Цвет и человек
Давным-давно, когда люди, одетые в шкуры, с криками бегали по лесам и полям. Когда звери и птицы были тотемами, а жертвоприношение считалось чем-то привычным и естественным. Тогда люди понимали цвет гораздо лучше, чем теперь. Они имели большую связь с природой и потому более умело пользовались удивительной силой цветов и оттенков. Жители первобытных общин связывали абстрактное понятие цвета с естественными цветами знакомых объектов. Красное – кровь, огонь; зеленое – трава; синее – небо, вода; белое – снег и т. д. Люди одушевляли цвета, наделяя их чертами зверей, птиц, растений и природных явлений. С годами вокруг человека становилось все больше рукотворных предметов. Их он раскрашивал в соответствии со своим внутренним представлением о характерах цветов. Символика цвета прошла большой путь от наскальных рисунков и боевой раскраски первобытных людей до сигналов светофора наших дней. Жизнь цвета в человеческом мире – область обширная и очень интересная. Попробуем затронуть ее в той мере, что будет необходима для раскрытия нашей темы.
Детство человечества и цвет
Много тысячелетий назад люди еще практически не умели вырабатывать краску. Однако они уже использовали цветные символы и самовыражались через цвет. Отказ от ахроматических изображений произошел естественным путем. Ведь разрешение многих насущных проблем требовало яркой и значимой символики. Как задобрить богов? Как устрашить врага? Как отличить себя среди соплеменников при выборе жен? Как слиться с лесом, стать волком, медведем, лисой? Среди многочисленных ответов на важные вопросы всегда находился и этот – воспользоваться цветом.
Вы думаете, что первобытные люди применяли широкую палитру цветов? Напрасно. Ученые заметили, что наиболее часто встречающиеся цвета наскальных рисунков – белый, черный и красный. Те же цвета выбирались и при исполнении важнейших ритуалов повседневной жизни.
Белый всегда нес в себе доброе начало. Этот ясный, «прозрачный» цвет естественным образом символизировал искренность и чистоту помыслов. Белый считался цветом жизни, мира, дружбы, счастья и развития. Животные белого цвета приносились в жертву самым могущественным богам. Белый всегда был рядом – он отпугивал злых духов, встречал человека при рождении и провожал в последний путь. Здесь уместно вспомнить и о том, что семенная жидкость и молоко матери, дающие жизнь, имеют белый цвет. Кроме того, белый – цвет дня, того времени, когда злые духи теряют часть своей силы. Именно поэтому добрые магические свойства белого цвета почитались и широко использовались многими первобытными племенами.
Тысячелетия назад… Зима… Первобытный человек сидит на скале и размышляет. А кругом – снег, нетронутый цивилизацией, белый, чистый, настоящий. Я представляю себе этот снег, когда мои мысли путаются, когда хочется покоя. Представьте и вы себе девственно чистый снег, на котором нет никаких следов. Закройте глаза. Вы на скале, кругом – снежная равнина. А с неба падают и падают снежинки. Они мягким, но плотным ковром покрывают все вокруг. Так исчезают ваши тревоги, сомнения, болезни. Вы начинаете мыслить ясно, спокойно, уравновешенно. Вы понимаете, что мир вокруг огромен и в чем-то даже безразличен по отношению к вам. Но это вас не пугает. Вам хорошо. Выполняйте это упражнение не более 5 минут. Возвращайтесь к теплу сегодняшнего дня медленно и спокойно.
Противовесом белого всегда был черный. Ночь, темнота, пустота, бездна, страх, смерть – именно эти образы формировали представление о черном. Магически этот цвет необычайно силен. «Черные» ритуалы всегда были связаны либо со смертью, либо с причинением вреда, установлением препятствий, прекращением некоторых процессов. Черной магии боялись и в то же время ее почитали как могущественную и неизведанную. Интересно, что белый цвет ни при каких условиях не имел отрицательного значения. Черный же в некоторых случаях мог означать силу, красоту, удачу и мудрость.
