Вы здесь

Царское наследство. Глава 2 (Мария Жукова-Гладкова, 2009)

Глава 2

Ужинали мы вчетвером – фотограф, я и дядя Ричард с некоей Дашей, очаровательной русской акулой, впившейся молодыми острыми зубками в англичанина средних лет. Правда, Дашенька еще, вероятно, не знала, что дядю Ричарда так просто не возьмешь и он ни одну женщину не любил так, как своих кобыл.

Дашенька прекрасно говорила на английском языке в дополнение к обворожительной внешности. У нее были длинные черные волосы, черные брови и при этом голубые, почти прозрачные глаза. Линзы имели бы другой цвет. Правда, губы, по-моему, были гелевыми. Но не может же все в человеке быть идеальным? Пышная грудь, осиная талия и умеренно широкие бедра делали девушку еще более привлекательной для мужчин. Я дала бы ей года двадцать три. Одета была на первый взгляд просто, на второй – очень дорого. О лошадях знала много.

Она заявила, что является моей коллегой и работает в одном русском женском журнале, где освещает театральные премьеры, выставки, вернисажи. А откуда тогда интерес к лошадям? – хотелось спросить мне, но я пока сдержалась.

Ричард познакомился с Дашенькой на скачках, куда она, по ее словам, не могла не сходить, оказавшись в Англии в командировке.

– А у нас вы что освещаете? – тут же спросила я.

– Так сейчас же у вас гастролируют два наших театра – балетный и драматический. К тому же я не только отправляю статьи в Россию, но и работаю на синхронном переводе в театре. Вы же знаете, что при гастролях иностранных театров зрителям выдают наушники, где идет перевод на язык страны, в которой проходят гастроли? Ведь наши артисты играют на русском.

Об этом я слышала впервые, вернее, никогда даже не задумывалась на эту тему, да и мысли пойти на гастроли русского драматического театра в Англии у меня не появлялось. Признаюсь честно: о русской драматургии имею весьма смутное представление, как о классической, так и о современной. Мои русские знакомые ею не интересуются. Моих английских читателей интересуют совсем другие новости о русских.

Я практически не сомневалась, что Дашенька приехала в Англию на личные гастроли, но также была уверена в благоразумии своего дяди.

За ужином коллекция не была упомянута ни разу, как и истинная цель нашего с фотографом визита.

Ее мы с фотографом осматривали на следующий день. Нас сопровождал один Ричард. Дашенька отбыла в Лондон, чему я радовалась. Не хотела при ней задавать Ричарду никакие вопросы. А они обязательно должны были возникнуть.

Мой дядя Ричард Воротынски является потомком русского стольника, князя Алексея Ивановича Воротынского – по крайней мере, с этого князя история семьи известна и записана. Моя ветвь к ним не имеет никакого отношения. Лучше всех из Воротынских известен князь, боярин и воевода Михаил Иванович, который в 1572 году нанес поражение крымским татарам в Молодинской битве, потом был обвинен в измене и умер от пыток. Правда, дядя Ричард не был уверен в родстве с именно этим Воротынским. Он даже нанимал какого-то русского историка для изучения архивных данных, и, к сожалению, точных подтверждений родства найти не удалось. Однако генеалогическое древо с Алексея Ивановича подтверждается.

Дедушка дяди Ричарда, бежавший из России примерно в одно время с моей прабабушкой, вывез, в частности, содержимое крестовой Алексея Ивановича, которое в их семье передавалось из поколения в поколение.

У нас с фотографом тут же возник вопрос, что такое «крестовая».

Дядя Ричард пояснил, что это комната во дворце или богатом доме, где самыми главными предметами поклонения были кресты (на что указывает название), то есть домашняя святыня. Кресты накапливались у каждого хозяина (речь, конечно, идет о богатых людях) на протяжении жизни, начиная с получаемых в подарок при крещении (такие подарки были приняты в те годы). То есть первый крест – тельник, ныне именуемый нательным, – носили на теле, остальные хранились в крестовой. Потом добавлялись кресты, которые родители, родственники и какие-то важные лица дарили в связи с различными праздниками и событиями жизни. В крестовую также помещались священные предметы, приносимые паломниками, дары попов и монахов, приезжавших в Москву и останавливавшихся в доме. Самые богатые крестовые, конечно, были у русских царей – там собиралось наибольшее количество подарков.

В крестовой держали и иконы, и мощи, и свечи, и воск, и просто камни со Святой земли. Некоторые предметы могли лечить от чего-то конкретного и в таких случаях возлагались на тело именно в крестовой. Например, Иван Грозный хранил в крестовой зуб Антипия Великого (святой Антипий считался исцелителем от зубной боли), и царь возлагал его на себя при молении вместе с крестами.

У моего дяди Ричарда никаких зубов не хранилось, только разнообразные кресты. Они были золотыми гладкими, золотыми с распятием, наведенным чернью, с литыми распятиями, с вырезанным образом Спаса, сапфировыми, украшенными жемчугами. Коллекция впечатляла. Я никогда ее раньше не видела.

– Цена определяется исторической ценностью, возрастом и, конечно, уникальной работой, – пояснил Ричард. – Признаться, я думал, что она потянет на десять миллионов долларов, а оказалось в пять раз больше. У меня есть документы, подтверждающие мое происхождение от Алексея Воротынского. Сохранилось описание его крестовой – не зря я тогда русского историка нанимал. Здесь, правда, больше крестов, чем в том описании. Вероятно, их добавили потомки. Нет двух икон, свечей…

– Свечи за столько лет могли ссохнуться, – заметила я. – Да и повез бы твой дед свечи из России? В особенности когда имелись более ценные предметы.

– А почему вы не хотите продать все это церкви? – спросил фотограф, введенный мною в курс дела.

– Во-первых, церкви не продают, во-вторых, я считаю это музейными ценностями и хочу, чтобы ими могли любоваться представители всех конфессий и атеисты, в-третьих, эти кресты всегда хранились в доме. Я же объяснял, что это содержимое крестовой. Да, у царей имелись крестовые попы и крестовые дьяки, которые служили у подобных крестов, но комната все-таки предназначалась для уединенного моления, для «домашней молитвы».

– Ты уверен, что хочешь продать всю коллекцию, а не часть? – уточнила я.

– Она стоит гораздо больше целиком, чем каждый предмет по отдельности. Вон, посмотри, в нее входят деревянные кресты. Они не имеют большой ценности сами по себе. Золотые, конечно, имеют, в особенности если учесть, сколько в них золота и какой пробы. Но… В общем, я принял решение, Бонни. И ведь у меня остаются еще кое-какие вещицы, вывезенные дедушкой.

Дядя Ричард мне хитро улыбнулся. Я тоже улыбнулась, вспоминая, сколько всего успела прихватить моя прабабушка.

– Даша видела коллекцию? – прямо спросила я у дяди.

– Ты меня идиотом считаешь? – посмотрел он на меня. – Она вообще не знает о ее существовании.

– А как вы объяснили наш приезд? – спросил фотограф.

– Зачем мне кому-то объяснять приезд племянницы? К тому же Дашенька скоро отбудет в Россию.

* * *

О Дашеньке я рассказала шефу. Он имеет связи в спецслужбах Великобритании, с которыми наша газета сотрудничает на взаимовыгодной основе. Я не исключала, что Дашенька – это просто хищница и ей нужен богатый англичанин для замужества, неважно – с коллекцией или без. Лошадей держат только богатые люди, и она направилась на скачки в поисках богатого английского лоха. Но требовалось проверить все аспекты. В самом ли деле она здесь только работает и ищет потенциального мужа или еще чем-то занимается?

Через некоторое время шеф получил очень интересный ответ. Он опять же в некотором роде касался нашей семьи.

У Ричарда имелась сводная сестра по матери. Он не поддерживает с ней отношений, они не складывались с самого детства. Сестра была старше Ричарда на пять лет и имела страсть к молодым мужским телам. У меня с этой сестрой не было никакой общей крови, то есть родственницами мы являлись только опосредованно, и вообще я ее ни разу в жизни не видела.

Примерно два года назад сестра Ричарда, Вики Фостер, вышла замуж за молодого русского артиста, играющего героев-любовников второго плана в том самом театре, который находился у нас на гастролях и где Даша работала синхронным переводчиком. Потом его пригласили в какой-то сериал, где он из героя второго плана примерно к десятой серии превратился в главного – по просьбе многочисленных зрительниц. Сериал показали и в Англии – и английские дамочки стали сходить с ума еще больше, чем русские. В связи с такой бешеной популярностью драматический театр, где Юрочка Свиридов числился в штате, приехал в Англию на гастроли, которые имели головокружительный успех, не то что в этот раз. Тогда английские дамочки валом валили на Юрочку, желая посмотреть его живьем.

Обратно театр в тот раз ехал уже без Юрочки. Он женился на Вики Фостер, которая годилась ему в матери.

– Он в России не мог себе богатую женщину найти? – спросила я у шефа. – И помоложе?

Шеф ответил, что этот вопрос пока выяснить не удалось – было мало времени, и в любом случае это будет проще сделать мне во время следующего вояжа в Россию, который состоится в самое ближайшее время.

Он же мог сообщить, что Юрочка ходил почти на все спектакли театра, в котором прозябал немало лет, и потом несколько раз ужинал с Дашей.

– Задача ясна? – посмотрел на меня шеф.

Она была не просто ясна. Мне было необходимо выяснить подоплеку этого знакомства, чтобы Ричард не оказался в какой-то неприятной ситуации.

Но первым на повестке дня все-таки стоял олигарх-диссидент Борис Сигизмундович Доброчинский.