Вы здесь

Человекомерность социальных систем. Глава 3. Альтруизм – специфический способ реализации человекомерности социального бытия (Е. М. Бабосов, 2015)

Глава 3. Альтруизм – специфический способ реализации человекомерности социального бытия

Социальное бытие представляет собой многокомпонентную целостную систему взаимодействий и отношений людей к природе и друг другу, охватывающую собой все общественные явления и процессы, их структуру, динамику и функции, их сменяемость и трансформации в практической деятельности индивидов и их сообществ. Базисной характеристикой социального бытия является его человекомерность, центрированность на миропреобразующей деятельности людей.

Среди различных проявлений человекомерности социального бытия специфическую роль выполняет нравственный принцип альтруизма, основанный на естественной связанности людей друг с другом посредством симпатии и взаимопомощи. Альтруизм (от лат. alter – другой) – принцип бескорыстного отношения к нуждам, интересам и горестям других людей, коренящийся в духовно-нравственной основе и интересах человеческой личности. Он воплощается в желании и готовности человека оказывать помощь другим людям и выступает антиподом эгоизма. Этот термин был введен в философско-социологический и этический оборот родоначальником социологии Огюстом Контом. Основной принцип альтруизма, в его трактовке, звучит так: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу»[43]. В своей «Системе позитивной политики» он отстаивал теоретическое положение, согласно которому прогресс общества будет в решающей степени определяться тем, насколько среди его членов распространено альтруистическое поведение.

Отправляясь от основополагающего понимания роли альтруизма в развитии различных социальных общностей, Эмиль Дюркгейм подчеркивал: «Альтруизм не обречен стать, как это думает Спенсер, своего рода приятным украшением нашей общественной жизни; он будет всегда ее основанием»[44]. Отсюда вытекает моральное предписание – «соблюдать нравственную дисциплину, приносить пользу другим людям, жертвовать собой»[45]. Альтруистические стремления и чувства, по его убеждению, формируют у человека «весьма сильное чувство состояния зависимости, в котором находится индивид; он приучается… рассматривать себя только как часть целого… такие чувства в состоянии внушить не только те ежедневные жертвы, которые обеспечивают упорядоченное развитие повседневной социальной жизни, но при случае и акты полного и безраздельного самоотречения»[46].

Специфической формой такого поведения Э. Дюркгейм считал разделение общественного труда. Основная функция разделения общественного труда – интегрирование индивида в социальные общности, обеспечение единства общественного организма. Оно делает каждого индивида участником обмена, потому что создает между людьми целую систему прав, обязанностей и нравственных норм, прочно связывающих их друг с другом. «Разделение труда, пишет Э. Дюркгейм, прогрессирует… тем более, чем большее число индивидов, которые находятся в достаточном представлении, чтобы иметь возможность воздействовать и реагировать друг на друга… Прогресс разделения труда прямо пропорционален моральной или динамической плотности общества»[47].

Дюркгейм считал, что альтруистические формы стремлений и действий присущи всем способам поведения, включая даже такое девиантное их проявление, как самоубийство. Он интерпретировал альтруистическое самоубийство в качестве акта, совершаемого человеком вследствие бескорыстной готовности жертвовать собой ради других или ради возвышенной идеи служению долгу. По его определению, характерным для альтруистического типа самоубийства «является то обстоятельство, что оно совершается во имя долга. Например, капитан гибнущего корабля покидает его последним, когда не успевает или не хочет – оканчивает жизнь самоубийством из веления альтруизма. Он жертвует собой во имя интериоризированного социального императива, сознательно подавляя в себе инстинкт самосохранения. В подобных случаях прослеживается активно отстаиваемое Э. Дюркгеймом превосходство альтруизма над эгоизмом. В прекрасной художественной форме данная идея отчетливо прослеживается в выдающемся произведении Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий берегом моря», в котором дед, а затем отец добровольно уходят из жизни, чтобы дать реальные шансы спасения утлой лодочке в бушующем море, находящемуся в ней их внуку и сыну, который должен стать продолжателем их рода.