Черная защитаЛюбопытно, что черной краской раскрашивали лица не только темные колдуны. Известно, что младенцев или больных мазали углем или пеплом. Такие, «черненькие», они должны были производить удручающее впечатление на злых духов. Конечно, что с такого взять? Ведь он уже «черен».
Символика красного, единственного хроматического цвета из трех основных, различна и порой непредсказуема. В первую очередь красный ассоциируется с кровью. А кровь, как известно, вещество живое и оживляющее. Красный цвет – это сила, защита, устрашение, воскрешение. Большинство магических ритуалов, связанных с одушевлением, производилось с применением крови, а значит, и красного цвета. Силу красного признавали не только колдуны, но и воины, лечившие свои раны посредством прикладывания к ним красных тряпиц или красной глины. Вот она, первобытная цветотерапия! Впрочем, красный имел и свои негативные значения, особенно в сочетании с черным, – страх, траур, тревога, беда. Сочетание красного с черным и по сей день трактуется двояко. Это и неудержимая сексуальность, и глубокая скорбь по ушедшим.
КРОВЬ, ТРЕВОГА И РАДОСТЬ
В детстве я с удовольствием читала книгу ученого-археолога, писателя Александра Линевского «Листы каменной книги». В ней очень живо и естественно описывается история одного из племен, живших тысячелетия назад. Те детские впечатления я помню и до сих пор.
Вот, например, красный, черный и белый. Кровь, тревога и радость. Как внимательно читались знаки! Как сильно они влияли на настроение и поведение людей!
«На том месте скалы, где в эту ночь лежал убитый лебедь, сидел ворон и терпеливо выдалбливал из углублений камня кусочки замерзшей крови. Увидев людей, он недовольно покосился на них и, словно угрожая, приоткрыл клюв.
– Нехорошо! Ой, как нехорошо! – Лицо Белой Куропатки даже побледнело. – Не зря сторожит это место ворон. Гляди, как он сердито смотрит на нас».
Конечно, и прочие цвета были важны. Но все же по большей части они распространялись на отдельные географические или этнические области. Так, зеленый был важен в первую очередь для земледельческих племен. Он считался цветом плодородия и продолжения рода. Синий – цвет глубины, высоты, постоянства и мира – почитался у приморских народов. Желтый использовался в обрядах и ритуалах «детей солнца».
Цвета восточных культур
Триада «белый, черный, красный» имела большое значение и для жителей Востока. В Индии эти цвета соответственно интерпретировали как воду, землю и огонь или же как бытие, покой и активность. Красный повсеместно считался цветом военных действий. В то же время в Китае его воспринимали как праздничный и радостный. Японцы красным «окрашивали» гнев и любовь, а народы Среднего Востока – порочные наклонности. Черный цвет имел двойственное значение – в зависимости от обстоятельств он нес в себе зло или радость. Белый же, за редкими исключениями, ассоциировался с миром и добром. В Китае и Индии белый часто являлся визуализацией философских понятий. Например, понятие «дао», созидающее, но не имеющее физического проявления, во многом связано с белым цветом. Если обратить внимание на искусство даосов, то мы увидим такие символы, как белые аисты, журавли и хризантемы.
Аист – птица хорошая, добрая. На Востоке она символизирует почтение к старшим членам семьи и привязанность к детям. Известны факты, когда при перелете более сильные и молодые птицы несли на себе старых и больных.
Упражнение, которое я вам предлагаю, помогает разрешить проблемы, возникшие в семье. Закройте глаза и представьте себе глубокое синее небо. Издалека в вашу сторону летят два великолепных белых аиста. Перья их блестят в лучах солнца, и они производят впечатление свободных и здоровых существ. Представьте, что одна из этих птиц – вы, а другая – ваш муж (мать, сын, тесть). Поднимитесь вместе к облакам. Там, высоко в небе, встретьтесь и одарите друг друга теплыми взглядами. Полетайте так некоторое время, почувствуйте, как мысли ваши проясняются. Ощутите в полной мере любовь и уважение к той птице, которая летит рядом. Посмотрите вниз. Вы увидите крышу красивого богатого дома, на которой вы свили гнездо. Это ваш общий дом, в котором вы хотите жить, помогая друг другу. Спуститесь в это гнездо, переживите ощущение дома и постепенно вернитесь в обычное состояние.
