Вы здесь

Цивилизация: климатические изменения, глобальные коммуникации, сознание. Ноосфера и Коллективный Разум (Е. А. Прилуцкий)

Ноосфера и Коллективный Разум

Первая четверть ХХ в. была временем самых смелых научных гипотез, интереснейших проектов и экспериментов. Научная мысль еще не столкнулась с неумолимо консервативной практикой.

Совершенно новой страницей в развитии представлений о планетарных формах сознания явились идеи Тейяра де Шардена. В своей известной работе «Феномен человека» он писал: «Но по мере того, как под действием этого напора (роста населения планеты – Е.П.) человеческие элементы благодаря своей психической проницаемости все больше проникали друг в друга, их сознание (таинственное совпадение…) при сближении возбуждалось… Благодаря изобретению недавно железной дороги, автомобиля, самолета физическое влияние каждого человека, некогда ограниченное несколькими километрами, теперь расширилось на сотни миль. Более того, благодаря изумительному биологическому событию – открытию электромагнитных волн – каждый индивид отныне (активно и пассивно) одновременно находится на всех морях и континентах – он находится во всех точках Земли… Неоспоримо, и это вне всякой гипотезы, внешнее действие космических сил в сочетании с исключительно высокой способностью к сращиванию наших мыслящих душ действует в направлении энергичной концентрации сознания, и это действие настолько сильно, что ему удается подчинить себе сами построения филогенеза…» (1)

Шарден задается вопросом: почему и зачем нужно миру объединение? Ответ в его представлении заключается в дальнейшей эволюции человечества как мегасинтезе и прогрессирующем возрастании сознания, которое, в свою очередь, порождает действие к единению. Уже в начале ХХ в., по убеждению Шардена, вся совокупность «мыслящих сил и единиц» была вовлечена во всеобщее объединение, все части человечества проникали друг в друга и сплачивались в единый блок вопреки тенденции этих частей к разъединению, что совершенно естественно, если видеть в этом высшую точку организации космического процесса. Для него это «мыслящий покров» или «зародыш планетарных размеров», который развертывает и перекрещивает свои волокна. Двери в будущее, вход в свехчеловечество откроются лишь под совместным напором всех и «в том направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в духовном обновлении Земли».

Теперь, чтобы снабжать человека всем необходимым, требуется целый земной шар. И сама Земля предстает великим телом со своей нервной системой, своей памятью, телом великого существа, долженствующего прийти, чтобы удовлетворить стремления, порожденные в человеке приобретенным сознанием солидарности и ответственности за целое, находящееся в состоянии эволюции (2).

Речь шла о новом эволюционном состоянии Земли (конечно гипотетическом) – о «ноосфере» или «сфере разума».

В.И.Вернадский, будучи геохимиком, подвел под философскую идею о ноосфере научную базу, имеющуюся к тому времени в геологии, обобщив огромное количество данных из других областей знаний. В неоконченной работе «Научная мысль как планетное явление» (Гл. I) мы находим основы его учения о ноосфере (3).

Вернадский понимал, что теория ноосферы не будет иметь права на существование без доказательств (хотя бы относительных) онтологического статуса единства. И он излагает аргументы в пользу формирующегося единства человечества (4).

Вернадский сделал попытку проследить в истории философской мысли и религий различных народов и культур синтезирующие, объединяющие на общечеловеческом уровне, тенденции. Вывод не оставляет ему места для сомнений: философия бессильна возместить духовное единство, связующее человечество; духовное же единство религий оказалось утопией. Та же участь постигла и государственную мысль в ее усилии осуществить человеческое единство в форме единой государственной организации.

Другое дело наука.

