Об отношении человека к Богу
Благоугождение Богу. Памятование Бога. Упование на Бога. Страх к Богу. Любовь к Богу
Так все делай и так обо всем думай, чтобы угодить Богу: а если нет у тебя этой мысли, то потеряет свою цену всякое твое делание.
Прп. Ефрем Сирин
О всяком деле, предпринимаемом тобою, не спрашивай сначала, будет ли оно приятно, выгодно для тебя и похвально перед людьми, но прежде и больше всего испытывай, будет ли оно угодно Богу, не будет ли противно Его заповедям.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Сначала честь Богу, а потом уже забота и о прочем.
Свт. Иоанн Златоуст
Ты позаботься о Божьем, и Бог позаботится о твоем.
Свт. Иоанн Златоуст
Истинная радость исходит от Бога и подается только тому, кто самого себя понуждает постоянно на то, чтобы свою волю отвергать, а волю Божью во всем исполнять.
Прп. Антоний Великий
Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу.
Авва Евагрий
Человек непрестанно должен быть как бы предстоящим Божьему суду.
Авва Агафон
Помнить о Боге необходимее, нежели дышать.
Свт. Григорий Богослов
Посвящайте Богу начатки каждого дня и ночи в молитве, благодаря Его за прошедшее, прося Его благословения на будущее, и в продолжение дня из часов, похищаемых у нас миром и его делами, похищайте, по возможности, хотя бы минуты, чтобы вспомнить Бога, тайно вознося к Нему сердце и благоговейную, благодарную, молитвенную мысль. Упражняясь в этом внимательно и постоянно, вы найдете в себе то, что написано в псалме: Вспоминал я Бога и веселился (Пс. 76, 4).
Свт. Филарет, митрополит Московский
Помни о Боге, чтобы и Он всегда помнил о тебе.
Прп. Исаак Сирин
Во всякое время вспоминай о Боге, и Он вспомнит о тебе, когда впадешь в беды.
Прп. Исаак Сирин
Прежде, нежели найдет на тебя скорбь, молись Богу; и во время горести найдешь Его, и услышит тебя.
Прп. Исаак Сирин
Когда помнишь о Боге, умножай моление, чтобы, когда забудешь о Боге, Он не забыл тебя.
Прп. Марк Подвижник
Если будем всегда созерцать Бога умом, если будем постоянно помнить о Нем то для нас все окажется легким, все сносным, все мы будем переносить удобно и станем выше всего.
Свт. Иоанн Златоуст
Когда Бог устраивает, тогда и трудное становится легким.
Свт. Иоанн Златоуст
Кто всегда ходит пред очами Господа, с тем всегда и во всем Господь.
Свт. Филарет, архиепископ Черниговский
Бога сделай себе другом, и человеческой помощи не потребуешь.
Прп. Симеон Студит
Без Господа не только город или дом человека, но и гнездо голубя не созидается.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Все возможно Богу; тебе ничего не возможно без Бога; но и тебе все возможно верующему (Мк. 9, 23).
Свт. Филарет, митрополит Московский
Человек может сам себя погубить и губит, но спасти сам себя не может.
Свт. Тихон Задонский
Мы сами можем зло творить и грешить, но добро творить без Бога не можем.
Свт. Тихон Задонский
Поскольку Бог есть Творец всякого блага, то ничто доброе не делается без Бога.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Без Бога не только делать, но и хотеть чего-либо доброго мы не можем.
Свт. Тихон Задонский
Начало всякой добродетели есть Бог, как и дневного света – солнце.
Прп. Марк Подвижник
Порок, хотя бы он имел на своей стороне всю вселенную, слабее всего; а добродетель, хотя бы она оставалась одинокой, сильнее всего, потому что имеет на своей стороне Бога. Подлинно, кто может спасти того, против кого действует Бог? Кто может погубить того, кому помогает Бог?
Свт. Иоанн Златоуст
Не в силе Бог, а в правде.
Св. благ, князь Александр Невский
Когда даст Бог, ничего не сделает зависть; а когда не даст, не поможет никакой труд.
Свт. Григорий Богослов
Делай все по Богу и обретешь в Нем помощника себе.
Авва Иоанн
Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божьей.
Прп. Марк Подвижник
Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущает силу Божью.
Авва Исаия
Не полагайся на свои силы, и помощь Божья всегда будет присуща тебе.
Авва Исаия
Бога боящийся все делает по Богу.