К основной бело-черно-красной триаде восточные культуры добавили еще два символически важных цвета – сине-зеленый и желтый. В китайской философии желтый отождествлялся с энергией ян, в то время как синий или черный – с энергией инь. Желтый цвет всегда считался атрибутом императорского дома и потому особо почитался. Позитивное значение желтый имел также в Индии и Японии. Синий цвет в Китае означал мужество, силу и власть, а в Японии – низкие помыслы и измену. Зеленый же обладал положительной аурой в большинстве восточных культур. Для китайцев он означал молодость, для японцев – энергию и надежды на счастливое будущее.
Замуж в красномИндия – одна из стран, в которой обряды сегодня имеют такое же значение, как и многие тысячелетия назад. Так, свадебные торжества сохранились почти в том же виде, что и в Древней Индии. Основными цветами индийской свадьбы являются желтый, цвет верности, и красный. Дом, в котором проходит бракосочетание, украшают желтыми цветами. Гости красят себе лбы желтой краской и осыпают друг друга желтым порошком. Невесту наряжают в ярко-красное сари, а одежду жениха расшивают золотом. В процессе церемонии жених наносит красную краску на лоб и волосы невесты, и только после этого молодые становятся мужем и женой.
Любимые цвета египетских богов
В Древнем Египте с особым почтением относились к солнечному свету, который виделся желтым, золотым или белым. Эти цвета считались божественными, в них облачались служители культа. Животные таких цветов, конечно, были священными.
Цветовые предпочтения древних египтян во многом связаны с Осирисом, богом мертвых, владыкой подземного царства. Легенда гласит, что некогда Осирис был божественным земным царем. Но происки брата-предателя привели его к смерти. Осирис обычно изображался с зеленоватым цветом кожи. Для египтян это цвет земли и растений, необходимых для полноценной жизни. Красный также был священным в Египте, поскольку символизировал цвет крови, некогда пролитой Осирисом.
Божественные подвиги и грехиБог Осирис и его жена, богиня Исида, считались первыми земными правителями Египта. Осирис и Исида были очень добры к людям. Они дали своим подопечным новые знания о земле и растениях, научили жить в согласии с природой. То было счастливое время. Но в недобрый час брат Осириса Сет возмечтал о том, чтобы стать правителем мира. Сет понимал, что Осирис непременно встанет у него на пути, а потому без сожаления убил брата. Тело Осириса он сбросил в Нил. Но Исида нашла его и спрятала в тростнике. Ночью Сет охотился на побережье и случайно нашел тело брата. В гневе Сет разрубил его на четырнадцать частей и разбросал по миру. Верная Исида нашла все части и возвела четырнадцать святилищ в память о своем любимом. Именно в местах этих святилищ и возникли первые центры египетской культуры.
Немалое символическое значение имел и синий цвет, принадлежащий Ра, верховному богу солнца. Ведь Ра живет на небе, которое в большинстве случаев окрашено синим или оттенками синего. Черный же цвет у египтян, как и у многих других народов, имел негативное значение – смерть, грех, предательство, нечестивость.
Когда цветом владела философия
В античные времена умы людей были заняты созданием новых философских идей. Где-то шли кровопролитные войны, а совсем рядом ученые мужи открывали школы и излагали небывалое знание. Языческие понятия уходили в прошлое, взамен возникали новые представления о мире и человеке.
В таких обстоятельствах, конечно же, многие былые цветовые символы утратили свое значение. Их место заняли новые, все еще с магической сущностью, но уже с естественно-научной основой. Можно сказать, что античные философы приблизились к представлениям о цвете, которые приняты сегодня. Их теории о цвете сочетают в себе абстрактные символы, научные соображения и эстетические нормы того времени.
