Глава 1
Глобальный мир
Увидеть рассвет, чтобы не опоздать на всю жизнь
Однажды я задал своему отцу вопрос о том, что он помнит о Великой отечественной войне, которую встретил четырехлетним ребенком и жил с этими ощущениями до своего восьмилетнего возраста? Какие воспоминания остались у него от этого трагического события в истории нашей страны?
Он жил тогда в городе Саратове на Волге. Чем ближе приближались военные действия к Сталинграду, чем чаще были слышны звуки от налетов вражеской авиации и город становился прифронтовым, тем больше дети начинали вместе со взрослыми готовиться к войне. отец со своими сверстниками стал в соседнем саду, откуда все взрослые ушли на фронт, рыть землянку и готовиться к партизанской деятельности. Вот такие отрывки воспоминаний детства, которые память сохраняет на всю жизнь. Память о твоем ореоле детства, ограниченном небольшим пространством. Память о производных глобального мира, которые входят в тебя и застревают навсегда. Меняют судьбы конкретных людей, влияют на целые страны и континенты. Память о деде, которого я никогда не видел. Разве что на сохранившемся фото. И скупые строки биографии: пришел с Финской, поработал на фронт в тылу, а потом «снял» бронь и ушел воевать. В октябре 1941 года пришло известие о том, что пропал без вести.
Скупые строки в «Книге памяти». Из ответа Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. По документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской армии установлено, что мой дед – Алексей Иванович, «1909 года рождения… пропал без вести… В какой воинской части проходил службу, где и при каких обстоятельствах пропал без вести, сведений нет». И оправдательные мотивы: «Сложная обстановка на фронтах Великой отечественной войны 1941–1945 гг. не позволяла точно установить судьбу некоторых военнослужащих, поэтому они были учтены пропавшими без вести». Вот так и затерялся след предка в этой глобальной мясорубке. до сих пор неизвестно место его гибели. «Стерли» человека, и нет никаких следов. Памятник неизвестному солдату – это его могила. И память. Вот так, в 32 года, побывав на двух войнах, ушел в вечность.
Можно, конечно, сомневаться в том, что может вообще помнить ребенок в таком малом возрасте. я тоже, возможно, присоединился бы к этим скептикам. если бы не обстоятельства моей личной жизни. Моего собственного жизненного опыта. Это мое детсадовское восприятие, возможно, в корне поменяло мое отношение к жизни. И теперь я могу с полной уверенностью сказать, что детские яркие и глубокие впечатления откладываются в сознании. А затем сопровождают всю жизнь. я бы даже сказал больше – они меняют нас на всю жизнь.
До сих пор отчетливо помню, как однажды нашу размеренную детсадовскую жизнь нарушило событие, которое я потом только годы спустя смог осознать сполна. А тогда, в один из дней 1967 года (это я потом, конечно, вспомнил, сопоставив события), в тихой детсадовской жизни началось необычное возбуждение. Мне тогда было четыре года всего-то. Воспитатели вместе с заведующей прильнули к радиоприемникам и что-то жадно слушали. Какое-то незнакомое слово «космонавт» неслось из репродукторов и грустная мелодия.
…1957 год – запуск первого искусственного спутника Земли, выведенного на околоземную орбиту советскими учеными и конструкторами; 1959 год – первый космический аппарат, достигший поверхности Луны – «Луна-2»; 1961 год – первый в мире пилотируемый космический полет, совершенный на корабле «Восток» советским космонавтом Юрием гагариным…
Я, по понятным причинам, эти все события пропустил. Меня еще не было на свете. но вот 1967 год врезался мне в память на всю жизнь. оказалось, что тогда произошло то, о чем сожалела вся страна. 24 апреля, при выполнении космического полета, погибает космонавт Владимир Комаров.
Потом это событие «заставит» меня полюбить в школе астрономию, читать с упоением книги советских, российских и зарубежных авторов научной фантастики, мечтать о космосе и профессии космонавта. Все это в итоге заложило потребность смотреть на себя и окружающий мир в соотнесении с космосом, критически оценивать себя и других. Может быть, нам всем нужно посмотреть на планету Земля и то, как мы тут живем, со стороны, из космического пространства?
На нашу планету как на космический корабль, несущийся в безбрежном пространстве вселенной. Ведь мы всего лишь пассажиры на нем, окруженные безжизненным пространством на миллионы километров или даже на миллионы световых лет! никакими парсеками не измерить.
Это наша Колыбель во вселенной, в которой мы живем. Это глобальный мир, который окружает нас. Мир, который нам еще только предстоит понять. готовы ли мы к этому познанию мира и себя?
