Вы здесь

Церковь живого Бога. Глава 3. История Церкви с высоты птичьего полета (Ульф Экман, 1993)

Глава 3

История Церкви с высоты птичьего полета

Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Деян. 1:8

Чтобы понять сегодняшний план Господа для Церкви, необходимо понимать ее историю. Почти две тысячи лет Церковь существует, разрастается и проповедует Евангелие по всему миру.

Уже первое поколение христиан охватило Евангелием весь известный им тогда мир. Апостол Павел говорит в Послании к Колосянам (1:5,6): «…в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает…». Во всех слоях общества, включая «дом кесаря», провозглашалось Евангелие (Флп. 4:22).

Христианство становится государственной религией

До тех пор, пока были гонения, существовал внешний нажим, который объединял церковь и направлял к главному, к центру веры, она во всем была зависима от Бога. Цена следования за Иисусом была высокой. Это была жертва, угодная Богу, в обмен на которую Он посылал огонь Святого Духа. Церковь жила сверхъестественной жизнью и постоянно росла. Даже Римская империя не могла больше противиться ей.

Со времени царствования императора Константина ситуация резко изменилась. В 313 году после Р. Х. он издал «эдикт терпимости», по которому христианство признавалось наряду с другими религиями. Христиан реабилитировали, им возвратили имущество и конфискованную землю. Все казалось прекрасным. Времена преследований и мученичества ушли в прошлое. Но теперь дело приняло совершенно иной оборот.

Вскоре христианство стало не только разрешенной религией, но еще и официальной. Требовалось быть христианином для того, чтобы получить доступ к общественной деятельности, занимать официальные посты. Христианство стало ключом к успешной карьере, к получению гражданства и права на торговлю. Власть и престиж стали следовать за христианством по пятам. Руководители церквей получили большое влияние, высокое положение и власть. Все более и более они превращались в церковных князей, тесно связанных с правительством.

Борьба за власть и наживу привела к тому, что граница между религиозной и государственной властью почти стерлась. Духовные служители стали политико-религиозными бюрократами. Политическое влияние заменило собой духовный авторитет, а духовное оружие стало плотским. Свобода богослужений исчезла, сменившись сильной централизованной политизированной властью.

Конечно, все это произошло не сразу, но шаг за шагом изменялся характер Церкви, содержание и направление ее деятельности. Признание христианства государством привело к коррупции в церкви. Новозаветное христианство, его учение, сила и порядок ушли в прошлое, церковная жизнь насквозь пропиталась мирским духом. Теперь Церковью управлял тесно связанный с государством централизованный аппарат власти. По-прежнему цитировалась Библия, по-прежнему Иисус признавался Господином Церкви, но на самом деле в Теле Христа воцарились религиозность и мирской дух.

Человеческая религиозность

Что такое религиозность? Это не что иное, как старание человека спасти самого себя посредством «богоугодных» дел и поступков, соблюдением религиозных обрядов и традиций. Люди исполняют определенные предписания и думают этим удовлетворить Бога. Источник такого поведения – в душевном эгоизме. В своей плоти человек всегда был и остается религиозным. Изначально он был сотворен для общения с Богом, чтобы жить духовной жизнью в послушании Ему. Бог хочет восполнять нужды людей, хочет, чтобы они жили и трудились вместе с Ним. В этом случае жизнь человека наполняется Божьей жизнью и славой. Если человек имеет правильные взаимоотношения с Богом, живет духовной жизнью, то Бог проявляется и прославляется в его жизни, всегда находится в центре внимания.

Так оно и было до грехопадения. С грехопадением в отношения человека и Бога пришли кардинальные изменения. Человек стал грешником и потерял Божественную славу (Рим. 3:23). Ответом Бога на грехопадение стало Евангелие. Бог Отец нашел выход – Он послал Своего Сына Иисуса Христа на землю как жертву примирения за грехи человечества, чтобы каждый, кто верой примет этот дар, мог восстановить отношения с Отцом. Бог все дает бесплатно, по милости. Человеку нужно только ответить верой и принять дар.

