Часть первая
Вступительные разделы
Глава первая
Границы экономической науки и ее определение
Одни теоретики ограничили экономику вопросами о технических соотношениях между экономическими явлениями, выведя философские и этические вопросы за ее рамки. Таким образом, они определили пределы экономики законами производства и распределения. Другие же, в особенности мусульманские ученые-теоретики, включили в данную науку этические и правовые вопросы.
Каждая наука должна охватить все свои «проблемы», а для определения проблем каждой науки необходимо обратиться к ее области исследования. Экономика изучает деятельность человека, направленную на приобретение богатства. Поэтому все, что может оказать положительное или отрицательное влияние на эту деятельность и вызвать увеличение или уменьшение богатства человека или общества, входит в область исследований экономической науки. При этом нет особой разницы в том, выражаются эти вопросы и отношения на языке математики и в количественной форме или они имеют этический и правовой характер и разъясняются в повествовательной форме. Действия людей при производстве и распределении богатства осуществляются под влиянием их идей и убеждений.
Конечно, здесь под включением правовых и этических вопросов в область экономики имеется в виду введение не всех подобных вопросов, а лишь той их части, которая имеет непосредственное и очевидное влияние на экономическую деятельность. Например, право на экономическую свободу, на частную собственность, получение процента или отказ от него, положительное или отрицательное отношение к прибыли. Если, к примеру, одно общество считает богатство «мерзостью», то его деятельность ради личного обогащения будет отличаться от деятельности того общества, где приобретение богатства в рамках определенных ценностей считается деянием богоугодным. Следовательно, изучение подобных правовых и этических вопросов входит в экономическое исследование.
Разумеется, все вопросы определенной науки можно классифицировать и разделить. Например, можно разделить экономическую науку на нормативные и позитивные разделы и, включив в каждый из них соответствующие вопросы, изучать их. Но и в этом случае оба раздела будут двумя частями одной экономической науки, и ни одна из них не сможет вполне удовлетворить нас без другой.
Возможно, кто-то скажет, что для того, чтобы экономика стала наукой, ей следует освободиться от этических и правовых вопросов и заниматься изучением только непреложных законов и отношений, которые можно обобщать и прогнозировать. Ответом на это может служить следующее.
Во-первых, вследствие того, что в теориях общественных наук не учтены принятые в обществе права и ценности, ученые забывают о влиянии многих важных факторов и не могут изучить причины их влияния на поведенческие проявления.
Во-вторых, выше было указано, что экономические отношения зависят от воли и выбора людей и что они не непреложны, как законы природы. Эти отношения меняются в зависимости от изменений в мышлении и поведении людей. И в итоге не все прогнозы экономической науки подтверждаются на практике.
В-третьих, анализ трудов западных экономистов ясно показывает, что они намеренно или ненамеренно не придерживаются заявленных ими лозунгов о том, что экономика – это «чистая» наука. Например, Пол Самуэльсон выражает свою особую этическую точку зрения, выступая за процентный доход.
Предмет и определение экономики
Предмет экономики. Предмет экономики (экономической науки) – это создание, распределение и потребление богатства (товаров, услуг и ресурсов). Под «богатством» подразумевается ценность товаров и услуг, а не объективная сторона имущества. Поэтому богатство является предметом изучения экономики с точки зрения ценности. Также экономика изучает богатство с позиции его создания, распределения и потребления, а не исходя из критерия принадлежности его тому или иному лицу. Таким образом, вопросы, связанные с объективностью богатства и материальными правами, выходят за рамки экономической науки.
Определение экономики. Ученые дали множество определений экономической науки. Но, как правило, ни одно из них не является полным и исчерпывающим. Возможно, самое лучшее определение было дано Полом Самуэльсоном:
«Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределении их между членами общества в целях потребления»[3].
Это определение охватывает макроэкономику и микроэкономику, денежную и товарную экономику, производство, распределение и потребление. Но вместе с тем оно не охватывает этических вопросов этой науки и формулировкой «редкие или ограниченные производительные ресурсы» напоминает теорию Мальтуса, хотя Самуэльсон имеет в виду ограниченность ресурсов при экономических решениях, а не их реальную или потенциальную ограниченность.
Используя определение Самуэльсона и внеся некоторые коррективы, мы приведем здесь другое определение:
«Экономика есть наука об изучении, оценке и выборе методов, которые человечество использует для производства и распределения товаров и услуг с помощью ресурсов с целью потребления».
В этом определении учтены как позитивная и нормативная экономика, так и вопросы производства, распределения и потребления. Оно охватывает как макро-, так и микроэкономику, как денежную, так и товарную экономику.
Глава вторая
Методы исследования экономических проблем
Методология
Экономическая наука использует такие методы исследования, анализа и изложения проблем, часть которых используется и в других науках. Из них два метода – «дедуктивный метод» и «индуктивный метод» – общеприняты и при формировании экономических теорий. Дедуктивный метод основывается на дедуктивном умозаключении, а индуктивный метод – на индуктивном умозаключении.
Вначале мы дадим определение дедукции и индукции, а затем рассмотрим дедуктивный и индуктивный методы в экономике.
