Часть III. Типы прогнозирования, типы мышления
Проблема прогнозирования стара как мир. Однако в ее основе лежит не праздный интерес к будущему, а физиологические, функциональные особенности человеческого мозга. Известно, что одна из основных функций головного мозга, моделирование, включает в себя следующие этапы построения моделей окружающего мира:
репродуктивное моделирование – прямое воспроизведение;
аналоговое моделирование – попытка повторить, создать подобное;
оригинальное моделирование – стремление создать новое, иное;
прогнозирование – желание знать, предвидеть будущую модель.
Согласитесь, мало кто мог предположить, что наш неукротимый интерес к будущему является нашей природной, физиологической, функциональной потребностью.
Более того, у нас появилась возможность сформулировать весьма интересное предположение, а именно: способность человеческого мозга прогнозировать, а человека – предвидеть возможные результаты своих действий является тем качеством, которое отличает человека от животного.
Глава 5. Разум животных и интеллект человека
Попытаемся доказать сформулированное выше утверждение, тем более что сделать это не так уж и трудно. Перечислим и запишем все действия животных, соотнося их с различными способами моделирования:
репродуктивное моделирование – безусловный рефлекс животных;
аналоговое моделирование – условный или приобретенный рефлекс;
оригинальное моделирование – случайный опыт, навык, рефлекс.
Данные типы моделирования основаны на наглядном подходе в получении информации.
Животное способно наблюдать и реагировать исключительно на реальный или наглядный объект мира:
– сначала должен появиться объект (модель) в реальном мире, только после этого животное способно его воспринимать и реагировать на его появление;
– только после этого животное пытается воспроизвести данную модель поведения в полном соответствии со своими условными и безусловными рефлексами и навыками.
Рассмотрим пример.
Предположим, шимпанзе, обнаружив приближающегося ягуара, случайно, бессознательно или машинально хватает, точнее, подхватывает валяющуюся рядом палку. Совершенно не осознавая, как воспримет ее действия хищник, обезьяна начинает беспорядочно размахивать неожиданно оказавшимся в ее распоряжении оружием. Ягуар пугается и убегает. После нескольких подобных случайностей у шимпанзе вырабатывается условный рефлекс, или навык, отпугивания хищника палкой.
Может показаться, что в данной ситуации обезьяна действовала обдуманно, разумно и конструктивно. Между тем в ее действиях не было конструктива, а значит, не было прогнозирования.
Воспользовавшись палкой, обезьяна не проявила наглядно-конструктивного подхода, предполагающего конструирование, понимание или волевое, осознанное воспроизведение модели поведения.
Кто-то возразит: «Шимпанзе смогла отпугнуть хищника палкой, значит, она действовала осознанно, понимая, что делает». Да, хищника она прогнала, но разумных, конструктивных действий не совершала: обезьяна воспользовалась вновь полученным навыком или условным рефлексом: увидев хищника, она принимается хватать любые палки, лежащие рядом. Обратите внимание на следующие весьма важные детали.
Обезьяна не носит с собой специальную большую и крепкую палку для самообороны, как говорится, на всякий случай.
Она не выбирает подходящую или, как мы говорим, «нужную палку», а хватает первую попавшуюся, совершенно не оценивая ее размер, что может привести к печальным последствиям, когда схваченный рефлекторно (случайно) прутик не напугает хищника, а только разозлит.
Более того, шимпанзе не станет сознательно ломать ветку или палку для самообороны, если подобный условный рефлекс не выработался у нее раньше.
В случае отсутствия палки обезьяна будет хватать сухую траву, листья, возможно камни. Однако более вероятно, что в этой ситуации шимпанзе постарается убежать, спастись на ветвях дерева.
Если же шимпанзе сломает ветку, то подобное «разумное» поведение может означать только то, что она уже делала это раньше, случайно, несколько раз или видела, как это делают другие ее сородичи, на основе чего у нее выработался условный рефлекс (навык).
Заметим, что, ломая ветку, чтобы использовать ее как орудие самозащиты, она вновь не оценивает его эффективность, зависящую от размера и толщины, и это еще раз доказывает отсутствие у нее сознательности, конструктивности и прогнозирования.
У животных нет способности к прогнозированию, они не способны предвидеть ситуацию и конструировать объекты мира. Животные способны использовать готовые объекты мира как случайные орудия своих условных и безусловных рефлексов.
Кому-то может показаться, что мы изобретаем колесо. Что нового во всем выше сказанном? Поясним.
Считалось, что способность к моделированию присуща исключительно человеку, его головному мозгу. Человек – единственное существо, обладающее разумом, тогда как животные в своей деятельности пользуются только безусловными или условными рефлексами.
Однако, как мы показали и даже попытались доказать на примере с шимпанзе, все не совсем так.
Функция моделирования основана на безусловных и условных рефлексах (навыках).
Из этого следует совершенно иное, можно сказать, сенсационное предположение.
Моделирование – это особенность или функция любого мозга, в том числе и мозга животных.
