Вы здесь

Цвет в природе, бизнесе, моде, живописи, воспитании и психотерапии. Возрастные особенности в свете цветопсихологии (Анна Белая)

Возрастные особенности в свете цветопсихологии

Молодость выбирает яркое. Цветовое колесо времени

Цвета определяют наш жизненный путь и характер уже с детства, хотя в младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на цвет. В первую очередь, они замечают красный, будь то игрушка, платок или интерьер. Дальше, примерно к полугоду, воспринимается оранжевый и желтый цвет. Зеленые и синие пятна привлекают младенца позже всех. Было замечено, что оформление детской комнаты влияет на младенцев. Они радуются при появлении теплых оттенков. Голубые и синие стены ухудшают настроение малыша.

В 3–5 лет ребенок уже сам способен утверждать, что ему нравится. Как правило – красные, розовые и кремовые оттенки (конечно, из всякого правила есть исключения). К 7 годам детям начинает нравиться желтый, синий, и зеленый. Все зависит от характера ребенка и условий воспитания. Выбор цвета часто виден по детским рисункам

Исследования показали, что молодые люди до 25 лет предпочитают красный цвет, вообще им нравятся яркие, насыщенные цвета. Это можно проследить даже по веяниям в молодежной моде. Тяга к активности прослеживается через цветовые симпатии. На восприятие влияют и стрессы, но в данном случае мы рассматриваем общие тенденции.

Родителям нужно внимательнее следить, как меняются цветовые предпочтения ребенка, тогда будет меньше недопонимания. Цвета – это фон жизни, те эмоции, которыми наполняется жизнь детей. Сами по себе дети очень открыты миру, и малейшие изменения в цвете прямо укажут вам на то, что происходит с вашим чадом.

В европейских странах считается, что если ребенок ушел в какой-то один колорит в своих рисунках, то это своеобразно и оригинально. В Японии, наоборот, это является сигналом, что ребенок где-то негармоничен и не дружит со всеми красками.

Чем старше становится человек, тем темнее и приглушеннее он выбирает краски. Но опять же, на этом нельзя настаивать категорически. Есть люди, чувствующие себя молодо в душе и в пенсионном возрасте. Они так же, как и в молодости, выбирают яркие, насыщенные цвета. Таким образом, каждый может прислушаться к себе, насколько он устал или прибавил себе лишний десяток лет. Тяга пожилых к темно-серому, приглушенно-зеленым, коричнево-серым, серо-фиолетовым тонам, существует вне зависимости от моды. Но встречаются и так называемые «молодые старички», которые уже устали, еще не пожив. Это зависит от стрессов, от личного отношения к неудачам. Всегда есть возможность повернуть цветовой круг подобно колесу времени, и стать моложе и здоровее. Цвет поможет уравновесить биологический, психологический и паспортный возраст.

Как дети воспринимают цветовую среду?

Как относится к миру ребенок? Чем отличается опыт маленького человека, казалось бы, сходный с опытом взрослого, воплощенный в цвете и в рисунке?

Ребенок всегда любит свою работу. Он уходит в картину целиком, он в ней живет. Взрослый же иногда разделяет работу и цели, для которой она написана, например, может писать работу для выставки. Взрослый художник всегда может дословно перенять формальные и пластические приемы у художников прошлого. Работы детей всегда имеют, так сказать, свое лицо – взрослый или преподаватель только должен увидеть своеобразие каждого и помочь сберечь это своеобразие до того момента, пока малыш не овладеет техникой и мастерством.

Ребенок становится цветом, когда рисует

Когда ребенок берет краски, он не различает их преимущества, и не делит мир на «я» и «не я». Он смотрит на мир целостно изнутри, он сам становится тем цветом, которым пишет картину.

Вот почему дети так успокаиваются, просто создавая цветовые пространства. Вслед за изменением цвета, они изменяют себя и обучаются многим новым вещам и подходам в жизни.