Своеобразную трактовку альтруистического поведения представил в своей волюнтаристической философской доктрине Артур Шопенгауэр. В качестве «первофеномена нравственной жизни он рассматривал два взаимосвязанных принципа: аскетическую позицию человека по отношению к собственной личности и альтруистическую установку по отношению к другим людям. В его истолковании фундаментальное основание во взаимодействии людей должна составлять бескорыстная справедливость и подлинное человеколюбие. Он утверждал, что заложенное в самой человеческой природе сострадание составляет «истинный источник человеколюбия, caritas, agape, т. е. той добродетели, принцип которой: «Помогай всем насколько можешь», составляет основу всех человеческих поступков, если «они должны иметь моральную ценность, т. е. быть чистыми от всяких эгоистических мотивов и именно поэтому пробуждать в нас самих то внутреннее удовлетворение, которое называют доброй, удовлетворенной, одобряющей совестью». Это высокородное нравственное чувство, писал он, проявляется ежедневно, всюду, где по непосредственному побуждению, не долго думая, человек помогает и спешит на выручку другому. Иной раз очевиднейшей опасности подвергает свою жизнь за того, кого он видит впервые, не принимая при этом в расчет ничего иного большую нужду и опасность другого. Характернейшая особенность человеколюбия, по его утверждению, заключается в том, что добрый человек своими помыслами и поступками убеждает: «Другие для него не «не-я», а «тоже я».

В истолковании А. Шопенгауэра альтруистические действия органично сопряжены с состраданием. Последнее он понимал в качестве такого поведения, в котором полностью отсутствует ущемление интересов другого человека. Именно сострадание, писал он, «проявляется как надежное ручательство нравственно-добропорядочного поведения. «Кто им полон, тот наверняка никого не обидит, не нанесет никому ущерба, никому не причинит горя, напротив, со всяким будет считаться, всякому прощать, всякому насколько в его силах помогать, и все его действия будут носить печать справедливости и человеколюбия»[48].

Данное утверждение убеждает, что в философской доктрине, разработанной А. Шопенгауэром, человеколюбие, сострадание и справедливость составляют своеобразный нравственный сплав, в котором все эти три ингредиента неразрывно взаимосвязаны и усиливают друг друга. Всем этим добродетелям противостоит эгоизм, основной девиз которого: «Все для меня, и ничего для других». Специфическими проявлениями эгоизма он считал злорадство, зложелательство, жестокость, несправедливость, выступающие антиподами по отношению к человеколюбию, состраданию и справедливости. К тому же эгоизм не совместим с дружбой. «Истинная, подлинная дружба, – утверждал А. Шопенгауэр, – предполагает сильное чисто объективное и вполне бескорыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свой черед, предполагает действительно отождествление себя с другим. Это… идет вразрез с эгоизмом»[49]. Итак, в понимании А. Шопенгауэра, человек, пораженный эгоизмом, не может быть подлинным другом, ровно так же, как не способен он быть справедливым, сострадательным и человеколюбивым.

С резкой критикой альтруизма выступил выдающийся немецкий философ Фридрих Ницше, который проповедовал наступление всемирной эпохи переоценки всех ценностей, в том числе и, главным образом, ценностей альтруистических. Он утверждал, что в альтруизме людям внушаются «жалкие чувства лакейской души». С нескрываемым презрением к альтруистическим поступкам он утверждал: «Альтруистическая мораль, мораль при которой пропадает эгоизм, – остается при всяких обстоятельства дурным признаком». Проповедь бескорыстных поступков ради блага другого человека, по его убеждению, приводит к деградации жизненно важных инстинктов, поддерживает людей слабых, несчастных, попавших в беду, поэтому неизбежен «конец человеку, если он становится альтруистом»[50].

С таких антиальтруистических позиций Ф. Ницше подвергал острой критике, призывал «крушить молотом» все то, что произрастает на гнилой почве общества, прежде всего религию (христианство) и предшествующую философию, особенно альтруистические высказывания А. Шопенгауэра, превозносившего мораль сострадания, которые он во второй период своего творчества презрительно называл «шопенгауэрщиной». Ф. Ницше безоговорочно относил себя к плеяде творцов аристократической культуры и философии, которые, по его словам, «видят в сострадании, в любви к ближнему, самости и чувства собственного достоинства нечто презренное»[51]. Руководствуясь именно такой трактовкой критикуемого им социального феномена, он без колебаний отвергает и точку зрения Герберта Спенсера, который видит «в победе альтруизма нечто достойное желания»[52]. Всякие призывы к альтруизму в отношениях между людьми, полагал Ф. Ницше, делают людей «маленькими, трусливыми и похотливыми», – они являются каждый раз торжеством стадного животного[53]. Такой вид, с его точки зрении, псевдозаботы о другом человеке он называет презренным видом благоденствия, которые необходимо не только сокрушать философствующим молотом, но и топтать его ногами.

