Д
(David, Jaques Louis, 1748—1825), французский живописец, деятель Великой Французской революции
Я выпью с тобой цикуту до дна!
М. Робеспьеру после его речи в Клубе якобинцев 26 июля (8 термидора) 1794 г., накануне «термидорианского переворота». > Манфред А. З. Великая Французская революция. – М., 1983, с. 355.
(Daladier, Иdouard, 1884—1970), премьер-министр Франции в 1933—1934, 1938—1940 гг.
Двести семей контролируют экономику, а в сущности, и политику Франции.
Речь на съезде Радикальной партии в Нанте 27 окт. 1934 г.
Формула "двести семей" восходит, возможно, к эпохе Консульства: число акционеров Банка Франции, основанного 14 апр. 1803 г., составляло 200 человек. > Boudet, p. 399 .
п "Верхние десять тысяч" (У-6).
(Dulles, John Foster, 1888—1959), государственный секретарь США с 1953 г.
Освобождение ["порабощенных народов"] не означает войну за освобождение.
Высказывание 1952 г.
Клюкина, с. 67
Если Европейское оборонительное сообщество не станет дееспособным, а Франция и Германия так и останутся в стороне <...>, это повлечет за собой мучительную переоценку основ американской политики.
Речь в Совете НАТО в Париже 14 дек. 1953 г.
Jay, p. 126
Выражение "мучительная переоценка" ("agonizing reappraisal") вошло в политический язык.
Локальная оборона должна быть подкреплена усилением угрозы массированного возмездия.
Выступление 12 янв. 1954 г. в организации «Совет по международным отношениям»
"Foreign Affairs", vol. 2, Apr. 1954; цит. по: Safire, p. 439
Под "массированным возмездием" ("massive retaliation") имелось в виду применение, в случае конфликта с СССР, всех видов оружия, включая ядерное.
п "Балансирование на грани войны" (C-92).
Человечество делится на две группы: христиан-антикоммунистов и всех остальных.
Приписывается. > Cohen, p. 111.
(Damiani, Piotr, ок. 1007—1072), итальянский кардинал, богослов
* Философия – служанка богословия. // Philosophia ancilla theologiae.
«О всемогуществе Божьем» (1067), V, 621
Согласно Дамиани, "человеческое знание" (т.е. философия) может использоваться для толкования священных книг при условии, что оно "никогда не дерзнет присваивать себе право учительства, но будет послушно им, как служанка, подвластная своей госпоже". > Gefl. Worte-01, S. 388.
(IV в. до н.э.), спартанец
Если ему так хочется, пусть называется богом.
Так, по Плутарху, сказал Дамид в народном собрании Спарты, когда Александр Македонский потребовал, чтобы спартанцы провозгласили его богом («Изречения царей и полководцев», 25). > Плут.-99, с. 445.
(Damiens, Robert Franзois, 1715—1757), французский простолюдин; казнен за покушение на Людовика XV
День будет тяжелым.
Так сказал Дамьен утром 28 марта 1757 г., узнав о предстоящей ему жестокой казни: пытки калеными щипцами, вливание в раны расплавленного свинца и кипящего масла, а затем четвертование при помощи лошадей, тянувших в разные стороны. Дамьен выдержал пытки с необычайным мужеством. > Bricard, p. 126—127; Жиль, с. 348.
(Dunn, Frederick S., 1893—1962);
(Brodie, Bernard, 1910—1978), американские политологи
Абсолютное оружие: Атомная энергия и мировой порядок.
Загл. книги («The Absolute Weapon», 1946)
(Dante Alighieri, 1265—1321), итальянский поэт и политический деятель
Великий отказ. // Il gran rifiuto (ит.).
Об отречении Целестина V от папского престола через пять месяцев после избрания, 13 дек. 1294 г. Выражение «Великий отказ» появилось в «Божественной комедии», оконченной ок. 1320 г. («Ад», III, 60). > Mencken H. L. The New Dictionary of Quotations. – New York, 1942, p. 1013; Markiewicz, s. 107.
Создать Италию, хотя бы в союзе с чертом.
Приписывается. Приведено в «Завещании» Джузеппе Гарибальди (1871). > Галло М. Джузеппе Гарибальди. – Ростов н/Д., 1998, с. 416 (здесь в несколько иной форме).
(Danton, Georges, 1759—1794), французский якобинец, с авг. 1793 г. министр юстиции
Для победы нам нужна смелость, смелость и еще раз смелость, – и Франция будет спасена. // ...De l’audace, l’audace, toujours de l’audace <...>.
Речь в Законодательном собрании 2 сент. 1792 г.
Boudet, p. 84
п "Нужны <...> деньги, деньги и еще раз деньги" (Т-68); "Работать, работать и еще раз работать" (Г-6).
Вы бросили им [королям] перчатку, и этой перчаткой была голова тирана.
Речь в Конвенте 31 янв. 1793 г.
Захер Я. Французская революция в документах. – Л., 1926, с. 183
"Тиран" – Людовик XVI, казненный 21 янв. 1793 г.
