Глава 2
Происхождение Церкви
И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем.
Говоря о Церкви, Павел говорит о тайне, которой надлежит открыться в последнее время (Еф. 1:9,10,22,23). Во времена ветхого завета откровение о Церкви было скрыто. Тогда для него еще не пришло время.
В древности Бог действовал через Свой собственный народ – Израиль. Для того, чтобы принять участие в Божьем благословении, язычникам надлежало стать частью Израиля. В те времена все человечество было разделено на две категории: иудеи – участники Божьего завета и язычники – вне Божьего завета. Но уже тогда Бог решил, что с наступлением определенного времени Он распространит Свою жизнь, Свою силу и благословение на все остальные народы. Тогда появится новый род людей – Церковь. Верующие всех племен и народов объединятся в Теле Христа.
Слово «церковь» (по-гречески «экклезиа») переводится как «призванный». Это слово использовалось в Греции для обозначения собрания свободных граждан, осуществлявших управление. В наше время оно применимо в отношении людей всех стран и народностей, призванных Богом в Церковь для того, чтобы общаться с Ним, трудиться для Него и править вместе с Ним.
Время нового завета – время Церкви
Со смертью и воскресением Иисуса Христа была уплачена цена за все грехи человечества. Кровь Иисуса стала полноценной и абсолютной жертвой и положила основание заключению нового завета. Иисус сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:20).
Этот новый завет не отменяет старого, который Бог заключил со своим собственным народом Израилем. Но через завет в Крови Христа Бог дал возможность всем языческим народам прийти к Нему. Он – Бог всех народов, и поэтому язычники тоже могут прославлять его имя! Бог запланировал неожиданное, тайну, о которой раньше никто не догадывался. «Чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф. 3:6).
Когда наступил день Пятидесятницы, Дух Святой сошел на учеников Иисуса, апостол Петр поднялся и стал проповедовать из пророка Иоиля о том, что должно произойти в последнее время: Святой Дух изольется на всякую плоть (Деян. 2:17, Иоиль 2:28). Имеется в виду, что, во-первых, Святой Дух сможет сойти не только на царей, священников и пророков, но на любого человека, а во-вторых, то, что Святой Дух сойдет не только на «иудеев», но и на «греков», то есть на язычников.
В день Пятидесятницы родилась Церковь. Тогда же был сотворен новый народ, состоящий из всех народов Земли. Знамением этого события стало говорение на иных языках. Люди слышали учеников Христа, говоривших на языках разных народов и провозглашавших великие дела Божьи (Деян. 2:11).
Наступил новый век, и сокрытое ранее в тайне стало откровением. Этот новый век стал временем Церкви, временем благодати, временем сошествия Святого Духа или новым заветом. По милости Божьей Евангелие о Божьем спасении всем народам через веру в Мессию, Иисуса Христа охватило весь мир. Все люди, кто бы они ни были и где бы ни жили, призвав Имя Иисуса, отныне могли получить спасение во имя Его. Любому человеку, обратившемуся к силе и действию Его жертвы, принесенной на кресте, к Его Крови, открылся путь к спасению.
Подобное происходило при исходе из Египта, когда израильский народ обращался к крови жертвенных агнцев, которой он мазал косяки дверей. Та кровь спасала их от ангела смерти. Позже, когда израильтяне умирали в пустыне от укусов змей из-за своих грехов, Бог повелел им смотреть на изображение медного змея в пустыне. И точно так же язычник, верой взирающий на распятого Иисуса, сделавшегося за всех людей грехом, обретает спасение (2 Кор. 5:21).
Церковь – путь к благословению всех народов
Через новый завет Бог приблизился к тем, кто был духовно потерян (Еф. 2:11–13). Те, кто раньше был исключен из благословения, получили к нему доступ. Те, кто не был Божьим народом, стали принадлежать новому народу, называемому Церковью. Церковь стала не новым Израилем, не его заменой, а единым целым с ним.
