Вы здесь

Цитаты и высказывания великих людей. Шарль Пьер Бодле́р (1821—1867) ( Коллектив авторов)

Шарль Пьер Бодле́р (1821—1867)


Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже в семье сенатора. Когда Шарлю еще не было шести лет, его отец, который, был на 34 года старше своей жены, умер. А мать вышла замуж за командира батальона Жана Опека, с которым Бодоер не нашел общего языка. В 1833 семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион (интернат). После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он влез в долги, заразился сифилисом (который и станет причиной его смерти), и даже пристрастился к наркотикам. Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе. Дабы наставить сына на путь истинный родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это короткое путешествие нашло отражение в величайших творениях поэта. Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы. Для него это был удар. Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера. Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843—44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида. А через несколько лет в печать вышли сборники «Парижский сплин» и «Искусственный рай», повествующий о влиянии наркотиков на жизнь и творчество. В 1848 поэт участвует в восстании Парижской коммуны, становится соредактором демократической газеты «Салю Публик». Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом, а также издал две книги, посвященные его творчеству. В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла», изданного в июне 1857 года. Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе. В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени. В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает, но скрывает от всех, что болен сифилисом. Последний год жизни провел в больнице Парижа, где и скончался 31 августа 1867 года.


Цитаты:

•Бесплодна и горька наука дальних странствий.

Сегодня, как вчера, до гробовой доски —

Всё наше же лицо встречает нас в пространстве:

Оазис ужаса в песчаности тоски.

•Блажен лишь тот, чья мысль, окрылена зарею,

Свободной птицею стремится в небеса, —

Кто внял цветов и трав немые голоса,

Чей дух возносится высоко над землёю!

•В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,

Не вынося тягот, под скрежет якорей,

Мы всходим на корабль, и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.

•Возможно ли творить, где всё живёт мгновенье,

Где гибнет красота, изменчива любовь,

И где поглотит всё холодное Забвенье,

Где в жерло Вечности всё возвратится вновь!

•Воспоминания, вы тяжелей, чем скалы…

•Всегда потерпит наказанье

Влюблённый в тени человек…

•Для отрока, в ночи глядящего эстампы,

За каждым валом – даль, за каждой далью – вал.

Как этот мир велик в лучах рабочей лампы!

Как взорам прошлого он бесконечно мал!

•Искусство – вечность, Время – миг.

•Как блеск ненужных звёзд, роскошен блеск холодный

Величья женщины прекрасной и бесплодной.

•Лишь Смерть – надежда тем, кто наг и нищ и сир…

Любовь – наш долг святой; люби ж, не различая,

Злодея, нищего, безумца и слепца…

•Мы, извращённые, мы, поздние народы,

Ждем красоты иной, чем в девственные годы:

Пленяют нас тоской изрытые черты,

Печаль красивая и яд больной мечты.

•Но высота небес для гордых душ страшна…

•О злая Ненависть, ты – бочка Данаид,

Куда могучими и красными руками

Без счёта вёдрами всечасно Месть спешит

Влить кровь и реки слёз, пролитых мертвецами.

•Пленять сердца людей улыбкой машинальной

И быть красавицей – плохое ремесло.

Порою музыка объемлет дух, как море…

•Свободный человек, всегда ты к морю льнёшь!

Оно – подобие твоей души бескрайной;

И разум твой влеком его безмерной тайной,

Затем что он и сам с морскою бездной схож.

•Секрет великий есть у каждого из вас:

Какой в пучине клад хранится небывалый

И что таят души угрюмые подвалы —

Укрыто навсегда от любопытных глаз.

•Смерть – ты гостиница, что нам сдана заране,

Где всех усталых ждёт и ложе и обед!

Так никогда, ни на мгновенье,

Надежде веря целый век,

От пытки предостереженья

Ты не свободен, человек!

•Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?

Не всё ль равно: лишь ты, царица Красота,

Освобождаешь мир от тягостного плена

Шлёшь благовония, и звуки, и цвета!

•Что нас толкает в путь? Тех – ненависть к отчизне,

Тех – скука очага, ещё иных – в тени

Цирцеиных ресниц оставивших полжизни —

Надежда отстоять оставшиеся дни.

•Чужим огнем озарена. Чужих печалей отраженье,

Природа, ты одним дана

Как жизнь, другим – как погребенье!