Будем же грозными, чтобы избавить народ от необходимости быть грозным.
Речь в Конвенте 9 марта 1793 г. о необходимости Революционного трибунала
Journal de la France et des Franзais: Chronologie... – Paris, 2000, p. 1168; Жорес, 5:317
Лучше мне быть гильотинированным, чем гильотинировать.
Так будто бы говорил Дантон друзьям в начале 1794 г. (Альфонс де Ламартин, «История жирондистов», LV, 4) (1847). > Boudet, p. 881; Ламартин, 4:89.
Нельзя унести родину на подошвах своих башмаков (сапог).
Незадолго до своего ареста, последовавшего 30 марта 1794 г., Дантон будто бы ответил друзьям, предлагавшим ему бежать из Франции: «Возможно ли унести родину на подошвах своих сапог?» (А. де Ламартин, «История жирондистов», LV, 5). > Ламартин, 4:91.
Моим жилищем скоро будет ничто, а мое имя будет жить в Пантеоне истории.
2 апр. 1794 г., в ответ на вопрос судей трибунала о своем имени и адресе. > Ламартин, 4:106.
Отсюда: "Пантеон истории".
Дурак! разве ты можешь помешать нашим головам поцеловаться в корзине?
5 апр. 1794 г. палачу, который не позволил одному из осужденных поцеловаться с Дантоном. Приведено в «Истории жирондистов» Альфонса де Ламартина (1847). > Кареев Н. И. Великая Французская революция. – М., 2003, с. 135; Ламартин, 3:387 (кн. 55, гл. 20).
Не забудь показать мою голову народу: она того стоит.
5 апр. 1794 г., обращаясь к палачу на эшафоте гильотины. > Boudet, p. 1161.
(?—486), царь государства Ахеменидов с 522 г. до н.э.
Я – Дарий, царь великий, царь царей.
Обычное титулование Дария (а затем и его преемников), напр., в Бехистунской надписи (ок. 518 до н.э.). > Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1980, т. 2, с. 24, 36.
В Ветхом Завете (Даниил, 2:37) "царем царей" именуется Навуходоносор II, царь Вавилонии в 605—562 г. до н.э.
Владыка! Помни об афинянах!
После сожжения афинянами города Сарды (499 до н.э.) Дарий приказал, чтобы всякий раз перед обедом ему повторяли эти слова (Геродот, V, 105). > Геродот, с. 270.
п "Помни об Аламо!"; "Помни о Пёрл-Харборе!" (Х-30).
(Darnell, Bill, р. 1940), канадский эколог
Сделаем мир зеленым! // Make it a green peace.
Лозунг, предложенный Дарнеллом в 1970 г. > Jones, p. 306.
Отсюда название международной экологической организации, основанной в 1971 г. при участии Дарнелла: "Зеленый мир" ("Greenpeace").
(Darrй, Walter, 1895—1953), деятель нацистской партии, идеолог нацизма
Новое дворянство крови и почвы.
Загл. книги («Neuadel aus Blut und Boden», 1930)
Словами "Кровь и почва – вот судьба народов" начинались две книги бывшего обер-президента Восточной Пруссии Августа Виннига: "Освобождение" (1926) и "Рейх как республика" (1929).
Уже в 1901 г. Михаэль Конрад в предисловии к своей книге "От Эмиля Золя до Герхарта Гауптмана" писал: "Тайна искусства коренится в тайне крови и почвы". Это выражение было использовано О. Шпенглером в "Закате Европы" (т. 2, 1922). В 1920-е гг. "кровь и почва" ("Blut und Boden") – лозунг "почвеннического" направления в немецкой литературе и искусстве. > Gefl. Worte-01, S. 478—479.
(Dayan, Moshe, 1915—1981), израильский генерал и политик
Если мы проиграем эту войну, я начну другую под девичьей фамилией жены.
Так будто бы сказал Даян во время Шестидневной войны (5—10 июня 1967 г.). > Cohen, p. 101.
(Dйat, Marcel, 1894—1955), французский политик-"неосоциалист"; в годы войны сотрудничал с оккупантами
Стоит ли умирать за Данциг? // Mourir pour Dantzig?
Загл. статьи («L’Oeuvre», 4 мая 1939)
Boudet, p. 749
Спор из-за контроля над "вольным городом Данцигом" (Гданьском) стал одним из поводов германской агрессии против Польши в сент. 1939 г.
"Но станем ли мы воевать из-за Данцига?" – спрашивал британский премьер Д. Ллойд Джордж 1 апр. 1919 г., при обсуждении "Советом четырех" в Версале условий мирного договора. > Mantoux P. Les dиliberations du Conseil des Quatre. – Paris, 1955, t. 1, p. 112.
Осенью 1935 г., после нападения фашистской Италии на Эфиопию, правый французский политик Шарль Моррас писал: "Стоит ли умирать из-за негуса?" ("Mourir pour le Nйgus?"). "Негус" – титул императоров Эфиопии. > Fest J. Hitler. – Frankfurt a/M.; Berlin, 1974, S. 678.
