Глава 8. Хронавты
Шагал мерил шагами зал совета. То, что рассказала Ириша, было очень нехорошо. Выходит, что одержимые воины-ниматы как-то связаны с таинственным храмом, где прислуживала девочка. Она своими глазами видела ритуалы, в которых участвовали воины, становясь одержимыми. Жаль Дора схватить так и не удалось. Та ночь прошла спокойно, видимо Дор понял, что проиграл и убрался восвояси. А девочка стала ненужным и опасным свидетелем тайных ритуалов, связанных с какими-то странными камнями, которые использовались и в ритуалах одержимости. Ириша вспомнила, что Дор говорил о вселении в воинов неких злых духов, живущих в зелёных камнях. Шагал улыбнулся – Ириша ему понравилась: смелая, смышлёная… Дэн дал ей своё родовое имя, и Шагал отправил девочку в организованную им школу для детей «воронов» и дворцовой челяди. Пусть учится.
Крогг оказался умелым взрывником. Подорвал стену аккуратно, в результате чего кладка только растрескалась. Остальное разобрали руками.
За стеной оказался полукруглый зал, отделанный серым гранитом. Посреди зала стоял цилиндрический стол из чудом сохранившегося дерева. Впрочем, скорее всего это не было чудом: дерево оказалось тщательно законсервированным с помощью сложной пропитки смолами и рассолами. Кроме этого, в помещении оказались низкие стеллажи из того же дерева, все усыпанные битым зелёным стеклом и какими-то странными металлическими и стеклокерамическими осколками.
– А вот это я уже видел на Земле. В Гоби мы нашли под песками такой же зал, – сказал Сергей. – И там также была масса обломков.
– И что это за обломки? – Дэн осмотрел зал.
– Они складываются в странные пустотелые пирамидки. А металлические обломки похожи на детали сложной электронной схемы…
– По логике – это алтарь, – Дэн осмотрел арку. – Здесь какая-то надпись.
Действительно, на полу под стеной археологи обнаружили пластину из керамики с идущей по ней витиеватой вязью.
– Какой язык, Дэн? – Зина высветила надпись.
– Маргийский и, как ни странно, наречие степи. Парадная каллиграфическая вязь. Кстати, и сам зал по стилю не похож на типичные постройки хунганов – я не видел ничего подобного, – Дэн подошёл ближе.
– Похоже пластина была здесь, – Зина показала на лежащую на полу разбитую керамическую стелу с тёмным шершавым пятном на стенке.
– Разрушения могли быть результатом сильного землетрясения, произошедшего сто двадцать лет назад…
– «Небесный камень раскроет счастливому обладателю все тайны Вселенной, но наградит безумием…» – прочитал Дэн. – Дальше плитка расколота.
– Богатая добыча, – Мэйт даже присвистнул, увидев разложенные на столах в штабе находки, сделанные в Главном зале и примыкающих к нему помещениях. Здесь была и утварь, и элементы декора стен, и украшения (возможно являвшиеся атрибутами жреческой одежды).
– Пятьсот тридцать вторая! – Зина внесла в рабочий каталог последнюю находку – плитку со стены с изображением созвездия Большой башни. – Уф! С ума сойти! Кстати, – Зина достала планшет, – я проверила по звёздному атласу. Таинственная звезда на плитках – Вега. У вас она называется Стела.
– Так, ребята, если закончили, то жду вас у себя. Хронавты приехали.
Хронавтов был целый десяток: шесть мужчин и четыре женщины. Собственно, хронавтов было четверо. Остальной состав группы представлял собой инженеров и техников для обслуживания машин времени: двух хрономобилей и стационарного портала. Кроме них, на раскопки прибыли и трое историков из Академии наук Эрты, возглавляемые седовласым Борисом Станко, крупнейшим специалистом по медиевистике Валиата (материка, на котором располагались земли маргийцев и мархутов). Правда, последнее время безупречную репутацию академика стали всё больше портить открытия и наблюдения хронавтов Института прикладной истории. И Борис недолюбливал путешественников во времени.
– Итак, нам нужно установить исторические моменты, которые вам бы хотелось увидеть, – начала Рида Илиммо, руководитель группы хронавтов.
– Наша научная задача – раскрыть тайну Храма. Единственное, что нам пока удалось установить – Храм построен маргийцами на месте разрушенного до основания хунганского храма. Так что, предыдущее утверждение о якобы пустом месте, на котором стоит Храм, опровергнуто недавними данными раскопок.
– Добавлю к словам Карима следующее, – Мэйт подошёл к экрану. – Летописей, касающихся времён Шагала, почти не осталось. Причина этого – внезапное переселение маргийцев ближе к землям мархутов, то есть массовый их уход из Средних алатских степей на восток-юго-восток, в степи Южного Алата. И перенос столицы в нынешний Саллейн из Старого Алата, служившего временной столицей после гибели Старого Саллейна. Ныне это городище Альтар или Старый Город. Но об этом времени существует много легенд, в которых при желании можно найти рациональное зерно, да и остались отдельные исторические документы и хроники соседей маргийцев. И, наконец, недавняя находка в Старом Алате дворцовой хроники времён правления Шагала Лагота.
– Вы строите свои выводы на основе легенд, игнорируя исторические документы?! – Академик Станко был удивлён. – Случайно, не на этих? – издевательски ухмыльнулся самоуверенный учёный, кивнув на лежащую на столе профессора Тарбора книгу.
– «Маргийские хроники», – прочитал надпись Виктор Кривцов. – Автор – Ларго Смолка.