Религиозность, напротив, представляет собой доморощенную человеческую попытку самостоятельно достичь Бога. Источником религии является не Бог, а человеческий опыт, человеческий разум, человеческие желания и традиции.

Для многих верующих кажется неожиданным откровение о том, что плотская натура и мирской дух могут рядиться в религиозные одежды. Плотский человек безнадежно религиозен. Человек, не переживший покаяния, не может осознать, что он духовно потерян. Или же такой человек считает, что не может принять прощение как дар благодати. Считается, что он должен заслужить его налагаемым церковью наказанием – епитимьей. Такой человек может быть очень религиозным – «набожным».

Религиозность – источник греха и бунта против Бога

Каждый человек, не имеющий мира с Богом, чувствует угрызения совести. Он пытается хоть как-то облегчить внутренние мучения, «подкупить» собственную совесть. Еще Адам, заметив, что лишился Божьего присутствия, пытался прикрыть свою наготу фиговыми листьями (Быт. 3:7). Это и есть иллюстрация религиозности: убогие попытки человека самому различными делами прикрыть свою наготу перед Богом, отказ от капитуляции, от признания неспособности спасти себя самому и принятия Божьей милости.

Такое мышление положило начало всем религиям, магии, всем формам оккультизма во всем мире. Контакт с Богом потерян, но сердце человека все равно тянется к Творцу. Мы стараемся достичь Господа, но все равно остаемся неудовлетворенными. Поскольку человек духовно мертв, он ищет, исходя из душевных и плотских инстинктов, усилием воли, чувствами и разумом. Но душа не способна произвести духовную жизнь или достичь мира с Богом. Это может произойти только через рождение от Божьего Духа (Ин. 3:3–5).

Проникновение религиозных идей, дел и традиций в дух невозрожденного свыше человека порождает религию – творение самого человека – и открывает дверь в его душу религиозным бесам. Смесь богоискания с человеческой грешной натурой порождает массу проблем. Мы ищем, например, мир, но не желаем преклониться перед Богом и принять мир от Него. Бог же дает так, как Он считает нужным, а не как хочет человек. В духовном мире благословения приходят Божьим путем, а не человеческим; на условиях Бога, а не людей.

Когда человек ищет благословений, но не готов склониться перед Богом и принять их на Его условиях, он живет в грехе и противлении Всевышнему. Результатом становятся самоправедность и попытки самоспасения, которые Бог никогда не может признать или благословить.

В Евангелии от Марка (7:6–9) Иисус говорит: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого… И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?»

Вот откуда берутся люди, о которых апостол Павел говорит во 2-м Послании к Тимофею (3:5): «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Лакированная религиозность – произведение плотской человеческой натуры замешивается на цитатах из Библии и на нераскаянном греховном сердце. В итоге – лицемерные, поверхностные отношения с Богом. Человек хочет получить от Него что-то, погреться в лучах Его сияния, но в глубине сердца не расстается с грехом, противится Господу и не обращается к Нему в послушании веры.

Так мы открываем себя для влияния религиозных демонов. Так начинаются магия и оккультизм. Все это не что иное, как попытка присвоить себе сверхъестественные знания и духовную власть, но только без участия Бога. В результате человек попадает под контроль злых духов. Он получает часть их силы, но в гораздо большей степени сам становится их рабом и используется ими для духовного порабощения других людей.

Библия запрещает пользование любыми формами магии и оккультизма (Втор. 18:9-12; Чис. 19:26; 20:6). Апостол Павел говорит в 1-м Послании к Коринфянам (10:20): «…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу, но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами».

Во всех разновидностях религии есть элементы магий и оккультизма. Почему? Потому что человек не способен своими религиозными идеями и упражнениями достичь Бога, но религиозная гордость побуждает его переходить границу естественных возможностей и искать помощи в мистике. Таким образом люди пытаются достичь душевного мира, духовных переживаний и духовной власти. Поэтому Евангелие – сила Божья ко спасению – прямо противоположно человеческой религиозности.

