Вы здесь

Целительное воздействие. Исцеление через присутствие. На чем основывается наше ощущение? (Вилли Шрёдтер, 2017)

На чем основывается наше ощущение?

Таким же образом взгляд людей пробуждает у нас симпатию, любовь или ненависть.

Разве эти различные чувства не зависят также от излучений, исходящих от этих людей?

Ж. Лаховски[26]


На чем основывается наше впечатление о человеке, с которым мы сталкиваемся? То впечатление, про которое говорят: первое и есть наилучшее, что означает: ощущение, не отфильтрованное умом, и есть самое верное?

Впечатление, основанное на дедукции

Чаще всего «впечатление» – это заключение, сделанное после оценки «форм проявления», поскольку поведение нашего визави складывается из его поступков и манер. Дедукция – это чисто рациональная функция, и как таковая она нами рассматриваться не будет.

Наполовину инстинктивное впечатление

Другой способ возникновения впечатления о незнакомом человеке основывается на его внешности: общем виде (габитусе), языке жестов, мимике, манере говорить, рукопожатии[27], выражении лица, о котором «Херувимский странник» Ангелус Силезиус (Иог. Шефлер, 1624-1677) слагает стих:

Есть справедливость на земле,

Раз лица становятся такими как люди.

На самом же лице на нас, прежде всего, обращены глаза, которые в Библии зовутся «светильником для тела» (Мф. 6:22), т. е. взгляд.

Это «выраженное изнутри наружу» в своем разнообразии, так сказать, рефлекторно вызывает в нашей душе реляционное суждение (представление об отношении человека к нам), которое нередко переходит в оценочное суждение. Словом «рефлекторно» я уже указал, что речь здесь, скорее, идет о впечатлении, основанном преимущественно на внешней форме, нежели о проходящем через высшее сознание подлинном физиогномическом наблюдении и размышлении. Здесь мы имеем дело с чем-то средним между инстинктом и интеллектом, при этом несколько перевешивает инстинкт.

К этому (а также к следующему абзацу) относятся слова доктора Герберта Мюллера-Гуттенбрунна (ум. 1945) – «Лихтенберга XX в.» – в одном старом номере его «Небельгорна» (Вена): «Насколько мало я считаю физиогномику наукой, настолько же много я придерживаюсь интуитивного понимания лица при первом взгляде».

Впечатление, полностью инстинктивное

Тем не менее вышеупомянутые внешние физиогномические характеристики производят на нас впечатление только тогда, когда они настоящие, т. е. составляют реальные проявления сущности человека. Если они – исключительно поза, то в душе оценивающего возникает понимание «нутра» партнера, при этом его внешнее поведение никакого значения не имеет! Переход от наполовину инстинктивного к полному «чутью» происходит автоматически; воздействие осуществляется одним только присутствием.

Впоследствии я нашел следующее подтверждение моим мыслям: доктор медицины Вальтер Крёнер (Берлин, Шарлоттенбург) заявил интервьюеру:

«Каждое непосредственное психическое реагирование на человека и ситуации, симпатия и антипатия, доброжелательность и отвращение, все то, что мы охватываем понятиями предчувствия, интуиции, инстинкта, не только возникает путем переработки сенсорных раздражителей и через ассоциацию, но и, по меньшей мере частично, является результатом непосредственного, т. е. телепатического, реагирования. Эта интуитивная способность особенно ярко проявляется у людей искусства, женщин и детей. Следовательно, “атавистический медиумизм” непрерывно действует и в подсознании обычного человека»[28].

Но, как показывает дальнейший опыт, все первичные ощущения, зарождающиеся у человека, наделенного чутьем от природы, представляют собой кристаллизацию мыслей, слов и поступков, «поперечного разреза» нрава партнера!

Этот инстинкт надо лелеять!

Заботиться об этом инстинкте советует розенкрейцер Трисмегист IV:

«Антипатии составляют также часть так называемой (ошибочно) магии. Человек наделен природой таким же инстинктом, как у животных, который непроизвольно оберегает их от существ, враждебно к ним настроенных или угрожающих их жизни. Но он так часто им пренебрегает, что инстинкт засыпает.

Не таков истинный попечитель большой науки!»[29].

В 1923 г. ему вторит Густав Мейринк (1868-1932):

«В тех случаях, когда ясного разума уже недостаточно, чтобы правильно выбрать путь, которым надо пойти, нужно обратиться к интуиции и внутреннему чутью и одновременно укреплять инстинкт, словно магнитный стержень, которому придаешь все большее значение»[30].

Разум и инстинкт – антагонисты!

Об этом нас информирует доктор медицины Франц Гартман (1838-1912):

«Животные остались естественными, тогда как человек эту естественность потерял. Зоологу не нужно объяснять овце, что та должна обращаться в бегство, когда приближается тигр. Она знает это по своим ощущениям, и ей не надо доказывать, что тот – ее враг. Овце гораздо важнее знать о свирепости тигра, чем то, что он принадлежит к genus Felis[31]. Если бы овца чудом стала разумной, то, наверное, столько узнала бы о внешней форме, анатомии, физиологии и генеалогии тигра, что утратила бы всякое представление о его нраве, и он бы ее сожрал»[32].

Также этот авторитетный ученый находит поддержку у тайного советника, доктора медицины Августа Бира (1861-1949), который однажды сказал: «Человек стал домашним животным, у него слишком много ума и слишком мало инстинктов».

Что касается приведенного Гартманом примера интеллектуализации овцы, «внутренний взор» которой затуманился бы, то напомним поучительную басню Мейринка. Жаба спрашивает многоножку, как той во время ходьбы удается одновременно ставить пары ног под номером 1 и 2, 144 и 145 и т. д. Членистоногое (которое, впрочем, обладает не более чем сотней пар ног) погружается в раздумье и оказывается неспособным поставить «одну ногу перед другой»![33] Другая притча. Один шутник спрашивает человека с «большой бородой», куда тот кладет свою бороду ночью – под одеяло или на него. Бородач долго думал и, наконец, сказал: «При всем желании я не могу Вам ответить, я и сам не знаю, потому что никогда не обращал на это внимание». Но с этого времени он потерял сон. Он клал бороду на одеяло, но это ему уже казалось неправильным; он засовывал бороду под него и находил это невыносимым. То, что раньше он делал совершенно естественно, вследствие осознания стало проблемой! Подобно тому как ночной тролль, пораженный первым лучом «враждебного» солнца, каменеет, так и жизненный автоматизм, освещенный светом (о)сознания, «цепенеет»!

Впечатление, переданное волновым путем

Если между двумя молчащими людьми нет прямого телесного соприкосновения, то ясное инстинктивное впечатление может возникнуть только волновым путем, т. е. посредством «передачи», словно по радио. На этот счет царит полное единодушие, начиная от «демонического рыцаря» (Арама) из Неттесгейма, близ Трира, и заканчивая сказителем Германом Эрисом Буссе (1891-1947). Первый в 1510 г. сообщает:

«Чужая душа обладает над телом другого человека не меньшей властью, чем чужое тело.

Следовательно, человек должен воздействовать на другого человека одним только своим душевным состоянием и характером.

Поэтому философы предостерегают от общения с теми, у кого плохое настроение и несчастными людьми, так как их душа полна вредными лучами, пагубно влияет на окружающих и заражает их.

И наоборот, нужно посещать общество добрых и счастливых людей, ибо своим присутствием они могут приносить нам большую пользу».

Герман Буссе в 1939 г. пишет:

«Существуют излучения и контризлучения между людьми, это не подлежит сомнению. Потому-то возникают необъяснимые антипатии и необъяснимые связи»[34].

