Вы здесь

Целебная береза. Береза – лекарь на круглый год (Н. И. Даников, 2013)

Береза – лекарь на круглый год

Зимний березовый лес – целебный эликсир для здоровья

Тяжелая депрессия «схватила» меня неожиданно зимой. И когда я пришел за помощью к своему Учителю, он дал мне удивительно простой совет:

«Обратись за помощью к березовому лесу. Пообщайся с ним побольше. Он спасет тебя и излечит от депрессии».

Я немедленно последовал его совету. И вот я у себя на даче, окруженной со всех сторон березовым лесом.

…Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю березового леса. Какое великолепие и спокойствие! Несколько дней шел невиданный снегопад. Земля покрылась пышными, чистейшей белизны пуховиками.

Над глубокими свежими снегами, завалившими чащи берез, – синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и белоснежными березами. В березовом лесу светло. На вершинах берез играет золотистый солнечный свет. Воздух чист и прозрачен, снег блестит веселым блеском хрусталя… Вечереет… Внутренность березового леса постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам берез, поднимается все выше и выше, переходит от нижних, уже голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам берез… Вот и самые верхушки потускнели. Румяное небо синеет. В лесу все темней да темней. Березы сливаются в большие, белеющие массы. Багрово-красное, без лучей солнце медленно садится в сизую дымку морозного тумана. Я завороженно смотрю на этот волшебный диск, на покрытые снегом березы. Все это походит на сказочный рисунок. В неподвижности берез медленно опускается солнце и меняются краски. Снег из розового превращается в сиреневый, затем – в голубой. Когда солнце скрылось за горизонтом, на западе заполыхала малиновая заря, на ее фоне легкими прядями шелка протянулись золотисто-палевые облачка. Они быстро померкли, а заря начала медленно, медленно угасать, меняться в цвете, из малиновой превращаясь в алую, розовую, желтую, зеленую. Долго стоят над землей пепельные сумерки, медленно, неуловимо для глаза наступает ночь. Небо постепенно наливается темной синью, и постепенно на нем начинают появляться звезды: сначала крупные, потом поменьше, еще меньше и, наконец, мельчайшие, как хрустальные пылинки. Но недолго ярко сияли звезды, на востоке, над лесом, стал сереть край неба, всходила луна. Она, как и солнце, сначала была багряной, но чем выше поднималась, тем становилась светлее, и вот уже ярко-белый круглый щит луны высоко поднялся над березами. В его свете исчезли в небе мельчайшие и мелкие звезды, остались только крупные, но и они как будто уменьшились и не так ярко блестели. Наступила волшебная ночь. И недвижимо стояла морозная тишина волшебной ночи, только изредка коротко и сухо щелкал мороз в насквозь промерзших ветвях берез. Стекло небольшого озерка отражало голубоватый лунный свет. Как прекрасен этот свет.

Незаметно он даровал мне умиротворение, полное благоговения и удовлетворенности, создал чувство безопасности. Этот свет волшебным образом привел меня в состояние внутреннего покоя и радостной отрешенности, оказал освежающее, благотворное действие.

Широкая дорога пролегала в красивом, заснеженном лесу между берез, но идти по ней можно было только по маленькой тропинке, проложенной в глубоком снегу. У подножий берез лежали синие тени, а стена леса, почти сплошь засыпанная снегом, ярко освещалась луной. На нижних ветвях и под ними снег переливался голубыми и розовыми искрами. Иногда с краю дороги я встречал небольшие березки, похожие на карликов в пушистых белых шубках, в белых шапках. А на березках побольше можно было разглядеть рукава шубок и рукавички на концах ветвей. Но самое необыкновенное открылось в березняке, который потянулся по обеим сторонам дороги. Я никогда раньше не видал такого обилия снега, засыпавшего березняк. Снег белоснежными шапками лежал на ветвях берез, а высокие тонкие березы, стоящие на опушке, согнулись до самой земли под тяжестью снега, образуя пушистые арки. Березовый лес был похож на фантастическую декорацию. В переплетах ветвей, в голубых и белых сугробах стыли полосы и пятна волшебного света. Таинственная тишина заворожила березовый лес, и чудилось мне: мороз на цыпочках пробирается между стволами, сугробами, под нависшими ветвями и арками. Иногда в этой волшебной путанице стволов, ветвей, сугробов, хрустальных, голубых, белых пятен раздавалось резкое щелканье. Разум говорил, что это трещат от мороза стволы и ветви, и в то же время вопреки разуму верилось: мороз наступил на ветку или обломил сучок, и они щелкнули.

