Вы здесь

Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. 11. Молитва ( Сборник, 2013)

11. Молитва

Молитва есть обязанность христиан, и обязанность первая, которую они должны исполнять.

Прот. И. Толмачев

Есть время всяцей вещи под небесем (Еккл. 3, 1); как не быть времени для молитвы, которая есть первая вещь под небесем?

Свт. Филарет Московский

Если есть время для забав, то можно ли жаловаться на недостаток времени для молитвы?

Не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться.

Свт. Иииокеитий Московский

Как ни обширны твои ежедневные занятия, как ни тяжек труд твой, которым ты снискиваешь себе пропитание, без сомнения, ты в состоянии уделить хотя сколько-нибудь от первых часов дня и ночи на молитвенную беседу с Богом и в продолжение дня находить хотя минуты, чтобы обращаться мыслию к Богу, – если же возможно, то и во время самых занятий и трудов не оставлять молитвы. «Дело в руках, – говорит один подвижник, – а молитва в устах».

Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое.

Свт. Филарет Московский

Молитва есть первый дар Божий, через который все дары стяжаваются.

Чтобы нищему принять милостыню, надобно ему протянуть руку; чтобы младенцу принять пищу, надобно ему отверсть уста; подобно сему надобно человеку простираться к Богу, чтобы достигнуть благодати Его, надобно иметь отверстую душу, чтобы приять дары Его. Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией, отверстые уста для вкушения пищи небесной.

Свт. Филарет Московский

Молитва, как золотой ключ, отверзает нам все сокровища милосердия и щедрот Божиих.

Димитрий, архиеп. Херсонский

Молитва восходит, а благословение Божие нисходит.

Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу, так молитвою душа отверзает себя везде-присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь и силу духовную.

Свт. Филарет Московский

Необходимость, пользу и сладость молитвы вполне знают, видят и чувствуют небесные духи и потому день и нощь (Откр. 4, 8) не перестают возвышаться к Богу и соединяться с Ним в молитве. «Утомиться молиться для небожителей, – говорит святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, – значило бы то же, что нам утомиться дышать».

Молитва есть то же для души, что пища для тела: посему и недостаток молитвенного расположения то же обличает в душе, что в теле недостаток так называемого аппетита, – бессилие, болезнь.

Если мы не испытываем в молитве сладости единения с Господом, не укрепляемся внутренно, то не обличается ли этим в душе нашей то же состояние, какое бывает в теле, когда самые питательные снеди нам не нравятся, кажутся безвкусными?

Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает.

Свт. Иоанн Златоуст

Опасно, достойно сожаления состояние христианина, который не может молиться. В счастии он надменен и горд; в несчастий малодушен и уныл; в заблуждении не имеет наставника; в слабости – подпоры; в искушении – друга.

В молитве другого имеют нужду и святые; но кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники (см.: Иак. 5, 16; Рим. 15, 30).

Великую силу имеют молитвы святых, но только – когда и сами мы часто и усердно молимся.

Вера, надежда и любовь суть корни молитвы. Если корни эти в силе, то молитва сама собою возбуждается внутри и раскрывается вовне: потому что как свежие корни, питаемые теплотою и влагою, сами естественно дают росток, так и душа, увлажняемая этими добродетелями, необходимо молится.

Не любить молиться – значит не любить Самого Бога.

Как рыба живет в воде и водою, так и душа, любящая Бога, живет в молитве и молитвою. Это происходит от того, что душа, любящая Бога, беспрестанно стремится, жаждет беседовать с возлюбленным ей Создателем. Стремление это бывает иногда столь велико, что люди, горящие любовию к Богу, молятся Богу и во сне, и притом так сильно, что иногда слезы умиления прерывают их сон. О сем-то и говорится в Песни песней: Аз сплю, а сердце мое бдит (5, 2), то есть «я сплю, а сердце мое бодрствует, любит Бога, ищет Бога, молится Богу, услаждается Богом. Я сплю, а сердце мое не спит, горит, светится, пребывает на небе».

Иаков, архиеп. Нижегородский

Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом.

Если не имеешь духа молитвы, старайся более и более познавать, с одной стороны – твою бедность, а с другой – богатство даров благодати Божественной. Тогда благоговейная молитва сама собою прольется из твоего сердца.

