Вера. Религия. Христианство
Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Какое великое благо вера! Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда обстоятельства нашей жизни отчаянны.
Свт. Иоанн Златоуст
Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал это пример благоразумного разбойника на кресте.
Прп. Иоанн Лествичник
Вера – душа народа. Когда гаснет она в народе, то он превращается в безжизненный труп, быстро разлагающийся, предающийся тлению.
Свт. Филарет, архиепископ Черниговский
Чего ожидать для людей, когда снимают со страстей самую прочную узду – правила святой веры.
Свт. Филарет, архиепископ Черниговский
Где нет веры, там нет и доброго дела; потому что намерение прежде всего делает дело добрым, а доброе намерение происходит от веры.
Блж. Августин
Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли.
Прп. Ефрем Сирин
Общество людей без веры в Бога и бессмертие души – это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга.
Свт. Макарий, митрополит Московский
Даже члены разбойничьей шайки для успехов своего общего дела связывают себя клятвой. Так нужна религия для прочности человеческих обществ!
Свт. Филарет, архиепископ Черниговский
Кто не имеет веры в Бога, тот не заслуживает никакой веры и у людей.
Вера чистая, святая, открытая небом, дорога не только по отношению к вечной жизни, но и к жизни временной.
Свт. Филарет, архиепископ Черниговский
Орфей, по утверждению поэтов, умягчал тигров пением своим; но Бог христианский, призвав людей к истинной религии, сделал несравненно более: Он умягчил неукротимейшего из зверей – человека.
Свт. Климент Александрийский
Один старец (близ Александрии), окруженный толпой неверных, стал подвергаться со стороны их не только злословию, но и ударам, и когда с насмешкой говорили ему: «Что удивительного сделал вам Христос, Которого вы почитаете?» – сказал: «То, что я не возмущаюсь и не оскорбляюсь этими и большими обидами, если бы вы нанесли».
Авва Херимон
Истина религиозная и нравственность – лучи одного света: где первая смешана с заблуждением, там нечиста и последняя.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Христианин препростой (не получивший никакого образования), который научен догматам святой веры, намного мудрее Платона, Аристотеля и прочих языческих мудрецов.
Свт. Тихон Задонский
Философы нападают на тайны откровения; между тем как в философии их еще более. Первые ступени ума ясны, но чем выше, тем темнее, так что, наконец, совсем теряется свет. Ум в этом случае можно сравнить с воздушным шаром, на котором чем выше поднимаются, тем более уменьшается свет, а увеличивается мрак.
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Чудесные действия христианской религии непостижимы для разума человеческого. Пусть так. Но – «чего ум не постигает, то еще не есть нечто такое, что противоречит его законам».
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Разве пределы разумения человеческого должны быть пределом Божьего всемогущества?
Свт. Филарет, митрополит Московский
Не спрашивай, сообразно ли то с природой, когда что-либо производит Творец природы.
Свт. Иоанн Златоуст
Не все можно и должно изъяснять: многому должно только верить, потому что и можно только верить.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Нет никого на свете, кто бы так был легковерен, как неверующие.
Свт. Ириней Лионский
В отношении к высшим, священным истинам с развращенными людьми бывает то же, что с людьми, страждущими болезнью глаз; свет им несносен, особенно солнечный: они с удовольствием предпочтут ему свет гнилого дерева, который более по их глазам, нежели солнечный.
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Глубины тайн Священного Писания (как и вообще религии христианской) полезны: они для того и скрываются, чтобы не были унижаемыми, для того предлагаются исканию, чтобы упражнять, и для того открываются, чтобы питать нас.
Блж. Августин
Без должного внимания нельзя хороню научиться и музыке, тем менее при бездеятельности души можно постичь таинства веры.
Свт. Иоанн Златоуст
Если желаешь созерцания тайн, то делом исполни заповеди в себе, а не исканием одного познания о них.
Прп. Исаак Сирин
Спаситель сказал об основанной Им Церкви – хранительнице и носительнице религии христианской, – что и самые врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18). Слова Христовы не пройдут, хотя бы прошли небо и земля (Мк. 13,31).
Свт. Филарет, митрополит Московский
Внесите в жизнь человечества все начала христианские, изгоните из нее все, что воспрещает христианство, тогда на земле откроется рай.
Прот. И. Рождественский
Где в мире другая религия, которая носила бы на себе такие ясные признаки Божественного происхождения, как религия христианская?
Прот. И. Толмачев
Возможно ли существование какого-либо человеческого общества и самой идеи справедливости, если прекращается благочестие в отношении к Богу (то есть религия)?
Цицерон
Религия – материнское лоно, из которого вышла вся духовная жизнь человечества; вся высшая культура человеческого рода – дочь религии.
Э. Лютардт
Христианская религия – удивительно чудное явление; она, по-видимому, имеет своим предметом только блаженство будущей жизни, но созидает в то же время и счастье настоящей жизни.
