Вы здесь

Цитаты и высказывания великих людей. Толстой Лев Николаевич (1828—1910) ( Коллектив авторов)

Толстой Лев Николаевич (1828—1910)

Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, литератор, входящий в число крупнейших литераторов мира, мыслитель, просветитель, публицист, член-корреспондент Императорской Академии наук. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение – толстовство.




Толстой родился в имении Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии, 9 сентября (28 августа по ст. ст.) 1828 г. Будучи четвертым ребенком в семье графа Н. И. Толстого и княгини М. Н. Волконской, Лев рано остался сиротой и воспитывался дальней родственницей Т А. Ергольской. Детские годы остались в памяти Льва Николаевича как счастливая пора. Вместе с семьей 13-летний Толстой переехал в Казань, где жила его родственница и новая опекунша П. И. Юшкова. После получения домашнего образования Толстой становится студентом философского факультета (отделения восточных языков) Казанского университета. Учеба в стенах этого учреждения продолжалась менее чем два года, после чего Толстой вернулся в Ясную Поляну.

Осенью 1847 г. состоялся переезд Льва Толстого сначала в Москву, позднее в Петербург – для сдачи университетских кандидатских экзаменов. Эти годы его жизни были особенными, приоритеты и увлечения сменяли друг друга как в калейдоскопе. Напряженная учеба уступала место кутежам, азартным играм в карты, страстному интересу к музыке. Толстой то хотел стать чиновником, то видел себя в конногвардейском полку юнкером. В это время он наделал массу долгов, рассчитаться с которыми удалось лишь через многие годы. Тем не менее этот период помог Толстому лучше понять себя, увидеть свои недостатки. В эту пору у него впервые возникло серьезное намерение заниматься литературой, он начал пробовать себя в художественном творчестве.

Спустя четыре года после ухода из университета Лев Толстой поддался уговорам старшего брата Николая, офицера, уехать на Кавказ. Решение пришло не сразу, но посодействовал его принятию крупный проигрыш в карты. Осенью 1851 г. Толстой оказался на Кавказе, где на протяжении почти трех лет проживал на берегу Терека в казачьей станице. Впоследствии он был принят на военную службу, участвовал в военных действиях. В этот период появилось первое опубликованное произведение: журнал «Современник» в 1852 г. напечатал повесть «Детство». Она являлась частью задуманного автобиографического романа, для которого впоследствии были написаны повести «Отрочество» (1852—1854) и сочиненная в 1855—1857 гг. «Юность»; часть «Молодость» Толстой так и не написал.

Получив в 1854 г. назначение в Бухарест, в Дунайскую армию, Толстой по личной просьбе был переведен в Крымскую армию, сражался в качестве командира батареи в осажденном Севастополе, получив за доблесть медали и орден св. Анны. Война не помешала продолжить занятия на литературном поприще: именно здесь были написаны и на протяжении 1855—1856 гг. публиковались в «Современнике» «Севастопольские рассказы», имевшие огромный успех и закрепившие за Толстым репутацию видного представителя нового поколения писателей.

Как великую надежду русской литературы, по выражению Некрасова, его встретили в кружке «Современника», когда он приехал в Петербург осенью 1855 г. Несмотря на радушный прием, активное участие в чтениях, дискуссиях, обедах, Толстой не чувствовал себя в литературной среде своим. Осенью 1856 г. он вышел в отставку и после недолгого проживания в Ясной Поляне в 1857 г. уехал за границу, но уже осенью этого года возвратился в Москву, а потом к себе в имение. Разочарование в литературном сообществе, светской жизни, неудовлетворенность творческими достижениями привели к тому, что в конце 50-ых гг. Толстой принимает решение оставить писательский труд и отдает приоритет деятельности на поприще просвещения.

Возвратившись в Ясную Поляну в 1859 г., он открывает школу для детей крестьян. Это занятие вызвало у него такой энтузиазм, что он даже специально ездил за границу с целью изучения передовых педагогических систем. В 1862 г. граф начал издавать журнал «Ясная Поляна» педагогического содержания с приложениями в виде детских книг для чтения. Просветительская деятельность была приостановлена в связи с важным событием в его биографии – женитьбой в 1862 г. на С. А. Берс. После венчания Лев Николаевич перевез молодую супругу из Москвы в Ясную Поляну, где его полностью поглощают семейная жизнь и домашние заботы. Только в начале 70-х гг. он ненадолго вернется к просветительской работе, напишет «Азбуку» и «Азбуку новую».