Прот. П. Соколов

Чтобы свыкнуться с молитвою, не ждите расположения к ней, но принуждайте себя, потому что Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). Многие, в чаянии внутреннего влечения, мало-помалу совершенно отстали от молитвы.

Прот. А. Некрасов

Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы.

Понуждай себя к обильной молитве: молитва – свет для души.

Прп. Исаия Отшельник

Как из облака молния, так из молитвы свет истины и разумения.

Свт. Филарет Московский

Ничто так не способствует к преспеянию в добродетели, как частое собеседование с Богом.

Свт. Иоанн Златоуст

Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться.

Блж. Августин

Молитва добрых соблюдает в добре, а злых, по благости Божией, делает добрыми.

Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником.

Молитва, как некое тенистое облако, то защищает от жгучих помыслов, то орошает и освежает потоками слез тех, которые подвизаются в ней.

Блж. Августин

Чтобы натянуть от сухости ослабевшие канаты для поддержания мачт, их увлаживают водой; увлажь и ты ослабевшую от зноя страстей сухую твою душу молитвою со слезой: и ум твой укрепится для хранения тебя от мысленных и страстных ветров.

Иером. Адриан Югский

Прекрасная баня для души – слезы во время молитвы; но после молитвы помни, о чем ты плакал.

Прп. Нил Синайский

Будь всегда расположен так, как ты бываешь расположен во время искренней молитвы.

Когда пройдет час, другой и третий после молитвы, и ты увидишь, что возбуждаемый в тебе жар готов мало-помалу охладеть, беги тотчас опять на молитву и согрей охладевшую свою душу.

Свт. Иоанн Златоуст

Молитва не есть только средство к добродетели, но и сама есть добродетель.

Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя.

Прп. Нестерой Великий

Для чего при молитве потупляют взор? Для того, что предстают пред Святейшее Лице Всевышнего существа.

Тщетны и бесполезны молитва, моление и прошение, когда они совершаются не со страхом и трепетом, не с трезвением и бодренностию. Если, приступая к царю – человеку, – всякий излагает свое прошение со страхом и трепетом и со всем вниманием, не тем ли паче Богу, Владыке всех и Христу, Царю царствующих и Господу господствующих, подобным образом должно предстоять и таким же образом творить пред Ним свои молитвы и моления.

Авва Евагрий Понтийский

Внимай себе, что творишь и с Кем беседуешь, да не в грех будет молитва твоя.

Самая красноречивая молитва есть та, в которой просто, от сердца излагается нужда пред любвеобильным Богом.

Прот. П. Соколов

Молящийся только устами воздуху молится, а не Богу: Бог обращает внимание на ум, а не на слова, как люди.

Сщмч. Петр Дамаскин

Молитва, совершаемая с небрежением и леностию, – празднословие.

Прп. Антоний Великий

Молитвы наши большею частию бывают не услышаны или, как говорят, не доходят до Бога, потому что они не доходят и до нас самих – не исходят из нашей души, из нашего сердца.

Свящ. А. Щукин

Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?

Свт. Иоанн Златоуст

Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?

Свт. Филарет Московский

Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия. Напротив того, внимательную молитву можно уподобить благотворному дождю, орошающему засеянное поле, дающему питание произрастениям и приготовляющему богатую жатву.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Развлечение и холодность во время молитвы, на которые все жалуются, почти всегда происходят от того, что мы начинаем наши молитвы без предварительного приготовления к ним. Земледелец бросает семена в поле на землю не прежде, как приготовив ее надлежащим образом. Намереваясь предстать пред важное лицо, у которого желаем испросить себе какую-либо милость, мы наперед обдумаем, что перед ним говорить будем. Тем более не должны мы являться пред Богом с молитвою без надлежащего приготовления. Прежде даже не помолишися, у готовы себе, и не буди яко человек искушая Господа (Сир. 18, 23).

Надобно очистить сперва самих себя, а потом уже беседовать с Чистым.

Свт. Григорий Богослов

Только чистая душа изливает искренние молитвы к Богу.

