Вы здесь

Цены и ценообразование. Ответы на экзаменационные билеты. 20. Понятие и факторы эластичности спроса по доходу (С. В. Загородников, 2009)

20. Понятие и факторы эластичности спроса по доходу

Спрос как важнейшая категория рыночной экономики зависит во многом от цены. На величину спроса на конкретный товар также оказывает влияние не только изменение его цены и цен других товаров, но и изменение дохода потребителей.

Под спросом понимается готовность потребителя купить некоторое количество продукта по определенной цене в течение некоторого периода времени.

Математически эластичность рассчитывается как отношение темпов прироста зависимой переменной к темпам прироста независимой переменной. В самом общем виде эластичность спроса по доходу характеризует степень реакции приобретаемого количества товара на колебания дохода потребителя.

Для обоснования взаимосвязи спроса на товар и дохода потребителей можно рассчитать коэффициент эластичности:

ЕR = ДQ /ДR,

где ERкоэффициент эластичности спроса по доходу;

ДQ – изменение спроса в процентах;

ДR – изменение дохода покупателя на товар в процентах. Данный коэффициент характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя.

Знание коэффициента эластичности спроса по доходу необходимо для расчета потребительской корзины, определения структуры потребления лиц с различными доходами, исчисления степени изменения потребления того или иного товара при изменении уровня дохода и т. д. Рассчитанные данные по изменению объема спроса могут быть использованы при решении вопросов развития производства.

При ЕR < 0, т. е. если при увеличении дохода спрос на товар падает, его называют низкокачественным (или неполноценным).

Если ЕR > 0, т. е. при увеличении дохода спрос на товар увеличивается, товар называют нормальным.

Данный коэффициент эластичности может показать, что один и тот же товар может быть как неполноценным, так и нормальным. В составе нормальных товаров выделяют три группы:

1) товары первой необходимости, спрос на них растет медленнее роста доходов (0 < ЕR; < 1) и, следовательно, имеет предел насыщения;

2) предметы роскоши, по ним спрос опережает рост доходов (ЕR > 1) и поэтому не имеет пределов насыщения;

3) товары, спрос на которые изменяется пропорционально изменению доходов (ЕR= 1). Часто эти товары называют товарами второй необходимости.

Современная ситуации такова, что в развитых странах мира по мере увеличения доходов населения возрастают потребности в услугах, а в развивающихся странах – в товарах длительного пользования. Для некоторых товаров эластичность спроса по доходу бывает отрицательной.

Факторы эластичности спроса по доходу:

1) значимость того или иного товара для бюджета семьи;

2) принадлежность товара к той или иной группе нормальных товаров (является ли данный товар предметом роскоши или предметом первой необходимости);

3) консерватизм спроса (при повышении дохода люди (семьи) не сразу переключаются на потребление более дорогих товаров).

В розничной торговле данные об эластичности спроса по доходу особенно важны. Они должны являться частью информационной базы, необходимой для маркетинговых целей. Если у фирм розничной торговли есть эти данные, то они могут регулировать свои запасы и заказы так, чтобы быть готовыми к любым изменениям в конъюнктуре рынка.