В широкой социально-философской панораме раскрывает и теоретически интерпретирует сущность, формы и особенности альтруизма выдающийся русский философ, создатель всеобъемлющей доктрины всеединства Владимир Сергеевич Соловьев. В его истолковании альтруизм не только коренная противоположность эгоизму, но и мощнейший нравственный инструмент, дающий возможность человеку и человечеству перестроить жизнь для творчества, истины, добра и красоты. Такая созидательная роль принадлежит альтруизму вследствие сущностно присущему ему «безусловному нравственному началу»[54]. По утверждению В. С. Соловьева, во взаимодействиях между людьми должен восторжествовать принцип альтруизма, основу которого составляют «два правила альтруизма – отрицательное и положительное: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других; 2) делай другому все то, чего сам бы хотел от других. Короче и проще: эти два правила, соединенные обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай»[55].

Все проявления альтруизма способны воплотиться в действительность, был убежден В. С. Соловьев, только в том случае, когда существует социальное равенство, ведь чтобы проявить подлинное альтруистическое участие в делах и страданиях другого человека, нужно приравнять его к себе или себя к нему. Справедливость соответствует основному принципу альтруизма, требующему признавать равно за всеми другими право на жизнь и благополучие, какое признается каждым за самим собою. Такое соответствие предопределяется тем, что «правило жить для других предписывается альтруизму как должное отношение человека к подобным ему, или как нравственный долг»[56].

В понимании В. С. Соловьева альтруизм не должен замыкаться в рамках человеческой индивидуальности, но призван распространяться на такие обширные социальные общности, каковыми являются община, отечество, государство, приобретая тем самым не только количественное приращение, но и новое качественное состояние. «Альтруизм, или нравственная солидарность с другими человеческими существами, – писал он, – не только возрастает количественно, или в своем объеме, но возвышается и качественно, обращаясь на предметы невидимые, идеальные: общество, государство… Духовная природа и идеальное значение таких предметов, как отечество, государство сохраняется во всяком случае, и нравственные отношения к ним со стороны личности, выражающиеся в истинном патриотизме или гражданской доблести, представляют в этом смысле более высокую степень нравственности, нежели простые чувства родства или кровные связи»[57].

Завершая изложение взглядов В. С. Соловьева на сущность и роль альтруизма в социальном бытии, подчеркнем, что истолкование данного социально-нравственного феномена вытекает из утверждаемой этим философом теории всеединства. В этой его концепции утверждается высокая духовная значимость не только подлинно нравственного отношения человека к человеку, но предлагается убежденность в неодолимом движении каждого индивида и всего человечества к добру, истине и красоте.

Большое значение в исследовании особенностей альтруистических стремлений и действий и их роли в функционировании социальных общностей придавал в своей социологической концепции выдающийся русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин. Он призывал «к внимательному изучению механизма социальной жизни и тех побуждений, которые заставляют индивидов более или менее гармонично жить друг с другом и исполнять добросовестно лежащую на каждом из них обязанность». Важнейшее проявление таких именно побуждений он усматривал «в многочисленных индивидуальных актах самопожертвования и альтруизма», которые совершаются людьми добровольно и становятся «внутренним, органичным потребным долгом»[58].

Он последовательно отстаивал созидательную роль в развитии человека и разнообразных его взаимодействий с другими людьми «социально полезного (альтруистического) поведения», противопоставляя его «социально вредному (эгоистическому)»[59]. Особенно существенно возрастает роль альтруизма, считал он, в тех случаях, когда это стремление «превращается во внутренний «долг», необходимый импульсивный акт». Поэтому для совершенствования различных видов человеческого поведения, по его убеждению, необходимо добиваться, чтобы «уровень требуемого социально полезного альтруизма поднялся на громадную высоту»[60], выполняя творческую роль «в создании, расширении и укреплении социальной солидарности»[61]. Сама же такая солидарность, в свою очередь, приводит к ситуации, когда между взаимодействующими людьми «неизбежно возникнут психические связи и процессы общения, которые под той или другой формой будут прикреплять их друг к другу, заставлять общаться и взаимодействовать», а это превратится в сильнодействующий фактор, предопределяющий «существование коллективного единства»[62]. Конечно, признает П. А. Сорокин, отнюдь не во всех случаях психическое взаимодействие индивидов и социальных групп приводит к их сплочению и социальному единству. Бывают и такие взаимодействия, в которых «в качестве цемента, объединяющего индивидов в одно взаимодействующее целое, выступает не альтруизм, не сострадание, не симпатия, а самые враждебные и злостные переживания»[63].

