые в его повествовании события в их процессуальности, целостности, образности и смысловой значимости. Важность данного аспекта учебно-воспитательной деятельности предопределяется тем, что используются образы, позволяющие ярче представить действия живых людей, решающих те или иные задачи. Эти образы дают возможность схватывать не только индивидуальные особенности таких действий, но и приводить к возникновению обобщенных представлений, создающих основу для формирования прочно усваиваемых понятий, отражающих существенные признаки целых классов явлений и событий.
Седьмой процесс усиливающейся человекоориентированности образовательной системы в условиях стремительного развития содержания и форм выражения в средствах информации, неразрывно связанный с предыдущим, воплощается в существенном изменении роли преподавателя как наставника, воспитателя, организатора, дирижера и заботливого, но строгого оценивателя интеллектуальных, духовно-нравственных, креативных и гражданственных качеств своих воспитанников. Каждый преподаватель призван обучать школьников и студентов тому, как и чему учиться, и тому, как думать и решать все новые и новые, часто неожиданные и непредвиденные задачи. Кроме того, у обучающихся желательно формировать готовность в решении нестандартных, творческих задач выходить за рамки познанного и разрушать шаблоны. А для этого следует учитывать, что современные ученики и студенты часто знают о новейших информационных технологиях больше, чем многие взрослые. Поэтому педагогический и гражданский долг преподавателя – активно овладевать интерактивными технологиями и методами обучения, обеспечивать своих учеников новейшими мультимедийными инструментами, активно включать в учебно-образовательные действия мультимедийные обучающие игры. Преимущество интерактивного обучения над его традиционными методами заключается в том, что в процессе его применения осуществляется активное взаимодействие преподавателя и обучающихся, причем не отдельных из них, а всех учеников класса, либо студентов группы, активизируется их участие в решении нестандартных задач.
Восьмой процесс, не только способствующий, но в гораздо большей степени затрудняющий успешную адаптацию системы образования к вызовам и запросам XXI века, отчетливо проявившийся в условиях становления и развития информационного общества, воплощается в возрастающей вариативности изменяющегося спроса выпускников учебных заведений на стремительно изменяющихся рынках труда, когда возникает значительное несоответствие между образовательными намерениями обучающихся и динамикой направлений спроса на специалистов той или иной профессии в сферах материального и духовного производства, здравоохранения и социальной работы. Иерархия запросов работодателей, зафиксированная социологическими исследованиями, на первое место выдвигает программистов и рабочий персонал – строителей, маляров, плотников, слесарей, медсестер и т. п., а на рынке труда в качестве соискателей рабочих мест чаще всего оказываются вузовские выпускники юридических и экономических специальностей. Поэтому в процессе совершенствования учебно-воспитательной деятельности в системе образования и усиления ее практической ориентированности необходимо сближать пока еще расходящиеся запросы работодателей и предпочтения будущих выпускников школ и вузов. Поэтому желательно разработать механизмы включения работодателей в выработку образовательной политики и стандартов качества профессионального образования, что позволит более полно в процессе обучения учитывать быстроменяющиеся потребности динамично развивающегося рынка труда.
Наконец, девятый процесс усиления человекотворческих изменений системы образования в современном информационном обществе заключается во взаимосвязи и взаимообусловленности адаптивной и проективной составляющих формирования и практического применения информационных ресурсов учащихся и студентов. Адаптивный аспект когнитивного и практически-прикладного применения таких ресурсов предполагает ориентированность обучаемых на приспособление к усвоению новой и непрестанно обновляющейся информации. А проективный аспект данного процесса нацеливает их на выработку у обучаемых в разных звеньях образования умения и навыков предусматривать возможность практического применения усвоенной информации в различных сферах жизнедеятельности, прежде всего, в профессиональной работе. Адаптивно-проективная направленность формирования у школьников и студентов информационных ресурсов теснейшим образом связана с интегрирующей и дифференцирующей функциями образовательно-воспитательного процесса. Если интегрирующая функция реализуется в процессе совместного приобщения подрастающего поколения к непрестанно обновляющейся и воспроизводимой в образовательном процессе системе знаний, то дифференцирующая функция своеобразным способом распределяет их по различным направлениями последующего выбора жизненного пути – естественные, гуманитарные, технические науки, здравоохранение, искусство и т. д., а в последующем – и по разнообразным ячейкам социально-профессиональной структуры общества (рис. 6.1).
Конец ознакомительного фрагмента.