Глава 4. Что нам стоит дом построить…
Вопрос о помещении по понятным причинам – один из самых важных.
Обычно речь идет о следующих вариантах: квартире, переоборудованном коммерческом помещении, помещении бывшего детского сада (арендуемом по коммерческим или муниципальным ценам).
Перед тем как мы рассмотрим каждый из этих вариантов, давайте поговорим о том, что, собственно говоря, требуется от помещения, в котором располагается детский сад.
В первую очередь мы бы говорили о том, что помещение должно быть интересным. Нам могут возразить, что «интересный» – понятие субъективное. Это так. Вот и пусть будет субъективно-интересным, т. е. интересным для каждого субъекта.
Помещение в любом образовательном учреждении – часть образовательной среды. А это значит, что оно уже само по себе должно пробуждать интерес. На практике это означает, что независимо от того, каким помещением вы располагаете, его обустройство следует основательно продумать.
При этом существуют совершенно понятные «зоны», которые непременно должны быть в помещении детского сада вне зависимости от его размера и конфигурации (я сейчас говорю в первую очередь о профессиональных, педагогических требованиях, о сантехнических нормах – отдельный разговор).
Зоны эти таковы:
• игровая;
• учебная;
• санитарная;
• зона для отдыха, занятий спортом, искусством и пр.;
• бытовая.
В той или иной форме все эти пространства необходимы. Коротко поговорим о каждом из них.
Гардероб
Как известно, театр начинается с вешалки. Детский сад – тоже. Оттого, как у вас организовано пространство при входе, зависит не только первое впечатление, но и то, как пройдет день пребывания маленького человека в саду. Переступая порог сада, ребенок оказывается в другом мире. Этот ежедневный переход мы должны сделать максимально комфортным. А кратчайший путь к легкому переходу таков: у каждого пришедшего должно быть, пусть минимальное, но свое, личное пространство. На практике это означает наличие собственной вешалки и, если позволяет пространство, хотя бы малюсенького шкафчика. И еще: у ребенка и родителя должна быть возможность остаться наедине (для того, чтобы, например, переодеться).
Что все вышесказанное означает на практике? Во-первых, количество вешалок должно быть равно количеству детей + 3–4 запасных. Во-вторых, следует предусмотреть шкафчики или хотя бы коробки, куда дети и их родители могут сложить личные вещи. В-третьих, там должны быть места для сидения. Вот и все. И запомните: ни в коем случае не экономьте на пространстве прихожей, даже если у вас мало места. Это «место перехода» необходимо вашим клиентам.
Раз уж мы заговорили о гардеробе, напомним, что работникам детского сада тоже необходимо место, где можно повесить верхнюю одежду и сменить обувь. Это не обязательно отдельное помещение, достаточно шкафа или высокой вешалки.
И еще одна деталь: подумайте, где будут сушиться детские вещи после зимней прогулки. Если в помещении гардеробной нет батарей парового отопления, можно приобрести электрическую сушилку.
Игровая
Вам предстоит создать в вашей игровой атмосферу уюта. Вы, конечно, понимаете, что мнение, будто ребенок будет счастлив, если ему просто бросить на пол кучу игрушек, является не только неверным, но и бесчеловечным. А раз так – придется потрудиться. Главный принцип: играть должно быть удобно и безопасно. Это значит, что мебель должна соответствовать сути игры. Ну, например, если у вас есть мозаики и конструкторы, вероятно, в игровой понадобятся столы и стулья. А для тех, кто предпочитает играть на полу, потребуется специальный ковер. Помимо этого, игрушки должны где-то храниться. И место это должно быть доступным для детей и удобным для хранения. Скажем, низкий комод с 2–3 ящиками.
Еще хочу напомнить о детской мебели. Я имею в виду не малюсенькие игрушки для пупсиков, а среднего размера стульчики, столики, кресла. Такая мебель создает ту самую неповторимую «детскую» атмосферу, к которой мы стремимся.
Столовая
Нет-нет, это неправда, что достаточно купить маленькие стулья и столы! Столовая – очень важное место, ведь еда – практически интимный акт. Наша задача – сделать столовую еще одним пространством, в котором приятно находиться. Конечно, без столов и стульев не обойтись, но давайте подумаем, какими они будут, как будут располагаться, что еще мы поместим в столовую… Например, шкаф для посуды будет смотреться весьма органично, а если он будет низким, то дети с удовольствием примут участие в сервировке стола.