Философские школы Древней Греции с успехом развивали свои учения, подкрепляя абстрактные соображения цветовыми ассоциациями. Так, Эмпедокл, известный философ, оратор, политик и поэт, основал учение о четырех стихиях, образующих корни всех вещей. Этими стихиями являются земля, огонь, воздух и вода. Они вечны, неизменны во времени, заполняют все сущее и находятся в непрерывном движении, постоянно смешиваясь и снова разъединяясь. При этом каждой из стихий Эмпедокл присвоил свой цвет. Землю он «окрасил» желтым, огонь – красным, воздух – белым, а воду – черным.
Вслед за Эмпедоклом воздадим должное красному огню и мы с вами. Давайте наполним себя энергией и теплом, попутно уничтожив проблемы, гнетущие нас.
Закройте глаза и представьте себе большой костер. Красные языки пламени лижут поленья, быстро превращая их в горстки золы. От огня веет жаром, но вы знаете, что он не причинит вам вреда. Вы смотрите на костер, слегка прищурив глаза, и постепенно согреваетесь. В какой-то момент к вам приходит желание действовать. Мысленно положите перед собой несколько сухих поленьев. Свяжите каждое из них с одной из проблем, которые мучают вас в настоящий момент. А теперь начинайте по очереди подбрасывать «проблемные» поленья в огонь. Вот уже первое полено тронуто пламенем. Оно чернеет, обугливается, начинает распадаться на части. Вы чувствуете, как узел, завязанный внутри вас, начинает распускаться. Вам становится легче, легче, легче. Эта проблема больше не существует – вы знаете, как справиться с ней. Когда первое полено догорело, беритесь за следующее. Я не советую вам сжигать более трех проблем за один раз. Но с двумя-тремя вы вполне можете справиться. По окончании упражнения поблагодарите огонь и медленно вернитесь в обычное состояние.
Греция прославилась своими великими философами. Развивая учения друг друга, вступая в споры, разрешая противоречия, они создавали греческие (да и не только греческие) культуру и науку на протяжении столетий. Цвет все это время стоял на службе у философии. А может быть, философии это просто казалось?..
Демокрит, основоположник атомистического учения, с большим интересом занимался проблемой цвета. Он даже написал трактат «О цветах», в котором выделил четыре основных цвета: белый, черный, красный и желто-зеленый. Белое – это то, что гладко, как внутренняя поверхность морской раковины, то, что прозрачно и не создает теней. Черное противоположно белому. Оно шероховато, неровно, беспорядочно и вызывает тени. Красное – нечто густое и большое, накапливающее тепло. Желто-зеленое – это смесь плотного и пустого. При смешении основных простых цветов получаются иные, более сложные. Так, золотистый – это смесь белого и красного. А при смешении красного, белого и черного (при большой доле красного и малых долях белого и черного) получается пурпурный цвет. Как видите, теория Демокрита во многом лишена материальных опор и в целом не связана с миром реальных объектов.
Аристотель подошел к цвету с практической точки зрения. Он провел ряд экспериментов, таких, например, как прокаливание земли или сжигание различных материалов. На основе наблюдений он выделил три основных цвета и придал им символические значения. Таким образом, к белому цвету были отнесены земля, воздух и вода, к желтому – огонь, а к черному – распад, неравновесие, переходность состояний.
Платон в своей философской системе отошел от зрительного восприятия цветов. Он говорил об их умозрительном происхождении и абстрактной сущности. Так, синий цвет представлялся ему божественным, красный – мужественным, а желтый – женственным.
Древние римляне не слишком расширили диапазон почитаемых прежде цветов. Основными по-прежнему считались белый (цвет величия и благородства), желтый (цвет Аполлона, бога солнца), красный (цвет Марса, бога войны) и синий (цвет Юпитера, повелителя неба). Значимым считалось сочетание белого с красным. Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, производил сильное впечатление. Тепло относились римляне к зеленому – цвету Венеры, богини любви и красоты. Однако зеленый считался чисто женским и в мужской одежде являлся признаком излишней изнеженности.