В сущности, внутренний мир ребенка – сплошной праздник. Вы, наверное, замечали, что краски у младших детей более яркие и сочные, чем у подростков. И взрослому не всегда под силу так радостно передать цветы или пейзаж. Отличие в том, что дети очень спонтанны и ситуативны. Поэтому их «праздник» непредсказуем. Взрослым иногда трудно руководить созидательной деятельностью ребенка. Но настроить его на рисунки, погрузить его через игру в мир красок может каждый родитель. И тогда вы, возможно, увидите воочию свой настоящий цвет. Особенно в том случае, если ваш ребенок его унаследовал.

Цвет и наследственность

Интересно, что часто дети наследуют цветовую гамму одного из родителей. Но бывает и так, что он берет красок пополам от двух родителей. Нам встречались случаи и полностью унаследованной цветовой гаммы бабушки или дедушки, что подтверждалось исследованием по их цветовому выбору. Например, ребенок любит синий и зеленый цвета, и все время применяет их в рисунках. Оказалось, что любимый цвет папы – только синий, а мама очень любила зеленый.

У детей проявляется половое различие в выборе цвета. Девочки чаще выбирают желтый, голубой, пурпурный, а мальчики – красный, зеленый и фиолетовый. Из «нецветных» цветов девочки чаще выбирают контрастные сочетания, им нравится черный и белый, а мальчики любят серые оттенки. Разумеется, как и среди взрослых, встречаются девочки с мальчишескими чертами характера и женственные мальчики.

Учить детей цвету надо через заинтересованность. Задача взрослого – научить думать, обобщать, не навязывая своего «правильного» мнения. Цветом можно развить в детях уверенность в себе. Смело оперируя красками, ребенок переносит свои возможности цветового видения на внешние события.

Пусть не каждый из детей станет художником, но через стадию маленького художника должен пройти каждый. Обычно у детей, не склонных обучаться живописи профессионально, интерес спадает после 3-х месяцев обучения в изобразительной студии. На смену приходят новые интересы и увлечения, но то, чем ребенок овладел через цвет, всегда останется с ним и перенесется на другие виды деятельности. Универсальность цвета очевидна.

О проблемах ребенка расскажет… цвет

Цветом выявляются различные страхи ребенка. Это может быть страх перед чужими людьми, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома. Когда он подрастает, возникает страх перед посещением школы или перед учителем, боязнь не справиться с заданием.

Избавиться от страхов детям помогает тот же цвет. Организовывая краски на бумаге, дети попадают в новое пространство, где обучаются решать самые сложные психологические проблемы. Цвета как мостики – позволяют из темных, безрадостных эмоций и предчувствий переходить на более легкие переживания и радужные оттенки чувств. Через краски ребенок ищет выход, как перейти от тревоги к эмоциям удивления и радости, пусть бессознательно. Этот поиск всегда виден по детскому альбому. Задача родителей – сделать этот путь увлекательным и результативным

Рисуночные тесты, как способ разобраться в проблемах ребенка прекрасно себя зарекомендовали. Дадим ключи для определения характера и психологических особенностей детей по их рисункам.

Нарисуй свой дом

Цвет отражает психологический климат в семье. Возьмем, к примеру, рисунок 7-летней Оксаны. Рисуя на тему «Мой дом», она нарисовала небрежно расплывающейся черной краской фасад дома. Дом находится с одной стороны листа, а фигурка самой девочки где-то внизу, как будто человечек хочет убежать с листа. Сама фигурка человечка очень маленькая, а рисунок весь в разводах коричнево-синей краски.

Смотрим на рисунки других детей. Вот рисунок 8-летней Арины – праздничный стол, за ним сидит вся семья, в картине присутствуют все цвета радуги, разноцветные одежды членов семьи на фоне фруктов, конфет и сладостей. Еще один рисунок благополучной семьи – все вместе взялись за руки и идут на праздник, – цвета картины – красный, розовый, желтый, голубой.

