Вы здесь

Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ. Глава I.. Наш мир. 50 лет спустя (Р. Р. Мурзагулов)

Глава I.

Наш мир. 50 лет спустя

Приступая к этому футурологическому, но по прежнему научному исследованию, мы традиционно начинаем с описания использованных методов и подходов. Метод данного исследования, а именно информационно-коммуникационный подход к рассмотрению структуры и функции предмета нашего исследования, является развитием методологии, примененной автором в диссертационном исследовании.1

Информационно – коммуникационный подход предусматривает оценку рассматриваемых процессов с точки зрения механизмов взаимодействия (коммуникации) элементов общей структуры. Речь в данном случае идёт об обществе, и, соответственно, мы рассматриваем элементы структуры общества, вырабатываемые обществом знания, а также информацию, как пригодную к обмену форму знания.

Современное информационное общество своей основой имеет информационный обмен между людьми. Общество будущего – «цифровое общество» неминуемо столкнется с процессом взаимодействия людей и неживых предметов, наделенных искусственным интеллектом (ИИ), создаваемым изначально для помощи человеку, но способным ограничивать те действия, которым человек может нанести вред самому себе и окружающим. ИИ и самообучающиеся нейронные сети создают материальную базу «общества контроля» Ж. Делёза о котором мы подробно будем говорить ниже.

По нашему мнению, цифровое общество будет сформировано в период 2060—2080 гг. Придерживаясь стадиальной парадигмы, мы продолжаем логику смены стадий цивилизационного развития человеческого общества предложенную Д. Беллом.2 Даниэл Белл утверждая первичность смены производственных сил, меняющих производственные отношения, представлял историю человечества как смену доиндустриальной – индустриальной – постиндустриальной (именуемое также «информационным», в том числе в более ранних работах автора данной монографии) эпох развития общества, где в центре – индустриализация, как наиболее значимый фактор смены цивилизационных эпох.

Однако на смену термину «постиндустриальное (информационное) общество» мы вводим новый – «цифровое общество», поскольку наступление цифровой эры принесет обществу как минимум не меньшие перемены, чем произошедшая несколько столетий назад индустриальная революция, что, вероятнее всего, приведет к появлению в дальнейшем новой триады: доцифровое – цифровое – постцифровое общество.

Перемены будут настолько кардинальными, что мы считаем вполне уместным употребление в данном контексте термина «цифровая революция». Так же как индустриальная революция в свое время, революция цифровая полностью изменит личность и общество. Более того, цифровая революция способна полностью изменить само естество человека, его поведение, устремления, желания, эмоции.

Философы, начиная с Платона и Аристотеля, с разной степенью успешности неизменно пытались прогнозировать будущее. Одному из них – Элвину Тоффлеру удалось в своей книге «Шок будущего» (1970) сделать особенно точное предсказание колоссального влияния, которое окажет на человечество в ближайшие десятилетия научно-технический прогресс.

Э. Тоффлер анализировал существующие научные открытия и оценивал перспективы их внедрения. Таким образом, ему удалось предсказать наступление той эры, в которой мы действительно начали жить в XXI веке. Исследователи впоследствии назвали эту эпоху информационным обществом.

«Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок»3, – писал Тоффлер в то время, когда не было еще ни интернета, ни мобильной связи, ни много другого, что действительно сделало нашу жизнь переполненной стрессами ввиду перенасыщения информационными потоками.

Идеи Э. Тоффлера были подхвачены и развиты многочисленными последователями, которым удалось в результате предсказать появление интернета, мобильной связи и т.п., а также те изменения сознания человека, которые с этим связаны.

Однако мы смеем предположить, что новый шок будущего, который несет нам следующее пятидесятилетие, будет настолько силен, что указанные выше перемены покажутся нам не слишком значительными.

Ближайшие полвека способны сделать бессмысленными основные инстинкты человека, лишить его основных мотиваций и страхов.