Возникло новое единство. Церковь стала каналом Божьего благословения всем народам во время благодати. Эта эпоха началась в день Пятидесятницы. Сошествие же Святого Духа в свою очередь явилось следствием примирительной смерти Иисуса Христа, Его воскресения и победы над дьяволом, Его вознесения и возвращения к Богу Отцу. Примирительная смерть Христа положила основание Божьему делу. Теперь Бог может считать оправданными всех людей, которые верой принимают заместительную жертвенную смерть Христа за них. Небо открылось для всех людей, и благословение Авраама стало доступно всем народам. Каждый, кто верит, независимо от национальности может принять Святого Духа (Гал. 3:13,14).
Это понял апостол Петр, когда получил от Бога откровение в Иоппии. Он находился в доме Симона-кожевника и увидел видение: с небес спускалось полотно, наполненное различными животными. Петр услышал голос: «Встань, Петр, заколи и ешь» (Деян. 10:9-13).
Сразу после этого видения апостол был отведен в Кесарию, к военачальнику Корнилию, которому явился в видении ангел. Когда Петр пришел к этим язычникам и стал проповедовать им, на них сошел Святой Дух и они заговорили новыми языками (Деян. 10:44–46). Петр начал проповедовать и сказал: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему», поэтому «всякий, верующий в Него (Иисуса), получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:34,35,43). Через откровение о полотне с животными всех сортов – чистыми и нечистыми – и через обращение Корнилия Бог показал, что спасение стало возможным всем народам, всем язычникам. Путь к Богу открылся для них через Иисуса Христа, а не через закон и обрезание. За это сражался всю свою жизнь апостол Павел. Не за то, чтобы отбросить закон, а за то, чтобы язычникам прежде чем прийти к Богу, не нужно было совершать обрезание.
Новое откровение состояло в том, что язычники могут на основании пролитой за них Крови Иисуса обращаться непосредственно к Богу, минуя закон, обрезание и служение в Храме. Для иудеев обрезание было знаком, подтверждавшим их участие в завете Авраама. Павел ни разу не сказал, что иудеи должны перестать обрезываться. В соответствии с Писанием это был знак вечного завета между ними и Богом (Быт. 17:13). Он говорил только, что язычникам не нужно обрезываться для того, чтобы быть принятыми Богом. Напротив, и обрезанному иудею, и необрезанному «еллину» необходима вера в Бога, чтобы получить праведность.
В Послании к Римлянам (3:28–30) Павел говорит: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не Бог и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру».
Все первые члены Церкви были иудеями. Это были мессианские евреи. Они верили в то, что Иисус, Иешуа был Мессией, «Ха Машиах». Они все почувствовали призыв Бога в своих сердцах и обратились от своих грехов (Деян. 2:37,38). Все они получили Духа Святого и рождение свыше и стали новым творением – Господь сотворил внутри них нового человека.
Для этих иудеев спасение не означало перехода в какую-то новую религию. Они просто приняли обещания иудейских пророков об излиянии Святого Духа, то есть о том, что Он поселится у них в сердце, и они все познают Господа (Иез. 36:27, Иер. 31:33,34). Естественно, эти евреи продолжали читать закон, чтить субботу, ходить в Храм, соблюдать времена молитв, праздники и обрезывать всех мальчиков. Нигде не сказано, чтобы они покончили со всем этим. Но к этому добавилось то, что они, во-первых, признали Иисуса Мессией, посланным Богом, и, во-вторых, начали распространять радостную весть о Нем среди всех народов. Иисус поручил Своим ученикам идти по всему миру. Для иудеев это было неслыханно – им было запрещено осквернять себя общением с язычниками. Но теперь наступил век Церкви, и Петр понял в доме Корнилия, что Бог принял все народы. Предназначение Церкви, состоявшей как из евреев, так и из язычников, было и в том, чтобы восстановить отношения между ними. Евангелие стало распространяться, и язычники принимали его в таком количестве, что их стало в Церкви намного больше, чем обрезанных иудеев. Но в Писании неоднократно говорится, что Евангелие – это «сила Божья ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, а потом и Еллину» (Рим. 1:16).
Сверхъестественная Церковь
Когда Апостолы начали проповедовать Евангелие, Бог подкреплял их проповедь великими чудесами и знамениями. Рождение Церкви было сверхъестественным, чудодейственными проявлениями сопровождался и ее рост. Жители всей Римской империи могли слышать Евангелие и видеть чудеса, которыми Бог подтверждал его.
Иисус обещал ученикам: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете мне свидетелями в Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Сила свыше подтверждала Евангелие.