Что же переносит ребенок на бумагу? Все, что происходит у него дома. В семье Оксаны родители развелись, не прошло и полгода, и девочка обостренно переживает ситуацию. Она не знает, как найти выход, в результате ей кажется, что она в чем-то виновата. С самого детства она жила в окружении своих близких: отца, бабушки, дедушки, матери, а теперь привычный уклад ее жизни нарушен. Когда она видится с отцом, встреча сопровождается большим нервным напряжением всех ее участников. Конфликт продолжается, куда постепенно втягивается еще и ребенок. Дети, как лакмусовая бумажка реагируют на все нюансы психологического климата в семье. Краски, присутствующие в детском альбоме, позволят увидеть малейшие движения детской души и настроения.

И если взрослые не помогут ребенку выбраться из напряженной ситуации, то их нервное состояние будет отпечатываться на настроении малыша. Еще не сформировавшийся маленький человек может стать невротиком. Мы видели рисунки Оксаны, вот что она рассказывает о себе сама: «Мне стыдно, что у меня нет папы. Все дети дразнят, что у меня нет папы». В ситуации отчасти была виновата учительница. Зная обстановку в семье она стала при всех в классе расспрашивать девочку об этом. Бестактность и бесчувственность взрослых приводит к цепочке ошибок. В то время как ребенку нужно было объяснить, и не один раз, что у него все в порядке, что ее отец никуда не исчез. Она такая же, как и все дети, только родители не живут вместе, изменились только условия, но ее, по-прежнему, все любят. Когда все это мать объяснила дочери, то девочка с облегчением сказала:

– Тогда я буду говорить, что у меня есть папа!

В конце концов, родителям стоит понять, что оскорбления и наговоры в отношении одного из родителей только ухудшают отношение ребенка к самому себе. Он начинает чувствовать себя неполноценным, виноватым, самооценка резко занижается. Плохие слова в адрес одного из членов семьи отчуждают от ребенка весь мир, разрушают целостность этого мира. У детей появляются страхи. Действительность теряет красочность, становясь еще более суровой, чем для взрослого в экстремальных условиях. Нагнетание обстановки в семье делает восприятие ребенка противоречивым и искаженным.

Итак, обращаясь к рисункам детей, живущих в неполных семьях (а это в наши дни распространенное явление), мы снова видим грязные, темные краски и искаженные фигуры. Вот такая вырисовывается фотография той невидимой психологической атмосферы, которую создаем для ребенка мы сами. Ребенок – это картина нашей души, которую мы в него вложили.

Чтобы определить атмосферу в вашей семье, вы можете сами провести с ребенком тест. Он называется «Красивый рисунок».

Для этого нужно взять набор цветных карандашей (лучше всего взять набор из восемнадцати карандашей). Кроме того, нужен и простой карандаш. Фломастеры в тесте лучше не использовать – они не передают в полной мере цветовую гамму и нажим в рисунке. Этот тест вы можете проводить с детьми, начиная с 3-летнего возраста.

Альбомный лист бумаги кладут пред ребенком горизонтально. И предлагают ему нарисовать цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок, какой он захочет. При рисовании обратите внимание на то, за каким цветом ребенок тянется в первую очередь и какие цвета откладывает «на потом», а также на то, что он при этом произносит.

Цвет рисунков и климат в семье

Если перед этим вы проводили с ребенком тест: «Нарисуй свой дом», «Нарисуй свою семью», а также просматривали все его рисунки на свободную тему, то тест «Красивый рисунок» предназначен для того, чтобы подтвердить, насколько негативные переживания отразятся в «красивом» рисунке. Если это происходит, то можно предположить, что у ребенка в данный момент стресс, и конфликтную ситуацию необходимо исправлять. Если рисунок не имеет тревожных признаков, значит у ребенка хорошее эмоциональное состояние. Проводя тест, по его окончании обязательно нужно похвалить ребенка, и обсудить в свободной форме, что он изобразил. Задайте ему наводящие вопросы, и вы узнаете еще много нового о благополучии вашей семьи.

Итак, если ваш ребенок в тесте «Красивый рисунок» в основном использовал холодные тона: голубой, фиолетовый, синий, то в данный момент у него снижено настроение, он чем-то угнетен, ему ничего не хочется, он чувствителен к замечаниям и вашим перепадам настроения.