Человек как Вселенная
Найдите час свободного времени, остановитесь, присядьте, поднимите глаза к звездному небу. В этом величии бесконечной Вселенной можно почувствовать, как раним и прекрасен наш мир на планете Земля. И мы, мечтающие достичь других планет и даже галактик, уже сейчас, словно на космическом корабле, несемся по бескрайним космическим просторам. Или посмотрите днем на необычные по характеру и рисунку облака, проплывающие мимо вас вдаль. Ведь как говорил главный персонаж из советского мультфильма «Паровозик из Ромашково», которого зачастую обвиняли в нарушении расписания и неприбытии вовремя на станцию назначения, «если мы не увидим рассвет, то можем опоздать на всю жизнь!..» Сегодня это не просто поэтические аллегории. Наши бездумные действия могут привести к гибели собственного дома. И песочные часы бытия на планете могут остановиться. Оторвитесь от телевизора или интернета, мобильного телефона или иного новомодного технологического устройства, просто внимательно и вдумчиво посмотрите на этот очаровательный мир, куда-то стремительно несущийся. Вынырните хотя бы на время из этого безумного потока скоростей, информаций, идей и мнений. Вы реально ощутите, как уходит почва из-под ног, как исчезает в дымке настоящий, живой мир, и на его месте оказывается виртуальность. Это даже не виртуальная реальность интернета, а виртуальность самой реальности, некий всеобъемлющий гламур. Красивая пустая картинка. Но чем красивее эта картинка – тем сильнее ощущение того, что из нашего мира что-то безвозвратно уходит, что-то важное ускользает от нашего внимания. А уходит подлинность. В потоке скоростей и страстей уходит и теряется мудрость. Жизнь все больше оказывается подчинена техническому прогрессу. Мы слишком заняты всевозможными делами, кажущимися нам очень важными и неотложными, чтобы отличить подлинник от фальшивки и заурядной копии. Мы не успеваем подумать. Понять, что же в этих изменениях имеет сущностные моменты для людей, а что наносное и вредное. Приобретая материальное, человек не замечает, как постепенно утрачивает духовные и нравственные начала. Что же остается? Слащавые суррогаты, дешевые подделки, миражи…
Подлинность мира
Почему же подлинность уходит из мира? И что сделать, чтобы она не исчезла совсем?
Уверен, что с каждым человеком, входящим в этот мир, что-то привносится, и с каждым уходящим – что-то уходит. И если мы что-то бесследно утрачиваем с покидающим этот мир, то, значит, вновь приходящие или начинают все заново, или возникает неуемное желание у некоторых этот мир сломать или простыми способами перестроить его под себя. Они просто не понимают его, не видят его первозданной красоты, не могут представить, что можно жить иначе, со смыслом и высокими помыслами, вместе, а не в глубоком одиночестве и тоске по утраченному и непонятому.
Как справедливо заметил американский экономист Джеффри Сакс, будущие поколения, еще не рожденные, лишены возможности защитить себя и свое будущее. По сути, они могут вообще не родиться. Если мы развяжем катастрофическую войну или истощим все ресурсы – будущие поколения не появятся на свет. А если мы переделаем мир так, что он будет им не понятен – они не смогут в нем жить полноценно, ощущать себя людьми, а не прозябающими и прожигающими свою жизнь существами. Вот почему мы, ныне живущие, должны не только сохранить этот мир для наших потомков, но и спроецировать для них модель, контуры желанного будущего.
На нас – колоссальный груз ответственности. И мы обязаны принять мудрые решения что-то изменить, несмотря на многие провалы в культуре, в образовании, в желании власти приучить граждан к тому, чтобы они меньше думали. Хотя сознание людей пытаются заполонить мишурой, все равно все больше людей интуитивно начинают чувствовать: что-то происходит не так. Должны быть какие-то становые ценностные вещи, и кто-то должен дать миру эти сущностные вещи, чтобы люди начали думать нетрафаретно: без очернения прошлого, демонизации настоящего и иллюзий по поводу будущего. Открыть глаза на очевидные вещи, сняв пелену с глаз. Десять, двадцать, сто, тысяча, миллион человек должны, переосмыслив, вбросить это в широкую аудиторию. Благо дело, такие технологии, которые могут рассказать всему миру сразу о самом важном, сегодня есть. Наступает момент пробуждения. Словно заря на востоке растворяет сумерки. Срывает с нас одеяло. И маски. Оголяет реальность. Готовы ли мы к ней? Может быть, стоило проснуться чуть раньше и вместе с восходом солнца встретить рассвет? Чтобы наши «сумерки сознания» не уводили нас порой в состояние анабиоза.
Через нашу голову проходят разнородные информационные потоки. Ежеминутно, ежесекундно. Такого никогда не было. У людей просто-напросто «срывает крышу», происходит сдвиг по фазе, начинает штормить. Важно добиться, чтобы в сухом остатке осталась суть явлений, истина, которая для каждого своя, и эту истину нужно осознать, сделать общим достоянием так, чтобы моя истина, мои нравственные критерии не вступали в жесткое противоречие с чужими традициями, обычаями, нравами, ценностями. Новому поколению особенно сложно понять – а какие, собственно, ценности поддерживать, как жить, на кого равняться, с кого брать пример. Да, мы знаем – «не сотвори себе кумира», но кумира-то лепят для нас и за нас. А нам нужен учитель.
Безумный, прекрасный и неуютный современный мир
В современном мире неуютно жить очень многим. Возникает вопрос: что нужно сделать для того, чтобы переломить этот сегодняшний тренд? Вроде стало меньше войн, меньше болезней, меньше катастроф. Но разве стали мы счастливее, добрее и разумнее?
Если задуматься, то с момента своего рождения общество потребления фактически только потребляет. Мы потребляем, потребляем и потребляем. Красуемся, завоевываем власть, захватываем бизнес, строим карьеру, удовлетворяем свое тщеславие… и мало кому удается задуматься: а что в этом смысле мы делаем для планеты? Мы пришли сюда, нагадили и ушли. А как быть тем, кто придет после нас на это загаженное, не пригодное для жизни место? «Пусть этот мир прогнется под нас!» А зачем? Может быть, все-таки оставим после себя значимые «следы на песке», а не просто где-то наследим, чтобы потом исчезнуть в бесконечной вечности, откуда, собственно, и вынырнули на время.
Изобретатель ракетных двигателей, русский ученый Константин Циолковский называл нашу планету колыбелью человечества, подразумевая, что нельзя вечно жить в колыбели – когда-то нужно ее оставить, но при этом и сохранить в первозданном виде родной дом. И не просто сохранить, а что-то вернуть планете, раз она – наша колыбель. Но сейчас многие даже обеспеченные люди, которые, казалось бы, добились уже в жизни всего, чего хотели, ведут себя, как туристы-однодневки в лесу. Приезжают в лес и сидят, сорят, оставляют бутылки битые, осколки, бумажки… Такое ощущение, что это не их лес, что он им совершенно не нужен, не дорог и не интересен. А ведь они сами же придут туда отдыхать – может быть, на это же самое место. И вот это совершенно поражает: люди получают сиюминутное удовольствие, абсолютно не думая хоть на пять минут вперед. Даже для себя – не говоря уже о ком-то другом. А происходит это потому, что они себя не идентифицируют с планетой, с природой. Люди, вышедшие из природы, на самом деле ее предали. Продали. Рушат настоящее и тем самым воруют будущее!
Возвращаясь к социальному аспекту мира, мы задаемся вопросом: что это за мир, чей он, этот мир? Мир банкиров и ростовщиков, мир политиков и чиновников, мир гомосексуалистов и лесбиянок, мир педофилов и некрофилов, или же в этом мире есть место простым нормальным людям, без комплексов, без каких-то психических расстройств? Потому что если посмотреть на масс-медиа, то на телевизионных экранах нормальных людей не очень часто и увидишь! Калеки, какие-то немощные или с психическими расстройствами люди, лживые политики, что-то вещающие, лоснящиеся от жира чиновники, рассказывающие с патетикой про то, как они борются с людской нищетой и нуждой. Но есть же люди, и их большинство, кому не хочется власти, кому не нужно суперденег, которые не хотят строить карьеру, которые хотят просто жить. И они хотят оставить после себя не выжженную пустыню, а плодородный сад. «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть…», как писал поэт Владимир Маяковский. Но где эти люди, которые расчистят образовавшиеся завалы и мусорные кучи, посадят, вырастят и сохранят цветущий сад?
Это люди, которым близок герой Сент-Экзюпери, говорящий: вот я проснулся, пойду и подмету планету, немного почищу. Ведь если мне захочется прилечь на траву – я ее примну. Значит, мне надо полить ее, посадить деревце, сделать что-то еще для моего мира. То есть я несу ответственность даже за примятую травку, за сорванный цветочек и сломанную ненароком веточку.
Ученые убеждены, что в течение ближайшего столетия человек разумный должен перейти на новую ступень развития – у него должны, попросту говоря, подрасти мозги, потому что поток информации нарастает, и ее надо успевать обработать.
Но зададимся вопросом: если мы подрастем, то успеем ли мы цивилизоваться так, чтобы все это понять? И не погрязнуть в мусоре – не накроет ли он нас с головой? И эта помятая трава – подрастет ли она, не исчезнет ли она под асфальтом? Ведь человек слишком много уже закатал в асфальт, а сколько он еще закатает? Уже в 2007 году, по данным ООН, впервые в истории городских жителей стало больше, чем сельских. Мы перешли своеобразный Рубикон. Границу между властью Земли и властью асфальта, бетона, компьютерных технологий и металла…
Нам пытаются доказать, что мир двигается по каким-то клише, однажды одобренным в тиши кабинетов. Неважно, мировое ли это правительство или какой-то конкретный политик – им так удобнее двигаться. Таким образом они пытаются подстроить мир под себя. Но мы-то должны такому образу жизни не просто сопротивляться, мы должны заставить этих людей очнуться от своих иллюзий и болезненных фобий, попытаться найти для них вариант излечения. И самим найти противоядие от этих коварных болезней. Нужно показать им, что как мир в целом, так и человек не могут жить по установленным стандартам и клише. Необходимо определить главные ценности, главные духовные скрепы. И если эти люди не поймут, если мы не сможем им доказать очевидные истины, то мы должны взрастить и помочь подняться наверх другим. Тем, кто будет вместе с нами встречаться рассвет и подметать планету по утрам…
Принято думать, что мы извлекаем из истории какие-то уроки. Но, как ни парадоксально, на самом деле история нас не учит ничему. И не может научить, потому что мы слишком быстро забываем ее уроки! Еще Платон писал, что государством должны править мудрецы и философы. Сегодня, через сотни лет, мы вернулись к пониманию его правоты: общество знаний должны выстроить самые умные. Но разве они правят миром, или есть хотя бы тенденция к этому? Ничуть ни бывало. На протяжении всей своей истории люди убивали друг друга, воевали за ресурсы. Тут на память приходит эпизод из американского фильма Люка Бессона «Пятый элемент» с Милой Йовович в главной роли. Когда герой (в исполнении Брюса Уиллиса) говорит ей: «Надо спасти эту планету, ты «Пятый элемент», ты – само совершенство, и поэтому только ты можешь остановить этих пришельцев». Она отвечает: «Хорошо, но прежде я хочу познакомиться с вашей цивилизацией». Поскольку она – суперсовершенный элемент, она моментально просматривает, пробегает глазами всю историю человечества за тысячи лет и видит только нескончаемые войны. Тогда она задает сакраментальный вопрос: «А зачем вас спасать? Вы же все время друг друга уничтожаете, а сейчас просите о спасении от пришельцев?»
Современная мировая цивилизация находится под сильным влиянием ценностей и установок западного мира, в котором доминирует Америка. А американскую цивилизацию выстроили люди совершенно особого типа: очень динамичные и очень жесткие, которые переплыли через океан. Они завоевали американский континент, уничтожив большинство коренного населения – индейцев, и создали новую цивилизацию: молодую, энергичную, горячую, которая сегодня доминирует в мире. Но не будем забывать: это были во многом те, кто не прижился в Старом Свете, нарушил закон и бежал от меча правосудия и вообще существующих порядков. Люди авантюрного склада. Это они принесли на новые земли свои законы и порядки, в частности – принцип конкуренции, основанный на взаимном подавлении, вплоть до уничтожения.
Сегодня роль вершителей судеб планеты пытаются взять на себя конкретные личности. Вне принадлежности к государству. Мировая олигархия вновь пытается прибрать мир к своим рукам, распространить ручной вариант управления планетой на все глобальное пространство. Им есть что терять. На кону, по расчетам российского историка и политолога Андрея Фурсова, более 4 трлн. долларов Ротшильдов, Рокфеллеров и иже с ними находящимися персонами. Есть что терять. Да, к тому же, желание сохранить аристократически-династический принцип собственного существования. Это когда предки отставили тебе триллионы, а тебе завещали их сохранить и приумножить. Ну, никак такой типаж не подходит на роль спасителя человечества.
Созидатель новой цивилизации будущего – творец, человек исследующий, человек путешествующий. Путешественник – как человек ценящий и любящий пространство, открывающий и обустраивающий новые земли. А не первопроходец-варвар, безжалостно разрушающий мир в целом или по частям. Этот момент, кстати, очень тонко показан в американском фильме Джеймса Кэмерона «Аватар»: прилетим на другую планету, там все разбабахаем и захватим ресурсы. Нет – мы должны быть готовы вылететь с планеты-колыбели, по Циолковскому, только тогда, когда мы будем достаточно ответственны, чтобы лететь к другим мирам, и когда сможем ценить нашу собственную планету Земля. А для этого нужно идти в ногу со временем. Измерить скорость движения человечества и свою собственную, чтобы не захлебнуться от бега и не отстать навсегда.