Дедукция: способ рассуждения, при котором частное положение выводится из общего. Другими словами, это умозаключение, сделанное исходя из нескольких теорем, причем из него естественным образом вытекает другое умозаключение. Дедукция – процесс вывода частного из общего.
Индукция: способ рассуждения, при котором общее положение выводится из частного, рациональное – из чувственного, закон – из явления. При этом методе мышления рассматриваются некоторые частные предпосылки, а затем выводится общий закон, который распространяется на все схожие случаи.
Дедуктивный метод. Дедуктивный метод состоит из рациональной аргументации и перехода от следствия к причине, или, наоборот, посредством взаимообусловленных теорем и логической связи между ними ради утверждения определенной общей теории. При аргументации путем перехода от причины к следствию сменяют друг друга следующие стадии:
Предположения. Первичные рамки теории создаются предположениями, которые формируются в виде общих выводов из аксиом, результатов других теорий, правил и положений, обычаев или законов или определяются условиями окружающей среды. Несомненно, выбор правильных предположений – один из главных элементов создания экономической гипотезы или теории.
Гипотеза. Результат предположений об определенном экономическом явлении, который был получен с помощью логической аргументации, называется экономической гипотезой.
Теория. Путем опытных испытаний экономической гипотезы и относительного подтверждения представленных правил определенными экономическими явлениями создается экономическая теория, которая формируется в результате проверки экономической гипотезы. Повторное относительное подтверждение гипотезы в результате опытных исследований поднимает ее до уровня закона. И впоследствии этот закон может быть использован для формулирования другой экономической теории в виде общего правила дедуктивного метода.
Индуктивный метод. Индуктивный метод состоит из аргументации, основанной на изучении частностей, статистических и объективных данных с целью получения общих итогов и правил. Другими словами, переход от частного к общему ради создания определенной теории называется индуктивным методом. Согласно этому методу, экономические явления сначала изучаются эмпирическим путем, а затем посредством обобщения полученных результатов общие правила и теоремы представляются в виде определенной экономической теории. И впоследствии эта теория, или закон, может быть использована для обоснования другой экономической теории в виде общего правила индуктивного метода.
Цель создания гипотезы и теории в экономике
Экономисты создают экономические гипотезы и теории с двумя целями:
1. Создание идеальной модели. Цель экономистов в этом случае – формулировка в рамках неких предположений идеального положения или направления развития определенного экономического явления, а не разъяснение и толкование внешнего экономического явления. Для того чтобы создать идеальную модель, у экономистов должен быть набор ценностных критериев для выбора между идеальными предположениями или определение представления об идеальном положении. Эти критерии в качестве утвержденных принципов могут быть заимствованы из других наук. При наличии такой модели мы не будем беспокоиться о подтверждении представленной гипотезы опытным эмпирическим путем. Главным для нас будет то, чтобы созданная на основе ценностных критериев модель определила идеальное положение какого-либо внешнего экономического явления.
2. Изучение реальных явлений. Цель экономистов в этом направлении – это познание группы факторов, влияющих на определенное экономическое явление. Поэтому, невзирая на то, является или нет данное экономическое явление идеальным, экономисты стремятся лучше познать те факторы, которые влияют на него. С этой целью экономисты вначале изучают касающиеся данного явления предположения, а затем формулируют гипотезу о поведении и ходе внешнего явления. После этого путем опытного исследования они подвергают испытанию свою гипотезу о ходе внешнего явления и после ее относительного подтверждения или отсутствия опровержения создают свою теорию о поведении явления.
Взаимовлияние создания идеальной модели и изучения реальных явлений
1. Влияние изучения реальных экономических явлений на идеальную модель. Идеальное положение предлагается для направления развития реального экономического явления. Поэтому более полное, всестороннее изучение этого явления, его главных связей с другими явлениями позволит экономистам более емко и точно представить и предложить его идеальное положение. Ибо если это изучение не будет полным, то предложенная модель, возможно, не сможет отобразить идеальное положение для этого явления, даже если она и будет создана на основе ценностных критериев. Потому что в таком случае у создателей этой модели не будет никаких вариантов для определяющих и в то же время непознанных сторон и связей этого явления. Например, проект банковской системы без ростовщичества, который создан без всестороннего изучения всех факторов, господствующих на денежном, валютном и реальном рынках, и без понимания роли ростовщичества и цессии на этих рынках, не может быть служить для нас идеальной моделью.
2. Влияние создания идеальной модели на изучение реальных экономических явлений. Множество причин влияют на развитие экономического явления, равно как многие факторы развиваются одновременно с развитием этого явления, не будучи непосредственной причиной оного. Для того чтобы изучить развитие определенного экономического явления и его причин, необходимо выбрать среди упомянутых факторов самые важные и определяющие. Безусловно, этот выбор должен осуществиться с учетом всех сторон и граней развития явления. Создание идеальной модели, основанной на ценностных критериях, может направить исследователей к изучению других факторов, которые влияют на развитие явления, но остались без внимания и не были выбраны, и выявить новые определяющие грани и связи этого явления. Потому что явления в гуманитарных науках испытывают влияние со стороны множества качественных факторов и порождают сложные связи, которые, как правило, остаются непознанными. Ценностные критерии создателей идеальной модели дают исследователям более широкие возможности для изучения других факторов, господствующих в области явлений, изучаемых общественными науками.