Если в рисунке присутствуют пастельные тона, краски сближены по тону, он плавно переходит от одного цвета к другому, но при этом краски, в основном светлые, то ваш ребенок очень тонкий и чувствительный, от восторженности до печали у него один шаг. Дети такого типа вырастают тактичными и деликатными, они не любят много шума, им по душе занятия в одиночку, во всем они стараются добиться совершенства, любят исследовать что-либо во всех проявлениях и подробностях. Художники называют таких детей колористами. Иногда дети такого типа тревожны, благодаря их сверхчувствительности они многие ситуации воспринимают как угрожающие. Родителям следует обратить внимание на страхи таких детей. В таких случаях неплохо «прорисовывать» страхи. Например, тревожные дети боятся темноты или боятся оставаться одному в комнате. Попросите ребенка изобразить то, чего он так боится. Поговорите с ним на эту тему, приведите примеры других детей и обсудите рисунок. Тревожных детей не стоит расстраивать по пустякам. Формируйте радостный фон вокруг них, книжки и телепередачи должны быть подобраны с оптимистическим фоном. Пусть это будут комиксы, комедийные фильмы. Не заостряйте при них свои бытовые и рабочие проблемы. Эти дети и так все чувствуют.

Учите их активно выходить из затруднительных ситуаций, объясняйте, что любые проблемы можно решить и найти выход.

Мистическая связь с цветом

Многие знают известное произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», где картина начинает жить независимой жизнью и влиять на художника. Представьте себе, что такая мистическая взаимосвязь существует. Дети прогнозируют свое будущее рисунками, а последние, в свою очередь, влияют на их развитие и состояние.

Займитесь с ребенком рисованием, направьте его в позитивное русло, и вы увидите, как жизнь ребенка, а значит, и ваша, улучшится.

Существует широкий спектр методик, которые психологи применяют в диагностике детей. Расскажем о некоторых из них. Применение в домашних условиях элементов этих тестов поможет вам узнать многое об особенностях ребенка.

Несуществующее животное

Дайте ребенку лист бумаги А-3 и набор из 18-ти цветных карандашей и предложите нарисовать несуществующее животное.

О чем расскажет размер рисунка и расположение деталей:

– очень маленький рисунок означает робость;

– если рисунок выходит за край листа – импульсивность, тревогу;

– размещение себя в углу листа – неуверенность, невротизм.

Сильный, неравномерный нажим и штрих говорят о повышенной тревожности.

Небрежный рисунок с промахивающимися линиями свидетельствует о возбудимости, повышенной активности.

Агрессивные животные в черном и красном цвете сигнализируют о возбудимости ребенка.

На рисунке Дани животное с рожками, с копытами, зубами с копьем и сигаретой. Можно предположить, что мальчик всегда может постоять за себя, проявляет агрессию к старшим, демонстративен, артистичен.

Какого цвета страх

Предложите ребенку нарисовать то, чего он так боится. Это может быть страх перед чужими людьми, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, страх перед посещением школы или перед учителем, боязнь не справиться с заданием. Пусть это будет несколько рисунков. Кстати, тут важно поэтапно предлагать и обсуждать страх, не исключено, что постепенно рисунок станет позитивно окрашенным, и проблема исчезнет. Часто страх имеет желто-черные сочетания, а тревожные дети любят серые цвета.

Другой вариант теста – «Нарисуй хорошее настроение»

Еще один путь – рисовать «хорошее настроение», красивый дом, праздник, здоровье, красоту.

После серии таких рисунков даже простуды вылечиваются быстрее.

Мой дом – мой цвет

Цвет и характер рисунка неизбежно отражает психологический климат в семье:

· если дом большой, в нем мало цветов – замкнутость;

· маленький по сравнению с другими рисунками – семейные связи ослаблены, ребенок недооценивает себя;

· дворец, золотые краски – завышенные требования, артистизм;

· большие желтые двери и окна – общительность;

· решетки, рамы, заборы черного и серого цвета – подозрительность, агрессия;

· большая, ярко выделенная, разноцветная крыша – фантазии, тревожность, мечтательность;

· дом без людей, однотонный – одиночество, люди в доме, пестрые краски – открытость контактность.