В сент. 1938 г., накануне Мюнхенского соглашения, в еженедельнике "Gringoire" появилась статья Анри Беро "Стоит ли умирать за Судеты?" (A. Bйraud, "Mourir pour les Sudиtes?"). > Boudet, p. 749.
(Desbarreaux, Jaques, 1599—1675) (1602—1673?), советник Парижского парламента, литератор
Сколько шума из-за яичницы (из-за омлета)! // Tant de bruit pour une omlette.
Дебарро будто бы заказал в трактире в постный день яичницу с салом; когда ему ее принесли, раздался удар грома. Испуганный трактирщик упал на колени, а Дебарро выбросил яичницу в окно со словами: «Сколько шума из-за яичницы с салом!» > Guerlac, p. 209; Gefl. Worte-01, S. 398.
(Debrй, Michel, 1912—1996), французский политик
Европа отечеств. // Europe des patries.
Речь при вступлении в должность премьер-министра 15 янв. 1959 г.
Cohen, p. 102
Нередко ошибочно приписывалось Ш. де Голлю.
(Debs, Eugene Victor, 1855—1926), основатель Социалистической партии Америки
Пока хоть одна душа томится в тюрьме, я не свободен.
Речь в Кливленде 11 сент. 1918 г. на процессе по делу о «подстрекательстве к мятежу»
Jay, p. 111
Ни одна забастовка не была напрасной.
Излюбленная фраза. > Eigen, p. 320.
(Desaix, Louis Charles Antoine, 1768—1800), французский генерал
Сражение проиграно, но есть еще время выиграть второе.
Наполеону в критический момент битвы при Маренго 14 июня 1800 г. Сражение было выиграно, но сам Дезе погиб. > Boudet, p. 118.
(Decatur, Stephen, 1779—1820), американский морской офицер
* Права она или нет, это наша страна. // Our country, right or wrong.
Тост на торжественном обеде в Норфолке (Виргиния) 4 апр. 1816 г.: «За нашу страну! В отношениях с другими странами пожелаем ей быть всегда правой; и пусть успех всегда будет с ней, права она или нет». Приведено в книге А. С. Макензи «Жизнь Стивена Декейтера» (1846). > Knowles, p. 254; Американа, с. 702.
В 1872 г. американский генерал и политик Карл Шурц (C. Schurz, 1829—1906) заявил: "Права она или нет, это моя страна. Если она права, мы подержим ее в этой правоте, если не права – надо ее поправить" (речь в Сенате 29 фев.). > Jay, p. 322; Клюкина, с. 181.
Вероятный источник – строка из поэмы английского поэта Чарлза Черчилля "Прощание" (1760): "Как ни грешна – она моя страна" ("With all her faults, she is my country still"). > Knowles, p. 213.
п "...с успехом или без него, пусть она всегда будет правой" (А-24).
(1776)
Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью.
«Декларация независимости» (принята представителями 13 североамериканских штатов 4 июля 1776 г.)
Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII—XVIII вв. – М., 1957, с. 167
Основным автором Декларации был Томас Джефферсон.
Если же данная форма правительства становится гибельной <...>, то народ имеет право изменить и уничтожить ее и учредить новое правительство <...>.
Там же
Конституции и законодательные акты... – М., 1957, с. 167
п "Право всех народов избирать форму правления" (А-101).
(1789)
Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
«Декларация прав человека и гражданина» (принята Учредительным собранием Франции 26 авг. 1789 г.), ст. 1
Ревуненков, с. 661
п "По естественному праву все рождаются свободными" (Д-79 ).
...Свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
«Декларация прав...», ст. 2 (перечень «неотъемлемых прав человека»)
Ревуненков, с. 661
Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда другому.
«Декларация прав...», ст. 4
Ревуненков, с. 661
Затем в "Декларации прав человека и гражданина", предложенной М. Робеспьером в Конвенте 24 апр. 1793 г. (ст. 4): "Ее [свободы] границы – права других". > Робеспьер, 2:324.
Вероятно, отсюда: "Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода других".
Все, что не запрещено законом, то дозволено.
«Декларация прав...», ст. 5
Ревуненков, с. 662
Формула восходит к трактату Шарля Монтескье "О духе законов" (1748), ХI, 3, 2.
Собственность есть неприкосновенное и священное право.
«Декларация прав...», ст. 5
Ревуненков, с. 662
При якобинской диктатуре появилась формулировка "Собственность патриотов священна и неприкосновенна" (декрет Конвента о конфискации имущества "врагов революции" от 3 марта (8 вантоза) 1794 г., принятый по докладу А. Сен-Жюста). > Захер Я. Французская революция в документах. – Л., 1926, с. 24.
Формула "священна и неприкосновенна" восходит к античности, напр.: "Отечество драгоценнее и матери, и отца, <...> оно неприкосновеннее и священнее <...>" (Платон, "Критон", 51a—b); "звание [послов] <...> всегда и у всех народов было священным и неприкосновенным [sanctum inviolatumque]" (Юлий Цезарь, "Записки о Галльской войне", III, 9); "Народный трибун <...> лицо священное и неприкосновенное" (Плутарх, "Тиберий Гракх", 15). > Платон, 1:107; Записки Юлия Цезаря... – М., 1993, с. 59; Плутарх-94, 2:305.
