Введение
Разбудит вас какой-то тип
И впустит в мир, где в прошлом войны, вонь и рак,
Где побеждён гонконгский грипп.
На всём готовеньком ты счастлив ли, дурак?
Строки, вынесенные нами в эпиграф, были написаны выдающимся поэтом около 50 лет назад для фильма о будущем. В семидесятые годы эта тема была не менее популярна, чем в наши дни, когда мы в этой монографии составляем прогноз смены цивилизационных стадий развития человечества на последующие 50 лет.
Примечательно, что уже тогда обсуждалась перспектива (и это понятно даже из приведенного четверостишия) избавления общества от смертельных болезней, войн и экологических бедствий.
Скептики по этому поводу скажут, что избавления от всех проблем человечество за прошедшие полвека так и не получило. Однако им можно возразить, что продолжительность жизни человека неуклонно растет, что количество насильственных смертей снижается, что качество жизни сейчас и 50 лет назад – несоизмеримо (готовые с этим спорить, пусть предложат моей супруге стирать вручную, а мне – многократно перепечатывать все это на «Ундервуде»). Если бы мы рассказали Владимиру Высоцкому об экстракорпоральном оплодотворении и о мобильной связи, он удивился бы не меньше, чем те, кто удивляются сейчас прогнозам Рея Курцвейла.
Технический прогресс неизбежен. Коллега из США мог бы в этом месте добавить американизм: «неизбежен, как смерть и налоги». Однако те, кто имеет представление о последних прогнозах футурологов, знают, что эти два термина потеряют свой зловещий смысл уже достаточно скоро. Все открытия, позволяющие появиться упоминаемым нами ниже техническим новациям, уже сделаны. Их внедрение – лишь вопрос времени. Подробнее мы обсудим это чуть ниже. Вкратце: человек определенно сможет в ближайшем будущем жить дольше и с большим комфортом, получит практически полную свободу общения, передвижения, а главное – впервые в своей истории получит свободу от первобытных страхов, таких как голод, болезни, физическое насилие, внезапная смерть.
Нас не слишком волнуют организационные детали получения человеком этих благ. Гораздо более важно, что станет с внутренним миром человека.
«На всем готовеньком ты счастлив ли», наш потомок из будущего?
Многократно упоминаемый ниже в этой работе ученый Юваль Ной Харари приводит статистику самоубийств в странах третьего и первого миров. Причем некоторые страны совершили переход со дна в авангард планеты буквально за пару десятилетий. Статистика неумолима и для подобного, и для всех других случаев: когда люди живут в грязи, нищете и безысходности, лишь один из ста тысяч заканчивает жизнь самоубийством. А когда те же обитатели Земли живут на полном соцобеспечении, без малейших шансов умереть от холода и голода, с полной предсказуемостью на дальнейшую сытую жизнь, этот показатель вырастает в десятки раз.
Ведя сытое существование, человек начинает с остервенением искать смыслы жизни. Ничем иным сейчас не занимается и автор монографии, которую вы в данный момент читаете. При этом автор еще во Введении честно признаётся вам, что четких ответов на эти вопросы он, разумеется, тоже не найдет. Многих эта парадигма ввергает в трагическую степень уныния.
Впрочем, строго говоря, нас больше интересует все же не 10—30 самоубийц из ста тысяч, а подавляющее большинство тех, кто продолжает жить.
Как именно они будут жить? Кто будет придумывать для них правила? Кто будет контролировать их выполнение? Будут ли существовать государства, президенты и парламенты? Или коммуникации позволят каждому активному гражданину напрямую высказываться о любых волнующих его вопросах? Возможно, но кто будет принимать и обобщать эти обращения? Сеть? Искуственный интеллект? Не слишком ли много власти в таком случае Он получит над нами? Не сделает ли искуственный интеллект в своем искуственном мозгу (возможно, с группой людей-сообщников) логичный вывод, что они вполне могут обойтись вообще без всех этих миллиардов нахлебников, плодящихся не в меру и засоряющих пространство Высшему Разуму?
Что будет с отношениями между людьми и группами людей? Будут ли элиты становиться все более аррогантными, оторванными от остальных групп? Насколько будут подвержены остальные группы манипулятивному воздействию элит? Или, напротив, элиты в цифровую эру будут настолько прозрачны, их циркуляция настолько своевременной, а критерии для успеха настолько меротократическими, что представители crème de la crème впервые в истории почувствуют ответственность и станут, наконец, как завещал Конфуций, «отцами» для народа? Легко ли уступит свое место уже нарождающейся новой цифровой элите элита нынешняя, индустриальная, представители которой, по мнению Маркса, не остановятся ни перед каким преступлением ради хорошей прибыли?
Что будет с семьями и общинами? Останется ли хоть что-то от былых домостроевских времен в цифровую эпоху, когда помощь от семьи больше не будет нужна, более того, женщины, дети и старики перестанут зависеть от «кормильцев»? Как будут люди общаться, когда разговор с помощью средств связи будет более информативным и простым, чем встреча в «оффлайне»? Не уйдут ли полностью в виртуальное общение? А как они будут размножаться в этом случае?
Что будет с экономикой и деньгами? Бумажных денег в обороте уже сегодня находится не более 10 процентов, очевидно, что «виртуализация» средств оплаты продолжится. Насколько далеко зайдет эксперимент современного Китая по внедрению «социального капитала», когда гражданин получает блага от социума за свое активное участие в общественно-полезных делах? Какая экономическая деятельность останется востребованной, если физический труд полностью будет выполняться техникой, расчеты также автоматизируются, организация производства значительно упростится, источники энергии станут почти безграничными? Станет ли общество более творческим, настанет ли эра «талантизма», о которой сегодня многие мечтают?
Было бы слишком самонадеянным заявить сейчас, что в данной работе мы дадим ответы на эти и другие вопросы. Скорее, мы можем лишь поставить эти вопросы и обозначить возможные варианты развития событий.
Мы считаем, что в ближайшем будущем станем свидетелями смены цивилизационных эпох и окончательного ухода в прошлое парадигмы индустриализма.
О методологии исследования мы поговорим в Главе 1 данного исследования.