Вы здесь

Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. 7. Об отношениях человека К богу. Благоугождение Богу. Памятование Бога. Упование на Бога. Страх к Богу. Любовь к Богу ( Сборник, 2013)

7. Об отношениях человека К богу. Благоугождение Богу. Памятование Бога. Упование на Бога. Страх к Богу. Любовь к Богу

Один Бог существует для Себя; мы же все существуем для Бога.

Угождать Богу – вот твое блаженство; быть с Ним в соединении – вот твое назначение, правило всех твоих деяний.

Некто спросил авву Пимена: «Как должно жить человеку?». Старец отвечал: «Посмотрим на Даниила (пророка); не нашлось на него иного обвинения, как только в служении Господу Богу его».

Так все делай и так обо всем думай, чтобы угодить Богу; а если нет у тебя этой мысли, то потеряет свою цену всякое твое делание.

Преп. Ефрем Сирин

О всяком деле, предприемлемом тобою, не спрашивай прежде, будет ли оно приятно, выгодно для тебя и похвально пред людьми, но прежде и паче всего испытывай, будет ли оно угодно Богу, не будет ли противно Его заповедям?

Свт. Филарет Московский

Сперва честь Богу, а потом уже забота и о прочем.

Свт. Иоанн Златоуст

Ищи того, что Божие, и человеческое последует весьма легко.

Ты позаботься о Божием, и Бог позаботится о твоем.

Свт. Иоанн Златоуст

Бог необидлив и награждает труды и терпение человека; и человек должен быть таким же в отношении к Богу – не должен скупиться на труд и терпение.

Ты должен быть достоин Того, Который тебя назвал Своим сыном, и во всем ты должен поступать так, как прилично сыну Божию. Посему, когда ты начинаешь что-нибудь делать, то вспомни, что ты называешь Бога Отцем своим.

Мы хотим себе послушных детей, а сами не хотим быть послушны Богу.

Чтобы последовать воле Божией, должно прежде всего свою волю оставить.

Молодое деревце привязывают к тычинке, и оно растет прямо и правильно. Так и душа, которая связала свою волю с волею Божиею, восходит горе[10], к Богу.

Прот. И. Толмачев

Ничего нет лютее, как держаться своей воли и жить не по воле Божией.

Если ты не чувствуешь в себе постоянного желания исполнять то, что угодно Богу, то ты и слеп, и глух, и нем, и без рук, и без ног – несравненно хуже расслабленного.

Даже и мы не принимаем в свои друзья, не допускаем в свое общество, не терпим в своем доме того, кто живет всегда в противоречии с нами. Так и Бог, и тем более Он, как Всесвятый и Правосудный, никогда не приимет в Свое Небесное Царство людей с упорною, злою волею.

Прот. И. Толмачев

Воля Божия не только наш высочайший закон, но и наше высочайшее благо.

Он же

Кто соблюдает повеления Господни, того Господь Бог соблюдает от всякого зла.

Истинная радость исходит от Бога и подается только тому, кто самого себя нудит постоянно на то, чтобы свою волю отвергать, а волю Божию во всем исполнять.

Прп. Антоний Великий

Или делай то, что хочет Бог, или получишь, чего не хочешь.

Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу

Авва Евагрий Понтийский

«Что надобно делать, чтобы угодить Богу?» – спрошен был святой Антоний Великий и сказал в ответ: «Где бы ты ни был, всегда имей пред очами своими Отца Небесного; каким бы ты ни занялся делом, смотри, одобряется ли оно Священным Писанием».

Как хорошо было бы, если бы мы жили в мире не по своему произволу и мыслям, но всегда вопрошали бы Господа чрез Его же слово: «Скажи мне, Господи, должен ли я это делать или нет?» (см.: Втор. 12, 8, 32; Пс. 142, 8; Ис. 8, 19–20).

Человек непременно должен быть как бы предстоящим суду Божию.

Прп. Агафон Египетский

Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать.

Свт. Григорий Богослов

Пусть тело твое скитается по земле, но душа твоя должна быть у Бога.

Ходи долу, а жительствуй на небесах.

