Вы здесь

Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. 8. Внутреннее и внешнее богопочитание ( Сборник, 2013)

8. Внутреннее и внешнее богопочитание

Человек состоит из души и тела. Поэтому и отношения наши к Богу, как Существу всесовершенному, Виновнику нашего бытия, спасения и блаженства, должны выражаться не душою только, но и телом, или, иначе сказать, богопочитание наше должно быть не внутреннее только, но и внешнее.

Если в дереве есть жизнь, то жизнь эта по необходимости обнаруживается. Дерево покрывается листьями, цветами и, наконец, плодами; так и внутреннее богопочитание, истинно живое, действительное, по необходимости соединено бывает с внешним богопочитанием.

Кто не знает тесной связи между движениями души и их обнаружением? Кому не известно, что человек, преобладаемый каким-нибудь сильным чувством, не может вовсе утаить стремительных движений своей души? Есть ли хотя один сострадательный к бедному, который не выражал бы своего сострадания какими-нибудь внешними знаками? Есть ли хотя один нежный и почтительный сын, который бы не обнаруживал своей покорности родителям? Какой народ, уважая царей своих, не свидетельствовал им своего уважения какими-либо внешними действиями?

Отец богатый и не достигший еще преклонной старости не нуждается в том, чтобы дети его, пришедшие уже в возраст, делали ему приношения из приобретенного ими имения, но ему приятно бывает, если они делают это, потому что в этих действиях он видит знаки усердия и любви их к нему; подобным образом и Отец Небесный не имеет нужды в наших жертвах (одном из знаков внешнего богопочитания), но с благоволением взирает на них, если они – выражение нашего усердия, благодарности и любви к Нему. Доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7).

Любовь – это первое и главное чувство, каким должны быть запечатлены все наши отношения к Богу; но любовь холодная, ничем не выражающая себя, не что иное есть как пустой призрак, безжизненное изображение, подобное живописному изображению огня, который, при всей яркости цветов, ни светит, ни согревает; потому что если вера, по свидетельству Апостола, без дел мертва есть (Иак. 2, 20), то каким образом любовь может существовать без них – любовь, от которой самая вера заимствует свою силу и действенность (см.: Гал. 5, 6)?

Если холодна наша любовь – холодна бывает и деятельность наша.

Блж. Августин

Внешнее богопочитание, служа выражением внутренних, объемлющих душу чувств в отношении к Богу, вместе с тем поддерживает эти чувства, укрепляет их и усиливает. Оно так же необходимо, как кора и листья – эти наружные украшения дерева – необходимы для жизни и целости самого дерева.

Дерево без коры увядает и засыхает; так и внутреннее богопочитание без внешнего ослабевает и вовсе уничтожается.

Для чего сажают фруктовые деревья в саду? Конечно, для того, чтобы собрать с них плоды. К чему же листья? Они только наружное украшение дерева; но если бы оборвать их, то и дерево засохнет, и плодов не получите. Так равно, если бы уничтожить и внешность в богослужении, действующую на воображение, трогающую душу, то и внутренность скоро охладеет.

Как внутреннее богопочитание не может существовать без внешнего, подобно дереву, лишенному коры и листьев; так и одно внешнее богопочитание без внутреннего не есть истинное и действительное. Оно подобно телу без души или фигуре человеческой, сделанной из воска, которая имеет образ человека, но в действительности не есть человек.

Внешнее, видимое благочестие без внутреннего есть лицемерие и обман.

Свт. Тихон Задонский

Внешнее благочестие без внутреннего – то же, что ножны без меча. Смешон тот воин, который одними ножнами вздумал бы сражаться с неприятелем; смешны и те люди, которые над плотню и миром хотят восторжествовать одним наружным благочестием. А если они думают таким благочестием угодить Богу, то они – жалкие существа!