Сопротивление пробуждению приходит со стороны религиозного мира

Поэтому во времена всех духовных пробуждений происходило одно и то же: наибольшее сопротивление против того, что делает Бог, оказывалось не со стороны мирской системы, а со стороны религиозной. Потому что Божий свет, Его откровения и сила разоблачают даже и религиозность. Ведь религия уверяет, что она принадлежит Богу, а не миру. Она претендует на монополию общения с Богом, поэтому это разоблачение так для нее болезненно.

Любое пробуждение духа разоблачает религиозность. Не людей, а ее идеи и систему. Часто прекрасные люди, ищущие и жаждущие Бога, могут увязнуть в религиозной трясине, попасть под контроль церковной политики. Бог хочет освободить таких людей, но саму систему, которая связывает их фальшивой набожностью и препятствует истинному пробуждению, свободе и силе Евангелия, Он хочет разрушить.

Принимая образ государственной религии, христианство извращается. Это касается и учения, и образа жизни верующих, и проявлений силы, и устанавливаемых в церкви порядков. В учении прежде всего извращается взгляд на милость Божью, веру, спасение и обращение от грехов.

Вместо сердечного покаяния и рождения свыше провозглашается, что Божья милость будто бы достигается совершением святых таинств, то есть крещением младенцев, конфирмацией, участием в хлебопреломлении, исповедью перед священником, церковным венчанием, пасторским благословением и последним помазанием перед смертью. Эти внешние ритуалы принимаются как необходимое условие принятия Божьей милости.

Как же тогда человек становится христианином? Исполняя все вышеописанное? Кто же тогда считается христианином? Тот, кто исполняет! Самое главное – крещение в младенческом возрасте. Религия утверждает, что, пройдя обряд крещения, грудной младенец получает рождение свыше. Имеется в виду, что принятие Святого Духа происходит через воду крещения. Впоследствии, продолжая жить внутри церковных традиций и участвуя в различных святых таинствах, ребенок считается христианином.

Слово Божье, проповедь и покаяние отбрасываются в сторону. Более того, простые прихожане зачастую не имеют доступа к Священному Писанию. Только священники могут читать эти тексты и толковать по своему усмотрению. О премудрости Божьего спасения вообще речи не идет, потому что сами священники, как правило, не рождены свыше.

И как же тогда человек может быть уверен, что он попадет на небо? Ответ таков: этого никогда нельзя знать наверняка, но можно надеяться, что Бог примет нас, если мы будем следовать установленным церковью обрядам и участвовать в таинствах. Плодом именно такого мышления стало учение о спасении добрыми делами, смешанное с участием в различных магических действах. Поскольку человек искал святости, мира и признания Бога, он и начал придумывать разные «святые дела», «святые места», «святые цели», «святых отцов» и тому подобное. Все это не что иное, как плотские попытки забраться поближе к Богу и добиться Его признания. Человек не замечает при этом, что отбрасывает самое главное – дело, совершенное Самим Богом, – Крест, на котором за все грехи человечества был распят Христос.

Официальное христианство пошло кривыми путями. Всевозможные суеверия, поклонение святым, иконам и распятиям, басни и легенды, антибиблейские традиции расцвели пышным цветом. Церковное влияние и внешний блеск усиливались, а внутренняя сила исчезала. Истинные библейские откровения были спрятаны от народа и заменены невежественными фантазиями, сказками, полными осуждения и суеверий. Место страха Божьего, благочестия и святой жизни заняли литургии, паломничества, самобичевание и монашество. Свечи и распятия стали считаться святыми. Иконы были объявлены предметом магического посредничества в общении с Богом, способного передавать жизнь и милость с небес. Параллельно с папством развивалось поклонение святым угодникам (на самом деле оккультное поклонение духам умерших «отцов» Церкви) и поклонение Марии, Божьей матери. Латынь стала святым языком, и литургические чтения и молитвы произносились подобно магическим заклинаниям.