Апостол Павел описывает это в Послании к Римлянам (15:18,19): «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божьего, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика».
Когда в день Пятидесятницы сошел Святой Дух и началась новая эпоха, Бог засвидетельствовал об этом духовным взрывом небывалой силы. Ученики исполнились великой смелости и пробивались мечом Евангелия через все ограничения и преграды, через любые сопротивления и угрозы. Они громогласно провозглашали по всей Римской империи о наступивших временах освобождения. Время пленения закончилось, долг был оплачен и грех прощен. Власть смерти разрушена, сатана побежден. Прощение, мир, праведность, исцеление стали доступны каждому человеку, верующему в Иисуса Христа. Повсюду, где ученики проповедовали и провозглашали эти истины, Бог подтверждал радостную новость чудесами и знамениями. Массы народа получали спасение, свободу от болезней и власти злых духов.
Все, что совершал Иисус, «благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним», теперь совершали Его ученики (Деян. 10:38). В Евангелии от Марка (16:20) сказано: «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Где бы ни появлялись ученики Христа, люди исцелялись и освобождались от власти дьявола, от его цепей, от его рабства. Новая церковь возрастала и укреплялась через распространение учения. Все новые и новые верующие принимали эстафету и шли дальше провозглашать Иисуса Господом, проповедовать о том, что «Евангелие есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).
Церковь – послушное орудие Святого Духа
Первая церковь отличалась следующими качествами:
1. Послушанием. Человек признавал всем сердцем, что Иисус Христос – Мессия и Господь.
2. Проявлением Божьей славы. Действие Духа Божьего в Церкви и через нее было очевидно. Церковь – жилище Святого Духа – была полна Божьего присутствия (Еф. 2:21,22).
3. Наличием чудес и знамений. Исцеление, изгнание бесов, явление силы Духа Святого, откровения, видения, посещение людей ангелами, пророчества, слова знания и мудрости – все эти сверхъестественные проявления были естественным содержанием церковной жизни, а не чем-то необычным. Само собой разумелось, что Бог творит чудеса, что дары Духа функционируют и происходят небывалые вещи.
4. Верой. Люди всегда верили в то, что Бог вмешается в нужную минуту и совершит невозможное, – так и случалось. Господь освободил Петра из тюрьмы, Он останавливал врагов христиан, Он оживил Тавифу, Он потряс землю, чтобы разбить оковы апостола Павла в темнице в Филиппах.
5. Учением и проповедью. Апостолы проповедовали ежедневно верующим, так что те укреплялись в Слове, твердо придерживались здравого учения, возрастали в познании и мудрости.
6. Божественным порядком. Все знали свое место в церкви и совместно использовали дары служения – старейшины, дьяконы и др. В совместном труде верующие созидали единое Тело Христа. Люди в церкви служили своим братьям по вере, а также проповедовали миру в силе и помазании Святого Духа (Еф. 4:11–13).
Другими словами, Иисус действительно был Господином Своей Церкви, и врата ада не могли одолеть ее. Святой Дух, жилищем Которого стала Церковь, мог управлять, вести и свободно действовать. Церковь была Его послушным орудием и жила по духу. Через Церковь Евангелие достигало мира, в силе проповеди переходя от одного народа к другому. Задачей же Церкви последнего времени стало охватить Евангелием весь мир.
Проповедь Слова была действительно успешной! Это не просто исторические факты, экзотические явления, недоступные нам. Это нормальное библейское христианство, это часть Божьего плана для каждой отдельной церкви. Это то, что делал Сам Иисус, находясь на земле. Он провозглашал, учил, совершал чудеса, давал знамения. Сегодня Он хочет делать то же самое через Свое Тело, которое есть Церковь. Евангелие не изменилось. Не изменилось и призвание Церкви.
Рост церкви встречает сопротивление
Рождение Церкви потрясло духовный мир. Дьявол со своим царством и своей армией был вынужден отступить. Но очень быстро он предпринял ответные действия. Первое из них – преследование «за Слово» (Марк. 4:17). Ученики встречали сопротивление, их гнали, ненавидели, бросали в тюрьмы и убивали. Но чем больше их преследовали, тем большая сила сходила на Церковь. За гонениями следовало обретение мудрости и увеличивалось число чудес и знамений. Верующих становилось все больше, они возрастали в духе, церкви росли количественно.
