Вы здесь

Цвета естественных вибраций. Возвращение здоровья. Цветовидение (Тин Ли, 2013)

Цветовидение

Глядя в глаза человеку, я понимаю его чувства – радость или грусть, испуг или готовность к приключениям, отмечаю улыбку или слезы. С помощью взгляда я стараюсь показать то, что не могу выразить словами. Я живу, играю, рискую и жду ответа от того, кто на меня смотрит. Как и многие другие люди, я воспринимаю глаза в первую очередь как зеркало души моего собеседника. Но порой у меня возникает странное ощущение… Это происходит тогда, когда я задумываюсь о том, что глаз на самом деле является удивительным физическим прибором. Этот прибор позволяет видеть мир во всем его многообразии. С помощью глаз мы получаем информацию о количестве и силе света, о цвете и его оттенках, о формах и размерах предметов. Каждый глаз-прибор уникален. Даже у одного и того же человека левый и правый глаз воспринимают сигналы от окружающей среды по-своему. Думаю, вы, как и я, хотели бы понять, что же это за сигналы и как их интерпретируют органы человеческого зрения. Попробуем разобраться.

Каждый объект – будь он рядом с нами или, наоборот, за тысячи километров от земного шара – излучает или отражает свет. Надеюсь, вы еще не забыли школьную физику и понимаете, что свет – это электромагнитные волны разной длины. Некоторые из них представляют собой видимый свет, воспринимаемый глазом человека. Глаз, в свою очередь, снабжен светопреломляющим аппаратом, который формирует оптическое изображение объекта и направляет его на светочувствительную оболочку. Эта оболочка называется сетчаткой; в ее воспринимающих клетках, колбочках и палочках заключены светочувствительные вещества. Колбочки менее чувствительны, чем палочки, и потому они отвечают за дневное зрение человека. Палочки же помогают видеть в темное время суток: они ответственны за так называемое сумеречное зрение. Под воздействием света в палочках и колбочках возникают фотохимические реакции, провоцирующие импульсы. Эти импульсы через оптический нерв направляются в мозг.

Нормально работающий зрительный аппарат дает правильное, то есть общепринятое, представление о расположении предметов, их формах и цветах. Специалисты говорят о форменном, глубинном и цветовом видах зрения. Первый вид отвечает за восприятие форм предметов и тесно связан с остротой зрения. Вы, конечно, знаете, как выявляется такое нарушение остроты зрения, как близорукость. Человеку предлагается отойти на некоторое расстояние от таблицы с буквами и прочитать те, которые расположены в нижней строке. Близорукий человек не в состоянии различить формы некоторых букв, иначе говоря, он плохо видит. Врачи корректируют функции ослабленного зрительного аппарата посредством сложных операций, очков или контактных линз. Другой вид нарушения форменного зрения – дальнозоркость – проверяется более сложным путем с помощью специальных приборов.

Глубинное, или пространственное, зрение позволяет оценивать глубину пространства и определять расположение одних предметов относительно других. При этом работают такие умения человека, как сравнение размеров видимых объектов с размерами хорошо знакомых предметов; оценка расположения на предмете света и теней; изменение в напряжении глазных мышц при переводе взгляда с одной вещи на другую и др.

Посмотрите в сторону окна и сфокусируйте свой взгляд на небольшом далеком объекте – верхушке дерева, птице, антенне. А затем снова переведите взгляд на этот текст. Вы обязательно почувствуете, как работают мышцы ваших глаз.

Пусть глаза отдохнут!

Компьютер, телевизор, деловые бумаги, книги… В наше время глазам так трудно! Ведь они постоянно находятся в напряжении. Помогайте же вашим глазам! Каждые 2 часа переключайтесь с «ближнего» зрения на «дальнее», то есть смотрите вдаль. Работая, время от времени закрывайте глаза на 1–2 минуты. Делайте простые, всем известные упражнения: смотрите, поворачивая голову в разные стороны, сводите взгляд к переносице, часто-часто моргайте. Ну и конечно, применяйте простые методы цветотерапии. Купите несколько достаточно больших кусков ткани чистых цветов и смотрите на них. Но не увлекайтесь – для одного сеанса вполне достаточно двух минут. Красный цвет поддерживает остроту зрения. При атрофии зрительного нерва помогут оранжевый и желтый. При близорукости хороши зеленый и голубой. Катаракты и глаукомы боятся синего и фиолетового цветов.