Биологические эманации или мыслительные волны? Что такое ОД

Возникает вопрос: «Какого рода могут быть эти излучения? Что это – биологические эманации или мыслительные волны?»

В середине XIX столетия барон Карл фон Райхенбах (1788-1869) обнаружил у человека «флюид», он назвал его «Од»[35] и посвятил ему девять довольно объемных трудов. «Кто прочтет в его сочинениях, что он провел около 12 тысяч разных опытов примерно со 150 людьми всех сословий, и пропустит через себя мысли, изложенные во всех этих работах, тот признает вполне доказанным существование ода, если вообще можно доказать какую-либо вещь», – считает один современный медик[36].

Открытие ученым-промышленником парафина и креозота мир принял, другое открытие – ода – отверг: ода, мол, в природе не существует, а основанный на нем биомагнетизм (месмеризм) есть не что иное, как красиво завуалированный гипнотизм!

Гипноз связан с флюидами?

На этот вопрос можно ответить так:

Во-первых, целый ряд именитых исследователей еще и сегодня отстаивает мнение, что, наоборот, гипнотизм в той или иной степени основывается на флюидах, флюид – это первичный агент, наряду с фиксацией и вербальным внушением. Назову здесь лишь имена Эмиля Бойрака (1851-1917)[37], доктора медицины Эриха Киндборга[38], практиковавшего во Вроцлаве, доктора Сидни Альрутца[39], доцента университета г. Упсала. Доктор медицины Вальтер Фёллер (Кассель, Вильгельмсхёэ) полагает, «что в результате многолетних исследовательских работ в области органических электрических процессов в этой энергии установил причину гипноза.

Биомагнетизм не основывается на внушении

Во-вторых, существует четыре убедительных доказательства того, что биомагнетизм основывается не на внушении, а на трансфере флюида.

1. Врач-специалист, доктор медицины Людвиг Лацки (Вена; до 1920 г.) пригласил доктора медицины Морица Бенедикта (ум. 1920) из Венского университета присутствовать при проведении опыта с «прачкой, необразованность которой полностью исключала возможность того, что она имела хоть какую-то информацию о перекрестке черепно-мозговых нервов. Даже очень образованные люди ничего об этом не знают. Я встал сзади нее и держал свою ладонь над левой стороной ее темени, не вступая в какой-либо контакт, после чего она резко выпрямила и подняла правую ногу в горизонтальном положении. Я перевел ладонь вправо, и так же взлетала в воздух левая нога». Так было проделано несколько раз, после чего последовал контрольный эксперимент:

Теперь в присутствии профессора я провел антисуггестивный опыт и, после того как левая нога поднялась, сказал, что это было очень интересно и мы проделаем это еще раз, однако, стоя позади женщины, незаметно поменял руку и сторону темени, на что тут же среагировала другая нога.

Я полагаю, что не существует более убедительного доказательства того факта, что магнетизм не имеет ничего общего с внушением и представляет собой чисто материальное явление»[40].

2. Доктор медицины Йозеф Грацингер (ум. 1924), магнетизер, также из Вены, в 1922 г. пишет:

«Одна из моих пациенток пришла ко мне на прием и привела с собой собаку, которая страдала распространившейся по всему телу кожной сыпью. Пока я занимался его хозяйкой, животное лежало возле ее ног, закрыло глаза и поначалу вело себя очень спокойно. Через какое-то время другая дама, также находившаяся в кабинете, заметила, что тело собаки подергивалось в точном соответствии с производимыми мною пасами. Однако ее хозяйка сочла, что собака, возможно, дрожит от холода, и поэтому я ее попросил в скором времени привести животное снова, и на следующий день эта просьба была исполнена. Собака опять улеглась, в точности как днем ранее, и я, вместе с несколькими другими присутствовавшими людьми, мог убедиться, что минут пять она вела себя совершенно спокойно и ни разу не вздрогнула. Когда это было установлено, я встал сзади животного так, чтобы оно не могло заметить хоть какие-то мои действия, и с расстояния примерно одного метра сделал несколько пасов в его направлении. И тут же появились подергивания, то более сильные, то более слабые в зависимости от того, какие я делал движения. Мне также удалось одной только своей волей заставить собаку подергивать головой, хвостом, лапами или всем туловищем.

Через несколько недель мне пришлось навестить одного больного менингитом, и там у меня снова была возможность при помощи производимых на расстоянии пасов вызвать сильнейшие подергивания отдельных частей тела у собаки, которая с закрытыми глазами лежала у кровати пациента. В течение нескольких дней я повторял опыт с этим животным и всегда получал одинаковый результат…

Благодаря экспериментам с собаками я считаю совершенно доказанным, что в процессе лечения мы реально воздействуем на нервную систему больного, при этом львиную долю достигнутых результатов нельзя свести к суггестии»[41].

3. «Летом 1849 г. в Ливорно Лафонтен магнетизировал двух ящериц из шести и оставил всех без еды. Немагнетизированные ящерицы умерли через 9, 11, 13 и 18 дней; магнетизированные прожили от 42 до 75 дней и, ко всему прочему, погибли в результате несчастного случая»[42]. Иными словами, жизнь тех ящериц, на которых воздействовали рукой, оказалась сохранена благодаря незримой материи (флюидам)!

4. Существуют многочисленные примеры роста растений[43], вызванного магнетизацией (прикосновением, облучением, магнетизированной водой), в том числе научно доказанные!

Биомагнетизм – это реальный факт

Кто, стало быть, настроен благожелательно и ищет доказательства существования материального излучения, тот их уже здесь получил, а дальнейшие аргументы «за» он сможет найти в трудах Лацки и Грацингера, равно как и в моих «Опытах на грани науки». Тем, кто ощущает в себе «реки воды живой, текущие из чрева» (Ин.7:38), aqua vitae алхимиков-физиологов, «нашу небесную воду, которая не увлажняет рук и необычная», подобные доказательства не понадобятся. Но если кто-то отклоняет их априори, то к нему относится не утратившее своей злободневности изречение Артура Шопенгауэра (1788-1860): «Тех, кто сегодня подвергает сомнению факты животного магнетизма (и ясновидения), надо называть не недоверчивыми, а невежественными»[44].

Биомагнетизма больше, чем думают…

Врач-клиницист и хирург, баварский бригадный генерал медицинской службы, тайный советник, доктор медицины, профессор Иоганн Непомук фон Нуссбаум (1829-1890) в одном популярном издании рассказывает:

«Уже за несколько минут можно достигнуть совершенно явного, прямо-таки удивительного результата. Действие большинства мазей – это лишь следствие натирания. Многим нервным людям особенно приятно чувствовать чью-то руку. Здесь, без сомнения, замешаны магнетические и электрические отношения. Нельзя отрицать, что каждому человеку прикосновение определенных людей приятней, чем прикосновение других, что касание чужой руки вообще вызывает своеобразный эффект. Рука любящей матери, гладящей больного ребенка по головке, часто оказывает на него совершенно отчетливое успокаивающее воздействие. Мы не вправе отрицать что-либо из-за того, что сегодня пока еще объяснить не можем»[45].

Сходным образом об успехах психотерапии рассуждает цюрихский врач, доктор медицины Луиза Хёсли:

«Бывают случаи, в которых все врачебные действия оказываются неэффективными и врач вынужден спасовать перед необъяснимым явлением. Речь, прежде всего, идет о непостижимых разумом успехах духовного лечения…»[46]

«Входишь в помещение, там сидит человек в форме, здоровый, как шкаф, и все же – вопреки фигуре и стати, сразу чувствуешь: ничего особенного в нем нет. И наоборот, неприметная во всех отношениях личность может испускать настолько сильные излучения, что, так сказать, на своей коже сразу же ощущаешь отзвук (резонанс) этого его свечения, наполняющего всю комнату»[47].

«Когда входишь в темную комнату, по атмосфере можно узнать, присутствует там другой человек или нет»[48].

Это чутье, дремлющее в каждом человеке, если только он не совсем толстокожий, Карл Хутер (1861-1912) планомерно у себя развивал и добился того, что мог чувствовать, чем болеет тот или иной человек[49]. Известный в Европе венский магнетизер, инженер Рудольф Теттер (1882-1957) взял себе в помощники человека по имени Леопольд. Тот «примерно через два месяца признался, что, устраиваясь на работу, считал все это мошенничеством, но теперь он другого мнения. Его головные боли, которые на протяжении двадцати лет ежедневно возникали у него в первой половине дня и сохранялись до двух часов пополудни, пропали сами собой благодаря одному только воздуху в помещении амбулатории. Он полагал, что все это сделал “медицинский” воздух», а Теттер добавляет: «В том-то и дело, что помещение, в котором магнетизируются больные, содержит магнетическую энергию»[50]. Это уточнение напоминает высказывание Мейринка: «Атмосфера стала настолько магнетически удушливой, что каждый вдох я воспринимал так, словно меня душат невидимыми руками»[51].

Биомагнетический диагноз

«В мае 1926 г. в районном суде Варшавы состоялся сенсационный процесс над одним из самых известных и самых популярных польских ученых, доктором Оскаром Войновским, которого обвинили в том, что он занимался незаконной медицинской практикой. Долгое время Войновский считался своего рода народным целителем и чудотворцем. Он специализировался на лечении травами и провел в Индии соответствующие исследования. Он ставил диагноз, просто приложив руку к телу больного. Доктор Войновский утверждает, что с помощью этого метода может распознать большинство болезней организма. В Гейдельберге он получил ученую степень доктора философии»[52].

Диагностирование с помощью прикладывания руки – вовсе не новшество и отнюдь не является чем-то совершенно уникальным, как могло бы показаться из вышеупомянутого газетного сообщения. Напротив, при лечебной магнетизации диагностика и терапия составляют единое целое, и это хорошо известно любому опытному профессиональному целителю, пробуждающему жизненные силы больного. При «имманации» описывающая круги и совершающая пассы рука «имманиста» (если использовать термин Бенедикта), т. е. того, кто распространяет свое излучение на другого человека, ощущает: в этом месте пациенту больно, а здесь у него «сидит» болезнь. Каждый недуг вызывает у «имманиста» определенное, конкретное ощущение[53]. Более того, в этот момент происходит необъяснимое…

В дело вмешивается «бессознательное Божественное»

Если целитель, занимаясь пациентом, заставляет молчать свой разум и волю, то им тогда начинает руководить «Оно», «бессознательное Божественное», как это наглядно показывает Рудольф Теттер. В таком состоянии «высшего бодрствования» – но не притупления сознания (abaissement du niveau mental[54]) – руки и пальцы управляются мощной силой, не допускающей никакого сопротивления. Они совершают «мастерские» магнетические пасы, по сравнению с которыми манипуляции в состоянии бодрствования покажется неумелыми[55].

Рекреационные позы

В этой связи следует вкратце рассмотреть, как были обнаружены упомянутые мною факты. Иногда во время сна человеческое тело принимает энтелехические (внушенные Археусом[56] Парацельса) рекреационные позы (индийские асаны), посредством которых, очевидно, происходит энергетическая компенсация. Одна рука лежит на больном или ослабленном (испытывающем дефицит флюидов) месте, вторая из другого места (с избытком флюидов) приносит энергию[57].

Дальнодействие пассов

Остановимся вкратце на дальности действия «негативных», или «воздушных» пассов (доктор Бёниш). Грацингер «делал пасы в направлении собаки с расстояния примерно 1 метра»; целительница из Копенгагена Доротея Иверсен (род. 1899) ставит лицом к стене пациентку, выбранную наугад из многолюдной приемной, сзади нее двух мужчин, исполняющих роль «парашюта», и из другого конца комнаты протягивает руки. Каждый раз, когда она отводит руки немного назад, испытуемая падает[58]. Этот опыт на подверженность чужому влиянию называют рефлекс Мутина[59] по имени доктора медицины Люсьена Мутина (1856-1919). Ширина комнаты составляла 6-8 метров, и Доротея Иверсен была способна вызывать рефлекс с этого расстояния – результат, внушающий уважение! Но он кажется незначительным по сравнению с воздействием на расстоянии некоего Филиппа Вальбурга Крамера (1815-1899), который показал: «С расстояния 30 шагов в открытом поле я лишь несколькими пассами оказывал подавляющее воздействие на очень сенситивного (чувствительного), но совершенно здорового человека»[60]. Или же сам Райхенбах: «Мне довелось сталкиваться с очень сенситивными людьми, на которых я влиял с помощью пассов с расстояния 40 метров, – это максимальное расстояние, которое я получил, раскрыв двери по всей анфиладе комнат, и сила воздействия не была им исчерпана[61]».

Фон Тухер писал Толуку: «Он (Хаузер) назвал воздействие непроизвольно протянутых в его сторону рук колыханием или дуновением. Не зная о том, что за его спиной, вытянув руку, стоял профессор Даумер (1800-1875), с которым у него, вследствие постоянного общения, установился сильнейший раппорт (близкие межличностные отношения на основе интеллектуальной и эмоциональной общности), он чувствовал это воздействие на расстоянии 250 шагов»[62].

Краткое воздействие, как у «лучей роста»?

Таким образом, необходимое время воздействия, по-видимому, довольно коротко, и тем самым подтверждается предположение, что в оптимальном случае, при условии, что испытуемый «психически совершенно пассивен», а экспериментатор обильно источает флюиды, достаточно мгновения ока (дурной глаз!). Напомню здесь для сравнения об открытых в тридцатые годы баварским инженером Фрицем Хильдебрандом (Берлин, Целендорф) «волнах роста» длиной от 10 до 30 см. Семена, подвергавшиеся их воздействию всего 15 секунд, претерпевали такие изменения, что выраставшие из них растения были намного крупнее необлученных, а их урожайность составляла 100 процентов, тогда как у остальных всего 40 процентов[63]. Если Хильдебранду для создания «лучей роста» потребовалась сложная электрическая аппаратура, то генерал в отставке, доктор медицины Александр Хеерманн (1863-1946) получил их при помощи самых простых средств. И здесь тоже «надо отметить, что время облучения всегда было очень коротким, в том числе и для кормовых культур, оно колебалось от нескольких секунд до одной минуты»[64].

Од – это не биоэлектричество!

Упоминание Хильдебрандом электрического генератора волн заставляет нас заявить: од – это не телесное электричество! Раньше говорилось о витальном электричестве, или животном электричестве, но еще в 1805 г. Жак-Анри-Дезир Пететин (1744-1808) из Лиона отказался объяснять телесное излучение электричеством[65]. Инженер-электрик Э. К. Мюллер (Кильхберг), директор медицинского центра «Салюс» в Цюрихе, вначале усматривал в «излучении живого человеческого тела», которое он называет антропофлюкс, особое электричество, или «энергию, похожую на электричество». Однако в 1932 г. он обнародовал, что (применив электрические приборы!) ему удалось найти объективное доказательство: «эманация не имеет электрической природы!»[66].

Современная физика может доказать существование телесных лучей

«При эффективном лечении магнетизер ощущает потерю жизненной силы, которая отнюдь не зависит от израсходованной при этом мышечной энергии»[67]. В 1917-1920 г. Груневальд объективировал этот феномен при помощи своего «баллистического метода измерения», который он применял во время 115 лечебных сеансов Петера Йоханссена. Если он просил его исцелять «вслепую», движениями рук по воздуху, то через четверть часа магнетическая активность у испытуемого «несколько» возрастала! Следовательно, испытуемый «что-то» поглощал из воздуха. Также было «однозначно» доказано, что речь здесь шла о чисто магнетических, а не об электрических явлениях[68].

Повторное открытие ода

Впрочем, од Райхенбаха впоследствии был открыт заново, например, в 1903 г. в N-лучах, обнаруженных физиком Рене-Проспером Блондло (1849-1930), профессором из университета г. Нанси. В организации исследования ему помогал его университетский коллега, медик, физиолог и невролог, доктор медицины, профессор Пьер Мари Августин Шарпентье (1852-1916)[69].

Лечение

«Время экспозиции» будет, пожалуй, довольно коротким прежде всего тогда, когда дистанция между двумя людьми уменьшается, перципиент, так сказать, «затеняется» (см.: Деян. 5:15) и главную роль начинает играть «влияние тела на тело» (Теттер). При лечении позитивными пассами, т. е. пассами с непосредственным соприкосновением, о дистанции уже говорить не приходится, как и вообще при всех манипуляциях, сопровождающихся тесным контактом или прикосновением к коже, которые один современный автор называет be-“hand”-ung[70], подчеркивая этим, что древнейшей формой врачевания было лечение руками. Впрочем, у древних римлян контакт обозначали два слова: contactus – для целебного и contagio – для пагубного соприкосновения. Кроме того, дистанции нет при ранее применявшемся в экстренных случаях вдыхании, или вдувании. Если же расстояние между двумя людьми уменьшается, но в то же время продолжительность воздействия не сокращается (обычное состояние при общении!), то влияние заметно усиливается.

Носители ода и амулеты

К манипуляции или магнетизации с прикосновением следует приравнять прикладывание, надевание, ношение «пропитанных одом» предметов («субститутов»). Помимо всего прочего, флюидами хорошо заряжаются ткани и бумага. Сделанные из них переносчики проливают новый свет на древний амулетизм, поскольку амелы (араб. – брелоки, подвески.) состоят именно из этих материалов.

Если амулет имеет только защитные свойства, то талисман (араб. telsamân – магическая фигура, от греч. Telesma – обычай) обладает притягивающей силой. Таковы, например, существующие с давних времен и повсюду талисманы, которые приносят удачу[71].

Действие металлических материалов, помимо суггестии, которую в реальной жизни никогда нельзя исключать, можно объяснить с точки зрения металлотерапии (и акупунктуры); эффект от растительных материалов – ароматом, радиоактивностью, митогенетическими радиационными излучениями.

Бруно Грёнинг (1906-1959) вкладывал своим пациентам в руки шарики, которые он скатывал из станиоля или фольги от сигаретных пачек. Прежняя, раскатанная из олова тонкая, как бумага, станиоль сегодня почти полностью заменена более дешевой алюминиевой фольгой. Тем не менее оба материала – олово и алюминий – обладают особыми качествами, и Грёнинг инстинктивно почувствовал, что их можно целесообразно использовать. Станиоль из олова хорошо накапливает и хранит всякое электричество и, наверное, также флюиды. Из олова сделан покрывающий слой лейденских банок, в Китае хранят чай в небольших контейнерах из оловянной фольги[72], а в США гомеопатические препараты – в склянках, выложенных оловянным станиолем![73]

Алюминиевая фольга, которую доктор юриспруденции Курт Трамплер (Грефелинг, возле Мюнхена) рекомендует использовать как приемную антенну[74], активируется земляными лучами, чернит фотографическую пластину и таким образом служит индикатором теллурической эманации[75].

Реликвии

Но вместе с тем проливается также свет на происхождение повсеместной и постоянной веры в реликвии. Она заходит так далеко, что люди, желая хоть как-то улучшить свою жизнь, стараются прикоснуться даже к их копиям, которые, правда, иной раз выдаются за подлинники!

Хлороз жемчуга

Сюда также относится полученное эмпирическим путем знание, что жемчужины теряют свой блеск, если жизненная сила того, кто их носит, ослабла, и что они снова обретают свою прежнюю красоту, если затем их начинает носить совершенно здоровая женщина. Для устранения хлороза жемчуга восточные вельможи нанимали высокооплачиваемых носителей жемчуга. Недавно в Чикаго открылась самая настоящая «больница для жемчуга»[76].

Больцианизм

Кроме того, вышеназванная категория носителей ода (т. е. изделий из соответствующего материала) проливает свет на возрожденный шведским пастором Фридрихом Августом Больциусом (1836-1910) и по его имени названный древнехристианский метод лечения – больцианизм. Он заключается в ношении пациентом предметов одежды целителя (см.: Мф. 14:36; Лк. 8:44; Деян. 19:12).

О телепатии

Широкое распространение телепатия получила после 1930 г. благодаря исследованиям, проведенным доктором философии, профессором Джозефом Бэнксом Райном (род. 1895), и научно подтвержденным сериям экспериментов доктора философии и медицины, профессора, директора открытого в 1950 г. во Фрайбурге-им-Брайсгау Института пограничных областей психологии и психогигиены Ганса Бендера (род. 1907). Эти исследования проводились с использованием статистических методов при содействии зоопсихолога, профессора Мак-Дугалла (1875-1938) в лаборатории парапсихологии Университета Дьюка в Дареме (штат Северная Каролина)[77].

Теоретически она возможна

Но даже если бы не было этих экспериментов, теоретические рассуждения, обнаружение «мозговых лучей» и повседневные наблюдения подтвердили бы существование телепатии! Что касается теории, то в 1922 г. специалист в области физической химии, доктор Пауль Вагелер (Аддис-Абеба) изложил свою точку зрения:

«Мне как физику существование электромагнитных мозговых волн, выступающих в качестве сопутствующего явления при перемещении атомов в мозге одного человека и резонансе в восприимчивом мозге другого человека, т. е. реальный факт внушения мыслей, представляется само собой разумеющимся, как дважды два – четыре.

Если бы не было известно случаев передачи мысли, то следовало бы попытаться их разыскать. Ведь с физической точки зрения, она должна существовать при благоприятных условиях, каковыми всегда являются сила “передатчика” и отсутствие мыслей у “приемника”»[78].

В декабре 1929 г. в суде г. Лейтмерица (Чехословакия) проходил процесс над телепатом и ясновидцем Эриком Яном Хануссеном (настоящее имя – Гершманн Штайншнайдер; 1889–1933). Прокурор спросил эксперта, профессора Оскара Фишера, психиатра из Пражского университета: «Не кажется ли Вам, что своими представлениями Вы несете в народ суеверие?» На это эксперт ответил: «Раз уж Вы меня об этом спрашиваете, то я должен Вам сказать: гораздо большее суеверие отрицать, что телепатия и ясновидение существуют»[79]. В ходе этого, продолжавшегося несколько недель процесса в качестве свидетелей в защиту подсудимого выступили многие известные и влиятельные лица. Сам подсудимый настолько удачно решал труднейшие задачи, ставившиеся в зале судебного заседания, что трибунал под председательством доктора Роберта Шалека в оправдательном приговоре удостоверил: «Суд считает вправе сказать, что подсудимый располагает загадочной силой ума, ибо его воздействие подтверждается многочисленными, заслуживающими доверия свидетелями».

Основываясь на напрашивающихся теоретических рассуждениях и эмпирических наблюдениях, французский философ Анри Бергсон (1859–1941), один из «бессмертных» ученых Французской академии, однажды сказал:

«Я вынужден поверить в телепатию, точно так же, как я вынужден, например, в истории принять как факт поражение Непобедимой армады (7 и 8 августа 1588 г.)».

