Глава III
Новый закон о бедных
Чтение отчетов комиссии по закону о бедных, при определенном уровне доверчивости, – сплошное удовольствие. Кажется, что для всех несчастий Англии хватит одного лекарства – отказа от «пособий»13. Англия больна недовольством, обессиленная лежит она на краю своей постели в невежестве, отчаянии, мотовстве, жажде, непредусмотрительности, поедает социальную помощь и ждет, пока вниз по восточной круче, словно падающий Гиперон, не спустится комиссия по закону о бедных, взывая: «Да будут работные дома, и хлеб скорби, и вода скорби в них!» Инновация была проста, как и все великие инновации. И глядите, в соответствии с наивной надеждой в каждом квартале тотчас, как возникли стены работных домов, нищета и нужда испарились, с глаз долой – из сердца вон, и растворились в пустоте; производство, бережливость, высокая рождаемость, рост зарплат, мир во всем мире и любовь к ближнему в отчетах комиссии по закону о бедных – вот что, бесспорно, быстро или не очень к радости всех партий случилось бы. То был итог благочестивых желаний. Мы прочли четыре таких ежегодных отчета, породив гамму мыслей; не считая членов комиссии бесчеловечными, каковыми их считали противники; скорее чувствуя благодарность за то, что такие люди и такой орган существуют; с нарастающим убеждением в том, что природа, которая ничего не делает просто так, их самих или их поправку в закон о бедных создала с определенной целью. Мы надеемся доказать, что они и их поправка были необходимым элементом – суровым, но спасительным элементом прогресса.
Эта поправка к закону о бедных, которая, как иногда говорят, должна представлять собой «основную заслугу» реформистского кабинета, указывает, как можно подумать, скорее на дефицит всяких заслуг. Для того чтобы сказать беднякам: «Вы будете есть хлеб скорби и пить воду скорби и будете несчастны, пока живы», – нужно не столько прикладывать риторические умения, сколько обладать крепким желудком. Если бедняков сделать несчастными, их станет меньше. Это секрет, известный каждому крысолову: отмени социальные гарантии, донимай постоянным мяуканьем, напугай, и, попавшись в ловушки, твои «рабочие на пособиях» исчезнут и перестанут существовать для правящих кругов. Получится быстрее, чем при использовании мышьяка, может, даже гуманнее. От крыс и бедняков можно избавиться; гуманность оказалась формой старой доброй мясорубки, способной перемалывать с любой скоростью, и для ее обретения не нужен был никакой призрак чартизма или реформистское министерство. Более того, когда слышишь о «полном использовании всей имеющейся рабочей силы» этим новым институтом скорби – о труде, который хочет быть использован, но не сможет найти себе хозяина, не остается ничего, кроме как открыть рот. То, что страдающий и незанятый труд в результате должен «исчезнуть», – довольно естественно; с глаз долой – но не из бытия же? То, что нам известно наверняка, это то, что «ставки сокращены», ибо на них не прожить; что статистические данные еще не зафиксировали большого роста голодных смертей; это нам известно, но в конце концов ничего кроме этого. Если это и есть «полное использование всей имеющийся рабочей силы», тогда оно вполне реально.