Что носил императорРимская благородная тога – своего рода плащ. Это кусок материи приблизительно 6 метров в длину и 1,5–2 в ширину, оборачиваемый вокруг тела. Один свободный конец тоги перекидывали через плечо. Руки и ноги до колен оставались открытыми. Носить тоги позволительно было лишь людям высокого происхождения. До сегодняшнего дня бытует выражение «рядиться в тогу», то есть выдавать себя за того, кем ты нам самом деле не являешься.
Цвет тоги был очень важен, поскольку сразу указывал на принадлежность человека к тому или иному сообществу. Так, император, и только он, носил пурпурные тоги, порой расшитые золотом. Граждане, имевшие высшие государственные должности, надевали белые тоги с пурпурной полосой по краю. Простые белые тоги, «кандиды», позволительно было носить тем, кто ожидал утверждения в должности. Именно отсюда и произошло известное нам сегодня слово «кандидат».
Как цвета прощались с богами
Шли столетия, и божественный пантеон постепенно уступал свое место Богу Единому. Много было вопросов, споров, войн; новое мировоззрение и новая религия набирали все большую силу. Изменения происходили в самых разных областях знания, морали, философии. Не избежали этого и представления о свете и цвете. Язычники практически отождествляли цвета с божествами. Христиане же стали рассматривать цвет как одну из ипостасей Бога, как одну из сущностей, Им сотворенных.
Появилось, конечно же, много новых цветовых символов. При этом цвета порой вызывали самые разные ассоциации. Например, красный имел позитивное значение (кровь Христа) и по-прежнему считался царственным. И в то же время ему нередко приписывали траурный оттенок. Желтый в раннем христианстве был цветом Святого Духа. Но довольно скоро начал приобретать негативный смысл – предательство, трусость, отступничество. Так, еретиков перед сожжением на кострах облачали в желтые одежды, а Каина и Иуду Искариота церковные художники рисовали с желтыми бородами. Зеленый символизировал поверхность земли, покрытую растениями, и, соответственно, земной путь, пройденный Иисусом. При этом жадность и зависть также были зеленого цвета. Зеленым же был и недобрый глаз сатаны. Серый и коричневый цвета, скорее всего, чисто ассоциативно означали бедность, убогость, болезни и не были любимы знатью.
Безусловно, позитивным остался лишь белый цвет, символизирующий чистоту, святость и родство с божественным светом. Черный же, цвет мрака, воспринимался с некоторым страхом и в то же время с должным смирением, поскольку черное также сотворено Богом. А Творец всегда знает, куда направить свет и какие области этого света лишить. Черный по-прежнему был цветом ухода от жизни, от мира. Он и по сей день остается цветом траура, а также монахов – людей, добровольно отказавшихся от жизни в миру.
Розы алая и белаяПозднее Средневековье отмечено Войной Алой и Белой розы. А вы знаете, при чем здесь розы? Оказывается, почти ни при чем. В 1455–1487 годах в Англии две ветви могущественной династии Плантагенетов, Ланкастеры и Йорки, начали борьбу за власть и корону. Ланкастеры избрали для себя в качестве эмблемы красную розу, а Йорки – белую. Многие заблуждаются, считая, что эти цветы украшали гербы этих фамилий. На самом деле, будучи родственниками, Йорки и Ланкастеры имели похожие гербы, на которых были изображены три леопарда и три лилии. Розы же были лишь символами и носились в виде значков и нашивок. Происхождение этой символики так до конца и не выяснено. Известно, правда, что Йорки с давних пор уважали белую розу, знак Богородицы. Не исключено, что Ланкастеры выбрали свою эмблему в противовес эмблеме врагов.