Физическое доказательство существования «мозговых лучей»

В 1926 г. появилась работа на немецком языке, автор которой, доктор медицины Фердинандо Каззамали (ум. 1958), в то время профессор неврологии Миланского университета, утверждает, что посредством «радиокомбинации» «доказал наличие излучения от “мозговых волн” при телепсихических феноменах»[80].

Впоследствии доктор медицины, профессор Крайл (Кливленд, штат Огайо) сфотографировал слабые лучи, исходящие от ткани человеческого мозга, интенсивность свечения которой, как задолго до этого показал доктор Макс де Кринис из университетской больницы г. Граца, меняется в зависимости от времени года. Доктор медицины, профессор Ганс Бергер (1873-1941), с 1919 по 1938 г. директор университетской клиники нервных болезней в Йене, в 1924 г. разработал электроэнцефалограф и в 1929 г. впервые представил его общественности.

В настоящее время в армии США проводятся эксперименты с «мозговыми волнами», основывающиеся на идеях Райна: изучается «передача сообщений с большого расстояния» (телепатия), а также «воздействие на предметы» (психокинез). Американские ученые «считают весьма вероятным, что мозговые волны родственны радиолокационным волнам»[81].

Телепатия основывается на ундуляции[82]

Мысль о том, что телепатия основывается на волнах или лучах, можно проследить от Абу Юсуфа Якуба ибнИсхака Аль-Кинди (примерно 750 г.) до Фёльгеши. Придворный астролог халифа Аб-Джафара Аль-Мансура (754-775) в трактате «De Imaginibus»[83] представил мнение, что так называемое actio in distans[84] осуществляется per certos radios![85][86].

Вероятно, благодаря воображению (целенаправленной фантазии) ему мерещились злодеяния, о которых рассказывает его более известный земляк Авиценна (Абу Али Хуссейн Ибн-Сина; 979-1036): иные люди способны с расстояния свалить с ног верблюда и вместе с ним также всадника. Это искусство существует и сегодня: Эйра Хелльберг (Стокгольм) наблюдала, как один англичанин, «который за многие годы, проведенные в Индии, кое-чему научился», телепатически заставил молодую даму упасть с велосипеда[87].

И наоборот, Стриндберг был свидетелем того, как «ведьма» – тоже на расстоянии – не давала женщине взобраться на свой велосипед. Той удалось сделать это только тогда, когда ведьма отвернулась и прошипела: «Залезай!»[88].

То, что телепатия основывается на ундуляции, имеет объективные механические доказательства, которые я приводил в другой работе (см. прим. 36). Здесь я воспроизведу три из них.

1. Профессор С. во время психологического семинара в университете Б. еще в 1910 г. продемонстрировал «мыслительный будильник». При соответствующей концентрации испытуемого небольшой аппарат, установленный в другом конце зала, начинал звенеть[89].

2. Если волевой импульс посылается в загипсованную руку, то этого достаточно, чтобы заставить светиться стеклянный шар без воздуха, находящийся на расстоянии 3–4 метров, который подсоединен к катушке Теслы[90].

3. В физиологическом институте Венского университета много лет тому назад сотни раз проделывали такой опыт: человек представлял себе сжатую в кулак руку, а из динамика, оснащенного усилителем, раздавались шорох и треск[91].

«Этим доказывается, что нашей воли и деятельности цереброспинальной системы достаточно для того, чтобы излучение проявилось вовне»(см. прим. 77).

На мой взгляд, «цереброспинальное излучение» (здесь это наглядно показано) представляет собой лишь проявление мышления на физическом уровне; причина же – трансфизическая!

Доказательство того, что мысли материальны, которое каждый из нас может легко получить с помощью самостоятельно сделанного простого прибора, я приведу в рубрике «Опыт с маятником», после того как – разнообразия ради – сперва изложу несколько фактов из повседневной жизни, свидетельствующие в пользу телепатии.

Связующим звеном, которое позволит нам перейти к последующим рассуждениям, послужит высказанное в 1938 г. мнение известного во всей Европе будапештского врача-гипнотизера доктора медицины Франца (Ференца) Фёльгеши (род. 1895):

«Как много загадок еще таится в возможностях телепатического и прочего воздействия человека на человека, животного на животное, человека на животное (и наоборот). Точным его соответствием является необычайно тонкий, синхронизированный, селективный резонанс передающих и приемных радиостанций (о чем совсем недавно мы едва ли отважились думать), возможный в нескольких направлениях или одновременно в самых разных местах»[92].

Воздействие на расстоянии животного на человека

В качестве примера нежелательного воздействия приведем здесь элурофобию: посетитель может не видеть, не слышать и не чувствовать запах кошки, но своим неизвестным для него присутствием она способна вызывать у него, иногда со значительного расстояния[93], те или иные неприятные ощущения, порой настолько сильные, что они становятся невыносимыми![94] Так, например, Жозеф Бонапарт (1768-1844), бывший король Неаполя, затем Испании, в 1825 г. в Саратоге Спрингс (штат Нью-Йорк) во время банкета у Генри Уолтона на несколько часов «вышел из строя» из-за маленькой кошки, спрятавшейся под буфетом. Его старший брат Наполеон Бонапарт (1769-1821) тоже страдал элурофобией, впрочем, не первый на троне Франции, ведь и король Генрих III (1574-1589) каждый раз при виде кошки моментально падал в обморок.

Воздействие на расстоянии человека на животное

Общеизвестно, что домашние животные, особенно собаки и кошки, чуют появление своего хозяина (или хозяйки) задолго до того, как он (она) приходит и оказывается в пределах их обонятельной сферы; издалека чувствуют его (ее) кончину; их мысленно можно подозвать к себе, а иногда даже заставить что-либо сделать. Корелли в своем «Романе из двух миров» (I, p. 125–129) рассказывает о том, как человек телепатически побуждает собаку к действиям. Об этом же факте сообщает Хелльберг (p. 153). Сюда же относятся «мыслящие» или «говорящие» животные (лошади, собаки)[95]. По словам Фриче, собака – это делегированное подсознание своего хозяина.

Здесь следует особо выделить терапевтический аспект: нынешняя королева Англии велела Чарльзу Бруку словами утешения и ручным воздействием попытаться вылечить Ореола, свою любимую беговую лошадь из конюшни в Нью-маркете, выбывшую из строя из-за невроза. И это принесло результат. Телепатический компонент очевиден. Целитель не заслуживает того, чтобы его называли шарлатаном, как это сделал один журналист, ибо успех был полный. Скаковая лошадь стала победителем дерби в Аскоте и взяла приз 2000 фунтов стерлингов![96].

Телепатия между животными

Она очевидна у бабочек, муравьев и термитов. У «белого муравья» она присутствует в такой степени, что Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (1862-1949) склонен «видеть в гнезде термитов цельного индивидуума»[97], а Эжен Н. Маре (ум. 1937) говорит о термитариуме и composite animal[98].

Этот единый коллектив, зачастую высотой около 10 метров, во время своего телепатического движения генерирует настолько сильный электрический ток, что он способен заметно мешать приему коротких волн вблизи от термитника. Поэтому в Лиме пожарной команде пришлось разрушить термитник, о чем сообщалось в прессе.

Также и «клеточное государство» нашего телесного механизма можно было бы рассматривать как подобное «составное животное»:

«Существует, однако, не только передача информации от одного мозгового центра к другому, но и телепатия клеток, на что указывал еще Шляйх. В этой связи напомню о попытке привить бациллы туберкулеза в брюшную полость морской свинки, в результате чего по телепатической команде лейкоциты из всех частей тела, словно полиция, тотчас направилась к незваным гостям» (см. прим. 8).

