Глава 7. Главный зал
Обстановка собрания в штабе раскопок напоминала сцену из шпионского детектива. В кабинете профессора Мэйта Тарбора собрались только самые доверенные, те, с кем Мэйт работал уже много лет. Рутан Богда, Дэн Роберг, Сергей Копёнкин, Виктор Кривцов, Лейна Руг, Карим Магурлит, родители Ланы Тим и Лара Лиготис, Талгат Арунжа.
– Так, ребята, я думаю нет необходимости напоминать, зачем мы здесь. Помело развернул бурную деятельность, так что пришлось его немного завернуть, – начал Мэйт (в кабинете послышались смешки). – Радиму я не доверяю. Есть ещё несколько человек, которых я знаю плохо и не могу доверять им. В первую очередь это Хон Рурка, Ган Тарог, Питер Коллинз, Зина Артемьева… В основном, это обслуживающий технический персонал. К тому же я слышал, что у Питера тоже была какая-то проблема с хищением находок.
– Кайсан Крогг весьма сомнительный персонаж, – добавил Дэн.
– Да, характер у него не из приятных. Нелюдим и хамоват. Но его я знаю. Он не первый раз работает с археологами.
– За Хона я ручаюсь, – возразила Лейна. – Я с ним работаю с самого начала и знаю со школы.
– Можешь не краснеть, Лейна. О том, что Хон – предмет твоих воздыханий, давно известно всей экспедиции, – усмехнулся Талгат.
– Хорошо, Лейна, – согласился Мэйт. – А Ган? Он прилетел с тобой?
– Он прилетел с Кроггом. Я их не знала раньше. Крогг мне не нравится – скользкий тип.
– А я могу поручится за Пита, – ответил Копёнкин, – мы с ним давние коллеги. И Зину я хорошо знаю – это моя практикантка. Насчёт Питера… Да было дело, года четыре назад. Он нашёл интересную находку в Средней Азии. Вещь оказалась уникальной, и её забрал музей. Но тамошние специалисты определили, что эта находка – стеклянная ваза – подделка. А потом всплыл и оригинал. У одного коллекционера из Америки. В подмене обвинили Коллинза, но оказалось, что он не при чём – подделку подбросил один из местных рабочих. Но тем не менее, дурная слава за Питом ещё долго ходила…
– Дети рассказали мне о происшествии у озера. Кто был на пустоши, выяснить, к сожалению, не представляется возможным. Помело уже объявил Лейну злостным распространителем слухов…
– Я польщена таким комплиментом! – не удержавшись, съязвила инженер.
– Сейчас не до шуток, Лейна. Таких случаев у нас никогда не было. Так что, прошу от всех быть бдительными. Это делает кто-то из наших.
– Доносить друг на друга? – покачал головой Дэн.
– Понимаю твоё благородство, Дэн, но придётся.
– Ладно, Мэйт, что ещё на повестке? – Сергей погладил шкиперскую бородку.
– Завтра будем вскрывать Главный зал. Пока мы только пробрались в галерею…
К полудню заваленный проход, ведущий в Главный зал храма, удалось расчистить. Первым в зал спустился «Суслик» (так археологи прозвали робота-разведчика). На экранах виднелся замусоренный пол, стены обширного помещения терялись в темноте. Иногда в поле зрения попадали прямые «варварские колонны», стоявшие на ступенчатом периметре зала.
– Включи обычный фонарь. Этот «ночной глаз» ничего не видит, – Дэн склонился к сидевшей за пультом Лейне. Девушка нажала кнопку, и зал осветился мощным лучом прожектора. Пятно света скользило по стене, послушное опытной руке Лейны. В свете фонаря виднелась мраморное покрытие стен. Периодически в белом гладком покрытии вспыхивали золотыми искрами рисунки, напоминавшие схемы созвездий.
…иногда в поле зрения попадали прямые «варварские колонны», стоявшие на ступенчатом периметре зала…
– Похожи на рисунки созвездий, – Сергей склонился ближе к экрану. – В общем, надо спускаться самим.
Через полчаса Дэн, Сергей и Зина стояли на пороге зала. Вглубь длинного тёмного помещения уходила колоннада, скрывавшая стены.
– Ну что? – Зина оглядела мужчин.
– Вперёд, к открытиям, – Сергей подтолкнул коллег.
Синеватые лучи налобных фонарей выхватывали из темноты мраморные колонны. Поднявшись на две плоские ступени, археологи подошли к стене.
– Сколько вмещал этот зал, как думаешь? – Дэн обратился к Сергею.
– Человек тысячу, не меньше…
Мраморное покрытие на стенах было не цельным, а состояло из отдельных маленьких, примерно двадцать на двадцать сантиметров, плиток. На некоторых действительно оказались изображены звёзды.
– Созвездие Большой башни, – констатировал Дэн. – Причём выделены звёзды Бойницы.
– Да… Огромный, – Зина говорила тихо, так как гулкое эхо непривычно давило на уши. – А впереди стена и ничего нет, странно.
– Стена сложена из блоков и перекрывает проход в виде арки, – Сергей показал на кладку. – Кто-то замуровал то, что находилось за ней.
– Стена капитальная. Придётся рвать, – Дэн ощупал стену.
– Разрушим то, что за стеной.
– Рванём не сильно, чтобы только нарушить целостность кладки. Остальное разберём руками.
В этот момент запищала рация на боку Зины.
– Авария на раскопках! Мэйт срочно требует всех!
На площадке у прохода к раскопам суетились медики, поднимая на носилках подрывника экспедиции Влада Кулика.
– Что случилось?
– Авария с инженерной машиной. Кулик сломал ногу, – сообщил Мэйт.
– А нам нужен подрывник… Там капитальная кладка, и простым инструментом не возьмёшь, – вздохнул Дэн.
– А кто у нас ещё знаком со взрывными работами?
– Только Крогг, – Рут поморщился. – Кто ремонтировал?
– Лейна, – ухмыльнулся Ган, оператор машин для утилизации выбранного грунта и породы, а также уборки территории. – Она же балда! Подборщик сделала, а он в то же утро опять встал.
– Значит, возьмёшь Крогга, – ответил Мэйт Дэну и обернулся к Лейне: – Лейна, зайди в штаб.
– Зачем?
– У меня к тебе вопросы. Ты отвечаешь за технику?
– За археологических роботов. За тяжёлую технику отвечает Крогг.
– А подборщик?
– Крогг меня попросил. Ему нужно было срочно лететь в Новый Алат.
– Ладно, всё равно зайди – поговорить надо кое о чём. Сама знаешь.