На самом деле думать, будто бедняки и неудачливые люди есть лишь помеха, которую нужно стереть или уменьшить, а по возможности и избавиться, вымести с глаз долой, не очень-то хорошо. Соотношение хороших и плохих достижений в этой запутанной мировой схватке, где, как всегда считалось, председательствует слепая богиня, на самом деле является работой зрячего бога или богини и требует только одного – невмешательства: какое героическое усилие или гениальное вдохновение было необходимо для того, чтобы научить этой истине хоть кого-нибудь? Застегнуть карманы и встать по стойке смирно – это ведь несложное предписание. Laissez-faire, laissez-passer!14 Разве то, что происходит, должно происходить: «вдова, рвущая крапиву, чтобы накормить ею своих детей, и надушенный сеньор, изыскано бездельничающий у oeil-de-boeuf15, владеющий алхимией, с помощью которой он заберет у вдовы треть ее крапивы и назовет это законной рентой»? То, что написано и принято, разве не написано черным по белому, разве не видно своим творцам? Справедливость есть справедливость; но всякая юридическая бумажка носит природу Таргума16 или является священной. Короче, наш мир требует только одного – чтобы его оставили в покое. Только борьба, безумная мировая борьба между папскими тиарами, королевскими мантиями и нищенскими кафтанами, рыцарскими лентами и плебейскими висельными веревками, где Павла вздернут, а цезарь Нерон будет, посиживая, играть на скрипке; вот это здорово, вот это должно продолжаться; и кто бы ни упал, тот должен лежать и быть растоптан: подобный фундамент должен быть главным социальным принципом, если таковой вообще имеется в поправке к закону о бедных, которая должна иметь достоинство смело отстаивать его супротив всего остального. Вот главный социальный принцип, в который, к примеру, автор этой работы не будет верить, несмотря ни на что, но всем и всегда будет твердить, что он ложен, еретичен и заслуживает порицания больше всего на свете!
И все-таки, как мы уже отметили, природа ничего не создает просто так; даже поправку к закону о бедных. Потому мы в то же время далеки от того, чтобы присоединиться к голосам, поднимающим крик против членов комиссии по закону о бедных, словно они волки в человеческом обличье; словно их поправка была лишь чудовищным и омерзительным деянием, заслуживающим немедленной отмены. Они – не волки; они люди, переполняемые теоретической идеей: их поправка, объявленная ересью и ложью, по старинке заслуживает похвалы в качестве полуправды; она определенно нуждалась в воплощении. У природы не было более прямого пути по избавлению от социальной помощи, чем создание человека, верящего в теорию, согласно которой отказ от нее и есть решение всех проблем. На самом деле, если мы взглянем на старый закон о бедных, представляющий противоположный социальный принцип, согласно которому дары фортуны – это не дары справедливости, мы поймем, что он сделался невыносимым, вредным и что, если Англия не хотела скорого начала анархии, от него надо было избавиться.
Сколь бы хорошим он не задумывался, любой закон, который стал поощрять мотовство, лень, рождения вне брака и пьянство, должен был быть отменен. Любыми способами, особенно теперь, надо доносить до людей мысль о том, что лентяям нет места в нашей Англии. Кто не работает, кто не запасает, пусть уходит; пусть знает, что закон обеспечит его не мягкой подушкой, а камнем под голову; что по закону природы, с которым закон Англии на длительных промежутках времени не борец, он приговорен избавиться от этих привычек или его с презрением выпихнут с планеты, работающей по иным – отличным от его собственных – принципам. Кто не проявляет способностей, у того нет потребностей: вот самый справедливый закон на свете. Любой при желании мог бы проповедовать сей закон всем сыновьям и дочерям Адама, ибо он применим ко всем без исключения, и воплотить его практически в качестве Бастилии закона о бедных – на всех! Тогда бы, воистину, было бы у нас «идеальное общественное устройство»; и «земля обетованная и работный сад, в котором, кто не работает, тот побирается или ворует» – тогда было бы у нас на деле то, что через множество изменений и борьбу само стремится пробить себе путь.