Спальня
Как мы с вами понимаем, любое место, в котором необходимо раздеться, потенциально представляется нам опасным независимо от того, идет ли речь о кабинете врача или об общественной спальне. Поэтому к покупке мебели для спальни нужно относиться особенно ответственно. Оставим на ваше усмотрение цвет и общую конфигурацию мебели. Отметим главное: с одной стороны, спальня должна быть местом спокойным, и с этой точки зрения мебель необходимо приобретать максимально функциональную, с другой – в спальне должно быть комфортно и интересно. И поэтому мебель должна быть в чем-то необычной. Эту задачу вам и предстоит решить.
Один из способов создания ощущения безопасности – опять-таки наличие хотя бы минимального личного пространства. У каждого ребенка должен быть по меньшей мере стул (место), на который можно повесить одежду. И место это должно быть постоянным (без рейдерских захватов стульев друг друга). Такое постоянство и рождает уверенность.
Итак, кровати и стулья для каждого, коврик – чтобы не холодно было стоять на полу.
Как будет расставлена мебель в вашей спальне – вопрос творческий. Дерзайте!
Туалет
Правило первое: никаких открытых пространств с одиноко торчащими унитазами! Туалет – место интимное независимо от возраста человека, который им пользуется. Давайте так его и организовывать. А для этого нам придется в первую очередь обустроить индивидуальные кабинки – это безусловная необходимость.
Вам предстоит купить детские унитазы. Это, между прочим, не такая простая задача, поскольку детские унитазы делаются только на заказ, специально для детских учреждений. Почему-то с детскими унитазами напряженно. А еще более напряженно с бачками для этих унитазов… Не смейтесь, это чистая правда. Поэтому вам, вероятно, придется покупать отдельно и первое и второе. Сроки изготовления, кстати, весьма внушительные – от месяца ДО двух.
Помимо этого, в туалете, естественно, будут и раковина с краном. Определяя высоту раковины, не забудьте о росте тех, кто будет ею пользоваться. Не экономьте на раковине – ее размер и высота реально влияют на атмосферу туалета в саду (простите уж за рассуждения на эту тему).
Еще один необходимый предмет в туалете – душ с мини-ванной или поддоном. Понятное дело, в саду с ребенком может случиться всякое…
Кстати, оборудование туалета напрямую связано с возрастом ваших подопечных: как правило, в 2–2,5 года они только привыкают к горшку, а к 3 годам умеют пользоваться туалетом. Если у вас в саду есть двухлетки, то у каждого должен быть свой горшок (лучше, если родители принесут его из дома). Таким образом, нужно место для детских горшочков, а возможно, и для пеленального стола, чтобы можно было сменить подгузник.
И наконец, полотенца. У вас есть два варианта: обычные полотенца для рук (у каждого ребенка, разумеется, свое полотенце) – тогда понадобятся крючки по количеству детей. Или одноразовые бумажные полотенца – для них нужен специальный контейнер, который крепится на стену. Первый вариант более дешевый, но менее гигиеничный. Второй – обеспечит высокий уровень гигиены, но обойдется довольно дорого: сам контейнер стоит от 1000 до 2000, а бумажные полотенца – от 50 до 100 руб. за пачку.
Еще добавим зеркало, и оборудование очень важного места можно считать законченным.
Учебное пространство
Поговорим о месте, в котором дети будут учиться. Независимо от того, есть ли у вас отдельная комната для класса, учебное пространство должно принципиально отличаться от игрового. Это вовсе не означает, что нельзя учиться играя, – еще как можно! Но для того чтобы учиться некоторым предметам, необходимы определенные условия. Их вам предстоит создать.
Во-первых, вам понадобятся столы (парты) и стулья. Уже сами по себе они задают определенное настроение. Для того чтобы настроение это было не слишком формальным и не слишком печальным, нужно хорошенько подумать, прежде чем принять решение о том, какие именно столы вам нужны. Лично нам идеальной мебелью для учебного пространства представляется мебель модулярная – та, которую можно легко переставлять, создавая из нее по ходу самые разные конфигурации – круг, линию, каре и пр. Еще один совет: мебель в учебном классе не должна быть скучного цвета. Итак, творите! Проверить результаты своего творчества можно на самих себе: вам должно захотеться остаться в классе, сесть за стол, позаниматься… Если этого не происходит – нужно искать дальше.
Стоит подумать, должно ли быть что-то еще в вашем учебном пространстве и если да, то что именно. Напоминаю: любой предмет несет атмосферную нагрузку. Если, положим, вы поставили в комнате шкаф для учебных пособий, до последней полки которого ученику не дотянуться, – считайте, что вы сделали определенное заявление. Не стану называть его плохим или хорошим, однако отмечу, вы заявили: «Этот шкаф не твой». Вам судить, этого ли вы хотели.
Подобным образом любая деталь в детском саду является говорящей. Как писал Чехов: «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить». И выстрелит…