(DeCrow, Karen), президент Национальной организации женщин (США)
Интеллектуально и политически корректный курс. // ...Politically correct direction.
О курсе Национальной организации женщин (дек. 1975 г.). > Safire, p. 590.
Термин "политическая корректность" ("political correctness") появился не позднее 1984 г. > Markiewicz, s. 475.
(Delmas, Antoine Guillaume, 1768—1813), французский генерал
«Как вам нравится церемония?» – «Очень красиво; здесь только недостает миллиона людей, сложивших головы ради того, чтобы таких церемоний не было».
Так будто бы ответил Дельма Наполеону во время торжественного богослужения в Соборе Парижской богоматери 18 апр. 1802 г., после заключения конкордата с Ватиканом. Приведено, в несколько иной форме, в мемуарах Антуана Тибодо (1827) и Луизы д’Абрантес (1832). > Олар А. Политическая история Французской революции. – М., 1902, с. 902; Abrantиs L. de. Souvenirs sur Napolйon. – Paris, 1937, p. 105.
Согласно "Мемуарам" Луи Бурьенна (1829), эти слова произнес генерал Пьер Франсуа Ожеро (1757—1816). > Бурьенн, 2(4):262 (гл. 17).
В версии Жермены де Сталь, со ссылкой на "одного из генералов": "Не правда ли, сегодня все выглядит, как при старом порядке?" – "Да, если не считать отдавших жизнь за свободу двух миллионов французов, которые уже не воскреснут" ("Размышления о Французской революции", IV, 6; опубл. в 1818 г.). > Staёl, p. 375.
(ок. 380 – 318 до н.э.), афинский оратор, противник Демосфена
Александр не умер, афиняне, иначе бы весь мир почуял запах его трупа.
При слухах о смерти Александра Македонского (323 до н.э.). Приводится в трактате греческого ритора I в. Деметрия «О стиле», 283. > Античные риторики. – М., 1978, с. 281.
Македоняне, потеряв Александра, по силе стали равны циклопу, потерявшему глаз.
Приводится в трактате Деметрия «О стиле», 284. > Античные риторики. – М., 1978, с. 281.
Чтобы проголосовать за мир, афинянам сперва надо одеться в траур.
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М., 1996, с. 271.
(ок. 384—322 до н.э.), афинский оратор, вождь демократической антимакедонской группировки
Тому, кто хочет правильно вести войну, необходимо не следовать за событиями, а <...> предупреждать их.
«Против Филиппа. 1-я речь» (351 до н.э.) («Речи», IV, 39)
Демосфен. Речи. – М., 1994, т. 3, с. 55
п "Правительство всегда должно опережать события на один шаг" (А-85).
Наилучшее следует предпочитать приятному, если нельзя иметь сразу того и другого.
«Олинфская третья речь» (349 до н.э.) («Речи», III, 18)
Демосфен. Речи. – М., 1994, т. 3, с. 38
Лучшее ограждение от тиранов – недоверие (бдительность) граждан.
В таком виде высказывание приводится у Плутарха («Наставления о государственных делах», 28). > Плут.-99, с. 799.
Это перефразированная цитата из "Второй речи против Филиппа" (344 до н.э.): "Одна вещь <...> хороша и спасительна для всех, а особенно для демократических государств против тиранов. <...> Это – недоверие" ("Речи", VI, 24). > Демосфен. Речи. – М., 1994, т. 3, с. 73.
п "Цена свободы – это вечная бдительность" (К-113); "Основная добродетель гражданина есть недоверие" (Р-48).
Господство немногих вселяет страх в граждан, но стыда не внушает.
«Надгробная речь» в честь павших при Херонее (338 до н.э.) («Речи», LХ, 25)
Демосфен. Речи. – М., 1994, т. 2, с. 318
Подлинность этой речи оспаривается.
Три самых злобных твари – сова, змея и народ.
В 324 г. до н.э. Демосфен был изгнан из Афин по обвинению в подкупе. «Передают, что, покидая Афины, он простер руки к Акрополю и промолвил: „Зачем, о Владычная хранительница града сего, ты благосклонна к трем самым злобным тварям – сове, змее и народу?“» (Плутарх, «Демосфен», 26). > Плут.-94, 2:335.
Сова и змея – священные животные Афины Градовладычицы, статуя которой высилась на Акрополе.
(Desmoulins, Camille, 1760—1794), французский якобинец, публицист
Сжечь – не значит ответить.
М. Робеспьеру, который на заседании Клуба якобинцев 7 янв. 1794 г. предложил сжечь последние номера газеты Демулена «Старый кордельер».
Демулен привел эти слова со ссылкой на Ж. Ж. Руссо. Та же фраза приписывалась Жану Кальвину (1509—1564) – по поводу сожжения протестантских трактатов. > Boudet, p. 153. Приписывалась также Джордано Бруно.