Мир изменился кардинально
Мир стал другим, изменился и усложнился кардинально. Он изменился настолько, что прежним набором параметров его не измерить, как бы мы ни хотели. Характерен рубеж XX–XXI веков как символ перехода на новое тысячелетие. В двадцатом веке случилось много того, на что в двадцать первом веке мы просто обязаны отреагировать. Мы прошли самые глобальные войны, а человек так и не смог ответить на ряд важнейших вопросов – от атомной энергетики до природных катастроф. Мы слабо представляем себе свое общественное устройство. Вот какое-то постиндустриальное общество, вот информационное общество. А вот сетевое – сетевое не потому, что там все организовано, как в «Матрице», а потому, что мы действительно вошли в пространство, где начинаем сцепляться самым парадоксальным образом. В старой схеме есть вертикаль – власть, управление, а есть горизонталь – межличностное общение, когда мы просто едем в гости к кому-то, из региона в регион или идем в соседнюю квартиру. Сегодня же произошло перемешивание, и общество теперь больше напоминает улей. А как нам вести себя в улье? Мы же не пчелы. Кто наша матка и за кем надо лететь? По какому сценарию мы должны жить? Особенно если принимать во внимание, что человек фактически непредсказуем. Атомы двигаются по определенным законам, пчелы и муравьи – сообразуясь с инстинктами, а человек в этом смысле оказывается в затруднительном положении. Многие инстинкты у него порой отключены, а разум не всегда действует адекватно, нередко дает ложные советы и импульсы. И само человеческое общежитие парадоксально. Мы можем броситься сломя голову в революцию и все разрушить. Вместо того чтобы попытаться построить реальную систему долгосрочного, устойчивого и поступательного развития. В сегодняшнем варианте реализации это так называемое устойчивое развитие – один из мифов, которые проповедуют ребята из «отделов по убаюкиванию сознания» мирового правительства. Все это условно, об устойчивом развитии могут говорить только те, кто сидит на островах и в своих центрах, и им пока хорошо. Гораздо более близка к реальной действительности теория американского ученого Джина Шарпа об управляемом хаосе, которую на практике постоянно применяют «сильные мира сего», не боясь возмездия за свои поступки.
Мир стал супервзаимозависимым. В этом смысле глобальное и локальное соединились в одном флаконе, как в сообщающихся сосудах. Вспомните школьный курс физики и опыт с сообщающимися сосудами: в один вливается жидкость, а уровень ее поднимается в обоих до одинаковой отметки. Вот пример: человек, сидящий в своем маленьком домике, вроде решающий локальные свои проблемки – он все равно, вольно или невольно, знает он об этом или нет, хочет он этого или нет – втянут в глобальное пространство. И оно на него незримо давит всей своей мощью. И не только тем, что ему, к примеру, придется получить банковскую карточку или залезть в Интернет и посмотреть там нужные рецепты. Завтра может оказаться так, что его поле перережет какая-то дорога, или же выпадут осадки, которые придут за тысячи километров и разом уничтожат все его посевы, тем самым сделают тщетными все его многолетние труды. Наивные рассуждения, типа, что «если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции». Лучше у моря. Хотя можно и у реки, в тайге или тундре, где вроде бы ничего особенно и не меняется. Тишина и покой. Бурлит столица, меняются империи, императоры. А вот «в деревне, в глуши, в Саратове», например, правила остаются неизменными… В том то и дело, что таких беззаботных и безмятежных мест, куда не доберется влияние глобализации, остается все меньше и меньше. К тому же и простое прозябание «в глуши» радостей жизни-то не прибавит. Разве что какое-то время понаслаждаться жизнью отшельника или Робинзона Крузо на необитаемом острове.
Мир стал развиваться еще более парадоксальным образом. Мы стараемся уловить прежние «мелодии» и ритмы мирового развития, подстроить их под современный камертон. А на деле оказывается, что нужен другой набор инструментов. Глобальный Мир, живущий на разных скоростях, как определил его американский экономист Майкл Спенс, лауреат Нобелевской премии по экономике. И тут оказывается, что гордыня западного общества не вписывается в то, что развивающий мир по ускоряющемуся развитию начинает опережать продвинутый западный мир и развитые страны. В том числе и за счет того, что просто начинает поглощать их. Без войн и конфликтов.
Словно возврат моды на одежду наших предков, возвращается потребность измерить мир за счет геополитических реалий: кто с кем соседствует, есть ли возможность в совместном освоении нового пространства и т. д. А многие уже так уверовались, что смогут спрятаться в мегаполисе. Закрыться трендом на урбанизацию, словно пуховым одеялом. И вылезать из-под него только тогда, когда нужно сгонять за продуктами в соседний супермаркет. Не получилось. «Волна прогресса», изменение климата и т. д. достала и здесь. И оказывается, что пора если не возвращаться, то обращаться «к корням», к природе, к поиску самого себя, новых смыслов существования и стимулов для полноценной жизни. Подъем Азии – это возвращение к суверенным национальным государствам. А уж многие фактически «простились» с государством как главным «решальщиком» в мировых спорах. Тут вам и «мировое» правительство, и транснациональные корпорации наперебой предлагают свои «услуги». И пока мы дружно «хоронили» государства, маятник качнулся в обратную сторону. Значит, прежние конструкции и идеологические модели оказались для мира, мягко скажем, не совсем оптимальными.
