Вы здесь

Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. 10. Спасение души и добродетель ( Сборник, 2013)

10. Спасение души и добродетель

Спасение души христианин должен считать своею главнейшею, даже единственною для себя целию, а все прочее – средствами к этой цели.

Все дела мира сего, как бы они ни казались нам важными и великими, суть как бы поделья. Самое первое и важнейшее из всех дел должно быть дело нашего спасения.

Прот. А. Некрасов

Вечное спасение так нужно, что без него все ничто.

Все вещи в мире, все блага, дары счастия земного, даже все науки, искусства, художества должны быть ценимы только в той мере, в какой они содействуют к преспеянию в добродетели (см.: 1 Цар. 2, 10; Иер. 9, 24).

Петр, еп. Томский

Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.

Сократ

Истинно полезное есть то, что может служить к достижению вечной жизни, а не удобств и радостей земных.

Свт. Амвросий Медиоланский

Не требуется осуждать науку или познание о вещах: знание само по себе добро и от Бога установлено; но всегда предпочитать ему должно добрую совесть и жизнь добродетельную.

Фома Кемпийский

Весьма безумен, кто наиболее печется о том, что не служит к его спасению.

Он же

Если по плоти поживешь, то душу и плоть погубишь, а если по-Божиему, то обеих спасешь.

Прп. Серафим Саровский

Даже и для времени мы бываем только врагами себе, врагами своему покою, врагами своей жизни, когда теряем из виду спасение души своей.

Филарет, архиеп. Черниговский

Грех манит приятностию, а путь добродетели усеян тернием, но кто восчувствует плод того и другой, найдет сладость в горечи добродетели и горечь в сладости греха.

Духовный Маргарит

Принудьте злого делать добро: отвечаю, что он скоро полюбит его. Заставьте ленивого работать: он скоро удивится своей прежней ненависти к трудам. Сократ называл добродетель знанием: всякий порок можно назвать невежеством, ибо он есть слепота ума, ибо в нем гораздо более страдания, нежели приятности.

Н. М. Карамзин

Безобразие порока и ничтожество свое тогда только мы почувствуем, когда будем пленяться красотою добродетели и бесконечными совершенствами Творца Всемогущего.

Добродетель – величественна в порфире, любезна в рубищах, преславна под шлемом и щитом, знаменита и на ниве при рале, достохвальна в храме у священного алтаря, благословенна и в доме, во граде и веси. С которой стороны ни воззрим на лице ее, везде она чиста, прекрасна, божественна.

Сластолюбие минутно; добродетель бессмертна.

Периандр из Коринфа

Добродетель подвергается гонениям; но гонения эти оканчиваются славою.

Иннокентий, архиеп. Херсонский

Истинная добродетель на огне не горит и в воде не тонет, тем более на земле не пропадает. Что, например, сделали святителям Златоусту, Афанасию Великому и другим подвижникам веры и благочестия чрез изгнание их? – Лишь только прославили их.

Прот. А. Некрасов

Пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь: истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет.

Свт. Филарет Московский

Если желаешь спасения, делай все то, что ведет к нему.

Прп. Исидор Пелусиот

Как в лествице первая ступень есть восхождение от земли, так и в жизни Божественной начало преуспеяния есть удаление от зла.

Свт. Василий Великий

Неделание зла есть только «первая ступень» в добродетельной жизни – не более как только еще восхождение от порочной жизни к добродетели. Чтобы содеять спасение своей души, недостаточно ограничить себя одним лишь уклонением от зла, но надобно и делать добро. Уклонися от зла — говорит Псалмопевец, – и сотвори благо (Пс. 33, 15).

Как зло делать, так и добро не делать грех есть.

Свт. Тихон Задонский

Не только делание зла, но и опущение доброго дела подвергнется строгому истязанию и осуждению.

Прот. П. Соколов

Равно худы: и готовность на худшее, и медленность к лучшему.

Свт. Григорий Богослов

Не предаваясь пороку и не работая с усердием Господу, мы, как пылинки в воздухе, вращаемся между небом и землею: нет у нас ни полета к горнему, ни точки стояния на земле.

Неприятно смотреть на деревья с их обнаженными сучьями и ветвями, неприятно видеть замерзшее поле, на коем не зеленеет ни одна травка; но еще печальнее вид холодного к добру сердца, без соков и силы к добру, без цвета духовной жизни, без плода правды.