Авва Евагрий
Как светильник, поставленный в темной комнате, освещает ее, так и страх Божий, когда вселяется в сердце человека, просвещает его и учит всем добродетелям и заповедям Божьим.
Авва Иаков
Как воск тает от огня, так нечистый помысел от страха Божия.
Авва Фалассий
Береги страх Божий – не бойся падений.
Свт. Феофан Затворник
Всех больше из птиц небесных – орел, из зверей земных – лев, из сынов же человеческих – боящийся Господа.
Прп. Ефрем Сирин
Если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то от людей будешь почитаем.
Свт. Иоанн Златоуст
Бойся Бога не как мучителя, но бойся Его по любви.
Свт. Афанасий Великий
Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога.
Прп. Максим Исповедник
Как две души не могут одушевить одного тела, так и две любви – любовь к Богу и любовь к миру – не могут одушевить одной души.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Два рода любви производят два рода гражданства в целом мире. Любовь к Богу делает нас гражданами Иерусалима (горного небесного города), любовь к миру – гражданами Вавилона (греховного города). Пусть же спросит каждый сам себя, что он любит, и узнает, чей он гражданин.
Блж. Августин
Любовь к Богу все обращает в средства к нашему спасению и блаженству; без нее все средства не достигают этой цели. Не будет светить светильник без елея: и молитва не озарит духа без любви. Не взойдет без огня курение кадила: и молитва без любви не взойдет к Богу.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Люби и ты будешь поступать справедливо во всяком случае, сам того не замечая. Это духовное начало научит тебя, как поступать при всех стечениях обстоятельств.
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Не говори мне, что ты любишь Бога, – это одни слова: покажи свою любовь самим делом.
Свт. Иоанн Златоуст
Только люби – и тогда сможешь сделать все, что захочешь.
Блж. Августин
Любить себя нужно только для Бога и частью для ближних, любить ближних нужно для Бога, а любить Бога – для Него Самого и больше всего.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Любовь к себе нужно приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним – в жертву любви к Богу.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Если желаешь быть спасен верою, возлюби Того, в Кого веруешь.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Нет в мире ничего такого, что могло бы отлучить от любви Божьей сердце, в которое она вселилась.
Авва Исаия
Если ты искренне возлюбишь Бога и будешь твердо стоять в этой любви, то никакая страсть не возобладает над тобой.
Прп. Симеон Новый Богослов
Любовь к Богу – неисчерпаемое сокровище, кто обладает им, тот богат; кто лишен его, тот беден.
Свт. Василий Великий
Ходи по земле, а живи на небесах.
«Духовный Маргарит»
Где страх Божий, там восхождение к добродетели, а где нерадение и бесстрашие, там нисхождение к беззаконию.
«Духовный Маргарит»
Молодое деревцо вначале привязывают к палке, и оно растет прямо и правильно. Так и душа, которая связала свою волю с волей Божьей, восходить горе[5], к Богу.
Прот. И. Толмачев
Даже и мы не делаем своими друзьями, не допускаем в свое общество, не терпим в своем доме того, кто живет всегда в противоречии с нами. Так и Бог, и тем боле Он, как Всесвятой и Правосудный, не примет в Свое Небесное Царство людей с упорной, злой волей.
Прот. И. Толмачев
Воля Божья не только наш высочайший закон, но и наше высочайшее благо.
Прот. И. Толмачев
Страх пред Богом – начало и корень благочестия человеческого; не тот страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха, но страх как опасение не оскорбить любвеобильного Бога преступлением Его заповедей.
Михаил, епископ Черниговский
Кто более всего боится Бога, тот не боится уже ничего в мире (Пс. 117, 6).
Прот. И. Соколов
Мы должны иметь три сердца: 1) для Бога: сердце чистое; 2) для ближних: сердце милостивое; 3) для себя: сердце злобное.
Адриан Югский
Где есть истинная любовь к Богу, там едва могут открывать уста, не благодаря и не прославляя Бога.
Прот. И. Толмачев
Всемогущий Творец наш, поскольку не имеет никого себе равного, то и любовью нашей ни с кем не хочет делиться, требует от нас всего сердца и, хотя повелевает нам питать любовь к ближним, но не хочет, чтобы любовь эта служила для нас хотя бы малейшим препятствием любить Его всей душой.
Архиепископ Феофан Прокопович
Вне Бога, что бы мы ни любили, нам всегда недостает чего-то, наше сердце всегда ищет чего-то и, по прекрасной мысли блж. Августина, «до тех пор находится в беспокойстве, пока не достигнет любви Божьей».