История научной мысли выступает ни много ни мало в качестве «природного процесса истории биосферы», а сам человек – это определенная функция биосферы (!). Ноосфера – «всего лишь» (Е.П.) переработанная научной мыслью биосфера. Рост научного знания служит основной геологической силой, которая и созидает ноосферу. Однако начало ноосферы было уже отмечено борьбой с млекопитающими за территорию

Вернадский ищет и находит обоснования тому, что именно наука способна быть источником движения к светлому, как он был убежден, будущему мировой цивилизации – ноосфере, т.е.царству разума:

– К началу ХХ в. в ясной реальной форме обнаружилась возможная для создания человеческого единства сила – научная мысль.

– Впервые в истории она выявилась, с одной стороны, в форме логической обязательности и логической непререкаемости ее основных достижений и, во-вторых, в форме вселенскости, – охвата ею всей биосферы, всего человечества.

Далее Вернадский конкретизирует свой тезис:

«Таким образом, … есть часть науки общеобязательная и научно истинная. Этим она резко отличается от всякого другого знания и духовного проявления человечества (философии и религии – Е.П.) – не зависит ни от эпохи, ни от общественного и государственного строя, ни от народности и языка, ни от индивидуальных различий.

Это:

1) Математические науки во всем их объеме.

2) Логические науки почти всецело.

3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом.» (5

Все составляющие единой науки находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все время увеличивается.

Это история нового выражения организованности биосферы, сложившегося стихийно, как природное явление. Она не случайна, но закономерна, как закономерен палеонтологический процесс, создавший мозг Homo sapiens и ту социальную среду, в которой проявляется научная мысль, новая геологическая сознательно направляемая сила. Хотелось бы обратить внимание читателей еще на пару моментов в концепции Вернадского.

Биосфера, обнимающая весь земной шар, имеет строго обособленные размеры. Между косными природными телами и живым веществом биосферы идет непрерывный материальный и энергетический обмен. Он закономерно меняется во времени и всегда стремится к устойчивому равновесию.

Живое вещество является носителем свободной или биогеохимической энергии. Деятельность человеческих обществ генерирует и высвобождает намного большую по интенсивности энергию, которая вызывает миграции химических элементов. Вернадский назвал ее энергией человеческой культуры, формирующей ноосферу.

Необратимость эволюционного процесса связана с особыми свойствами пространства, занятого телом живых организмов, с его особой геометрической структурой или состоянием (П. Кюри). Неравенство левых и правых сторон в организме (Л. Пастер) геометрически характерно только для пространства, где векторы полярны и энантиоморфны. Поэтому не случайными могут быть отсутствие прямых линий и выраженная кривизна форм жизни. Повидимому, предположил Вернадский, внутри организмов мы имеем дело не с пространством Евклида, а с пространством Римана. Пространство жизни иное, чем пространство косной материи.

На мой взгляд, Вернадский здесь приблизился к объяснению особых свойств сознания, но он не сделал такой попытки. Вернадский руководствовался строго научной (и в основе своей – не только позитивистской, но и материалистической) схемой развития: из неживой природы естественным образом эволюционирует живая природа, из животного мира – человек, а сознание является продуктом высокоорганизованной материи – мозга.

Преобразованная человеком биосфера, созданная им техника и материальная культура воплощали для Вернадского научную, творческую мысль.

Сознание как самостоятельный предмет и объект исследования Вернадским не выделялось.

И это не случайно. Сознание традиционно считалось предметом философским, и психология, уже будучи научной дисциплиной, оставалась тесно связанной с философией. Ясно, что свойства сознания иные, чем свойства материальных предметов и биологических тел (или косного и живого вещества). Сознание не может быть сведено к природной среде и материальной культуре, даже если оно явно воздействует на эту среду.

Бог как независимая субстанция, субъект или как наличествующее всюду сознание у Вернадского отсутствует. Известно, что в переписке с К. Э. Циолковским он отвергал идею существования Космического Разума.

В учении Вернадского о ноосфере мы наблюдаем абсолютизацию науки и ее роли. «Наука есть создание жизни» – в этом кредо и пафосность мировоззрения В.И.Вернадского.

Конец ознакомительного фрагмента.