Возьмем, к примеру, рисунок 7-летней Даши. Рисуя на тему «Мой дом» она нарисовала крышу, не поместившуюся на лист – девочка живет в своих фантазиях. Дом находится с одной стороны листа, а фигурка самой девочки сбоку за забором – это потребность в защищенности. Рисунок содержит три краски, желтая, синяя и черная, говорящих о напряжении и замкнутости. Руки спрятаны – девочка не общительна.

А вот рисунок 9-летнего Артема: дом похож на крепость, окна маленькие, крыша большая и нет входных дверей. Замкнутость, нерешительность мальчика видна по этим параметрам. Острые углы, рваная штриховка и кричащий желтый – цвета говорят о напряженности мальчика. Цвет кричащий – скрытая агрессия.

Вот рисунок 8-летней Аллы. Солнце, облака, деревья вокруг дома, большие окна, – здесь все продумано, а сама Алла рисует себя и членов семьи рядом с домом. В картине присутствуют многие цвета, цветные одежды членов семьи на фоне дома с деревьями. Рисунок – сигнал благополучия в семье. Цвета картины – красный розовый, желтый, зеленый. Значит, девочка умеет владеть разными эмоциями.

Саша 9 лет рисует дом в виде замка. Рисунок творческий, на крыше кошка вокруг желтые фантастические существа радужных открытых цветов. Мама ловит рыбу. Мальчик обладает артистизмом, хочет больше внимания и любит командовать: всем дал роль на рисунке. У Саши преобладает логическое мышление, все со смыслом и в действии.

Цвет рисунка – ключ

Эти цветовые сигналы характерны для оценки любого рисунка вашего ребенка, применяйте их творчески.

Проводя каждый тест, по его окончании обязательно нужно похвалить ребенка и обсудить в свободной форме, что он изобразил. Задавайте ему наводящие вопросы, и вы узнаете еще много нового о вашей семье, состоянии ребенка в школе и среди друзей.

Разумеется, трактовка рисунков должна быть комплексной. По одному рисунку с одной цветовой гаммой трудно о чем-то судить. Неплохо иметь серию рисунков, собранных в течение года. И, хотя подробно о ребенке вы можете узнать только от специалиста-психолога, яркие тревожные сигналы можно заметить и самостоятельно. Дети никогда не обманывают в своем творчестве. Ребенок – как зеркало, в цвете рисунка он отражает свое состояние и приписывает героям свои чувства. Эмоции на рисунке конкретизируются именно в красках, тогда как на прямые вопросы детям сложно отвечать. И задача родителей – рассмотреть тревожные сигналы и помочь малышу справиться с проблемами.

Обедненная и наряженная гамма

Необходимо отличать рисунки с цветовыми растяжками светлых тонов от рисунков с обедненной цветовой гаммой. В таком случае ребенок использует один или два цвета. Часто это бывает только простой карандаш, хотя вы предложили ему использовать все карандаши по желанию. Это говорит, что такие дети слишком пассивны, они от чего-то устали. Или вы невольно показали ссоры и конфликты в семье, и ребенок от этого устал. Возможно, у него большая нагрузка, он недосыпает, много смотрит вечерних передач. Такие дети обладают ослабленным вниманием, долго не могут концентрироваться на выполнении задания. Дайте такому ребенку передышку, спокойная атмосфера прогулки и спорт дадут ему жизненную энергию.

Одноцветные рисунки еще могут говорить о недавно пережитом стрессе, что ребенок находится на стадии восстановления и еще не нашел способ перейти к более положительно окрашенному эмоциональному фону. Раскройте ситуацию, которая тревожила его в прошлом. Не нужно, чтобы у ребенка накапливались старые проблемы и росли как снежный ком.

Пониженная плотность цвета наблюдается, когда рисунок очень слабый, нажим еле заметен, линии – как паутинки, дети не хотят вообще закрашивать рисунок. В таком случае перед вами негативно настроенный ребенок, действующий по принципу «Если все против меня, то я – против всех». Во всяком случае, ему так кажется. Обычно негативно настроенные дети – это дети заброшенные, на которых вообще не обращают внимания, либо где над ними существует постоянный надзор и опека, где их перехваливают, реагируют на каждую жалобу ребенка и решают каждую его мельчайшую проблему или каприз.

Если в рисунке преобладают темные тона, особенно если рисунки черно-синие или черно-коричневые – ребенок устал, он наблюдает конфликт, возможны неполные семьи, или там где родители недавно развелись и находятся в состоянии «холодной войны».

Если наблюдаются напряженные, очень насыщенные цвета, кричащие и негармоничные сочетания, много красного или ядовито-зеленого, то ребенок попал в состояние напряжения, и не имеет разрядки. Он конфликтен и возбудим, во всем обвиняет окружающих. Впадает в истерики, подвержен эмоциональным срывам и агрессии, ломает игрушки и т. д.

Преодолевайте тяжелую ситуацию вместе с ним. Попытайтесь найти ему занятия по душе. Пусть он перепробует несколько увлечений, от пения до танцев, займите его активно. Выясните его степень половой идентификации, возможно, это ранимый женственный мальчик или девочка, которой по душе мужественные профессии и занятия. Дайте ребенку раскрыть свои способности, и конфликт разрешится. На агрессию никогда не реагируйте криками и замечаниями, создайте ситуацию игры, а критика должна быть не прямой, а косвенной, основанной на примерах других детей.

Если очень яркие цвета сочетаются с темными, рисунок небрежен и как бы затушевывается грязью, то такие дети одновременно тревожны и чувствительны, легко поддаются печальному настроению. Хвалите таких детей там, где у них что-то получается, будьте бережны с ними. Не поддавайтесь их настроению, здесь нужно быть спокойным, уверенным и терпеливым.

Цвет проникает всюду. Он связан с работой не только глаза, но и других органов чувств. Попробуйте предлагать детям любые окрашенные материалы. Для этого подойдут дерево и стекло, цветная бумага и картон, пластилин и глина. Ребенок рисует разноцветные картинки – самое первое представление о мире, о себе, отражает тот маленький и вместе с тем огромный опыт, которым он наделен от рождения. Он идет в школу, где упор делается на обучение чтению и счету, развитие логического мышления, все это усиливает, в основном, восприимчивость к форме. На этом этапе важно не утерять индивидуальность ребенка в восприятии и передаче цвета.

Дети – великие колористы

Художники говорят – все дети гении и великие колористы. Некоторые мастера используют свои детские рисунки и по их мотивам пишут картины. Не всякому удается сохранить свежесть и яркость красок детского видения… Взрослые просто обязаны беречь и сохранять детские рисунки, это достояние и эмоциональное богатство, уникальный опыт ребенка. В школе важно, чтобы дети не теряли свободы выражения своих впечатлений и фантазии, смелости в применении красок и материалов. Всеобщее требование к аккуратности и порядку не должно превалировать в работе с изобразительными средствами. Иначе с водой можно выплеснуть и самого младенца.

Дети непосредственны, доверчивы, любознательны. Эти черты помогают сохранять интерес к учебе, а рисование развивает и усиливает их. Ребенок приносит с собой из дошкольного возраста красочную палитру чувств, подчас импульсивных и непроизвольных. Но школа заставляет подчинить их определенному режиму, дисциплине, организационному порядку. Не стоит удивляться, что дети ситуативны, их настроение меняется как погода. Они быстро заражаются настроением окружающих, радость сменяется печалью, страх – удивлением, удовольствие – отчаянием. Эмоции детей неустойчивы и всегда выражены внешне. В этом возрасте ребенок очень внушаем, и здесь кроются большие возможности для развития артистизма, творческой смелости и самостоятельности. Взрослый может направить, увлечь ребенка, дать ему более широкие возможности в материале. Все дети в какой-то период очень увлекаются и искренне выражают себя в рисовании, лепке, аппликации, всюду цвет присутствует как составляющая. В данном случае взрослый не должен навязывать свои способы работы с материалом и вкусы. Забудьте слово «правильно» и «неправильно»: пусть ребенок выразит себя через цвет, не заставляйте его фотографически срисовывать мир. Пусть живопись ребенка какое-то время будет «беспредметной», пусть он рисует, как ему придет в голову. И вы увидите в его рисунках прогресс, в применении и видении цвета. Иначе ребенок может затормозиться, твердо усвоив, что трава зеленая, ствол дерева – коричневый. И так – на всю жизнь.