Польза от проекта идеальной модели
Проект идеальной модели в гуманитарных науках может изменить ход экономических явлений, если будет сопровождаться соответствующей пропагандой и исполнительной деятельностью, так как человек есть разумное, свободное и гибкое существо. Применение ценностных критериев в рамках идеальной модели к экономическому поведению человека при наличии соответствующей политической пропаганды может направлять его на верный путь и в итоге изменить определяющий фактор экономического поведения человека и стать причиной того, что тот фактор, который до сих пор считался малозначительным, станет важным и определяющим. Поэтому те, кто определяет политику, могут с помощью некоей идеальной модели и соответствующей пропаганды направить ход экономического поведения человека в нужное для них русло. Разумеется, эта ситуация подобна обоюдоострому мечу, так как неправильные ценностные критерии в рамках неправильной модели и вследствие неправильных политических, экономических и социальных тенденций могут привести к обратным последствиям в поведении человека и направить ход реальных экономических явлений в сторону тех самых неправильных ценностей создателей этой модели. Проект некоей идеальной позиции, формирующей ход развития некоего явления, – есть указатель, руководство для тех, кто определяет политику.
Польза от изучения реальных экономических явлений
1. Объяснение. Изучив реальные экономические явления, экономист и исследователь смогут представить причины и факторы, определяющие ход явления, и объяснить причину и образ этого хода. Познав прямые и косвенные причины, довлеющие над ходом явления, исследователь сможет обнаружить многие свойства самого явления. А если эти причины не будут изучены, то и эти свойства останутся неизвестными и непознанными.
2. Прогнозирование. Познав факторы и причины развития экономических явлений, экономист и исследователь смогут прогнозировать процесс хода реального экономического явления в разное время, в разных местах и в целом в разных условиях. Конечно, в общественных науках такое прогнозирование предлагается не в категоричной форме, а в форме приемлемой допустимой вероятности.
3. Направление и контролирование. Посредством изучения факторов и причин, довлеющих над ходом реального экономического процесса, и прогнозирования этого хода экономист сможет, предотвращая возникновение той или иной причины или создавая тот или иной фактор, внести в процесс хода реального экономического явления желаемое изменение и вызвать необходимое ему развитие.
Метод изучения реальных явлений и создания идеальной модели в естественных и общественных (экономика) науках
Посредством двух примеров из естественных и общественных наук мы объясним метод изучения реальных явлений и создания идеальной модели.
Пример из естественных наук. Представим падение некоего тела на землю и скорость его движения. Если метод исследования будет дедуктивным, то для изучения этого явления мы прибегнем к определенным суждениям, таким как сила притяжения земли, температура и плотность воздуха, расстояние тела от земли, давление и т. д. Эти суждения, резюмируя действительность, акцентируются на главных и определяющих причинах движения тела. Используя ряд логических связей и аргументов, мы приходим к гипотезе, что, например, это тело будет падать на землю с такой-то скоростью в секунду. Создав указанные в суждениях условия во внешней среде, отпустив тело в сторону земли, измерив скорость его падения и сопоставив гипотезу с результатами испытания, мы превращаем гипотезу в теорию, а в результате повторений она становится законом.
Если же метод исследования будет индуктивным, то путем повторных наблюдений скорости падения тела в определенных условиях будет выведен общий закон о скорости падения тела. В обоих случаях исследователь имеет возможность представить себе определенную скорость как идеальную для падения тела и для достижения этой идеальной скорости выбрать среди имеющихся суждений те, которые ему необходимы, и на их основании создать идеальную модель скорости падения тела.
В итоге, получив реальную скорость падения тела, выявив вызвавшие ее факторы и причины, прогнозируя скорость падения тела в различных условиях и контролируя влияющие на нее условия, исследователь может устранить некоторые факторы или создать другие, чтобы тело падало на землю с идеальной скоростью.
Пример из общественных наук (экономики). Представим себе уровень производства определенного товара. Если метод исследования будет дедуктивным, то для изучения этого явления мы прибегнем к определенным суждениям, таким как стимул изготовителей товара, вид используемой ими технологии, структура рынка, где они производят и предлагают свой товар, и т. д. Эти суждения, резюмируя действительность, акцентируются на главных и определяющих причинах производства этого товара. Используя ряд логических связей и аргументов, мы приходим к гипотезе, что, например, если заводы будут производить товар при минимальных долгосрочных средних издержках, то производство достигнет такого-то уровня. Изучив это производство, собрав статистику по статьям (например, по долгосрочным средним издержкам заводов на различные производства), получив информацию о кривых этих издержек, собрав статистику текущего производства всех заводов и сопоставив гипотезу с полученными путем опытных исследований результатами, гипотеза становится теорией. А в случае ее повторения в разных временных и пространственных условиях – она становится законом.
Если метод исследования будет индуктивным, то путем повторных наблюдений производства и долгосрочных средних издержек каждого завода в определенных условиях мы выведем общий закон о производстве и долгосрочных средних расходах каждого завода.