Прп. Исаия Отшельник

Какими мы хотим быть во время молитвы, такими должны быть прежде времени молитвы. Дух наш во время своей молитвы необходимо получает настроение от предшествующего состояния и, молясь, возносится к небесному или погружается в земное теми же помыслами, какими занимался пред молитвою.

Авва Исаак

Как дым от тлеющей соломы беспокоит глаза, так и памятозлобие (и вообще все греховные страсти) – беспокоит ум во время молитвы.

Прп. Нил Синайский

То, чем бывает занята душа наша до молитвы, по необходимости приходит на память и во время продолжения ее. Посему, прежде начатия молитвы, мы должны поставлять себя в таком состоянии, в каком желаем находиться в продолжение ее.

Авва Исаак

Молись о самой молитве твоей, да будет тем, чем быть должна.

Истинная молитва состоит не в движении уст, не в преклонении колен и воздеянии рук; она должна быть излиянием и как бы тонким воскурением души пред Творцом; в этом смысле молитва внутренняя, не выражаемая словами, есть наилучшая, и этого совершенства в молитве мы должны достигать. Но кто же может молиться таким образом с первого раза, как только захочет; кто может вдруг перейти от рассеяния к самособранности, перенестись от земли на небо без предуготовления, без перехода? Потому-то молитва словесная и все, что соединяется с нею, – место и время, повторение одного и того же, разные внешние знаки, самое положение тела и прочее, – все это и составляет предуготовление, переход и, так сказать, священную гимнастику молитвы внутренней.

О. Николь

Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхождение ко Господу.

Прп. Иоанн Лесшвичник

Во время молитвы, когда тело твое преклоняется к земле, душа твоя да восходит горе – к Богу.

Духовный Маргарит

Не оставляй молитвы, пока не увидишь, что огнь ее и вода слез промыслительно отошли от тебя. Может быть, во всю жизнь свою не получишь такого времени для прощения грехов.

Прп. Иоанн Лесшвичник

Кто хочет услышан быть от Бога в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях Его.

Иером. Адриан Югский

Приими Законодателя Бога, и Он приимет тебя молящегося.

Прп. Нил Синайский

Послушание бывает за послушание. Если кто слушает Бога, и Бог того послушает.

Прп. Миос Киликийский

Быть не может, чтобы когда человек слушает Бога, Бог не услышал человека; потому что Он недалеко от человека. Но наши, противные Ему желания (а тем более действия), препятствуют Ему слышать нас.

Бог не внимает молитве только такого человека, который оказывает сам невнимание, неуважение к Нему своим преслушанием повелений Божиих.

Когда хотим милости от Бога, мы должны прежде показать себя достойными этой милости.

Свт. Иоанн Златоуст

Не повинуясь заповедям Божиим, ты то делаешь, что если и святые будут молиться за тебя, то не будут услышаны.

Прп. Нил Синайский

Некто сказал авве Антонию: «Помолись обо мне». – Но старец ответил ему: «Ни я, ни Бог не помилует тебя, если сам себя не помилуешь и не благоугодишь Богу».

Вера есть ключ к исполнению молитвы. Где ее нет, там и молитва безуспешна. Итак, если твои молитвы остаются иногда тщетными, смотри прежде всего, имеешь ли ты веру?

Прот. П. Соколов

Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу.

Свт. Филарет Московский

Чудеса молитвы – с верою совершаемой – многоразличны и велики. Молитва остановила потоп, дала детей бездетным, опустошила станы воинские, разделила море, рассекла Иордан, остановила течение солнца и луны, извлекла из рва вверженного в ров, исторгла из огня брошенных в раскаленную печь, спасла из бездн морских поглощенного морем.

Прп. Иаков Низибийский

Не возносись, когда ты помолился за других и был услышан: потому что это вера их подействовала и совершила.

Прп. Иоанн Лествичник

Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Богом.

Прп. Исаак Сирин

Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню.

Молитва без любви не бывает услышана.

Свт. Филарет Московский

За дверьми остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны Им) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Прп. Ефрем Сирии

Тщетны молитвы человека, желающего мщения.

Прп. Исаия Отшельник

Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее, – прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его.