Средневековье отмечено сильным всплеском интереса к алхимии. То была интереснейшая наука о превращении веществ, своего рода «предхимия». Алхимики стремились найти, выделить, сотворить удивительный материал – философский камень. С помощью философского камня, по их представлению, неблагородные металлы можно превращать в благородные, совершенные (например, получать золото из свинца). Безусловно, это лишь практическая сторона алхимии – науки, которая имеет весьма глубокие философские корни. Нас же интересует ее магическая сторона, тесно связанная с представлениями о цвете. Главными, важнейшими цветами считались, как и прежде, белый, черный и красный. Черный символизировал начальную стадию превращения и первичную материю. Белый связывался с ртутью и означал просветление, преобразование, откровение. Красный же был приближен к конечной, «золотой» цели. Его ассоциировали со страданием и одновременно с возвышением, которые и приводят к получению камня.
Ну, что же. Алхимики искали способ превращения металлов в золото. Женщины, да и мужчины тоже, стремились владеть золотыми драгоценностями. За золотые монеты шла борьба – от уличных боев до настоящих войн. А золотой цвет жил своей жизнью, излучая счастье, независящее от рыночных цен.
Попробуем и мы приобщиться к золотому сиянию счастья. Представьте себе слиток золота. Он лежит перед вами, излучает золотистую энергию, притягивает взгляд. Думайте об этом слитке не как о куске металла, а как о высокой субстанции. Излучаемые лучи доходят до вас, обволакивают. Вам становится тепло, хорошо, очень хорошо. Вы чувствуете потребность быть счастливым и понимаете, что эта потребность вот-вот будет удовлетворена.
Теперь представьте, что золото начинает нагреваться. Вот оно уже плавится и очень скоро потечет. Вообразите образ своего счастья и приготовьте для расплавленного золота соответствующую форму. Когда золото станет жидким, вылейте его в форму. Подождите, пока металл остынет. Во время ожидания вы почувствуете расслабление и огромную радость. Еще бы! Вот он перед вами – золотой образ вашего счастья. Зафиксировав его в своем сознании, возвращайтесь в обычное состояние.
Цвет – это красиво!
Эпоха Возрождения в Европе. Прекрасное время! Период обращения к личности человека, стремления к развитию и нравственному совершенствованию. Это время осознания и созидания Прекрасного. В этот период цвет становится куда более свободным. Его начинают применять явно, открыто, осознанно, творчески. Цвет делается неотъемлемой частью науки и искусства. Постепенно он теряет свой мистический оттенок и становится предметом изучения и практического применения. Рождаются новые понятия и даже целые теории об использовании цветов и гармонии цветовых сочетаний.
Люди все больше рассуждают о вкусе в одежде и оформлении помещений. Разодетые в наряды ярких цветов буржуа вызывают смех. Дворяне же постепенно приходят к тому, что «низменные» цвета Средневековья, серый и коричневый, иногда могут быть и весьма полезными. Куда практичнее отправляться в далекое путешествие в темном неброском одеянии, чем в светлых одеждах, которые дорожная пыль очень быстро превратит в серые тряпки. При этом светские мероприятия устраиваются с большим изяществом. Наряды тщательно подбирают. Появляются известные и любимые всеми портные – те, которые владеют умением сочетать ткани разных цветов. Причем для всех случаев жизни – от балов до загородных прогулок.
Наряды дам и кавалеров из высшего общества были самыми разнообразными по покрою и цвету. Большим спросом пользовались орнаменты из природных элементов – цветов, листьев, фруктов, птиц, животных. В рисунке фона также широко применялись растительные детали. Праздничные платья имели насыщенные красивые тона. Наибольшей любовью пользовались голубой, изумрудный, золотистый, холодный красный. Траурные же платья были не только черными, но также фиолетовыми или коричневыми. Кстати, отношение к фиолетовому как к траурному, печальному сохраняется и по сей день.
О «бедре испуганной нимфы»Забавно, что в XV веке и позже тонам и полутонам известных цветов начали давать новые милые имена. Они носили ассоциативный, а возможно, и иронический характер. Так, среди розовых оттенков можно было встретить «бедро испуганной нимфы», «расцарапанное лицо», «обычный окорок» и «веселую вдову». Красно-оранжевый называли цветом «адского пламени». Светло-коричневый или рыжевато-желтый именовали «брюхом жирафа» или «жирафом в изгнании». Зеленовато-серый – «влюбленной жабой», темный фиолетово-синий – «аметистовой ночью», а красно-коричневый – «пьяной вишней». Примерно тогда же появилось и название любимого нами сегодня цвета морской волны.
Кто управляет – мы или цвет?
Просвещение с его стремлением к объективности и культом разума довершило разрыв цвета с божественной символикой. Новые знания о физических характеристиках света и, соответственно, цвета заставили людей иначе взглянуть на природу этого явления. Тем не менее цветовые символы и ассоциации в полной мере бытовали как у простонародья, так и в интеллектуальных кругах. Разрабатывались новые системы представления о цвете. Исследователи увязывали цвета с геометрическими фигурами, звуками, мыслительными операциями, нравственными и философскими категориями. Художники сотрудничали с учеными и вырабатывали новые идеи как в области физики, так и в области искусства.
С развитием науки люди все больше и больше узнавали о цвете, о самых разнообразных его свойствах. Сегодня цвет – это вполне обыденное явление, одновременно являющееся и сложным объектом для изучения, и мощным средством для обучения, воспитания, развития, лечения. Существует множество устоявшихся цветовых символов, которые встречаются нам каждый день. В значительной мере они регулируют поведение человека, но это никак не фиксируется в нашем сознании.
Если спросить нашего современника о цветовых символах, то в первую очередь он вспомнит о сигналах светофора. Красный – запрещающий, зеленый – разрешающий. Многие скажут, что черный – цвет смерти, а фиолетовый – грусти. Белый, вероятно, окажется холодным, ангельским или безразличным. Серый – скучным, синий – спокойным.
Стойте, ждите, идитеНаш привычный регулировщик уличного движения, светофор, родился в Лондоне в 1868 году. Создателем его был инженер Дж. П. Найт. Светофор Найта не был светофором в современном смысле слова. Световые сигналы он подавал лишь ночью. А днем регулировал движение с помощью двух семафорных крыльев. Горизонтальное положение крыльев означало «проезд закрыт». Опущенные же под углом 45 градусов крылья призывали соблюдать осторожность при движении. Управлял ими специально обученный человек. Непродолжительная карьера первого светофора окончилась бесславно – через четыре недели он взорвался, унеся с собой жизнь одного полицейского. Неудивительно, что лондонцы после этого еще долгое время не возвращались к подобной идее.
В начале XX века Э. Сиррин, житель Чикаго, попробовал рационализировать изобретение Найта. Его светофоры были автоматическими, и в их работе уже не должен был участвовать человек. Светофор Сирина все еще не был снабжен привычными нам цветными кругами. Вместо них пешеходы и водители видели две надписи: «Стойте» и «Идите».
В 1912 году американец Л. Вайр создал первый электрический светофор. А в 1918 году У. Поттс и Дж. Харрис, также американцы, придумали ту систему дорожной сигнализации, к которой мы привыкли сегодня, – красный, желтый, зеленый.
Красный сегодня – цвет революций, протеста, борьбы, запретов и в то же время радости и красоты. В дорожном движении он используется в запрещающих знаках. В спортивных играх за нарушения выдают красную карточку. При этом мы видим множество чудесных тонов красного в природе – цветы, осенние листья, плоды. И мы любим красный, потому что он дает нам заряд позитивной энергии, импульс бодрости и активности.
Зеленый цвет связан с природой и здоровьем. Большинство экологических движений мира использует зеленую символику. В последнее время аптеки поменяли на своих вывесках красные кресты на зеленые. Зеленый цвет ассоциируется у нас с травой, лесом, покоем и отдыхом. Однако есть и у зеленого некоторые негативные значения. Например, в русской культуре болотные кикиморы, персонажи злые и опасные, имеют зеленый цвет кожи. Известно также выражение «тоска зеленая», говорящее о скуке и маете.