Дайте России свободу печати, и завтра же Россия станет республикой.
«Старый кордельер», № 7 (написан 5—7 марта 1794; опубл. в 1795 г.)
Oster, p. 390
Букв.: "Дайте Москве свободу печати..."
Боги жаждут. // Les Dieux ont soif.
«Старый кордельер», № 7
Последняя фраза последнего номера "Старого кордельера" (о терроре Комитета общественного спасения). Демулен привел эту фразу как слова Монтесумы (п "Боги жаждут крови", М-132). № 7 "Старого кордельера" был конфискован и уничтожен, а сам Демулен осужден и гильотинирован. > Boudet, p. 317.
"Кутон жаждет, дайте ему стакан крови!" – воскликнул Пьер Верньо 2 июня 1793 г., после того как Жорж Кутон предложил Конвенту, окруженному войсками Национальной гвардии, проголосовать за арест жирондистов. > Кутон Ж. Избр. произв., 1793—1794. – М., 1994, с. 22.
"Боги жаждут" – загл. романа Анатоля Франса о якобинцах (1912).
Мне 33 года – возраст хорошего санкюлота Иисуса; возраст, фатальный для революционера.
Ответ на вопрос судей якобинского трибунала 2 апр. 1794 г., за три дня до казни. Демулен был не вполне точен: за месяц до начала процесса ему исполнилось 34 года. > Oster, p. 390; Boudet, p. 52.
Осенью 1793 г. о "хорошем санкюлоте Иисусе" писал леворадикал Жак Эбер в своей газете "Папаша Дюшен", в связи с кампанией "дехристианизации". > Ревуненков, с. 382.
(Dessaise, Romain de, 1748—1828), адвокат, один из защитников Людовика XVI
Я ищу среди вас судей, а нахожу лишь обвинителей!
Речь на процессе Людовика XVI 26 дек. 1792 г.
Жорес, 5:38
(Jackson, Michael, р. 1944), британский генерал, командующий британским экспедиционным корпусом в Косове (1999)
Я не собираюсь начинать для вас Третью мировую войну.
В ответ на приказ главнокомандующего НАТО Уэсли Кларка остановить продвижение российских десантников к аэродрому Приштина в июне 1999 г. (согласно «Ньюсуик» от 9 авг. 1999). > Тоурас, с. 507.
(Jackson, Thomas, 1824—1863), американский генерал, один из главных военачальников «южан» в Гражданской войне
Переправимся через реку и отдохнем в тени.
Предсмертные слова Джексона, умершего от ран 10 мая 1863 г., после победного для «южан» сражения при Ченселлорсвилле (Виргиния). > Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. – М., 1993, с. 175.
Отсюда заглавие романа Э. Хемингуэя "За рекой, в тени деревьев" (1950).
(Jackson, Andrew, 1767—1845), президент США в 1829—1837 гг.
[США —] страна, которой Всевышний ясно предначертал такую судьбу, что ей позавидовали бы Греция и Рим времен своей славы.
Высказывание 1824 г. > Safire, p. 433.
Отсюда: "ясное предначертание судьбы" ("manifest destiny") – политическая доктрина особой миссии американского народа, сформулированная в 1845 г. Джоном О’Салливаном (J. O’Sullivan) в журн. "United States Magazine and Democratic Review". > Клюкина, с. 101.
п "Встреча с предназначением" (Р-103).
(Jefferson, Thomas, 1743—1826), один из «отцов-основателей» США, в 1801—1809 гг. президент
При мысли о том, что Господь воздает по заслугам, я поистине трепещу за свою страну.
«Заметки о штате Виргиния» (1781—1785), XVIII
Knowles, p. 406
Если бы мне пришлось выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, я бы без колебаний выбрал второе.
Письмо к Эдуарду Каррингтону от 16 янв. 1787 г.
Jay, p. 191
Небольшой мятеж время от времени <...> – лекарство, необходимое для здоровья государства.
Письмо к Джеймсу Мэдисону от 30 янв. 1787 г.
Stevenson, p. 1943
Чаще цитируется в форме: "Небольшой мятеж время от времени – вещь недурная". > Jay, p. 191.
Имелось в виду т.н. "восстание Шейса" – фермерские волнения в Массачусетсе под руководством ветерана Войны за независимость капитана Д. Шейса (1786—1787). Восстание, хотя и было подавлено, заставило пересмотреть внутреннюю политику правительства. > Stevenson, p. 1943; Американа, с. 868.
Дерево свободы время от времени должно орошаться кровью патриотов и тиранов. Это его естественное удобрение.
Письмо к У. С. Смиту от 13 нояб. 1787 г.
Jay, p. 191
Обычай сажать "деревья свободы" появился во время американской войны за независимость (после 1776 г.), а в мае 1790 г. был перенят в революционной Франции. > Markiewicz, s. 471; Tulard, p. 530.
п "Дерево свободы не будет расти, если его не орошать кровью королей" (Б-14).
Мир, торговля и сердечная дружба со всеми странами; союзы, связывающие нам руки, – ни с кем.