В обоих вышеприведенных случаях, принимая во внимание проблему загрязнения окружающей среды этим производством, исследователь может предложить более низкий уровень производства в качестве идеального – например, ради минимизирования долгосрочных средних издержек заводов на социальные нужды, которые также включают в себя и расходы на преодоление последствий загрязнения окружающей среды. Поэтому для достижения идеального производства среди имеющихся суждений выбираются те, которые необходимы, и на их основании создается такая идеальная модель производства, при которой долгосрочные средние издержки заводов на социальные проблемы будут минимизированы.
В итоге, учитывая, что определяющий фактор экономического поведения завода-производителя – это экономическое поведение человека, и принимая во внимание его свободу и гибкость, а также ряд качественных и количественных факторов, влияющих на его поведение, правительство с помощью пропаганды идеальной модели и демонстрации ее преимуществ заводам-производителям может стимулировать их к повышению не собственной, а всеобщей выгоды. Таким образом, фактически возможно изменить явление, то есть экономическое поведение заводов, в сторону реализации идеальной модели.
Конечно, наряду с вышеупомянутым важным фактором, правительство (при условии познания других причин и факторов, влияющих на производство, и создания идеальной модели производства для заводов) может путем проведения определенной политики и необходимого контроля над производством устранить одни факторы и вызвать другие, чтобы достичь идеального производства. Например, оно может посредством увеличения налогов увеличить производственные издержки заводов и уменьшить объем их производства.
Разница между изучением реальных явлений и созданием идеальной модели в естественных и общественных (экономика) науках и ее причины
Эта разница возникает из-за неоднородности явлений, исследуемых этими двумя ветвями наук. Общественные науки изучают поведение человека и человеческого общества, а естественные науки изучают движение и поведение природных явлений. Отсюда можно выделить три различия между явлениями, исследуемыми естественными и общественными науками.
1. Явления, изучаемые общественными науками, связаны с поведением человека, которое формируется в соответствии с его волей и сознанием. Поэтому эти данные имеют добровольную, сознательную и в какой-то мере свободную, а не принудительную и вынужденную сущность, и потому их можно назвать свободными и гибкими явлениями. Исходя из этого, разница между явлениями естественных наук и законами природы и явлениями гуманитарных наук и законами, довлеющими над человеческим поведением, имеет существенный и фундаментальный характер.
Возможно, кому-то покажется, что эта разница между двумя ветвями наук формальна и что отношения, господствующие в мире природы, не отличаются с точки зрения сходства связи и причинности от отношений, влияющих на человеческое поведение, и что единственная разница между данными этих двух ветвей наук состоит в том, что связи в естественных науках более ясны, ограниченны и контролируемы, а в общественных науках они сложнее, шире и меньше поддаются изучению и контролю. Однако несмотря на то, что множество факторов, влияющих на человеческое поведение, осложняет изучение этого поведения и управление им, в действительности разница между данными этих двух ветвей наук заключается не только в условиях и особенностях связей, их сложности или простоте. С философской точки зрения уже доказано, что связь добровольного поведения отличается от связи причинности и естественной необходимости, критериями которой является являются неразделенность и непреложность. Более подробно об этом можно узнать в книгах по философии. Здесь же мы ограничимся лишь тем, что каждый человек может обнаружить в себе эту истину: исходящие от него действия, в отличие от сияния солнца и движения небесных тел, не являются принудительными.
Элемент воли и выбора заключается в сути событий и связей явлений общественных наук, составляет их сущностное свойство. И поскольку эти связи свободны и изменчивы, всегда существует вероятность их нарушения. Да, на основании этих добровольных связей можно в какой-то мере предугадать итоги, но они всегда зависят от воли и выбора человека и общества, и потому с помощью изменения прогнозов и сознания людей можно изменить связи и итоги. Несмотря на то, что воля и сознание людей могут оказаться под влиянием разных причин и факторов, это явление не является абсолютным, и у них всегда есть свобода выбора и действия. Кроме того, факторами, влияющими на эту связь, являются мысли, идеи и стимулы, а не материальные, физические и экономические факторы.
2. Другая разница между явлениями общественных и естественных наук – это ценность и нацеленность некоторых явлений общественных наук. Главный фактор действий человека – это его идеи и цели, потому что человек – сознательное и мыслящее создание, которое вдохновляется своими ценностями. И потому изменение его идей и целей неизменно влечет за собой изменение его поведения и действий. Таким образом, можно сказать, что движение человека в его поведении и действиях есть движение качественное, целеустремленное и зависимое от его идей, в отличие от движения явлений физического мира, которое в целом является количественным.
К такому выводу можно прийти в том числе и путем наблюдения за поведением людей во внешнем мире. Их действия меняются сразу же после того, как меняются их идеи и стимулы. Также к этому выводу можно прийти, поразмыслив о себе и обратившись к своей совести, которая является наилучшей свидетельницей. Поэтому имеющиеся в общественных науках правила и отношения подчиняются идеологии, культуре, мышлению и целям, возникающим в умах и сознании людей. И потому всякое изменение и преобразование в культуре и идеологии людей приводит к изменению и преобразованию этих правил и отношений.
Мы убеждены в том, что даже материалист, который стремится лишь к материальным благам и не связан никакими духовными принципами, тоже согласует свои действия с идеей, в которую он верит, а те материальные события, которые происходят вне его разума, не являются для него движущей силой. Именно его материалистическая идеология ставит материальные блага его целью и направляет его к ней.