Ш. Монтескье
Архимед требовал, чтобы ему дали точку опоры и он бы перевернул мир. Иисус Христос установил такую точку и при посредстве ее возобновил лицо земли. Это – Вера, о которой Он Сам говорил, что кто будет иметь ее с зерно горчичное, тому возможно будет переставлять горы (Мф. 17, 20).
О. Николь
Человек, не верующий Божеству и будущности, никогда не будет так смирен и мужествен, как тот, у кого есть эти верования.
И. Лафатер
Без сомнения, человечество никогда не могло жить нигде без понятий о Боге, о бессмертии души и о суде в будущей жизни; но понятия об этих истинах вне христианства всегда были неопределенны, нетверды, неполны вследствие разрушительного действия страстей, которым они отданы были без защиты и которые мало-помалу переделали их по своему виду. С этими понятиями было то же, что со статуей Главка, о которой говорит Плутарх, что она была поставлена на морском берегу и, постоянно омываемая сильными волнами, утратила, наконец, все черты изображаемого ею божества и стала не более как безобразный камень.
О. Николь
Сколько величия в христианской религии! Вот ее сущность в сжатом виде: до времени Слово было у Бога; в начале времени Слово сотворило мир; среди времени Слово воплотилось ради нашего спасения; в конце времени воплощенное Слово, Богочеловек, Иисус Христос будет судить людей и останется, как и до сотворения мира, вечность.
Гиродо
Христианин знает и утверждает там, где философ предполагает и сомневается.
Амвросий Рандю
Бояться тайн религии – значит бояться собственной тени, потому что тайны везде, безотвязно преследуют нас на каждом шагу, как наша собственная тень.
О. Николь
Сам человек для себя великая тайна. Из всех возражений, возможных со стороны неверия, самое жалкое то, которое выводится из невозможности понять разумом.
О. Николь
Кто отрицает возможность чудес, тот отрицает бытие единого живого Бога и всемогущего Творца.
Ф. Шафф
Вера и знание – не противоположности, но взаимно дополняющие друг друга силы, не враги, а неразлучные сестры-близнецы.
Ф. Шафф
Защищать веру – значит защищать разум; защищать разум – значит стоять за веру.
Э. Навилъ
Церковь, основанная Иисусом Христом, – это маяк, основание которого обуреваемо волнами, нередко оставляющими на нем значительные слои своей пены, и, кажется, готово сокрушиться под их ударами, но на вершине его горит огонь, никогда не угасающий, сияет свет, никогда не ослабевающий.
О. Николь
«Облачко, оно пройдет», – так сказал свт. Афанасий о Юлиане Отступнике, который после кратковременного правления, в течение которого выявил столько вражды против христианства, умирал со словами: «Галилеянин, Ты победил!» Изречение свт. Афанасия по справедливости можно применить и ко всем последним попыткам ложных теорий подкопать веру человечества в его Божественного Владыку и Спасителя.
Ф. Шафф
Лучшая апология жизни Иисуса Христа – жизнь христианина, в котором живет Иисус Христос.
Человек без веры подобен кораблю без руля, носимому по волнам морским.
Апостол Петр шел твердой стопой по безднам моря, пока смотрел на одного Иисуса Христа, но начал утопать, лишь только подумал о бурном ветре и воздымающихся волнах, и стал ослабевать в своей вере в Богочеловека (Мф. 14, 29–31).
Якорь нужен для корабля во время бури; вера нужна человеку во время бедствий. Якорь – надежда кораблю на море: вера – якорь человеку на земле (ср. Евр. 6, 18–19).
Все великие эпохи в истории государств были в то же время и периодами процветания религии (следовательно, и веры, без которой немыслима религия), и упадок последней неминуемо влек за собой падение и разложение также государственной жизни народов.
Законы имеют свою высшую гарантию (охрану) в религии.
Что имеет еще человек, если он не имеет веры ни в Бога, ни в бессмертие души? – Ничего, решительно ничего.
Из всех религий, существующих на земле, одно только христианство есть истинная религия, и потому только христианство может даровать человеку и человечеству блага и счастье – небесное и земное.
И философия, по-видимому, в лице своих лучших представителей стремилась усовершенствовать нравственно человека, но все ее стремления не привели к своей цели и никогда не приведут, потому что философия ничем не гарантирует своих правил нравственности; она не указывает и не дает тех венцов за подвиги любви, терпения и других добродетелей, какие получает истинный последователь религии, даже и среди скорбей настоящей жизни предвкушающий будущее ожидающее его блаженство.
Терпи, учит философия, а христианство прибавляет: и надейся.
Младенцы в недрах христианства более знают о Боге и жизни вечной, нежели сколько знали великие мудрецы мира древнего.
Христианская религия просвещает человека, озаряет его умственный горизонт, возвышает уровень его знаний, но она не все открывает своему последователю. Ее учение исполнено тайн, непостижимых разумом человеческим и могущих быть принятыми одной только верой.
Высокие горы ограничивают взор зрителя; но за этими возвышенностями сквозь расселины открываются прекрасные местоположения, представляется новая сфера, по которой воображение парит на быстрых крылах своих. – И горизонт ума человеческого ограничен высотами веры, при которых истощается всякое знание, ослабеют самые проницательные мысли; но эта вера открывает для нас неизмеримые дали, где начинается бесконечное для сердца. Бесконечное есть область веры.
