7
В истории Ромейской империи имеются похожие события. Известно два царьградских императора с именем Василий – Василий I Македонянин и Василий II Болгаробойца.
Василий I правил в 867—86 г. Официально Василий умер вследствие несчастного случая на охоте 29 августа 886 года. По Табари несколько времени спустя после смерти Василия известие о перемене правления в Константинополе дошло до двора халифа через Язамана, послы котораго, явившись из Тарса, передали сведения о том, что «три сына тирана греков напали на него, убили и избрали одного из них царем над собою». В другом месте под 270 годом (11 июля 883—28 июня 884 г.) Табари говорит: «в этом году был убит царь греков, известный под названием сына Славянина».
Указание на то, что Соломон ранее был пастухом, могло относиться не к Давиду, а Василию. Ромеи обычно считали Василия I происходящим из македонских пастухов, но затем была создана царская генеалогия. Характерно, что Константин Багрянородный, придумывая царских предков Василию, тем не менее, не называет по имени ни его отца, ни матери.
Генеалогия Василия II известна, он считается сыном Романа II и Феофано. Василий II родился в 954 г. или 958 г. или 962 г.
Тогда Василий I – Василий (Иван) Окулович (Окулов, Охулович, Викулович, Никульевич, Микульевич, Попович) и по происхождению – попович, или же сын гвардейца из Македонии Николая (Славяна).
Соломан-царь Давыдовичь – Симеон Мудрый Борисович, крестный сын Михаила III. Однако у Михаила III, по мнению историков, имелся еще один сын – Лев Мудрый.
Известны иконы с надписью «св. Давид царь болгарский». В. Златарский высказал мнение, что Давид Болгарский – это комитопул Давид, старший брат царя Самуила, который, возможно, на короткий срок в интервале 971—979 г. был царем. В Истории иероманаха Паисия Хиландарского (1762 г.) о Давиде Болгарском сообщается, что он добровольно оставив царство брату Самуилу, ушел в монастырь. Давид стоит 3-м в списке болгарских святых. В. Златарский пришел к выводу, что источником для иероманаха Паисия служило изображение «святаго Давида царя болгарского» в «Стематографии» Х. Жефаровича (Виена. 1741 г.). По свидетельству хроники Иоанна Скилицы и ее дополнениям, сделанным епископом города Девола Михаилом, Давид вместе с братьями боролся за независимость Болгарии, но был убит в начале восстания, в 976 году, что исключает возможность провозглашения его царем. Самуил принял царский титул только в 997 году. Болгарские историки считают, что Давид не был канонизирован, а, подобно мнимым болгарским святым, ошибочно попал в Зографский помянник 1505 г., а после 1762 года и в церковный календарь под 26 июня, в день памяти преподобного Давида Солунского.
Скорее признать святым могли крестителя Болгарии – отца Симеона, царя Бориса. Тем более считается, что полководец Феоктист был современником св. царя Давида. Известно, что во времена императора Михаила III (842—867 г.) полководец Феоктист подчинил обитавших в районе гор Тайгет езерцев и милингов ромейской власти.
Василий I, сын крестьянина из округи Адрианополя, был возлюбленным Феклы, дочери императора Феофила и сестры Михаила III. Михаил III женил Василия на своей любовнице Евдокии Ингерине. Затем убит брат императора Феофила кесарь Варда (21 апреля 866 г.), усыновлен и провозглашен соимператором Василий I (26 мая 866 г.). 23 сентября 867г. император Михаил Аморийский был свергнут и императором стал Василий Македонский (Сакалиба, «склавы», «сакалибы» – «грубые шерстяные мундиры», возможно, что так, в отличие от кавалеристов, называли пехоту), в 869 г. он назначил соправителем своего сына Константина.
У Василия I было четыре сына: Константин, Лев, Александр и Стефан. Константин родился в 859 г. от первой жены Василия – Марии, с которой Василий I развелся по настоянию Михаила III. Остальные три сына – дети от Евдокии Ингерины. Впрочем, что касается Льва (родился в октябре 866 г.), то в отношении отцовства Василия I существуют определенные сомнения. Не исключено, как об этом сообщает Продолжатель Георгия, что отцом Льва был царь Михаил, не прервавший отношений со своей возлюбленной даже после того, как отдал ее в жены своему фавориту.
Ромейские хроники сообщают, что Евдокия (Ингерина) была возлюбленной Михаила III. Мать молодого императора Феодора и его дядя Феоктист женили царя на Евдокии (Декаполитиссе). Тем не менее, Евдокия (Ингерина) оставалась возлюбленной Михаила и после его женитьбы. Возможно, имеется в виду одна и та же законная супруга императора, захваченная Василием I.
Даты рождения Василия I спорны, по одним источникам Василий родился в 812 г., но дата его рождения часто относится к более позднему времени, вплоть до 836 г. Некоторые авторы именуют его в момент восшествия на трон юношей.
У арабов Василий I известен как сын Славянина. Что позволяло ему общаться с Симеоном как на родном языке, так и по-гречески.
В былинах Василий назван князь Иван, Василей-король. Василий I в 866—67 г. сначала именовался титулом равнозначным князю, королю – Рекс (при правлении Михаила 3 – Михаиел Императ – Василиус Рекс), а лишь затем царем – Василиос Василевс – Василилеос Кео Василевс Ромеон.
Василий II все время правления именовался царем.
Солнышко Владимер-князь указан как правитель в Рахлинском царстве. Имя его могло быть просто переводом титула. Влади-мир, могло означать правителя мирного – Малжид-ас-Салим (Соломон). Киевский Владимир был женат на сестре Василия II.
Василий I правил, когда на Руси, как считается, были Рюрик, Оскольд, Дир, а не Владимир. Но в русских источниках Владимир и Добрыня указан современником Василия I и Симеона, так в Никоновской летописи под 6499 г.– запись: «Иде Михаил митрополит по Русской земле и до Ростова, с четырма епископы Фотеа патриарха, и з Добрынею и с Анастасом; а друзии епископы Фотеевы в Киеве пребываху.». Патриарх Фотий действовал в 858—67 г. и 878—86 г., при Василии I.
В Иоакимовской летописи указано: «По сем же иде Владимир на Булгары и победи их, мир учении, и прият крещение сам и сынове его, и всю землю Русскую крести. Царь же болгарский Симеон присла иереи учены и книги довольны…».
Василий Окульевич, Охулович, Викулов. Аколуф (acoluthus) – низшая должность служителя храма, состоящего при священнике. В Ромее аколуфами именовали иподиаконов. Аколуф в 9—10 веках протомандатор (проксим) тагмы арифм – начальник ординарцев столичного гвардейского подразделения, в полторы тысячи воинов. С 11 века титул командующего варяжским корпусом в Царьграде, подчинявшегося великому друнгарию виглы.
Также Василий, Иван Никульёвиць – то есть отцом Василия мог быть Аколуф Николай.
Васенька Попович (он же Васенька Окулович), также указывет на занятие его отцом священнической должности. Но в это время в Роме звание «Папа» носил римский первосвященник. В правление Михаила III и Василия I известен Римский папа – св. Николай I Великий (Nicolaus 800- 867 г.).
Святой Николай I Великий – Папа Римский с 24 апреля 858 года по 13 ноября 867 года. Николай родился в знатной семье в Риме, был родственником Льва IV. Получил отличное образование и поступил на службу Церкви в раннем возрасте. Он был сделан иподиаконом папой Сергием II (844—847 г.), а диаконом при Льве IV (847—855 г.). В 858 г. император Западной Римской империи Людовик II, явился в город, чтобы оказать влияние на выборы. 24 апреля Николай был избран Папой, и возведен на престол в присутствии императора.
Его понтификат вошёл в историю как период, когда впервые была последовательно сформулирована идеология папской теократии. По мнению Николая I, папа римский обладает всей полнотой власти в Церкви, является её единственным главой. Власть всех других епископов (на Востоке и на Западе) исходит от папы, который имеет право судить любое духовное лицо. Не менее сильно Николай подчёркивал верховенство папской власти над властью светских государей.
Николай I был первым, кто использовал так назывемые лжеисидоровы декреталии, сборник сочинённых от имени бывших пап писем и декретов, в качестве кодекса прав, дававшего институту папства независимость от государства, церковной иерархии – епископов, даже соборно ими принятых решений.
Самым ожесточённым был спор Николая с константинопольским патриархом Фотием. Фотий пришёл к власти благодаря императору Михаилу III. В письме от 8 мая 862 года на имя патриархов Востока Николай призвал их и епископов отказаться признавать Фотия. Недовольный и рассчитывая на автокефалию, которую Фотий не собирался предоставлять, Борис в августе 866 года послал посольство к Николаю. Болгарский государь просил также разъяснений по множеству вопросов исповедания христианской веры, новой морали и правил поведения в общественной и частной жизни. Сохранились ответы папы Николая на 115 вопросов, 106 ответов представляют полную противоположность ответам патриарха Фотия. Борис подчинил болгарскую церковь папе Николаю.
Папа Николай I выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861 года по делу патриарха Фотия, а в 863 г. самого Фотия объявил лишенным сана. Собором в Константинополе в 867 году Николай был сам лишён сана и анафематствован. Конфликт продолжался при его преемнике папе Адриане II.
Папа Николас и Лоуис
Папа Николас и Лоуис
Цареградский царь именуется также Иваном (Иваном Окуловичем, Иван Никульевич, Иван Микульевич). Полные имена князей обычно состояли из нескольких отдельных имен, известен Михаил Комнин Торник Палеолог Асен.
Известен Иоанн I Цимисхий Куркуас (969—76 г.) – Иван Автократор Севаст Василевс Румаив, Иуанн Автократер Севаст Василевс Румиун. Происходил из знатного армянского рода. Иваном могли звать и Василия I, имя Василий, скорее всего, принято по-созвучию имени Василий (Василеиос) с Василеус («царь»).
Иван Микульевич – Иван Михаельевич. Имя отца Василия I неизвестно, но Василий I был официально усыновлен Михаилом III.
Жена Соломона именуется: царица Соломания, Соломаниха, Соломанида Волотамовна, Соломадина Прекрасная – от имени Соломон.
Жена или наложница Соломона Маринка, вероятно первая жена Василия I – Мария, мать его наследника Константина.
Имя жены Василия II неизвестно, в источниках указано на то, что его хотели женить на болгарской царевне. У Василия I известны две жены – Мария, от которой у него был сын Константин, и с которой Василий развелся по настоянию Михаила III и любовница Михаила III Евдокия Ингерина (имя Ингер считалось хазарским, но передовало имя Игорь).
Известна дочь Феофила Аморейского и сестра Михаила III – Мария.
У Симеона Мудрого известна вторая жена, армянка Мариам. Известна дочь императора Христофора Лакапина, внучка императора Романа Лакапина, племянница императрицы Елены – Мария, которая вышла замуж за царя Петра Симеоновича в 927 г.
Соломанида Волотамовна, дочь Волотама. Известно сказание о сватовстве царевны Соломаниды Володомовны: «Царь Давыд срядил три посла во Царьград, дал войска 12 полков, отпустил с великою честию в Царьград ко царю Володому Володомовичу по царевну Соломаниду Володомовну, три посла с войскем остоновилися не доехавши Царяграда за трицеть верст, из Царяграда царь Володом Володомович выслал встретить трех пашей… с великою честию, встретили с пушечною палбою и со всякеми веселыми играми». Заметим, что имя цареградского царя Володома Володомовича напоминает Волотомана (Волота Волотовича) из стиха о Голубиной книге и возникшей на его основе повести о граде Иерусалиме. В «Повести града Иерусалимского» Волот рассказывает свой сон, который толкует Давид, предсказывая, что у Волота родится дочь Соломонида и на ней женится Соломон и будет на Руси град Иерусалим, а в нём соборная апостольская церковь Софии премудрости Божьей.
Имя Волот переводят из «волот» – великан, а также из имени царей Александрии «Птолемей» (воин).
Помошник царя Василия, назван – Таракан сын Заморенин, Торокан сын Заморянин, Торокашко да сын Заморенин, Таракашко купец Заморинян, Тороканишка Голь Заморенной, Торокашка гость Замореник.
Таркан или Торкан, скорее всего, искаженный титул тархан. Тархан приравнивался стратегу в Ромее. В Золотой Орде тарханы освобождались от податей и повинностей. Они могли свободно входить к его величеству, они и их дети были не подсудны до совершения девяти проступков.
Гость Заморянин, Замореник – Гость (командир вооруженного отряда по сбору дани или доставке товаров) из Мореи (Пелопоннес).
В Михаиле Пивоваренине: (Мишка Пивоваренин, по прозванию вор Торокан да сын Заморенин… Михайло», «Поваренин-Торокашко-вор», «Василий Торокашко сын Заморенина») скорее всего, отразился Михаил III Пьяница – свергнутый Василием I император Аморийской династии, правивший в 842—867 г. Сын императора Феофила Аморейского вступил на трон практически младенцем. Амориум – по созвучию с Морей (Пелопоннесом), находящийся за морем от Царьграда был переосмыслен как Заморенин. Считается, что Михаил III Пьяница женил Василия I на своей полюбовнице, при наличии у того жены Марины.