Разумеется, и здесь ввиду того, что исследуемое отношение касается человеческого общества, идеи и цели общества должны признаваться главным фактором этих социальных отношений, однако влияние общества более ограниченно и менее эффективно, чем влияние идеи и цели индивида на его действия. Но все же именно идеи, цели и стимулы общества в итоге являются главным фактором действий его членов.
Обычно западные материалистические школы, несмотря на все их противоречия в том, как истолковать социальные отношения и определить их главный фактор и основной стимул, пытаются подчинить идею человека материальным законам и критериям, подобно другим материальным явлениям мира природы.
Мы, основываясь на исламской философии, убеждены в том, что идеи и мысли есть главный фактор, который доминирует над всеми материальными средствами, критериями и условиями человека. Разумеется, это не означает отрицания материальности некоторых начал ума и чувств, таких как пять основных чувств. Также это не означает абсолютного отрицания влияния других факторов, в частности социально-политического, на мысли и взгляды людей. Здесь имеется в виду, что мышление человека и общества, будучи выражением их духа и внутреннего мира, приходит в движение вследствие контакта с внешним миром посредством чувств и постепенно устраняет непонятные для них вопросы. Закладывая основы мысли и культуры, они как толкуют для себя существующий вне разума мир, так и меняют его.
Разумеется, социально-политические факторы, которые влияют на общественное поведение людей, изначально появились вследствие идейных движений. Затем они сумели постепенно дойти до центра социально-политической власти и воспользоваться материальными возможностями управлять обществом и влиять на мысли и взгляды общества. В итоге все общественные действия и переживания, движения и преобразования возникают в результате столкновения мыслей и взглядов людей. Поэтому суть этих общественных отношений и движений опять-таки идейная и потому не схожа с природными действиями и возмущениями, изучаемыми в рамках естественных наук.
Кроме того, социально-политические факторы обычно не настолько эффективны, чтобы устранить вероятность влияния другой идеи, хотя бы постепенно и в долгосрочной перспективе. Несмотря на все материальные возможности и стимулы, которые власти используют против общества, последнее оказывает ся под влиянием оппозиционных идей, о чем наилучшим образом свидетельствует как древняя, так и современная история человечества.
Исходя из вышесказанного, общественные правила и отношения, господствующие в обществе, в действительности являются отражением мыслей, взглядов и стимулов членов этого общества. И потому всякие трения и столкновения между этими правилами и отношениями есть проявление трения и столкновения внутренних и сущностных факторов, которые, на наш взгляд, можно отделить от материи, потому что человеческая природа формируется именно из этих факторов.
3. Третье отличие заключается в самом исследователе этих двух ветвей наук. Потому что у исследователя естественных наук, как правило, одна цель – найти истину такой, какая она есть. Поэтому он не оказывается под влиянием вводящих в заблуждение стимулов и тенденций. По крайней мере, вероятность того, что он окажется под таким влиянием, очень низка. Что же касается исследователя общественных наук, то, поскольку он сам занимает особое место с человеческой, социальной и культурной точек зрения, в большинстве случаев он оказывается под влиянием личных мотивов и тенденций, что, несомненно, влияет на результаты его исследований.
Следовательно, изучение, анализ и создание идеальной модели в общественных науках должно происходить с учетом вышеупомянутых критериев, чтобы отношения в общественных науках не смешивались с физическими правилами в естественных науках, потому что, говоря коротко:
во-первых, отношения, формирующие человеческие действия, имеют добровольный характер и всегда относительно самостоятельны – в отличие от физических отношений, которые принудительны и непреложны;
во-вторых, факторов, влияющих на изучаемые общественными науками явления, очень много, и потому их сложнее контролировать;
в-третьих, идеи и цели людей есть фактор, влияющий на человеческие действия, и потому всякое изменение и преобразование первых приводит к изменениям и преобразованиям последних;
в-четвертых, обычно исследователь в общественной науке выбирает явления и суждения под влиянием своих наклонностей.
Принимая во внимание главные различия между этими двумя ветвями науки, можно прийти к следующему заключению.
1. При изучении отношений, господствующих в личной и общественной жизни людей, нельзя использовать присущий естественным наукам метод. Здесь необходимо обратиться к соответствующему этим отношениям методу. То есть необходимо принять во внимание интеллектуальную, духовную и человеческую стороны личности и учесть их влияние при анализе и заключении. Природа этого учета не может быть ограниченной, в отличие от подсчета количества в естественных науках. Здесь следует принимать во внимание все духовные, неколичественные факторы, которые берут начало в культуре, убеждениях, характерах, мыслях, стимулах людей, и учесть их влияние. Поэтому мы не можем считать, что гуманитарные науки в своем исследовательском методе должны следовать естественным наукам.
2. Нельзя переносить результаты исследований человеческих действий, проведенных в одном определенном обществе или поколении, на все другие общества и поколения. Дело в том, что данные общественных наук и их результаты зависят от культуры народа, действия которого исследуются, и потому обобщение их с неисследованными случаями – неправильно. Следовательно, общественные науки – относительно неточные науки и потому дают результаты относительно определенных данных: если этих данных не будет, то и их результаты не будут иметь смысла.