Осенью 1863 г. у него возник замысел романа, который в 1865 г. будет напечатан в «Русском вестнике» как «Война и мир» (первая часть). Произведение вызвало огромный резонанс, от общественности не ускользнуло мастерство, с которым Толстой нарисовал масштабное эпическое полотно, сочетая его с поразительной точности психологическим анализом, вписал частную жизнь героев в канву исторических событий. Роман-эпопею Лев Николаевич писал до 1869 г., а на протяжении 1873—1877 гг. трудился над еще одним романом, вошедшим в золотой фонд мировой литературы, – «Анна Каренина».

Оба этих сочинения прославили Толстого как величайшего художника слова, но сам автор в 80-ых гг. теряет интерес к литературной работе. В его душе, в мировоззрении происходит серьезнейший перелом, и в этот период ему не раз приходит мысль о самоубийстве. Терзавшие его сомнения и вопросы привели к потребности начать с изучения богословия, и из-под его пера начинают выходить сочинения философско-религиозного характера: в 1879—1880 – «Исповедь», «Исследование догматического богословия»; в 1880—1881 гг. – «Соединение и перевод Евангелий», в 1882—1884 гг. – «В чем моя вера?». Параллельно богословию Толстой изучал философию, анализировал достижения точных наук.

Внешне перелом в его сознании проявлялся в опрощении, т.е. в отказе от возможностей обеспеченной жизни. Граф переодевается в простонародную одежду, отказывается от пищи животного происхождения, от прав на свои произведения и от состояния в пользу остальных членов семьи, много работает физически. Его мировосприятие характеризуется резким неприятием общественной элиты, идеи государственности, крепостного права и бюрократии. Они сочетаются со знаменитым лозунгом непротивления злу насилием, идеями всепрощения и вселенской любви.

Перелом нашел отражение и в литературном творчестве Толстого, которое приобретает характер обличения существующего положения вещей с призывом к людям действовать по велению разума и совести. К этому времени относятся его повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», трактат «Что такое искусство?». Красноречивым свидетельством критического отношения к духовенству, официальной церкви и ее учению стал опубликованный в 1899 г. роман «Воскресение». Полное расхождение с позицией православной Церкви обернулся для Толстого официальным отлучением от нее; это произошло в феврале 1901 г., и решение Синода привело к громкому общественному резонансу.

На рубеже XIX и XX вв. в художественных произведениях Толстого превалирует тематика кардинальных жизненных перемен, ухода от прежнего образа жизни («Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Живой труп», «После бала» и др.). Сам Лев Николаевич также пришел к решению поменять жизненный уклад, жить так, как он хотел, сообразно теперешним взглядам. Будучи авторитетнейшим писателем, главой национальной литературы, он порывает с окружением, идет на ухудшение отношений с семьей, близкими, переживая глубокую личную драму.

В возрасте 82 лет втайне от домочадцев осенней ночью 1910 г. Толстой уходит из Ясной Поляны; его спутником был личный врач Маковицкий. В дороге писателя настигла болезнь, вследствие чего они вынуждены были сойти с поезда на станции Астапово. Здесь его приютил начальник станции, и в его доме прошла последняя неделя жизни писателя с мировым именем, известного в том числе в качестве проповедника нового учения, религиозного мыслителя. За его здоровьем следила вся страна, а когда он 10 ноября (28 октября по ст. ст.) 1910 г. скончался, его похороны превратились в событие общероссийского масштаба.

Влияние Толстого, его идейной платформы и художественной манеры на развитие реалистического направления в мировой литературе сложно переоценить. В частности, его воздействие прослеживается в произведениях Э. Хемингуэя, Ф. Мориака, Роллана, Б. Шоу, Т. Манна, Дж. Голсуорси и других выдающихся деятелей литературы.


Цитаты:


• Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых они сами не стоят.

• Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире.

• Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

• Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя – и оно не может быть мыслимо иначе.

• Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

• В искусстве все чуть-чуть.

• В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

• Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство.

• В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого.

• Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.

• Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

• Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание.

• Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен.

• Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том. что не промолчал.

• Если сколько голов – столько умов, то сколько сердец – столько родов любви.

• Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

• Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.

• Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.

• Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

• Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

• Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

• Счастье есть удовольствие без раскаяния.

• Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.

• Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении.

• Работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна.

• Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

• Разумное и нравственное всегда совпадают.

• Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.

• Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.

• Что же делать? Отбросить все те усовершенствования жизни, все то могущество, которое приобрело человечество? Забыть то, что оно узнало? Невозможно. Как ни зловредно употребляются эти умственные приобретения, они все-таки приобретения, и люди не могут забыть их.

• Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира.

• Что может быть ужаснее всех этих вновь выдуманных средств истребления – пушек, ядер, бомб, ракет с бездымным порохом, торпед и других орудий смерти?

• Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.

• Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.

• Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.

• Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя.

• Я всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой. Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале.

• Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствиевзгляда, который с новой верной стороны освешает для него все явления жизни,

• Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

• Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.

• Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.

• Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

• Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

• Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы ее.

• Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна – благо всех людей…

• Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

• Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.

• Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы.

• Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.

• У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

• Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.

• Цель обеда есть питание и цель супружества – семья.

• Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

• Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно.

• У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье…

• Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

• Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое.

• Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

• Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру.

• Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.

• Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу.

• Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

• Тщеславие, забота о славе людской – это последнее снимаемое платье. Трудно его снять, а тяготит оно ужасно, потому что более всего мешает свободе души.

• Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, – это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это – сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

• Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват, и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

• Труд, труд. Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь.

• Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

• Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей – это самоубийство.

• Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.

• Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жён и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи

• Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть.

• Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными.

• Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

• Ошибки и недосмотры ясно сознающего человека могут быть более полезны, чем полуправды людей, предпочитающих оставаться в неопределенности.

• Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

• Никакое самолюбивое волнение не может устоять против успокоительного, чарующего влияния прекрасной и спокойной природы.

• Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

• Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное – это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.

• Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей.

• Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».

• Пессимизм …всегда казался мне не только софизмом, но глупостью, и вдобавок глупостью дурного тона… Мне всегда хочется сказать пессимисту: «Если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим».

• Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

• …Последствиями войны всегда будут всеобщее бедствие и всеобщее развращение…

• Нет большего подспорья для эгоистичной, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство… Когда люди восхищаются Шекспиром, Бетховеном, они восхищаются своими мыслями, мечтами, вызываемыми Шекспиром, Бетховеном. Как влюбленные любят не предмет, а то, что он вызывает в них. В таком восхищении нет настоящей реальности искусства, но зато есть полная беспредельность.

• Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?

• Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

• Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям.

• …Главное – ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку.

• Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.

• Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.

• Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершены под влиянием вина.

• Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

• Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.

• Время проходит, но сказанное слово остается.

• Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

• …Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали.

• Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

• Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

• Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать.

• Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.

• Много нужно для искусства, но главное – огонь!

• Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.

• Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.

• Музыка – это стенография чувств.

• …На одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее мучение, и смотреть просто и даже весело.

• Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

• Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.

• Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

• Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.

• Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

• Не стьщно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

• Люди, которые… признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, – эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.

• Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

• Не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы…

• Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

• …Всякая клевета получает только больше значения от возражения на нее.

• Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

• Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.

• Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

• И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

• Идеал – это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни.

• Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

• Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.

• Книги изречений… не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее.

• Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.

• Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.

• Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.

• Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

• Какая необходимая приправа ко всему – доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

• Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

• Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.

• Как скоро идеал, более высокий, чем прежний, поставлен перед человечеством, все прежние идеалы меркнут, как звезды перед солнцем, и человек не может не признать высшего идеала, как не может не видеть солнца.

• Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе. о деятельности жизненной энергии.

• Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

• Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.

• Кто научился размышлять, тому трудно веровать.

• Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви…

• Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.

• Если разум не указывает тебе твоего места в мире и твоего назначения, то знай, что виновато в этом не дурное устройство мира, не твой разум, а ложное направление, которое ты дал ему.

• Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.

• Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого.

• Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.

• Злоба, как и любовь, не химическое вещество, а органическое, как дрожжи – закваска. Крошечная доля заквашивает все.

• …Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

• Знание без нравственной основы – ничего не значит.

• Знание – орудие, а не цель.

• Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.

• Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей.

• Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни.

• Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

• Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, то есть жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.

• Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.

• Живут лишь те, кто творит добро.

• И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание.

• Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

• Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.

• Величайшие истины – самые простые.

• Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

• …Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

• В человеке вложена потребность счастья; стало быть, она законна.

• Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить!

• Афоризмы – едва не лучшая форма для изложения философских суждений.

• Бедствие – это оселок для человеческой жизни.

• Бессмертие, разумеется, неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве.