Глава 1
Социологические основания изучения здоровьесберегающего поведения молодежи
1.1. Здоровьесберегающее поведение как результат социализации
Феномен здоровья обладает существенной спецификой. Сложность его изучения состоит в том, что в основе поведения, связанного со здоровьем, лежат самые различные потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обуславливается мотивами, никак не связанными со здоровьем. Всё это требует для изучения данного явления привлечения, как общесоциологической теории, так и теорий среднего уровня.
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН в течение последних 20 лет проводил исследования индивидуального здоровья населения России. Эти разработки позволили сделать ряд выводов, имеющих принципиальное значение:
– уровень индивидуального здоровья имеет четкую тенденцию к понижению;
– каждое последующее поколение характеризуется более низким потенциалом здоровья: больное поколение не может воспроизводить здоровых;
– в течение жизненного цикла наибольшие потери здоровья отмечаются у детей и подростков;
– проблемы здоровья перемещаются с групп престарелого населения в группы детей и юношества, что противоречит естественным процессам, когда человек теряет здоровье постепенно с возрастом;
– доля лиц, имеющих плохое и очень плохое здоровье, с течением времени (за последние 25 лет) возрастает наряду с увеличением доли хронических больных;
– индивидуальный потенциал здоровья женщин на 10 % ниже, чем у мужчин, несмотря на то, что продолжительность предстоящей жизни женщин выше (Римашевская Н. М., 2003).
До последнего времени в политике охраны здоровья в качестве основного фактора, способствующего улучшению статуса здоровья, рассматривалась система здравоохранения. Вместе с тем совокупность факторов риска, значительно воздействующих на состояние здоровья пациентов, выходит далеко за пределы того, что связано с собственно организацией здравоохранения.
Становится все более очевидным, что основные причина современной патологии – в образе жизни пациентов и во вредном воздействии окружающей его среды, т. е. в многогранном комплексе объективных и субъективных факторов. Проблемы изучения, сохранения и восстановления здоровья пациентов становятся наиболее актуальными в современных условиях вследствие усиления воздействия на здоровье различных биологических, социально-экономических и психологических факторов и в первую очередь тех, которые связаны с научно-техническим прогрессом, урбанизацией общества, изменением состояния природной среды. Сама среда, ее состояние становятся важнейшими факторами жизнеспособности людей, условиями здорового образа жизни. Автор разделяет мнение отечественных социологов о том, что здоровый образ жизни – это не просто специальная деятельность, направленная на сохранение, улучшение здоровья, а организация всей жизнедеятельности пациента, способствующая сохранению и совершенствованию его здоровья.
Можно выделить качественные критерии здорового образа жизни, которые позволяют определить отличие содержания понятия «здоровый образ жизни» от понятия «образ жизни». Эти критерии выражаются в 3-х компонентах:
– высокая социальная, трудовая, физическая активность;
– высокая нравственность;
– исключение вредных для здоровья сторон жизнедеятельности (курение, переедание, злоупотребление алкоголем и т. д.).
Здоровый образ жизни непременно предполагает присутствие трех названных компонентов одновременно. Например, высокая активность и высокая нравственность пациента при наличии вредных привычек – нездоровый образ жизни; отсутствие вредных привычек и высокая нравственность пациента при лености, пассивности – нездоровый образ жизни; высокая активность и отсутствие вредных привычек при безнравственном поведении – нездоровый образ жизни.
Решение проблем здорового образа жизни в современных условиях связано, во-первых, с разработкой научно обоснованных критериев целенаправленного воздействия на все группы материальных и духовных потребностей пациента; во-вторых, с формированием, развитием потребностей в здоровье.
Качество жизни населения страны принято оценивать общим показателем – индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП).
По данным ООН в 2016 г. Российская Федерация занимала по ИРЧП 49 место (из 177) и относилась к группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
В последние годы общая заболеваемость населения России постоянно растет: она увеличилась с 234,3 млн случаев в 2015 г. до 237,06 млн в 2016 г., т. е. на 1,18 % (а в перерасчете на 100 тыс. населения заболеваемость увеличилась на 1,07 %).
Заболеваемость пациентов – подростков в возрасте 15–17 лет по основным классам болезней в 2015–2016 гг. в России также растет. По сравнению с 2010 г. общая заболеваемость подростков с диагнозом, установленным впервые в жизни, увеличилась на 17,8 % (в перерасчете на 100 тыс. подростков – на 19,8 %) с 6,63 млн случаев в 2010 до 7,81 млн в 2014 году.