Мало не делать зло: надо делать добро, надо даже искать случая его делать. Кто ищет этого случая, тот всегда найдет его.

Не довольствуйся мыслию, чувствованием, словом, где нужно и возможно дело. Хорошо, если у тебя не каменное сердце, но нехорошо, если у тебя сухая и скорченная рука, не простирающаяся и не отверзающаяся для нищего.

Свт. Филарет Московский

Нельзя придти ко спасению, если не вступишь самым делом на истинный путь спасения.

Он же

Как одно желание пищи не утоляет еще голода, и одно желание питья не уничтожает жажды, и одно желание к торговле не обогащает, так и одно желание спасения не спасает нас.

Прот. А. Некрасов

Желание без деятельности, как дерево бесплодное, годно только к посечению.

Он же

У некоторых недостает только силы делать добро, а не доброго намерения.

Свт. Филарет Московский

Доброе намерение тогда спасительно, когда неуклонно и неленостно приводится в исполнение. Есть люди, которых путь усеян добрыми намерениями, но добрые намерения остались неисполненными, и путь их склонился к аду.

Он же

Доброе намерение есть доброе основание доброго дела. Но когда положено хорошее основание, тогда еще не все построено. За добрым намерением должна следовать забота о верном исполнении его.

Он же

Живи так, чтобы душа твоя была подвижна на добро, как огнь.

Как нельзя не трудясь купить себе за деньги грамотности или какого искусства, так невозможно стяжать навыка в добродетелях без рачительности и усердия.

Прп. Ефрем Сирии

Как дитя учится говорить, так совершеннолетний научается быть добродетельным: оба посредством веры и упражнения.

Кто поучается урокам добродетели и не исполняет их, тот подобен человеку, который пашет, но забывает сеять.

Если хочешь именоваться рабом Господним, то вступи и в подвиг раба.

Того нельзя считать рабом Божиим, кто повинуется своим пожеланиям. Ибо кто кем правит, тот тому и господин.

Прп. Исаия Отшельник

Многие из христиан, обещая себе все (от щедрот Божиих), ничего не требуют от себя.

Бог хотя и милосердует о нас, однако ж Он взывает к нам и говорит: «Дай и ты нечто».

Свт. Иоанн Златоуст

Дело спасения ты не совершишь без Христа, и Христос не совершит без тебя.

Свт. Филарет Московский

Равно для тебя худо – и отложить благую надежду, и возыметь слишком смелую мысль, что нетрудно быть совершенным.

Свт. Григорий Богослов

Без строжайшей бдительности над собою человеку невозможно преуспеть ни в какой добродетели.

Прп. Агафон Египетский

Не выделывают вино или воск иначе, как через давление; так точно и добрые дела нельзя совершать иначе, как усиленными трудами и подвигами.

Свт. Димитрий Ростовский

Не делать добра потому только, что оттого может произойти нечто неблагоприятное, значит отказываться всегда делать добро.

Свт. Иннокентий Херсонский

Добродетель всегда окружена бедствиями, как роза колючими шипами.

Свт. Григорий Богослов

Легкость совершения греха и трудность доброделания не должны заставлять нас отказываться от последнего и соглашаться на первый.

Лучше трудное избирать, если оно полезно, и легкое оставлять, если оно вредно.

Взойти на высоту труднее, нежели упасть в бездну. Итак, лучше ли упасть в бездну?

Насмехающиеся над подвигами благочестия подобны людям, плывущим по течению реки, которые, сами будучи уносимы без всяких с их стороны усилий одним течением воды, смеются над теми, кои, желая подняться вверх реки, хватаются за растения, стоящие на берегу ее.

О. Николь

Не сделаешь себе насилия – не восхитишь Царствия Небесного.

Не надейся даром достать себе неба, не живя достойно неба.

Свт. Димитрий Ростовский

Победа не бывает без подвига, а венец и торжество – без победы.

Свт. Тихон Задонский

Кто бегает от терпения, тот бегает от спасения.

Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло.

Свт. Иоанн Златоуст

Трудно спасение, но нельзя сказать, что оно невозможно.

Не думайте, что заповедей невозможно исполнить; и ныне многие исполняют их.