Прот. И. Толмачев
Если тебе бывает скучно, то от того, что Бога еще не любишь. Если невеста любит жениха своего, то ей с любимым ни нищета, ни беды, ни темница не тяжки; только тяжело ей разлучение с ним: тогда ни богатство, ни радости не утешают ее. Если любовь человеческая это делает, то чего не сделает любовь Божья? – Возлюбите Господа и вселите Его в сердца ваши, – и тогда не будет скучно, но будете чувствовать всегда несказанную радость и сладость, всегда будете жить в утешении духа. Сказано: вкусите и увидите, как благ Господь (Пс. 33, 9).
Схимонах Зосима
Один Бог существует для Себя; мы же все существуем для Бога.
Угождать Богу – вот твое блаженство; быть с Ним в соединении – вот твое назначение, правило всех твоих деяний.
Некто спросил авву Пимена: как должно жить человеку? Старец отвечал: «Посмотрим на Даниила пророка: не нашлось на него иного обвинения, как только в служении Господу Богу его».
Ищи того, что Божье, а человеческое последует весьма легко.
Бог награждает труды и терпение человека; и человек должен быть таким же в отношении к Богу, – не должен скупиться на труд и терпение.
Ты должен быть достоин Того, Который тебя назвал Своим сыном, и во всем ты должен поступать так, как прилично сыну Божьему. Поэтому когда ты начинаешь что-нибудь делать, то вспомни, что ты называешь Бога своим Отцом.
Мы хотим себе послушных детей, а сами не хотим быть послушны Богу.
Чтобы последовать воле Божьей, нужно прежде всего свою волю оставить.
Ничего нет хуже, как держаться своей воли и жить не по воле Божьей.
Если ты не чувствуешь в себе постоянного желания исполнять то, что угодно Богу, то ты и слеп, и глух, и нем, и без рук, и без ног – несравненно хуже расслабленного.
Кто соблюдает повеления Господни, того Господь Бог соблюдает от всякого зла.
Или делай то, что хочет Бог, или получишь, чего не хочешь.
«Что надобно делать, чтобы угодить Богу?» – спрошен был прп. Антоний Великий, и сказал в ответ: «Где бы ты ни был, всегда имей пред очами своими Отца Небесного; каким бы ты ни занялся делом, смотри, одобряется ли оно Священным Писанием».
Как хорошо было бы, если бы мы жили в мире не по своему произволу и мыслям, но всегда вопрошали бы Господа чрез Его же Слово: «Скажи мне, Господи, должен ли я это делать или нет?» (Ис. 8, 19–20; Втор. 12, 8, 32; Пс. 142, 8).
Пусть тело твое скитается по земле, но душа твоя должна быть у Бога.
Почитай погибшим всякое мгновение времени, в которое ты не помышлял о Боге.
Те часы, в которые ты не думаешь о Боге и в которые никакая добрая и благочестивая мысль не обращается в твоем уме и сердце, считай для себя потерянными. Подумай же, возлюбленный христианин, сколько у тебя потеряно времени! Проси прощения у Господа за прошедшее и впредь живи благоразумно и по-христиански.
Бог не оставит тебя; но ты опасайся, чтобы Он не был тобою оставлен.
Памятование о Боге не только не препятствует нашим делам, напротив, делает их приятнее. Когда мы находимся с добрым другом, то продолжаем делать и при нем то же, что делали без него, и еще с большей радостью и успехом, особенно когда он может помогать нам своими советами, одобрять нас присутствием своим и даже вместе с нами работать, если мы имеем в том надобность.
Хождение пред Богом, или частое, постоянное по возможности вспоминание Бога, не только не затруднит в исправлении дел житейских и исполнении обязанностей своего звания, но еще более облегчит их и увенчает еще большим успехом, потому что, приближаясь к Богу мыслью, человек входит в ближайшее, можно сказать, дружеское общение и обретает в Боге всесильного Помощника себе.
Все свои дела одушевляй памятованием о Боге, потому что без Бога не можешь сделать ничего, кроме греха.
Напрасно будете вставать рано и сидеть за работой долго, если не поможет Господь.
Можно сделать многое при помощи Божьей, только бы захотеть сделать многое.
Ни в чем так не нужна нам помощь Божья, как в деле нашего спасения, потому что ни в чем так мы не слабы, как в делании добра.
Все добро находится в одном Боге, так что без Него и вне Его нет добра.