Мир сопротивляется монопольному формату развития. И не важно, о чем идет речь: о долларе, программе Майкрософт или Голливуде (его фильмах и улыбке) в качестве единственно и незаменимого атрибута для всех. Тут как раз национальные государства могут противостоять мировым правительствам, транснациональным корпорациям, авторитарным проявлениям конкретных политиков. Встать на защиту профессиональных союзов, общественных организаций, артелей, кооперативов и отдельного человека. Эту миссию может выполнить высокообразованное и сплоченное национальное государство. Но если опираться на такую логику событий, то нужно всячески развивать национальную экономику с приоритетом домашних, семейных хозяйств, а не олигархических структур. Если мы искренне верим в тренд на укрепление и спасительную роль национального государства, то его политика должна быть сконцентрирована на процессах внутреннего обустройства. А раз так, то необходима и новая идеология – идеология просвещенного национализма. И само национальное государство должно стать другим. В нынешнем состоянии ни о каком объединительном процессе в мировом масштабе речи вести не стоит. Мы к этому оказались не готовы. Не достигли еще нужного уровня развития и ответственности.
На новом витке спирали (если доберемся и не скурвимся) попробуем построить то общество, о котором знаем и передаем о нем информацию из поколения в поколение со времен Платона. В качестве цели для достижения поставить Общество знаний. И решительно двигаться к нему. Добраться до той вершины, когда фактически философы и мыслители, наимудрейшие и наидостойнейшие, получат право управлять человеческим сообществом. Этих людей еще предстоит родить конкретной матери и вырастить всем обществом. Найти для себя вожаков, понявших истину и принявших на себя тяжелую миссию открыть глаза и рассказать правду всем остальным. Тогда в России, да и в других странах, не будут до хрипоты спорить о том, какая форма правления для государства более предпочтительна. И вспоминая, например, про монархию, будут проецировать в своем сознании не конкретного царя-батюшку, а соотносить это понимание с тем, что писали Иван Ильин и Иван Солоневич. О народной монархии. Не династически-наследственная парадигма. В современном звучании это формула национального государства, в которой правит лидер, которому реально доверяют граждане.
Важно то, что нет четкого и ранжированного мирового процесса в пространстве и во времени. Глобальный мир, равно как и его локальные проявления, ежесекундно движется и перемешивается. Поэтому нам надо анализировать не линейно, а синергетически, исходя из многофакторности устроений современного мироздания. Тут тебе и «мировое» правительство, и транснациональные корпорации, и политические партии, и церковь, и само государство. И в этом процессе главное понять, куда направлен основной вектор развития и перспективные тенденции. Кто первым это осознает, тот будет доминировать в текущем мире. Сможет полновесно представить и отстаивать свои ценности и модели будущего.
Глобальный тренд – «восточная» модель – это не подтаскивание мира к агрессивной «азиатчине» или исламскому фундаментализму, а движение к коллективизму и солидарности (без ее крайних и архаичных форм). Заметим, не к парандже и хиджабам. Не к многоженству и клановости. Не к чинопочитанию и местечковой провинциальности. А к коллективу, где больше играют роль не деньги и статусы, а традиции и уважение. И это мировой глобальный тренд на будущее. И к этому тренду значительно ближе Россия. А ее «толкают» на Запад. Но какой Запад и что он сегодня из себя представляет? «Вестернизация» России. В стиле «вестерн». Хотя само западное сообщество (с точки зрения самих людей), все больше начинает думать, как бы закрыться от «нашествия» других культур. Но легализацией однополых браков этого не достичь. Несколько лет назад на выборах в Швейцарии на одном из плакатов были изображены три белых барашка, которые лягали двух черных барашков. Суть плаката ясна и далека от европейской политкорректности. Мы должны понимать не только то, что местное население тем самым выражает свой протест по поводу приезжих и каким-то образом старается отгородиться от процесса массовой миграции «чужеродного» элемента. Но это еще раз говорит о возрастании роли национального государства, о роли просвещенного национализма и необходимости защиты своей идентичности.
Конечно, можно допустить и другой сценарий развития событий, при котором, как пишет российский журналист Дмитрий Стешин, «состоится разгон неприлично богатых нефтяных шейхов по барханам и ликвидация их квазигосударств с приватизацией активов в пользу морально оскорбленного цивилизованного мирового сообщества». А вслед за этим вообще уничтожение исламских государств на Ближнем Востоке, проводящих самостоятельную политику и имеющих личные национальные интересы.