Я видел многих, которые были мало способны к наукам, но не видел ни одного, который бы не был способен к добродетели.

Конфуций

Бог не предлагает ничего невозможного, но только совершенное.

Блж. Иероним Стридонский

Трудно, говорят, благочестие. Какое же из благ достается легко? Никто, не пробежав поприща, не берет награды. Труды рождают славу. Если рассмотреть строго, то и диавольские дела делателям беззакония обходятся не без труда. Воздержание отнимет ли столько у тела, сколько портит адская и бешеная невоздержность? Бессонны ночи у тех, кто проводит их в молитвах; но страсть к удовольствиям совершенно гонит всякое успокоение.

Свт. Василий Великий

Чего мы не делаем для удовлетворения суетным желаниям и страстям законопреступным? Богатству жертвуем спокойствием, чести богатством и опять спокойствию – честию.

Свт. Филарет Московский

Сколько трудов переносит человек для выполнения грешных желаний своих? Каким тревогам, каким мукам подвергаются искатели честей и славы! Каким изнурительным трудам подвергает себя, кто хочет богатеть более и более! Ах! Если бы для угождения Господу подвергались таким же трудам, каким подвергают себя в угоду страстям, то какой высоты совершенства духовного достигли бы!

Филарет, архиеп. Черниговский

Увы! Мы бываем деятельнее и сильнее для нашей погибели, нежели сколько нужно бы для нашего спасения.

Свт. Филарет Московский

Среди самых разнообразных занятий находится у нас время для удовлетворения каких-нибудь случайных прихотей, для упражнения в том или другом искусстве, для изучения той или другой науки, для праздного чтения какой-нибудь легкомысленной книги. Нет только ни сил, ни времени для попечения о душе.

И земные блага не без трудов достаются: почему же уклоняемся от благ небесных по причине трудов?

Прп. Нил Синайский

Припомни, сколько трудов должно употребить для приготовления и одного куска хлеба: не тяготись же трудами ради спасения вечного – дела важнейшего и необходимейшего.

В добродетели начало трудно, но продолжение приятно.

Свт. Иоанн Златоуст

Дело Божие сперва делается по принуждению: Царствие Божие нудится (ср.: Мф. 11, 12), а потом будешь совершать это дело по охоте.

Болезненно ноет сердце, от сладости греха отрекающееся, к сладости спасения только еще стремящееся.

Кирилл, еп. Мелитопольский

На пути добродетели чем более подвинешься вперед, тем легче будет казаться путь твой.

Свт. Иоанн Златоуст

Когда бы вначале мы себя принуждали хотя немного, потом все могли бы делать легко и с радостью.

Фома Кемпийский

Представьте случай, когда огромная река принимает другое направление течения, по мысли людей. Вначале это требует громадных, почти невозможных усилий, пока не выкопано новое дно, пока течение воды не введено в новое русло. Но если река приняла однажды новое течение, то есть если вся сила воды устремилась по новому дну, между новыми берегами, – быстрота течения начинает увеличиваться больше и больше, по мере пройденного пути. То же самое бывает и с твердостию в добре. Вначале она требовала от святых сильной борьбы против чувственной природы, против себя – многих слез и молитв, пока их мысли и желания, все сердце их не отрешилось от земного и не утвердилось в Господе, пока вся жизнь их не оставила прежнего течения и не приняла нового. Но когда любовь к своему Господу Иисусу Христу глубоко укоренилась в их сердце, когда она приобрела силу и жизнь и окрепла в борьбе против греха, тогда им стало легко – постоянно мыслить о Нем и как бы жить пред очами Его; поток мысли их шел обыкновенно в своем русле.

Хотя многого труда стоит утвердиться в добродетели, но зато она много и вознаграждает, много радует совесть и столько производит внутреннего удовольствия, что никаким словом выразить нельзя.

Человек, сохраняя в себе, хотя в несовершенстве, образ Всеблагаго Бога, по которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное.

Свт. Филарет Московский

«Один взгляд на доброго, – говорит Карамзин — есть счастие для того, в ком не загрубело чувство добра», тем более, следовательно, должен быть счастлив сам делатель добра.

Успевавший в добрых делах, а потом опять обратившийся к скверным обычаям не только теряет награду за прежние труды, но и подвергается тягчайшему наказанию как испытавший сладость доброделания.

