II. Организационные мероприятия
1. На ПЕРВОМ ЭТАПЕ создание на одном из социально-гуманитарных факультетов МГУ кафедры Россиеведения в составе 10 человек.
В принципе, это может быть любой факультет, даже из числа естественно-математических. Возможно, лучше всего создать такую кафедру на Факультете государственного и муниципального управления (ФГУ). Во-первых, именно для государственных служащих знания о России особенно важны, поскольку в самом широком смысле объект государственного управления – Россия в самых разнообразных ее проявлениях.
Во-вторых, декан ФГУ В. А. Никонов возглавляет Фонд «Русский мир» – фонд, занимающийся распространением русского языка в различных странах по всему миру. Таким образом, задачи кафедры Россиеведения и Фонда «Русский мир» весьма близки.
2. Выделение ставок для кафедры Россиеведения – ориентировочно – 3 ставки профессора, 2 – доцента, 2 лаборанта, 3 переводчика. Персональный подбор я осуществлю сам, разумеется, по согласованию с деканом факультета.
3. Включение в учебный план ряда факультетов на первом этапе двух учебных курсов «Россиеведение» и «История русской философии» объемом по 36 часов каждый. Если кафедра будет создана на ФГУ, логично начать с ФГУ.
4. В дальнейшем оба названных курса могут читаться на любом факультете МГУ – как на социально-гуманитарном, так и на естественно-математическом – по заявке с факультета.
5. На втором этапе – работа по подготовке серии учебных курсов с участием преподавателей различных факультетов – о русской литературе, искусстве, географии, животном и растительном мире, российских научных и технических достижениях (включая, разумеется, и советский период) и др.
6. На основе серии курсов подготовка образовательной программы «Комплексное россиеведение». По ней могли бы обучаться студенты различных факультетов, параллельно с обучением на своем факультете, а также все желающие.
7. Разработка и выдача сертификата МГУ об успешном обучении по образовательной программе «Комплексное россиеведение» или по нескольким отдельным ее направлениям.
8. Развертывание рекламной кампании по привлечению студентов и всех желающих, в том числе и граждан зарубежных стран, к возможности получить в МГУ образование по программе «Комплексное россиеведение» или по нескольким отдельным ее направлениям.