И в мире физическом, который Бог предоставил нашим исследованиям, на каждом шагу мы встречаем тайны. Часто не понимаем ни того, на что смотрим, ни того, что осязаем. Мы и не можем сомневаться в бытии вещей естественных и не знаем, как они существуют.
И вокруг, и вблизи нас есть множество вещей и предметов, для которых мы всегда дети.
И то, что дано тебе знать, гораздо выше твоего разума.
Если не постигаешь того, что под тобою, как постигнешь то, что выше тебя?
Удивительно ли, что там, где говорит Бог, недостаточно иногда человеческого разумения? Как часто дитя не понимает вполне того, что говорит ему человек совершеннолетний!
Силен Бог и то сотворить, что невозможно понять человеку. Таковы – все чудеса, эти действия Божьего всемогущества, превышающие законы природы и потому непонятные уму человека, которыми полна история христианской религии и которые преимущественно служат камнем преткновения для рационалистов, то есть признающих действительным и несомненным только доступное уму и выводимое из естественных законов.
Христианская религия такова, что если из истории ее основания и распространения устранить или выключить все чудесные факты, она тем не менее не потеряет своей чудесности и Божественности. «Христианство, – говорит блж. Августин, – основано или чудесами, или без чудес. Основано оно чудесами, значит, оно – истинная религия, потому что только Бог один может, как всемогущий Господь, Творец и Владыка природы, в чудесах проявлять всемогущество Свое. Если же чудесное основание нашей веры совершилось без чудес, то оно само есть чудо, высочайшее всех чудес. Потому что каким образом такое дело, превосходящее все силы человеческие, могло быть совершено такими делателями, при таких средствах и так скоро, решительно и полно?
Чудеса нарушают законы природы. Но это именно потому, что деятель их – не природа, не подзаконный природы, а Творец, Виновник природы и ее законов, хотя иногда и чрез посредство Своих рабов.
Не должно искать естественных доказательств на то, что превыше естества, или за недостатком их опровергать и не признавать неестественное.
Чего не понимаешь, тому можешь только удивляться, а отвергать его не дерзай.
Ум без веры есть слабый тростник, который непрестанно колеблется от ветра сомнений.
Вера для разума есть то же, что телескоп для глаза: с помощью телескопа глаз видит то, чего не может видеть сам по себе; он проникает в пространства, недоступные для него без этого предмета. Подобно тому и вера! Она только распространяет и укрепляет разум; она предоставляет ему заниматься исследованием всего, что доступно рассуждению; но там, где естественные силы разума изнемогают, там вера поднимает его и указывает ему истины новые, сверхъестественные, божественные; она дает ему проникать в тайные советы Божии.
И неверие также требует от своих поклонников твердой веры, только веры не спасающей, а гибельной.
Для чего Бог, сотворив человека разумным, не благоволил предоставить его в таком важном деле, как религия, руководству собственного его разума, но поручил его руководству веры? Блж. Августин говорит, что «так Бог поступил в этом деле собственно для Своей славы. Как господин не захочет, чтобы слуги его входили в исследование его повелений, особенно в делах тайных или важных, так и с величеством Божьим не сообразно, чтобы человек, сие ничтожное творение рук Его, входил с Ним в рассуждение о сокровенных и непостижимых намерениях Его Провидения и о порядке Его судеб». И в самом деле, должно согласиться с тем, что покорность, какую мы оказываем Богу через веру, есть дань, принадлежащая верховному Его владычеству.
Гордость и нечестие, нежелание лишиться мнимой свободы своего ума и желание избавить себя от упреков совести при свете веры, освещающей и обличающей действия злой воли, – вот основные причины неверия.
Таинства веры подобны солнцу; непроницаемые в существе своем, они озаряют и животворят тех, которые ходят во свете их в простоте сердца; они ослепляют только дерзновенное око, желающее проникнуть в них.
Нужно внимательнее и чаще рассматривать святые истины веры. Как свет солнечный тем более являет свое благотворное действие в растениях, чем они более обращены и открыты к нему, так и учение божественное тем более просвещает и оживотворяет верующих, чем более открыты к нему их умы и сердца.
Степень познания богооткровенной истины соразмеряется всегда успехами нашими в богоугодной жизни.
Чтобы убедиться в истине христианского учения, нужно начать жить по-христиански, потому что христианский образ жизни водворяет в душе мир и радость, с которыми человек, вкусивший их, не хочет расставаться и стремится к их Источнику – Искупителю нашему (ср. Ин. 7, 17).
Ты можешь быть заключенным в темной пещере, говорит один богослов, можешь иметь завязанные или выколотые глаза; но солнце ежедневно ходит по тверди в обычном своем величии и красоте. То же можно сказать и о вере в Господа Иисуса Христа. Пусть люди отвергают Его, пусть заключают свое сердце для Его благодати, свой дух для Его света, – Он верен в Своих обетованиях и царствует вовеки над всем миром видимым и невидимым.