За период с 2010 по 2014 гг. заболеваемость пациентов – подростков в расчете на 100 тыс. возросла на 7,9 %. На первом месте болезни органов дыхания, возросшие за пять лет на 14,2 % по России, на втором – болезни глаза и его придаточного аппарата – увеличение произошло по России на 23,6 % и на третьем – болезни костно-мышечной системы, случаи заболевания которыми увеличились на 38,6 % по России.
Помимо сокращения детского населения в возрасте 0–14 лет, первичная заболеваемость пациентов – детей (на 100 тыс. детей) увеличилась на 14 %.
Растет число детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных женщин. Смертность молодежи в возрасте 15–19 лет за последние 6–9 лет выросла на 40 %. Помимо смертей пациентов от сердечно-сосудистых заболеваний, травм, несчастных случаев и онкологии растет число суицидов и смертность от употребления алкоголя.
По-прежнему актуальной остается проблема курения пациентов, особенно среди детей. Так, среди учащихся 7–8 классов систематически курят 8–12 %, в старших классах 21–24 %. Серьезной проблемой для молодого поколения остается наркомания. Официально опубликованная ООН статистика наркозависимых констатирует, что за 10 лет наркоманов-россиян стало в 10 раз больше. Смертность от употребления наркотических препаратов увеличилась в 12 раз, при этом детская смертность – почти в 40. Это означает, что все чаще дети в возрасте до 15 экспериментируют с химическими веществами, желая испытать их действие на себе. Постоянно растет (ежегодный рост достигает 20 %) заболеваемость пациентов гепатитом В, часто сопутствующим наркомании.
В 2015 г. каждый 5-тый россиянин имел либо родных, либо знакомых, которые принимали наркотики без медицинских показаний и этот показатель растет из года в год. Отношение к наркотикам в целом среди населения (92 %) отрицательное, однако находятся отдельные граждане (7 %) допускающие их употребление и относящиеся к ним снисходительно.
По данным ВЦИОМ, в 2017 г. только 35 % граждан считают себя здоровыми, лишь 1/3 россиян не имеют вредных привычек, лишь 11 % регулярно проходят диспансеризацию, в то время как 24 % респондентов, считают себя нездоровыми не обращаются к врачу и относятся легкомысленно к своему здоровью (табл. 1).
Причины кризиса здоровья и смертности пациентов в России многослойны. Очень весом негативный вклад таких показателей, как отсутствие привычки вести здоровый образ жизни, рост вредных привычек, тяжелая экологическая ситуация, недоступность для значительной части населения своевременной и качественной медицинской помощи, полноценного питания и др.
Таблица 1
Ответы на вопрос «Если Вы заботитесь о своем здоровье, то в чем это проявляется?» (%)
Изучение отношения современных молодых людей к собственному здоровью показывает, что при весьма реальной оценке уровня своего здоровья, понимании приоритетной его ценности и необходимости заботы о нем в молодежной среде отмечаются: высокий уровень распространенности употребления психоактивных веществ, рискованное сексуальное поведение, недостаточная информированность о вредном влиянии на здоровье алкоголя, никотина, наркотиков, ранних сексуальных связей и мерах профилактики основных заболеваний, низкая двигательная активность и нерациональное питание.
В контексте социологического подхода данную ситуацию можно и нужно рассматривать как результат социализации.
Механизм культурной социализации является важнейшим, определяющим социальным механизмом, обеспечивающим преемственность в историческом и культурном опыте, осуществляющим процессы формирования и развития молодого поколения, социальной преемственности, наследования молодежью знания и опыта старших поколений.
Социализация есть многомерное понятие. В данном случае, понимание термина «социализация» означает совокупность всех социальных процессов, благодаря чему индивид осваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, обладать автономией в отношении собственного здоровья. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные действия, в частности, в этом плане, можно отметить воспитание в широком смысле его понимания, а также стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. Социализация – это процесс формирования и развития человека как полноценного члена общества, усвоения им социального опыта и ценностно-нравственных ориентации, необходимых для выполнения социальных ролей.
Процесс социализации нельзя рассматривать односторонне только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей, его нужно рассматривать как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Позитивная социализация, представляя собой непрерывный, двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, должна обеспечивать обществу возможность сохранения стабильности, трансляции и развития культуры, а индивиду – возможность приобщения к культуре, освоения социальных норм и ролей, приобретения качеств, необходимых для включения в социум. Двусторонний социальный обмен в результате социализации происходит через следующие процессы: интериоризации – освоения молодежью социального опыта; экстериоризации – внесения ею в социальную жизнь новых элементов. Человек не просто усваивает социальный опыт, он преобразовывает его в собственные ценности, установки и ориентации. Социальная активность есть главное качество социализации.
Конец ознакомительного фрагмента.