Духовный Маргарит

Велик подвиг добродетели, а награда еще более, еще выше подвига.

Как много делают ради земной награды! Не должно ли тем более еще трудиться для награды небесной?

Прот. И. Толмачев

Если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем душу от всякого зла.

Свт. Иоанн Златоуст

Настоящие скорби сравнивай с будущими благами, и нерадение никогда не расслабит твоего подвига.

Прп. Марк Подвижник

Нет никакого трудного дела, которое не сделалось бы легким при надежде на воздаяние от Бога.

Свт. Иоанн Златоуст

Самый легкий путь к добродетели – смотреть не на труды только, но вместе с трудами помышлять и о наградах.

Он же

Хочешь ли без труда творить добродетель? Рассуждай о труде, что он временный, а о награде, что она вечная.

Прп. Нил Синайский

Трудно, говорят, спастись: но и стыдно, и неизвинительно, если не спасешься, при всех данных к тому пособиях.

Свт. Иоанн Златоуст

Бог облегчил для нас подвиг добродетели не одною только надеждою на будущие блага, но и другим способом, то есть всегдашним Своим содействием и помощию.

Он же

Дающий повеление дает вместе и силу исполнять его, только что не принуждает.

Свт. Филарет Московский

Бремя Мое легко (Мф. 11, 30), сказал Спаситель. Воистину легко! Ибо что может быть легче того бремени, которое само несет всякого, несущего оное? Так тяжелые крылья птицы, несомые ею, равно несут и ее в воздушном пространстве.

Птице тяжки ли перья, которыми она летает по воздуху? Так и истинному христианину не тяжки заповеди Христовы, творением которых душа наша оперившись, взлетает на небо.

Делай то, что можешь, и проси Бога о том, чего не можешь: Он непременно придет к тебе на помощь (см.: 1 Ин. 5, 14–15).

Прот. П. Соколов

Не должно преувеличением трудностей питать леность и малодушие. Малые плинфы кладут одну по другой и созидают огромный храм: подобно сему, назидай твою душу, как можно, непрерывно, посильными благими помышлениями, благими желаниями, благими делами, и весь созиждешься в храм духовен.

Свт. Филарет Московский

Нужно всегда начинать с малого, чтобы быть способным делать великое.

Прп. А. М. Иванцов-Платонов

Каждый да творит добро по возможности и да светит делами света если не наряду с великими светилами, то хотя между малыми звездами.

Если не можешь быть солнцем, будь хоть звезда, только восходи горе, оставя землю. Лучше сколько-нибудь преуспеть в добродетели, нежели совсем ничего.

Прп. Иоанн Постник

Те, которые истинно ревнуют о стяжании добродетелей, если случится им пасть, не должны предаваться малодушию, но должны восстать и снова подвизаться.

Прп. Исаия Отшельник

Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем.

Свт. Иоанн Златоуст

Один брат спросил авву Сисоя: «Авва! Что делать мне? Я пал». – Старец отвечал: «Встань». – Брат сказал: «Я встал и опять пал». – Старец отвечал: «Снова встань». – «Доколе же мне вставать и падать?» – спросил еще брат. «До кончины твоей», – ответил старец.

Нельзя не падать, но можно и должно, упавши, восставать. Бегущий спешно, если и споткнется на что, спешно встает и опять устремляется по пути к цели: подражай ему.

Свт. Феофан Затворник

В видимом и временном мире, в котором ты живешь, нет ничего неподвижного, но все идет и проходит. И твоя жизнь идет и проходит; ты покоишься иногда по-видимому телом, но твои сокровенные помышления, твои тайные желания непрестанно в движении: а потому если ты не идешь путем спасения, то верно идешь путем погибели, или если не идешь, то падаешь – падаешь из жизни духовной в плотскую, из жизни человеческой в скотскую, и не приметишь, как обрушишься в жизнь адскую, в смерть сугубую – невозвратно.

Свт. Филарет Московский

На пути спасения до самого гроба не должно быть для нас остановки и замедления. До какой бы степени нравственного совершенства ни достиг ты, все стремись и иди вперед.

Душа человеческая в мире сем подобна кораблю, плывущему против стремления волн: на одном месте никак нельзя остановиться, и если она не употребит усилия простираться вперед, то будет увлечена в глубину.