Отсюда следует, что важная задача социологии, философии и других гуманитарных наук заключается в том, согласно П. А. Сорокину, чтобы, принимая во внимание антагонистическое противостояние альтруистических и эгоистических стремлений и действий, всесторонне исследовать сущность и многообразие проявлений альтруизма и содействовать его расширению в социальных взаимодействиях ареала распространения в едином потоке с расширением и упрочением социальной солидарности.

Дилемму «альтруизм-эгоизм» считал необходимым исследовать в контексте ее сочлененности с проявлениями контингентности выдающийся немецкий социолог современности Никлс Луман «Контингентность, – в его истолковании, – есть нечто не являющееся ни необходимым, ни невозможным, таким образом, оно может быть таким, каково оно есть (было, будет), но может быть и иным»[64]. В процессе осуществления такого дифференцирования каждая личность («Ego») относится к взаимодействующей с ней другой личностью («Alter»), как «alter Ego». Двумя же противоположными друг другу социальными помыслами в такой ситуации являются альтруизм и эгоизм, поэтому содержание и направленность такого взаимодействия следует выявлять при помощи «схемы эгоизм/альтруизм». Это позволяет индивиду, считал Н. Луман, «обеспечить готовность трансцендировать самого себя в направлении другого таким образом, чтобы в повседневном поведении следовать не только своим интересам и привычкам». Тем самым становится возможным взаимопонимание, «локализирующее собственное Я в мире другого и другое «Я» в своем мире»[65]. В этом контексте он в различных формах проявления двойной контингентности отдавал безусловные предпочтения доброжелательному и бескорыстному сотрудничеству, солидарности и альтруизму, противопоставляя их злобным и враждебным многим людям проявлениям эгоизма.

Изложенные различные философские и социологические подходы к истолкованию сущности и особенности альтруистического поведения, взятые в их обобщенном виде, создают прочную теоретическую базу для понимания роли альтруизма как нравственного принципа и способа действия в социальном бытии. Альтруизм может и должен быть концептуализирован, прежде всего, в качестве важной части ценностно-нормативных представлений, составляющих отличительную особенность человека. Кроме того, альтруизм в своей сущности базируется на принципе доброжелательной и бескорыстной помощи окружающим людям, иногда даже в ущерб собственным индивидуальным интересам. В этом смысле он является противоположностью эгоизма, ориентированного на получение личной выгоды в процессе взаимодействия с другими людьми и на оценку других людей по критерию выгодности и полезности для достижения собственных целей – определенного социального статуса, привлекательной должности, высокой прибыли, богатства, общественного признания и престижа.

Еще одна существенная особенность альтруизма заключается в его прямой ценностной соотнесенности с духовностью, которая органично взаимосвязана с восприятием высших духовных ценностей, каковыми являются идеал, добро, смысл жизни, любовь. Исходя из этого выдающийся представитель философии жизни, протестантский теолог и врач Альберт Швейцер писал: «Единственная возможность придать своему бытию какой-либо смысл состоит в том, чтобы поднять свое естественное отношение к миру до уровня духовного»[66].

Важным фактором, побуждающим людей совершать альтруистические поступки, является эмпатия. Она представляет собой чувствование, постижение эмоционального состояния другого человека доброжелательным сопереживанием. Различают несколько ее видов: эмоциональное, интеллектуальное (когнитивное) и предикативное – предсказывающее переживание другого человека, его аффективное действие в определенных ситуациях. Сущностное ядро эмпатии образует чувственно-эмоциональная отзывчивость личности на негативные и положительные переживания и эмоции другого человека, выражающиеся в формах сочувствия, сопереживания, сорадости, альтруистически ориентированного отношения к другим людям, связанного с мотивами оказания им поддержки и помощи.