– Историко-художественная книга, изданная в конце прошлого века, в которой были впервые собраны и обработаны легенды о Великом переселении маргийцев и, в том числе, правлении князя Шагала, – уточнил Дэн. – Именно в этой книге впервые прозвучала легенда о платке Эмельгайне.
– А что это за Великое переселение? – поинтересовалась Зина.
– Переселение маргийцев из Средних в Южные Алатские степи, в результате чего, маргийцы на двести-триста лет снова из оседлых стали полукочевниками. Причина – падение Орийского метеорита и резкое похолодание, а также засуха. Маргийцы из степей переселились ближе к горным лесам на границе с мархутами.
– Да, исторически документальная книга, – Станко уже откровенно издевался над археологами. – Особенное удовольствие доставляет пассаж о первом царе Нового Маргитта Заксане Смелом, который назван сыном Эмельгайне Лаготы и Ильмы Радолита!
– А разве не так? – удивилась Зина.
– Вам, Зинаида, простителен такой откровенно глупый вопрос, так как вы – землянка. Поэтому не знаете тонкостей эртянской истории. Просто Заксан Смелый, основатель Заксанской династии, был праправнуком Эмельгайне и правил через 150 лет после прапрабабки. К тому же, первым правителем Нового Маргитта был Марсан, дед Шагала Лагота. Ильма был не сыном, а внуком юратского князя Лейна. И до Великого переселения маргийцы не воевали с юратами потому, что не имели общих границ! – торжествующе закончил речь академик.
– Я удивлена глубине ваших познаний, доктор Станко, – ответила Рида (при этом Борис не заметил издевательской нотки в голосе хронавта). – Мать Заксана Смелого тоже звали Эмельгайне. Только Эмельгайне Радули, а не Лагота. И с юратами маргийцы воевали как раз во времена её отца Сабила. И договор с юратами был заключён именно принцессой Эмельгайне. Как видите, в легенде были просто перепутаны созвучные имена правителей. А Заксан первый был действительно первым царём Маргитта, – Рида сделал на этом упор, – до него правители носил титулы хаконов, то есть князей.
Уязвленный академик замолчал, глядя исподлобья на временщиков. Между тем, Рида продолжила:
– Итак, согласно хроникам, объединённое войско маргийцев и мархутов совершило поход в Хунгар, взяв его столицу Лубу, в 1334 году, примерно в июне.
– Извините, что перебиваю вас, Рида, – Зина поднялась с места. – Летоисчисление Эрты и Земли синхронно?
– Да. Год на Эрте длится 365,15 земных суток, то есть совпадает с земным. Разница в начале летоисчисления составляет три года. Поэтому, когда на Эрте был 1334 год от Сошествия Небесного огня, на Земле в это время шёл 1338 год от Рождества Христова. Только по месяцам календарь Земли опаздывает на полтора месяца.
– Простите, что снова отвлекаю. А что это за событие – Сошествие Небесного Огня?
– Падение Кумканского метеорита, уничтожившего остров Кумкан в Великом океане и вызвавшего малый ледниковый период, стоивший жизни трети населения Валиата и половине Аралана.
– Я всегда удивлялся схожести Эрты и Земли. Мало того, что это планеты-двойники в системах звёзд-двойников. Биосфера планет схожа на 95%, география на 98%, различия лишь в мелких островах и небольших вариациях рельефа. Глобусы планет очень похожи: Великий океан Эрты – это Тихий океан Земли; Валиат – Евразия; Аралан – Африка; мархуты – славяне; земли маргийцев – Дикая степь. Хунганы – тюрки, юраты – народы Прибалтики, а рыцари Золотого дракона – тевтонцы… – ударился в неожиданные рассуждения Копёнкин.
– Сергей, давайте оставим лирические отступления до окончания нашего собрания.
– Извините, Рида.
– Нам необходимо выяснить, почему был разрушен хунганский храм, и что он из себя представлял. В чём была его опасность для маргийцев и мархутов? – уточнил Мэйт.
– Согласно легендам, в которых, несмотря на уверения академической науки, можно найти рациональное зерно, – не удержался от язвительности Рут Богда, – незадолго до похода у князя было видение: в дворцовом храме Шагалу явился некий посланник небес (в других легендах он назван посланником грядущего), сообщивший ему об опасности, исходящей из Храма.
– Вы хотите, чтобы мы проверили эту легенду?
– Да, Рида. Возможно, это был контакт. Может и впрямь с некими хронавтами, а может и с пришельцами. Но у нас две вероятные даты этого. По другим вариантам сказаний видение было княжне. А в недавно найденных дворцовых хрониках говорится, что походов было два. Первый состоялся за год до совместного похода маргийцев и мархутов и закончился неудачей. Князь нашёл таинственный Храм одержимых, но был разбит хунганами. Некоторые историки (и на это намекает дворцовая хроника) считают, что имело место предательство. И у нас есть обоснованное предположение, что Храм одержимых – это и есть храм Царского кургана. Во всяком случае, время постройки храма, определённое нами – середина XIV века. А видение было князю перед первым походом, в нём он и получил сведения о таинственном храме.
– Дворцовый храм располагался на территории Верхнего замка, между школой для детей «воронов» и дворцового персонала, организованной князем и восточным крылом дворца, где располагались покои Эмельгайне. Сам дворец находился в Старом Алате, – Дэн развернул карту.
– Итак, нам предстоит отправить разведчика (пока робота) примерно в июнь 1334 года, – поняла Рида. – Ну что же, начнём работу…