Вы здесь

Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. 9. Звание и обязанности христианина ( Сборник, 2013)

9. Звание и обязанности христианина

Христианина не исповедание одно, но вера и нрав, вере сообразный, делают истинным христианином.

Свт. Тихон Задонский

Нельзя быть христианином, не живя по-христиански.

Кто не живет истинно по-христиански, тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Он или бывает жертвою тварей, работая вместо Бога богатству, боготворя чрево, или, напротив, поставляет себя идолом и требует себе в жертву всего, что земля производит.

Свт. Филарет Московский

Имя христианское без жизни христианской есть лицемерие.

Свт. Тихон Задонский

Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важных для тебя правил.

Свт. Филарет Московский

Как Иуду, имевшего зловредные мысли, намерения и предприятия, наименование Апостола не защитило от вечного наказания; так и нас звание христианина не искупит от подобной же казни, если мы не будем провождать жизнь по закону Христову.

Иером. Адриан Югский

Звание христианина высоко: много надобно трудиться, чтобы выполнить его.

Филарет, архиеп. Черниговский

Христианин, который не успевает в христианстве, не есть христианин.

Христианин не должен удовольствоваться тем, что он умер для грубого идолослужения, для шума света, для праздности, для изобилий жизни, для пышности, гордости и прочее. Кто хочет из старого света плыть в новый, для того не довольно войти в корабль и взять направление к новому свету, но он должен беспрестанно плыть вперед, пока действительно его не достигнет. Точно так же бывает с ветхою и новою жизнию. Если внешняя жизнь ветхого человека должным образом очистилась, то мы должны стараться, чтобы совершенно облечься в нового человека, совершенно очиститься и просветлиться во внутренней глубине души.

Христианин должен постоянно идти вперед: но очень полезно по временам обращать свое внимание и назад – на прошедшее, чтобы худого не повторять, преступления загладить слезами покаяния, начатое доброе усовершить.

Истинная честь христианина есть слава Божия, истинная ревность о чести есть пламенная любовь к Богу и к ближним.

Христианин не должен знать ни одного врага во всем мире, хотя бы мир не давал ему ни одного друга.

Свт. Филарет Московский

Христианская жизнь вся не иное что есть, как всегдашнее до кончины жизни покаяние.

Свт. Тихон Задонский

Христиане, или отрекаясь от наслаждения, страждут лишением или, попуская себе наслаждения, должны страдать раскаянием.

Свт. Филарет Московский

Нераскаянный христианин будет судим гораздо строже язычника.

Не столько хулится Бог нечистою жизнию язычника, сколько развращением христианина.

Свт. Иоанн Златоуст

Богатые христиане, если они христиане истинные, совершенно бедны, потому что в сравнении с благами небесными почитают свое золото прахом, и то не составляет их богатства, чем они нисколько не увеселяются.

Блж. Августин

Христиане, подобно путникам, могут неукоризненно пользоваться земными своими стяжаниями, как бы путевым запасом на время странствия своего к небесному Отечеству; не должны только слишком дорожить ими, пристращаться к ним и прилеплять своего сердца.

Прот. П. Соколов

Христианин должен, по возможности, ограничивать свои нужды; трезвость и умеренность – самый лучший запас, который можно взять с собою на дорогу к небу.

Климент Александрийский

Бедный тот христианин, который хочет в мире сем обогатиться.

Свт. Тихон Задонский

Бедный тот христианин, который много в сем мире ищет и запасает.

Он же

Истинный христианин тот, который носит Христа в сердце своем.

Авва Леонтий

Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями.

Прп. Иоанн Лествичник

Святой Григорий Нисский сравнивает христиан с живописцами. «Каждый из нас, – говорит он, – есть живописец собственной своей жизни. Наша душа есть как бы полотно; добродетели – краски; Иисус Христос есть образец, с Которого мы должны списывать». Прекрасное сравнение! Как живописец имеет в уме, в воображении и перед глазами предмет, который хочет представить на полотне; так христианин при всех своих действиях должен устремлять взоры на Иисуса Христа. И как кисть, водимая рукою живописца, кладет на полотно цветы, подобные тем, какие он находит на образце, так воля наша, вспомоществуемая благодатию, чрез исполнение добродетелей, усматриваемых в Иисусе Христе, силится напечатлеть Его образ в душе нашей, и мы становимся более или менее христианами, смотря по тому, более или менее сходства имеем с Иисусом Христом.

Истинный христианин есть постоянный крестоносец, и христианская жизнь – непрерывное крестоношение.

Макарий, митр. Московский

У всякого христианина должен быть свой крест, как у странника свой посох.

Если ты не хочешь взять креста своего и идти за Иисусом или исполнять то, что Он заповедал, то будь уверен, что ты не христианин, хотя и ходишь в христианскую церковь.

Христианин, который носит крест свой с прискорбием, а не с радостию, не понимает еще цены его.

Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так Крест Христов есть ключ Царствия для каждого сына Царствия.

Свт. Филарет Московский

Прискорбна, тяжела для плоти жизнь истинного христианина, но она за то получает себе обильнейшую награду и достойное возмездие от Праведного Мздовоздаятеля.

Христианин проводит жизнь в сокрушении, зато умирает в радости.

Христианин может с дерзновенною радостию говорить себе, в виду самой смерти, приближающейся к нему: где твое, смерте, жало? (ср.: 1 Кор. 15, 55).

Истинный христианин отказывает себе, живя на земле, в чувственных удовольствиях, которыми мир угощает своих рабов и поклонников, но по смерти за то он сподобится таких благ на небе, которых не только здесь, по выражению Апостола, око не виде, и ухо не слыша, но которые и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9) – каких и вообразить и представить себе невозможно.

Христианин и на земле еще получает себе утешения от Бога, заставляющие его забывать и как бы не чувствовать те скорби и лишения, какие составляют удел всякого последователя Христова.

Истинный христианин радуется и в страданиях, благодушествует и в скорбях. Укоряемыблагословляем; гонимы, терпим; хулимы, утешаемся (1 Кор. 4, 12–13), – говорят о себе последователи Христовы.

Димитрий, архиеп. Херсонский

Христианин ненавидим бывает от мира, зато любим бывает от Бога.

У человека христианина одно только несчастие, одна беда может быть – Бога прогневать.

Свт. Иоанн Златоуст