Из последнего высказывания следует, что:
животные, как и человек, способны использовать следующие типы моделирования:
– репродуктивное – в основе: безусловные и условные рефлексы;
– аналоговое – в основе: обучение матерью и условные рефлексы;
– оригинальное – в основе: случайный опыт и условные рефлексы.
Единственное, что отличает человека от животного, – это способность человеческого мозга прогнозировать, т. е. строить конструктивные модели будущего.
Проще говоря,
человек получил возможность мысленно представлять:
– варианты возможного будущего – предчувствие, предвидение;
– последствия своих действий – оценка своих поступков;
– результаты своей деятельности – творчество и труд;
– свое место в окружающем мире – индивидуальность;
– проекты будущего – преобразование и созидание.
Ранее считалось, что прогнозирование – это высший уровень моделирования. В новой теории работы головного мозга, которая зарождается, можно сказать, на ваших глазах, все иначе.
Моделирование и прогнозирование – это различные функции головного мозга.
Моделирование доступно всем – и животным и человеку, тогда как прогнозирование – уникальная способность человека или иного интеллектуального существа.
Разум – это наличие функции моделирования, а это означает, что все животные, имеющие головной мозг с хорошо развитой затылочной частью, разумны.
Интеллект – это наличие функции прогнозирования, именно поэтому человек обладает интеллектом.
За моделирование отвечает затылочная часть головного мозга, а за прогнозирование – лобные доли головного мозга.
Наличие у биологического вида хорошо развитых лобных долей головного мозга может означать наличие интеллекта, способности к прогнозированию, конструированию, труду и творчеству.
Глава 6. Прогнозирование – путь от животного к человеку
Попробуем подвести логический итог всему сказанному в предыдущей главе, а договорились мы до новой теории разума и интеллекта. Однако остается загадкой, как могло случиться, что человек получил возможность отделиться от мира животных, получив новые возможности головного мозга – прогнозирование.
Самая фантастическая версия – это влияние всемогущих инопланетян, которые в качестве эксперимента преобразовали мозг первобытной обезьяны, сформировав ей сильные лобные доли.
По другой фантастической версии инопланетяне провели скрещивание генов первобытной обезьяны со своими генами – генами высокоинтеллектуальных существ, и получили человека.
Существует не менее интересная, но менее фантастическая версия, что на планету Земля переселились жители планеты Фаэтон, которая погибла в результате космической катастрофы. Переселенцы, обладающие интеллектом, стали тем генофондом, который лег в основу интеллекта землян в ходе естественного процесса скрещивания (как у всех живых существ).
Впрочем, нельзя исключать возможность, что на самой Земле возник вид человекообразной обезьяны, у которой получили развитие лобные доли головного мозга, например в результате случайной травмы одной обезьяны-матери, от которой зародились и интеллект, и человек как новый вид.
Если вам кажется, что подобное невозможно, то вы ошибаетесь. Более двадцати лет я посвятил изучению и практическому применению методов восточной рефлексотерапии. Достаточно воспользоваться одной из основополагающих концепций китайской медицины – учением Инь/Ян, и обоснование теории травмы, приведшей к формированию у одной-единственной самки человекообразной обезьяны сильных лобных долей, не составит труда.
Предположим, что в результате падения с высоты или навзничь из положения стоя самка первобытной обезьяны получает сильнейшую травму затылочной области головного мозга, отвечающей за условные и безусловные рефлексы. Сильный удар о камень приводит к серьезному седатированию (подавление, угнетение, рассеивание) энергии и как следствие функций данной зоны головного мозга.
По закону Инь/Ян «о противоположности», в лобовой зоне головного мозга обезьяны, симметричной для затылочной зоны, возникает опухоль, которая формируется из-за относительного избытка энергии в этой зоне. Чтобы было понятнее, можно сказать так: если затылочная зона потеряла энергию, то симметричная ей лобная доля должна получить избыток энергии, который сформирует опухоль.
Так как затылочная область головного мозга отвечает за зрение, можно предположить, что функция зрения первобытной обезьяны серьезно нарушилась, в результате чего у нее обострился слух. Подобное усиление слухового анализатора при ослаблении зрительного анализатора – обычная норма перераспределения защитной функции. Если опасность плохо видно, тогда ее должно быть лучше слышно.
По этой причине, для вновь созданной лобной доли (опухоль) подбирается новая, необходимая для организма нашей обезьяны речевая функция, позволяющая ей подавать более тонкие, дифференцированные звуковые сигналы. Благодаря этому у потомков этой обезьяны-праматери всего рода человеческого формируется речь.
Весьма интересно, что анализ ДНК огромного количества людей различных рас и национальной привел ученых к удивительному выводу: у всех людей – всего одна праматерь. Можно сказать, что речь идет о той самой травмированной обезьяне-праматери, у которой развилась речевая область головного мозга и как следствие знаково-вербальная, которая стала основой для прогнозирования.
В основе прогнозирования лежит речевая функция человека, так как логическое мышление, определяющее способность к прогнозированию, базируется на мысленном речевом диалоге, позволяющем создавать мысленные формы и мысленные модели, с которыми можно проводить сличение (сравнение) объектов внешнего мира, используя зрительный анализатор.