Прп. Зенон Скитский

Чтобы молитвы наши не остались бесплодны, то есть чтобы они были услышаны Богом и исполнены Им, для этого нужно, благоугождая Богу добродетельною, послушною заповедям Божиим жизнию, – не только творить потом молитвы свои с должным вниманием и благоговением, не только знать и уметь как молиться, но – и о чем молиться, то есть самым предметом молитв наших избирать угодное Богу.

Если вы просите у Бога вещей, угодных Его воле, то Он дарует вам угодное и вашей воле.

Не проси у Бога суетного и маловажного, а тем более того, что может быть пагубно для нашей души, например, богатства, славы и прочего. Такая молитва не только бесплодна для нас, но даже и в грех может нам служить как оскорбляющая Бога.

Просите, и не приемлете — говорит святой Апостол, – зане зле просите (Иак. 4, 3), – потому, что просите злаго себе, пагубного для себя. И благо нам, если Господь не исполняет таких молитв наших. По благости Своей, по любви Своей к нам Он как бы не слышит их.

Отец Небесный столько щедр тогда, когда подает хлеб, столько же благ и тогда, когда не дает горящего угля несмысленному детищу.

Свт. Филарет Московский

Бог часто дает то в гневе, в чем отказывает в милости.

Когда чего зле просим у Бога (ср.: Иак. 4, 3), то Он являет гнев Свой, если прошение наше исполняет, и являет милосердие, когда не исполняет.

Блж. Августин

В молитве всего лучше и безопаснее нам предавать себя Богу, то есть просить у Него того, что Ему Самому угодно даровать нам по состоянию нашего тела, нашей души, нашего духа.

Не молись, да будет с тобою, что тебе кажется хорошим, но – да будет с тобою, что Богу угодно, потому что Он лучше тебя знает, что тебе полезно.

Авва Леонтий

Просить у Бога не того, чего мы желаем, а того, чего Он желает, есть вернейшее средство получить именно то, что всего нужнее.

Бог всегда нас слышит в молитвах, и если иногда не по нашему желанию делает, однако всегда в нашу пользу.

Если Бог не дает тебе того, чего ты желаешь и просишь, то, будь уверен, Он готовит и непременно даст что-нибудь лучшее, полезнейшее для тебя.

Прот. Р. Путятин

Всеблагий Отец Небесный, если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, нежели ты познать и вообразить можешь.

Свт. Филарет Московский

И после неоднократных прошений Бог иногда не подает просимого; но Он подает тогда то, что гораздо важнее просимого. Святой Павел просил Бога, чтобы Он освободил его от искушений, – искушения от него не отступают: но как он молился, то Бог даровал ему благодать, при помощи которой он славно подвизается (см.: 2 Кор. 12, 7–9). Итак, не был ли услышан Павел?

Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога.

Прп. Исаак Сирии

Иногда Бог не исполняет наших прошений или медлит их исполнением не потому, что не любит нас, но для того, чтобы мы постоянно прибегали к Нему. Так поступают и чадолюбивые отцы: видя, что кто-нибудь из детей нерадив, они не вдруг исполняют его прошения не потому, что его ненавидят, но для того, чтобы, получив, не впал опять в нерадение.

Прп. Иосиф Волоцкий

Молитва, как беседа с Богом, сама собою высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтобы он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: «Ничего не приобрел», – потому что самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

Прп. Иоанн Лествичник

Когда молимся и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, чтобы научить нас долготерпению; а посему и не надобно унывать, говоря: «Мы молились и не были услышаны». Бог знает, что человеку полезно.

Прп. Варсапуфий Великий

Каждая молитва, по мере своей неотступности, делается тверже, очищеннее, бескорыстнее, совершеннее. Как серебро, чем более бывает в огне, тем лучше очищается и блещет, так и молитва, по мере терпеливого в ней пребывания, высшее получает достоинство, потому что тогда особенно открывается нам случай показать веру, преданность, смирение, усердие.

Иные молятся – и, не получая просимого, охладевают к молитве; а может быть, Господь близок был уже к тому, чтобы исполнить по их прошению; может быть, оставили они молитвенный труд, когда недалеко уже была от них милость Божия.

Чем больше мы просим Бога, тем Он щедрее бывает; чем дольше Он не дает, тем больше даст: в то время, когда Он не дает нам просимого, Он как бы придумывает, чем бы получше наградить нас.

Прот. Р. Путятин