При Михаиле III произошло «Первое (Фотиево) Крещение Руси» в 860 г., крещение болгар (863—64 г.). Михаил был крестным болгарского царя Михаила (вероятно – Бориса или Симеона). В 867 г. в период ухудшения отношений между Михаилом III и Василием, последний организовал убийство императора и единолично занял императорский престол. В историографической традиции Ромеи Михаил представлен как распутный тиран, ему даётся прозвище Пьяница.
Возможно, что образ Михаила был намеренно искажён при Македонской династии, когда понадобилось обелить Василия Македонянина – убийцу Михаила и фактического узурпатора трона. Михаил III был убит 24 сентября 867 г. во дворце св. Мамы. Согласно хроникам «семьи Симеона Логофета», Василий Михаила собственноручно не убивал, однако сделали ближайшие друзья Василия, многие из которых, принимали участие в убийстве кесаря Варды.
Продолжатель Феофана жизнеописания царей. «Книга 5.4. До сих пор род потомков Аршака, как бы сплоченный в своем колене (хотя благодаря брачным союзам он и смешивался с местными жителями), жил в Адрианополе. Но когда небезызвестный Крум, болгарский князь, надругавшись над мирным договором с ромеями, разбил военный лагерь у Адрианополя, после долгой осады принудил к сдаче оставшийся без припасов город и переселил всех его жителей вместе с архиереем города Мануилом в Болгарию, отправились в болгарскую землю вместе с остальными и родители Василия с сыном-еще младенцем в пеленках.
9. И покинул он фракийскую Македонию и отправился в первый среди всех городов.
Книга 4. 43. Итак, царь вернулся, и поскольку сына у него не было, усыновил Василия, пожаловав ему сан магистра. Шло время, править государством Михаил был неспособен, сознавал свою простоту, к тому же стало известно, что из-за плохого ведения дел готовится возмущение и бунт сената, поэтому он возлагает на голову Василия вожделенную корону и в день праздника пятидесятницы, в месяце мае, двадцать шестого числа, четырнадцатого индикта провозглашает и представляет его царем в Великой церкви божьей мудрости. Кто этот Василий и как стал известен царю, расскажет посвященная ему история. Теперь же, удостоившись царского величия, он принялся за государственные дела, устранился от ежедневных ристаний и состязаний, а также от гнусностей гнуснейшего патриарха Грила, коими безмерно наслаждался Михаил.
Книга 5. 16. Царскую власть на следовал его сын Михаил через три года после того как был произведен па свет матерью Феодорой Всеми делами стали заправлять его опекуны и радетели, коих назначил Феофил: евнух Феоктист, в то время каниклий и логофет дрома, брат августы патрикий Варда и магистр Мануил, родом армянин.
17. Между тем царь Михаил (он как раз вышел из детского возраста и вступил во взрослый) непрестанно горел желанием двинуться на исмаилитов. Сперва он решился на это по побуждению своих близких, не собственной волей, а мыслью и советом опекуна Варды. И вот дабы не был заколот Василий, как незадолго до того кесарь, а еще раньше Феоктист, то ли по решению синклита, то ли по воле друзей Василия (и им грозила такая же смерть), закалывают Михаила царские стражники во дворце святого великомученика Мамы в сентябре месяце, двадцать четвертого числа, первого индикта, года 6376, в третьем часу ночи. Процарствовал он вместе со своей матерью Феодорой четырнадцать лет, а единолично-одиннадцать, а позже совместно с Василием один год и три месяца.
18. Провидение искусно вело Василия к поставленной цели, и сразу, после возвращения из похода царь усыновляет его (своего потомства у него не было) и удостаивает светлейшего титула магистра. …венчается Василий царским венцом. И случилось это двадцать шестого мая четырнадцатого ромейского индикта».
Промежуток от трех месяцев до трех лет между нанесением обиды Соломону и его местью, соответсвует времени между браком Льва Мудрого и свержения Василия I и времени задержания Льва Мудрого.
В первый раз Лев VI в Костантинополе женился в 882 г. на женщине получившей имя Феофано. Брак этот был обусловлен лишь волей императора Василия I, через три года после этого в 886 г. Василий I погиб в результате заговора. Императором стал Лев VI, сменивший всю администрацию империи.