Технические разработки продвинулись настолько, что мы можем ознакомиться с многочисленными прогнозами с точностью до года, с будущим графиком внедрения изобретений, которые полностью изменят нашу жизнь.

Согласно наиболее признаваемому в научном мире прогнозу научно-технического развития человечества Реймонда Курцвейла, систематизированному в многочисленных публицистических источниках4, мы можем с высокой долей вероятности предположить, что в течение пятидесяти-ста лет (или ранее) случится и будет доступно подавляющему большинству жителей планеты.


На уровне отдельного человека:

• вместо нынешнего смартфона появится небольшой прибор с экраном на сетчатке глаза или помещенный в головной мозг имплантат, которые позволят человеку мгновенно и полноценно обмениваться информацией любого масштаба или формата. Проводимость каналов связи возрастет многократно, и человеку не нужно будет ехать в офис, магазин, чтобы сделать какую-либо работу или купить товар, так как он будет способен видеть в режиме онлайн (или в записи) своих собеседников и любые другие предметы в максимально возможном разрешении. Офис перестанет быть местом для умственного труда, вся физическая работа будет выполняться машинами

• человек практически перестанет болеть, станут возможными анализ и исправление генома на ранних стадиях формирования плода, замена больных органов новыми, «напечатанными» практически в домашних условиях. Появятся методы сохранения гомеостаза организма на биофизическом уровне

• благодаря развитию генной модификации продуктов проблема голода будет разрешена раз и навсегда

• человек сможет перемещаться в пространстве значительно быстрее, без усилий, навыков вождения и, вероятнее всего, без дорог, т.к. эффективные источники энергии сделают более удобным перемещение по воздуху (прообраз этих средств передвижения – современные дроны)

• получение удовольствия от созерцания, обладания, потребления не обязательно будет связано с наличием материальных предметов. Виртуальная реальность станет такой же реалистичной, как действительность

• персональный робот-ассистент, способный на любые сложные физические действия, выполняемые ныне человеком, будет не менее распространен, чем современные бытовые приборы.


На уровне общества в целом:

• компьютерные системы будут мгновенно принимать безошибочные решения для человека, группы людей, а также для развития и защиты общества в целом

• ввиду развития общественных средств коммуникаций преступления, подобные совершаемым ныне, не смогут оставаться незамеченными, кроме того, самообучающиеся нейронные сети будут учитывать все потенциально опасные поступки человека, предоставляя возможности, либо ограничивая человека, в зависимости от его действий.

• доступ к энергоносителям будет практически неограниченным для организации процессов любой степени сложности, за счет резкого роста эффективности солнечной и других экологически-чистых видов энергии.


Разработчики обещают нам в ближайшие десятилетия действительно революционные технологии:

• полное избавление от всех болезней, голода, любого физического труда, преступности

• абсолютно свободное перемещение в пространстве

• неограниченную энергию для проектов любой сложности, в том числе, космических масштабов

• бесперебойную связь, внедренную непосредственно в наши тела и дающую неограниченную расстоянием свободу общения

• любые виды виртуальных удовольствий, неотличимых от реальных, и многое другое.

Все они приведут к антагонизму образа жизни человека цифровой эпохи с самим естеством человека.

Согласно широко известной теории человеческой мотивации А. Маслоу5, человек в первую очередь движим реализацией своих примитивных естественных потребностей и страхов. Однако человек цифрового общества, согласно прогнозам большинства футурологов, не будет находиться в зоне риска страдания, например, от голода. Развитие энергетики и генной модификации продуктов питания обеспечат доступной пищей все население планеты.

Также, с развитием энергетики и технологий, каким бы то ни было жилищем будет обеспечен буквально каждый житель планеты. Виртуальные технологии обеспечат самые разнообразные формы удовольствий, включая сексуальные, для любого желающего.

Развитие медицинских технологий обеспечит здоровье, долголетие и комфортное самочувствие. Средства технического контроля сведут преступность практически к нулю.