Проще говоря, человек создает мысленную модель нужного ему орудия труда, после чего он начинает искать камень, как можно более полно совпадающий с мысленной каменной заготовкой будущего орудия труда, например наконечника копья.
Подведем промежуточный итог всего, о чем мы сказали.
В результате образования опухоли в лобной части мозга, а затем, в результате многих генетических перерождений, фактически от самой природы первобытный человек получил полноценные лобные доли, а вместе с ними и способность к прогнозированию, конструированию и занятию творчеством.
Внимательно вдумайтесь в сказанное! Получается, что:
потребность человека к творчеству, науке и искусству заложена в него самой природой.
Это означает, что все люди обладают талантом в той или иной сфере деятельности, который можно развить.
Представьте себе, почти 30 лет назад, работая над авторским проектом школы, я искал в библиотеках книги о работе головного мозга, чтобы доказать, в первую очередь себе самому, а уж затем и всему остальному человечеству, что каждый человек гениален.
Если бы я мог предположить, спрогнозировать, что наступит время и мне самому удастся доказать это, то вместо поиска чужих, не всегда точных и доказанных мыслей я воспользовался бы собственными мозгами и прошел длительный путь от идеи до ее реализации в готовой научной теории.
Почему мы не можем доказать, понять, изучить или сделать все, что нам интересно, что тревожит наше сознание?
Ответ очевиден.
Прогнозирование имеет свои этапы.
Это означает, что для создания новой, совершенной теории нам необходимо пройти по своеобразной спирали познания, всякий раз возвращаясь к уже известному, но на новом уровне нашего понимания проблемы.
Получается, мы не можем просто так, без усилий и уже заложенных в нас самой природой способностей к прогнозированию перескочить через очередной виток прогнозирования.
Глава 7. Типы прогнозирования
Как вы уже знаете, существует шесть уровней активности и столько же типов мышления, расчет которых производится по матрице даты рождения или другого события. Из этого следует, что нам надо определить шесть типов прогнозирования. Сделаем это, помня о том, что прогнозирование – это возможность человека мысленно представлять:
варианты возможного будущего – предчувствие и предвидение;
последствия своих действий – оценка последствий;
результаты своей деятельности – творчество и труд;
свое место в окружающем мире – отделение себя от общества;
проекты будущего – преобразование и созидание.
Попытаемся понять, чему же научился человек, получив лобные доли и умение прогнозировать, предвидеть будущее и осуществлять свои мысленные замыслы и действия.
Наблюдение – умение приметить и предвидеть некоторые события окружающего мира (поиск примет, следов, изучение привычек, догадки, предположения и т. д.).
Приспосабливание – умение подстраиваться под окружающий мир, оказывая влияние на его события, предотвращая, вызывая или провоцируя их, подражая событиям окружающего мира (создать шум, обвал камней, пожар и т. д.).
Преодоление – умение, создавая необходимые орудия быта, труда, охоты и самозащиты, противостоять возможным угрозам и трудностям окружающего мира, не только копируя объекты мира, но и улучшая их функциональные качества (клык, коготь, клюв – нож, копье, стрела, бумеранг; молния, пожар – костер, очаг, факел; дупло, лужа – морская раковина, долбленая и выжженная посуда, глиняная керамика и т. д.).
Поиск – попытка найти свое новое место в окружающем мире, исходя из своих новых возможностей, способностей и нового статуса: был добычей для хищников, стал хищником (воином, шаманом, жрецом, вождем, царем, ученым и т. д.).
Преобразование – умение изменять и даже разрушать окружающий мир в соответствии со своими нуждами и потребностями, но в полном соответствии с естественной эволюцией окружающего мира (реки – меняют русло, горы – рушатся, леса – исчезают, землю – копают и т. д.).
Создание своего идеального, нового мира в своих планах, мечтах, основанных на фантазиях, красоте, творчестве и законах мироздания (освоить чуждую среду – глубину океана, пустыню, Луну, Марс, Венеру и т. д.).
Глава 8. Определение типа прогнозирования
Уважаемые читатели, вернитесь, пожалуйста, к первым главам данной книги и восстановите в памяти информацию, касающуюся типов мышления, методики расчета уровней активности человека и метода определения типа мышления по дате рождения.
Сделали? Вот и отлично. Теперь наступает самый важный момент нашего исследования. Нам понадобятся две таблицы, позволяющие определить тип мышления и прогнозирования. Запишем первую из них, позволяющую определить линию второго порядка по значениям малого и большого определителя.
Обратите внимание, здесь значение малого определителя (δ) нас интересует не количественно, а исключительно в сравнении с нулем: положительное, отрицательное и ноль.
Значение большого определителя (Δ) нас интересует исключительно в сравнении с нулем: равно или не равно нулю. Говоря о типе прогнозирования, мы должны помнить одно весьма простое правило:
тип прогнозирования совпадает с уровнем развития и соответствует конкретному типу мышления, как это указано в Табл. 7.
Таблица 6. Определение линии и геометрической модели
Таблица 7. Универсальная таблица типов прогнозирования
Согласитесь, метод хорош. Вы делаете не очень сложный математический расчет, а получаете целый список параметров, характеризующих конкретную дату.