13. Федеральная служба по финансовым рынкам России
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Рынок ценных бумаг в большинстве развитых стран находится под воздействием государственного регулирования.
В России ведущая роль в регулировании рынка ценных бумаг принадлежит федеральному органу – Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая, в свою очередь, делегировала значительную часть полномочий Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). С момента своего образования НАУФОР накопила довольно значительный опыт, но остается еще очень широкое поле для совершенствования. Из положительных моментов работы нельзя не отметить появление системы раскрытия информации об эмитентах СКРИН «Эмитент», программы по защите прав и законных интересов инвесторов. В дальнейшем развитии российского рынка ценных бумаг, несомненно, нужно опираться на лучший мировой опыт. Наиболее срочным стратегическим вопросом, стоящим перед органами регулирования является создание и развитие государственной программы по поддержке отечественных инвесторов. Достаточно много усилий до сих пор направлялось на защиту прав инвесторов, при этом не уделялось никакого внимания финансовой грамотности потенциальных инвесторов. Сложно предлагать услуги финансового посредника в стране, где 97 % населения не имеет представления о различиях между акциями и облигациями, не говоря уже о более сложных понятиях типа «депозитарий» или «трансфер-агент». Понятно, что в одиночку ни одна даже самая крупная финансовая группа не сможет продвинуться в этом вопросе. Выходом в данной ситуации могла бы стать совместная государственная, на деньги международных институтов, выделяемых на развитие фондового рынка, и негосударственная, на взносы участников, программа по созданию и образованию отечественного инвестора – базового участника любого фондового рынка. Стремительное развитие рынка ценных бумаг в Интернете и тенденция к глобализации мировых рынков могут дать ощутимый приток инвестиций на российский рынок ценных бумаг при законодательной поддержке данного вопроса. Несомненно, при больших расстояниях и плохом уровне развития телекоммуникаций интернетизация рынка ценных бумаг облегчила бы в России доступ на рынок отечественных инвесторов. Из тактических задач, пожалуй, можно выделить следующие:
1) для защиты интересов НАУФОР должна создать страховой фонд из взносов участников на случай банкротства одного из них;
2) необходима срочная реорганизация налогового законодательства по инвестициям, т. к. существующая неопределенность способствует различному толкованию существующих законов в пользу представителей налоговых органов;
3) решение вопроса об открытии корреспондентских счетов брокерскими компаниями напрямую в ЦБ для ведения клиентских счетов. Это позволило бы устранить риск неплатежеспособности банка для брокера и его клиента;
4) уменьшение доходной части бюджета СРО не за счет радикального уменьшения текущих членских взносов для защиты интересов действующих участников;
5) формирование комиссий НАУФОР на общем собрании участников, а не решением совета директоров. Для полного представления интересов всех участников можно установить правила ротации для членов комиссий и совета директоров. Представляется целесообразным выбирать в органы СРО преимущественно собственников своего бизнеса на рынке ценных бумаг, их мотивация по развитию рынка несравненно выше, чем у просто топ-менеджеров крупных фирм.