Возможно, только это еще больше добавляет очков к тому, что суверенные национальные государства могут и должны сегодня сыграть свою важнейшую роль балансира и выработки программы действия на будущее. При этом не будем забывать, что миграционные волны, особенно в условиях тотальной экспансии, могут накрыть и саму метрополию.
Британский историк Найл Фергюссон, в том числе и в своей последней книге, вышедшей в России, – «Империя. Чем современный мир обязан Британии», – без ложной скромности сообщает читателю о том, что де при существовании Британской империи в прошлом в мире был покой и порядок. Все было окей! А вот сейчас в мире неспокойно из-за отсутствия главного регулятора мирового процесса. Зря Фергюссон так уж печалится, потому что априори дело англосаксов пока живет и в общем-то побеждает. Равно и империя со своей колониальной политикой никуда не делась. Она просто мимикрировала. На острове остались мозги, руки и ноги «утекли» в Америку, с помощью которой и происходит захват нужных высоток. Не случайно самый высокий в мире военный бюджет. Тут вам любую демократию можно поправить и урезонить, коли что не так. И навязать на штыках свой принцип веры и поклонения своим идолам и золотым тельцам. А под туловище пока успешно используется Европа и иже с нею нужные «запчасти» от других государств развивающегося мира.
Важно пересмотреть, в том числе в своей собственной голове, прежние стереотипы и скорректировать сознание на новые истинные конструкции мира. И тогда Америка и Россия станут в разряд наиболее ответственных держав за то, что происходит не только вокруг границ, а далеко за их пределами. При более внимательном рассмотрении окажется, что США и Россия – два заклятых идеологических конкурента, на деле – две стороны одной (!) медали. Крайности сходятся. И именно они, равно как и другие ядерные державы, могут одним махом уничтожить другие, альтернативные модели мироустройства: по-шведски, по-сингапурски или еще какие-то. Потому что власти патологически стараются доказать, кто мощнее. Кулачные бои. А мир ушел вперед и требует новых политиков. Без рингов и мордобоя. С желанием и умениями выстраивать экогорода и ноосферу.
Снова борьба за новый мировой порядок, или же мы сможем более рачительно потратить свои силы, чтобы оценить и построить новый мир? Всевышний, видя наши метания и потерю столбовой дороги к храму, как будто пытается взять за руку и отвести от беды. Всем нам, верующим и атеистам, дать шанс на спасение и развитие.
Ноева ковчега ни для кого не будет
Ноева ковчега сегодня ни для кого нет. В том числе и для элиты. Но это далеко не все понимают. Что делать? Этот вопрос, как и сотни лет назад, словно оружие возмездия, висит над нами как дамоклов меч. Не будем искать виновных и пытаться уничтожить «неверных». Будем искать возможности пробудиться новым росткам. Для этого нужно научиться мыслить глобально. Но действовать локально. Глобальные изменения к лучшему наступят тем скорее, чем больше каждый из нас привнесет в свою жизнь реальность: построит свой дом, облагородит свой двор, посадит лишнее дерево, перестанет тратить время даром. Будет защищать этот свой мир в реальном времени. Здесь есть очень сложный момент. Сподвижники Платона говорили об идеальном обществе, где бы человек занимался любимым занятием. Но любимое – это не значит, что я лежу, пузо кверху, почесываю затылок и размышляю о мире. Нет, я буду делать то, что миру нужно, а мне интересно. Я буду знать, что делаю важное дело, в том числе и для планеты. А не сижу-просиживаю штаны потому, что это нужно моему начальнику, боссу в корпорации и так далее.
В этом же супервзаимозависимом мире присутствует другой водораздел, касающийся не конкретных людей, а наций и государств. Сегодня идет спор: нужно ли, чтобы сохранились национальные государства, или же пришло время, когда границы должны быть размыты, поскольку мы движемся к определенному общему началу, будет мировое правительство, а старые государства уже не нужны. Убежден, что при всех глобальных тенденциях, которые есть, мы сегодня не то что к этому не готовы – мы, наоборот, должны в некотором роде загородиться от безудержной глобализации. Российский ученый Вадим Цымбурский в книге «Остров Россия» описал неоизоляционизм. То есть России надо призакрыться, чтобы окультуриться изнутри, собрать силы, укрепить свое ядро нации, а потом заново открыться миру. А не так: открыться, чтобы нас поглотил кто-то, чтобы в нашу плоть, словно «пятая колонна», вошли все кому не лень. Важно сохранить ценностное начало, защитить свои традиции и обычаи – а потом, если мы чувствуем, что мы сильны, – можем эти ценности культивировать, делиться своими возможностями с другими. А так – свариться в геополитическом бульоне. Наверное, не такую судьбу не завещали нам предки.
