Вы здесь

Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920–1931 гг. На материалах Харбинской епархии. Глава 1. Белое Приморье и последняя волна русской эмиграции (1920–1922) (С. Н. Баконина, 2014)

Глава 1. Белое Приморье и последняя волна русской эмиграции (1920–1922)

1. Белые правительства на Дальнем Востоке в конце Гражданской войны

История российской эмиграции на Дальнем Востоке неразрывно связана с событиями Гражданской войны. Падение колчаковского правительства в Сибири{67}, затем власти атамана Семенова в Забайкалье{68} и, наконец, поражение Белой армии в Приморье вытолкнуло за пределы отечества тысячи людей, не пожелавших подчиниться советской власти.

Немаловажно, что в начале 1920-х гг. в среде несоциалистических сил Дальнего Востока преобладали монархические настроения. Первые революционные преобразования советской власти словно пробудили российское общество, и многие из тех, кто впоследствии был вынужден покинуть родину, вдруг осознали, что путем к восстановлению законности и возрождению России, той России, которая веками стояла на двух незыблемых началах – Православии и Самодержавии, должно стать возвращение к монархическому строю. В то же время российские граждане не успели забыть и о том, что совсем недавно, в царствование императора Николая II, православное самодержавие как принцип народного сознания переживало кризис. Значительная часть представителей интеллигенции в своем увлечении западными идеями охладели к православию, нередко ограничивая свою причастность к Церкви формальным исполнением треб и обрядов. «В области общественной класс тот также жил идеями Запада, – писал об этом времени святитель Иоанн (Максимович). – Совершенно не уделяя в ней места влиянию Церкви, он стремился перестроить всю жизнь России, особенно в области государственного управления, по западным образцам. Посему … велась особенно ожесточенная борьба с государственной властью, причем необходимость либеральных реформ и демократического устройства России сделались как бы новой верой, не исповедовать которую значило быть отсталыми»{69}.

В конце Гражданской войны эти настроения заметно ослабели, тогда как Церковь все более влекла к себе умы и сердца православных граждан теперь уже бывшей Российской империи. Этим в значительной степени объясняется и позиция большинства православного духовенства в их приверженности к правому лагерю эмиграции. Со своей стороны представители этой части русских беженцев во всех вопросах общественно-политической жизни стремились опереться на авторитет Церкви.

Наиболее ярко об этом свидетельствуют события конца Гражданской войны, происходившие на Дальнем Востоке в Приморье, которое стало последним оплотом антибольшевистского сопротивления на территории России и где особенно трудно утверждалась советская власть. Этот период, за которым последовала еще одна большая волна эмиграции (третья после падения Омска и Читы), приходится на время деятельности двух временных правительств, сформированных в 1921–1922 гг.: так называемого «меркуловского» и сменившего его правительства Приамурского Земского края.

Приходу к власти белых сил предшествовало возникновение в Приморье просоветских государственных образований. В конце января 1920 г., когда положение белых на Дальнем Востоке было критическим, в результате переворота была образована Приморская областная земская управа – временное коалиционное социалистическое правительство во главе с бывшим учителем, с декабря 1918 г. состоявшим гласным Областного земского собрания, эсером А. С. Медведевым{70}. Несмотря на то что комендантом крепости был назначен тоже эсер, подполковник Краковецкий, а начальником штаба стал генерал Доманевский, все главные рычаги управления в новом правительстве оказались в руках коммунистов. Параллельно с комендатурой был образован большевистский военно-революционный штаб, во главе такой важной для власти структуры, как финансово-экономическое бюро, оказался заместитель председателя правительства коммунист П. М. Никифоров. Митинги, выборное начало, коммунистические газеты – все готовило население к «торжеству диктатуры пролетариата»{71}. И только присутствие японских войск все еще сдерживало установление чисто большевистского правления{72}.

До мая 1921 г. Приморье входило в состав Дальневосточной Республики (ДВР) – «буферного» государственного образования, созданного в апреле 1920 г. по инициативе руководства РСФСР. С октября 1920 г. столицей ДВР стала Чита, где с 12 февраля по 12 апреля 1921 г. прошло Учредительное собрание. Итогом его работы было избрание правительства во главе с большевиками и принятие конституции ДВР, провозглашавшей демократические свободы, отмену частной собственности, отделение Церкви от государства и т. д.

12 декабря 1920 г. правительство Приморской областной земской управы сменило Приморское областное управление ДВР во главе с большевиком В. Г. Антоновым («розовая власть»). Новое государственное образование стало своего рода «буфером в буфере» и явилось очередным шагом на пути к утверждению в Приморье советской власти.

К этому времени Белая армия формально уже не существовала. Однако в конце 1920 – начале 1921 г. остаткам Дальневосточной армии (около 30 тысяч человек){73} удалось перебазироваться в Приморье, где почти безоружные войска разделились на два лагеря – каппелевцев{74} (Никольск-Уссурийский и Раздольное, командующий генерал-лейтенант Г. А. Вержбицкий) и семеновцев{75} (ставка в Гродекове, командующий генерал-лейтенант Г. М. Семенов). Начальник снабжений Дальневосточной армии генерал-майор П. П. Петров охарактеризовал сложившееся к тому времени положение в войсках так: «…официально это не была ни армия, ни отдельные воинские организации – это были люди, которые ищут пристанища, работы»{76}. Тем не менее порядок в частях сохранялся, было даже оружие, а весной начали проводиться боевые занятия.

20 марта 1921 г. во Владивостоке был созван Первый несоциалистический съезд, задуманный как широкое национальное объединение русских партий против социализма. Его название – «Съезд несоциалистического населения Дальнего Востока» – принадлежало главному организатору съезда и фактическому руководителю будущего переворота Н. Д. Меркулову.

Съезд открылся 20 марта 1921 г. молебном и торжественным заседанием в здании так называемого Общедоступного театра, ранее принадлежавшего городскому цирку. После избрания председателя состоялись выступления делегатов, среди которых были журналист и политический деятель В. Ф. Иванов (будущий премьерминистр меркуловского правительства); князь А. А. Кропоткин (председатель монархического центра в Харбине); православный священник-миссионер В. М. Демидов (участник Ледяного похода); старообрядческий священник И. Г. Кудрин (бывший проповедник в 3-й армии колчаковского правительства) и Н. Д. Меркулов.