3. Итогом вышесказанного является то, что в общественных науках можно создать отдельную теорию на основании каждой культуры. Как мы видим, у ученых восточного и западного блоков неодинаковые понятия, методы исследования и результаты касательно социологии, экономики, юриспруденции и других общественных наук. Поэтому и мы можем на основании исламской культуры иметь свое понятие об этих науках, иметь свой метод их исследования и получать свои независимые результаты. Да, у нас могут быть общие средства исследования и заключения, но их итоги могут быть разными. Потому что исходные данные исламского общества, которые формируются исламской культурой, сильно отличаются от данных, полученных в неисламском обществе. Поэтому, получив исходные данные для исламского общества, мы имеем в итоге исламскую экономику, исламскую социологию, исламскую юрис пруденцию и другие исламские общественные науки.
4. Учитывая и используя вышеуказанный метод в исследовании социальных вопросов и общественных наук, мы поймем, что социальные и экономические законы, упомянутые учеными общественных наук, в целом основаны на особых данных человека, его идеях и стимулах, которые, как правило, господствовали в социальной среде тех ученых. С изменением этих данных вследствие учения другой культуры многие из тех законов придут в негодность. Также мы поймем, что в рамках этих наук существуют другие средства исследования, заключения и прогнозирования, которые схожи с природой поведения и действий человека и образом их происхождения. Таким образом, мы можем создать другие, более глубокие и широкие социальные законы, в которых будет учтена роль как качественных, так и количественных факторов, о чем будет подробнее сказано в следующих разделах.
5. Из вышесказанного следует, что, поскольку законы и отношения, открытые в рамках общественных наук, связаны с самим человеком и его личным или общественным поведением, они зависят от его воли и выбора, а не господствуют над ним. Таким образом, суть социальных законов отличается от сути законов природы. Потому что в этих рамках человек не зависит от законов как от социального или исторического принуждения, но сам господствует над ними, является создателем общества и исторических преобразований. Поэтому изменение социального положения, а также исследование хода истории человечества всегда должны начинаться с изучения внутреннего мира людей. И только благодаря их воспитанию и обучению правильной культуре можно заложить основы благого, справедливого общества и подарить человечеству истинное счастье. Это именно тот путь, которым на протяжении истории следовали Божьи посланники.
Особенности формирования идеальной модели в естественных и общественных (экономика) науках
Поскольку идеальная модель в общественных науках создается ради направления хода действий человека или общества, с учетом таких факторов, как «добровольность», «многочисленность» и «качественность факторов» в изучаемых общественными науками явлениях, она должна быть динамичной и универсальной, обладать необходимой гибкостью, чтобы быть принятой человеком и обществом в качестве образца. Многочисленность и качественность причин и факторов хода явления намного усложняют задачи общественных наук и сужают круг возможностей для определения главных, с точки зрения создателя модели, факторов. Поэтому создание идеальной модели в общественных науках сложнее, чем в естественных науках.
Особенности изучения реальных явлений в естественных и общественных (экономика) науках
Подобно тому, как «многочисленность» и «качественность» факторов в гуманитарных науках усложняет создателю идеальной модели определение главных и важных факторов для вынесения заключений, они сокращают возможности исследователя при изучении реального явления в гуманитарных науках, где он должен определить главные факторы развития этого явления. В результате возможность сопоставления гипотезы с действительностью ослабевает, и на нее невозможно будет опираться, а возможности теории прогнозировать значительно сужаются. Из-за этого также сокращается возможность определения политики контроля путем создания новых или устранения некоторых старых факторов, влияющих на явление, с целью направить реальное явление к идеальному положению. Наличие фактических ограничений из-за отсутствия возможности устранить одни или добавить другие факторы, влияющие на ход реального явления в различных временных или пространственных условиях, лишает исследователя возможности повторять практические опыты и существенно усложняет становление теории, которая претендовала бы на открытие законов в общественных науках. Также упомянутые факторы становятся причиной того, что результаты изучения реальных явлений еще больше попадают под влияние человеческой и культурной позиции исследователя. В общем, возможность объяснения, прогнозирования и контроля в общественных науках будет намного ниже, чем в естественных.
Если бы разница заключалась только в двух вышеназванных аспектах, то итог исследования заключался бы в меньшей силе и большей слабости гуманитарных наук по сравнению с естественными науками. Однако право и свобода выбора человека создает существенную и принципиальную разницу между этими двумя ветвями наук. Свобода человека становится причиной того, что рамки суждений при изучении явлений общественных наук не смогут ограничиться основными факторами. Другими словами, нельзя представить другие факторы постоянными, так как возможно, что фактор воли и выбора человека сработает в тот момент, когда представленные постоянными факторы изменятся, и в итоге все рамки суждений и предположений распадутся и теория больше не сможет отражать действительность. Вследствие непостоянства предположений из-за наличия свободы у людей полученные дедуктивным методом теории лишаются своей силы. Также при использовании индуктивного метода явление свободы может в любой момент изменить результаты любых опытных наблюдений по сравнению с результатами предшествующих.