Желтый – предупреждающий цвет (как, например, на светофоре). Порой он означает безопасность, но иногда тесно связан с психическим нездоровьем (всем известно выражение «желтый дом»). Есть и ряд других негативных устойчивых связей с желтым цветом. Например, «желтая пресса» – это пресса грязная, не чурающаяся подлых методов получения и представления информации. Но будем все-таки справедливы к желтому – он солнечный, яркий, витаминный. Это цвет свободы, разрядки и творчества.
Психика человека удивительна. Она умеет и любит ставить самые разнообразные запреты, казалось бы, без всякой логики. Конечно, разумно ограничивать себя в некоторых вещах – есть поменьше мучного и жирного, не лежать подолгу в постели, не сидеть у телевизора часами. Но как быть с обидными и неестественными запретами на любовь, радость, общение? Если вы чувствуете потребность в снятии такого рода ограничений, это упражнение для вас.
Представьте себе большой круг красного цвета. Это ваш барьер, запрет, комплекс неполноценности. Постарайтесь взглянуть на него без страха и напитаться энергией чистого красного. Теперь, когда у вас есть новые силы, заставьте красный цвет постепенно преобразоваться в желтый. Вы видите перед глазами желтый круг? Отлично! Это цвет ожидания и в то же время раздумья. Пусть ваш разум укрепится за счет энергии желтого. А вы пока подумайте о том, как хорошо вам будет жить, когда ваша проблема покинет вас навсегда. Если вы чувствуете, что уверенность в победе стала полной, позвольте желтому кругу трансформироваться в зеленый. Этот новый круг символизирует открытую дорогу, по которой вы теперь пойдете самостоятельно. Полюбуйтесь зеленым цветом. Почувствуйте волны спокойствия, исходящие от него. Насладившись новым ощущением свободы, закончите упражнение. В будущем почаще вспоминайте ваш зеленый круг и при необходимости повторяйте упражнение.
Черный – цвет магии, тайны и страха перед высшими силами. Это цвет анархистов и ряда других нетрадиционных философско-политических течений. В черное в нашем представлении одеты вестники и представители смерти – физической или духовной. Однако черный – это прекрасный фон для многих других цветов. Отсутствие какого-либо цвета делает черный союзником художников, дизайнеров, фотографов и вообще людей творческих профессий.
Белый цвет в наши дни, как и прежде, противопоставляется черному. И это не удивительно. Впрочем, сегодня черно-белые (ахроматические) композиции довольно популярны. Так, черно-белая одежда весьма уместна при деловой встрече, а черно-белые фотографии обладают особой выразительностью. Белый сегодня не теряет своего изначального содержания – невесты до сих пор по большей части одеваются в белое. В то же время чистый, сплошной белый цвет многим представляется пугающим. В нем усматривают бесконечность, пустоту, отсутствие эмоций и жизни. Это и понятно: белый – цвет седины (а значит, старости), а также зимы и суровых холодов.
Синий – очень интересный цвет. Он может дать и нежный бледно-голубой тон, и иссиня-черный. В некоторых языках, например, в английском, нет отдельных слов для обозначения тонов синего. В прежние времена синий или, скорее, голубой был цветом благородным. О людях высокого аристократического происхождения говорили «голубая кровь». Со временем это выражение приобрело несколько пренебрежительный оттенок. Так стали говорить иногда о высокомерных людях, лентяях и белоручках. Есть с голубым цветом еще одна известная спорная ассоциация – мужской гомосексуализм. В целом мы воспринимаем синий как цвет неба и моря и потому видим в нем глубину и спокойствие, правда порой кажущееся.
Сегодня мы управляем цветом и пользуемся возможностями, которые он дает. Цвет же со своей стороны также управляет нами. Он ежесекундно воздействует на наше подсознание и в искусных руках может стать великой силой – возрождающей или разрушительной. Так как же цвет влияет на организм человека, на его настроение и самочувствие? На этот интереснейший вопрос я постараюсь ответить в следующей главе.