На этом съезде впервые прозвучал призыв о возможности устройства Российского государства без социалистов и были выработаны планы по реализации этой идеи{77}. В. Ф. Иванов в своем выступлении подчеркнул, что «съезд выступает открыто на борьбу с темными силами, развалившими Россию», и что цель съезда – «создать национально-культурный центр с областной верховной властью и с народным правительством»{78}. По замыслу руководителей съезда Приморье должно было стать национальнодемократическим центром с устойчивым правовым порядком, который позволит наладить хозяйственную жизнь края и защитить национальные русские интересы. При этом никаких широких задач для ведения борьбы с большевиками не декларировалось.

Конечной целью своей деятельности съезд провозгласил восстановление «Единой, Великой и Свободной России, в которой русскому народу будет обеспечено свободное спокойное выражение своей созидающей воли через Учредительное Собрание – единого хозяина Земли Русской»{79}. Одна из резолюций съезда объявляла, что возрождение русской мощи невозможно без участия в государственном строительстве Православной Церкви.

Наконец, в мае 1921 г. в Приморье грянул белый переворот, вошедший в историю как «меркуловский». 23 мая каппелевские части почти мирным путем освободили от большевиков г. Никольск-Уссурийский, 26 мая они заняли Владивосток. В тот же день руководивший восстанием Народно-революционный комитет (Краевой национальный комитет) объявил о свержении областного управления ДВР и передаче власти Совету первого Съезда несоциалистического населения Дальнего Востока из пяти лиц. Они и составили новое Временное Приамурское правительство, председателем которого стал бывший юрисконсульт Владивостокского городского самоуправления С. Д. Меркулов (родной брат Н. Д. Меркулова). Зарубежные антисоветские газеты назвали события во Владивостоке не переворотом, а «падением власти большевиков».

10 июня 1921 г. во Владивостоке был созван второй Съезд несоциалистических организаций, на котором продолжилось обсуждение программы государственного строительства.

Результатом разнородного по своему составу несоциалистического движения стал созыв новым правительством Приамурского народного собрания, сформированного «по образцу английского парламента». Оно было избрано в июле 1921 г. как областной представительный орган сроком на один год и первоначально состояло из десяти фракций (монархическая, кадетская, эсеровская, крестьянская трудовая и др.). Членами Народного собрания стали делегаты от населения Приморья и различных белых организаций полосы отчуждения КВЖД{80}.

К началу 1922 г. Приамурское государственное образование включало в себя не только Приморскую, но также области Сахалинскую, Камчатскую и часть Якутской и Амурской областей{81}. Однако его гражданами открыто признавали себя лишь бойцы белых частей и беженцы. Большинство местного населения – рабочие в городах, значительная часть сельских жителей южного Приморья – симпатизировали красным и нередко пополняли отряды партизан.

Положение белых дестабилизировала и обстановка в армии. На следующий день после переворота во Владивостоке борьба между двумя лагерями привела к расколу белых формирований на фактически изолированные друг от друга группировки. Если каппелевцы (являвшиеся основной военной силой переворота) поддерживали новое правительство, то семеновцы (контролировавшие Гродековский район, с июля 1920 г. находившийся вне контроля владивостокских властей) сохраняли независимость.

Положение усугубилось в сентябре 1921 г., когда не без давления со стороны японского командования Меркуловы, поначалу опиравшиеся на каппелевцев, наладили связь с атаманом Семеновым, который согласился примкнуть к новому правительству на условии продолжения боевых действий против большевиков. Однако в решающих сражениях с красными участвовали не семеновцы, а потерявшие поддержку правительства каппелевцы.

Еще в июне 1921 г., через месяц после прихода к власти Меркуловых, каппелевские части начали успешную кампанию по очистке Приморья от красных партизан. Газеты писали о панических настроениях среди представителей коммунистической власти в Чите, столице ДВР. По сообщениям прессы, читинские комиссары бежали в Харбин, где их встретили слухами о готовящемся еврейском погроме. Слухи якобы были спровоцированы сообщениями о «взрыве народного негодования по поводу самого активного участия в насилиях и зверствах со стороны коммунистического еврейского элемента»{82}.

В ноябре 1921 г. каппелевские части войск Временного Приамурского правительства (6 тысяч штыков и сабель){83}, присвоив себе наименование Белоповстанческой армии, выступили против большевиков в надежде поднять в Приамурье широкое повстанческое движение. Боевые действия переросли в Хабаровский поход, который стал последним крупным выступлением Белой армии.

В декабре 1921 г. белые заняли Хабаровск и вышли на Амурскую железную дорогу, где столкнулись с крупными силами противника. После ожесточенных боев под Волочаевкой 14 февраля 1922 г. красные отбили Хабаровск и в начале апреля подошли к Спасску. Боевые успехи частей Народно-Революционной армии Дальневосточной республики (НРА) под командованием В. К. Блюхера стоили громадных людских потерь с обеих сторон. Белоповстанцы, лишенные всякой помощи, вынуждены были вернуться, их надежды на всеобщее восстание против большевиков не оправдались. Красные также были крайне истощены, для подготовки к последнему выступлению на Владивосток им потребовалась передышка, длившаяся шесть месяцев.

После Хабаровского похода в войсках разразился новый конфликт, выразившийся в нападках меркуловского правительства на каппелевское командование. Меркуловы, ничего не сделавшие для поддержки армии, обвинили командование в больших расходах на походе, неправильной постановке снабжения. В свою очередь военные обвинили председателя правительства в том, что он занял враждебную армии позицию, пытаясь провести реорганизацию вооруженных сил в пользу семеновцев. Положение в войсках было критическим: с одной стороны, конфликт между каппелевцами и семеновцами, с другой – разногласия каппелевского командования с меркуловским правительством. Результатом стал политический кризис.

Народное собрание, поддерживавшее каппелевцев, не могло согласиться с действиями правительства и все чаще подвергало его критике. Обострение отношений дошло до роспуска Народного собрания правительственным указом от 31 мая 1922 г.{84} Однако часть его членов указу не подчинилась и в ночь на 1 июня объявила Приамурское правительство низложенным, образовав собственное правительство.