И я не удивился бы, если бы среди белых деревьев увидел неслышно идущего Деда Мороза, каким представлял его себе, читая в детстве:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

Мороз невидимкой подошел ко мне вплотную. Он режет лицо и затрудняет дыхание. От мороза смерзаются ноздри, покрываются инеем воротник, шапка, ресницы, брови. Когда я моргал, ресницы слипались, и нужно было протирать глаза, чтобы снова видеть окружающее отчетливо и ярко. Мороз пробегает по спине, с каждой минутой становится настойчивее и жестче, гонит домой, в теплоту дачи. Нужно уходить из волшебного березового леса, а хотелось бы долго-долго смотреть, не двигаясь, на это голубое и белое волшебство лунной ночи…

Я повернул обратно и, чтобы согреться, пошел быстрее. Шел и любовался невиданной ранее волшебной березовой ночью, сказочно излечившей меня от депрессии, преобразившей меня в счастливейшего человека. Испытав на себе целебное действие зимнего березового леса, я с великой радостью спешу поделиться этим открытием со своими читателями.

Общение с зимним березовым лесом – действенное средство при психовегетативных нарушениях, упадке духа, гнетущей, безысходной тоске, неудовлетворенности жизнью, недовольстве собой даже при очевидных успехах, панике, тревоге, страхах, маниях, подавленном, унылом настроении, чувстве неуверенности в себе, немотивированном нервном беспокойстве, нервных судорогах, беспокойном сне.

Зимний березовый лес поможет миллионам людей, страдающим многочисленными расстройствами нервной системы, во всем мире. Он поможет восстановить эмоциональное, душевное равновесие, укрепит психику, поднимет настроение, уменьшит тревогу и уныние, улучшит ваши физические и умственные способности.

Если вы страдаете хронической формой депрессии, при которой вы хотя и справляетесь со своими жизненными проблемами, но «заражены», если не сказать больше – подавлены пессимизмом, что не позволяет вам в полной мере радоваться жизни, если вы уже перепробовали множество лекарств и они не помогли или у вас возникли какие-либо побочные эффекты от их применения – пообщайтесь с фантастически красивым зимним березовым лесом, этим сказочным Целителем душевных недугов!

Помимо депрессии березки великолепно справляются и с тревожным состоянием, которое является наиболее частой эмоциональной проблемой современного человека.

Сколько настоящих, порой нестерпимых страданий доставляют нам наша щепетильность, самолюбие, честолюбие, неудачи в жизни, бесконечные переживания сделанных ошибок, необоснованная критика, невозможность осуществить или быстро исполнить замыслы и идеи, которыми переполнена наша голова, боязнь неуспеха, горькое сознание, что что-то не удается. Мы прилагаем сверхчеловеческое напряжение, чтобы вытащить из непролазной грязи тяжело груженный воз… День за днем, месяц за месяцем, год за годом… Нет сил! Будет ли этому конец? А жизнь идет… И в этих случаях вам окажет неоценимую помощь зимняя березка. Она вам поможет принять себя такими, какие вы есть, не позволит вам быть недовольными собственными несовершенствами, поможет принять жизнь такой, какая она есть. Березка поможет вам многое увидеть вокруг вас, остановиться и успокоиться, понять, разобраться в своих проблемах, поможет вам взглянуть на самую унылую ситуацию другими глазами.

Замечали ли вы, что часто зимой вы необычайно вялы и апатичны, спите больше, чем, например, весной или летом, тяжело просыпаетесь по утрам, склонны к перееданию и предпочитаете пищу, богатую углеводами, в результате чего за зимние месяцы сильно прибавляете в весе? Было такое? Это – симптомы сезонного эмоционального расстройства, которые могут поражать целые семьи. От них особенно сильно и гораздо чаще страдают женщины. Важную роль в восприимчивости к этому расстройству нервной системы играет место жительства человека: чем ближе к северу он проживает, тем чаще и сильнее страдает сезонными расстройствами.

При лечении и профилактике этого расстройства нервной системы общение с зимним березовым лесом, рощицей или отдельно стоящей березкой оказывает положительное действие.

Если рассматривать бессонницу в качестве одного из проявлений депрессии или стресса, нервного напряжения, то общение с березкой поможет и в тех случаях, когда у вас имеются проблемы со сном.

Таким образом, березка может улучшить эмоциональное состояние и психическое здоровье многих миллионов людей.

И каким же благом является это средство по сравнению с психотропными препаратами, применяемыми с целью поднятия настроения и вызывающими непредвиденные побочные изменения в центральной нервной системе, а также пристрастие к ним!