Все вышесказанное указывает на слабость теорий общественных наук по сравнению с естественными науками. Но с учетом того, что конечная цель познания и предвидения на самом деле заключается в определении и управлении поведением и явлениями ради их направления в определенное желаемое русло, наличие в общественых науках таких факторов, как мысль и точки зрения, и их влияние на экономическое поведение человека дают нам надежду на управляемость человеческого поведения и явлений гуманитарных наук. Поэтому, несмотря на то, что в изучении человеческих явлений существует множество слабостей и недостатков, создание определенной идеальной модели, ведение агитационной политики и соответствующее ее исполнение может исправить человеческие явления и поведение и направить их в нужную сторону.
Пределы возможностей и достоверности теорий общественных наук (экономики)
Фактор свободы человека, как было сказано, устраняет предположение о постоянстве других факторов при дедуктивном методе и разрушает рамки предположений любой теории. При индуктивном же методе достижение общих результатов через частные еще больше усложняется и обессмысливается из-за присутствия фактора свободы. Поэтому здесь возникает вопрос: располагают ли теории общественных наук необходимыми возможностями и достоверностью, несмотря на упомянутые проблемы?
В ответ следует сказать, что, несмотря на свободу людей, их экономическое поведение, особенно если речь идет о больших группах, не так легко меняется. Когда в мыслях и взглядах людей закрепляются выбранные ими определенные ценности, эти ценности, как правило, институционализируются в обществе и сохраняются длительное время. Разумеется, это не означает, что люди теряют свою свободу. Это означает, что в масштабах общества не так часто и не так последовательно происходят преобразования, которые приводят к изменению идей, взглядов и ценностей большинства его членов. Поэтому можно предположить постоянство человеческих действий в форме определенного большого коллективного явления на протяжении относительно длительного времени и на основе этого предположения приступить к их изучению и прогнозированию.
Например, в том обществе, где господствуют ценности капитализма и существует средний уровень достатка, вместе с ростом доходов его членов обычно растет и уровень потребления товаров класса «люкс». Или вследствие возникшего дефицита общий спрос потребителей на товары увеличивается в связи с ожиданием повышения цен, в результате чего рост дефицита и повышение цен ускоряются еще больше, особенно в краткосрочной перспективе. Поэтому к определенному обществу можно применить некоторые гипотезы о коллективных действиях, имеющих относительное постоянство, и путем их проверки сформулировать социальные экономические теории. Если какая-нибудь гипотеза сможет с высокой долей вероятности объяснить действительность, то до тех пор, пока существует постоянство познанных целей, воли и ценностей, связанные с этими действиями гипотезы смогут объяснять и прогнозировать, несмотря то, что фактор свободы может с легкостью лишить их такой способности.
Влияние на явления общественных наук агитационной политики, направленной на достижение установленных целей
Явления, изучаемые общественными науками, ввиду своей гибкости, вызванной фактором свободы, а также ввиду господства над ними таких в основном качественных факторов, как идея, мысль, идеология, мировоззрение, культура и т. п., могут оказаться под таким сильным влиянием ценностных критериев создателя идеальной модели, управляющего или лидера, что само реальное явление в человеческих действиях фактически преобразуется в ту форму, к которой склоняется создатель модели. Поэтому необходимое изучение, создание идеальной модели и определение политики намного усложняются. Но, с другой стороны, то, что сам человек и его действия гибки и на них можно влиять, намного упрощает задачу создателя модели и руководителя. Потому что, создавая свою идеальную модель, они уже знают, что пропаганда ценностей модели и осуществление необходимого руководства могут изменить реальное явление, то есть действия человека, и направить его в ту сторону, в какую желает создатель модели или руководитель. В этой ситуации реальное явление, в отличие от любого природного явления, приводится в соответствие с ценностями модели и целями руководителя. Наличие очень важных качественных факторов дает руководителю возможность использовать их при планировании и контроле. В распространенных экономических теориях очень мало внимания уделяется этим определяющим качественным факторам. В целом они обычно обращают внимание на количественные факторы как на инструменты планирования. Возможно, главная причина неспособности распространенных теорий объяснять, прогнозировать и контролировать явления в области общественных наук заключается именно в этом упущении.
Например, для решения таких проблем, как безработица, сокращение производства, рост инфляции и т. п., могут быть предложены некоторые меры бюджетной политики с целью производственных инвестиций, строительства заводов и фабрик, создания инфраструктурных возможностей, реализации политики повышения финансовой отдачи для инвесторов и производителей путем сокращения налогов, увеличения субсидий и т. д. Но если в обществе господствуют такие неправильные «ценности», как лень, ненасытность, стяжательство и т. п., то количественные инструменты не смогут качественно решить и искоренить эту проблему, и она вновь встанет перед правителями уже на более высоком уровне. Но если качественные факторы будут признаны главными и важными, то путем создания идеальной модели и соответствующей агитационной политики можно обратить мысли и взгляды людей и господствующие в обществе ценности к определенным целям, например, к уважению к труду, к приоритетности производства, довольству своим состоянием и т. п. В таком случае экономическое поведение будет зависеть от этих качественных преобразований и многие из указанных экономических проблем будут решены. При этом способность производства использовать имеющиеся ресурсы и возможности возрастет. Применение качественных инструментов при планировании может изменить даже обычное экономическое поведение. Когда во времена Имама Садика, великого шиитского учителя, на рынке возник дефицит пшеницы, он вывел на рынок свои запасы, хотя ему было бы выгоднее ждать повышения цен на этот продукт и затем продать его. Имам Хомейни осудил одного из своих соратников за то, что он приобрел большую партию дешевых апельсинов, так как этим он лишил других людей возможности купить хороший товар по низкой цене, хотя законы спроса учат нас обратному действию. Другими словами, если посредством качественных инструментов в обществе произойдут такие качественные изменения и в нем утвердятся исламские ценности, которые двигали имамом Садиком, имамом Хомейни и другими религиозными лидерами, то, во-первых, можно создать для людей больше возможностей для производства и увеличить его рост. Во-вторых, можно ограничить желания и склонности людей рамками возможностей общества и устранить проблемы дефицита, инфляции и т. п.