Чаще обращайся мыслью и сердцем к Богу – Источнику добродетели, и сам будешь творить с помощью Его добрые дела, и тогда не бойся никого и ничего в мире.
Всякая надежда, оскорбляющая надежду на Промысл Божий, – нечестие.
Весьма несчастен тот, кто не надеется на Бога и думает сделать себе счастье самому.
Кто не живет под кровом Вышнего, для того не найдется нигде мирного и безопасного пристанища.
Без страха Божьего, при одном страхе человеческом, можно только казаться добрым, а не быть.
Некто говорил о себе: «Я боюсь Бога, да боюсь еще такого человека, который не боится Бога».
Страсти не могут преодолеть тех, которые имеют в себе страх Божий.
Страх Господень смиряет человека, но в то же время возносит.
Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны.
Кто не боится Бога, тот всего должен бояться.
Да будет присущ нам страх Божий, и тогда ничто не опечалит нас, будет ли то бедность, или болезнь, или плен, или рабство, или что-нибудь другое прискорбное.
Бог есть человеколюбец, должно и человеку быть боголюбивым.
Как нам не любить Господа? Им живем, Им дышем, Им движемся. Не удивительно ли, не противно ли даже простому смыслу обращение нашего сердца к тому, что вне Бога, что может нас погубить?
Благочестивый Макарий, ученик прп. Антония, идя однажды с братией, увидел мальчика, который говорил своей матери: «Один богач любит меня, а я не знаю, почему ненавижу его; но бедняк ненавидит меня, а я люблю его». Выслушав это, Макарий изумился и задумался. «Что сделалось с тобою?» – спросили у него братия. «Слова, слышанные мною, – отвечал старец, – значат следующее: Господь Бог богат в милости и ежедневно являет нам доказательства отеческой любви Своей, а мы, безумные, не умеем ценить даров Его; но дух пагубы, бедный и злобный, ненавидит и, как волк рыкающий, ищет поглотить нас, а мы, ослепленные, любим его и не стыдимся ему раболепствовать!»
Если бы увидели, что поток, быстрый в течении своем, остановлен одним лоскутком бумаги, то не могли бы удержаться от изумления. Подобное зрелище представляем и мы, когда что-то незначительное отводит наше внимание от Бога, увлекает ум и воображение к ничтожным предметам и препятствует сближаться с Богом в общении любви.
Любви к Богу нельзя соединить с пристрастием к земле и к земным предметам.
Все вещи в природе движутся по своему наклону: легкие поднимаются на высоту, тяжелые влекутся к земле. В тварях разумных любовь служит этим наклоном, и они стремятся туда, куда влечет их страсть, преобладающая в их сердце. Так, если в нас господствует любовь к тленным благам, жажда плотских удовольствий, желание почестей и славы, тогда мы принадлежим исключительно земле, и возвыситься до небесных вещей будет нам так же трудно, как камню нестись вверх, но если чрез умерщвление плоти мы подавим в сердце все земные желания, тогда дух наш, богоподобный дух, не задерживаемый никакими препятствиями, быстрее воспарит к Богу, чем камень ниспадет с высоты к земле.
Блж. Августин, раскрывая смысл изречения псалмопевца: Как лань охотно стремится к источникам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже (Пс. 41, 2), говорит, что лань обычно умерщвляет змей, встречающихся ей на пути, когда она ищет воды, и что от того самого она ощущает в себе еще сильнейшую жажду и еще с большей скоростью бежит к источнику. «Хотите ли знать, – продолжает блаженный учитель Церкви, – почему в вас нет столь же сильной жажды совершенства и столь же неудержимого стремления к Богу? Потому что вы не подавляете своих змей: ваши змеи чувственные, плотские похоти! Умертвите же этих змей неправды, – и тогда вы с сугубым усердием потечете к Источнику жизни и истины».
Огонь, разложенный на земле, не стремится к ней, но всегда простирается вверх: так и любовь твоя не должна покоиться в тебе, но всегда возвышаться к Богу.
Мы столько обязаны любить Бога больше себя, сколько Он более нас.
Мера любви к Богу – любовь без меры.
Для Бога ничего нет вожделеннее любви. Ничто так не угодно Богу, как сердце человека, пламенеющее любовью к Нему. Без любви же все действия человека, как бы они ни казались добрыми по внешности и даже великими, – ничто не значат в очах Божьих и противны Богу.
