7. Небо в представлении древних
Наши предки научились считать время, наблюдая небо. Небо, наблюдаемое человеком с его крохотного обиталища – Земли, есть не что иное, как картина космоса, состоящая из бесчисленного множества мерцающих звезд. Число звезд так велико, что нелегко ориентироваться в кажущемся хаосе сверкающих огоньков. Но если внимательно приглядеться, то можно заметить, что все звезды разные. Есть звезды яркие и не очень, розовые и желтые, белые и голубые… Чтобы разобраться в замысловатом узоре ночного неба, наши предки стали запоминать положение ярких точек не поодиночке, а по группам. Эти условные группы звезд, образующие на небе причудливые и запоминающиеся фигуры, стали называть созвездиями. С годами рисунки созвездий почти не меняются.
Каждый народ по-разному именовал созвездия и самые яркие звезды в пределах одного созвездия и по-своему объяснял эти названия. Источником названий созвездий и ярких звезд, как правило, служили мифы о богах, сказания о легендарных героях и связанных с ними событиях, различные животные, а также орудия производства, используемые народами в повседневной жизни.
Двенадцать созвездий зодиака человек выделил с древнейших времен и тесно связал с ними жизнь Земли, Солнца, Луны и планет. Зодиакальные созвездия повсюду считались самыми важными. Огромное значение придавалось тем созвездиям, в которых находились четыре ключевые точки Земли – весеннее и осеннее равноденствия, летнее и зимнее солнцестояния. За четырьмя кардинальными точками велись систематические и тщательные наблюдения. Однако из двенадцати созвездий зодиака всегда выделялись наиглавнейшие созвездия. Например, по представлениям шумеров, вавилонян и персов, наиглавнейшими созвездиями неба и звездами данных созвездий считались созвездие Льва и его звезда Регул, созвездие Тельца и его звезда Альдебаран, созвездие Скорпиона и его звезда Антарес и созвездие Водолея и его звезда Фомальгаут (в настоящее время Фомальгаут относится к созвездию Южная Рыба).
Год за годом поворачивается ночное небо вокруг невидимой неподвижной точки – полюса мира, создавая впечатление, что звезды надежно приколочены к темному небесному куполу…
С полюсом мира и околополюсной областью неба многие народы отождествляли образ Мировой горы. В представлении древних людей Мировая гора – это центр Вселенной, ось, вокруг которой вращается весь остальной мир. Например, древнеиндийская гора Меру – это центр Земли и Вселенной, вокруг которого совершают свои бесконечные круговороты Солнце, Луна, планеты и звезды. Высочайшая гора Меру, достигающая над землей уровня 84000 лиг, окружена четырьмя другими менее высокими горами высотой по 10000 лиг каждая. Шесть уступов делят великую гору Меру на семь ярусов. По древнеарийским представлениям, золотая гора Меру имеет подножие из семи небес. В буддийских мифах Мировая гора окружена семью горными хребтами. Шумерская гора Ницир и библейская гора Арарат, находящиеся в центре мира и севера, – это горы Семи звезд.
Связь Мировой горы с семизвездным ковшом Большой Медведицей прослеживается в огромном количестве мифов преданий и сказаний. В античные времена Большая Медведица персонифицировала начало и воплощала в себя самые разные образы. Например, одним из воплощений Большой Медведицы была Великая Богиня-Мать – прародительница всего сущего. Древние арии и другие народы считали Большую Медведицу местом рождения человеческой расы. Древние египтяне называли Большую Медведицу «Богиней Семи звезд», «Задним Бедром», «Колесницей» и считали, что этому созвездию предначертано безостановочно кружить вокруг центра мира и севера и отсекать время. С колесницей Большую Медведицу сравнивали не только египтяне, но и другие народы и считали, что «первый из путей» на небосводе был проложен Богом-Творцом именно для небесной Колесницы. У некоторых народов Большая Медведица связывалась с плугом, и первая борозда на небе была проложена именно созвездием Плуга.