Указом от 3 июня 1922 г. новая власть заявила, что вместо низложенных членов Временного Приамурского правительства Народное собрание избирает председателем Приамурского правительства генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса. Сам же Дитерихс, ничего не знавший об этих событиях, находился в это время в Харбине, и до его прибытия во Владивосток временное исполнение обязанностей председателя правительства было возложено на генерал-майора В. М. Молчанова{85}.

В течение нескольких дней во Владивостоке существовали две не признававшие друг друга власти. Положение спасло вмешательство приехавшего из Харбина генерала. Ознакомившись с обстановкой, Дитерихс сравнил события во Владивостоке с Февральской революцией 1917 г. Будучи убежденным монархистом и не желая углублять раскол, он заявил о своем отказе от «революционного избранничества»{86}, роспуске Народного собрания и созыве Земского собора, на котором должна быть установлена структура и состав верховной власти в Приамурье{87}. В результате переговоров Народное собрание, а также образованное им правительство сложили свои полномочия. Генерал Дитерихс принял командование вооруженными силами, сменив на этом посту генерала Верж бицкого.

Таким образом, вопрос о власти был разрешен мирным путем, и главная заслуга в этом принадлежала генерал-лейтенанту М. К. Дитерихсу. Важным итогом его участия в конфликте было то, что, принудив Народное собрание к самороспуску, он сумел поставить меркуловскому правительству жесткое условие – созыв Земского собора. Надо сказать, что идею созыва выборного Земского собора, составленного по сословному принципу и с участием представителей народа, Дитерихс высказывал еще в 1919 г.{88}, и теперь эта идея приблизилась к своему воплощению.

Временное Приамурское правительство объявило о созыве Земского собора указом № 149 от 19 июня 1922 г.{89} Согласно выработанному положению в состав собора должны были войти члены Временного Приамурского правительства, представители от духовенства, военного командования и армии, казачества, гражданских ведомств, высших учебных заведений и прочих общественных и религиозных организаций. К участию в заседаниях не допускались только коммунисты и примыкавшие к ним, а также социалистыинтернационалисты.

Открытие Земсобора состоялось в воскресенье 23 июля. В числе его делегатов были три представителя от Харбинской епархии – от духовенства священник Василий Демидов, от Епархиального совета профессор Н. И. Миролюбов и от мирян А. К. Скородинин.

Начало заседаний предварил военный парад, после которого состоялся крестный ход и молебен, совершенный епископом Владивостокским Михаилом (Богдановым) в сослужении многочисленного духовенства. На открытии собора присутствовали представители консульского корпуса и японского командования{90}. Первым произнес приветственную речь председатель правительства С. Д. Меркулов, который сказал, что «задача открывшегося Земсобора – зацепить гибнущую русскую жизнь на клочке Приморья и вести отсюда оздоровление для всей Русской земли – если не в смысле прямого непосредственного действия, то хотя бы лишь примером»{91}. После приветствий члены собора приняли присягу – все участники повторяли слова, которые произносил священник Аристарх Пономарев, и целовали крест и Евангелие.

Второе заседание, состоявшееся 25 июля, было посвящено выборам президиума. В нем участвовали 238 депутатов. Председателем Земского собора стал приехавший из Харбина профессор Юридического факультета{92} Н. И. Миролюбов, его заместителями – генерал А. П. Бакшеев и городской голова Никольска-Уссурийского В. Н. Толок. Почетным председателем единогласно был избран Патриарх Тихон, которому участники собора пропели многолетие, после чего президиуму было поручено выработать и внести на обсуждение проект обращения к населению и духовенству советской России.

На заседании 31 июля были представлены к обсуждению три тезиса, выработанные Комитетом монархических организаций Дальнего Востока: 1) Земский собор признаёт, что права на осуществление верховной власти в России принадлежат династии Дома Романовых; 2) Земсобор считает необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Приморья верховным правителем из династии Дома Романовых, династией для сего указанным; и 3) Земсобор считает необходимым доложить о вышеизложенном вдовствующей императрице Марии Федоровне и великому князю Николаю Николаевичу. Правительству было предложено незамедлительно вступить в переговоры с династией на предмет приглашения одного из ее членов на пост верховного правителя. На время переговоров и осуществления назначения предполагалось избрать временное правительство.

Обсуждение вопроса о власти продолжалось в течение последующих двух дней. Большинство депутатов склонилось к диктатуре в одном лице. Генерал Дитерихс, как представитель от армии и флота, выступил с предложением избрать на пост правителя края проживавшего в Харбине бывшего Приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти, считая его кандидатуру единственно возможной. С его мнением согласились более 90 процентов членов собора. Против была только меркуловская партия, мотивировавшая свое недовольство протестом против подрыва престижа братьев Меркуловых. В случае несогласия Гондатти вторым кандидатом собор объявил генерала Дитерихса.

2 августа председатель Земского собора Н. И. Миролюбов связался с Н. Л. Гондатти по прямому проводу. Первоначально вопрос касался возможности обсуждения кандидатуры Гондатти в качестве главы директории из трех лиц. Гондатти ответил, что выставлять его кандидатуру не возбраняется, однако категорического ответа дать не смог, заняв выжидательную позицию. Возглавить же директорию он отказался, объяснив это тем, что является безусловным сторонником единоличной власти.

Вечером того же дня на закрытом заседании Земского собора были приняты вышеизложенные тезисы и решен вопрос о форме временной власти. Результаты голосования были следующими:

за диктатуру – 166 голосов, против – 54;

сторонников Гондатти на пост временного правителя – 70, против – 43.

Срок согласия Гондатти был определен до 12 часов 3 августа. Однако кандидат в правители по-прежнему не торопился с ответом, и на соборе был поднят вопрос об избрании генерала Дитерихса, пользовавшегося авторитетом не только среди большинства белой эмиграции, но и у членов императорской фамилии.

Прежде чем принять решение, генерал дважды обращался к архиепископу Харбинскому Мефодию (Герасимову) с просьбой лично переговорить с Гондатти и выяснить его готовность возложить на себя предложенные Земским собором полномочия. Только на второй запрос от Гондатти был наконец получен ответ: «…при создавшихся условиях я решительно снимаю свою кандидатуру».