Альтруизм тесно связан с чувствительностью справедливости, имеющей фундаментальное значение для этической теории, политической философии и социологии. Справедливость концептуализируется как общая социально-нравственная санкция социального взаимодействия людей, рассматриваемая преимущественно под углом зрения сходящихся и сталкивающихся между собой интересов, стремлений, обязанностей. Нормальным основанием справедливости выступает знаменитое «золотое правило нравственности», гласящее «(Не) поступай по отношению к другим людям так, как ты (не) хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». В реальном своем воплощении справедливость предстает как равенство и достоинство всех людей быть благополучными и счастливыми, обладая для этого необходимыми материальными и духовными благами. Она направлена на запрещение какого бы то ни было ущемления интересов других людей и претворение в жизнь обязанности воздавать всем по их заслугам.

В своем реальном осуществлении альтруизм неотделим от стремления человека осуществлять во взаимодействии с другими людьми принцип добра как высшей ценности, побуждающей личность в отношение к другим индивидам и их сообществам делать для них все положительное, хорошее, полезное, проявлять к ним доброту, терпимость, справедливость, а в некоторых случаях и сострадание. Причем – и это очень важно – делание добра осуществляется бескорыстно, без каких-либо расчетов на вознаграждение, как практическая реализация альтруистических побуждений.

Принцип добра в социальном взаимодействии людей реализуется в такой фундаментальной ценности как добродетель. Она выражается в качестве деятельностного добра, в стремлении, способности и готовности личности совершать поступки, благотворные для другого человека или социальной группы.

Добродетель множеством взаимодействий связана с осуществлением милосердия. Оно предстает в качестве нравственной нормы и ценности, которая воплощается в сострадательной деятельности в готовности помогать любому нуждающемуся человеку. Одной из существенных форм милосердия является благотворительность, воплощающаяся в оказании отельными лицами и организациями (предприятиями, фирмами, фондами, религиозными сообществами) материальной помощи бедным и нуждающимся, уровень жизни которых находится ниже прожиточного минимума.

Милосердие органично связано с различными проявлениями любви. В своей глубочайшей сущности любовь – это одна из высших ценностей, выражающаяся в эмоционально насыщенном отношении к кому или чему-либо, в гармоничном общении и взаимодействии с ним. Она захватывает индивида целиком, делает его Я значимым для другого индивида, который для первого из них также становится ценностно-значимым.

Крупнейший русский философ конца XIX века Владимир Сергеевич Соловьев с глубочайшим убеждением утверждал: «Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем существом признать за другим безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей жизни»[67].

В своей подлинной и глубочайшей сущности любовь – это не только сильное чувство, но и действенная и деятельная субстанция. По словам выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева, «любовь – акт творческий, созидающий иную жизнь…, преодолевающий… природную необходимость. В любви утверждается личность, единственная, неповторимая… Творчество любви не знает послушания ничьей воли, оно абсолютно дерзновенно»[68]. Конкретизируя данное утверждение, он продолжает: «Любовь есть путь к раскрытию тайны лица. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир»[69].

Таким образом, любовь выступает как созидательная и творческая сила, как возвышающее человека воплощение альтруизма, как доброжелательная забота о любимом человеке, ответственное отношение к его чувствам и поступкам, стремление последовательно преодолевать эгоистическое себялюбие. Искренне и верно любящий человек стремится уделить своему любимому больше внимания, доставить больше удовольствия и радости, чем самому себе.

Наряду с индивидуализированным видом любви к человеку другого пола существуют и более обобщенные формы любви – к своей профессии, к определенному писателю, театру, футбольной команде и т. п. Одной из самых важных в общественном развитии является любовь к своей Отчизне, родной стране, воплощающаяся в глубоком и возвышающем человека чувстве патриотизма. Он представляет собой ценностное отношение человека к своему народу, государству и отечеству, воплощающееся в сложном комплексе идей, чувств и практических действий, направленных на благо своей Родины.

Подводя итог всему изложенному, подчеркнем, что альтруизм чаще всего сопрягается с самоотверженностью, готовностью жертвовать своими интересами ради других людей, ради общего блага, а в некоторых случаях с конкретными поступками человека, направленными на ограничение собственных интересов во имя достижения общего успеха и общей цели. Такая ситуация побуждает анализировать и в процессах воспитания стремиться к осуществлению в различных взаимодействиях людей заимоопосредованности многих интересов человека с общими интересами социальной общности и общества в целом. Поэтому альтруизм выступает в качестве одного из важных показателей человекоориентированности в стремлениях и действиях конкретных личностей в конкретных обстоятельствах их жизни.