Речь при вступлении в должность президента 4 марта 1801 г.
Jay, p. 192
п "Избегать постоянных союзов..." (В-7).
Откуда взяться вакансиям? По причине смерти их открывается мало; по причине отставки – ни одной.
Письмо к Э. Шипману от 12 июля 1801 г.
Обычно цитируется в форме: "Умирают мало, в отставку никто не уходит". > Jay, p. 192; Клюкина, с. 104.
Существует природная аристократия. Ее основание – добродетели и таланты.
Письмо к Джону Адамсу от 28 окт. 1813 г.
Jay, p. 193
Моя конфессия состоит из меня одного.
Письмо к Эзре Стайлзу (1819)
Eigen, p. 611
(Jones, John Paul, 1747—1792), американский морской офицер, в 1788—1789 гг. контр-адмирал российского флота
Сэр, я еще не начал сражаться!
Так будто бы ответил Джонс на предложение сдаться во время многочасового боя с английским судном 23 сент. 1779 г. Неприятельское судно в конце концов было взято на абордаж. > Jones, p. 533.
(Johnson, Lindon B., 1908—1973), президент США в 1963—1969 гг.
Я свободный человек, американец, сенатор Соединенных Штатов и демократ – именно в этой последовательности.
В ежеквартальнике «Texas Quarterly», зима 1958
Jay, p. 195
Я бы с радостью отдал все, что имею, чтобы только не стоять здесь сегодня.
Первая речь в конгрессе в качестве президента 27 нояб. 1963 г., после убийства Дж. Кеннеди
Jay, p. 195
В наше время не может быть ни проигравших вследствие мира, ни победивших в войне.
Там же
Spinrad, p. 179
Нынешнее правительство, здесь и теперь, начинает непримиримую войну с бедностью. // ...War on poverty.
Речь в конгрессе «О положении страны» 8 янв. 1964 г.
Jay, p. 195
Также: "Впервые в нашей истории мы можем победить бедность" (речь в конгрессе 16 марта 1964 г.). > Jay, p. 196.
Мы должны быть <...> достаточно сильны, чтобы выиграть войну, и <...> достаточно мудры, чтобы ее избежать.
Там же
Cohen, p. 195
Наведение мостов между Востоком и Западом.
Там же
Safire, p. 83
О необходимости "наводить мосты между Востоком и Западом" говорил немецкий пастор Мартин Нимёллер в Нью-Йорке в марте 1947 г. > Davidson C. God’s Man. The Story of Pastor Niemoeller. – New York, 1959, p. 185.
Сегодня мы имеем возможность создать не только богатое и могущественное, но и Великое Общество.
Речь 22 мая 1964 г. в Мичиганском университете
Jay, p. 196
"Великое Общество" ("Great Society") – загл. книги социалиста-фабианца Г. Уолласа (1914). Это выражение встречалось также в известной книге Дж. Т. Адамса "Эпопея Америки" (1931).
Мы не намерены отправлять американских парней за девять—десять тысяч миль от дома, чтобы делать то, что азиатские парни должны сделать сами.
Речь в Акронском университете 21 окт. 1964 г.
Jay, p. 196
п "Пусть азиаты воюют с азиатами" (Э-7).
Лучше пусть остается внутри палатки и мочится наружу, чем снаружи – внутрь.
Об Эдгаре Гувере, в ответ на предложение уволить его с поста директора ФБР
Jay, p. 196
(Johnson, Samuel, 1709—1784), английский писатель и лексикограф
Патриотизм – последнее прибежище негодяя.
В беседе с Джеймсом Босуэллом 7 апр. 1775 г. Приведено в книге Босуэлла «Жизнь Сэмюэла Джонсона» (1791) > Jay, p. 198.
(Diana, Princess of Wales, 1961—1997)
Я бы хотела быть королевой ваших сердец [a queen in people’s hearts], но я не представляю себя в роли королевы этой страны.
В телеинтервью для Би-би-си 20 нояб. 1995 г.
Knowles, p. 260
Английское "the queen of hearts" означает даму пик; в переносном смысле – "покорительница сердец". п "Народная принцессаНародная; Народная принцессаПринцесса; Народная принцесса" (Б-94).
(Diaz, Porfirio, 1830—1915), президент Мексики в 1877—1880 и 1884—1911 гг.
Бедная Мексика! Так далеко от Господа Бога и так близко к Соединенным Штатам!
Так будто бы воскликнул юный Диас в начале американо-мексиканской войны 1846—1848 гг., в результате которой Мексика потеряла почти половину своей территории. > Jones, p. 319.
По естественному праву все рождаются свободными.
«Дигесты Юстиниана» (свод римского права, составленный в VI в.), 1, 1, 4
Отд. изд. – М., 1984, с. 24
п "Люди рождаются <...> свободными и равными <...>" (Д-35 ).
Никто не несет ответственности за свои мысли.
«Дигесты», 48, 19, 18
Markiewicz, s. 424
п "В свободном государстве должны быть свободны и мысль, и язык" (Т-45); "Мысли не облагаются пошлиной" (Л-150).