Избрание временного правителя состоялось 6 августа. За единственного кандидата, генерала Дитерихса, было отдано подавляющее большинство голосов: 213 против 19.

Передача полномочий Временным Приамурским правительством вновь избранному правителю состоялась на торжественном заседании 8 августа. После молитвы бывший глава правительства С. Д. Меркулов зачитал указ о передаче власти. В тот же день генерал Дитерихс издал указы о своем вступлении в должность и о наименовании Приамурского государственного объединения Приамурским Земским краем. Однако, несмотря на состоявшееся избрание, неофициальные переговоры с Гондатти все еще продолжались, и только 9 августа, когда в Харбине была получена информация о вступлении нового правителя в должность, Гондатти решил приостановить переговоры «до получения исчерпывающей информации».

В последующие дни проходили закрытые заседания и частные совещания, на которых обсуждались доклады членов правительства, в том числе по военным вопросам. В период работы Земского собора исход антибольшевистской борьбы все еще оставался неясным. Представитель монархического центра в Харбине генерал Н. А. Лохвицкий побывал на Балканах и пытался вести переговоры с французами о переброске на Дальний Восток частей генерала Врангеля и возможности принятия главнокомандования одним из членов бывшей императорской фамилии. Большинство монархистов возлагали надежды на великого князя Николая Николаевича, имевшего наибольшее влияние в эмиграции. Однако он упорно отказывался встать во главе движения{93} и занимал твердую позицию «непредрешенчества». Еще в марте 1917 г. Временное правительство отправило великого князя в отставку с поста верховного главнокомандующего{94}, официально уведомив его о нежелании победившей демократии иметь членов императорской фамилии не только на высших военных постах, но вообще в рядах революционной армии{95}.

10 августа на последнем заседании Земского собора были приняты резолюции по вопросам объединения армии и эвакуации японских войск. Для решения этих задач были избраны две делегации – одна в Западную Европу, другая в Японию. Членами делегации в Европу были назначены: председатель собора Н. И. Миролюбов, епископ Камчатский Нестор (Анисимов) и бывший председатель правительства С. Д. Меркулов{96}. Главной целью их поездки было разрешение вопроса о назначении на Дальний Восток правителя из династии Дома Романовых, роль которого предназначалась великому князю Николаю Николаевичу. Участие в составе делегации епископа указывает на то, что, по всей вероятности, именно на него возлагалась миссия склонить великого князя к согласию на приезд в Россию. Епископ Нестор был близко знаком с Николаем Николаевичем. В 1919 г. он находился в Крыму, где великий князь проживал вместе с супругой, и навещал, оказывая духовную поддержку, близких родственников царской семьи в самое трудное для них время. Возможно, по этой причине он и вошел в состав делегации как наиболее авторитетное лицо, способное оказать влияние на главного кандидата в правители России{97}. По поводу делегации в Японию газеты передавали, что, по слухам, эта поездка была связана с ходатайством об отсрочке эвакуации японских войск, что в силу сложившихся обстоятельств не могло увенчаться успехом.

После закрытия заседаний предшествуемые духовенством с иконами Спасителя и «Державной» Божией Матери члены Земсобора направились мимо расставленных шпалерами войск к кафедральному собору, где при огромном стечении народа епископом Нестором был отслужен молебен. Затем епископ окропил святой водой ряды войск, после чего одна из икон была вручена правителю, другая войскам. В заключение состоялся большой парад{98}.

Считая, что объединение населения должно происходить вокруг Церкви, правитель Земского края уже в первом своем указе, в котором излагались принципы государственного строительства, поручил архиепископу Харбинскому Мефодию созвать Приамурский Церковный Собор{99}, который совместно с Земской думой составит основу представительной власти в крае. В следующем указе он распорядился о немедленном переходе к структуре приходского управления: Земской думе предписывалось в срочном порядке разработать положение, согласно которому основной городской, земской и казачьей административной единицей местного самоуправления становился приход, управляемый Приходским советом. Кроме того, в указе говорилось о необходимости созвать съезд представителей всех национальных организаций Дальнего Востока, «стоящих на принципах, возвещенных Земсобором, для объединения дальневосточных общественных организаций вокруг Церковного Собора»{100}.

Для подготовки Церковного Собора правитель возложил на епископа Владивостокского Михаила созыв «совещания епископов»{101}, которое состоялось 13–14 сентября 1922 г. в Никольске-Уссурийском.

После окончания работы Земского собора в Приморье началась подготовка к обороне края. В соответствии с будущими боевыми задачами была произведена передислокация войсковых групп. Ввиду начала эвакуации японцами Спасского района генерал Дитерихс решил перенести место своего пребывания из Владивостока в район предстоящих военных действий и вместе с Земской думой перебрался в Никольск-Уссурийский, где уже были расположены части генерала Молчанова (около 3 тысяч человек), готовившиеся принять Спасский район.

В указе от 15 августа 1922 г. Дитерихс объявил о необходимости приготовления Приморской области к тому положению, которое создастся после того, как он с центральным аппаратом внешних дел, двигаясь на запад, покинет пределы Приморской области. В связи с этим, сохраняя за собой полноту единоличной власти, он распорядился постепенно перевести на принципы широкого самоуправления внутреннее административное, промышленное, образовательное и судебное управления Приморского края.

Дальневосточная Белая армия была преобразована в Приамурскую Земскую рать – из трех корпусов были сформированы четыре рати: Поволжская (бывший 3-й корпус), Сибирская (бывший 2-й корпус), Сибирская казачья (бывший 1-й корпус) и Дальневосточная (части 1-го и 2-го корпусов), которые делились на полки (бывшие бригады){102}. Батальоны и дивизионы были переименованы в дружины, главнокомандующий М. К. Дитерихс стал называться воеводой. Под командованием воеводы ратникам немногочисленной Приамурской Земской рати предстояло вести решающие бои с превосходящими силами Красной армии.

Реальной возможности победить у защитников старой России уже не было. В значительной степени этому способствовала, по выражению П. Балакшина, «пассивность населения на грани с фатальной самообреченностью»{103}, подтверждением чему служат данные о мобилизации в Земскую рать. Объявленный генералом Дитерихсом призыв ратников завершился в начале октября. И хотя среди откликнувшихся на него добровольцев были офицеры и солдаты даже из полосы отчуждения КВЖД, большинство призывников зачислялись по принуждению. Мобилизация во Владивостоке была ничтожной и позволила набрать людей для организации батальона резерва, на фронт же пришло всего 160 человек. Призыв в Никольске дал около 200 человек{104}.