Разумеется, как было отмечено, фактор свободы человека подобен обоюдоострому мечу. Посредством качественных и агитационных инструментов можно в различных сферах сформировать таких людей, которые будут хуже животных. В экономической сфере, например, могут появлятся люди с разнузданными желаниями и склонностями, которые ради увеличения своей материальной выгоды от производства и распределения будут вредить конкурентам, нарушать законы и т. д. Однозначно, на этом пути глупо и бессмысленно следовать тем законам, нарушая которые, можно получить большую выгоду. В сфере потребления также можно посредством агитационных инструментов взрастить в людях ненасытные желания и превратить их стяжателей и расточителей. Так, люди, обладающие агитационными инструментами, могут получить огромную материальную выгоду путем стимулирования этих ненасытных желаний и создания конкуренции между потребителями.
Главные источники, служащие целям познания исламской экономической системы
Исламская экономическая система берет свое начало в Божьем откровении. Поэтому для того, чтобы познать ее, необходимо обратиться к главным исламским источникам и документам. Главное, здесь следует обратить внимание на то, что эти источники должны быть использованы особым образом, чтобы раскрыть и извлечь из них экономическую систему. Мы вкратце укажем на эти источники и метод их использования, чтобы у людей не сложилось впечатление, что, собрав несколько аятов и преданий и переведя их, можно создать теорию исламской экономической системы.
а. Аяты и предания. Имеются в виду те аяты и предания, которые непосредственно затрагивают те или иные аспекты исламской экономики. Например, аяты о запрете ростовщичества, раздаче добычи и трофеев, закяте[4], хумсе[5] и т. п. Подобные аяты четко определяют некоторые основные черты исламской системы экономики. Также важную роль в создании этой системы играют предания о природных ресурсах, в частности, о землях и полезных ископаемых. В некоторых случаях, основываясь на аятах и преданиях, можно определить общие экономические черты и линии, касающиеся производства, распределения или потребления, что очень важно. Например, вслед за аятом о добыче говорится «…дабы не досталась она богатым среди вас»[6], что определяет общий принцип недопустимости сосредоточивания богатства в руках небольшой группы людей как одну из экономических целей или методов для исламского правительства.
б. Анализ и подведение итогов экономического права (финансовых и гражданских законов). Проанализировав свод гражданских законов, которые указывают на одну общую линию, и подведя соответствующие итоги, можно определить одно из общих направлений исламской экономики. Потому что гражданские и финансовые законы, в сущности, формируют надстройку исламской экономики. Несмотря на то, что эти законы на первый взгляд отличаются друг от друга, если вдуматься, они имеют общий элемент, который при изучении может оказаться одной из главных линий исламской экономики. Например, относительно денег существуют такие законы, проанализировав которые, можно заключить, что процентная ставка в исламской экономической системе аннулирована и не оказывает влияния на экономические явления. Вследствие абсолютного запрета ростовщичества, даже если оно формально осуществляется посредством какой-нибудь операции, рынок процентов, махинаций с облигациями и денежных спекуляций в исламской экономической системе не может формироваться и, следовательно, экономических кризисов, которые возникают именно из-за этих спекуляций, в этой системе быть не может.
в. Экономические понятия. Естественно, в исламе есть свой особый взгляд на экономические явления и проблемы. Взгляд ислама на собственность, прибыль, бедность и другие экономические вопросы, о чем будет сказано в следующих разделах, является главным источником открытия некоторых фундаментальных аспектов исламской экономики. Например, исламский анализ бедности и того, почему уровень жизни отдельных людей отстает от общего уровня благосостояния народа, создает основу для изучения одного из экономических обязательств исламского правительства. Исходя из этого понятия и анализа бедности, исламское правительство обязано спланировать свою экономическую политику таким образом, чтобы уровень жизни людей с низким доходом стремился к общему уровню благосостояния.
Здесь следует обратить внимание на то, что упомянутые элементы и методы пригодны только для изучения исламской экономики и ее правовых рамок, а путем их правильного и детального обобщения можно открыть и извлечь общие аспекты исламской экономической системы, что в свою очередь требует соответствующих сил и стараний. Что же касается анализа теорий и механизмов, которые работают в рамках этого учения, то для этого необходим метод научно-аналитического исследования. Посредством этого метода можно создать теории и механизмы исламской экономики, а также проводить другие экономические исследования. Разумеется, эти исследования будут точными, правильными и объективными в том случае, если будут проводиться в рамках этого учения, с учетом роли исламского мировоззрения, нравственных и ценностных критериев и влияния этих элементов на реальные экономические явления в исламском обществе.