Различать цвета предметов человеку помогает цветовое зрение. Великий русский ученый М. В. Ломоносов первым выдвинул гипотезу о трехкомпонентности цветового зрения. Идея эта состоит в том, что человеческий глаз воспринимает три основных цвета: красный, зеленый и синий. При их смешивании в различных пропорциях человек получает возможность увидеть и все остальные цвета. Сегодня гипотеза Ломоносова полностью подтверждена и объяснена с точки зрения физических и физиологических законов. Говоря простыми словами, колбочки, способные воспринимать информацию о цвете, бывают трех видов: «красные», «синие» и «зеленые». Они содержат разные пигменты и поглощают световые волны различных длин. Свет, отражаемый объектом, раздражает те или иные колбочки, и в мозг поступают соответствующие сигналы, которые и позволяют нам увидеть цвет.

Дневной свет мы видим белым и поэтому нередко пользуемся словосочетанием «белый свет». А между тем это смесь видимых цветов из диапазона от красного до фиолетового. Так-так, скажете вы, от красного до фиолетового? Где-то мы это уже слышали. Ну конечно! Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Радуга! Удивительная дуга, которая встает над морем или городом после хорошего летнего дождя. А теперь – с небес на землю. Кое-кто еще в XVII веке умудрился подчинить себе силы природы и создать. искусственную радугу! Это был великий ученый-физик Исаак Ньютон. Он направил солнечный свет на треугольную призму и получил при этом спектр, то есть весь набор цветов радуги.

Упражнение «Моя радуга»

Я люблю это несложное упражнение и часто выполняю его по утрам. Оно помогает мне весь день быть в тонусе. Итак, закройте глаза и представьте, что сидите в уютном лесном шалаше. Пахнет хвоей, травой и цветами. Снаружи – дождь, грибной летний дождь. Капли заставляют листву мягко шуршать, а утреннее солнце освещает все вокруг нежным цветом. Вы сливаетесь с гармонией природы и находитесь в ожидании чуда. Вдруг вы понимаете, что дождь прекратился, и выходите из шалаша. Над вами – чистая красивая радуга. Поднимитесь ввысь и пройдите сквозь радугу. Сначала вы наполняетесь красным цветом, который передает вам свою силу. Затем оранжевый будит в вас чувственность. Желтый пополняет чашу интеллектуальных сил. Зеленый избавляет от негатива и дарит любовь. Голубой воссоздает внутреннюю гармонию. Синий успокаивает нервную систему. Фиолетовый согревает, пробуждая созидательную энергию. Насладитесь каждым цветом (но не более 15–20 секунд). Завершая упражнение, поблагодарите каждый цвет и всю радугу в целом.


Вот вам и белый свет! На самом деле он получается при стопроцентном смешении трех основных цветов спектра (мы видим белый цвет, когда «красные», «синие» и «зеленые» колбочки раздражаются одинаково). Если же взять цветовую смесь, в которой содержится по 0 % от каждого из основных цветов, то получится черный. Иначе говоря, при отсутствии отражаемого света мы не можем ничего увидеть.

При слабом освещении, как вы уже знаете, в системе зрения работают палочки, а они лишены цветочувствительности. Поэтому в темноте или глубоких сумерках человек не различает цветов. Недаром говорят – ночью все кошки серы.

При хорошем же освещении мы видим цвета во всем их многообразии. Выделяем яркость и насыщенность цветов, различаем их оттенки. Яркость цвета зависит от того, насколько темным или, наоборот, светлым является цвет. Чем больше света отражает поверхность предмета, тем выше будет яркость цвета. Степень насыщенности определяется довольно интересным способом. Например, чтобы определить, какой из двух красных предметов имеет более насыщенный цвет (какой из них «краснее»), берут предмет нейтрального (серого) цвета той же яркости, что и красные цвета. Тот цвет, который сильнее отличается от нейтрального, и является более насыщенным.

Вы, конечно, слышали слова «хроматический» и «ахроматический». Они имеют непосредственное отношение к цветам. Ахроматические цвета представляют собой тона серого, и потому мы называем их бесцветными (вспомните о кошках ночью). Хроматические же имеют непосредственное отношение к спектру. Помните, в спектре присутствуют три основных цвета: красный, зеленый, синий? Так вот, для каждого из них есть пара – цвет, который при оптическом смешении с основным дает ощущение белого цвета. Для красного такой парой является голубой, для зеленого – пурпурный, для синего – желтый. Голубой, пурпурный и желтый цвета называют дополнительными к основным.

Положите на синее лимон

Несмотря на то, что желтый и синий цвета являются в оптическом смысле противоположностями, они очень дружны между собой. Если у вас повышено давление и кровь слишком сильно приливает к голове, помогите себе с помощью синего куска ткани и простого лимона. Нет-нет, есть лимон не нужно! Просто расстелите ткань и положите на нее этот фрукт. В течение 3–7 минут смотрите композицию с расстояния около полутора метров. Желательно, чтобы в поле зрения попадали только ткань и лимон. Больше ничего. Во время выполнения упражнения постарайтесь максимально расслабиться.

Конечно, не стоит забывать и о лекарствах, необходимых при повышенном давлении. Но мягкое действие цветотерапии непременно произведет свой положительный эффект.