Конечно, и в атмосфере мрачного Средневековья находились люди, истинно любившие Бога, жаждавшие общения с Ним. Но чаще всего их преследовали, унижали, сжигали на кострах или подвергали иному виду мученической смерти. В лучшем случае Церковь того времени представляла собой лишь пародию на новозаветное христианство, в худшем же – становилась демонической имитацией Божьего откровения, лишала силы и жизни всех искренне уверовавших в Христа. Беспросветная тьма духа окутала так называемый «христианский мир». В этом продажном «христианстве» две категории людей подвергались особому преследованию. Первая – это христиане пробуждения, вторая – евреи. Когда официальная Церковь, как блудница, отпала от Бога, в ней расцвел антисемитизм. Наполненное ядом и ненавистью желание истребить избранный Божий народ, евреев, проникло в официальное христианство. Я утверждаю, что все так называемые христианские общества, в том числе современные, практикующие небиблейские традиции, являются в то же время антисемитскими. Эти сообщества всегда люто ненавидели как настоящую духовную жизнь в живой Церкви, так и истинный Божий народ – евреев. Фальшивая религиозность всегда имитирует истину и старается украсть то, что принадлежит по обетованию живой Церкви и еврейскому народу. Религиозники, наделенные политической властью, претендуют на неслыханное влияние и абсолютную духовную монополию. Они прилагают все силы, чтобы разрушить настоящую духовную жизнь, где бы и в чем бы она ни проявлялась.

Почти тысячу лет Церковь находилась в рабстве, в духовном мраке. Дьяволу удалось закрыть доступ в Церковь истинной Божьей жизни. Но у Господа всегда найдется «семь тысяч мужей, не преклонивших колена перед Ваалом» (1 Цар. 19:18). В Церкви всегда существовали островки свободы, благословения и пробуждения. Однако те благочестивые люди, что бесстрашно отказывались подчиняться духовному гнету, чаще всего расплачивались за свою свободу очень высокой ценой.

Реформация – сигнал к началу восстановления Церкви

В начале шестнадцатого века произошла своего рода духовная революция, охватившая весь мир и положившая начало серьезному восстановлению Церкви. Этот процесс продолжается до сегодняшнего дня и будет продолжаться до того времени, пока Бог полностью не восстановит все, что необходимо восстановить, и пока Божья церковь не станет тем, чем она должна быть. Это событие произошло в начале 1500-х годов и вошло в историю под названием «Реформация».

Это событие, полностью перевернувшее тогдашний церковный и светский мир, восходит к взаимоотношениям с Богом одного-единственного человека. Его имя Мартин Лютер (1483–1546). Сегодня через пятьсот лет в его поведении и воззрениях легко заметить недостатки и ошибки, легко найти в этой личности не только светлые стороны. Но важно понять главное: во-первых, насколько сильна была духовная тьма, охватывавшая в то время Церковь и, во-вторых, насколько велико было духовное потрясение, произошедшее в самом Лютере и распространившееся через него на других людей. Какое-то время он стоял один на один против всего мира, но результат был потрясающим. Началось освобождение от «Вавилонского плена церкви».

Мартин Лютер

Мартин Лютер был католическим монахом, предельно серьезно воспринимавшим все ритуалы, суеверия, «добрые дела» и доктрины тогдашней церкви. Проблема была лишь одна. Он постоянно спрашивал себя: «Как достичь мира с Богом? Как обрести у Него милость?»