Общение с березами – идеальное средство для лечения людей, перенесших тяжелую утрату, например, смерть в семье, разлуку, развод и т. п., или оказавшихся в кризисной ситуации.

Пожилым людям, чувствующим себя чужими на празднике жизни и страдающим от одиночества, постоянное общение с березками поможет снова обрести желание жить.

Как прекрасен березовый лес в январе – сердце зимы, самом холодном месяце в году. С начала января и до середины февраля бывают самые сильные морозы. В январе уплотнившиеся пласты снега покрывают поля, озера. Бриллиантами сверкает пушистый иней на березах, и, будто засахаренные, стоят они, похожие на зимнюю сказку леса.

Солнце позже поднимается и раньше скрывается за горизонтом. К 22 декабря день сокращается до семи, а ночь увеличивается до семнадцати часов. Затем дни начинают понемногу удлиняться. «Солнце – на лето, зима – на мороз», – говорят в народе. В старых святцах на 25 января приходится имя Спиридон, и в народе называли этот день «Спиридон-поворот». В народе существовало поверье, что будто бы в этот день, отоспав половину зимы, медведь в берлоге поворачивается на другой бок.

В яркие морозные дни холодное светит солнце. В такие безветренные дни дым столбами стоит над трубами крыш, визжит снег под полозьями саней и шагами пешеходов. В лесу радужными искорками поблескивают снежные простыни и обочины лесных дорог. Синие тени от берез лежат на дорогах.

Ночами фосфорическим светом обливает березовый лес луна и крупные звезды мерцающими льдинками висят над березами в черной бездне мира.

В яркое морозное утро очень полезно пойти на лыжах в березовый лес собирать для целебнейшего чая тоненькие березовые веточки.

Какая тишина в зимнем березовом лесу. Летом лес неумолчно шумит даже в тихую погоду, а зимой он глух и нем. Зима заворожила его, погрузив в крепкий, кажущийся непробудным сон. Но вот тишину нарушает частый и звонкий стук, будто кто-то стучит маленьким молоточком по дереву. Это пестрый дятел бегает по стволу березы, зорко заглядывает в каждую трещинку коры, долбит ее клювом, отыскивая замерзших насекомых.

Костерик, который я развел в зимнем лесу после трудовой недели, обдает теплом, искры в темную ночь бросает. На огонь костра, на искры часами можно смотреть не отрываясь. Заметишь какую-нибудь крупную искру и следишь взглядом, как она в горячем воздухе над желтыми лентами костра мечется, стремительно вверх поднимается и мгновенно исчезает. За две-три секунды десятки искр из костра вылетают, гаснут и на смену им новые появляются. А если в углях палкой пошевелишь – мельчайшие искорки золотым роем над костром взлетят, завихрятся и тут же исчезнут…

Обратите пристальное внимание на костер. В тихую ночь в костре вы такую красоту увидите, о какой раньше и понятия не имели. В огненных лентах, раскаленных углях красоты больше, чем в искрах, улетающих в небо. В костре каждый уголек дышит, в цвете меняется: то оранжевый он, то красный, то розовый, то как дуновение пробежит по нему едва заметный синий или сиреневый огонек. А каким пеплом на краю костра истлевающие угли покрываются, как ленты огня вверх рвутся, а от земли оторваться не могут! Желтые, палевые, золотые ленты!..


А как разговаривает костер! Потрескивает, пощелкивает и тихонько разговаривает с вами. Если вам случится ночью у костра посидеть, то этот разговор вы услышите, увидите и поймете красоту жизни в языках пламени, в искрах над костром, в золотых углях…


Постарайтесь… и вы поймете, как прекрасна жизнь, как ничтожны многие жизненные неурядицы, на которые вы тратили свою жизнь, свое здоровье…

Кто любит сказки, пусть почаще приходит в зимний березовый лес. Пожалуй, не найдешь лучшего сказочника. Войди в его волшебную страну, смотри, слушай, и он тебе без конца будет рассказывать всевозможные истории. Только надо настроиться на нужную волну. Свою собственную, которая звенит в твоем сердце.

А каково березкам! Вот они, в легких своих, из тонких ветвей, полупрозрачных платьицах, развевающихся по ветру. А мороз под 20 градусов. Ничего, не робеют. Только стволики стали вместо белых розовыми, словно разгорелись на морозе.

Очень, очень полезно бывать зимой в березовом лесу. Покой царит здесь. По колени, а то и по плечи погрузились в мягкий снег молоденькие березки. Совсем спрятались в снег травы. Замерли деревья. Только ведь это кажется так со стороны, что зимний лес скован, оцепенел. Нет, если присмотреться получше, ему не приходится и зимой отдыхать полностью.