Соответственно любые примитивные потребности будут удовлетворены для любого члена общества, независимо от его социального статуса. Человеку будет нечего бояться и нечего желать. Однако эволюция – процесс долгий, и она явно не уложится в те десятилетия, когда все это произойдет.

В этом контексте показательной иллюстрацией является история потребления человеком сахара. В те времена, когда сахар крайне редко появлялся в рационе людей, инстинкт заставлял их исключительно в прагматических целях употреблять настолько много сладкого, сколько может вместить организм. В двадцатом веке сладкое присутствует в рационе каждого жителя планеты без ограничений, однако инстинкт по-прежнему заставляет нас поглощать сахар в избыточных количествах, что провоцирует массу смертельных болезней.

Так что же случится с обществом, когда все его основные потребности будут удовлетворены, но его инстинкты еще не будут «знать» об этом?

Станет ли человек, как считают отдельные авторитетные исследователи, подобием той самой подопытной крысы, которая, получив возможность прямой стимуляции мозговых центров удовольствия, перестала делать вещи действительно важные для нее в частности и для популяции в целом?

Или правы другие, более оптимистично настроенные эксперты, например, Рубен Варданян, утверждающий, что после удовлетворения низменных человеческих желаний так называемый «талантизм»6 сменит капитализм и станет основой благоденствия для всех?

Забегая вперед, мы вынуждены признать, что не сможем дать однозначных ответов на все поставленные вопросы. Однако, как считает авторитетный футуролог Д. Нейсбит, все ответы на вопросы о будущем содержатся в настоящем, если его внимательно изучать. Поэтому, опираясь на исследования информационного общества,7 мы предполагаем создать несколько прогностических вариантов моделей развития человеческого общества через пятьдесят лет.

При этом мы не исключаем, что некоторые из описанных нами процессов произойдут раньше, учитывая все возрастающую скорость социальной динамики. Необходимость осмысления тенденций развития современного общества и определяет актуальность данной монографии. Мы, безусловно, рассмотрим лишь часть тенденций, ведущих к изменениям экономических и политических процессов в обществе будущего, оставив более детальное изучение социальных процессов для следующих публикаций.

В начале XXI века ряд исследователей отмечали успехи в области развития средств коммуникации, искусственного интеллекта и генной инженерии. Казалось, это приведет к подлинному преобразованию общества и быстрому построению идеального будущего мира. Однако романтические надежды, связанные со свободным распространением информации, не сбылись в полной мере. Именно в этой связи рядом исследователей был введен термин «постинформационное общество»8, как некий промежуточный конструкт между современным информационным обществом и обществом будущего.

А. И. Ракитов, отмечая успехи цивилизации, выделяет и риски, предотвратить которые может власть, которая признает «контроль и регламентацию проблемой глобального законодательства и государственной научно-технологической политики» в наступающей эпохе постинформационного общества.9 Аналогичные идеи выражает целый ряд исследователей: В. В. Савчук10, В. Г. Горохов11 и др.

В рамках этой монографии мы не планируем анализировать понятие «постинформационное общество», сравнивая его с введенным нами понятием «этапа становления информационного общества», понимая под этим, что современное информационное общество развивается, трансформируется и в ближайшем будущем может сформироваться в совершенно различной форме. Поэтому мы оперируем лишь понятием «цифровое общество» как теоретическим конструктом для обозначения общества 2060—2080 гг.

Как и в любом футурологическом изыскании, мы сделаем попытку выявить те элементы современного общества, которые возможно станут устойчивыми тенденциями повседневной жизни общества через полвека. Мы продолжаем развитие общей концепции мегатрендов Д. Нейсбита.12 Прогнозируемое этим автором общее описание тенденций развития общества прослеживаются в современном нам обществе – уже сейчас очевидно подтверждение основной идеи Д. Нейсбита о стремлении человека к оптимальному соотношению «технический прогресс/душевный комфорт».

Люди с радостью используют технологические новинки, которые не нарушают это соотношение. Однако технологии стремительно развиваются, неминуемо меняя не только образ жизни «среднего человека», но и общества в целом.