Духовный Маргарит

Почитай погибшим всякое мгновение времени, в которое ты не помышлял о Боге.

Те часы, в которые ты не думаешь о Боге и в которые никакая добрая и благочестивая мысль не обращается в твоем уме и сердце, считай для себя потерянными. Подумай же, возлюбленный христианин, сколько у тебя потеряно времени! Проси прощения у Господа за прошедшее и впредь живи благоразумно и христиански.

Посвящайте Богу начатки каждого дня и ночи в молитве, благодаря Его за прошедшее, прося Его благословения на будущее, и в продолжение дня из часов, похищаемых у нас миром и его делами, похищайте, по возможности, хотя минуты, дабы воспомянуть Бога, тайно вознося к Нему сердце и мысль благоговейную, благодарную, молитвенную. Упражняясь в сем внимательно и постоянно, вы найдете в себе то, что написано в псалме: Помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4).

Свт. Филарет Московский

Памятуй о Боге, чтобы и Он всегда памятовал о тебе.

Прп. Исаак Сирии

Бог не оставит тебя, но ты опасайся, чтобы Он не был тобою оставлен.

Во всякое время вспоминай о Боге, и Он вспомянет о тебе, когда впадешь в беды.

Прп. Исаак Сирии

Прежде нежели найдет на тебя скорбь, молись Богу, и во время горести найдешь Его, и услышит тебя.

Он же

Во время памятования о Боге умножай моление, чтобы, когда забудешь о Боге, Он не забыл тебя.

Прп. Марк Подвижиик

Памятование о Боге не только не препятствует нашим упражнениям, напротив, делает их приятнейшими. Когда мы находимся с добрым другом, то продолжаем делать и при нем то же, что делали без него, и с еще большею радостию и успехом, особливо когда он может помогать нам своими советами, одобрять нас присутствием своим, и даже вместе с ним работать, если мы имеем в том надобность.

Если будем всегда созерцать Бога умом, если будем постоянно помнить о Нем, то для нас все окажется легким, все – сносным, все мы будем переносить удобно и станем выше всего.

Свт. Иоаии Златоуст

Хождение пред Богом, или частое, постоянное по возможности памятование о Боге, не только не затруднит в исправлении дел житейских и исполнении обязанностей своего звания, но еще более облегчит их и увенчает еще большим успехом, потому что, приближаясь к Богу мыслию, человек входит в ближайшее, можно сказать, дружеское общение и обретает в Боге всесильного Помощника себе.

Когда Бог устрояет, тогда и трудное становится легким.

Свт. Иоанн Златоуст

Кто всегда ходит пред очами Господа, с тем всегда и во всем Господь.

Филарет, архиеп. Черниговский

Бога стяжи себе другом, и человеческой помощи не потребуешь.

Симеон Благоговейный, Студит

Все свои дела одушевляй памятованием о Боге, потому что без Бога не можешь сделать ничего, кроме греха.

Без Бога не только град или дом человека, но гнездо горлицы не созидается.

Свт. Филарет Московский

Напрасно будете вставать рано и сидеть за работою долго, если не поможет Господь.

Можно сделать многое при помощи Божией, только бы захотеть сделать многое.

Все возможно Богу; тебе ничего не возможно без Бога; но и тебе вся возможна верующему (Мк. 9, 23).

Свт. Филарет Московский

Ни в чем так не нужна нам помощь Божия, как в деле нашего спасения, потому что ни в чем так мы не слабы, как в делании добра.

Человек погубить сам себя может и погубляет, но спасти сам себя не может.

Зло творить и грешить мы сами можем и грешим, но добро творить без Бога не можем.

Он же

Поелику Бог есть Творец всякого блага, то ничто доброе не делается без Бога.

Свт. Филарет Московский

Без Бога не только делать, но и хотеть чего-либо доброго мы не можем.

Свт. Тихон Задонский

Начало всякой добродетели есть Бог, как и дневного света – солнце.

Прп. Марк Подвижник

Все добро находится в одном Боге, так что без Него и вне Его нет добра.

Чаще обращайся мыслию и сердцем к Богу – Источнику добродетели, и – сам будешь творить с помощию Его добрые дела, и – тогда не бойся никого и ничего в мире.

Порок, хотя бы он имел на своей стороне всю вселенную, слабее всего, а добродетель, хотя бы она оставалась одинокою, сильнее всего, потому что имеет на своей стороне Бога. Подлинно, кто может спасти того, против кого действует Бог? Кто может погубить того, кому помогает Бог?

Свт. Иоанн Златоуст

Не в силе Бог, а в правде.

Св. блгв. кн. Александр Невский

Когда даст Бог, ничего не сделает зависть; а когда не даст, не поможет никакой труд.

Свт. Григорий Богослов

Делай все по Богу, и обретешь в Нем помощника себе.

Прп. Иоанн Пророк

Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией.

Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущает силу Божию.

Прп. Исаия Отшельник

Не полагайся на свои силы, и помощь Божия всегда будет присуща тебе.

Он же

Всякая надежда, оскорбляющая надежду на Промысл Божий, – нечестие.

Весьма несчастен тот, кто не надеется на Бога и думает составить себе счастие сам собою.

Кто не живет под кровом Вышняго, для того не найдется нигде мирного и безопасного пристанища.

Как ставший на паутину падает и уносится вниз, так падает и полагающийся на свои собственные силы.

Прп. Нил Синайский

Бога боящийся все делает по Богу.

Авва Евагрий Понтийский

Как светильник, поставленный в темной ложнице, освещает ее, так и страх Божий, когда вселяется в сердце человека, просвещает его и научает всем добродетелям и заповедям Божиим.

Авва Иаков

Страх пред Богом есть начало и корень благочестия человеческого; не тот страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха, но страх как опасение не оскорбить любвеобильного Бога преступлением Его заповедей.

Михаил, митр. Новгородский

Где страх Божий, там восхождение к добродетели, а где нерадение и бесстрашие, там нисхождение к беззаконию.

Духовный Маргарит

Без страха Божия, при одном страхе человеческом, можно только казаться добрым, а не быть.

Некто говорил о себе: «Я боюсь Бога да боюсь еще такого человека, который не боится Бога».

Страсти не могут преодолеть тех, которые имеют в себе страх Божий.

Как воск тает от огня, так нечистый помысл – от страха Божия.

Прп. Фалассий Ливийский

Береги страх Божий и – не бойся падений.

Свт. Феофан Затворник

Всех больше из птиц небесных – орел, из зверей земных – лев, из сынов же человеческих – боящийся Господа.

Прп. Ефрем Сирии

Если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем.

Свт. Иоанн Златоуст

Страх Господень смиряет человека, но в то же время возносит.

Кто более всего боится Бога, тот не боится уже ничего в мире (см.: Пс. 117, 6).

Прот. П. Соколов

Кто истинно боится Бога, тот никого не боится, хотя бы шел посреди сени смертной.

Боящийся Бога сильнее, нежели демоны.

Кто не боится Бога, тот всего должен бояться.

Да будет присущ нам страх Божий, и тогда ничто не опечалит нас, будет ли то бедность, или болезнь, или плен, или рабство, или что-нибудь другое прискорбное.

Бойся Бога не как мучителя, но бойся Его по любви.

Свт. Афанасий Великий

Бог есть человеколюбец, как все Его называем, должно и человеку быть боголюбцем.

Как нам не любить Господа? Им живем, Им дышим, Им движемся мы. Не удивительно ли, не противно ли даже простому смыслу обращение нашего сердца к тому, что вне Бога, что может нас погубить?

Благочестивый Макарий, ученик святого Антония, идя однажды с братиею, увидел мальчика, который говорил своей матери: «Один богач любит меня, а я не знаю, почему ненавижу его; но бедняк ненавидит меня, а я люблю его». Выслушав это, Макарий изумился и задумался. «Что сделалось с тобою?» – спросили у него братия. «Слова, слышанные мною, – отвечал святой старец, – значат следующее: Господь Бог богат в милости и ежедневно являет нам доказательства отеческой любви Своей, а мы, безумные, не умеем ценить даров Его; но дух пагубы, бедный и злобный, ненавидит и, как волк рыкающий, ищет поглотить нас, а мы, ослепленные, любим его и не стыдимся ему раболепствовать!».

Если бы увидели, что поток, быстрый в течении своем, остановлен одним лоскутком бумаги, то не могли бы удержаться от изумления. Подобное зрелище представляем и мы, когда безделка отводит наше внимание от Бога, увлекает ум и воображение к ничтожным предметам и препятствует сближаться с Богом в общении любви.

Любви к Богу нельзя соединить с пристрастием к земле и к земным предметам.

Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога.

Прп. Максим Исповедник

Как две души не могут одушевлять одного тела, так и две любви – любовь к Богу и любовь к миру – не могут одушевлять одной души.

Два рода любви производят два рода гражданства в целом мире. Любовь к Богу делает нас гражданами Иерусалима (горнего Небесного Града), любовь к миру – гражданами Вавилона (греховного града). Пусть же спросит каждый сам себя: что он любит? – и узнает, чей он гражданин.

Блж. Августин

Все вещи в природе движутся по своему наклону: легкие поднимаются на высоту, тяжелые влекутся к земле. В тварях разумных любовь служит этим наклоном, и они стремятся туда, куда влечет их страсть, преобладающая в их сердце. Так, если в нас господствует любовь к тленным благам, жажда плотских удовольствий, желание почестей и славы, тогда мы принадлежим исключительно земле, и возвыситься до небесных вещей будет нам так же трудно, как камню нестись кверху; но, если чрез умерщвление плоти мы подавим в сердце все земные желания, – тогда дух наш, богоподобный дух, не задерживаемый никакими препятствиями, быстрее воспарит к Богу, чем камень ниспадет с высоты к своему центру.

Блаженный Августин, раскрывая смысл изречения Псалмопевца: Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2), говорит, что елень обыкновенно умерщвляет змей, встречающихся ему на пути, когда он ищет воды, и что от того самого он ощущает в себе еще сильнейшую жажду и с еще большею скоростию бежит к источнику. «Хотите ли знать, – продолжает блаженный учитель Церкви, – почему в вас нет столь сильной жажды совершенства и столь же неудержимого стремления к Богу? Потому что вы не подавляете своих змей: ваши змеи чувственные, плотские похоти: умертвите же этих змей неправды – и тогда вы с сугубым усердием потечете к Источнику жизни и истины».

Огонь, разложенный на земле, не стремится к ней, но всегда простирается вверх: так и любовь твоя не должна покоиться в тебе, но всегда возвышаться к Богу.

Мы должны иметь три сердца: 1) для Бога: сердце чистое; 2) для ближних: сердце милостивое; 3) для себя: сердце злобное.

Иером. Адриан Югский

Мы столько обязаны любить Бога больше себя, сколько Он более нас.

Мера любви к Богу есть любовь без меры.

Для Бога ничего нет вожделеннее любви. Ничто так не угодно Богу, как сердце человека, пламенеющее любовию к Нему. Без любви же все действия человека, как бы они ни казались добрыми по внешности и даже великими, – ничто не значат в очах Божиих и противны Богу.

Дождь бывает полезен для почвы не тогда, когда еще не совсем освободилась от снега и льда, а тогда, когда согрелась солнечными лучами: подобно сему и благость Божия находит достаточную применимость только в сердцах, согретых любовию к Богу.

Любовь к Богу все обращает в средства к нашему спасению и блаженству; без нее все средства не достигают сей цели. Не будет светить светильник без елея: и молитва не озарит духа без любви. Не взыдет без огня курение кадила: и молитва без любви не взыдет к Богу.

Свт. Филарет Московский

Ничто не может заменить недостатка любви; но любовь заменяет собою недостаток всего.

Люби, и ты будешь поступать справедливо во всяком случае, сам того не замечая. Это духовное начало научит тебя, как поступать во всех стечениях обстоятельств.