В сложившейся обстановке установление нового порядка государственного управления на столь малой территории, оставшейся от Российской империи, было практически невозможным. Гражданская война подходила к концу, белые были обречены, но вера в справедливость борьбы за спасение Родины от безбожной власти вселяла надежду на победу и укрепляла дух.

Как отмечает биограф генерала Дитерихса В. Ж. Цветков, Приамурский Земский край держался на вере. Добавить здесь можно только то, что прежде всего это была вера правителя и его ближайшего окружения. По воспоминаниям генерала П. П. Петрова, реформы Дитерихса вдохновляли не всех, «большинство слабо понимало это возвращение к старине»{105}. Более того, правителю предлагалась альтернативная программа действий. Об этом свидетельствует опубликованное в прессе «Письмо генерала Дитерихса генералу Плешкову, Н. Л. Гондатти, генералу Ткачеву и полковнику Бруевичу». Судя по обращению, основным адресатом был Гондатти. Дитерихс писал:

«Я считаю нужным ответить на ваше письмо открытым письмом, так как, видя путь спасения и объединения нас всех только в исповедовании нами всею силою разума и сердца основ Христовой веры и любви друг к другу, не имею причин скрывать этой моей веры от людей.

Уже неоднократно и в моих указах, и в обращениях к населению и армии я стремился горячо подчеркнуть, что объединение нас всех для борьбы с изуверами-большевиками и для победы над царством антихриста, водворившегося в пределах нашей истерзанной и измученной Родины, может быть достигнуто только на принципах нашего религиозного объединения в духе истинного исповедывания заветов Христа.

Только сознание всеми нами этих единственных начал объединения даст нам возможность стать на истинные пути служения Родине, и, может быть, тогда Господь сжалуется над нами и совершит великое чудо спасения России»{106}.

Судя по тексту письма, генерал хорошо понимал сложившуюся обстановку, и только вера, надежда на Бога, давала ему силы нести на себе бремя ответственности за судьбу Родины, нести свой крест последнего правителя Белой России. Но единство в духовном порыве так и не было достигнуто. На Дитерихса смотрели больше как на мечтателя, чем как на правителя и военачальника. Не спасло и то, что, несмотря на громадное превосходство красных, боевой дух и дисциплинированность белых частей были «выше всякой критики»{107}.

9 октября 1922 г. красные заняли Спасск. Сухопутные части Приамурской рати во главе с генералом Дитерихсом, во много раз уступавшие противнику по численности и имевшие ограниченный запас боеприпасов, начали вынужденное отступление{108}. 25 октября войска Красной армии под командованием И. П. Уборевича вошли во Владивосток. Оплот старой России – Приамурский Земский край – перестал существовать.

Основной причиной неудачи, которую потерпело Белое движение в борьбе с советской властью, современные историки справедливо считают отсутствие ясно выраженной идеи, четкой позитивной идеологии. И только в конце Гражданской войны благодаря усилиям главы последнего белого правительства пришло понимание того, что настоящей белой идеологией может быть только Православие, настоящим белым вождем – только Царь{109}. Эта идея нашла свое выражение в постановлениях Земского собора, состоявшегося в 1922 г. во Владивостоке. Инициатива его созыва принадлежала русскому генералу, который, в отличие от большинства военачальников Русской армии, не отказался от царской присяги. По его замыслу Россия должна была вернуться к тому прообразу, который существовал во времена Московской Руси, но с учетом реалий ХХ в. И самым важным деянием Земского собора 1922 г. стало утверждение номинального существования монархии{110}.

2. Последняя волна русской эмиграции в Китай

С 1920 по 1922 г. больше всего беженцев из Сибири и Дальнего Востока перебралось в Китай, на территорию приграничной с Россией Маньчжурии. Последняя, самая многочисленная, волна беженцев из Приморья, среди которых было немало представителей духовенства, во многом оказала влияние на социальный и политический состав белой эмиграции в Китае, и главная роль в ее формировании, безусловно, принадлежала военным.

Еще до начала боевых действий в Спасском районе все семьи военнослужащих были переведены во Владивосток, в дальнейшем они были эвакуированы в другие безопасные районы (Посьет{111} и Ново-Киевск). 23 октября приказом правителя Приамурского Земского края было объявлено об эвакуации воинских частей и флота и об освобождении служащих Приамурской государственности от их обязанностей. В ближайшие дни около 30 судов – Сибирской флотилии под командованием контр-адмирала Ю. К. Старка, Добр флота и нескольких иностранных – с беженцами на борту (7500 человек, в том числе 1300 женщин) оставили Владивостокский порт и взяли курс вдоль берегов Кореи.

Остатки войск Белой армии уходили за границу разными путями. Части Сибирской группы Земской рати под командованием генерала И. С. Смолина (около 3 тысяч человек) направились в полосу отчуждения КВЖД в район станции Пограничная{112}. После перехода границы и сдачи оружия китайским властям солдаты были отделены от офицеров и отправлены в эшелонах на станцию Маньчжурия (большинство из них по дороге бежали, впоследствии некоторым удалось устроиться на работу, часть бежавших вернулась в Советскую Россию). Офицеров этой группы отправили в беженский лагерь в Цицикар.

Наиболее крупная военная группировка под командованием генерала Дитерихса (около 9 тысяч человек) до окончания эвакуации из Владивостока оставалась в районе Посьета (откуда ушли последние суда на Гензан) и Ново-Киевска (где организовывалась отправка беженцев сушей). Эвакуация семейств и раненых из Ново-Киевска завершилась за несколько дней до прихода красных. Беженцы были направлены на границу в Хунчунский район. Тяжелейший переход с ночевками в поле под дождем длился три дня. После сдачи Ново-Киевска в Хунчун отступили войска, 1 ноября они перешли границу. После переговоров с местными властями эта группа беженцев была направлена в район Гирина, где людей разместили в беженских лагерях, которые просуществовали до осени 1923 г.