Каждый хроматический цвет относится к какому-то спектральному цвету. Говорят, что цвета, сходные с одним и тем же цветом спектра, имеют одинаковый оттенок. При смешении цветов спектра друг с другом, а также с белым или черным получаются различные тона. Так, темно-розовый и бледно-розовый цвета имеют одинаковый оттенок красного. Но при этом они имеют разные тона, так как к ним подмешано различное количество белого цвета. Эти цвета оказывают разное влияние на человека. Темный сильнее возбуждает, а бледный дарит больше чувственности и романтизма.

Как ни странно, каждый цвет имеет свою температуру. Конечно, она не слишком похожа на привычную нам температуру воздуха или воды. Однако знания о ней помогают правильно подбирать освещение и сочетать цвета друг с другом. Чем ближе цвета к красному оттенку, тем они теплее; чем ближе к синему – тем холоднее. Наверняка вы слышали, как художники, дизайнеры, фотографы, рассуждая о композициях, оперируют понятиями «теплый цвет» или «холодный цвет». Правильное сочетание теплых и холодных тонов порой может дать удивительной красоты результаты в самых разных сферах нашей деятельности – от живописи до строительства.

Интересно, что все люди видят цвета по-разному. Это связано с тем, что устройство каждого глаза уникально. Но тем не менее есть нечто общее в структуре органов зрения, что позволяет всем воспринимать и называть цвета более или менее одинаково. Существенные отклонения в восприятии цветов возникают при цветовой слепоте. Полная цветовая слепота, при которой человек не может выделить ни одного цвета, встречается крайне редко. Частичная же, или дальтонизм, возникает несколько чаще. Самый распространенный вариант дальтонизма – дихромазия, при которой «красные» колбочки восприимчивы также к зеленому цвету, или наоборот. Человек, страдающий дихромазией, различает лишь яркость красного и зеленого. Качественно же эти цвета представляются ему одинаковыми. Подобное отклонение в зрении впервые было описано Дж. Дальтоном, который был сам подвержен частичной цветовой слепоте. Именно по имени этого английского химика и физика дихромазия была названа дальтонизмом.

Женский дальтонизм – вымысел?..

Мне неоднократно приходилось слышать: дальтонизмом страдают только мужчины. На самом деле это не так. Конечно, цветовая слепота встречается у мужчин в 16 раз чаще, чем у женщин. Но и у последних она иногда бывает. Порой дальтонизм передается по наследству, но и это случается не очень часто. Цветовая слепота не влияет на качество повседневной жизни. Однако в некоторых случаях неспособность к различению цветов накладывает строгие ограничения. Прежде всего это касается вождения автотранспортных средств и всех профессий, связанных с обработкой цветовых данных (например, с настройкой телевизоров).

Способность к различению цветов делает нашу жизнь яркой. Благодаря ей мы можем со вкусом одеваться и украшать наши дома. Любуемся природой и произведениями искусства. При умелом использовании языка цвета можем подавать знаки, говорящие о наших желаниях, радостях и огорчениях. Цвета обладают большой целительной силой, они помогают расслабиться, зарядиться энергией, сбросить усталость и даже избавиться от ряда физических недугов. Научно доказано, что цвет оказывает влияние на психологическое и физическое состояние человека. Безусловно, способ и сила его воздействия зависят от тона, яркости, насыщенности, а также от возраста, пола, физиологических и психологических особенностей человека. И все же есть некоторая общность психофизиологического восприятия цветов. Сообразуясь с этим, ученые и врачи проводят исследования и изобретают самые разнообразные методы цветолечения. Об этом и пойдет речь далее. Я расскажу вам о психологических характеристиках цветов и их влиянии на человека, познакомлю с разными методами диагностики и лечения с помощью цвета. Но прежде всего давайте ненадолго погрузимся в прошлое и узнаем, как относились люди к разным цветам в прежние времена.

Почему сердится бык?

А различают ли цвета животные? Ученые утверждают, что многие из братьев наших меньших видят мир почти ахроматическим. Конечно, есть и исключения. У приматов, например, довольно много колбочек, отвечающих за цветовое зрение. А вот у быков колбочек почти нет. Так что собираясь на деревенскую прогулку, спокойно надевайте красное. Если бык и разозлится на вас, то вовсе не потому, что ему не понравится цвет вашей одежды. Откуда же появилось забавное поверье о нелюбви быков к красному цвету? Оказывается, во всем виновата коррида. Тореро размахивает перед носом быка красной тряпкой, и зрители думают, что она-то и является главным раздражителем животного. Но, конечно, бык реагирует лишь на движения, звуки и прикосновения. Да и особи для корриды выбираются специальной «злой» породы. Красная же тряпка – это только символ праздничного и в то же время кровопролитного зрелища.