Безвинного сына нельзя наказывать за преступления его отца.
«Дигесты», 50, 2, 2
Римское право, с. 396
Свобода не поддается никакой оценке.
«Дигесты», 50, 17, 106
Римское право, с. 406
(Didon, Henry Martin, 1849—1900), французский монах-доминиканец; занимался физическим воспитанием молодежи
Быстрее, выше, сильнее! // Citius, altius, fortius! (лат.)
Из речи перед членами спортивного клуба в Гренобле (1891); здесь – в форме «Citius, fortius, altius!» > Markiewicz, s. 113.
С 1913 г. – девиз Олимпийских игр; с 1920 г. составная часть Олимпийской эмблемы.
ДИЗРАЭЛИ, Бенджамин, с 1876 г. граф Биконсфилд (Disraeli, Benjamin, Earl of Beaconsfield, 1804—1881), британский политик и писатель, премьер-министр в 1868, 1874—1880 гг.
Человек не создание обстоятельств. Обстоятельства создаются человеком.
Роман «Вивиан Грей» (1826), кн. VI, гл. 7
Займовский, с. 375
Вероятно, перефразировка изречения Геродота: "Обстоятельства (случайности) правят людьми, а не люди обстоятельствами" ("История", VII, 49). > Harbottle T. B. Dictionary of Quotations (classical). – New York, 1958, p. 313; Геродот, с. 329.
Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были жестокими дикарями на никому не известном острове, мои предки были священниками в храме Соломона.
Так будто бы ответил Дизраэли ирландскому политику Дэниэлу О’Коннелу, который, выступая в Дублине весной 1835 г., назвал его потомком нераскаявшегося разбойника, распятого вместе с Христом. > Stevenson, p. 1269; Трухановский В. Г. Бенджамин Дизраэли. – М., 1993, с. 134.
Ответ этот апокрифичен, хотя в письме к О’Коннелу Дизраэли действительно назвал его дикарем и вызвал на дуэль. Несколько лет спустя Дизраэли заявил в кругу высшего английского общества, что аттестат на самое древнее культурное происхождение может быть дан только племени израилеву и что сам он гораздо более древнего происхождения, чем английские аристократы. > Моруа А. Жизнь Дизраэли. – М., 2001, с. 99, 156.
Континентальная Европа не допустит, чтобы Англия стала мастерской мира.
Речь в Палате общин 15 марта 1838 г.
Jay, p. 117
О Северной Европе как "мастерской рода человеческого" ("humani generis officinam", лат.) говорилось уже в трактате Шарля Монтескье «О духе законов» (1748). > Отд. изд. – М., 1999, с. 239, 601 (кн. XVII, гл. 5). Монтескье ссылался на Иордана, автора хроники «О происхождении и деяниях готов» (551; опубл. в 1515 г.).
На самом деле Иордан говорил о Скандинавии как "мастерской [изготовляющей] племена" ("officina gentium"). > Иордан. О происхождении и деяниях готов. – М., 1960, с. 174 (гл. 25).
Ни одно правительство не может считать себя по-настоящему в безопасности там, где нет влиятельной оппозиции.
Роман «Конингсби» (1844), кн. II, гл. 1
Knowles, p. 269
Здоровое консервативное правительство <...> [это] консервативные люди и либеральные средства. // ...Tory men and Whig measures.
Там же, II, 6
Knowles, p. 270
п "Главное – не люди, а средства" (Ч-52).
Привилегированные сословия и народ составляют две нации.
Роман «Сибилла, или Две нации» (1845), кн. IV, гл. 8
Knowles, p. 270
п "...два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей" (П-66).
Молодежь нации – попечитель ее будущего.
Там же, VI, 13
Knowles, p. 270
Возможно, отсюда: "Будущее принадлежит молодежи".
Достопочтенный джентльмен застиг вигов во время купания и унес их одежду.
Речь в Палате общин 28 фев. 1845 г.
Jay, p. 116
О премьер-министре, консерваторе Роберте Пиле, который выступил за свободу торговли зерном, т.е. "перехватил" главный лозунг программы вигов. Выражение Дизраэли вошло в политический язык.
Правление консерваторов есть организованное лицемерие.
Речь в Палате общин 17 марта 1845 г.
Jay, p. 117
Правосудие – это истина в действии. // Justice is truth in action.
Речь в Палате общин 11 фев. 1851 г.
Jay, p. 117
Дизраэли, в сущности, процитировал французского писателя-моралиста Жозефа Жубера (1754—1824) ("Мысли", № 203). > Maloux, p. 298; Stevenson, p. 1285.
Англия не любит коалиций.
Речь в Палате общин 16 дек. 1852 г.
Jay, p. 117
Категоричность – не язык политики.
Речь в Палате общин 28 фев. 1859 г.
Jay, p. 118
Остерегайтесь этого человека – он говорит то, что думает!
