Вы здесь

Цены и ценообразование. Ответы на экзаменационные билеты. 16. Кардиналистский подход к анализу спроса и полезности (С. В. Загородников, 2009)

16. Кардиналистский подход к анализу спроса и полезности

Существует два подхода к исследованию полезности товаров: кардиналистская и ординалистская модели.

Количественная теория полезности (кардиналистский подход) имеет в своей основе предположение: в соответствии с полезностью благо может измеряться напрямую, т. е. существует возможность соизмерения полезности различных благ. Представители подхода: У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас.

Принципиальная особенность количественного подхода состоит в том, что полезность благ может измеряться каждым индивидуумом с помощью специальных гипотетических единиц – ютилов (от англ. utility – «полезность»). Количественные оценки полезности благ или их наборов имеют в этом случае субъективный характер, т. к. они могут иметь для отдельных потребителей различную ценность.

Ввиду того что в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку полезности любого потребляемого им товарного набора, то, следовательно, взаимосвязь между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемым потребителем, может быть выражена в виде функции полезности.

Функция полезности – функция, которая выражает полезность, получаемую потребителем в зависимости от количества потребляемых им товаров и услуг. Функция полезности находит свое выражение в величине общей полезности. В формализованном виде ее можно записать как:

и = f(x),

где и – полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества товара;

х – количество потребляемых единиц данного товара.

Математический аппарат количественного подхода. В соответствии с количественным подходом базой цены выступает предельная полезность, означающая соотношение приростных величин:

MU = ДU / ДQ,

где MU – предельная полезность;

ДU – прирост величины полезности;

ДQ – прирост объема производства (товарного предложения).

В рамках кардиналистской концепции была сформулирована зависимость для двух (и больше) товаров – x и у:

MUх / Рх = MUу / Ру,

где MUX, MUу– соответственно, предельные полезности товаров x и у;

Рхи Ру– рыночные цены товаров x и у.

h – некий коэффициент, характеризующий предельную полезность денег. После преобразований зависимость приобретает виды (формула Клейна):

MUх / MUу = Рх / Ру.

С помощью этой функции описываются некоторые покупательские ценовоспроятия в реальной практике. С одной стороны, субъективно оцениваемые полезности сопоставляемых товаров соотносятся в сознании как их цены. Но, с другой стороны, на основе соотношения цен происходит сравнение качества, технического уровня, потребительских свойств, полезности разных товаров. Данное обстоятельство используется, в частности, в ценовой политике фирм посредством сигнализирования ценами: высокая цена для недостаточно компетентного покупателя обычно говорит о высоком качестве предлагаемого товара, и наоборот.