Для характеристики последней волны белой эмиграции в Китай уместно представить данные о составе и численности хунчунской группы беженцев в ноябре 1922 г.{113}


Численный состав хунчунской группы по входящим в нее беженским группам


Таким образом, общая численность хунчунской группы в ноябре 1922 г. составила 8648 человек.

Военных специалистов (артиллеристы, пулеметчики, саперы, телеграфисты и пр.) насчитывалось более 75 %, людей невоенных специальностей – около 25 %. По профессиональным навыкам беженцы невоенных специальностей делились на следующие группы: ремесленники и мастеровые (сапожники, столяры, кузнецы, портные и пр.) – 57 %; технические специалисты (от инженеров до монтеров) – 15 %; интеллигенты (учителя, врачи, агрономы, актеры и пр.) – около 28 %.

Всего к началу ноября 1922 г. из Приморья эвакуировалось до 20 тысяч человек, в том числе около 14 тысяч военнослужащих{114}. Представителей духовенства было от 80 до 100 человек{115}. По свидетельству харбинского протоиерея А. Пономарева, большинство из них составляли военные священники, отступившие с Белой армией из Волжского и Каменского районов, с Урала и из Сибири. Меньшинство ушли из родных мест вместе с беженцами{116}.

В числе эмигрантов оказались четыре архиерея, покинувшие Россию в период с 1920 по 1922 г. – архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов), епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский), епископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов) и епископ Владивостокский Михаил (Богданов). Каковы же были причины эмиграции этих иерархов? Ответ на этот вопрос важен для определения канонического положения епископов Русской Православной Церкви, покинувших свои епархии в период Гражданской войны: был ли их уход за границу бегством, самочинным оставлением своих епархий, лишающим архиереев их прав, или же это было изгнанничество и с церковной точки зрения нет никаких оснований ставить под сомнение епископские права архиереев-беженцев.{117}

Во время Гражданской войны положение Православной Церкви в бывшей Российской империи, и на Дальнем Востоке в частности, напрямую зависело от менявшейся политической обстановки. Если в местах, где устанавливалась советская власть, неизбежно начинались открытые гонения на Церковь, то на территориях, занятых белыми, сохранялась свобода церковной жизни. Однако в обстановке военных действий эти территории оказывались отрезанными от Всероссийской Церковной Власти, поэтому епископы испытывали затруднения в принятии решений, особенно в вопросах превышавших полномочия епархиальных архиереев. По этой причине в двух главных областях, находившихся под контролем антибольшевистских сил (на Восточном фронте Сибирь и Дальний Восток, на Южном – Крым), были образованы временные церковные управления (ВВЦУ) для епархий, оказавшихся в сходных условиях. Первый опыт создания такого ВВЦУ относится к осени 1918 г. – 14 ноября на церковном совещании в Томске было образовано Временное Высшее Церковное Управление Сибири во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским){118}.

Вопрос о создании Сибирского ВВЦУ был решен на Соборном совещании в Томске 14 ноября 1918 г. Участниками Томского совещания стали 13 епископов и 26 членов Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. из духовенства и мирян, которые смогли прибыть из епархий Сибири, Урала, Поволжья и Дальнего Востока, не подконтрольных советской власти{119}. Среди обсуждавшихся важнейших вопросов церковной жизни вопрос об организации в Сибири Временного Высшего Церковного Управления был главным. Причины создания ВВЦУ, его состав и задачи участники совещания обосновали в специальном послании{120}, которое было опубликовано в газетах. В нем говорилось, что вследствие Гражданской войны, охватившей Приуралье, «Сибирь и весь восток Православной России оказались отрезанными от Москвы и пребывающих в ней Всероссийского Святейшего Патриарха и при нем Высшего Церковного Управления. Все восточные епархии оказались, таким образом, лишенными объединительного и распорядительного центра. <…> Во многих из восточных епархий назрели дела, превышающие полномочность Епархиального Управления. В то же время Всероссийское правительство затруднялось, к кому обратиться по церковным делам. Поэтому Соборное совещание установило Высшее Временное Церковное Управление. Это Высшее Управление состоит из трех епископов, двух пресвитеров и двух мирян. Председательствование в Управлении поручено Омскому архиепископу Сильвестру, как епископу того города, где находится ныне Высшая государственная власть. <…> Высшему Церковному Управлению усвоены полномочия только в делах совершенно неотложных и притом только на то время, пока не откроется возможность сношения с Святейшим Патриархом Московским и всея России. По прекращении своих действий Высшее Церковное Управление имеет дать отчет обо всем им исполненном Святейшему Патриарху»{121}.

Из архиереев помимо председателя, архиепископа Омского Сильвестра, членами ВВЦУ стали архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) и епископ Уфимский Андрей (Ухтомский).

Сибирское ВВЦУ обосновалось в Омске, по местопребыванию органов государственной власти. Его открытие состоялось 25 ноября 1918 г. после торжественного богослужения, на котором присутствовал Верховный правитель адмирал А. В. Колчак{122}, члены кабинета министров, дипломатический корпус и военные чины. В тот же день правительством было принято постановление о создании Главного управления по делам вероисповеданий при Министерстве внутренних дел. Функции контролирования деятельности ВВЦУ были переданы министру исповеданий.

При управлении вероисповеданий были созданы и другие церковные структуры. Приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего № 56 от 28 декабря 1918 г. «для обслуживания духовных потребностей в войсках армии и флота, для поднятия в них религиозно-нравственного состояния и развития в защитниках Родины чувства патриотизма и преданности долгу» были введены должности главного священника армии и флота с управлением при Ставке Верховного главнокомандующего, а также священников фронтов, армий, отдельных корпусов и отдельных армейских групп, священно-церковнослужителей стрелковых, пехотных, казачьих и кавалерийских полков, госпиталей и лазаретов. В марте 1919 г. управление было переведено из Ставки в штаб Верховного главнокомандующего, а в октябре 1919 г. была введена должность епископа армии и флота при Военном министерстве.