По решению Василия I, Лев был заключен вместе с женой Феофано и малолетним сыном. Права на трон были переданы другому сыну Василия I – Александру Македонскому. Кроме Льва были арестованы, подвергнуты допросу и пыткам также многие из его друзей. Лев был приговорен к казни. Лев был выпущен из заключения 20 июля 886 г. (практически сразу был убит Василий I). Считается, что за Льва заступился париарх Фотий. В «Житии царицы Феофано» спасителем Льва назван придворный Стилиан Зауца. О продолжительности его заключения в источниках содержатся противоречивые сведения (от трех месяцев до трех лет).
Лев Мудрый
Трактат Льва Мудрого «Тактика Льва» считается наиболее распространённым из всех памятников ромейской военной литературы. Историки полагают, что Лев Мудрый сразу же начал войну с Симеоном Мудрым. Война оказалась неудачной для ромеев.
Симеон вступил на болгарский престол в 893 г. Это был высокообразованный человек, обучавшийся в Константинополе. Историки полагают, что Симеон никогда не брал штурмом Царьграда. Война Симеона против греков началась, видимо, в 894 г. В 896 г. покончив с мадьярами, Симеон устремился на Ромею и после решительной победы над греками дошел, по сообщениям арабских хроник, до стен самого Константинополя, после чего они взяли на себя обязательство платить ежегодную дань. Летопись Константина Манасии пишет: «При этом царе Константине Симеон, царь болгарский с миром вошел в Царьград…».
Также считается, что Симеон в 922 г. взял Адрианополь (Одрин). Затем его войска подошли к стенам Константинополя. Императорские загородные дворцы были преданы пламени. В 923 г. или 924 г. произошла беседа между василевсом Романом Лакапином и автократором Симеоном под стенами Константинополя. Роман, прибывший первым, сошел с императорского корабля, а Симеон прибыл по суше в город.
Упомянуты богатыри русские – Илья Муромец, Семен Леховитый, Олешенька Попович, Добрынюшка Никитич.
Одного из непосредственных учеников и последователей Богомила звали Добри. Известен дядя (называный в летописи по-болгарски «уем») Владимира Киевского – Добрыня (болгарские имена Добри, Добрин). Впрочем, династия Добриничей затем существовала именно на севере Руси.
Указанное в былине расхождение в обрядности между православными царства Соломона и Царьграда-Золотой Орды, также имелось в отношениях между Русью-Болгарией и Ромеей-Золотой Ордой.
Известно, что ромеи заново освящали церкви еретиков, также заново они освящали церкви русских и болгар.
Единство обрядов болгар, русских и славян признавал Рим. Булла папы Иоанна VIII Болеславу Чешскому (972 г.) об основании Пражской епископии и девичьего монастыря, в хронике Козьмы Пражского, подчеркивает, чтобы они должны быть устроены «Verumtamen non secundum ritus aut sectam Bulgariae gentis vel Ruziae, aut Sclavonicae linguae, sed magis sequens instituta et decreta apostolica…» (По уставу св. Бенедикта и под руководством нашей дочери аббатисы Марии. Но не обряду по секты болгарского народа или русского, и не на славянском языке, но более по практике и декретам апостольского…).
О том, что греческая церковь считала православное христианство еретическим, говорят многие свидетельства. Среди «еретических народов» ставит болгар Проложное Житие св. Ивана Владислава. Исследования показали, что в начале 11 века (по другим сведениям в 13—15 веках) почти все памятники церковной архитектуры в центральных, западных и юго-западных районах Балканского полуострова были разрушены до оснований или сделаны негодными для богослужений путем разрушения их куполов и алтарей.
Археологические свидетельства и источники приводят к традициям производящим православие от апостола Павла и апостола Иакова. С именем апостола Иакова связано «Протоевангелие Иакова» которое считают апокрифическим. Тем не менее, его славянские тексты были широко распространены, оно отсутствует в славянских списках запрещенных книг, и славянская традиция не считала его апокрифом.
Сотни церквей на Балканском полуострове и за его пределами не были предназначены для совершения ритуала, узаконенного Цареградской патриархией. Болгарская и русская церковная служба существенно отличалась от ромейской. В этом случае поддержка греческого духовенства на Руси Золотой ордой – борьба Константинопольской патриархии с традиционным православием (староверами), продолжавшаяся и после перехода властей Орды в ислам.