Если мы не упражняем сил своих в добрых делах, то непременно уже обращаемся в чем-нибудь худом и порочном: подобно как, плывя по реке, мы или подвигаемся вверх, или увлекаемся вниз по течению ее.

Жизнь духовная такова, что если не простираемся вперед, необходимо возвращаемся назад; переставая бодрствовать для добра, слабеем для добра; коль скоро не живем для Господа, то непременно живем для греха; и чем более живем для греха, тем менее для Господа; чем более для Господа, тем менее для греха.

Филарет, архиеп. Черниговский

На пути к небу каждая остановка – шаг назад, каждое замедление – потеря многого.

Он же

Так будем жить, чтобы прошедшее никогда не было лучше будущего или настоящего.

Свт. Василий Великий

Возможное для человека здесь на земле совершенство и состоит только в стремлении к совершенству, стремлении непрерывном и постоянном (см.: Флп. 3, 13–15).

Наше совершенство есть непрестанное усовершение.

Тот, кто хорош, должен постоянно трудиться, чтобы сделаться лучшим.

Чем острее у нас зрение, тем более познаём, сколь далеко мы отстоим от неба. Подобным образом, чем более преуспеваем в добродетели, тем больше научаемся познавать, сколь велико расстояние между Богом и нами.

Свт. Иоанн Златоуст

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

Прп. Дорофей Палестинский

Человек – не Бог; но цель его бытия есть уподобление Богу, по заповеди Божией (см.: Лев. 11, 45; Мф. 5, 48).

Хотя бы число твоих добродетелей равнялось числу звезд небесных, и тогда не будешь равен Богу по святости.

Сколько бы ты высок ни был по нравственности, но закон – лествица нравственного приближения к Богу – всегда выше тебя.

Не на то смотри, сколько пройдено, но на то, сколько остается проходить.

Смотри не на те ступени, которые ты уже прошел, а на те, которые еще остается пройти.

Как плывущий через реку не столько о том думает, много ли отплыл от берега, сколько о том, далеко ли до того берега, к которому плывет, потому что если на сажень, даже и на аршин доплыть недостанет сил, утонет: так и на пути к Царствию Божию.

Евгений, архиеп. Ярославский

Не тот блажен, кто хорошо начинает, но тот, кто хорошо кончает подвиг свой.

Свт. Тихон Задонский

Невелик труд положить основание, трудно совершить здание. И чем выше возводится здание, тем больше представляет оно трудов строителю до самого окончания дела.

Прп. Ефрем Сирин

Кто хотя и весь путь пройдет, но, не доходя одного поприща, остановится, тот не получит никакой пользы, потому что находится еще вне града.

Пока мы в мире сем и оставлены во плоти, хотя бы вознеслись (в доброделании) до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда и быть без попечения.

Прп. Исаак Сирии

Во всякое время нам предстоит опасность; ни в какое время не надобно предаваться нерадению в деле спасения души. Бурных коней всегда удерживают уздою. Часто случается, что корабли в самой пристани от внезапной бури разбиваются и погибают.

Авва Кесарии

Как человек плодов поля своего не считает верными, пока не уберет их в житницу свою, так и ты не можешь быть уверен, какие плоды имеешь получить от сердца твоего, пока есть дыхание в ноздрях твоих.

Прп. Исаия Отшельник

Пока человек не предстанет на Суд Божий, не услышит решительного о себе определения и не увидит присужденного ему места, до тех пор он не может знать, угоден ли он Богу или нет.

Он же

Грех не оставляет никого до гроба. Потому до гроба надобно бодрствовать, до гроба очищать свое сердце.

Филарет, архиеп. Черниговский

Подвиг покаяния и борьбы со страстями должен быть пожизненный.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Искушения не престают стужать даже лежащему на смертном одре – отступают, когда душа оставит тело.

Он же

Если всегда будешь помнить слабость свою, то никогда не преступишь предела бдительности.

Прп. Исаак Сирин

Непрестанное внимание душе необходимо, потому что естество ее переменчиво.

Прп. Исаия Отшельник

Одною неподобающею мыслию можно потерять столетний труд спасения.

Прот. А. Некрасов

Началом зла (падения и погибели даже и после многолетних подвигов добродетели) бывает нерадение о добре, равно как началом тьмы – удаление света.