То, что принцип «нет труда – нет денег» должен быть в первую очередь распространен на ручной труд и четко доведен до ума каждого представителя рабочего класса, в то время как множество представителей других классов все еще не будут ему подчинены, – вполне естественно. Пусть он будет введен и доведен до ума там; увы, не столь простыми методами, как «отказ от пособий», но абсолютно другими, более дорогостоящими методиками, которыми, однако, владеет щедрое провидение и которыми не брезгуют последние поколения (если мы, конечно, поймем их стремления и желания). Работа – вот дело человека на этой Земле. Каждый день стремится вперед, и потому он покажется короче, когда тот, кто не работает, как бы его не называли, не посмеет показаться в нашем квартале имени солнечной системы, но пойдет бездельничать куда-нибудь еще. Есть ли планета лентяев? Пусть честный рабочий радуется тому, что такой закон – первый закон природы – с умом применяется и к нему; и надеется, что вскоре все остальное станет вершиться с умом. Вот начало всех начал. К тому же мы находим новый закон о бедных «защитой для бережливого рабочего от мотовства и беспутства»; защитой, имеющей невыразимое значение; мы видим в ней полдела – омерзительные полдела, если смотреть с точки зрения результата в целом; и все же без этого полдела результата в целом не достичь. Пусть мотовство, лень, пьянство, непредусмотрительность примут назначенную Богом судьбу, дабы смогли воплотиться в жизнь их противоположности. Пусть на исполнителей закона о бедных смотрят как на полезных трудяг, которых природа снабдила цельной теорией вселенной, пусть смотрят на них так, будто они могут совершить предписанное и преуспеть, несмотря на серьезное противодействие.
Мы будем превозносить новый закон о бедных, как вероятный набросок некоего общего обвинения, адресованного от высших классов низшим. Любое общее обвинение, в отличие от взаимных нападок, варьирующихся от прихода к приходу, есть символ темноты, невыразимого смятения. Наблюдаемое центральным правительством, неважно как управляемым, оно наблюдается из центра. Постепенно оно станет яснее, а затем однажды станет видно повсеместно; вне зависимости от существующей власти, оно справедливо и мудро, так как укоренено в истине, а значит, со временем его можно будет усвоить. Так давайте же поприветствуем новый закон о бедных в качестве тяжкого начала чего-то большего, тяжкого окончания чего-то большего! Самая твердая и бесплодная почва заключает в себе непаханую целину, новые недра, которые никогда не видели солнца; на которой, однако, совершенно не растет трава и которая никому «пособий» давать не будет. Терпение: трава и перегной спокойно и тихо лежат внутри, под поверхностью; а вспахивание недр есть первый шаг в любом реальном земледелии; с благословения небес и с их помощью эта почва даст благие и славные плоды.
Ибо, воистину, требование бедного рабочего все же несколько отлично от того, что выйдет в итоге его исполнения сорок третьим законом Елизаветы17. Когда горе настигает рабочего, его не поддерживает институт батраков, щедрые, как никогда ранее, церковные пособия или свободные и непринужденные работные дома; однако не этого он просит, пусть и слова его рассыпаются в крик; не ради этого, но ради чего-то совершенно иного бьется его сердце. Оно бьется «во имя справедливости»; во имя «справедливой оплаты труда» – и не только о деньгах речь! Вечно трудящийся работяга радовался бы (хотя пока ему кажется, что нет), если бы нашел себе начальника, правящего им мудро и с любовью: разве это не входит в «справедливую оплату» его труда? За человечность и человеческое к нему отношение, за то, чтобы видеть себя человеком – вот за что он борется. Хотя разве мы не можем сказать, что в конце концов он борется даже не за это, а за то, чтобы ему предоставили руководство и управление, которое сам себе он обеспечить не может и без которого в нашем столь сложном мире он более не может жить? То, за что он борется, и что ни при каких условиях не даст ему закон Елизаветы – так это то, чтобы его направили на путь зарабатывания. Пусть он избавится от этого закона; и радуется, что поправка к закону о бедных, какой бы жесткой и противной его собственной воле она ни была, увела его от них. То была – если вообще была – сломанная соломинка; да и нельзя было схватиться за нее изувеченной правой рукой. Пусть он отбросит ее, эту сломанную соломинку, и ищет у неба совершенно иной помощи. Его рабочая правая рука и промышленность, что вложена в нее, разве не есть «скипетр нашей планеты»? Кто может работать – тот прирожденный царь всего на свете; пока он един с природой, он господин всего и вся, он и жрец, и царь природы. Тот, кто не работает, каковы бы ни были его внешние атрибуты, – тот не иначе как узурпатор трона; он прирожденный раб всего и вся. Пусть человек гордится своим трудом, своими способностями и знает, что его права не имеют ничего общего с законом Елизаветы.