Для Лютера, как и для всех других верующих того времени, Бог представлялся гневным, безжалостным, ненасытным судьей, которого необходимо чем-то задобрить. У Лютера была очень чувствительная совесть. Некоторые говорят, «слишком чувствительная». Он делал все, чтобы завоевать милость у Бога, но от этого его жизнь становилась только тяжелее. Как монах, священник, профессор теологии он проводил свою жизнь в постах, молитвах святым и деве Марии, носил рубахи из конского волоса, постоянно исповедовался в грехах, совершал паломничества, платил за отпущение грехов – и все это, чтобы добиться состояния внутреннего мира с Богом. Его настоятель и исповедник Штаупиц спрашивал его, почему он не может, как все другие, просто согласиться с тем, что он грешный человек. К тому же если он делал для своего оправдания все, что только мог, то этого должно было быть достаточно, чтобы Бог принял его. Но именно с этим Лютер никак не мог согласиться. Совесть подсказывала ему, что Бог недоволен им. Что бы он ни делал, этого казалось ему мало, и даже если он сам считал, что делает все возможное, чтобы жить благочестиво, он все равно не находил покоя. Ни один священник не мог сказать ему наверняка, что он прощен, да он и сам знал, что не имеет мира с Богом.

Однажды Лютер посетил Рим, столицу католического христианства. Он молился, постился, раздавал милостыню, часами стоял на коленях в церкви Санта Скала, на ступенях святой лестницы, на которой, по преданию, стоял Сам Иисус, когда Пилат осуждал Его на смерть. После смерти Христа впоследствии ее перевезли в Рим как священную реликвию. Лютер видел все эти реликвии и делал все, чтобы «святыми делами» угодить Богу. Тем не менее внутри у него было пусто. Он осознавал духовное, моральное и политическое падение Рима и вернулся домой в Германию, освободившись от иллюзий о святости Рима.

Лютер был профессором теологии в университете города Виттенберга. Он читал студентам лекции по Псалтирю, по Посланию к Римлянам и Посланию к Галатам. Изучая Послание к Римлянам, он открыл первую главу и прочел 16–17 стихи, как вспышка молнии озарившие его сердце. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».

Совершенно неожиданно у него как бы открылись глаза, и он увидел, что оправдание, мир, угождение Богу происходят не через добрые и религиозные дела, которые мы делаем. Но мы получаем их на основании того, что Иисус совершил на Кресте, и на основании того, что делает в нас, когда мы верой принимаем Его дар – спасение в Иисусе Христе. Апостол Павел говорит: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Осознание откровения, что он был облагодетельствован и что вполне достаточно принять уже совершенное Иисусом на Кресте, полностью перевернуло жизнь Лютера. И то же самое, что перевернуло жизнь Лютера, таким же образом постепенно перевернуло всю Европу и затем весь мир. Неожиданно для себя Мартин Лютер увидел, что сама система, в которой он находился, на самом деле была ненужной. Произошло это не сразу, но постепенно. Вначале он хотел реформировать церковь только по нескольким пунктам. Но, сам того не сознавая, он обнаружил и разоблачил гигантского религиозного монстра, державшего в плену миллионы людей и препятствовавшего их спасению и жизни с Богом.

Шаг за шагом, продвигаясь дальше, Лютер обнаружил, что Церковь полностью исказила Евангелие. Вместо благодати и милости проповедовались дела закона. Вместо веры – суеверия и религиозные дела. Вместо Слова Божьего – человеческие легенды, традиции и обряды. Вместо библейского водительства Святым Духом с помощью служебных даров и даров милости Церковью руководили священники, кардиналы и Папы. Их слово было важнее Слова Библии.

Особенно отрезвила Лютера ситуация с отпущением грехов. Из всех заблуждений и суеверий это, может быть, было самым худшим. Церковь учила, что монахи и священники за деньги могут вымолить прощение умершим душам, так что те могут перейти из чистилища – некоего среднего состояния души между адом и небом – в рай. С простого народа старательно собирали деньги за «проход» в рай. Папа утвердил особый «налог Петра», собирая деньги на постройку храма Св. Петра в Риме. Приходя в этот храм, человек мог заплатить особую плату, и его родственник будто бы получал на несколько лет раньше освобождение из чистилища.

Лютер отреагировал, наконец, тем, что 31 октября 1517 года прибил к порталу Дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов. В них он восставал против платы за души умерших и предложил дискуссию на эту тему, а также о других установлениях католической церкви. Этот день называют днем рождения Реформации.