Рассыпаны по снегу крохотные светло-коричневые тупокрылые самолетики. Это приземлились запоздалые березовые «десанты». Вообще-то береза еще в конце лета отправляет летучие семена в полет. Спешит определить их на жительство, занять местечко под солнцем для будущих белоствольных берез. Сейчас, зимой, разлетаются лишь запоздавшие.

Нет, не уходит жизнь из притихшего и словно бы опустевшего зимнего леса. В стужу и мороз идет в нем посевная. Идет почти невидимая постороннему глазу и неслышная жизнь зверей и птиц. Трудная, полная непрестанной борьбы и лишений, иногда на грани гибели.

Не застывают в полном оцепенении и сами деревья и кустарники. Они отдыхают. Состоянием глубокого покоя называют эту пору в жизни растений. Она необходима им так же, как нам ночной сон. Только мы спим каждые сутки, а деревья и кустарники – один раз в год. Как и во всяком нормальном сне, в это время не останавливаются, а лишь затухают жизненные процессы. Деревья дышат, правда, в 200–400 раз слабее, чем летом. Для дыхания используется сахар, в который зимой превращается крахмал, накопленный летом. В почках, образовавшихся летом, исподволь, заблаговременно закладываются зачатки листьев и цветов, чтобы можно было в положенный срок, весной, развернуть их без промедления.

В конце зимы глубокий покой сменяется вынужденным. Растение готово «проснуться», да не дают февральские и мартовские холода, короткие темные дни. Вот почему березовая веточка, если в декабре принести ее домой и поставить в воду, не развернет листочки: она в глубоком покое, из которого ее не способны вывести самые благоприятные условия. А если сделать это, скажем, в марте, она очень быстро зазеленеет.

Конец зимы – трудная пора для леса. То заметет вьюга и ударит мороз, то проглянет тусклое еще солнце, то подует теплый ветер и вроде бы запахнет весной.

Много птиц остается зимовать в лесу. Но голодно им. Все время в поисках пищи синицы и сойки, поползни и чечетки, снегири и дятлы. Счастье, если за целый день хлопот удастся поживиться хотя бы одним жучком-червячком или семечком. Чаще всего сутки за сутками птичий желудок остается пустым. А холода донимают, и некуда от них спрятаться, негде согреться.

Трудно, ой как трудно в зимнюю пору лесным птицам! Подсчитано: из десяти синиц, остающихся зимовать рядом с нами, до весны доживают в среднем только две. Нередко, особенно после сильных холодов, видишь в лесу окоченевшие черно-желтые комочки погибших от голода синиц. Не от холода, а именно от голода. Сытой пичужке не страшен никакой мороз.

Хорошо, что от меня до леса совсем близко. Могу хоть немного поддерживать в тяжелую пору лесных птиц и зверюшек. В моей семье стало правилом: каждую зиму, вот уже много лет, начинать день с выхода в лес. Отправляемся кормить постоянных посетителей нашей «столовой» – белок, синиц, поползней и любых других, кто захочет посетить фанерные дощечки, подвешенные на деревьях. Лакомый корм – арбузные, дынные, подсолнечные семечки начинаем собирать с лета. Хлебные крошки, пшено, кусочек яблока или моркови почти всегда бывают под рукой.

Очень приятное занятие быть шеф-поваром и официантом в такой столовой. Поднимаешься чуть свет, а в глухую зимнюю пору и затемно, знаешь, что ждут тебя в лесу с нетерпением.

А это необыкновенно важно – знать, что ты жизненно нужен кому-то. Опаздывать, лениться нельзя: те, кто ждут, привыкли к твоему раннему приходу. Они голодны!

Не всегда, конечно, хочется расставаться с теплой постелью, но не было случая, чтобы когда-нибудь приходилось об этом жалеть. Побывать в утреннем березовом лесу, тихом, завороженном, – что может быть лучше для здоровья?

В серебряной бахроме тонкие ветви берез. Идешь по белоснежной тропинке, под ногами похрустывает снег. Воздух чист, мороз пощипывает щеки, с неба подмигивают звезды, чувствуешь, как с каждым шагом бодростью наливаются мускулы, а душа открывается чему-то хорошему, радостному. Не найти лучшей зарядки перед рабочим днем, чем прогулка по зимнему березовому лесу…

Солнце все дольше и дольше задерживается на небе, сокращая ночь. К концу января день увеличивается почти на два часа.

Свет побеждает тьму, а спустя месяц тепло начинает побеждать холод. Наступает пора собирать целебнейшие березовые почки.