Россию волоком втянули в ВТО, тянут к полному раскрытию границ перед мировым ширпотребом, но мы к этому не готовы. Зачем рвать на себе последнюю рубаху, самому оставаясь в неглиже? Нам, более того, надо сохранить свои традиции и обычаи. Только тогда, когда мы дорастем до высокого уровня самосознания, высочайшего уровня ответственности – тогда мы без призывов, по собственной воле будем перемешиваться с миром: языками, культурами, но сохраняя самые главные цепочки, свою сердцевину, ядро. Иначе варварство, пещерное состояние размоет главное. Цивилизация не может себя защитить от варваров именно в момент внутреннего разлада и распада. Так было с Константинополем. Так было с Римом. А нам к тому же еще и предстоит пройти очень нелегкий период напряжения сил на поиск новой парадигмы развития и выработки новой повестки дня для страны и мира.
Мир стал развиваться еще более непредсказуемо, нестандартно. Мы достигли определенного уровня – и неожиданно начинаем двигаться в обратном направлении. Сейчас пришла новая эпоха, мы ее внутренне, интуитивно чувствуем, но продолжаем по инерции двигаться по-старому. Понятно, что кто-то хочет сохранить свои власть и капиталы, свои стереотипы в голове, а в результате – создать кавардак и в наших головах.
Представим скорый поезд, скажем, «Москва – Саратов». Он двигается в среднем со скоростью 60 км/ч. Но ведь понятно, что он должен идти со скоростью 500 км/ч, ну минимум, по сегодняшним временам – 300 км/ч. Как же так – в новых условиях, в сверхскоростном информационном обществе мы двигаемся черепашьим шагом? Если мы вовремя не набрали необходимую, адекватную времени скорость, значит – мы уже изначально отстали. А мы все носимся с лозунгом «догнать и перегнать».
Когда говорят сегодня, что у нас общество потребления, то забывают, что в мире уже все настойчивее и яснее проявляется тренд на общество знаний. А мы что же, опять «пойдем другим путем»? Доколе мы это будем делать? Видимо, до тех пор, пока и в нашей стране, по очень точному выражению российского ученого Натальи Зубаревич, будут в одно и то же время существовать сразу несколько Россий, соприкасающихся между собой лишь иллюзорно, прежде всего, через новостную ленту СМИ. Это когда одни будут летать на сверхсовременных частных лайнерах, а другие – на паровозе и телеге ползти по земле. При этом слушая умные речи о прогрессе и инновациях. Точно так же и во всем мире, когда во многих районах мира еще пашут землю на буйволах и убирают урожай вручную, когда в других – на сверхскоростных тракторах и комбайнах.
Увеличение скорости движения, равно как и пользование все более расширяющимся объемом информации в интернете – это веление времени, это наша дань прогрессу, который не остановить. Но это одновременно не отменяет, а, наоборот, увеличивает нашу необходимость, как живых разумных существ, иметь возможность вовремя остановиться. Чтобы увидеть и насладиться красотой заката или восхода, или же, посмотрев в телескоп на звезды, убедиться, как хрупок и мал наш мир.
Мир стал настолько динамичным, что мы даже не можем себе представить, что будет в XXII веке. Возможно, мы действительно станем киборгами, можно будет жить, вставив свои мозги в чужое тело, в свой двойник-аватар. Но нужно ли это нам? Хочется все же надеяться, что останется главное – человеческое, духовное начало. С человеческим лицом в прямом и переносном смысле этого слова.
Только в этом случае мы от конкуренции перейдем к солидарности, такие модели есть в природе – солидарны же муравьи, пчелы и другие общественные животные. Надо формировать чувство общечеловеческой ответственности. Его сегодня практически нет ни у власть имущих, ни у простых людей. Или оно очень слабо развито. Посмотрите на принцип работы клеток в организме. Они не конкурируют – они развиваются солидарно. Конкуренция возникает, только когда появляются инородные клетки, например, раковые. Формируется агрессивная среда. А если брать клетки живые – они не мешают друг другу, не выдавливают друг друга. Более того: они помогают ослабленным – так идут процессы восстановления. Это сотворенная природой и отлаженная за сотни лет эволюции система взаимодействия между десятками тысяч миллиардов клеток! А это значит, что в человеческом организме на уровне «микрокосма» происходит взаимное общение клеток человеческого организма между собой, и это несет в себе заряд развития и рождения новой жизни.
Если брать за основу матрицу организма – может быть, и у человеческого социального сообщества есть шанс развиваться солидарно? А это значит, главное, что мы должны сегодня сделать – отказаться от траектории конкурентного развития. От иллюзий, что удастся из определенных центров вначале сотворить «организованный» рукотворный хаос, а потом им умело управлять с одного пульта. От всепоглощающего культа денег. Стать ближе к природе. К духовности. К солидарному творчеству собственного мира, в котором было бы уютно и комфортно жить. И не только нынешним, но и будущим поколениям.