Приведем конкретный случай из педагогической практики. Дети сообщают преподавателю художественной школы-студии, что карандашами рисовать нельзя, а можно только красками. Оказывается, учитель рисования в школе запретил пользоваться мелками, карандашами и фломастерами, так как иначе нельзя научиться рисовать.

Многие дети после этого вообще могут бросить занятия рисованием. Наоборот, покажите разнообразие техник, чтобы дети не боялись владеть разными материалами. В данном случае, будет верным даже рисование пальцем, если кому-то так нравится. Краска – та же цветная глина, только на плоскости. Интересный прием – рисование на цветной бумаге, ночь можно изобразить на черной или на темно-синей бумаге. Хороший прием – отпечатки краски, при помощи различных форм и материалов – резинового ластика или разрезанной напополам картофелины. Через изобразительное творчество проходят абсолютно все.

Младший школьник во многом подражает взрослому. Он начинает копировать все подряд. Этот вид воображения называют воссоздающим. Ребенок орудует уже имеющимися в его распоряжении образами. Многие дети срисовывают с открыток, воспроизводят образы из мультфильмов. Дети пяти-шести лет легче и свободнее выражают себя и свою фантазию на бумаге. Труднее в этом отношении работать с 10–12 – летними. Они могут уже не трансформировать свой багаж, а идти в сторону подражания реальности. «У меня неправильно получилось, я не умею рисовать» – утверждает ребенок. Избыток аналитического и логического подхода к реальности забивает все лучшее, что было раньше.

Компьютер помогает, но не учит цвету

Иногда встречаются родители, которые хвалят и ставят в пример другим аккуратные рисунки-копии – скопированные иллюстрации из книг. Идя по этому пути, ребенок аккуратно и прилежно срисовывает картинки и останавливается в развитии, превращаясь в маленького чертежника. Некоторые дети, а порой, и взрослые утверждают: зачем учиться рисовать, ведь есть компьютер, на нем краски красивее, и можно рисовать без таких обременительных процедур, как смешивание красок и наложение их на бумагу. Есть определенные возвратные периоды и если особый, чувствительный к изобразительной деятельности период, упущен, то потом наверстать его будет очень трудно. А компьютер сам по себе ничем не поможет – компьютер не может научить художественному творчеству и работе с красками. Он всего лишь вспомогательное средство, орудие для тех, кто уже владеет навыками изобразительной деятельности. Если упустить этот период, то невозможно будет создавать новые образы, появится шаблонность и банальность мышления. Штампы и цветовые стереотипы мешают ребенку жить и успешно познавать мир. Плачевный результат, когда по заданию учителя нарисовать какое-нибудь животное, все дети в классе рисуют роботов и других наиболее известных героев американских мультфильмов.

Пусть ребенок ищет новые решения и выражает свои переживания по отношению к реальности, а не чужие. Воображение режиссера, создавшего детский фильм, не может заменить ему реальность. Зачем необходимо овладевать цветом и свободно им оперировать, – спросите вы. Художественные способности переносятся на другие виды деятельности, однажды освоенный творческий прием найдет себе место в любой деятельности, которой ребенок станет заниматься в будущем. Дать ребенку выразиться и поддержать в нем лучшее эффективнее всего через изобразительный язык. Предлагайте детям вырезать фигуры из цветной бумаги, наклеивать их в виде аппликаций или делать объёмно-пространственные композиции. Затем пусть ребенок дорисует свою аппликацию.

После этого нужно обсудить работу. Бывает так, что детали могут быть неправильные: не прорисована рука или лицо человека, но в целом рисунок отлично смотрится по колориту, или, наоборот, все сделано правильно, фигура человека тщательно изображена, а рисунок проигрывает в целостности и колорите. Все это постарайтесь объяснить ребенку. Критерии оценки здесь – оригинальность, новизна образа, необычность пластического решения, уровень обобщения, колорит и гармоничность красок. Оценивайте не только работы ребенка, но и попробуйте создать свои, возможно ваш ребенок в чем-то превзойдет вас, а где-то будет прослеживаться влияние наследственности.