Свт. Григорий Богослов

Начало зол есть рассеянность.

Прп. Пимен Великий

Сердца наши – нивы, на которых легко могут быть посеяны плевелы, как скоро не будем иметь внимания к себе.

Филарет, архиеп. Черниговский

Запустевшая земля бывает полна терний, а душа нерадивая – нечистых пожеланий.

Прп. Фалассий Ливийский

И праведник не безопасен от падения, если вознерадит.

Свт. Филарет Московский

Искра под пеплом, сколько бы ни была загнетена, быстро возгорается и легко воспламеняется, как скоро неосторожность откроет преграды, закрывавшие ее от дыхания ветра. То же бывает и в жизни духовной. Греховные страсти, остающиеся и в благочестивых, как искры под пеплом, при малейшей неосторожности от тлетворного дыхания мира возгораются и воспламеняются. Внимательные к повествованиям о христианских подвижниках знают, как много примеров, что нередко одна минута беспечности, одно гнилое слово, одно коварное внушение, одна злая мысль губили труд и подвиги целых десятилетий.

Все мы должны опасаться нерадения, хотя бы и минутного даже, в деле нашего спасения. Одна минута может сделать человека из праведника грешником. Адам пал, Соломон забыл Бога, святой Апостол отвергся Христа. Если же от малого ветра сокрушаются кедры, могут ли устоять слабые трости?

Архим. Александр

Всего опаснее то для нас в деле спасения, когда мы воображаем, будто уже нет опасности нам.

Пока ты находишься в теле, не будь беспечен и никогда самому себе не верь, хотя бы чувствовал иногда свободу от страстей. Ибо враги с лукавым намерением на время прекращают нападения свои, чтобы мы ослабили ревность свою; тогда они бросаются на нас, неразумных, схватывают бедную душу, как малую птицу, и ввергают ее в грехи более тяжкие, чем те, об избавлении от которых она прежде молилась.

Прп. Исаия Отшельник

Нужно иметь великую бдительность, потому что не спит враг наш диавол.

И среди мира будь готов к брани.

Всегда делай добро, чтобы искуситель всегда находил тебя занятым.

Или делай, или говори, или помышляй благое.

То молись, то читай, то рукоделие твори.

Душа наша изменчива и походит на железо, которое, если оставляется в небрежении, снедается ржавчиною, а если разжигается огнем, очищается, и пока лежит в огне, бывает подобно ему, так что никто не может коснуться его, потому что оно огонь есть. Так и душа, когда устремляется к Богу и беседует с Ним, соделывается огнем и опаляет врагов своих – тех самых, которые обычно угнетают ее, когда она усыплена бывает сном беспечности.

До какой бы степени благочестия ни достиг ты, всегда будь недоверчив к самому себе. Эта спасительная боязнь да умножается в тебе по мере того, как преуспеваешь ты на пути к совершенству. Чем драгоценнее сокровище, которым обладаешь, тем большему подвергнешься несчастию, когда его лишишься. Подражай осторожному купцу, который тревожится страхом гораздо более в то время, когда возвращается в отечество корабль его, нежели тогда, когда он выходит из пристани с меньшим количеством товаров; боязнь его увеличивается по мере важности той потери, которой он может подвергнуться.

Чем выше будешь восходить на лествицу нравственного совершенства, тем более бодрствуй над собою, озирайся постоянно и осматривайся: как бы не сделать неосторожного шага и не сделаться жертвою своей беспечности, потому что и опасностей более в это время к падению. «Чем ближе приблизишься ты к Богу, – говорит схимонах Парфений — тем сильнее враг ухватится за тебя». И – самые последние падения в это время будут для тебя гораздо значительнее. «Кто падает на полу, – говорит святой Нил Синайский — скоро встает; но кто падает с высокого места, тот может убиться до смерти». Молитва и страх Божий да не отходят от тебя ни на минуту.

Жердь поддерживает обремененную плодами ветвь, и страх Божий – добродетельную душу.

Прп. Нил Синайский

Не гордись тем, что ты стоишь, а опасайся, чтобы не упасть.

Свт. Иоанн Златоуст

Смирение есть самое верное ручательство добродетельному от падений. «Смиренный, – говорит святой Макарий Великий— никогда не падает. Куда упасть тому, кто (считает себя) ниже всех?».

Дела добрые делай, но соделанные забывай.