Свт. Иннокентий Херсонский

Не говори мне, что ты любишь Бога, – это одни слова: покажи свою любовь самым делом.

Свт. Иоанн Златоуст

Где есть истинная любовь к Богу, там едва могут открывать уста, не благодаря и не прославляя Бога.

Прот. И. Толмачев

Самый верный признак того, что в нас нет еще и зачатков любви к Богу, есть – тяготиться служением Богу, нехотя исполнять, а тем более совсем не исполнять своих обязанностей в отношении к Нему. Блаженный Августин справедливо замечает: «Труды для любящих нетягостны: они их увеселяют, как звероловов, птицеловов, рыбарей. Любя что-нибудь, мы или не чувствуем труда, или и самый труд любим».

Некто сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбию: и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь».

Где возьмется усилие к совершению подвигов благочестия у того, кто не имеет пламенной любви к Богу?

Только люби – и тогда возможешь сделать все, что захочешь.

Блж. Августин

Люби все в Боге и во всем люби Бога.

Тот не любит Бога, кто любит то, что Бог запрещает любить.

Величайшее оскорбление для Бога, если ты поставишь мир соперником Ему.

Всякая душа, любящая что-либо другое паче Бога, любодейца есть.

Всемогущий Творец наш, поелику не имеет никого Себе равного, то и любовию нашею ни с кем не хочет делиться, требует от нас всего сердца; и хотя повелевает нам питать любовь к ближним, но не хочет, чтобы любовь эта служила для нас хотя малейшим препятствием любить Его всею душою.

Феофан (Прокопович), архиеп. Новгородский

Ближнего не обижай и не обожай, а себя не боготвори: Бога же люби всею крепостию души и духа, то есть всем сердцем и всем умом.

Любить себя должно только для Бога, и частию для ближних: любить ближних должно для Бога, а любить Бога должно для Него Самого и больше всего.

Свт. Филарет Московский

Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним должно приносить в жертву любви к Богу.

Он же

Если желаешь спасен быть верою, возлюби Того, в Кого веруешь.

Он же

Гори огнем любви Божественной, чтобы не гореть тем, которым будут гореть демоны.

Возлюби Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением твоим (см.: Мф. 22, 37), если хочешь избежать вечного мучения по смерти, если желаешь вкусить вечных радостей, вечного блаженства, еще живя на земле, которые, поверь, так велики, так удовлетворяют требованиям нашего сердца, что уже ничто в мире не прельстит тебя.

Нет в мире ничего такого, что могло бы отлучить от любви Божией сердце, в которое она вселилась.

Прп. Исаия Отшельник

«Как предохранить себя от искушений?» – спросил некто авву Пимена. Святой старец ответил: «В котел, беспрестанно кипящий, не влетит никакая муха; и душу, воспламененную любовию к Богу, ничто соблазнить не может».

Если ты искренно возлюбишь Бога и будешь твердо стоять в сей любви, то никакая страсть не возобладает над тобою.

Прп. Симеон Новый Богослов

Мир и все, что в мире, ничего не значит для того, для кого Бог есть все.

Любовь к Богу – неисчерпаемое сокровище: кто обладает им, тот богат; кто лишен его, тот беден.

Свт. Василий Великий

Вне Бога, что бы мы ни любили, нам всегда недостает чего-то, наше сердце всегда ищет чего-то и, по прекрасной мысли блаженного Августина, «до тех пор находится в беспокойстве, пока не достигнет любви Божией».

Прот. И. Толмачев

Если тебе бывает скучно, то оттого, что Бога еще не любишь. Если невеста любит жениха своего, то ей с любимым ни нищета, ни беды, ни темница не тяжки; только тяжело ей разлучение с ним: тогда ни богатство, ни радости не утешают ее. Если любовь человеческая это делает, то чего не сделает любовь Божия? Возлюбите Господа и вселите Его в сердца ваши – и тогда не будет скучно, но будете чувствовать всегда несказанную радость и сладость, всегда будете жить в утешении духа. Сказано: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9).

Схимон. Зосима

С любовию к Богу для человека везде рай; без нее – везде ад.