Мировая гора, вокруг которой вращается семизвездный ковш Большой Медведицы, нередко представлялась двуглавой. Например, в сказаниях о Всемирном потопе Мировая гора, выступающая в роли Горы-Спасительницы, к которой пристает ковчег, двуглавая – это горы Парнас, Арарат, Эльбрус и другие. Многие предания говорят о двойной Горе или ее эквиваленте – двух скалах, двух камнях или камне с двумя отверстиями.
Но порой центр мира и севера древние народы воспринимали в образе Мирового дерева. Воображаемое Мировое дерево – это Дерево, по которому взбирались сибирские шаманы, навещая страну духов, это дерево Иггдрасиль – центральный столп Вселенной у викингов, это Дерево произрастало в центре Эдемского сада. Аналогичное Дерево росло в центре мира у южноамериканских народов. Впрочем, народы Южной Америки помещали в центр мира как Дерево, так и Гору, и оба символа свято почитали.
Совершенно очевидно, что двуглавая Гора и библейское Дерево с двумя вершинами под названием Древа жизни и Древа познания Добра и Зла, символизируют два главных «стержня» нашей планеты – земную ось и ось эклиптики (земной орбиты). Северное созвездие Дракона, прообразом которого является библейский Змей-искуситель, научивший Еву сорвать и съесть плод с Древа познания Добра и Зла, охраняет северный полюс эклиптики (его экваториальные координаты α=18 ч. и δ=+66,5°). Земная ось отклонилась от оси эклиптики, и в настоящее время угол наклона земной оси относительно оси эклиптики составляет 23,5 градуса. Северная точка земной оси лежит под Полярной звездой Малой Медведицы.
Звездный Дракон, обвивший вершину Мирового дерева, часто воспринимался в образе космического Змея. А змея у некоторых народов была символом мудрости. В связи с этим звездный Дракон, он же – небесный Змей, был в древности символом великой звездной Мудрости. Например, народы Южной Америки свято верили в Космического Дракона или Небесного Змея и поклонялись ему как великому богу. Но больше всего это созвездие почитали народы Китая. Китайцы, перенесшие на небо весь Китай, сделали созвездие Дракона символом своей страны – Поднебесной империи. Древние греки связали созвездие Дракона с подвигами Геракла. Сегодня мы видим Геракла в образе созвездия Геркулеса, попирающего ногами голову Дракона, который, согласно греческому мифу, охранял яблоки Гесперид.
Надо сказать, что Мировое дерево, символизирующее мировую ось, древние народы воспринимали в виде самых различных деревьев. Например, в Японии в роли мировой оси выступало апельсиновое дерево, в Китае – дерево кассия, в древней Мексике – кактус, на Ближнем Востоке – сикамора, у друидов – дуб, у скандинавов – ясень и т. д.
Мировое дерево, находящееся в центре мира и севера и разветвлявшееся, как правило, на двенадцать ветвей-меридианов, давало поистине изумительные плоды, вкусив которые люди могли стать «как боги», то есть приобщиться к каким-то высшим знаниям. Так, например, ирландский фольклор говорит о Томасе, который обрел дар ясновидения, вкусив плод этого великого дерева. Именно под таким деревом произошло просветление Будды, когда ему внезапно открылся высший смысл бытия и высшая мудрость. Индийская традиция часто изображает бога Вишну под так называемым космическим деревом, плоды которого символизировали высшее знание, знание прошлого и будущего.
Однако с Мировым деревом связаны не только положительные, но и отрицательные события космического характера. Например, в мифах, песнях и сагах народов Германии и Скандинавии в аллегорической форме повествуется о катаклизмах, произошедших из-за нестабильных проявлений ясеня Иггдрасиля – символа мировой оси: «Тем временем волк Фенрир, которого боги задолго до этого старательно сажали на цепь, порвал снова и сбежал. Он стал стряхиваться, и мир затрепетал. Ясень Иггдрасиль вывернулся вверх корнями. Горы стали крошиться и трескаться от вершины до подножья… Земля стала терять свою форму. Звезды поплыли по небу…»