Иногда верующие думают, что Евангелие может распространяться без преследований. Это не библейский взгляд. Часто верующие хотят видеть те же чудеса и знамения, о которых мы читаем в Деяниях Апостолов, но забывают, что вместе с этим неминуемо придут и описанные там гонения. Ты не получишь одного, не вкусив другого. Но, как говорит апостол Павел, «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).
Над преследованиями и дьявольскими атаками можно одержать победу. Среди всех ужасающих обстоятельств Господь дает Свою охрану и помощь. Но совершенно ошибочно думать, что при этом можно быть популярным и в мирской среде, что сыны века сего согласятся со всем, что мы делаем и говорим. Иисус сказал об этом ясно: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16:33). Он молился Богу Отцу за Своих учеников: «Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14).
Да, мы молимся о том, чтобы найти путь к людским сердцам и быть успешными. Тогда многие смогут увидеть Иисуса в нас, полюбят то, что увидят, и примут спасение. Но в то же время мы не можем забывать, что дух этого мира – это дух антихриста, который не может нас любить. Бог этого века сатана ненавидит нас и то, что мы делаем. У него мы не желаем иметь никакого признания. А если дело обстоит иначе, значит, с нами самими что-то не в порядке, значит, мы сами пошли на компромисс с миром.
Мирское мировоззрение и религиозность – сатанинская атака на Церковь
Когда тактика прямого нападения не срабатывает, дьявол меняет тактику. Он старается заразить церковь изнутри мирским духом и таким образом лишить ее силы и инициативы.
Церковь родилась сверхъестественным образом. Это ее необходимый элемент. У Церкви есть духовное оружие. «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:4). Сила церкви заключена в Духе, а не в плоти. Когда церковь действует в духе, тогда в ней проявляются Божья сила и Его присутствие. Когда церковь действует по плоти, она принимает правила игры этого мира, а значит, теряет способность оказывать на него влияние.
Христианин может быть рожден свыше и иметь Святого Духа, но тем не менее жить, исходя из желаний своей души и плоти. Так же может себя вести и целая церковь. Но сила заключена не в душе или плоти, но в духе. Сил души – силы чувств, силы воли и силы разума – недостаточно для духовной победы. Физической силы тела также недостаточно.
Если верующий не черпает силу, мудрость в Духе, он никогда не сможет побеждать, никогда не увидит сверхъестественных проявлений и никогда не будет успешен. То же самое относится к церквям! Поэтому враг окольными путями старается проникнуть в церковь и заразить ее мирским духом, чтобы она потеряла силу и ослабла. Эти атаки разделяются в основном на две категории: а) мир и мирской дух, б) религия и религиозный дух.
После жестоких гонений на христианство, имевших место вплоть до 300-х годов нашей эры, отношение к Церкви изменилось. Государственная власть во главе с римским императором Константином поняла, что продолжать дело предыдущих правителей, а именно – искоренить христианство – невозможно. Вместо этого она сменила тактику. Если раньше христианство преследовалось, то затем оно вдруг было объявлено государственной религией. Для того, чтобы занимать какую-либо государственную должность, нужно было перейти в христианство. Что же произошло в результате? Люди устремились в церковь. Но не потому, что почувствовали собственную греховность и нужду в прощении и спасении души, а лишь для того, чтобы примкнуть к «кругу избранных». Быть христианином стало выгодно!
И Церковь, и проповедь Евангелия изменились за очень короткое время. Атаки как мирского мировоззрения, так и религиозного духа привели к тому, что Церковь стала абсолютно не похожа на библейский образец, описанный в Новом Завете. На смену духовному авторитету пришла политическая и религиозная власть.
Дары Духа и служения уступили место поклонению таинствам и церковной иерархии. Вместо сверхъестественных чудес и знамений Божий дом наполнился суевериями и невежеством. Сила Евангелия была принесена в жертву писаниям «святых отцов» и человеческим рассуждениям. Вместо жизни воцарилась смерть. Церковь окутало тысячелетнее царство тьмы, которое Мартин Лютер впоследствии назвал «Вавилонским пленом Церкви».