Определение понятия телепатия

Прежде чем привести убедительные доказательства существования телепатии из повседневной жизни, я считаю уместным указать, что перевод на немецкий язык греческого искусственно образованного слова с помощью словосочетания «Gedanken-Übertragung» (передача мыслей) неточен. Правильно его следовало бы перевести как «чувствование на расстоянии» (tele – далеко, pathein – переживать, ощущать). Тем самым был бы принят во внимание тот факт, что подавляющее большинство людей ощущают пусть и неясный, смутный, аморфный, эмоциональный резонанс (предчувствие, внутреннюю уверенность) как воздействие на расстоянии чувств, мыслей и переживаний другого человека (pathein). Перевод же таких побуждений на язык ясных, четко оформленных мыслей происходит лишь у меньшей части (абстрактно мыслящих?) людей. Кроме того, превращение эмоциональных волн в символические или незакодированные, общеупотребительные ясные образы (ясновидение в пространстве), пожалуй, имеет место лишь у немногочисленных эйдетиков[99].

Повседневный опыт доказывает ее существование

Наверное, нет ни одного человека, который не сталкивался в своей жизни хотя бы с одним из нижеперечисленных фактов.

1. Если зафиксировать свой взгляд на спящем человеке (особенно на ребенке), то он просыпается.

2. Если пристально смотреть в область шеи или в затылок знакомому, сидящему на несколько рядов впереди, желая, чтобы он вас заметил, то он становится беспокойным, вертит во все стороны головой и, наконец, поворачивается к вам[100].

По поводу шеи. Основание шеи, место, внешне напоминающее вогнутость, внутри которого через затылочное отверстие проходит medulla oblongata (продолговатый мозг, отдел головного мога), играет важную роль в эзотерике: «Ульс» древнеегипетских магнетистов[101], «люс» еврейских каббалистов, «уста бога» в индийской крийя-йоге представляет собой место выхода гипотетического тонкого «метаорганизма»[102]. Впрочем, профессор зоологии, доктор медицины Густав Егер (1832–1917) рекомендовал обнюхивать волосы в области шеи больного и, если их запах был неприятным, подвергать пациента магнетическому лечению. «На шее, в месте перекреста нервов правой и левой частей черепа, излучение самое сильное, и поэтому его легче всего почувствовать»[103].

По поводу затылка. Под теменем находится шишковидная железа (Glandula pinealis), рудиментарный теменной, или париентальный глаз, «третий глаз» (Шивы). Мюнхенский палеонтолог и философ Эдгар Даке (1878–1945) в своей книге «Первобытный мир, сказания и человечество» (1924) пишет: «Вспомним формы тела, которые существовали у первобытных людей. Как низший тип были прежде всего люди с глазами на лбу. Этот лобный глаз был характерным органом того доисторического времени. Это не был обычный глаз, орган зрения; ведь тогда, как и потом, все высшие животные помимо того лобного, или теменного глаза имели два хорошо развитых нормальных глаза. Следовательно, это мог быть только орган чувств, которого последующие животные и люди лишились, – покрытая головным мозгом шишковидная железа. Головной мозг – это место, где локализован интеллект, с появлением и развитием которого у людей все больше и больше пропадали природно-демонические свойства. В таком случае отход на задний план активности головного мозга и полное развитие угасшего из-за него париетального (тесно связанного со стенкой полости тела) органа должно означать физическую деятельность как раз того органа чувств, который уступил место рефлексирующему интеллекту и у большинства из нас отсутствует, – органа, созерцающего природу. И у этого исчезнувшего внутреннего «существа» теменной, или лобный глаз был, вероятно, физическим, созерцающим и исполнительным механизмом». Задолго до Рената Картезия (Рене Декарт; 1596–1650) шишковидную железу считали местом, где пребывает душа. Так, например, на постаментах по обе стороны Волчьих ворот кафедрального собора в Аахене, которые, по-видимому, относятся к эпохе Карла Великого (768–814) изображены вылитые из металла волк и еловая или сосновая шишка. Сосновую шишку народ считал душой волка[104].

Уже не раз высказывалось мнение, что волосы (особенно длинные) могут, словно антенны, воспринимать мыслительные волны. Так, например, живущий в США испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1989) в 1950 г. пояснил нью-йоркскому репортеру, что закрученные вверх концы его огромных усов сродни радиолокационной антенне, с помощью которой он улавливает идеи из моря мыслей. Примерно в это же время французский парапсихолог, доктор Анри Ален пытался научно обосновать идею, что волосы могут выступать в качестве телепатического воспринимающего устройства. Возможно, тонзура (выбритое на макушке место у католических духовных лиц) и прочие остриженные места предназначены для того, чтобы затруднить воздействие мыслей постороннего человека (доктор Лафит).

3. Мы чувствуем, когда за нами крадутся.

«Я прямо чувствовала, как он крадется за мной и смотрит мне в спину». Такие слова о Бойлане вкладывает в уста своей героини Молли Блум ирландский писатель Джеймс Джойс (1882–1941).

4. У двух людей возникают одинаковые мысли: «Я как раз и хотел это сказать…»

«Иными словами, один говорит то, что думает другой»[105]. Гёте (1749–1832) приводит пример двух влюбленных, которые во время прогулки решают шарады и одновременно находят решения.

Идеалом является безмолвная телепатическая беседа, которую мадам Гийон (1648-1717) вела со своим исповедником патером Лакомбом и про которую она рассказывает: «Когда приходил отец Лакомб выслушать мою исповедь или причастить меня, в разговоре с ним внутри меня возникала точно такая же тишина, как по отношению к Богу. Я поняла, Бог хочет меня научить, что люди могут понимать язык ангелов уже в этой жизни. Постепенно я достигла того, что могла разговаривать с патером Лакомбом при полном молчании. Так мы понимали друг друга в Боге невыразимым и божественным образом. Мы проводили часы в этом глубоком молчании, беспрестанно обмениваясь мыслями и не произнося ни слова»[106].

Доктор Пол Брантон (Нью-Йорк) «надеялся… в молчаливой телепатической беседе пообщаться со столетними желтолицыми мудрецами во внутреннем Китае и пустыне Гоби»[107].

5. «Почтовые чувства»: человек, работающий в офисе, точно знает, когда ему дома пришло долгожданное письмо.

Американский писатель-юморист Марк Твен (С. Л. Клеменс; 1835–1910) 4 октября 1884 г. обратился к основанному двумя годами ранее Обществу психических исследований в Лондоне, потому что из-за часто возникавших у него «почтовых чувств», как я их именую, он стал убежденным приверженцем телепатии, которую он предпочитал называть умственным телеграфированием[108]. Австрийский «чудо-апостол» и «студент из крестьян», Ганс Штернедер (род. 1889) также знает о них не понаслышке[109].

6. Озабоченность одного из супругов, состоящих в гармоничном браке, замечается другим. Даже если он о своих заботах ничего не говорит, старается их скрывать и к тому же не валяется в постели!

7. Lupus in fabula[110], или, как говорят в народе – легок на помине.

Он появляетсястоит только о нем подумать[111]. Возможно, в таком случае даже быстрее, потому что энергия не расходуется на слова. А почему о нем думают? Потому что его обогнало намерение нас посетить. «По ветру», – сказали бы Агриппа Неттесгеймский[112] и тибетские мудрецы[113]. Огромное множество соответствующих происшествий, за многие годы случившихся со мною самим, исключает случайность. Этот опыт распространен повсеместно. Китайская пословица гласит: «Едва скажешь “Цао-Цао” – Цао-Цао тут как тут».