Забвение добрых своих дел есть самое безопасное их хранилище.

Свт. Иоанн Златоуст

Добродетель сокровенная всегда безопасна. Когда выставляют наружу сокровище, тогда подвергают его хищению. Живые краски бледнеют от света солнечного.

Старайся так жить, чтобы быть примером для других, но не употребляй со своей стороны усилий выставлять как бы напоказ свои добрые действия, и тем более – не пред взором только человеческим совершай их, – не его имей целию при совершении их.

Свеча продолжает гореть, несмотря на то, есть ли тут люди или нет: так и верующие неослабно должны творить добро, вовсе не думая о том, смотрит ли кто или нет на их дело.

Прот. П. Соколов

Творить добро лишь пред очами человеческими, с целию купить им себе уважение человеков, значит слишком дешево ценить себя и свой труд – значит губить свои добрые действия в очах Божиих.

Чтобы благоугодить Богу, надобно не только добрые дела творить, но и добре творить.

Делать то, что Бог хочет, и не делать так, как Он хочет, значит худо делать добро и, следовательно, вовсе не делать его.

Прот. И. Толмачев

И подвизающийся не будет увенчан, если незаконно будет подвизаться (см.: 2 Тим. 2, 5).

Доброе дело, угодное Богу и имеющее быть увенчанным от Него, есть то, которое внушается духом любви, одобряется мудростию и исполняется с мужеством, твердостию и самоотвержением.

Не на то взирает Бог, кто сколько делает, а на то, из чего происходит дело.

Фома Кемиийский

Добрые дела ценятся по намерению.

Свт. Амвросий Медиоланский

Образ поступков зависит от образа мыслей.

Дела без доброго намерения то же, что жертва без тука (ср.: Пс. 65, 15) или тело без души: Бог их отвергает.

Блж. Августин

Расположение сердца делает дар великим или малым: оно одно дает предметам их цену.

Свт. Амвросий Медиоланский

Святое дело избирать доброе не ради чего иного, но ради самого добра.

Прп. Нил Синайский

Гораздо более значит: не хотеть ради самого добра отстать от добра, нежели из боязни зла не соглашаться на зло.

Прп. Херемон Египетский

Тот еще не любит добра и не имеет ненависти к злу, кто борется с последним единственно только вследствие надежды достигнуть славы победителя зла.

Кто упражняется в добре из каких-нибудь видов, тот не тверд в добродетели, ибо цель минуется и он оставит доброе дело, подобно как плывущий для прибыли не продолжает плавания, если не видит прибыли.

Свт. Григорий Богослов

Если мы совершаем честные поступки не по внушению добродетели, а из видов своекорыстных, то мы только искательны, а не добродетельны.

А. Рандю

Подумай: ты обижаешь и самую добродетель, когда исполняешь ее не для нее самой.

Свт. Иоанн Златоуст [11]

Старайся каждому делать добро, не обращая внимания на то, происходит ли от этого личная польза для тебя или нет.

Эпиктет

Делай то, что достойно награды, но не ищи ее.

Ты большую получишь награду, если делаешь добро не из награды (даже и небесной).

Свт. Иоанн Златоуст

Желай того, что Бог хочет, делай так, как Бог хочет, делай потому, что Бог хочет.

Прот. И. Толмачев

Глава и сущность (можно сказать, душа) всех добродетелей есть любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат. Диавол всему может подражать в человеке: назовем ли пост? и он ничего не ест, – бдение? но и он никогда не спит и всегда рыкая ходит (1 Пет. 5, 8). Только одна любовь и смирение не подражаемы для него.

Блж. Августин

Нет ни одной добродетели, содружащей и соединяющей человека с Богом, которая бы не зависела от любви и в ней не сосредоточивалась, неприметным образом держась на ней и ею сохраняясь.

Свт. Феодор Едесский

Все заповеди Божии соединяются в одной, именно в заповеди о любви (см.: Мф. 22, 37–40).

Прот. И. Толмачев

Все добродетели не что иное, как любовь в разных видах.

Блж. Августин

Добродетель по существу одна (это – любовь), но видоизменяется в силах душевных подобно тому, как свет солнечный не имеет фигуры, но обыкновенно принимает фигуру отверстий, через которые проходит.

Авва Евагрий Понтийский