Дайте ребенку выразиться, но не пускайте занятия на самотек. После 2–3 занятий на свободную тему дети жалуются, что не знают, что рисовать дальше. Здесь во многом помогут занятия, посвященные работе со случайностями. Это – и монотипии, и работа с цветным симметричным пятном. Преподаватель показывает, что в неопределенности можно найти образ. Так же, как мы видим плывущие замки или животных в облаках, или человечка в пятнах Луны. Туман, морозные узоры на стекле – все это побуждает нас к активному творчеству и проходит через весь наш жизненный опыт. Насколько успешно вы будете работать со случайностями, можно будет увидеть по количеству выданных образов. Продуктивность и оригинальность, подвижность интеллекта – все это отображает работа с разноцветными пятнами.

При работе в технике монотипии (так называется печатный оттиск на бумаге, на которую краска переносится давлением, а печатной формой служит поверхность стекла с нанесенным акварельной краской изображением) получаются неопределенные пятна. Дети, как показывают исследования, чаще всего видят в пятнах различных животных. 10–13 летние дети приписывает пятнам более абстрактные понятия – добро, радость, гнев и т. п., называют эмоции и действия – те, которые ребенок приобрел в своем опыте. Картины детей помогают определить уровень развития ребенка и степень абстрагирования, обособления от предметов.

При работе с цветной аппликацией развивайте подвижность воображения. Пусть дети наклеивают разные материалы: бумагу, ткани кожу, листики. Под рукой должен быть набор разноцветной ткани, бумаги, страницы из журналов, картон, открытки, конфетные фантики.

Как раскрепостить ребенка? Как дать ему применить свободу, которую он имеет? Изобразительное творчество – не только карандаши и краски. Коллаж изобрели художники Пикассо и Ж. Брак. Техника заключается в том, что совмещаются и наклеиваются обрезки ткани, обрывки газет и рекламы, щепки, сухая трава и фантики. Здесь можно делать все что угодно: возможности для развития вкуса, обогащения эмоций, чувственного опыта – неисчерпаемы. Ребенок начинает по-новому реагировать на жизненные ситуации, его интеллект развивается.

Прежде, чем провести кисточкой, ребенок должен убедиться, как он может положить краску: пастозно или гладко. Для этого можно попробовать научиться рисовать пальцем, процарапывать еще не застывшую густо наложенную краску, так он учится ощущать фактуру бумаги и густоту краски. Только тогда он добивается реальности, чистоты цвета, и конечно, гармонии.

Цветовая среда

Что такое цветовая среда? Это понятие дети способны усвоить. Возьмем рисунки Лены М., ей 10 лет. Она делает все детально, добросовестно, аккуратно, работы многих самодеятельных художников выглядят именно так. У юной художницы нет главного – подчинения единству. Еще французский импрессионист П.Ренуар говорил: «Создайте мне среду на холсте». Итак, учитель помогает сделать подмалевок на холсте, создать большие декоративные пятна, определить цвет в среде. Лена пишет каждый цвет, но отдельно. В этом ее ошибка, цвет не существует сам по себе, а только в комплексе с окружающими цветами. По крайней мере, ей надо оттолкнуться от двух цветов, где один – фигура, а второй – фон. Работа у девочки получается дробная, перенасыщенная лишними деталями. У многих самодеятельных художников, а не только у детей дерево зеленое всегда и везде потому, что они знают, что оно зеленое. Но стоит присмотреться, мы увидим, что вдали оно синее, в тени – почти черное. В среде оно всегда разное. Если это группа деревьев, то они имеют разную породу, фактуру и плотность. Конечно же, на цвет дерева влияют погода и освещение. Постепенно, научаясь видеть богатство красок, дети учатся различать их и называть по тону, цвету и полутону. Они подбирают контрасты, учатся цветовой подаче объема и перспективы.

Конец ознакомительного фрагмента.