За несколько месяцев огонь духовного пробуждения разгорелся по всей Европе. Лютер был вынужден становиться все более радикальным. Пришлось признать, что Папа и кардиналы могли ошибаться, только Библия могла быть непререкаемым авторитетом. Последствия были потрясающими. Они описывались во многих книгах, и я не хочу их здесь пересказывать. Лютер был отлучен от Церкви и предан анафеме (проклят). Когда вышло постановление Папы об отлучении, Лютер ответил тем, что сжег его вместе со всем католическим законом. Власть католической церкви в Европе слабела, повсюду появилось множество протестантских церквей.

Реформация в большей степени представляла собой изменение господствовавшего тогда христианского учения, нежели настоящее духовное пробуждение. Однако тысячи людей услышали истину и обрели мир с Богом. Лютер перевел Библию на немецкий язык и упразднил латынь. Типографский станок в Гуттенберге работал на полную мощность, печатая книги, Библии и отдельные части Писания, трактаты, псалмы и песни. Эти издания распространялись повсюду, и люди впервые получили возможность познакомиться с Евангелием. Лютер сам писал псалмы, которые исполнялись повсюду. Можно сказать, что эти реформаторские псалмы распространяли Евангелие в Европе даже в большей степени, чем его проповеди.

Лютер так обобщал пункты своего учения:

1. Сола грасис – только милость. Того, что Бог сделал во Христе, достаточно для спасения.

2. Сола фиде – только вера. Твой ответ – вера, а не дела закона.

3. Сола скриптура – только Писание. Наивысший авторитет для христианской жизни не епископат, папство и церковная организация, а Библия.

4. Сола Кристо – только Христос. Он – центр и звезда всей Библии. Его личность – средоточие христианской веры и христианской жизни. Иисус – и средство существования Церкви, и пример для нее, Его одного достаточно.


Реформация, начатая Мартином Лютером, охватила всю Европу. Одна религиозная война сменяла другую, но ничто не могло остановить новое духовное движение. Реформация была слишком сильной и масштабной. У Лютера появились последователи, другие овцы того же стада: Кальвин, Цвингли, Буцер и Кнох. Разными путями они продолжали работу Лютера. В мрачное время средневекового суеверия знамя Библии было поднято на новую вершину, и никто не мог сбросить его. Так было положено начало откровению об истинном христианском учении.

Джон Уэсли

Через пару сотен лет Господь использовал другого человека по имени Джон Уэсли (1703–1791), чтобы восстановить связь Церкви с Господом. Уэсли был священником английской англиканской церкви. Окончив теологический факультет университета, он в течение нескольких лет успел поработать проповедником. Он был миссионером среди индейцев Северной Америки еще до того, как сам получил рождение свыше.

Обращение произошло, когда ему было тридцать пять лет. 24 мая 1738 года Джон Уэсли во время проповеди читал толкование Лютера на Послание к Римлянам. Вот как он сам об этом рассказывал: «Было примерно без четверти девять, когда я читал, как Лютер описывает изменения, которые Бог производит в сердце через веру в Иисуса Христа и только в Него одного. Я почувствовал в сердце необычайное тепло. Я понял, что в моей надежде на спасение я полностью полагаюсь на Христа и только на Него одного. Меня осенило вдруг, что Он взял на Себя все мои грехи, да, именно мои, и спас меня от этих грехов и освободил от закона смерти».

Последствием Реформации в Европе стало повсеместное развитие протестантизма. Реформация же положила начало развитию наук. Человечество отбросило церковные басни и суеверия. Люди стали прислушиваться к голосу совести и приняли чтение Библии необходимым условием для корректирования совести каждого человека. Они обратили внимание на то, что Богу угодно, чтобы человек изучал, познавал, развивал и возделывал мир, в который Бог поместил его жить. Протестантская Европа переживала времена социального, экономического и политического расцвета. Библия, десять заповедей, христианская вера стали основой жизни всего общества, законодательства, школьного обучения и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.