Дождь бывает полезен для почвы не тогда, когда она еще не совсем освободилась от снега и льда, а тогда, когда согрелась солнечными лучами: подобно сему и благость Божья находит достаточную приемлемость только в сердцах, согретых любовью к Богу.
Ничто не может заменить недостатка любви; но любовь заменяет собой недостаток всего.
Самый верный признак того, что в нас нет еще и зачатков любви к Богу, есть тяготиться служением Богу, нехотя исполнять, а тем более совсем не исполнять своих обязанностей в отношении к Нему. Блж. Августин справедливо замечает: «Труды для любящих нетягостны: они их увеселяют. Любя что-нибудь, мы или не чувствуем труда, или и самый труд любим».
Некто сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью: и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь».
Где возьмется усилие к совершению подвигов благочестия у того, кто не имеет пламенной любви к Богу?
Люби все в Боге и во всем люби Бога.
Тот не любит Бога, кто любит то, что Бог запрещает любить.
Величайшее оскорбление для Бога, если ты поставишь мир соперником Ему.
Ближнего не обижай и не обожай, а себя не боготвори; Бога же люби всей крепостью души и духа, то есть всем сердцем и всем умом.
Возлюби Бога всем сердцем, всей душой и всем помышлением твоим, если хочешь избежать вечного мучения по смерти, если желаешь вкусить вечных радостей, вечного блаженства, еще живя на земле, которые, поверь, так велики, так удовлетворяют требованиям нашего сердца, что уже ничто в мире не прельстит тебя.
«Как предохранить себя от искушений?» – спросил некто авву Пимена. Святой старец ответил: «В котел, беспрестанно кипящий, не влетит никакая муха; и душу, воспламененную любовью к Богу, ничто соблазнить не может».
Внутреннее и внешнее богопочитание
Если холодна наша любовь, – холодна бывает и деятельность наша.
Блж. Августин
Внешнее, видимое благочестие без внутреннего – лицемерие и обман.
Свт. Тихон Задонский
Человек состоит из души и тела, поэтому и отношения наши к Богу, как к Существу всесовершенному, Виновнику нашего бытия, спасения и блаженства, должны выражаться не душой только, но и телом, или, иначе сказать, богопочитание наше должно быть не внутреннее только, но и внешнее.
Если в дереве есть жизнь, то жизнь эта по необходимости обнаруживается. Дерево покрывается листьями, цветами и, наконец, плодами: так и внутреннее богопочитание, истинное, живое, действительное, по необходимости соединено бывает с внешним богопочитанием.
Кто не знает тесной связи между движениями души и их обнаружением? Кому не известно, что человек, будучи обладаем каким-нибудь сильным чувством, не может вовсе утаить стремительных движений своей души? Есть ли хотя бы один сострадательный к бедному, который не выражал бы своего сострадания какими-нибудь внешними знаками? Есть ли хотя бы один нежный и почтительный сын, который не обнаруживал бы своей покорности родителям? Какой народ, уважая царей своих, не свидетельствовал бы им своего уважения какими-либо внешними действиями?
Отец богатый и не достигший еще преклонной старости не нуждается в том, чтобы дети его, пришедшие уже в возраст, делали ему приношения из приобретенного ими имения, но ему приятно бывает, если они делают это, потому что в этих действиях они видят знаки усердия и любви их к нему; подобным образом и
Отец Небесный не имеет нужды в наших жертвах (одном из знаков внешнего богопочитания), но с благоволением взирает на них, если они – выражение нашего усердия, благодарности и любви к Нему. Доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7).
Любовь – это первое и главное чувство, каким должны быть запечатлены все наши отношения к Богу; но любовь холодная, ничем не выражающая себя, есть не что иное, как пустой призрак, безжизненное изображение, подобное живописному изображению огня, который, при всей яркости цветов, не светит, не согревает; если вера, по свидетельству апостола, без дел мертва (Иак. 2,20), то каким образом любовь может существовать без них, – любовь, от которой сама вера заимствует свою силу и действенность (Гал. 5, 6)?
Внешнее богопочитание, служа выражением внутренних, объемлющих душу чувств в отношении к Богу, вместе с тем поддерживает эти чувства, укрепляет их и усиливает. Оно так же необходимо, как кора и листья необходимы для жизни дерева.
Внешнее благочестие без внутреннего – то же, что ножны без меча. Смешон тот воин, который одними ножнами вздумал бы сражаться с неприятелем: смешны и те люди, которые над плотью и миром хотят восторжествовать одним наружным благочестием. А если они думают таким благочестием угодить Богу, то они – жалкие существа!