В ноябре 1919 г. вместе с отступавшими частями Белой армии Управления епископа и главного священника армии и флота колчаковского правительства покинули Омск и перебрались в Иркутск. В январе 1920 г. колчаковское правительство прекратило свое существование. В феврале архиереи – члены Сибирского ВВЦУ – были арестованы советской властью по обвинению в «пособничестве Белой армии и антисоветской пропаганде». Вскоре после ареста председатель ВВЦУ архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) скончался. В ноябре архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) и епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) выступили с заявлением о своей лояльности к существующей власти и просьбой об освобождении, после чего их дело было прекращено{123}.

Под угрозой репрессий часть епископов, епархии которых оказались на территориях, занятых большевиками, вынуждены были эмигрировать. Трое из них были участниками Томского совещания 1918 г.: архиепископ Мефодий, епископ Мелетий и епископ Михаил. Их история такова.

Епископ Мефодий (Герасимов) возглавил Оренбургскую кафедру 30 июля 1914 г., в самом начале войны. В состав этой одной из самых обширных епархий Русской Православной Церкви входили тогда Оренбургская губерния и Тургайская область. Во время войны здесь оказались сотни тысяч беженцев, о которых требовалась неустанная забота. Для помощи беженцам епископ организовал Епархиальный Беженский комитет, который имел благочиннические и уездные отделы. Комитет помогал нуждавшимся найти приют, обеспечивал их питанием и одеждой, детям давал возможность получить образование. В самом Оренбурге для беженцев был устроен целый городок с собственной церковью, двухклассной школой, бесплатными столовыми, банями, лечебницей, амбулаторией и библиотекой.

Глава епархии принимал непосредственное участие в делах помощи фронту. Помимо Беженского комитета в Оренбурге были созданы такие учреждения, как Оренбургский епархиальный комитет Красного Креста, Военно-промышленный комитет и некоторые другие. Кроме сбора средств по всей епархии проводились сборы железа и жести для нужд чугунолитейного завода, на котором изготавливались артиллерийские снаряды, и мастерских, где производилось все необходимое для консервного завода и обозов. На епархиальные средства содержалось несколько госпиталей, которые часто посещал епископ.

В 1917 г. епископ Мефодий выехал в Москву для участия в работе Священного Собора Православной Российской Церкви. В 1918 г. он был возведен в сан архиепископа и по окончании работы Собора вернулся в Оренбург{124}.

После занятия Оренбурга большевиками архиепископ Мефодий сначала перебрался в Челябинск, бывшее викариатство Оренбургской епархии. К этому времени Челябинская кафедра уже была преобразована в самостоятельную епархию (с сентября 1918 г.), однако до сентября 1919 г. кафедра оставалась без правящего епископа, так как первый епископ Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур) так и не смог добраться до Челябинска, в 1920 г. он эмигрировал за границу из Крыма. Оказавшись в Челябинске, архиепископ Мефодий 26 февраля 1919 г. сформировал там временное Епархиальное управление. Однако в сентябре 1919 г. на Челябинскую кафедру был назначен епископ Дионисий (Прозоровский), который и прибыл на место служения{125}. С наступлением Красной армии оставшийся не у дел архиепископ Мефодий выехал на восток и в феврале 1920 г. оказался в Харбине.

Епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский) вступил в управление Забайкальской епархией в январе 1916 г. В том же году он настоял на открытии в Забайкалье Селенгинского викариатства с назначением на эту кафедру рукоположенного во епископа архимандрита Ефрема (Кузнецова).

Через год страна пережила февральский переворот. Во всех епархиях Русской Православной Церкви начали собираться самочинные епархиальные съезды и собрания «прогрессивного» духовенства и мирян, на которых раздавалась резкая критика церковной жизни, нередко с требованием о переизбрании епархиальных архиереев. На одном из таких собраний епископу Мелетию было вынесено порицание «за несочувствие революционному движению»{126}.

В 1917 г. глава епархии вместе со своим викарием выехал в Москву для участия в работе Всероссийского Поместного Собора. После окончания соборных заседаний епископ Ефрем был арестован ВЧК и расстрелян{127}. Епископ Мелетий вернулся в епархию и, пробыв там до августа 1920 г., эмигрировал вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Семенова.

Епископ Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов) и его викарий епископ Камчатский Нестор (Анисимов) не оставляли Приморья до осени 1922 г. Но если глава епархии находился во Владивостоке постоянно, то Камчатский епископ, оставивший свою кафедру после захвата Петропавловска большевиками, уже не смог на нее вернуться.

Епископ Владивостокский Михаил (Богданов) свое архиерейское служение начал в Казани, будучи вторым викарием Казанской епархии с титулом епископа Чебоксарского. Затем был назначен на самостоятельную кафедру в Самару. В 1917 г. епископ Самарский Михаил вошел в состав нового Синода, сформированного оберпрокурором В. Н. Львовым. Участвовал в работе Предсоборного Совета и руководил работой Отдела о духовно-учебных заведениях{128}. После прихода большевиков он вынужден был покинуть свою епархию и в 1919 г. перебрался в Омск, где Сибирским ВВЦУ был командирован временно управлять Владивостокской епархией{129}. Патриарх Тихон утвердил это назначение своим указом{130}. Епископ Михаил эмигрировал последним из архиереев, он оставил Владивосток в ноябре 1922 г. после падения Приамурского Земского края.

Викарий владивостокского архиерея, епископ Нестор (Анисимов), сохранивший в эмиграции титул епископа Камчатского, впервые выехал за границу в 1920 г. В течение двух лет он неоднократно возвращался на родину{131}. Поскольку в 1922 г. возглавляемая им Камчатская епархия оказалась в сфере влияния РПЦЗ, необходимо остановиться на вопросе о ее статусе как викариатстве Владивостокской епархии и на личности самого архиерея.

Учрежденная в 1899 г. Владивостокская епархия поначалу именовалась Владивостокской и Камчатской и занимала огромную территорию – 1 миллион 200 тысяч квадратных верст. Церковная жизнь столь обширного края много лет успешно развивалась благодаря трудам ее основателя и главы – епископа (с 1906 г. архиепископа) Евсевия (Никольского). Необъятность епархии и расширение миссионерской деятельности явились теми условиями, благодаря которым стала очевидной необходимость создания викарных кафедр. Первая из них, Никольск-Уссурийская, появилась в 1912 г. Кафедра второго викарного епископа была учреждена указом Святейшего Синода от 22 августа 1916 г. – начальник Камчатской Духовной Миссии 30-летний архимандрит Нестор (Анисимов) был рукоположен в сан епископа Петропавловского.