8. Тоска по человеку.

Это – противоположность «волку из басни»: здесь не мы думаем о партнере, потому что он хочет прийти, а он приходит, потому что мы хотим этого. Гёте рассказывает о себе:

«У влюбленных магнетическая сила особенно велика, и она действует даже на расстоянии. В юношеские годы со мной довольно часто случалось, что во время моих одиноких прогулок мною овладевало сильнейшее желание увидеть любимую девушку, и я думал о ней до тех пор, пока и в самом деле ее не встречал. “В моей комнатке, – говорила она, – мне стало вдруг беспокойно, я не могла сама с этим справиться, мне нужно было быть здесь”»[114].

Конрад Фердинанд Мейер (1825–1898) был свидетелем того, как торговый агент в Хуре в любое время мог телепатически вызвать своего бухгалтера[115].

«Уведомления» умирающих

«Октавой» выше – и мы достигли отчаянных призывов о помощи близких нам людей, которым где-то далеко угрожает опасность (кризисная телепатия), и «уведомлений» умирающих. Те и другие вторгаются в наши мысли, приводя нас в состояние шока.

Несомненных случаев «заявления о себе» посредством остановки часов – легион. Послушайте только, что об этом говорят в кругу ваших знакомых![116] Этот феномен так глубоко укоренен в народном сознании, что Иоганн Габриель Зейдль (1804-1875) сделал его темой своей баллады «Мертвый солдат» (по мотивам реального события, произошедшего во время войны 1870-1871 г.):

Вот плачущая мать

Взывает: «Помоги мне, Боже!»

Он дал понять, что с ним:

Часы застыли в полдень!

Это явление тоже встречается повсеместно. Например, китайцы избегают находиться в помещении, в котором (без видимой причины) остановились часы. Пограничная наука объясняет этот феномен тем, что умирающий идентифицирует тиканье часов с биением сердца (зачастую совершенно неслышимым) и что его душа в момент отделения от тела (экскарнации) телекинетически останавливает часы[117]. Фёллер полагает: «При наступлении смерти происходит полная органо-электрическая разрядка тела. Обусловленное этим воздействие на соответствующие предметы следует, пожалуй, считать причиной этого феномена»[118]. Значительная «органо-электрическая разрядка тела», по-видимому, произошла также у супруги австрийского адвоката, которая 17 декабря 1958 г. помимо прочего мне написала: «И с моим здоровьем дело обстоит исключительно плохо, но, видимо, это всего лишь (sic!) состояние истощения. Я даже не знаю, что теперь делать. Удивительно, но все часы, которые находятся в моей комнате или которые я туда приношу взамен, отказываются служить». Наручные часы – это наручники современного человека, находящегося в плену времени (см. “Angina Temporis”[119] Й. Эйка и K. Гаугера), они раздражают возбужденного[120], чересчур нервного их носителя, обладающего эпилептоидными (возбудимость, напряженность, авторитарность) и истерическими чертами (и наоборот, они могут благотворно воздействовать на тех, кто их носит, благодаря тому, что их металлическое основание располагается на «меридианах» акупунктуры). Однако приведенный феномен этим не ограничивается: аура, или сфера тела, как ее называет Клюге[121], умирающего пропитывает комнату и ее содержимое, о чем еще будет сказано ниже.

Что касается убедительности, то возьмите шокирующие исчисления вероятностей, произведенные иностранными научными обществами, на основе официальной статистики[122].

«Так называемые паранормальные феномены смертного ложа принадлежат к наиболее часто встречающимся и проще всего доказуемым паранормальным явлениям в целом. Они не исчерпываются одним только известным феноменом уведомления, или оповещения», – констатирует известный швейцарский парапсихолог, доктор философии Петер Ринггер (род. 1923)[123].

Телепатическая служба информации

Ее мы обсудим здесь только вкратце, поскольку на Западе к повседневным явлениям она не относится. И наоборот, «воздействие мыслей на расстоянии означает для “страны снегов” (Тибета) то же самое, что для Запада – беспроволочная телеграфия» (см. прим. 97). К этим словам французского профессора, исследователя буддизма, Тибета, посвященной «ламы-дамы» Александры Давид-Неэль (1868–1969) присоединяются также перешедший в буддизм итальянский профессор Джузеппе Туцци, французская путешественница по Тибету Сесиль Корентин и французский исследователь Омари де Ринкур.

«С 1884 г. стало известно, что на восточных базарах существует тайный способ передачи корреспонденции, с помощью которого можно посылать сообщения на большие расстояния и получать ответы. Он называется Индостан, а в Западной Азии – ха-бар, арабские сообщения»[124].

Европейские эквиваленты:

1. Американский писатель Шерман в 1937 г. во время поисков пропавшего советского полярного летчика С. Леваневского, которые он вел вместе со своим другом, полярным летчиком сэром Губертом Уилкинсом, находился с последним, как это было доказано, в постоянной телепатической связи: «С ноября 1937 г. по март 1938-го между ними 68 раз устанавливалась достаточно четкая телепатическая связь»[125].

2. Осенью 1949 г. 23-летняя австралийка Пиддингтон в присутствии авторитетных свидетелей на протяжении восьми вечеров телепатически передавала из лондонского Тауэра сообщения своему 31-летнему супругу Сидни, находившемуся в студии British Broadcasting Corporation[126].

3. В это же время боксерский мир Англии узнал о другом сенсационном событии. Стало известно, что 22-летний боксер полутяжелого веса Дон Коккелл из любительского боксерского клуба в Эрсфилде получал на ринге – зачастую с расстояния многих сотен километров – от «психофизиотерапевта» и преподавателя из Института науки жизни С. У. Дж. Миллера телепатические послания, которые избавляли его от страха и нервного напряжения[127].

Строго говоря, третий случай к этой рубрике не относится, ведь здесь речь все же идет о телепатической передаче не сообщений, а благотворных, успокаивающих, укрепляющих эмоций, которые, впрочем, интересуют нас в первую очередь.

Человек как антенна

Писатели и поэты – это творцы; они черпают из моря мыслей и сжимают то, что было ими в нем воспринято, до них донесено и в них проникло, в слова и фразы, предназначенные для других. Некоторые, например моряк и народный писатель Роберт Крафт[128], по их собственному признанию, сочиняли свои произведения в самом настоящем состоянии транса, другие, например Ницше, – в экстазе[129]. В любом случае у всех преобладало так называемое пассивное мышление.

В этом приподнятом настроении ряд писателей и поэтов в своих творениях указывают детали и даже называют имена, которые, как выяснялось потом, соответствовали реальности. В другой работе[130] я привел достаточно таких примеров. Тем самым поэтическая деятельность приближается к хабару[131]! Но если поэт может выступать в качестве «приемника», то точно так же можно допустить, что при известных обстоятельствах он способен действовать и как «передатчик», что излучаемые им фантазии – на самом деле! – могут порождать как добрые, так и, возможно, еще в большей степени, недобрые дела. Вспоминается одно высказывание Пабло Пикассо (1881-1973), в особенностях творчества которого как художника и графика, в его зачастую неестественной, на мой взгляд, манере можно распознать преобладание подсознательного, а потому оно имеет непосредственное отношение к нашей теме. Не ручаюсь за точность цитаты, но он сказал примерно следующее: «Даже если я бы не выставлял мои картины, а хранил бы их запакованными на складе, от этого их воздействие на людей никуда бы не исчезло».