После беседы с О. фон Бисмарком в Лондоне (конец июня – начало июля 1862 г.), в которой Бисмарк изложил свой план объединения Германии под руководством Пруссии. > Людвиг Э. Бисмарк. – М., 1999, с. 156; Pearson H. Dizzy. – London, 1952, p. 217.
п "Это опасный человек – он действительно верит в то, что говорит" (М-106).
Партия есть организованное общественное мнение.
Речь в Оксфорде 25 нояб. 1864 г.
Jay, p. 118
Ни одно политическое убийство не изменило ход истории.
Речь в Палате общин 1 мая 1865 г.
Jay, p. 119
В прогрессивной стране перемены неизбежны. Перемены – это постоянная величина.
Речь в Эдинбурге 29 окт. 1867 г.
Jay, p. 119
Я вскарабкался на верхушку намыленного столба.
27 фев. 1868 г., в ответ на поздравление по случаю его назначения премьер-министром. > Pearson H. Dizzy. – London, 1952, p. 173.
Мы, писатели, государыня...
В разговорах с королевой Викторией (с 1868 г.). Дизраэли дарил королеве свои романы, а она ему – «Страницы из дневника жизни в Шотландии». > Pearson H. Dizzy. – London, 1952, p. 178.
Я никогда не отрицаю, никогда не возражаю, иногда забываю.
Лорду Эшеру о своих беседах с королевой Викторией. > Jay, p. 121.
Я мертв; мертв, но в Елисейских полях.
8 фев. 1876 г., после первого посещения Палаты лордов в качестве графа Биконсфилда. > Pearson H. Dizzy. – London, 1952, p. 239.
Он завтра же надел бы тюрбан, если бы мог построить Кремль на Босфоре.
Об Александре II в разгар «Восточного кризиса» (ок. 1876 г.). > Pearson H. Dizzy. – London, 1952, p. 235.
Критиканы-космополиты [cosmopolitan critics], друзья всякой страны, кроме своей собственной.
Речь в лондонской ратуше 9 нояб. 1877 г.
Jay, p. 120
Имелись в виду либералы (виги), которые во время Восточного кризиса выступали в поддержку балканских славян против Османской империи.
п "Всего земного шара патриот..." (К-22).
...Imperium et Libertas [Империя и Свобода (лат.)]. Это была бы неплохая программа для британского правительства.
Речь в Палате общин 10 нояб. 1879 г.
Jay, p. 120
Формула восходит к Цицерону и Тациту. У Цицерона: "imperium ac libertas" ("держава [власть] и свобода") ("Против Катилины", IV, 11, 24. > Цицерон-93, 1:330. У Тацита: "Нерва совокупил вместе вещи, дотоле несовместимые, – принципат и свободу [principatum ac libertatem"]" ("Агрикола", 3). > Тацит, с. 425. Затем у Ф. Бэкона: "imperium et libertatem" – "government and liberty" ("О преуспевании наук", 1605 г.). > Gefl. Worte-01, S. 360.
Ср. также стих, приписываемый афинскому законодателю Солону: "Я сочетал с законом принужденье" (Плутарх, "Солон", 15). > Плут.-94, 1:191.
Ключ от Индии – не Герат и не Кандагар. Ключ от Индии – это Лондон.
Речь в Палате общин 4 марта 1881 г.
Pearson H. Dizzy. – London, 1952, p. 275
По поводу решения вывести британские войска из Кандагара (Афганистан).
Ничего не объяснять и ни на что не пенять. // Never explain, never complain.
Приведено в кн. Дж. Морли «Жизнь Уильяма Гладстона» (1903). > Jay, p. 121.
К черту принципы! Держитесь партии!
Так будто бы ответил Дизраэли романисту и политику Эдуарду Булвер-Литтону, заявившему, что его принципы не позволяют ему голосовать за правительственный законопроект. > Jay, p. 121; Займовский, с. 197.
Я не хочу войти в историю с грамматическими ошибками.
31 марта 1881 г., исправляя свою последнюю речь для стенографического отчета. > Jay, p. 124. 19 апр. Дизраэли умер.
Дворцы не могут быть в безопасности там, где несчастливы хижины.
Приписывается. > Jay, p. 122.
п "Мир хижинам, война дворцам" (Ш-6).
Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. // ...Lies, damned lies and statistics.
Приписано Бенджамину Дизраэли в т. 1 «Автобиографии» Марка Твена, опубликованной посмертно (1924). В дневнике Твена эта фраза появилась в апр. 1904 г. > Jay, p. 121; Mark Twain Laughing. – Knoxville, 1986, p. 98.
Если мистер Гладстон свалится в Темзу, это будет несчастный случай. Но если его оттуда вытащат, это уже будет несчастье.
Апокрифический ответ на вопрос о разнице между несчастным случаем и несчастьем. > MacHale D. Wit. – London, 1996.
(Георги) (1882—1949), деятель Коминтерна, с 1946 г. председатель Совета министров Болгарии
Антифашистский народный фронт.
«Наступление фашизма и задачи Коминтерна», доклад на VII конгрессе Коминтерна (авг. 1935)
Конец ознакомительного фрагмента.