Учреждение в 1916 г. Камчатского викариатства совпало с введением нового указа о переименовании епископских кафедр{132}. Согласно указу Святейшего Синода, архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий стал архиепископом Приморским и Владивостокским, а епископ Петропавловский Нестор – епископом Камчатским и Петропавловским с самостоятельным управлением Камчатской епархией и с жительством в городе Петропавловске-на-Камчатке. Таким образом, Камчатская кафедра получила статус полусамостоятельного викариатства{133}, каковым оставалась до 1922 г.

В 1917–1918 гг. епископ Нестор, как член Поместного Собора, находился в Москве. Во время работы Собора он активно участвовал в церковном сопротивлении большевистским гонениям, много проповедовал. Следствием этого стал его первый арест 16 февраля 1918 г. После освобождения, которого добилась от властей соборная делегация, ему было разрешено передвижение по Москве без права выезда за ее пределы. Вскоре начались преследования всех членов Собора, и пребывание архиерея в столице стало небезопасным. Во время обыска у Патриарха Тихона большевики изъяли составленную епископом Нестором книгу «Расстрел Московского Кремля» и требовали у Патриарха назвать адрес автора. По благословению Патриарха Тихона{134} 18 октября 1918 г. архиерей был вынужден покинуть Москву.

Перебравшись сначала в Киев, он стал свидетелем многих трагических кровопролитных событий Гражданской войны. Зимой 1919 г. епископ Нестор выехал из Киева в Одессу и затем в Ялту, где в это время находились члены бывшей императорской семьи. Он неоднократно их посещал, совершая богослужения во дворце Чаир у великого князя Николая Николаевича и во дворце Харакс у вдовствующей императрицы Марии Федоровны{135}. В апреле 1919 г. епископ Нестор прибыл в Константинополь. Пробыв там около месяца, он отправился на Дальний Восток на пароходе Добровольного флота «Томск».

В конце августа – начале сентября 1919 г. архиерей оказался в Омске, где дважды встречался с А. В. Колчаком и получил от него предложение быть духовником казачьих войск Сибири и Дальнего Востока{136}. После приема у Колчака 14 сентября 1919 г. постановлением Сибирского ВВЦУ от 16 сентября 1919 г. № 95 епископ Нестор был командирован в распоряжение военных властей «для священнослужения и проповеди в казачьих войсках»{137}. На следующий день после назначения появилось воззвание епископа Нестора к казачеству, в котором он призвал воинов-казаков к решительной борьбе с большевиками – «жестокими врагами нашей Веры и Государства»{138}. Воззвание Камчатского епископа, обращенное к казакам, перекликалось с призывом Сибирского ВВЦУ «К воинству, подвизающемуся на всех фронтах».

После восстания в Петропавловске в 1920 г. епископ Нестор, не имея возможности вернуться в свою епархию, вынужден был выехать в Японию{139}, затем перебрался в Китай. Сравнение документов, относящихся к биографии архиерея, и его воспоминаний позволило сделать вывод, что в Японии он находился до весны 1921 г.{140} и затем выехал во Владивосток. Причиной послужило изменение политической ситуации на российском Дальнем Востоке и приход к власти меркуловского правительства. Именно Камчатским епископом был отслужен молебен по случаю окончания работы второго Съезда несоциалистических организаций{141}. После молебна епископ Нестор произнес проповедь, призвав всех собравшихся, несмотря на их «политическое разномыслие», к единству в молитве к Богу, «чтобы правда и истина распространялись любовью, а не злом». Убежденный монархист, он говорил о необходимости проявить «чистый, сильный патриотизм» в деле «укрепления освобожденного от врагов края» и спасения соотечественников в России, где «растет и высится многомиллионная пирамида человеческих тел замученных, убитых, умерших от голода и эпидемий», где «томятся в тюрьмах ни в чем не повинные узники – мужчины, женщины и даже дети, служители Церкви и миряне». Свое слово епископ Нестор закончил призывом о помощи Белой армии, выполняющей свой долг по освобождению Родины. Однако история переворота в Приморье свидетельствует, что архиерей не участвовал ни в его подготовке, ни непосредственно в перевороте. Только после того как новое правительство смогло взять власть в свои руки, он вернулся во Владивосток, и то ненадолго, поскольку вскоре выехал в Харбин.


Все вышеизложенное позволяет сделать следующее заключение. В конце Гражданской войны политическая обстановка на Дальнем Востоке отличалась крайней нестабильностью. Эта окраинная территория России стала последним оплотом сопротивления советской власти объединенных несоциалистических сил, главным итогом которого стало изменение идеологии Белого движения. В период с мая 1921 по октябрь 1922 г. в Приморье существовало государственное образование, поочередно возглавлявшееся двумя правительствами. Образованное в результате белого переворота так называемое «меркуловское» правительство вопрос о форме правления в России откладывало до Учредительного собрания, тогда как правительство Приамурского Земского края, возглавляемое генералом М. К. Дитерихсом, объявило своей целью восстановление монархии с царем из династии Романовых. Это означало, что на Дальнем Востоке над принципом «непредрешения», сформулированным Белым движением еще в 1918 г.{142}, одержал победу менее популярный лозунг о восстановлении в России монархического правления. Однако планам возвращения к власти представителя прежней династии не суждено было сбыться. Осенью 1922 г. Гражданская война закончилась окончательным поражением Белого движения, начался большой период антибольшевистского противостояния несоциалистических сил в эмиграции.

В период исхода последней волны беженцев из России положение Православной Церкви характеризовалось общностью взглядов большинства священнослужителей с защитниками прежней российской государственности и их заботой о своей пастве. События, предшествовавшие эмиграции архиереев, покинувших свои епархии в период Гражданской войны, свидетельствуют о том, что все четыре епископа эмигрировали под угрозой большевистских репрессий. За границей они были приняты как представители своей паствы, что представляется достаточным основанием для утверждения о бесспорности сохранения их епископских прав. Таким образом, в эмиграции создались условия, позволяющие иметь церковную организацию в форме самостоятельного епархиального управления.