Начав с произвольной передачи мыслей, доктор медицины Франц Гартман высказывает следующее мнение:

«Но люди влияют друг на друга мыслями также и непроизвольно. Мы не знаем, откуда берутся наши мысли (Джойс: “Никогда не знаешь чьи мысли пережевываешь”.) и куда они попадут. (Фойхтерслебен: “Мысли, ощущения, представления невидимо парят в атмосфере; мы их вдыхаем, ассимилируем и сообщаем, не сознавая ясно эти процессы”.) Они подобны носимым ветром семенам, которые прорастают там, где находят для этого благоприятную почву, и из этих зародышей возникают поступки. Книга ужасов, придуманная писателем у камина, посредством передачи мысли может стать причиной реального действия и трагедии в далекой стране, и вполне возможно, что судья осуждает злодея, которого он сам подтолкнул к преступлению, не зная того и того не желая, передачей своей фантазии. Это – бессознательная “черная магия”, и нам не потребуется долго искать подобные оккультные феномены. Мир полон ими, но мы их не видим»[132].

Тот, кто на собственном опыте узнал, как невысказанная недобрая мысль одного человека вскоре после этого была повторена отсутствовавшим другим человеком, который находился с первым в родственных или иных отношениях, не отвергнет априори вывод, что у достаточно лабильного (подвижного, склонного к изменениям) «перципиента» может наступить нервный срыв, особенно если «агент» долгое время продолжает свои проклятия из самых глубин души. Венский исследователь сновидений, доктор медицины Вильгельм Штекель «на основании своего материала приходит к выводу, что, если бы поэтов наказывали за все приснившиеся им преступления, то не хватило бы тюрем и виселиц»[133].

Христиан Моргенштерн (1871-1914), как и Гартман, предостерегает от слишком большой увлеченности «силами хвостов», как сказали бы эзотерики-таоисты: «Иной каменный дождь в высоких горах возникает из-за того, что по ним лазает серна. Подумай об этом и ты – ты, который карабкается по горам мыслей, и радуйся им, или за них себя упрекай, или делай то и другое разом в зависимости от того, как ты устроен!»[134]

Опыт с маятником Шеврёля

Аксиому Уильяма Уолкера Аткинсона (1862-1932): «Мысли – это вещи» проще всего доказать опытом с маятником Шеврёля[135]. В своих «Опытах на грани науки»[136] я писал о нем следующее: он назван по имени французского химика Мишеля Эжена Шеврёля (1786-1889), но еще до Шеврёля этот же эксперимент проделал английский путешественник и натуралист сэр Фрэнсис Гальтон (1822-1911).

Нарисуйте на бумаге круг, в нем – несколько радиусов, привяжите к шелковой нити кольцо и спокойно держите его большим и указательным пальцами правой руки над серединой круга. Затем подумайте: пусть маятник отклонится в том или ином направлении, и «вращающаяся волшебная палочка» (по определению Юлии Бёсс-Книзе) немедленно повинуется. Направление движения маятника можно как угодно выбирать изменением мысли, это называется идеомоторикой.

«Теперь мы также понимаем, что волшебная палочка называется так не потому, что с ее помощью можно чего-то себе пожелать, а потому, что в руке верующего человека… она реагирует даже на самое слабое желание»[137]. «Идеомышечное» движение маятника может использоваться в психотерапевтических целях[138]. С помощью этого феномена можно также вызывать ощущение тяжести при аутогенной тренировке (Оусби).

Предоставленная самой себе, «временно вышедшая из союза органов» правая рука (или левая у левшей) может выступать в роли маятника: тело в горизонтальном положении, рука поднята вверх, мысленный посыл экспериментатора, чтобы рука отклонилась в определенном направлении. Расход нервной энергии при проведении опыта с рукой-маятником несоизмеримо больше, чем с сидерическим маятником[139] (см. ниже).

Более того, маятником может служить все тело: в школе дыхания и пения Шлафхорст-Андерсен в сосновом бору близ Целле при выполнении упражнения на раскачивание: ученик должен, стоя на земле, вытянуть тело и, наклонившись как можно сильнее, описывать круги (а еще лучше вращаться), представляя себе, как раскачивается на ветру соломинка или колышутся в поле колосья[140].

Инженер Иоганн Захариас[141] и директор общеобразовательной школы доктор философии Велиш (Грац) усовершенствовали простой опыт Шеврёля с маятником.

«Он приглашал подняться на сцену ранее незнакомого ему человека из числа слушателей, становился сзади него на расстоянии примерно пяти-шести шагов, показывал лист бумаги с изображением восьми различных траекторий движения маятника и просил кого-нибудь, кто не участвовал в опыте, тоже выйти на сцену и молча дотронуться пальцем до одного из этих рисунков. Не произнося ни слова и не совершая какого-либо движения – только одним усилием воли, – Велиш заставлял пассивно ведущего себя человека или его маятник раскачиваться в соответствии с изображением, выбранным третьим лицом.

Это важнейший эксперимент в положительном или отрицательном смысле для всего исследования волшебных жезлов[142] и маятников. Он доказывает возможность телепатического влияния на жезл и на маятник»[143].

Этим подтверждается неопределенность действия сидерического маятника как лучевого индикатора, потому что только очень немногие люди могут (почти) полностью отрешаться от своих мыслей, к тому же на длительное время.

Но вместе с тем становится ясно, почему даже способные и честные экспериментаторы терпят неудачу, выступая перед предубежденной и враждебно настроенной публикой[144].

В принципе этот же опыт, продемонстрированный Захариасом и Велишем, был уже описан более ста лет назад в исследованиях животного магнетизма Лафонтена как волшебное кольцо:

Ведущий незадолго до опыта легким прикосновением руки пропитывал одом золотое кольцо. Затем он просил кого-нибудь провести его, привязанное к шелковой нити, над стаканом, который был наполовину наполнен водой. И наконец, он становился сзади своего испытуемого и, управляя своими флюидами, направлял кольцо к тому месту бокала, которое он наметил, но о котором испытуемому ничего не говорил[145].

Кольцо на нитке как инструмент гадания(лат. – virgula divina; англ. – divining road; фр. – baguette divinatoire) старо как человечество: Иуда бен Иаков передает Фамари свое кольцо на нитке, а также трость («Моисеев посох») как залог отсроченного (!) любовного свидания[146].

Маятник Гальтона-Шеврёля, самый простой мантический (ошибочно говорить «магический») инструмент, сегодня называется сидерическим. Швейцарский геолог, профессор Альберт Хайм (1849–1937) считает его «эмоциональным рычагом нервного возбуждения», доктор медицины Рудольф Тишнер (род. 1879) – «напорной трубой подсознания».

Одические генераторы помех

Раскачивание маятника можно замедлить только присутствием одически сильной личности, при этом ей не требуется совершать какие-либо телепатические действия. Так, например, цюрихский инженер-электрик Э. К. Мюллер в 1912 г. счел «несомненно доказанным», что «крупная и энергичная» жена государственного советника, доктора медицины Э. фон Пихлау (Петербург) тормозила движения маятника в его руке только тем, что стояла рядом с супругом. «Стоило даме отойти в сторону, как маятник тут же начинал снова раскачиваться»[147].

Телепатический генератор помех

Существуют также нежелательные телепатические генераторы помех. Например, одно только присутствие моей, во многом похожей на меня дочери с ее сильным мышлением мешает мне сконцентрироваться на работе, тогда как нахождение рядом противоположной мне, комплементарной (взаимно дополняющей меня) жены, которая по своей личностной структуре гораздо более эмоциональна, никаких проблем мне не доставляет. Известно также, что большинство людей не могут терпеть, если во время работы позади них кто-то стоит((см. прим. 124). Это относится даже к тем случаям, когда работник уверен в себе, а зритель отнюдь не собирается его критиковать или отстаивать противоположную позицию, не контролирует, а просто смотрит.

Конец ознакомительного фрагмента.